УДК 327
ГОРУНОВИЧ Алексей Николаевич, аспирант кафедры истории России, археологии и этнографии Сыктывкарского государственного университета. Автор 8 научных публикаций
КОМИ-ФИНСКОЕ КУЛЬТУРНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
Статья посвящена выявлению характера и направленности сотрудничества Республики Коми и Финляндии в сфере культуры в XX веке. В работе показано постепенное расхождение путей развития коми и финнов, что привело к уменьшению общих черт в культуре двух народов к концу XX века. Рассматривается также проблема существования «финно-угорского мира».
Республика Коми, Финляндия, сотрудничество, культура
Каждое государство, если оно заинтересовано в дальнейшем успешном развитии своего народа, должно уделять немалое внимание вопросам культуры. Сохранение, приумножение культурных ценностей, их познание обогащает духовный мир человека, что в какой-то степени благоприятно сказывается на развитии государства в целом. Особенно это важно для малочисленных народов, к которым относится большинство финно-угров, чьи возможности ограничены объективными причинами в плане поддержки и развития своей культуры. Поэтому налаживание контактов между финно-угорскими регионами призвано помочь сохранить национальные культурные особенности.
Актуальность заявленной темы заключается в том, что культура - одна из важнейших сфер жизни не только человека, но и целого народа. Национальные обычаи, традиции отделяют один народ от другого, делают его самобытным и в какой-то степени независимым от внешнего влияния. Утрата своих культурных ценностей приводит к некоторой трансформа-
© Горунович А.Н., 2011
ции в духовном развитии, поскольку представители того или иного народа начинают воспринимать ранее чуждую им культуру, подстраиваться под ее особенности, забывая о своих. Со временем народу будет нечего противопоставить тому давлению, которое на него может быть оказано, если он не будет заботиться о сохранении своего культурного наследия. Такой народ может подвергнуться постепенной ассимиляции и исчезновению. Для предотвращения этого каждый человек своим поведением должен вносить маленький вклад в дело сохранения родной культуры, а малочисленные народы, имеющие общие культурные черты, могут делать это более успешно, объединив свои усилия.
Целью данной работы является исследование характера коми-финского культурного сотрудничества и его направленности.
Интерес финнов к восточным финно-угорским народам проявился еще в начале ХХ века. В частности, в 1901-1902 годах в Коми крае побывал с исследовательскими целями
Ю. Вихман, который занимался сбором культурных памятников коми-зырян, а также их фольклора1. В условиях традиционного общества коми-зырян их жизненный уклад с течением времени менялся незначительно, что позволяло сохранять национальную самобытность. Этнический состав лиц коренной национальности оставался также почти неизменным, поскольку коммуникации были развиты еще слабо, а представителей других этносов было не столь много. Это позволило Вихману увидеть именно национальные черты в более или менее неизменных традициях коми-зырян.
В 1926 году начинают формироваться двусторонние коми-финские научные и культурные связи благодаря В.И. Лыткину, находившемуся в Финляндии на стажировке. В дневнике В.И. Лыткина есть такая запись: «Посылают ко мне корреспондента одной газеты. Спрашивает, как живут восточные финны?»2. Таким образом, западные финны воспринимали коми-зырян тоже как финнов, но только восточных. Следовательно, сохраняя национальную самобытность, два народа на том этапе своего развития по национальным традициям и обычаям, по менталитету были близки друг к другу. А значит, взаимопроникновение и, как следствие, взаимообогащение культур этих народов на данном этапе могло бы пройти более успешно и безболезненно, чем в последующие периоды их развития.
1930-1940-е годы значительно повлияли на развитие коми-финских отношений. Дело «СО-ФИН», репрессии, советско-финская и Вторая мировая война способствовали росту недоверия и подозрительности друг к другу. Кроме того, в 1930-1940-е годы Коми АсСР стала местом массовой насильственной ссылки и заключения большого количества представителей других национальностей СССР в процессе формирования системы лагерей ГУЛАГа3. В ходе этого доля лиц коренной национальности уменьшилась. А это, в свою очередь, не могло не привести к изменениям жизненного уклада коренного населения. В коми деревнях стали появляться элементы иноэтничной культуры, которая приводила к некоторой деформации
традиционных обычаев и утрате национальной самобытности. Это не могло не повлиять на изменения и менталитета коми народа.
Коми-финские научные контакты возродились в 1950-е годы, когда Коми АССР посетили такие ученые, как Э.Э. Итконен, а потом и Г.Й. Стипа4, которые, без сомнения, отметили, что Коми АССР стала многонациональной республикой, что здесь уживались разные культурные традиции, поэтому говорить о культурной и этнической общности населения двух регионов становилось все труднее.
