КОМБИНИРОВАННАЯ СХЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И СУБСИДИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО СЕКТОРА
Г орохова Наталья Витальевна, старший преподаватель Российского государственного торгово-экономического
университета (филиал в г. Пермь) e-mail: [email protected]
Аннотация: В работе построена модель комбинированной схемы экологического регулирования, состоящая в эмиссионном налогообложении фирм-загрязнителей и субсидировании фирм научно-исследовательского сектора, разрабатывающих инновационные экологически чистые технологии.
Ключевые слова: модель, экологическое регулирование, налогообложение, субсидирование, оптимизация
Abstract. In this paper we develop mathematical model of a combined scheme of ecological regulation, which involves a tax on polluting firms and an abatement subsidy of innovating firms, designing innovative ecologically clean technologies.
Keywords: model, ecological regulation, taxation, subsidizing, optimization
В работе построена модель комбинированной схемы экологического регулирования, состоящей в эмиссионном налогообложении фирм-загрязнителей и субсидировании фирм научно-исследовательского сектора, разрабатывающих инновационные более экологически чистые технологии, в условиях, когда производственные фирмы-загрязнители приобретают инновационную продукцию и услуги экологического назначения на специализированном олигополистическом рынке. Регулятор эколого-экономической политики сталкивается с двумя экстернальными эффектами, один из которых
связан с загрязнением окружающей среды производственными предприятиями, а другой с наличием рыночной власти у научно-исследовательских фирм
[1-3].
Проведенный анализ показывает, что если инновационная продукция и услуги экологического назначения предлагаются специализированной отраслью, в которой имеет место олигополистическая конкуренция, то налогообложение предприятий, допускающих вредные выбросы, в комбинации с субсидированием деятельности предприятия-загрязнителя по сокращению выбросов, обеспечивает максимальную рыночную власть фирм научноисследовательского сектора. Размер субсидии, необходимой для достижения оптимума с точки зрения максимизации национального благосостояния, в таком случае неограничен.
Рассматриваем типичную для отрасти фирму, производящую потребительскую продукцию и реализующую ее на конкурентном рынке по цене Р . Затраты производства количества х потребительской продукции определяются функцией С (х).
В процессе производства потребительской продукции фирма загрязняет окружающую среду. При объеме выпуска продукции х объем выбросов загрязняющих веществ определяется функцией е(х,а), где а представляют собой инвестиции фирмы в сокращение выбросов за счет применения более экологически чистых технологий. Будем рассматривать природоочистные технологии, обеспечивающие снижение уровня производственных выбросов на конечной стадии технологического процесса и не требующие ограничения использования инновационного более экологически чистого технологического процесса в силу необходимости принципиального изменения производственного процесса для его внедрения. В этом случае функция, определяющая объем выбросов загрязняющих веществ, может быть представлена в аддитивной сепарабельной форме е( х, а) = w( х) - е(а).
Будем предполагать, что производственные предприятия самостоятельно не разрабатывают необходимые технологии снижения выбросов за-
грязняющих веществ. Имеется специализированный научноисследовательский сектор, разрабатывающий инновационные более экологически чистые технологии. Научно-исследовательский сектор включает п идентичных научно-исследовательских фирм, конкурирующих в рамках олигополии Курно. Каждая научно-исследовательская фирма i несет производственные затраты G(а{) на создание объема а{ инновационной продукции и услуг. Функция G(•) предполагается дважды дифференцируемой, строго возрастающей и выпуклой.
Обозначим через q(а) обратную функцию спроса на инновационную
продукцию и услуги научно-исследовательского сектора, разрабатывающего инновационные более экологически чистые технологии (а - полный объем покупаемой инновационной продукции и услуг). Прибыль каждой научноисследовательской фирмы определяется следующим образом
П = q(a)ai -G(ai), i = 1,...,п, (1)
а равновесие Курно - Нэша определяется следующими условиями
^аг + q(a) - G(ai) = 0, i = и., п. (2)
да
Поскольку все фирмы научно-исследовательского сектора предполагаются
идентичными, в равновесии имеем а1 = —. Обозначая а' = д—, перепишем
п дq
уравнение (2) в следующем виде
ч(а) = G''(а1)-а, i = и.,п. (3)
п а
Производная а' представляет собой изменение спроса на инновационную продукцию и услуги при изменении их цены. В соответствии с (3) рыночная цена инновационной продукции и услуг экологического назначения равна предельным затратам плюс надбавка, поскольку производная а', очевидно, отрицательна.
Единица выбросов загрязняющих веществ наносит окружающей среде ущерб V. Цель регулятора эколого-экономической политики состоит в на-
хождении баланса между потребительским излишком, прибылью фирм и ущербом окружающей среде, вызванным производственным загрязнением. Госрегулятор, следовательно, выбирает уровень потребления продукции х и инвестиций в сокращение вредных выбросов а с целью максимизации национального благосостояния (Р(•) представляет собой обратную функцию спроса на потребительскую продукцию)
х /аЛ
W = |Р(и'^и - С(х) - nG — - v[w(х) - б(а)]. (4)
о V п у
Условия максимизации национального благосостояния (4) имеют следующий вид
Р(х*) - С'(х*) - vw'(х*) = 0, (5)
G'
V п У
+ vs, (а *) = 0. (6)
В соответствии с уравнением (5) цена потребительской продукции равна сумме предельных затрат ее производства и денежной величине ущерба окружающей среде, связанного с производством. Согласно уравнению (6), инновационная продукция и услуги экологического назначения поставляются вплоть до точки, в которой предельные затраты их производства равны предельной общественной выгоде от их применения.
