DOI 10.24412/2658-5960-2024-46-208-216 УДК 325.3(6+5)
Питер И. Менди1
КОЛОНИАЛИЗМ В АФРИКЕ И АЗИИ И НЕОКОЛОНИАЛИЗМ
В статье рассматривается колониализм в Африке и Азии, а также неоколониализм в современной Африке. Литературы о колониализме и его последствиях для колоний большое количество. В этой статье применяется качественный подход, основанный на вторичных источниках, для интерпретации заявлений колониальных чиновников и оценки того, как проводилась политика колониальных правительств, начиная с колонизации Азии в XVI в. до того времени, когда африканские страны обрели независимость во второй половине XX в. Из-за нехватки времени в качестве тематических исследований выбраны примеры из истории развития некоторых стран Азии и Африки, таких как Индия, Вьетнам, Филиппины и Нигерия. Эти примеры, которые дадут более широкую картину того, как функционировала колониальная система Великобритании, Франции и Соединённых Штатов, докажут, что цель колонизации в Африке и Азии одна и та же, а именно: эксплуатация человеческих и природных ресурсов колоний для экономического и последующего технологического и научного развития Запада. Однако методы, применяемые для достижения этих целей, могут быть различными. Современные африканские страны, несмотря на формальную политическую независимость, по-прежнему экономически зависимы и в определённых отношениях подвергаются политическим манипуляциям со стороны Запада, особенно бывших колонизаторов. В статье делается вывод, что ничто из того, что делали колонизаторы, не было направлено на благо колонизируемых народов. Фактически эксплуатация Африканского континента продолжается с помощью таких международных организаций, как Всемирный банк, Международный валютный фонд и Всемирная торговая организация, созданных Соединёнными Штатами и их союзниками после Второй мировой войны для институционализации, легализации и поддержания этой системы. Ключевые слова: колониализм, неоколониализм, Великобритания, Франция, Соединённые Штаты, Индия, Нигерия, Африка.
Peter I. Mendy1
COLONIALISM IN AFRICA AND ASIA, §
AND NEO-COLONIALISM £
Si
The article discusses colonialism in Africa and Asia, and neocolonialism in contemporary Africa. The literature on colonialism and its effects on the colonies О is immense. This article therefore is based on a qualitative approach from secondary ^ sources to interpret the statements of the colonial officers and assess how policies <; of the colonial governments were implemented, beginning with the colonization
--Й
1 Дальневосточный федеральный университет, Владивосток, Россия.
Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russia. H
of Asia in the 16th century to the time when African countries gained independence in the second part of the 20th century. Due to time constraints examples are selected from some countries in Asia and Africa such as India, Vietnam, the Philippines, and Nigeria to serve as case studies. These examples which provide a broader picture of how the colonial system of Great Britain, France and the United States operated shows that the goal of colonialism in Africa and Asia was the same; namely, the exploitation of human and natural resources of the colonies for the economic and subsequent technological and scientific development of the West. However, the methods adopted for the realization of these goals may be different. The colonizers applied several methods to achieve their objectives. Despite the attainment of formal political independence, African countries are still economically dependent and subjected to political manipulation by the West, particularly the former colonizers. The article concludes that nothing the colonizers did was meant to benefit the colonized peoples. In fact, the exploitation of the African continent is perpetuated through international organizations such as the World Bank, International Monetary Fund and the World Trade organization set up by the United States and its allies after World War II to institutionalize, legalize and maintain that system.
Keywords: colonialism, neocolonialism, Great Britain, France, United States, India, Nigeria, Africa.
