Научная статья на тему 'Коллизионный принцип lex rei sitae как основа регулирования правоотношений собственности в международном частном праве Российской Федерации и Республики Молдова'

Коллизионный принцип lex rei sitae как основа регулирования правоотношений собственности в международном частном праве Российской Федерации и Республики Молдова Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3198
375
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Коллизионный принцип lex rei sitae как основа регулирования правоотношений собственности в международном частном праве Российской Федерации и Республики Молдова»

В заключение стоит отметить, что целью данной работы была попытка кратко осветить некоторые тенденции коллизионного регулирования последних десятилетий, обратить внимание доктрины МЧП на вопросы, которые с учетом сложившихся тенденций необходимо будет решать в недалеком будущем.

Н.Г. Осояну,

соискатель МГЮА

КОЛЛИЗИОННЫЙ ПРИНЦИП LEX REI SITAE КАК ОСНОВА

РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРАВООТНОШЕНИЙ СОБСТВЕННОСТИ В МЕЖДУНАРОДНОМ ЧАСТНОМ ПРАВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА

Институт права собственности является базовым институтом любой правовой системы, занимая центральное место, прежде всего, в гражданском праве, но при этом оказывая влияние на другие отрасли, в том числе международное частное право (далее — МЧП).

Немецкие авторы X. Кох, У. Магнус и П .Винклер фон Моренфельс замечают, что «большое экономическое и практическое значение международного вещного права прекрасно иллюстрирует все возрастающая потребность в гарантиях кредитования (товарных и банковских кредитов) в трансграничном товарном и денежном обороте. Кроме того, часто встает вопрос о применимом праве, когда речь заходит о покупке недвижимости за границей или о торговле произведениями искусства»1.

Данная область МЧП опирается на классический коллизионный принцип — lex rei sitae (lex situs2), закон места нахождения вещи. Французские авторы Loussouarn и Bourel отмечают, что «в отличие от определения личного статута, которое представляет собой поле боя между национальным законом и законом домициля, в зависимости от того, какого мнения придерживается то или иное государство, реальный статут подобных противоречий не вызывает»3. Lex rei sitae используется, по общему правилу, для определения того, может ли вещь быть предметом права собственности или иного вещного права; к какой категории вещей она относится (в первую очередь, является ли она движимой или недвижимой); каков порядок возникновения, перехода и прекращения вещных прав, а также каков их

1 Кох X., Магнус У., Винклер фон Моренфельс ^.Международное частное право и сравнительное правоведение / Пер. с нем. Ю.М. Юмашева. М.: Международные отношения, 2003. С. 194.

2 См., например, Briggs A. The Conflict of Laws. Oxford, Clarendon Press. 2002. P. 205 и далее.

3 Loussouarn Y., Bourel P. Droit international priv? (7e edition). Paris: “DALLOZ”, 2001. P. 185.

объем. Говоря о происхождении данного коллизионного принципа, авторы упоминают, что lex rei sitae берет свое начало в теории статутов, в основе которой лежит территориальное разграничение законодательной компетенции в регулировании вещно-правовых отношений 1. Территориальный принцип, как пишет французский автор Gutmann, связан с признанием за иностранцами их прав в пределах территории того или иного государства2. На этой основе был предложен метод, согласно которому для каждой категории гражданских правоотношений формулировался подходящий коллизионный принцип, и для вещно-правовых отношений господствующим был признан lex rei sitae. Первоначально эта норма относилась только к недвижимым вещам, в отношении же движимостей считалось, что «движимость привязана к человеку» (mobilia ossibus haerent) и что «движимость следует за лицом» (mobilia personam sequuntur), то есть основанием привязки служил личный закон лица, являющегося собственником или владельцем вещи3. Этот закон нашел отражение в Прусском общем уложении 1794 г., в Австрийском гражданском уложении 1811 г., в Итальянском гражданском кодексе 1865 г. и применялся до середины XIX в. Затем сфера его применения сузилась до случаев правопреемства вследствие смерти собственника в отношении движимости и режима супружеского имущества. Г.К. Дмитриева выделяет следующие причины произошедшей перемены: (1) место жительства лица может меняться и не всегда является известным контрагенту, заключающему сделку с этим лицом; (2) контрагент может не знать право того государства, где проживает данное лицо; (3) лицо может иметь место жительства не в одном, а в нескольких государствах. Все это создает определенные трудности для разрешения имущественных споров и затрудняет торговый оборот4.