Вообще вопросы о культурном сотрудничестве между Коми АССР и Финляндией практически не обсуждались. Как отмечает Г. Бу-тырева, в 1993 году занимавшая должность директора Коми республиканского финно-угорского центра: «...до начала 80-х годов
финно-угорское движение сводилось, в основном, к контактам ученых»5. С течением времени разрыв в культуре, традициях, образе жизни двух народов только возрастал. В 1959 году в Финляндии побывала группа туристов из СССР, в составе которой были и представители Коми АССР. То, что для финнов давно уже было цивилизационной нормой жизни, туристы из Коми воспринимали с большим удивлением: высокая плата за все виды услуг, наличие частной собственности, высокая механизация труда6. В этих условиях, несмотря на историческую общность языков, говорить о культурном сближении можно было с большим трудом. Пути развития двух регионов все более расходились.
Распад Советского Союза, который оказал значительное «влияние на формирование и международную активность российских регионов»7, казалось бы, открыл новые возможности для установления контактов между Республикой Коми и Финляндией. И действительно, согласно Конституции РФ, Федеративному договору, закону «О международных договорах Российской Федерации», субъекты РФ получили возможность устанавливать и поддерживать контакты с иностранными государствами8. Кроме того, выезд за границу творческих коллективов, обмен опытом стал более свободным, т.к. в 1992 году Россия и
Финляндия «подписали соглашение о сотрудничестве приграничных территорий»9. Но все это представляет собой только внешнюю сторону дела. Принятые законы и подписанные соглашения между государствами не способны культурно сблизить разные, хотя и в прошлом родственные этносы. Тем не менее расширилась правовая база для активизации сотрудничества.
Еще одним ключевым моментом, определившим специфику дальнейшего развития коми-финских культурных связей, стал феномен так называемого «финно-угорского мира», к которому, якобы, принадлежат все народы финноугорской языковой семьи. В правительственных и неправительственных организациях в 19902000-е годы активно обсуждаются вопросы, связанные с финно-угорским миром и его проблемами. Коми-финское культурное сотрудничество в этот период тоже стало строиться, исходя из этих рассуждений. Возникает очевидный вопрос, насколько приемлемо выстраивать культурные и другие связи между Республикой Коми и Финляндией в конце ХХ - начале XXI века, основываясь на принадлежности к финно-угорскому миру. На наш взгляд, для сотрудничества на такой основе в обществе должны быть высоко развиты национальные традиции, общество должно быть фактическим, а не формальным носителем этих традиций.
Среди исследований, поднимающих проблему существования финно-угорского мира, можно выделить монографию Ю.П. Шабаева и А.М. Чариной «Региональные этноэлиты в политическом процессе (финно-угорское движение: становление, эволюция, лидеры)»10. Авторы рассуждают, в частности, о том, что в финно-угорских регионах дошло до того, что стали проводиться конкурсы красоты, фестивали моды, спортивные соревнования только среди представителей финно-угорских народов11. Высказывается точка зрения, что на самом деле никакого финно-угорского мира не существует, по крайней мере, эта идея не прижилась в сознании широких слоев населения12. А если широкая общественность не понимает или не принимает какую-либо идею, вряд ли будет иметь успех попытка ее дальнейшего развития.
Несомненно, национальные традиции и обычаи надо уважать и стремиться к их сохранению. При этом представителям национальных меньшинств не стоит замыкаться в узком кругу, противопоставляя себя остальному миру, а представителям власти надлежит создавать благоприятные условия для сохранения национальных традиций. Но заниматься этим все же должны действительно заинтересованные люди, которые являются носителями культуры какого-либо этноса, а не просто выполняют возложенные на них обязанности. Не имеет смысла развивать среди широкой общественности то, к чему она не имеет отношения или уже утратила этническую идентичность. На нынешнем этапе развития коми и финский народы имеют гораздо большую общность в том, что они относятся к северным народам с похожими природно-климатическими условиями проживания: холодный климат, наличие больших лесных площадей, а также удаленных от центра труднодоступных областей, не во все из которых еще дошли полностью блага цивилизации. Данные проблемы в большей степени определяют направления сотрудничества Республики Коми и Финляндии, чем принадлежность к «финно-угорскому миру».
В этих условиях вопрос о коми-финском культурном сотрудничестве встает с несколько иной позиции: не с точки зрения принадлежности к финно-угорскому миру и наличия, якобы, многих общих черт в культуре, что в XXI веке проявляется уже довольно слабо, а с точки зрения обмена опытом в области культуры. В этом случае отношения будут более открытыми для того, чтобы приглашать к сотрудничеству представителей совершенно других этносов. Культурное сотрудничество следует развивать для популяризации финской культуры в Республике Коми и коми культуры в Финляндии, как, например, это происходит в Санкт-Петербурге, где существуют культурные центры различных стран, в т.ч. и Институт Финляндии, деятельность которых направлена на ознакомление жителей Санкт-Петербурга с культурными традициями других госу-дарств13.