Колониализм, как однажды он был описан, имеет в своей ДНК то, что колониальный хозяин абсолютно компетентен. Он знает, чего местное население должно хотеть и как им лучше управлять. Колониализм навязывает свои (иностранные) ценности, культуру и религию так, как будто они универсальны. Эта форма империализма подразумевает, что местное население неполноценно, неграмотно и является дикарями. Колониализм — это практика господства, которая предполагает подчинение одного народа другому [8; 13]. В данном случае колониализм определяется господством имперских держав Великобритании, Франции и Соединённых Штатов Америки (США) в конкретных странах, ^ которые взяты в качестве примеров для изучения. К 1914 г. 85% территории мира было колонизировано этими крупными державами, включая Португалию, Ита-
О лию, Германию и Бельгию [5]. Колонист
ализм привёл к разрушению местных территорий в политическом, экономи-ИИ ческом, культурном и социальном плане д ради блага метрополий. Из-за технологи-^ ческого прогресса в области вооружения, н навигации и лучшего знания географии
колонизаторы могли легко проникать в колонии и подчинять их себе.
В зависимости от местных реалий использовались различные методы, чтобы эффективно получить контроль над территориями, которые оккупируются. Так, французы применяли прямое правление в колониях, а британцы — косвенное [19]. Опасаясь протестов внутри страны, правительство США часто называет свои колонии территориями, что практически одно и то же. Главная цель для США, как и для других колонизаторов, была одна — извлекать сырьё из колоний, эксплуатируя дешёвую местную рабочую силу, и, в свою очередь, использовать колонии в качестве рынков сбыта готовой продукции из метрополий. Это стремление к добыче сырья, вызванное промышленной революцией, начавшейся в XVIII в., привело к колонизации Африки [13, р. 46] и Азии. В случае Индии Шаши Тхарур отметил, что колониальный бюджет Великобритании в значительной степени финансировался за счёт добычи и эксплуатации природных ресурсов Индии [20]. Колонии в значительной степени финансировали колониальные державы и помогали им в развитии.
Основные черты колониализма, которые позволяют европейцам сохранять господство над местными территориями, просты, но бесчеловечны в их применении, будь то в Африке или Азии. Колонизаторы разделяют и правят, экономически эксплуатируют территории, которые они оккупируют, разрушают культуру местного населения и используют насилие и отвратительные законы, чтобы донести своё послание [20]. Эти четыре метода достижения колониальных целей Великобритании, Франции и Соединённых Штатов будут рассмотрены далее в статье, а также дано краткое описание неоколониализма в Африке.
ПРИМЕНЕНИЕ НАСИЛИЯ
И ОТВРАТИТЕЛЬНЫХ ЗАКОНОВ
Используя указанные средства (которые представляют собой яркую характеристику колониализма в Африке и Азии), колонизаторы смогли эффективно укрепить своё правление. Уилл Дюрант, американский философ и историк, в 1930 г. в своей книге «The Case for India» отметил: «Британское завоевание Индии было вторжением и разрушением высокой цивилизации торговой компанией [Британская Ост-Индская компания. — П.М.], совершенно лишённой угрызений совести или принципов, безразличной к искусству и жадной до наживы, она, управляя огнём и мечом страной, временно неупорядоченной и беспомощной, подкупая и убивая, аннексируя и воруя, начинала тот путь незаконного и „законного" грабежа, который теперь безжалостно продолжается уже 173 года» [4]. Британцы в 1919 г. приняли закон Роулетта (Rowlatt), который вводил ограничения на свободу слова и собраний, политических активистов задерживали, арестовывали лиц, подозреваемых в государственной измене империи без судебного ордера. Когда индийцы мирно протестовали против таких законов, британцы отвечали убийством сотен местных жителей: напри-
мер, известна резня в Джаллианвала Баг в апреле 1919 г. [20].
