УДК: 903.2(571.63) DOI 10.24411/2658-5960-2020-10008
Александр Львович Ивлиев1 ([email protected]) Елена Валентиновна Асташенкова1 ([email protected]) Евгений Юрьевич Никитин2 ([email protected])
КОЛЛЕКЦИЯ БРОНЗОВЫХ ИЗДЕЛИЙ ИЗ МУЗЕЯ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА г. ВЛАДИВОСТОКА
В статье содержится описание коллекции бронзовых изделий, поступивших в 2011 г. в фонды Учебно-научного музея археологии и этнографии Дальневосточного федерального университета г. Владивостока. Коллекция состоит из 17 бронзовых предметов, из которых 13 зеркал, 3 монетовидных амулета и 1 печать. Информация о месте и обстоятельствах обнаружения изделий данной коллекции отсутствует, но анализ декора, стиля и иконографии, а также отлитые и выгравированные надписи на некоторых зеркалах и печати позволяют заключить, что относятся эти артефакты к разным хронологическим периодам. Большая часть зеркал датируется XII—XIII вв., один экземпляр имеет характерный для эпохи Ляо (907—1125) орнамент. Ещё одно зеркало предварительно отнесено авторами к XVI—XIX вв. Два монетовидных амулета были отлиты, вероятнее всего, в чжурчжэньское время. Подобные украшения со сквозным декором были распространены в дальневосточном регионе в XIII—XVII вв. Печать является уникальным артефактом эпохи Восточное Ся (XIII в.).
Ключевые слова: империя Цзинь (1115—1234), Восточное Ся (1215—1233), чжурчжэни, бронзовые зеркала, бронзовая печать, монетовидный амулет.
Alexander L. Ivliev1 ([email protected]) Elena V. Astashenkova1 ([email protected]) Evgeniy Yu. Nikitin2 ([email protected])
_ COLLECTION OF BRONZE ITEMS FROM THE MUSEUM OF ARCHEOLOGY
AND ETHNOGRAPHY (FEFU EDUCATION AND RESEARCH MUSEUM, VLADIVOSTOK)
The article deals with description of the bronze items collection received in 2011 to by the FEFU Education and Research Museum (Vladivostok). The collection
§ consists of 17 bronze objects including 13 mirrors, 3 coin-shaped amulets and
1 seal. There is no information about the place and circumstances of the finding
< _
Q_ -
§ 1 Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН, го Владивосток, Россия.
Institute of History, Archaeology and Ethnology of the Peoples of the Far East, FEB RAS, Vladivostok, Russia. 2 Дальневосточный федеральный университет, Владивосток, Россия. Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russia.
of these artifacts. However, analysis of decor, style and iconography of these items, and also cast and engraved inscriptions on some mirrors and at the seal, indicate that they belong to different chronological periods. Most of bronze mirrors date from the XII—XIII centuries. One mirror has a typical Liao epoch (907—1125) ornament. Another one previously attributed by the authors to the XVI—XIX centuries. Two coin-shaped amulets were cast, most likely in the Jurchen time. Amulets with through decor were common in the Far East region in the XIII—XVII centuries. The seal is an unique artifact of the East Xia period (XIII century).
Keywords: Jin Empire(1115—1234), Eastern Xia State (1215—1233), Jurchen, bronze mirrors, bronze seal, coin-shaped amulet.
В 2011 г. в фонды Учебно-научного музея археологии и этнографии ДВФУ г.Владивостока поступила коллекция, состоящая из 17 экземпляров бронзовых изделий (табл. 1). Из сопроводительных материалов следует, что предметы были приобретены руководством ДВГТУ (ДВПИ им. В.В. Куйбышева) для университетского музея у частных лиц. Вероятнее всего, артефакты, вошедшие в состав данного собрания, были незаконно добыты «чёрными копателями» на территории Приморского края, поэтому точных
Таблица 1
Опись музейной коллекции, поступившей в фонды Учебно-научного музея ДВФУ г. Владивостока
№ п/п Музейный номер Инвентарный номер Наименование Примечание
1 МА-1918 101800000000569 зеркало бронзовое рис. 11
2 МА-1919 101800000000571 зеркало бронзовое рис. 1
3 МА-1921 101800000000563 зеркало бронзовое рис. 10
4 МА-1922 101800000000556 зеркало бронзовое рис. 5
5 МА-1923 101800000000570 бронзовое украшение рис. 16
6 МА-1924 101800000000566 бронзовый монетовидный амулет рис. 15
7 МА-1925 101800000000565 бронзовый монетовидный амулет рис. 14
8 МА-1926 101800000000273 зеркало бронзовое рис. 7
9 МА-1927 101800000000564 зеркало бронзовое рис. 6
10 МА-1928 101800000000560 зеркало бронзовое рис. 13
11 МА-1961 101800000000567 зеркало бронзовое рис. 9
12 МА-1962 101800000000557 зеркало бронзовое рис. 3
13 МА-1963 101800000000558 зеркало бронзовое рис. 4
14 МА-1964 101800000000568 зеркало бронзовое рис. 2
15 МА-1965 101800000000561 зеркало бронзовое рис. 8
16 МА-1966 101800000000559 зеркало бронзовое рис. 12
17 МА-1967 101800000000157 печать бронзовая рис. 17
го <
данных о месте и обстоятельствах их обнаружения нет. Коллекция состоит из зеркал, монетовидных амулетов и печати. Значимость данных артефактов как источника для реконструкции материальной и духовной культуры древних и средневековых обществ уже не раз была отмечена исследователями (Лубо-Лесниченко 1975; Шавкунов 1960,1981,1990,1990а; Ивлиев 1978; Артемьева, Ивлиев 2000; Тишкин, Серёгин 2011 и др.). Задача данной работы — введение в научный оборот новых важных и, в некоторых случаях, уникальных материалов.
