Научная статья на тему 'Колючая мода'

Колючая мода Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
4639
237
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Колючая мода»

Колючая мода

Репортаж из выставочных залов Фонда народных художественных промыслов РФ, где 27ноября 2012 года прошла выставка, посвященная особому искусству — искусству украшения новогодних елок.

Новогодняя елка — это неотъемлемый элемент празднования Рождества и Нового года во многих странах, а сама традиция украшать ели на Новый год зародилась более двух тысяч лет назад. Этот замечательный обычай пришел в Россию из Германии благодаря Петру I, который в 1699 году повелел украшать дома сосновыми, еловыми и можжевеловыми веточками. Однако после смерти царя традиция была забыта на целый век. Именно поэтому великие писатели Пушкин и Гоголь не водили в детстве хороводов вокруг лесной красавицы. И только в 1852 году в Петербурге была устроена первая публичная елка. После Великой Октябрьской революции ее снова запретили как атрибут религиозного праздника Рождества, поэтому до 1935 года «елки» официально не проводились.

Символическое значение деревьев...

К древнейшим архетипам, прослеживаемым со времен палеолита, относится структурирование мира в виде Мирового древа. Отсюда происходит культ почитания деревьев, который можно найти в разных культурах. В зависимости от географических и климатических условий и местных традиций объектами поклонения могли стать различные деревья: дуб, сосна, кипарис, ясень, эвкалипт и др. В Греции главным священным деревом считался кипарис; в Риме поклонялись фиговому дереву, а также кизилу, росшему на склоне Палатинского холма [1, с. 14].

Отголоски древних культов и сейчас можно найти в самых разных местах. Так,

Коваль К.Н.

например грузины к 31 декабря заготавливали для очага грабовые дрова и чичилаки (наструганная кудрями ветка орешника). В Сванетии на Новый год в доме обычно устанавливалась березка [1, с. 16].

Новогодняя елка — главный персонаж выставки [Фото Коваль К.]

У восточных славян, а потом—у русских особо почитаемым деревом стала береза, хотя предметом поклонения бывали и деревья других пород (дуб, сосна, ель). Предпочтение, отдаваемое березе, можно объяснить ее широкой распространенностью на территории Среднерусской равнины, а также тем, что дерево это, распускающееся весной раньше других, воспринималось как средоточие животворных сил [1, с. 23].

Из мифологии...

В Германии до настоящего времени сохранилась легенда, связанная с именем Святого Бонифация. Чтобы показать германским язычникам бессилие их богов, тот срубил священный дуб Одина, и в расколе пня выросла молодая пихта во исполнение его пророчества, что «пихта христианства вырастет на корнях срубленного дуба язычества». Эпизод со срубленным дубом действительно описан в житии святого. Эпизод же с пихтой и пророчеством является устной легендой, отражающей позднейшие попытки христианизации языческой традиции. [4]

Из истории праздника.

Формирование современного рождественского ритуала произошло в немецкой традиции уже в конце Средневековья и начале Нового времени в результате переосмысления древних ритуалов Йоля в новой христианской трактовке. Среди германских народов существовал древний обычай идти на Новый год в лес, где заранее выбранную ель украшали свечами и цветными тряпочками, после чего вблизи или вокруг него совершались обряды. Со временем еловые деревца стали срубать и приносить в дом, где они устанавливались на столе. К деревцу прикрепляли зажженные свечки, на него вешали яблоки и сладости. После крещения германских народов все эти обычаи и обряды начали постепенно приобретать христианский смысл, и елочки, устанавливаемые в домах, стали частью атмосферы сочельника (канун Рождества, 24 декабря). Теперь такая елочка называлась рождественским деревом (нем. Weihnachtsbaum) или (в более старом варианте) «деревом Клауса» (Klausbaum), традиции ориентировались не только на взрослых, но и все больше и больше на детей. [2]

В России традиция новогодней елки начинается в Петровскую эпоху. Интересно, что в страну елка изначально приходит именно как новогодний, а не рождествен-

Дети и Санта Клаус у «дерева Клауса» (нем. Klausbaum).

Гравюра из немецкой книги

«50 басен с картинками для детей»

ский атрибут. По царскому указу от 20 декабря 1699 года, впредь предписывалось вести летосчисление не от Сотворения мира, а от Рождества Христова, а день «но-волетия», до того времени отмечавшийся на Руси 1 сентября, «по примеру всех христианских народов» отмечать 1 января.

В этом указе давались также указания по организации новогоднего праздника. В его ознаменование в день Нового года было велено пускать ракеты, зажигать огни и украсить столицу (тогда еще Москву) хвоей:

«По большим улицам, у нарочитых домов, пред воротами поставить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых против образцов, каковы сделаны на Гостином Дворе». А «людям скудным» предлагалось каждому «хотя по древцу или ветве на вороты или над храминою своей поставить... а стоять тому украшению января в первый день».

Первая публичная елка была организована в 1852 году в здании Екатерингофско-го вокзала в Санкт-Петербурге. Установленная в зале вокзала огромная ель «одной стороной... прилегала к стене, а другая была

разукрашена лоскутами разноцветной бумаги». Вскоре публичные елки начали устраивать в зданиях дворянских, офицерских и купеческих собраний, клубах, театрах и других местах.

В Москве с начала 1850-х годов праздники елки в зале Благородного московского собрания также стали ежегодными. Медленнее елка проникала в провинцию. В помещичьих усадьбах еще долго держались традиции Святок, но постепенно «столичная немецкая забава» пришла и туда. Сразу же после октябрьских событий никаких официальных запретов елки и Рождества не вводилось. Первый тревожный звонок прозвучал 24 января 1918 года, когда декретом Совета народных комиссаров на территории страны был введен Григорианский календарь и было указано, что в текущем году после 31 января следует сразу 14 февраля. Так как православная Церковь продолжила использовать прежний календарь, это переставило Рождество и Новый год местами. Что будет с Рождеством и елкой после вхождения календарной реформы в жизнь, пока не разъяснялось. [3]

Ситуация стала резко меняться к худшему в 1922 году, когда в РСФСР стартовала кампания за преобразование праздника Рождества Христова в «комсомольское рождество», или иначе в «комсвятки». Комсомольские ячейки должны были организовывать празднование «комсвяток» в первый день Рождества, то есть 25 декабря, которое оставалось пока нерабочим днем. На мероприятиях читались доклады, разоблачающие «экономические корни рождественских праздников», делались политические сатиры и «живые картины». На второй день праздника организовывались уличные шествия, на третий — в клубах устраивались маскарады и елка, получившая название «комсомольская елка».

Однако через несколько лет эти меры были признаны неэффективными и «комсвятки» раскритиковали в центральной

прессе. Окончательное административное решение было принято с приближением Нового 1929 года. Рождество было объявлено обычным рабочим днем, а любые празднования «поповских обычаев» запрещались. В декабре и январе специальные патрули из добровольцев ходили по улицам и заглядывали в окна, проверяя исполнение правительственного указа. Новогодняя елка перешла на нелегальное положение. Те, кто не хотел лишать своих детей праздника, делали это теперь тайно. Конец «левым перегибам» был неожиданно положен 28 декабря 1935 года. В этот день в газете «Правда» появилась небольшая заметка, подписанная кандидатом в члены политбюро ЦК ВКП (б) П.П. Постышевым.

Она начиналась так:

«В дореволюционное время буржуазия и чиновники буржуазии всегда устраивали на Новый год своим детям елку. Дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающую разноцветными огнями елку и веселящихся вокруг нее детей богатеев. Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны? Какие-то, не иначе как «левые», загибщики ославили это детское развлечение как буржуазную затею...».

По всей стране были организованы елочные празднества, в магазинах появились «расширенные ассортименты елочных украшений». Таким образом, предложение (даже не указ) партийного руководства было принято и полностью осуществлено в масштабах страны всего за четыре дня, включая дату самой публикации. В наше время в столицах «главная елка страны» устанавливается на центральной площади города. В России такая елка устанавливается на Красной площади в Москве. В других городах елки также устанавливают на центральных площадях и в популярных туристических местах. В процессе разработки дизайна украшения таких деревьев неред-

ко участвуют ведущие специалисты и представители мира моды. Установка, украшение и зажжение центральных новогодних елок является традицией множества городов, которая в праздники привлекает горожан и туристов.

О самых-самых...

Одна из самых оригинальных — искусственная плавучая елка в Рио-де-Жанейро на озере Лагоа. Ее высота — 85 м, а вес металлических конструкций — 530 т. Несколько лет назад эта елка вошла в Книгу рекордов Гиннесса как самая большая в мире плавучая елка. В нее вмонтирован механический колокол, исполняющий рождественские мелодии. В гирлянде более 3 млн лампочек, которыми управляет компьютер, а по выходным из елки бьет салют. [10]

Cамая большая рождественская елка в мире была сооружена в 2009 году в Мехико. Ее высота 110,35 м (высота 40-этажного здания), диаметр — 35 м, общий вес ее металлических конструкций и украшений — 330 т. Это сооружение было установлено на проспектеПасео-де-ла-Реформа. [11] Самая дорогая елка была установлена в 2010 году в Абу-Даби. Она была украшена золотыми и серебряными шарами, а также ювелирными изделиями с драгоценными камнями на общую сумму 11,5 млн долларов. [5]

Плавучая елка

в Рио-де-Жанейро на озере Лагоа. Работа бразильского фотографа Guendy

Новогодние приметы...

С Новым годом в России традиционно связано большое количество народных примет. В Новогоднюю ночь принято одеваться в новую и лучшую одежду, так как если войти в новый год с обновкой, то целый год будешь ходить в обновках. Также считается, что нельзя отдавать деньги в канун Нового года, иначе весь год придется их отдавать. Поэтому перед Новым годом заранее отдавали все долги, прощали все обиды, а те, кто были в ссоре, обязаны были помириться. До сих пор также верят, что брать взаймы под Новый Год нельзя, а то весь год придется просидеть в долгах. Спать в новогоднюю ночь тоже нельзя, иначе весь год пройдет вяло и неинтересно. Новогодний стол должен ломиться от яств и вин, чтобы весь год жилось богато и весело. Перед Новым годом также рекомендуется выбросить из дома всю битую посуду, перемыть окна и зеркала. [6]

Новый Год в разных странах.

На Украине двенадцатидневные зимние праздники названы в честь бога — Коляды, в простонародье — «колядки». В эти дни парни и девушки переодевались, надевали различные маски и ходили из хаты в хату, рассказывая поговорки и пословицы, славили хозяев, пели песни и потом подставляли свой мешок, куда щедрый хозяин бросал разные вкусности и дары. В Германии еще с 17 века еловыми ветвями украшали дворы и изгороди жителей, а первую елку поставили в здании берлинской ратуши в 1737 году, первыми украшениями для елки служили небольшие картофелины, завернутые в блестящие фантики или серебристую бумагу, чуть позже появились разноцветные свечи, имеющие различную форму, и только в середине 19 века в магазинах Германии появились первые стеклянные елочные игрушки.

В Японии дедушку мороза зовут Сегацу-сан, и все дети, переодевшись в новую одежду, с нетерпением ожидают его прихода. Сам Новый Год в Японии насту-

пает после 108-го удара колокола; жители этой страны верят, что с каждым ударом исчезает один из пороков человечества: глупость, жадность, злоба, корысть и другие. Двери домов по обычаю украшают ветвями сливы, бамбука или сосны. Настоящим украшением Японского Нового Года являются выступления кукольных театров. [8]

Об украшениях...

Украшение к Новому году елки раньше носило скорее ритуальный характер и символизировало жертвоприношение духам, чтобы Новый год был щедрым на охоты, добычи и урожаи. Стеклянные шары в их современной форме появились в 1848 году на территории Тюрингии в городке Лауша, а в Россию (тогда СССР) пришли спустя почти 60 лет, да и отличались от теперешних изысканных и легких сфер свинцовым слоем, значительно утяжеляющем игрушку. Украшения первых новогодних елок символизировали не столько сам праздник, сколько желания и мечты празднующих его. К еловым ветвям привязывали яблоки, которые считались символом плодородия, орехи и даже яйца, символизирующие гармонию и благополучие.

История елочных украшений в России во многом отражает ее историю. От сладостей и стеклянных шаров с Вифлеемской звездой на верхушке к бумажным самолетам и красноармейцам и красной звезде наверху первых советских елок. Бумажные снежинки и шары из перегоревших лампочек у елок военных лет. Космонавты и часы «без пяти двенадцать» 1960-х. Купленные в огромной очереди, на новогоднем базаре дефицитные коробки шаров из ГДР и стеклянные пики наверху 1980-х.

Но во все времена, даже при наличии современных идей и технологического производства для елочных игрушек, находились умельцы, превращавшие обычные праздничные шарики в шедевры дизайнерских фантазий. В основе игрушки были не только заготовки со стекольных заво-

дов, а и обычные макароны, пластиковые изделия, перегоревшие лампочки, бокалы без ножек и другое. А в качестве декора применялись разнообразнейшие средства — от трикотажа и мехов до бисера и естественных зерен. Все это, покрытое красками на акриловой основе, таким же лаком и с оформлением глиттерами и даже обычными блестками, превращалось в изысканные уникальные творения.

Новогодняя мода.

Оставаясь самым традиционным атрибутом Нового года, елка все же является законодательницей моды. И если верить последней специализированной предновогодней выставке ChristmasWorld, которая проходила во Франкфурте, в этом году будет модно украшать елку цветами, бусами, перьями, бантами, птичками, лентами, а также всякого рода подвесками. Среди дорогих елочных украшений в новом году будут популярны игрушки в антикварном стиле. Модными цветами елочных украшений нового сезона считаются бордо, золото и медь. Навешивать на елку много игрушек — не модно. Поэтому блестящими шарами дизайнеры советуют украшать не все ветки подряд, а хотя бы через одну. Если украшения крупные, то их располагать нужно еще реже. [9]

Не отставая от зарубежных веяний, в Москве, в залах Фонда народных художественных промыслов РФ, на пери-

Космонавты, клоуны, матрешки и персонажи русских сказок украшали новогодние елки 1950-1960-х годов

Новогодние украшения своими руками [Фото Коваль К.]

од с 27 ноября 2012 г. по 15 января 2013 г. распахнула свои двери выставка «Колючая мода» или искусство украшения новогодней елки» для посетителей всех возрастов.

Экспозиция «призвана научить, помочь сформировать вкус и стиль в творческом процессе создания красивой, необычной, единственной в своем роде елки». Известные художники, дизайнеры и мастера старейшего предприятия елочных игрушек «Ёлочка», в том числе известный коллекционер новогодней игрушки Лариса Петрикова, помогут гостям выставки разработать уникальный дизайн собственной ели.

Также на выставке проводятся мастерклассы, на которых эксперты наглядно показывают, как сделать своими руками частичку чуда — расписанные, связанные, сделанные в единственном экземпляре с помощью декупажа и аппликации авторские новогодние шарики, игрушки и подарки.

Украшая праздничную елку, любой может почувствовать себя в роли стилиста и дизайнера, главное тут — фантазия, ведь поистине, нет простора человеческой фантазии, которая способна создать незабываемую атмосферу для неповторимого праздника:

«Мы привыкли доставать огромный ящик и выуживать из него самые разные игрушки. Елочка, конечно, получается красивая, но эклектичная — сборная солянка. А мы все-таки говорим о тенденциях модных: о том, что стильно, современно, интересно. Законодателями мод у нас выступают коллекционеры и предприятие народного художественного промысла «Елочка».

Эксперт Ирина Соловьева.

«Главным для художников, участвующих в нашей выставке, — воплощение своих самых смелых, уникальных решений, неограниченная свобода самовыражения и фантазии. Каждый, пришедший на выставку, сможет почерпнуть смелые идеи декора праздничной елки и неповторимых новогодних подарков. Главное — все должно быть стильно, гармонично и эксклюзивно», — говорится в сообщении.

Как же следует украшать новогодних красавиц в стиле «Pret-a-Porter»? Все зависит от индивидуальности художника и дизайнера. Вот лишь некоторые примеры:

Елочка «Осень» (автор Шуршако-ва М.В.) — олицетворяет прощание с осенью, золотисто-печальная ностальгия по ушедшему лету, предчувствие зимы. Уникальна по идее воплощения елка «Геометрическая», наряженная в стиле хай-тек (автор Полякова Ю.Н.).

Радостная, теплая, расцветшая клумба на елочных ветвях — елка «Цветочная» (автор Попова С.Е.) или необыкновенная елочка, погружающая в удивительный мир цирка «Арлекино» (автор Сорокина Е.Н.).

Морозный декабрь, заиндевевшие ветки, вся заснувшая, застывшая в звенящей синеве мороза — елочка «Зима» — дизайнерская работа Поповой С. А как же интересно проследить за приключениями сказочного Щелкунчика и персонажей сказки Гофмана на елочке, которая так и называется «Щелкунчик».

И, конечно же, елка «Ретро», греющая душу, уносящая в мир далекого детства

Мастер-класс по расписыванию новогодних шариков [Фото Коваль К.]

и рассказов мам и бабушек, тот самый винтаж, который так моден и популярен сейчас. Елочка наряжена игрушками 1940— 1950-х г.

Еще одной оригинальной дизайнерской задумкой стала елочка, перевернутая вершиной вниз и подвешенная к люстре, украшением для нее стали золотые сосульки.

Организаторы экспозиции также знакомят посетителей с одной из достопримечательностей Подмосковья — единственным в России музеем елочной игрушки «Клинское подворье» и знаменитой фабрикой елочных игрушек «Ёлочка», которые расположены в старинном городе Клин.

Одни из первых отечественных мастерских по производству стеклянных елочных игрушек находились в Круговской волости Елинского уезда. Богатые залежи кварцего песка в крае способствовали раннему развитию здесь стекольной промышленности.

Елочка «Осень», автор Шуршакова М. В. [Фото Коваль К.]

Елочка «наоборот» [Фото Коваль К.]

В 1848 году князь А.С. Меншиков, правнук А.Д. Меншикова, сподвижника Петра I, получает разрешение на строительство небольшого стекольного завода в своем имении Александрово близ Клина. С этого момента зарождается Клинский стеклодувный промысел.

На этом заводе изготавливали лампы, бутылки, стеклянные изделия для аптек. Стеклянная и хрустальная посуда с Мен-шиковского завода прославилась по всей России чистотой выделки стекла, высоким качеством гранения и шлифовки хрусталя. Крестьяне окрестных деревень, работавшие на этом заводе, овладев навыками ремесла, совместно с женами со временем начали создавать самостоятельные мастерские по производству так называемых камуш-ных изделий — «дутых» бус, серег, пуговиц и других мелких вещей. [7]

В настоящее время на фабрике производят изделия ручной работы, которые выполнены в традиционном и современном стилях, игрушки отличаются богатством цветовой гаммы и разнообразием форм.

Музей елочной игрушки состоит из 12 залов, которые расскажут о зарож-

Игрушка формовая [Фото Коваль К.]

дении и развитии стекольного промысла на Клинской земле. Все посетители попадают в новый мир с богатой историей елочной игрушки и смогут лично понаблюдать за непростой работой мастеров-стеклоду-вов и талантливых художников.

Литература:

1. Душечкина Е.В. Рождественская елка. Русская елка. История, мифология, литература. — СПб.: Норинт, 2002.

2. Душечкина Е.В. Три века русской елки (начало). Наука и жизнь: журнал. — 2007. — № 12.

3. Душечкина Е.В. Три века русской елки (окончание). Наука и жизнь: журнал. — 2008. — № 1.

4. Lozza L. The Christmas Tree: Legends, Traditions, History. L'OsservatoreRomano. — http://www.ewtn.com/library/chistory/ xmastree. htm. Дата обращения: 05.02.2013.

5. Ёлка — чистый изумруд. Газета^ (17 декабря 2010). http://www.gazeta.ru/social/2010 /12/17/kz_3469181.shtml. (дата обращения

05.02.2013)

6. Материал из Википедии — свободной энциклопедии. Статья «Новый год в России». https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0 %9D%D0 %BE%D0%B2%D1 %8B%D0 %B9_%D0%B3 %D0 %BE%D0 %B4_%D0 %B2_%D0 %A0%D 0 %BE%D1%81 %D1 %81 %D0 %B8 %D0 %B8. (дата обращения 05.02.2013)

[Фото Коваль К.]

После посещения выставки можно воспользоваться советами профессионалов, а можно придумать свой собственный оригинальный способ украшения лесной красавицы.

7. Официальный сайт выставочного комплекса «Клинское подворье» — http://www. klinvk.ru/. (дата обращения 05.02.2013)

8. Официальный сайт проекта «Russian Ёлка» http://www.russianelka.ru/winrus/aboutny/. (дата обращения 05.02.2013)

9. Романчукевич Т., «Рождество в России». http://www.inmoment.ru/holidays/ christmas-traditions1.html. (дата обращения

05.02.2013)

10. Самая большая в мире плавучая елка зажгла огни в Рио-де-Жанейро. ИТАР-ТАСС (27 ноября 2011). http://news.mail. ru/society/7440749/ (дата обращения

05.02.2013)

11. Самая высокая в мире елка зажглась в Мехико. ИТАР-ТАСС (6 декабря 2009). http:// www.vz.ru/news/2009/12/6/356064.html. (дата обращения 05.02.2013)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.