Ранее, в 1901 и 1910 г., британцами в Индии были приняты более жёсткие законы: Frontier Crimes Regulation (FCR) и The Indian Press Act. FCR утверждает, что лица, осуждённые за определённые преступления, такие как гомосексуальность, могут подвергаться порке; он также запрещает юрисдикцию гражданских судов; целое племя может быть привлечено к ответственности за действия одного человека, в результате чего их имущество может быть конфисковано и разрушено, а целые деревни — привлечены к коллективной ответственности [15]. The Indian Press Act запрещал любые публикации, направленные на «возбуждение ненависти или неуважения к Его Величеству или правительству, учреждённому законом в Британской Индии, или отправлению правосудия в Британской Индии, или любому местному принцу или вождю, находящемуся под сюзеренитетом Его Величества...» [17]. Сегодня эти законы не используются в Великобритании, в то время как они всё ещё существуют в Индии, Бангладеш и Пакистане. Поскольку британцы и другие колониальные союзники сами подарили бывшим колониям эти драконовские законы сто лет назад, они не имеют права диктовать, как другие страны должны управлять собой, особенно это касается африканских стран.
Учебник, выпущенный Victorian International Development Education Association в 1991 г., дал важное описание жестокости, совершаемой французами во Вьетнаме. В книге говорится, что французы во Вьетнаме выставили британцев в Индии похожими на кошечек, потому что превзошли последних в жестокости. В какой-то момент они похитили 80 000 местных жителей и заставили их строить железные дороги во Вьетнаме — тогда погибло 25 000 чел. С 1917 по 1945 г. на каучуковых плантациях Дау Тханг (Michelin) и Лок Нинь Тхань (Cexco) погибло 22 000 из 82 000 чел. Когда вьетнамцы отказались работать,
£ О
m «
m <
S S
H
£ pE-
инспектор шахт Десрусс сказал генерал-губернатору, что «крестьяне согласятся работать за пределами своих деревень только тогда, когда они будут умирать от голода. Поэтому мы должны прийти к выводу: для избавления от трудностей с привлечением рабочей силы нам нужно позаботиться о том, чтобы сельская местность погрузилась в нищету» [3]. В то время как эта политика осуществлялась, французы (и британцы в своих колониях) добивались своих целей посредством налогообложения.
Такая же эксплуатация уже развернулась в полном масштабе в Африке. В 1861 г. британцы подвергли бомбардировке и аннексировали Лагос, бывшую столицу Нигерии [4, p. 779—780], и оккупировали Египет в 1882г.[11], а также среди прочего французы ввели ответную блокаду и заявили притязания на устье Конго. Когда женщины Аба (около 10 000 чел.), движение которых напоминало сегодняшнее феминистское, подняли бунт против высоких налогов, введённых британцами на осуществление торговли на их собственных рынках в Юго-Восточной Нигерии, в период с ноября по декабрь 1929 г. британские солдаты и полицейские, т.е. Великобритания, применили закон, на основании которого убили более 100 женщин, чтобы положить конец беспорядкам [7]. Эти налоги собирались через местных вождей, что вызывало раскол в африканском обществе.
БРИТАНСКАЯ ПОЛИТИКА «РАЗДЕЛЯЙ И ВЛАСТВУЙ»
J Успешное подчинение колонизи-
рованных территорий было бы невозможно без политики divide et impera О («разделяй и властвуй») — и, конечно, без более совершенных орудий и кора-^ блей. Герберт Рисли, архитектор названной британской политики, честно при-g знал, что «одна из наших главных целей — расколоть и тем самым ослабить н солидную группу противников нашего
правления» [20]. Британцы сделали это в Индии, отстранив мусульман от власти и отдав предпочтение индуистам. Британская политика была направлена на то, чтобы вычистить мусульман из социально-политического ландшафта Индии, поскольку они бросали вызов британскому империализму. В сфере образования политика «разделяй и властвуй» благоприятствовала индуистам и исключала мусульман. Это помогло индуистам продвинуться в академическом и экономическом плане по сравнению с мусульманами [16].