В настоящее время коллекция хранится в фондах Музея археологии и этнографии Учебно-научного музея ДВФУ г. Владивостока. Она включает 13 экземпляров зеркал, 3 амулета и одну печать. Ниже опишем её по категориям.
БРОНЗОВЫЕ ЗЕРКАЛА
Зеркало № 0571
Круглое бронзовое зеркало с выпуклой овальной петлёй-держателем в центре (рис. 1). Возле неё отмечены следы штифта-вкладыша, получившиеся при отливке изделия. Качество литья удовлетворительное. С тыльной стороны зеркала по краю бортика видны следы обработки грубым инструментом. Изделие тёмно-серого цвета со следами патины.
Основные размеры: диаметр — 9,78 см, высота бортика с внешней стороны — 0,6—0,63 см, толщина зеркала — 0,4 см, ширина бортика — 1,18—1,2 см. Размеры петли-держателя: длина — 1,3 см, ширина — 1,1 см, высота — 0,6 см. Вес 250 г.
Орнамент. Центральная петля находится в окружении рельефного прямоугольного в сечении бордюра. Пространство между ним и держателем не орнаментировано. Две тонкие рельефные линии выделяют
Рис. 1. Зеркало с изображением противостоящих птиц и иероглифов
основное орнаментальное поле, в которое помещены изображения четырёх пар геральдически расположенных птиц, разделённых выпуклыми полусферами, окружёнными тонкими рельефными линиями. Между каждой парой помещены иероглифы (цзя), ^ (чан), Щ (фу), ^ (гуй), из-за чего зеркала с таким декором называются «Цзя чан фу гуй и четыре соска». Этот сюжет появляется в ханьское время. Перевод иероглифов звучит так: «Пусть в доме всегда будет богатство и знатность» (Лубо-Лесни-ченко 1975: 109). Аналогичных зеркал с изображением противостоящих птиц и иероглифов известно немало (Лубо-Лесниченко 1975: 109, 110, рис. 102; Кун Сянсин 1992: 225). Есть варианты с тем же изображением, но без иероглифов (Кун Сянсин 1992: 263). Особенность декора на рассматриваемом экземпляре заключается в отсутствии лент из коротких параллельных полосок вдоль бортика и с внешней стороны бордюра, обрамляющего центральную петлю. Это может быть следствием использования литейной формы, полученной не с оригинального изделия. Данное зеркало, вероятнее всего, является цзиньской копией экземпляра с характерным для ханьской эпохи орнаментом.
Зеркало № 0568
Круглое бронзовое зеркало с выпуклой овальной, слегка уплощённой петлёй-держателем в центре (рис. 2). Изделие слегка выпукло-вогнутое. Качество литья удовлетворительное. На одной стороне бортика с тыльной стороны есть царапины (надпись?). Изделие имеет дополнительное отверстие, расположенное рядом с широким бортиком. Диаметр его 0,7—0,71 см. Зеркало тёмно-серого цвета, патинировано.
Основные размеры: диаметр — 9,07 см, высота бортика с внешней стороны — 0,5 см, толщина зеркала — 0,37—0,4 см, ширина бортика — 0,7—0,71 см. Размеры петли-держателя: длина — 1,4 см, ширина — 0,8 см, высота — 0,67—0,7 см. Вес 129 г.