Принцип lex rei sitae имеет обычно-правовую природу, поскольку длительность и всеобщность его применения не вызывают сомнений. Как отмечает Briggs, «мотивы применения принципа lex situs в случае недвижимого имущества связаны с тем, что, поскольку земля не может двигаться, lex situs объединяет ожидаемое и реальное»5. Осуществление права собственности в полном объеме требует взаимодействия собственника и вещи как материальной субстанции, полномочие владения может быть реализовано только в месте нахождения вещи. Если вещь находится в одном месте, а

1 См., например: Ануфриева Л.Л.Международное частное право: В 3-х тт. Том 2. Особенная часть: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: БЕК, 2002. С.117.

2 Gutmann D. Droit international prive (4e edition). Paris: «DALLOZ», 2004. P. 161.

3 См., например: Courbe P. Droit international prive (2e edition). Paris: «Armand Colin», 2003. P. 539 и далее.

4 Международное частное право. Учебник / Под ред. Г.К. Дмитриевой. М.: Проспект, 2001. С. 275.

5 Briggs A. The Conflict of Laws. Oxford, Clarendon Press. 2002. P. 208.

собственник — в другом, осуществление права собственности затруднено 1. В этом контексте Л.А. Лунц отмечал, что «принцип замкнутого круга вещных прав, принятый во всех странах, отражен и в МЧП: здесь нет места для так называемой автономии воли»2.

Lex rei sitae фиксируется как во внутренних нормативных актах, так и в международных. К примеру, он содержится в ст. 38 Минской конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г.3 (далее — Минская конвенция 1993 г.); в ч. 1 ст. 1205 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ); в ч. 1 ст. 1601 Гражданского кодекса Республики Молдова (далее — ГК РМ)4; в ч. 1 ст. 1219 Модельного Гражданского кодекса для государств — участников СНГ от 17 февраля 1996 г.5 (далее — Модель ГК). Во всех случаях формулировки несколько различаются текстуально, однако по смыслу отличается только норма Минской конвенции 1993 г., поскольку в ней идет речь о применении закона места нахождения лишь к недвижимому имуществу. Замечу, что и многие другие государства — члены СНГ использовали формулировку Модели ГК: ч. 1 ст. 1276 ГК Армении6, ч. 1 ст. 1119 ГК Белоруссии7, ч. 1 ст. 1107 ГК Казахстана8, ч. 1 ст. 1188 ГК Киргизии9, ст. 1184 ГК Узбекистана10. В Законе Грузии о международном частном праве 1998 г. № 1362-IIc этот принцип также встречается (в ст. 32), хотя в целом данный закон не следует Модели ГК 11.

Помимо права собственности, существуют и другие вещные права: пожизненного владения земельным участком, хозяйственного ведения, оперативного управления, сервитуты в российском гражданском праве; в молдавском гражданском праве к этому перечню прибавляются право владения, суперфиций и узуфрукт. Однако от вида вещного права, в связи с ко-

1 Толстых В.Л. Коллизионное регулирование в международном частном праве: проблемы толкования и применения раздела VII части третьей ГК РФ. М.: Спарк, 2002. С. 160.

2 ЛунцЛ.А. Курс международного частного права: в 3-х т. М.: Спарк, 2002. С. 419.

3 Международное частное право. Сборник нормативных актов / Сост. Г.К. Дмитриева, М.В. Филимонова. — 3-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2006. С. 55.

4 Гражданский кодекс Республики Молдова // http://justice.md/lex/document_rus.php?id =FED16419:9851F8C5

5 Информационный бюллетень Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ, 1996, № 10. Цитируется по изданию: Международное частное право. Сборник нормативных актов / Сост. Г.К. Дмитриева, М.В. Филимонова. — 3-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Вел-би, Изд-во «Проспект», 2006. С. 54.

6 Международное частное право: иностранное законодательство / Предисл. А.Л. Маковского, сост. и науч. ред. А.Н. Жильцов, А.И. Муранов. М.: Статут, 2000. С. 75.

7 Там же. С. 85.

8 Там же. С. 114.

9 Там же. С. 124.

10 Там же. С. 134.

11 Там же. С. 97.

торым возникает коллизионный вопрос, используемый коллизионный принцип не меняется.

Это вовсе не означает, что применение lex rei sitae ничем не осложнено. Так, деление имущества на движимое и недвижимое может представлять собой большую сложность, поскольку следует учитывать различия относительно классификации тех или иных вещей как движимых или недвижимых. Кроме того, средства водного и воздушного транспорта квалифицируются по законодательству многих стран как недвижимое имущество в силу их высокой стоимости и связанной с этим необходимостью повышенной надежности правил их гражданского оборота. Применительно к транспортным средствам для целей определения объема и содержания права собственности, а также режима торговли транспортными средствами, используется особый коллизионный принцип — lex flagi, закон места приписки судна. Фактически получается, что средство водного или воздушного транспорта представляет собой «плавающую» или «летающую» часть территории того государства, где оно зарегистрировано 1.

Говоря о праве, применимом к транспортным средствам, обратимся вновь к текстам Гражданских кодексов России и Молдовы. Статьи 1603 ГК РМ и 1207 ГК РФ демонстрируют различный подход к одной и той же проблеме. В статье российского ГК речь идет о таких категориях транспорта, как воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты, подлежащие государственной регистрации, — а в заключении названо в качестве применимого права право страны регистрации. В статье молдавского ГК упоминаются суда и летательные аппараты, а также железнодорожный и автомобильный транспорт, принадлежащий соответствующему транспортному предприятию; согласно этой части, возможны два варианта применимого права — право страны регистрации судна или летательного аппарата и право, применимое к правовому статусу транспортного предприятия. Согласно ч. 2 ст. 1603 ГК РМ, то же самое право применяется к техническому снаряжению транспортного средства, даже если оно находится за бортом, и к требованиям, предметом которых являются расходы на техническое обслуживание транспортного средства. Следует заметить, что текст ст. 1603 ГК РМ совпадает с текстами ст. 55 и 56 румынского закона № 105 1992 г. «Применительно к регулированию отношений международного частного права»2.

1 «Морские, воздушные и космические корабли в международных пространствах рассматриваются как территория государства их флага»; Лукашук И.И. Международное право. Общая часть: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: БЕК, 2000. С. 360.

2 Международное частное право: иностранное законодательство / Предисл. А.Л. Маковского, сост. и научн. ред. А.Н. Жильцов, А.И. Муранов. М.: Статут, 2000. С. 501—502.

Применение принципа lex rei sitae к недвижимости, на первый взгляд, не вызывает затруднений, поскольку классическая формулировка этого правила подразумевает именно право собственности на недвижимость, и, кроме того, недвижимость объективно не может менять место расположения, как это происходит с движимым имуществом. Недвижимость составляет часть государственной территории; следовательно, применение по отношению к ней принципа lex rei sitae и широкое его распространение обусловлено интересами государства местонахождения. Этим объясняется практически повсеместное требование о регистрации недвижимости и прав ее приобретения по месту ее фактического нахождения. Как отмечает Л.П. Ануфриева, сложной может оказаться в ряде случаев лишь привязка недвижимости к соответствующему праву, когда речь идет о ее пограничном в буквальном смысле местонахождении, т.е. когда вещь расположена на участке, который охватывается территорией двух или более государств 1.

Также непростыми могут оказаться ситуации в связи с сервитутами. Особенно это важно для стран, по территории которых протекают водотоки, питающие земли и хозяйства ряда государств. Если «служебный» и «господствующий» участки земли расположены в разных странах (когда земельное владение находится по обе стороны границы или исток ручья находится на территории одной страны, а орошаемый участок земли — на территории другой), вопрос о lex rei sitae становится краеугольным и в то же время неоднозначно решаемым2. Некоторые авторы приходят к выводу, что, поскольку фактические действия по реализации сервитута имеют место на «служебном» участке, должен быть применен закон страны местонахождения последнего, хотя вспомогательный его характер по отношению к основному участку и не подлежит сомнению3.

По отношению к движимому имуществу современная международная практика выдвигает два положения: во-первых, вещь, правомерно приобретенная в собственность лицом, сохраняется за ее собственником при изменении места нахождения вещи (тем самым признается право собственности на вещь, приобретенную за границей); во-вторых, объем права собственника определяется законом места нахождения вещи. Тем не менее, применение принципа закона местонахождения вещи сопряжено с трудностями прежде всего в двух ситуациях: (1) изменение местонахождения вещи может повлечь за собой изменение статута; (2) иностранные институты вещного права, неизвестные праву данной страны, не всегда могут применяться или учитываться без адаптации4.

1 Там же.

2 Там же. С. 119.

3 Там же.

4Кох X., Магнус У., Винклер фон Моренфельс Л.Указ. соч. С.197.

Из самого факта, что вещи могут перемещаться, вытекает трудность ответа на вопрос, каков статут вещи при перемещении ее в другое, третье государство и т.д. При этом могут возникнуть обстоятельства, уточнить которые с помощью прежнего закона не представляется возможным. Такого рода ситуации в ЫЧП именуются подвижными коллизиями (а также мобильными коллизиями или мобильными конфликтами)1. В данном случае действует главное правило: вещные права подчиняются новому закону местонахождения вещи, который, однако, не может игнорировать некоторые юридические факты, возникшие на основании прежнего lex rei sitae. Право собственности не колеблется до тех пор, пока не изменится ее статут — тем самым, как видно, защищается право добросовестного приобретателя2. Таким образом, право собственности на движимые вещи определяется по закону того государства, в котором вещь находилась в момент возникновения основания перехода права собственности.

Общее правило, установленное в ч. 1 ст. 16G2 ГК PM и ч. 1 ст. 12G6 ГК РФ, совпадает: возникновение и прекращение права собственности и иных вещных прав на имущество определяются по праву страны, где это имущество находилось в момент, когда имели место действие или иное обстоятельство, послужившие основанием для возникновения либо прекращения права собственности и иных вещных прав, если иное не предусмотрено законом. В то же время ч. 2 ст. 16G2 ГК PM предусматривает правило, подчиняющее приобретение и прекращение права собственности и других вещных прав на имущество, являющееся предметом сделки, «закону, подлежащему применению к данной сделке», «установленному соглашением сторон». Такого правила в российском ГК нет, хотя его отголоски встречаются в п. 1 ст. 1213: согласно этому пункту, только в случае отсутствия соглашения сторон о праве, подлежащем применению к договору в отношении недвижимого имущества, применимое право надлежит определять в соответствии с нормой, установленной в ГК (право страны, с которой договор наиболее тесно связан). Если попытаться проследить, откуда эта норма появилась, то мы обнаружим идентичное правило в ч. 4 ст. 38 Mинскoй конвенции 1993 г., однако между нормой Конвенции и нормой ГК PM все-таки есть существенное различие: в Конвенции формулировка «соглашение Сторон» подразумевает соглашение Договаривающихся Сторон, государств

— т.к. слово «Стороны» написано с большой буквы, — а в тексте статьи ГК PM имеются в виду стороны сделки, гражданско-правового договора. На данном примере очевидно, как сильно на смысл нормы влияет не просто изменение одного слова, но написание строчной буквы вместо заглавной.

1 Ануфриева Л.П. Неждународное частное право: В 3-х т. Том 2. Особенная часть: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — M.: БЕК, 2002. С. 124. Оба варианта встречаются в работе Толстых В.Л. Указ. работа. С. 71 и далее.

2 Ануфриева Л.П. Указ. раб. С. 125.

7G8

Статья 1605 ГК РМ и п. 2 ст. 1206 ГК РФ регулируют один и тот же вопрос — возникновение и прекращение права собственности и иных вещных прав в отношении движимого имущества, находящегося в пути, — однако между ними есть различия. Статья 1206 ГК РФ предусматривает в качестве исключения из общего правила «иное», предусмотренное законом, а ст. 1605 ГК РМ отсылает к соглашению сторон, а также упоминает о том, что личное имущество пассажира регулируется его национальным законом. Касательно последнего положения хотелось бы отметить, что оно не сочетается с основной частью статьи, в которой установлено, что речь идет о «возникновении и прекращении права собственности и других вещных прав по сделке». Какое отношение к сделке имеет личное имущество пассажира? По всей видимости, эта статья была скомпонована из двух частей: общее правило попало в нее из российского ГК, а два «исключения» (а) и (b)

— из румынского закона, который содержит сходные положения в ст. 53.

Существуют и другие проблемы относительно права собственности в МЧП, и многие из них специфичны для конкретных правовых систем. Следует отметить, что критика целесообразности применения lex rei sitae к движимому имуществу продолжается 1, и если ранее закону местонахождения противостоял в части движимого имущества личный закон собственника, то в сегодняшних условиях спектр предлагаемых привязок значительно шире — альтернативой закону местонахождения выступают коллизионные нормы, свойственные обязательствам (lex voluntatis, lex loci actus, lex domicilii или lex patriae цедента, а также собственное право договора).

Что касается правового регулирования данного вопроса в законодательстве РМ, то проведенный сравнительно-правовой анализ показал: при работе над проектом Гражданского кодекса были использованы тексты ГК Российской Федерации, румынского закона № 105 1992 г. и Минской конвенции 1993 г. Подтверждением этого служит, помимо всего прочего, тот факт, что в статьях молдавского ГК наблюдается неустойчивость терминологии: тогда как в российском ГК употребляется термин «возникновение права собственности», в молдавском Кодексе встречаются сразу три равнозначных термина — возникновение, приобретение и установление права собственности. В тексте на молдавском языке, что примечательно, термины тоже разные. Таким образом, в статьях молдавского ГК присутствуют логические противоречия и неточности, и некоторые из них могут на практике оказаться весьма серьезной проблемой. Работа по «стыкованию» норм, позаимствованных из разных актов, явно не закончена, и Кодекс нуждается в существенном редактировании.

1 Ануфриева Л.П. Указ. соч. С. 123.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.