Колонизаторы навязали колониям свои представления. Британцы, например, классифицировали колонии на основе религии, каст в Индии или племён. Религия, в частности, стала полезным средством «разделяй и властвуй»: инду-истско-мусульманский раскол в Индии, как отмечает американский религиовед Питер Готтшалк, был определён, выделен и разжигался британцами как преднамеренная стратегия [20]. Французы, немцы, бельгийцы и португальцы использовали более прямой подход, заменяя местных лидеров лояльными им руководителями. Однако в Руанде раскол, который бельгийцы создали между племенами хуту и тутси, обучая и возвышая представителей тутси, в отличие от народа хуту, который был в большинстве, непосредственно привёл к вражде и последующему геноциду 1994 г., когда в течение 100 дней было убито по меньшей мере 800 000 тутси и умеренных хуту. Негативные последствия колониализма по-прежнему ощущаются в Африке в большой мере из-за продолжающегося экономического обнищания и политической нестабильности.
По политическим причинам и для поддержания жизни элиты, по-видимому, никто не имеет желания менять законы. Политики в Индии и Пакистане всё ещё ссылаются на раскол, который британцы создали с помощью религии ради политических выгод. Эти две бывшие британские колонии враждебны друг к другу с момента обретения независимости
в 1947 г. и воевали четыре раза с тех пор [16; 20]. Также система политического управления и введение политических партий продолжают разделять африканцев по признаку религии и племени. Эти препятствия мешают любой сплочённости и сотрудничеству в целях политического, социального, культурного и экономического национального развития.
КУЛЬТУРНОЕ УНИЧТОЖЕНИЕ И ДОМИНИРОВАНИЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Колонизаторы в равной степени не имеют никакого отношения к культуре и образу жизни людей, которых они эксплуатируют. В Индии британцы упразднили двор Великих Моголов, устранили многих местных феодальных землевладельцев и создали бюрократию в британском стиле, новые элиты которой должны были быть «биологически индийцами», но культурно англичанами. Кроме того, британцы внедрили английский язык во всех своих колониях вместе с лежащими в его основе культурой, литературой и философией, и всё это на благо Великобритании [20].
Британцы основали университеты в Калькутте, Бомбее и Мадрасе, и английский язык был введён в качестве средства получения высшего образования в Индии. Но в этой стране до прихода британцев уже существовала система обучения, в которой дети-мусульмане получали образование в медресе и мак-табах, а дети-индуисты — в патшалах и толах. В этих учреждениях их обучали арабскому, персидскому, санскриту, теологии, грамматике, логике, юриспруденции, математике, метафизике, медицине и астрологии [16].
Британские чиновники должны были принимать и претворять в жизнь политику, которая «цивилизует» и европеизирует индийцев. Томас Бабингтон Мако-лей, уполномоченный по внедрению английского языка в Индии, утверждает: «В настоящее время мы должны сделать
всё возможное, чтобы сформировать класс, который мог бы быть переводчиками между нами и миллионами людей, которыми мы управляем; класс людей, индийцев по крови и цвету кожи, но англичан по вкусу, по взглядам, по морали и по интеллекту. Этому классу мы можем предоставить возможность усовершенствовать местные диалекты страны, обогатить эти диалекты научными терминами, заимствованными из западной номенклатуры, и постепенно сделать их пригодными для передачи знаний широким массам населения» [20]. На первый взгляд введение английского языка в Индии кажется благожелательным актом, но, если учесть детали, это был всего лишь ещё один инструмент британского колониализма. Это было сделано в Индии, Африке и в других британских колониях.
Эта же колониальная политика в Африке привела к тому, что местное население получило лишь ограниченное образование, которое позволило бы ему читать только Библию, эффективно выполнять приказы колониальных хозяев и миссионеров и лучше выполнять функции переводчиков, посыльных и клерков в колониальной бюрократии. Это объясняет, почему к моменту обретения независимости в 1960-х гг. в Африке был высокий уровень неграмотности. Например, в Заире (Конго, ДРК) в 1960 г. был только один выпускник колледжа (даже не выпускник университета). А в Нигерии только 15% должностей высшего звена государственной службы были заполнены нигерийцами до обретения независимости. В других странах этот показатель ниже. В 1990 г. во всей Бурунди ^ был только один квалифицированный бухгалтер, а в Мали, бывшей французской колонии, их было всего шесть [2].