Рис. 2. Зеркало с сюжетом «Дракон и тигр с надписью „Цин Гай"»
го <
Орнамент. Декор зеркала относится к распространённому типу «Дракон и тигр с надписью „Цин Гай"» (Сунь Фуси 2007: 65, рис. 56). Центральная петля-держатель имеет широкое основание. В основном орнаментальном поле вокруг петли-держателя на фоне из переплетающихся и извивающихся стеблей растений расположены: с правой стороны — дракон, с левой — тигр, обращённые мордами друг к другу. В нижней части изображён лежащий олень. Далее следует выделенный двумя рельефными линиями поясок, состоящий из стилизованных полустёртых иероглифов. Вдоль бортика зеркала расположена лента, заполненная короткими параллельными чёрточками. Аналогий данному типу зеркал довольно много (Лубо-Лесниченко 1975: 107—109; Описание древностей 1983: 57, Цинцзянсянь боугуань 1985: 6; Сунь Фуси 2007: 189). В Приморском крае они обнаружены в ходе археологических исследований Шайгинского и Ананьевского городищ (Шавкунов 1981; Асташенкова 2011: 83; Хорев 2012: 81). Такой декор, по мнению исследователей, появляется не раньше времени позднего периода Восточной Хань (25—220) и получает широкое распространение в эпоху Троецарствия (220—280) (Кун Сянсин 1992: 480—487; Сунь Фуси 2007: 189). Вдоль бортика подобных зеркал имеется надпись, которую, видимо, копировали как часть орнамента. Она выполнена в форме вертикальной, замкнутой в кольцо строки, начинается со слов «Цин Гай сделал зеркало...» (Лубо-Лесниченко 1969; Шавкунов 1981: 98). В целом надпись восстанавливается по аналогичным зеркалам, перевод её звучит примерно так: «Цин Гай сделал зеркало по собственному рецепту. [Оно] отгоняет несчастья, пригодно для рынка, долго будет хранить обоих родителей, облагодетельствует сыновей и внуков, сделает Вас чиновником, [обеспечив] высокий пост, продлив Вашу жизнь»3. Не всегда надпись отлита полностью даже на ханьских прототипах. Например, на зеркале из провинции Цзянси не хватает последних, завершающих иероглифов (Цинцзянсянь боугуань 1985: 6), что свидетельствует в пользу того, что уже в древности надпись воспринималась как элемент декора. Встречаются зеркала, на которых иероглифическая надпись «Цин Гай» расположена рядом с фигурой тигра (Сунь Фуси 2007: 189). На этом же зеркале хорошо видна фигура ~ человека с преклонённым коленом и протянутой к оленю рукой, что даёт нам основания рассматривать этот тип декора как воспроизведение сим-сЗ волической сцены с божеством Си-ванму, персиковым деревом и оленем, ^ охраняемых тигром и драконом (Асташенкова 2011). Зеркало из коллек-е ции музея ДВФУ является копией ХП—ХШ вв.
< Зеркало № 0557
§ Бронзовое круглое зеркало с полусферической петлёй-держателем
го в центре (рис. 3). Качество отливки неудовлетворительное, рельеф низкий. Изделие тёмно-серого цвета, покрыто зелёной и коричневой патиной.
-
Перевод А.Л. Ивлиева.
5 см
Рис. 3. Зеркало с сюжетом «Дракон и тигр с надписью „Цин Гай"»
Посередине с тыльной стороны зеркала по всей его поверхности проходит трещина. Вероятнее всего, она образовалась вследствие использования литейной формы, полученной с разломанного пополам зеркала. Здесь же с обеих сторон от петли-держателя имеются дефекты в виде двух вмятин.
Основные размеры: диаметр —10,87 см, высота бортика с внешней стороны — 0,68—0,7 см, толщина зеркала — 0,4—0,45 см, ширина бортика — 0,68 см. Размеры петли-держателя: длина — 2 см, ширина — 1,8 см, высота — 1—1,1 см. Вес 308 г.
Орнамент. Декор рассматриваемого изделия аналогичен декору зеркала № 0568. Отличие заключается лишь в том, что ободок, заполненный короткими параллельными рельефными линиями, расположенный следом за кольцом с иероглифами, слегка приподнят над основным орнаментальным полем и между ним и бортиком зеркала имеется свободное пространство.
Зеркало № 0558
Круглое бронзовое зеркало с полусферической петлёй-держателем в центре (рис. 4). Качество отливки изделия и его сохранность неудовлетворительные, имеются дефекты в виде крупных раковин, царапин. Толщина бортика зеркала в разных местах не одинаковая. Хорошо видны следы, получившиеся при изготовлении отверстия центральной петли. Зеркало покрыто зелёной и коричневой патиной, местами отмечены следы сильной коррозии. Рельеф орнамента низкий, нечёткий, сглажен, местами не прослеживается.
Основные размеры: диаметр — 8,9—8,98 см, высота бортика с внешней стороны — 0,3—0,6 см, толщина зеркала — 0,3—0,5 см, ширина бортика — 0,8 см.Размеры петли-держателя: длина — 1,4 см, ширина — 1 см, высота — 0,7 см. Вес 167 г.
Орнамент. Декор тот же, что и у зеркала № 0568.
го <
Рис. 4. Зеркало с сюжетом «Дракон и тигр с надписью „Цин Гай"»
Зеркало № 0556
Изделие имеет круглую форму и выпуклую овальную слегка уплощённую петлю-держатель в центре (рис. 5). Возле петли отмечены следы штифта-вкладыша, получившиеся при отливке изделия. Бортик высокий, неширокий, прямоугольный в сечении. Орнамент зеркала нечёткий, сгла-жеиный, мелкие детали изображения не проработаны. Это может быть следствием отливки зеркала в форму, изготовленную с некачественной копии, а не с оригинала. Дефекты отливки отмечены на ребре кольцевого бортика в виде раковин и неровностей и на лицевой стороне изделия в виде мелких пустот, царапин и небольшого круглого углубления посередине. Сохранность предмета хорошая. Изделие жёлтого цвета с тёмно-зелёной патиной.
Рис. 5. Зеркало с сюжетом «Четыре благовещих животных, цветы и травы»
Основные размеры: диаметр — 8,6 см, толщина диска по бортику — 0,46—0,48 см, толщина зеркала без бортика — 0,3—0,4 см, ширина кольцевой рамки — 0,4 см. Размеры петли-держателя: 0,67 х 1,1 см, высота — 0,43 см, диаметр отверстия — 0,3—0,5 см. Вес 84 г.
Орнамент. Орнаментальное поле зеркала разделено рельефным прямоугольным в сечении валиком на две окружности. Высота валика 0,1 см, ширина — 0,35 см. Внешнее кольцо заполнено растительным орнаментом в виде плетущейся лозы. Во внутреннем кольце, ширина которого составляет 6 см, помещены изображения четырёх бегущих друг за другом против часовой стрелки животных. Данный орнамент получил в литературе название «Четыре благовещих животных, цветы и травы» и был широко распространён в эпохи Суй (581—618) и начала Тан (618—907) (Лубо-Лесниченко 1975: 19; Кун Сянсин 1992: 517).
Зеркало № 0564
Изделие имеет форму 8-лепестковой розетки, которая в китайской литературе называется «цветок мальвы» (рис. 6). Посередине расположена полусферическая петля-держатель. Поверхность изделия местами покрыта зелёной патиной. На тыльной стороне зеркала есть неровности, получившиеся, вероятно, при его отливке. Особенно заметны дефекты литья на поверхности лепестков. На лицевой стороне и по краю бортика хорошо видны следы обработки грубым инструментом и отдельные царапины. Тыльная сторона зеркала покрыта неизвестным составом, возможно, использовавшимся для «консервации» изделия.
Основные размеры: диаметр — 7,6—7,65 см, высота бортика с внешней стороны — 0,4 см, ширина бортика — 0,3—0,38 см, толщина зеркала без бортика — 0,25—0,3 см, ширина бортика по краю зеркала — 0,3 см. Размеры петли-держателя: 0,9x0,4 см, высота —0,5 см, диаметр отверстия — 0,4 см. Вес 80 г.
Рис. 6. Зеркало в форме 8-лепестковой розетки без орнамента
Зеркало не имеет орнамента. Подобная форма была особенно популярна в эпохи Суй и Тан. В сунское время (960—1279) тоже были распространены зеркала без орнамента, в том числе и в виде цветочных розеток. Но основное поле сунских зеркал не было отделено рельефным валиком, и на нём обычно помещали картуши с надписями (Кун Сянсин 1992: 777—779, 781, 782).
Зеркало № 0273
Бронзовое зеркало в виде 8-лепестковой розетки, лепестки которой имеют форму фигурной скобки (рис. 7). В китайской литературе подобная форма изделия называется «цветок водяного ореха». Центральная петля-держатель оформлена в виде фигурки животного. На бортике имеются следы подработки грубым инструментом. На лицевой стороне отмечены царапины, следы зелёной патины. Сохранность изделия удовлетворительная.