Относительно оптимума с точки зрения максимизации национального благосостояния прибылемаксимизирующая производственная фирма будет, естественно, производить слишком большой объем продукции и недостаточно инвестировать в инновационную продукцию и услуги экологического назначения. Производственная фирма решает следующую задачу максимизации прибыли
тах^ = Рх - С(х) - да, (7)
х,а
выбирая объем производства продукции х0, при котором предельные производственные затраты С' (х0) равны рыночной цене продукции
Р, и полагая затраты на снижение вредных выбросов а0 = 0. Для корректировки такого отрицательного внешнего эффекта производственной деятельности госрегулятор эколого-экономической политики может использовать различные инструменты. Наличие двух экстернальных эффектов, один из которых связан с загрязнением окружающей среды производственными предприятиями, а другой с наличием рыночной власти у научноисследовательских фирм, требует использования двух инструментов регулирования. В следующих разделах рассмотрим конкретные способы совместного использования экологического налогообложения и субсидирования.
Регулятор эколого-экономической политики устанавливает ставку налогового эмиссионного платежа в размере t за единицу выбросов и предоставляет загрязняющей окружающую среду фирме субсидию по ставке 5 в расчете на единицу инвестиций фирмы в сокращение вредных выбросов. Прибыль типичной производственной фирмы принимает следующий вид
п = Рх - С(х) - да - ^w(х) - £(а)] + за. (8)
Условие максимизации прибыли определяется двумя уравнениями первого порядка
Р - С'(хГз) - Ш'(хГз) = 0, - д + '(аГз) + з = 0. (9)
Сравнивая (9) и (60) с (5) и (6), приходим к выводу, что в принципе оптимум с точки зрения максимизации национального благосостояния мог бы быть достигнут применением следующей схемы налогообложение-субсидирование
t *= V, (10)
з = д - &
г * Л а
V П У
(11)
т.е. комбинацией классического экологического налога и субсидии в расчете на единицу инвестиций фирмы в сокращение вредных выбросов по ставке, равной равновесной надбавке к цене продукции (сверх затрат) научноисследовательского сектора, разрабатывающего инновационные более эколо-
гически чистые технологии. С использованием уравнения (3) уравнение (11) преобразуется к виду
*
*а
з = —
V агз У
(12)
п
где а'з есть производная по цене от функции спроса на продукцию научноисследовательского сектора, если загрязнитель платит налог по ставке t и получает субсидию по ставке з. Составляющая аз может быть получена дифференцированием выражения (10), что приводит к следующему результату
dз
г 1---------
daз dд а. =------=---------. (13)
гз л .„п 4 7
ад ге
dз г
Согласно уравнению (11), однако, — = 1. Это означает, что производная а'з
ад
должна быть близка к нулю, так что ставка субсидии з * должна стремиться к
+ да.
Действительно, оптимум с точки зрения максимизации национального благосостояния требует, чтобы размер субсидии был равен надбавке к цене продукции научно-исследовательского сектора. Любое увеличение цены д инновационной продукции и услуг экологического назначения должно быть поэтому быть полностью компенсировано приращением субсидии з . Вследствие этого спрос загрязнителя на продукцию и услуги экологического назначения становится нечувствительным к цене, т.е. эластичность спроса по цене на продукцию и услуги экологического назначения стремится к нулю. Это дает максимальную рыночную власть фирмам научноисследовательского сектора, которые будут в таком случае поднимать цену на свою продукцию до тех пор, пока госрегулятор эколого-экономической политики покрывает эту надбавку к цене экопродукции. В результате получаем следующее Утверждение.
Утверждение. Если инновационная продукция и услуги экологического назначения предоставляются специализированным научно-
исследовательским сектором, в котором имеет место несовершенная конкуренция, то налогообложение предприятий, допускающих вредные выбросы, дополненное прямым субсидированием деятельности предприятия-загрязнителя по сокращению выбросов, обеспечивает максимальную рыночную власть фирм научно-исследовательского сектора. Размер субсидии, необходимой для достижения оптимума с точки зрения максимизации национального благосостояния, в таком случае неограничен.
Итак, результат Утверждения имеет место также в том случае, если имеется свободный вход в научно-исследовательский сектор, разрабатывающий инновационные более экологически чистые технологии. На практике экологическая политика, предполагающая очень большие субсидии загрязняющим окружающую среду отраслям, вряд ли может быть реализована. Регулятор будет вынужден установить верхний предел субсидии, тем самым ограничивая рыночную власть научно-исследовательского сектора, однако допуская недостаточное сокращение вредных выбросов. Чтобы противодействовать этому, госрегулятор может увеличить ставку налогообложение выше соответствующей предельным ущербам окружающей среде. В этом случае получим субоптимальное решение, при котором обеспечивается недостаточное сокращение вредных выбросов и более низкий по сравнению с оптимумом первого порядка объем выпуска продукции.
Литература
1. Голуб А.А., Струкова Е.Б. Экономика природных ресурсов. М., 1998.
2. Kolstad C. D. 2004. Environmental Economics. Oxford University Press, New York, Oxford.
3. Гофман К.Г., Рюмина Е.В. Кредитные отношения общества и природы // Экономика и математические методы. - 1994. - Т. 30. - Вып. 2. - С. 155161.