Африканские страны не были готовы о „ п
взять на себя управление делами своих стран, когда колонизаторы покину- ^ ли континент. Образование было доступно только сыновьям вождей и ком- ц прадорской буржуазии. Вину за неудачи Африканского континента можно возло- н
жить на африканских лидеров, но колонизаторы бросили колонии, плохо оснащённые, необразованные и неопытные в действующей западной системе управления, на произвол судьбы.
Колониализм был призван служить только колонизаторам, а не колонизируемым территориям. В своей книге «The Dual Mandate in British Tropical Africa» Фредерик Лугард, первый генерал-губернатор Нигерии, заявил: «Раздел Африки, как мы все признаём, был вызван прежде всего экономической необходимостью увеличения поставок сырья и продовольствия для удовлетворения потребностей промышленно развитых стран Европы... В течение двух или трёх поколений мы можем показать неграм, кто мы такие: тогда нас попросят уйти. Тогда мы оставим землю тем, кому она принадлежит, с чувством, что в нашем лице у них больше деловых друзей, чем в лице других белых людей.» [10]. Лорд Фредерик Лугард подробно описал, как колониализм, а впоследствии и неоколониализм, будут работать после ухода британцев из колонии. Использование насилия, принудительного труда, налогообложения, монетизации экономики и выплаты низкой заработной платы позволили колонизаторам получить эффективный контроль над колониями [13, р.48].
НЕОКОЛОНИАЛИЗМ: АФРИКАНСКИЙ КОНТЕКСТ
С момента обретения независимости Африка остаётся беднейшим континентом в мире, несмотря на наличие 30% ^ мировых запасов полезных ископаемых, ^о 40% мировых запасов золота и 90% запасов хрома и платины и проч., согласно
К
<t Программе Организации Объединённых
О Наций по окружающей среде. Существу;
t^ ющие колониальные системы, которые отводили Африке роль мирового произ-ИИ водителя сырья, увековечиваются запад-g ными правительствами через Всемирный банк (МБ), Международный валют-н ный фонд (МВФ) и Всемирную торговую
организацию (ВТО). Удегбунам, взяв определение неоколониализма из словаря политической экономии, определил неоколониализм как «систему экономических, политических, военных и других отношений, навязываемых империалистическими государствами развивающимся странам с целью удержать их в рамках капиталистической экономической системы» [21]. Таким образом, после рабства и колониализма неоколониализм является последней стадией империализма.
Африканские лидеры сегодня делают именно то, о чём ранее упоминал лорд Лугард: обращаются за помощью к тем же людям, которые продолжают эксплуатировать Африку. Вот почему один африканский учёный Амечи Около утверждал, что Африка находится на «этапе, когда системы и структуры эксплуатации достигли такого высокого уровня совершенства, что они [страны колонии. — П.М.] не нуждаются в физическом присутствии и надзоре со стороны колонизаторов» [1]. Эта новая форма колониализма представляет собой господство страны через непрямые средства, такие как безвозвратные займы от Международного валютного фонда, Всемирного банка и других международных организаций, в странах третьего мира, что создаёт зависимость от Запада [21].