Некоторая работа в этом направлении проводится и в Республике Коми. Книгообмен с Финляндией осуществляет Национальная библиотека Республики Коми. А поскольку библиотеки являются местом массового посещения читателей, обмен литературой с библиотеками других регионов или государств приобретает немалую актуальность, поскольку дает возможность получить необходимую информацию о культурных особенностях другого региона или страны.
Коми-финское сотрудничество осуществляется и в области театрального искусства, что проявляется в постановке спектаклей, авторами пьес которых являются финно-угорские авторы, а также в гастролях балетных трупп14.
Свои визиты наносят в Коми и финские музыканты. В 2000 году на сцене филармонии г. Сыктывкара дал концерт Паавали Юмппанен, который «считается у себя на родине одним из лучших пианистов»15.
Но, по большому счету, все это единичные мероприятия, проводящиеся в рамках все того же финно-угорского содружества, что все же несколько сужает круг аудитории, для которой все это предназначается.
Таким образом, культурный диалог между Республикой Коми и Финляндией развивать
стоит. Но при этом не нужно весь процесс ограничивать понятиями «финно-угорский мир», «родственные народы». Несомненно, коми и финны принадлежат к одной финно-угорской языковой семье, что обусловливает наличие схожих элементов в языке, в некоторых традициях. Но это вовсе не значит, что с течением времени менталитет, культурные ценности двух народов остались неизменными. Успешное развитие связей (в т.ч. и культурных) в узких рамках финно-угорского мира при наличии большого числа других национальностей на территории Республики Коми и слабом осознании себя как части финно-угорского мира значительной частью населения вряд ли возможно. Более перспективным может быть сотрудничество с целью широкой популяризации своей культуры, которая может способствовать укреплению, в т.ч. и экономических связей. Знание культурных особенностей коми и финнов будет помогать формированию доверия, что имеет немаловажное значение в бизнесе и экономических отношениях в целом, а это является довольно актуальным, поскольку Республика Коми и Финляндия в 1990-2000-е годы активно развивают экономическое партнерство.
Примечания
1 Вихман Ю. Краткий очерк научной поездки к зырянам в 1901-1902 гг. // Национальный архив Республики Коми. Ф. 710. Оп. 1. Д. 5. Л. 4.
2 Лыткин В.И. Заграничные впечатления. В Финляндии // Коми му. 1928. N° 4. С. 46.
3 Максимова Л.А. Этнокультурные процессы в контексте экономической модернизации на Европейском Северо-Востоке в 1930-2000 годы // Рос. история. 2009. № 3. С. 248.
4 Финские языковеды - исследователи коми края. Сыктывкар, 1999.
5 БутыреваГ Все началось в доисторические времена // Вестн. культуры Республики Коми. 1993. № 2. С. 20.
6 Лыткин А. Поездка в Финляндию. Заметки журналиста // Красное знамя. 1959. 14, 16 авг.
7Александров О.Б. Регионы во внешней политике России. Роль Северо-Запада. М., 2005. С. 17.
8 Там же. С. 92.
9 Петтерсен О. Мечта, ставшая реальностью. Региональное Баренцево Сотрудничество 1993-2003. Архангельск, 2002. С. 13.
10 Шабаев Ю.П., Чарина А.М. Региональные этноэлиты в политическом процессе (финно-угорское движение: становление, эволюция, лидеры). Сыктывкар, 2008.
11 Там же. С. 140.
12 Там же. С. 149.
13 Боголюбова Н.М., Николаева Ю.В. Зарубежные культурные центры как самостоятельный актор внешней культурной политики // Вестн. С.-Петербург, ун-та. Сер. 6. 2008. Вып. 2. С. 89.
14 Сердитова Т.Б. Культурные контакты Республики Коми на Международной арене // Вестн. культуры Республики Коми. 1997. N° 2. С. 7.
15 Шавелкина О. Виртуоз из Хельсинки на Сыктывкарской сцене // Республика. 2000. 8 июня.
Gorunovich Aleksey
KOMI-FINLAND CULTURAL COOPERATION
The paper is devoted to revealing the character and trends of the cooperation between the Republic of Komi and Finland in the sphere of culture in the XX century. The gradual divergence of the ways of development of the Komi and the Finns is shown to have resulted in a decrease of common features in the culture of the two peoples by the end of the XX century. The problem of the Finno-Ugric world is considered in the article as well.
Контактная информация: e-mail: [email protected]
Рецензент - Соколова Ф.Х., доктор исторических наук, профессор, заведующая кафедрой регионоведения Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова