ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 10. ЖУРНАЛИСТИКА. 2005. № 4
СМИ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
Я.Н. Засурский
Колонка редактора:
СОВРЕМЕННЫЙ МИР:
ГЛОБАЛЬНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО
Говоря о современном развитии мира, как правило, рассуждают о пути к информационному обществу и видят будущее цивилизации, современного жизненного устройства в глобализации и в углублении влияния на прогресс человечества информации, быстрота доступа к которой сегодня становится важнейшим фактором устойчивого и эффективного развития.
В этой проблеме выделяется несколько важнейших аспектов: это глобальный медийный рынок, который создан новыми условиями развития средств массовой коммуникации в рамках околоземного информационного пространства; это проблема качественно нового этапа развития человечества, который обозначают как информационное общество. Более того, один из теоретиков постмодернизма Кришан Кумар во втором издании своей книги "От постиндустриального к постмодернистскому обществу" (Krishan Kumar. From Post-Industrial to Post-Modern Society. Oxford, 2005. P. 9) вставил новую главу — "Переосмысливая модернизм", где он пишет: "Мировая экономика еще остается капиталистической, но это капитализм, трансформированный ин-формационализмом" (подчеркнуто мной. — Я.З.). Наконец, глобальное распространение информации создает возможности для широкого свободного общения на разных уровнях — вертикальном, горизонтальном, сетевом, на массовом, групповом и индивидуальном. В любом случае это общение формирует новые глобальные публичные пространства, которые включают в себя национальные публичные пространства, создавая, таким образом, широкие возможности для развития глобального гражданского общества. Вот эти три аспекта необходимо рассмотреть, чтобы увидеть значение глобализации для средств массовой информации.
Глобальный медийный рынок
Сегодня не только телевидение приобрело глобальный характер благодаря спутниковому вещанию. Интернет раскрыл двери и открыл дорогу к самому широкому доступу к печатной продук-
ции — газетам, журналам — практически одновременно во всем мире, и этот рынок доступа все время расширяется. Более того, появляется и развивается глобальный рынок новых информационных технологий, которые позволяют активнее включаться в обмен информационными продуктами. И, наконец, увеличивается глобальный рынок доступа к аудитории. На каждом из этих трех рынков действуют особые законы. Начнем с рынка доступа к телевидению.
В свое время в середине 60-х— начале 70-х годов после того, как была показана оборотная сторона Луны благодаря спутнику "Луна-1", когда была проведена трансляция Токийской Олимпиады для всех стран мира и впервые создан глобальный спортивный спектакль, был сделан гигантский шаг вперед в развитии доступа к информации для всего человечества. Таким образом, эти три рынка доступа к глобальной информационной среде действуют сегодня очень активно.
Рынок доступа к телевизионным космическим каналам в настоящее время стал значительно дешевле. Если в 60-е годы на этом рынке практически действовали только Советский Союз и США — две сверхдержавы середины XX в., то теперь, благодаря удешевлению самого процесса доставки информации с помощью спутников, глобальное телевидение стало доступно для большинства телевизионных компаний и, наряду с уже давно действующими глобальными телевизионными каналами, такими как Си-эн-эн, Би-би-си Уорлд и "Блумберг", созданными в рамках англоязычной аудитории и рассчитанными в значительной степени на англоговорящую элиту современного мира, появляется вещание на других языках. Существует глобальное телевизионное вещание на французском языке ТВ-5, на китайском, немецком языке — "Немецкая волна". Наконец, в начале XXI в. появилось арабское глобальное телевидение "Аль-Джазира". Таким образом, в глобальной телевизионной сфере налицо известный плюрализм, и этот плюрализм обеспечивает доступ к телевидению для людей, говорящих на разных языках. Если в 80-е и 90-е годы глобализация приравнивалась к американизации или англосаксонизации, то сейчас ситуация изменилась. Глобальное телевидение разделено на различные языковые секторы и, наряду с самым широко представленным английским сектором, существуют французский, китайский, арабский, немецкий, российский секторы, которые позволяют создать несколько глобальных телевизионных пространств на нескольких языках. В этом смысле опасения по поводу того, что глобализация будет мешать развитию национальных телевизионных культур, оказались неоправданными, и доступ на рынок глобального телевидения стал дешевле, а следовательно, и шире. Сегодня на этот рынок выходит Российское телевидение, и, что особенно интересно, на английском языке.
"Раша тудей"
Российское телевидение будет называться "Russia today". Вещание будет вестись на английском языке. Россия стремится сделать достоянием мирового сообщества достоверную информацию о своем развитии. Цели ставятся пропагандистские, и многие исследователи скептически относятся к этой идее, но если вдуматься и внимательно обсудить эту инициативу, то мы увидим, что это важный шаг для вступления в глобальное информационное пространство на английском языке.
Уже существует несколько глобальных пространств. Английское глобальное пространство имеет особые преимущества ввиду мирового распространения английского языка среди правящих элит. И в этом смысле развитие российского сектора в англоязычном глобальном телевидении представляет большой интерес и, конечно, будет способствовать лучшему и более оперативному знанию о том, что происходит в России. Это укрепляет позиции глобального телевидения, так как телевидение означает доступ к глобальной аудитории, и именно в этом смысл создания Российского англоязычного канала.
Российская русскоговорящая аудитория давно имеет доступ к этому глобальному Российскому телевидению через спутниковые каналы российских телевизионных компаний, а также через зарубежные русскоязычные кабельные спутниковые и эфирные телевизионные программы в США, в Израиле, в Латвии и через Интернет, но теперь аудитория российских информационных программ расширится за счет англоговорящих секторов, которые представлены в различных странах не только людьми, интересующимися Россией, но и широким спектром создателей общественного мнения. В этом плане доступ России к англоязычной аудитории имеет очень важное и серьезное значение.
Конечно, глобальный медийный рынок основывается не только на телевидении. Важнейшим элементом его является Интернет, а развитие широкоформатного и скоростного Интернета открывает необозримые возможности для обмена информацией как в рамках отдельных языковых групп, так и между этими языковыми группами. Именно поэтому наряду с созданием такого канала, как "Russia today", активно действуют китайские глобальные средства массовой информации, создавая систему информационной службы "Синьхуа" на восьми языках, распространяя газету "Жень-миньжибао" в Интернете ежедневно на тех же восьми языках. Это расширяет глобальный медийный рынок и показывает эффективность доступа к новым информационным технологиям.
Глобальный рынок информационно-коммуникационных технологий обеспечивает доступ к глобальному телевидению, ко всемирной аудитории газет, журналов, информационных агентств и тем самым создает новую информационную глобальную среду.
Сегодня при огромном значении национальных систем медиа глобальные системы и объединяют их, и открывают новые возможности для обмена информацией. Когда говорят о глобализации, то имеют в виду не только самый широкий доступ к информации, но и новую роль информации в современном обществе, и новая среда обитания современного человека часто так и называется — информационное общество. В ряде случаев выдвигаются даже предложения о том, чтобы вместо термина "капитализм" ввести термин "информационализм".
Информационализм
Действительно важнейшей особенностью современного развития является немедленный и быстрый доступ к информации, что обеспечивает не только эффективное функционирование телевидения или радиовещания, но и доступ газет на разные континенты одновременно: так, газета "Нью-Йорк таймс" имеет около 7 млн подписчиков своей онлайновой версии. Значение глобализации информационного пространства важно для развития экономики. Этот информационализм обеспечивает немедленную доставку данных о развитии финансовых рынков, которые являются мотором и мировой экономики, и национальной экономики, и этот информационализм обеспечивает новые уровни, новые особенности функционирования современного общества. Важная особенность информационализма — создание нового свободного информационного пространства. Эта свобода основана на широком доступе к компьютеру, Интернету и возможности свободного обмена информацией через Всемирную паутину.
Глобальное общественное пространство и глобальная публичная сфера
Открытый доступ к глобальной информации создает возможности для развития обмена мнениями между гражданами на международном уровне. Национальные публичные сферы теперь включаются в мировую информационную среду и создают новый глобальный ареал публичной сферы. Это очень важно в современных условиях, и это мы можем увидеть на примере отношения к глобализации. Ведь наряду с тем, что значительная часть населения приветствует доступ к глобальной информации и глобализацию, имеют место опасения по поводу того, что глобализация приносит обеднение национальным культурам, приводит к усилению влияния экономически сильных национальных структур, прежде всего крупных транснациональных корпораций и мировых монополий, на общество. И здесь существуют два движения — глобализм и антиглобализм. В чем-то они схожи. Схожи в том,
что обе эти тенденции действуют на мировом пространстве, а в медийной среде это способствует развитию новых тенденций.
В то же время новая техника, с которой было связано развитие глобальных средств массовой информации — телевидения, Интернета, онлайновых версий, — сегодня столкнулась с новым процессом — фрагментацией аудитории — из-за того, что появились новые возможности для учета различных аудиторий. Сегодня мы говорим о глобальном пространстве — многовекторном, многофункциональном и многофрагментном. В самом деле, глобальное пространство — это не только англоязычный мировой поток, это и китайская сфера телевидения и Интернета, и российская сфера. Практически каждая нация имеет свой глобальный сектор, который является частью общемировой Сети. Эта новая особенность развития глобальной информационной среды способствует более содержательному развитию информационной культуры. Если в момент появления Интернета и глобального телевидения возникла опасность англосаксонизации культуры, то сейчас мы говорим о возможности сохранения тысячи языков мира благодаря глобализации, а не вопреки этой глобализации. И самые малые языки, используя Интернет, сохраняют свою аудиторию, ибо они не ограничиваются только средой массового обитания владельцев языка, а рассчитывают на всю диаспору данного языка в мире, которая поддерживает эти языки. Таким образом, глобализация из опасной тенденции, которая могла вытоптать языки, наоборот, создает для них оазисы, и мы можем сказать, что благодаря Интернету и глобальному телевидению открываются возможности для возрождения и развития множественности языков человечества, а это обеспечивает новые комфортные условия для обитания различных национальных культур.
Конечно, в условиях глобального рынка все это сталкивается с большими трудностями, особенно активно здесь действуют прежде всего секторы, связанные с английским языком, а следовательно, возникают новые глобальные информационные структуры. Они появились уже в 60-е, 70-е годы, поскольку глобальные империи пользовались английским языком. Сегодня делаются попытки создания таких империй на других языках. Француз Месье попытался создать глобальную телесеть, которая базировалась на деятельности французского концерна, но вынужден был перенести штаб-квартиру своей сети в США и развивать ее там, потому что доступ к аудитории оказался во Франции недостаточным для того, чтобы сделать его телевидение прибыльным. Это движение на Североамериканский континент на первых порах позволило ему укрепить финансовое положение своей компании, но затем он столкнулся с острой конкуренцией со стороны медиакорпора-ций из США, Канады и Европы. Конкуренты вынудили его уйти с этого рынка. Крушение империи Месье не уничтожило его корпо-
рацию, но заставило трезво относиться к своим финансовым амбициям.
Другой пример можно привести из Германии, где медиамаг-нат Лео Кирх задумал создать свою, как некоторые специалисты говорят, медиаимперию и тоже потерпел неудачу. Одним из решающих моментов здесь было то, что он пытался работать на разноязычных рынках: не только на немецком, где был очень успешен, но и на итальянском, французском и испанском. Попытка создания такого многоязычного концерна оказалась Кирху не по силам, поскольку раздробила его усилия и подтвердила необходимость опоры на гомогенный рынок доступа к аудитории. И вот здесь интересный и удачный эксперимент использования доступа глобального телевидения к разным аудиториям продемонстрировал Евросоюз со своим "Евровидением", где единая телевизионная программа одновременно транслируется на восьми языках, но это был уже новый уровень информационализма, основанный не на игнорировании национальных культур, а на попытках интегрировать их на основе общего содержания, но в разных языковых культурах. Успех "Евровидения" был еще и успехом попытки создать Европейскую наднациональную публичную сферу, в которой разные национальные публичные сферы объединяются повесткой дня и уважительным отношением друг к другу. Европейский Союз оказался в этом смысле удачным информационным рынком, основывающимся на общности концепций экономического, социального и культурного развития при большом лингвистическом плюрализме.
Индивидуальный доступ в глобальную информационную сферу
Развитие мобильной связи сделало возможным индивидуальный доступ к глобальным информационным ресурсам с помощью сотового телефона. Сегодня в мире свыше 2 млрд владельцев мобильных телефонов, открывающих доступ к глобальной информационной среде. Бурный рост сотовой связи в сочетании с развитием мобильного Интернета открывает новую фазу в развитии не только глобального информационного пространства, но и плюрализма и разнообразия глобальных информационных потоков. Это обстоятельство подчеркивает Ингрид Волкмер в статье "Новости в глобальном публичном пространстве", опубликованной в книге "Журналистика: критические проблемы" (Journalism: Critical Issues. Edited by Stuart Allan, 2005. P. 357).
Сотовый телефон действительно создает возможность для свободного общения граждан в глобальном информационном пространстве, соединяя глобальность охвата с индивидуальным доступом и открывая путь к глобальной публичной сфере.