В большинстве жизненно важных отраслей промышленности Африканского континента, от добычи полезных ископаемых до сельского хозяйства, доминируют западные транснациональные корпорации, такие как французская Areva в Нигере и британская компания Shell в Нигерии. Эти транснациональные компании определяют цены на добываемое в Африке сырьё. Они пользуются полной поддержкой правительств своих стран, как это было во времена колониализма с Британской Ост-Индской компанией, Британской Королевской Нигерской компанией и французской Compagnie des Indes Orientales. В какао-промышленности 70% мирового объёма какао поступает из Кот-д'Ивуара и Ганы,
и экономика этих стран в значительной степени зависит от экспорта этого продукта. Но фермеры в этих странах получают только 6,6% своей продукции [23]. По данным Всемирного банка, порог крайней бедности составляет 1,90 долл. в день. Фермеры, выращивающие какао в Гане, зарабатывают всего 1 долл. в день, в то время как фермеры в Кот-д'Ивуаре — около 0,78 долл. в день. Эти доходы не соответствуют черте крайней бедности. Дети также трудоустраиваются в неблагоприятных условиях, и им не выплачивается заработная плата. Представьте это в контексте: оборот индустрии какао составляет 100 млрд долл. в год. Однако, помимо незначительной суммы, которая остаётся в Гане, и 4% в Кот-д'Ивуаре, остальное отправляется в Европу.
Во времена колониализма африканский рынок был спроектирован таким образом, чтобы эффективно поставлять сырьё в Европу без перебоев и в необходимом количестве. Очени и Нванкво утверждают, что существовала необходимость органично связать африканскую экономику и рынок с международной системой, контролируемой и направляемой колонизаторами [8]. Учёные далее указывали, что эта связь вынудила Африку принять международное разделение труда, которое сделало её всего лишь производителем сельскохозяйственного сырья, необходимого промышленным предприятиям Европы. После того как Америка отобрала у Великобритании статус сверхдержавы, США институционализировали эту систему, которая превратила Африку в производителя сырья путём создания многосторонних организаций, таких как Всемирная торговая организация (ВТО), ранее известная как Генеральное соглашение по торговле и тарифам [23]. У бывших колонизаторов не было никакого желания возражать или бросать вызов США, потому что это соответствовало их целям. МБ продвигают свободную торговлю и рыночную экономику, чтобы получить неограниченный доступ к африканским ресурсам и покупателям.
Если сравнить с Филиппинами, находящимися под контролем США, то станет ясно, что продолжение эксплуатации ресурсов и приобретение дешёвой рабочей силы на самом деле является неоколониальным явлением. Два крупнейших американских производителя ананасов в 1973 г., Dole и Del Monte, закрыли свои предприятия на Гавайях и переехали на Филиппины. Если эти компании платили гавайцам 2,64 долл. в час, то филиппинцы получали всего 15 центов. США также добывали сахар, минералы, табак, кокосовые орехи и абаку, в то время как филиппинцы служили покупателями американских товаров. К 1935 г. США инвестировали 200 млн долл. в горнодобывающую промышленность, производство сахара, коммунальные услуги, плантации и торговлю на Филиппинах, при этом только 4% было потрачено на производство [3].
Колониям были предоставлены инструменты только для того, чтобы они могли заготавливать сырьё для экспорта, а не для превращения его в готовую продукцию. Поэтому обрабатывающей промышленностью колоний целенаправленно пренебрегали. Так, Уолтер Родни, гай-анский историк, утверждал в своей книге «How Europe Underdeveloped Africa», что «африканские экономики интегрированы в саму структуру развитых капиталистических экономик; и они интегрированы таким образом, который неблагоприятен для Африки и обеспечивает зависимость её от крупных капиталистических стран», т.е. от поставок сырья и покупки готовой продукции [18].
После 500 лет непрерывной жестокости, надувательства и воровства в Афри- ^ ке, Азии и по всему миру практически ничего не изменилось. Те системы экс-
W
плуатации, которые были внедрены в интересах колонизаторов, всё ещё дей- о
pq
ствуют. Бывшие колонизаторы создают t^ впечатление, что теперь они реформи- ^ ровались, но они продолжают экономически эксплуатировать страны третье- ц го мира, особенно Африку. МВФ, ВТО и Всемирный банк, созданные после н
Второй мировой войны, служат идеальными каналами для этого. Те самые (африканские) люди, которые с трудом сводят концы с концами, получают кредиты Всемирного банка и МВФ под высокие проценты. Это не новое явление. Колонизаторы никогда не проявляли никакого уважения к верховенству закона, правам человека и демократии, если только это относилось к их собственным гражданам, но не к колониальным подданным. Сегодня эти принципы затолканы в глотку африканским лидерам теми же колонизаторами, кто использует одинаковые принципы и злоупотребляет ими всякий раз, когда им это выгодно.
Колониализм лишил человечности и достоинства общества и народы, которые существовали задолго до Европы. Индия имеет 3000-летнюю историю. Африка, Египет, Судан (Нубия) и Эфиопия (Абиссиния) существовали до Греции и Рима. Только с помощью превосходного оружия и навигационных технологий, заимствованных у китайцев, европейцы смогли подчинить себе почти всю планету. Колонии не нужда-
лись в колонизации, чтобы развиваться. Именно Европе пришлось колонизировать другие страны, чтобы развиваться. ВВП Индии до колониализма был почти в 10 раз больше британского [20]. Богатств Африки было и остаётся достаточно, чтобы прокормить континент. Точно так же, как колонии тогда не нуждались в лекциях по политическому управлению и экономическому развитию, они наверняка не нуждаются в них и сейчас, или, по крайней мере, не от Запада. Факты показывают, что, например, в королевстве Куба в Центральной Африке была профессиональная бюрократия, система налогообложения, широкое предоставление общественных благ, неписаная конституция, сложная правовая система, включающая суд присяжных и апелляционные суды, профессиональная полиция и вооружённые силы [9, р. 1068]. Точно так же, как западный мир подражает политическим системам управления и цивилизации Греции и Рима, нет никаких указаний на то, что более широкий африканский регион не мог и не может подражать королевству Куба.
REFERENCES
1. Babatola J. Neo-colonialism in Africa: A Perpetuation of Western Interest and Subjugation. Available at: https://www.researchgate.net/publication/313666367_Neo-Colonialism_ in_Africa_A_Perpetuation_of_Western_Interest_and_Subjugation_of_Africa (accessed 21.09.2023). (In Eng.)
2. Bräutigam D.A., KnackS. Foreign Aid, Institutions, and Governance in Sub-Saharan Africa. Economic Development and Cultural Change, 2004, vol. 52, no. 2, pp. 255—285. (In Eng.)
3. Colonialism in Asia: A Critical Look. (1991). Victorian International Development Educa-g tion Association. Available at: https://videa.ca/wp-content/up loads/2021/10/Colonialism-£ in-Asia.pdf (accessed: 18.08.2023). (In Eng.)
DC 4. Durant W. The Case for India. Available at: https://rarebooksocietyofindia.org/book_ ^ archive/Will%20Durant%20Case%20for%20India.pdf (accessed 29.08.2023). (In Eng.)
ffl 5. Goldsmith E. Development as Colonialism. World Affairs, 2002, iss. 6, no. 2, pp. 18—36. m (In Eng.)
6. Hopkins A.G. Property Rights and Empire Building: Britain's Annexation of Lagos, 1861. g Journal of Economic History, 1980, vol. 40, no. 4, pp. 777—798. (In Eng.)
Ef 7. Ina K.E. The Tax Crisis of 1929 in Ibibioland. Transafrican Journal of History, 1992, vol. 21, H pp. 171—181. (In Eng.)
8. Kohn M., Reddy K. Colonialism. The Stanford Encyclopedia of Philosophy (Spring 2023 Edition). E.N. Zalta & U. Nodelman (eds.). Available at: https://plato.stanford.edu/archives/ spr2023/entries/colonialism/ (accessed 27.08.2023). (In Eng.)
9. Lowes S., NunnN., Robinson J.A., Weigel J.L. The Evolution of Culture and Institutions: Evidence from The Kuba Kingdom. Econometrica, 2017, vol.85, no.4, pp.1065—1091. (In Eng.)
10. Lugard L. The Dual Mandate in British Tropical Africa. (1861). Available at: https://archive. org/details/cu31924028741175/mode/2up (accessed 02.07.2023). (In Eng.)
11. MentiplyD.J. The British Invasion of Egypt in 1882. E-International Relations, 2009, March 23. Available at: https://www.e-ir.info/2009/03/23/the-british-invasion-of-egypt-1882/ (accessed 21.09.2023). (In Eng.)
12. Mushkat M. Some Characteristics of Colonialism and Its Product African Nationalism. African Studies Review, 1971, no. 2. pp. 219—241. Available at: https://doi.org/10.2307/523824 (accessed 17.08.2023). (In Eng.)
13. Ocheni S., Nwankwo B.C. Analysis of Colonialism and its Impact in Africa. Cross Cultural Communication, 2012, no. 8 (3), pp.46—54. (In Eng.)
14. Purcell V. Colonialism in Contemporary Southeast Asia. Journal of International Affairs, 1956, no. 10 (1), pp. 49—58. (In Eng.)
15. Qayum S. Frontier Crime Regulation under Human Rights and Constitutional Perspectives, An Analysis of Pakistan Government Policies. (2020). Available at: https://openurl.ebsco. com/EPDB%3Agcd%3A6%3A13543254/detailv2?sid=ebsco%3Aplink%3Ascholar&id=eb sco%3Agcd%3A151922923&crl=c (accessed 27.08.2023). (In Eng.)
16. Rahman A. , Ali M., Kahn S. The British Art of Colonialism in India: Subjugation and Division. Peace and Conflict Studies, vol. 25, no. 1. DOI: 10.46743/1082-7307/2018.1439. Available at: https://www.researchgate.net/publication/353280279_The_British_Art_of_ Colonialism_in_India_Subjugation_and_Division (accessed 15.08.2023). (In Eng.)
17. Raman V.V. The Indian Press Act of 1910: The Press and Public Opinion at Crossroads in the Madras Presidency 1910—1922. Proceedings of the Indian History Congress, 1999, vol. 60, pp. 863—871. Available at: https://www.jstor.org/stable/44144157 (accessed 02.09.2023). (In Eng.)
18. Rodney W. How Europe Underdeveloped Africa. Available at: https://arxiujosepserradell. cat/wp-content/up loads/2022/03/How-Europe-Underdeveloped-Africa-by-Recorded-Books-Inc.Rodney-Walter-z-lib.org_.pdf (accessed 04.07.23). (In Eng.)
19. Salime M. The French and British Colonial Rule in Africa: A Comparative Analysis of Colonial Governance and its Impacts on the Post-Independence Political and Economic Development of the Colonies. Kuala Lumpur, 2021, 69 p. (In Eng.)
20. Sashi T. Inglorious Empire: What the British did to India. (2017). Available at: https:// dn720005.ca.archive.org/0/items/inglorious-empire/Inglorious%20Empire.pdf (accessed 06.08.2023). (In Eng.)
21. Udegbunam C.C. Neocolonialism and Africa's Development: A Critical Review. (2020). ^ Available at: https://pdfs.semanticscholar.org/572e/854701c75612216740e582f28 ffi 9a164151205.pdf (accessed 29.08.2023). (In Eng.) £
22. United Nations Environmental Program: Our Work in Africa. Available at: https://www. w unep.org/regions/africa/our-work-africa#:~:text=Africa%20is%20home%20to%20 en some,of%20its%20chromium%20and%20platinum (accessed 27.08.2023). (In Eng.) S
23. World Economic Forum: Cocoa Bittersweet Supply Chain in One Visualization, 2020, ^ November. Available at: https://www.weforum.org/agenda/2020/11/cocoa-chocolate- EJ supply-chain-business-bar-africa-exports/ (accessed 21.09.2023). (In Eng.) H