Основные размеры: диаметр — 11,1—11,4 см, высота бортика с внешней стороны — 0,65—0,7 см, толщина зеркала без бортика — 0,35—0,7 см, ширина бортика — 0,78—0,7 см. Размеры петли-держателя: длина — 2,43 см, ширина — 0,9—1,6 см, высота — 0,6 см, диаметр отверстия — 0,4 см. Вес 246 г.
Орнамент. Орнамент в литературе имеет название «птицы и цветы» (Сунь Фуси 2007: 95—103). Орнаментальное поле отделено от лепестков рельефным валиком полуовальной в сечении формы. Оно заполнено изображением четырёх птиц, сгруппированных парами: павлин и утка (?), между которыми располагаются извивающиеся стебли растения. Лепестки украшены чередующимся декором: в одних изображено облако жу, а в других — пчела, кружащаяся над цветущим растением. Петелька зеркала оформлена в виде фигурки лежащего льва.
Стиль, в котором выполнено изделие, его форма и орнамент, а также петелька в виде льва характерны, в первую очередь, для эпохи Тан,
5 см
Рис. 7. Зеркало с изображением птиц и цветов
0
но они были популярны долгое время вплоть до периода Сун (Кун Сянсин 1992: 553; Ли Сюэмэй, Сяо Бин 1998: 56—57; Сунь Фуси 2007: 194—195). Подобного рода зеркала относятся к категории свадебных. Парные изображения фениксов, павлинов, попугаев и т.п. среди цветов символизируют удачу, счастье, здоровье, успех в жизни. Ближайшая аналогия зеркалу из коллекции ДВФУ представлена в каталоге китайских бронзовых зеркал (Кун Сянсин 1992: 553).
Зеркало № 0561
Изделие имеет круглую форму с полусферической, слегка уплощённой петелькой-держателем в центре (рис. 8). Качество отливки зеркала удовлетворительное. На широком бортике с одной стороны процарапана надпись «Фу сянь (?) гуань» (ШЩЩ «Чиновник уезда Фусянь»). В конце надписи есть подпись в виде знака чжурчжэньской письменности. Со стороны, противоположной надписи, по краю бортика прослеживаются следы обработки грубым инструментом. Лицевая сторона зеркала покрыта многочисленными царапинами. Изделие тёмно-серое, патинированное.
Основные размеры: диаметр — 10,3 см, высота бортика с внешней стороны — 0,4 см, толщина зеркала без бортика — 0,2—0,3 см, ширина бортика — 1,1—1,28 см. Размеры петли-держателя: длина—1,5 см, ширина — 1 см, высота — 0,78 см, диаметр отверстия — 0,67—0,71 см. Вес 158 г.
Орнамент. Центральная петля-держатель находится внутри рельефного кольца, которое отделено от основного орнаментального поля прямоугольным в сечении валиком. Далее следует кольцо из 12 арок, каждая из которых соединена с валиком тремя короткими параллельными рельефными чёрточками. В основании этого арочного кольца расположена лента, состоящая из параллельных друг другу коротких прямых насечек. За ней следует орнамент из 25 фигур близкой к прямоугольной формы. Это иероглифы, почти полностью утратившие свой вид в ходе переотливок зеркала. Завершает декор ещё одна линия из параллельных друг другу коротких насечек, расположенная непосредственно у основания широкого бортика изделия.
Рис. 8. Зеркало с «арочным декором»
«Арочный» декор зеркала восходит к эпохе Западная Хань (206 г. до н.э. - 25 г. н.э.) (Кун Сянсин 1992: 231, 232; Сунь Фуси 2007: 183). Иероглифическая надпись на ханьских зеркалах этого вида имеет следующий перевод: «...пусть [зеркало] отгоняет злые влияния, пусть [Вы] будете таким же безграничным, как небо..» (Лубо-Лесниченко 1975:111).Ближай-шими аналогиями данного декора являются зеркала из могильника Сиань (провинция Шэньси), который датируется I тыс. до н.э. (Schulten 2000), из Ананьевского городища Приморского края (Шавкунов и др. 1987: 84), из Минусинской котловины (Лубо-Лесниченко 1975: 110—114). Но все они различаются количеством арок и иероглифов. При частом копировании знаки в составе надписи теряли свой первоначальный вид; смысл, который имела надпись в ханьское время, был утрачен, и иероглифы в сильно стилизованном виде становились лишь элементом орнамента, что мы и наблюдаем на зеркале из коллекции ДВФУ. Данный экземпляр можно рассматривать как копию XII—XIII вв. зеркала с характерным для хань-ской эпохи орнаментом.
Зеркало № 0567
Изделие круглое с миниатюрной, конической формы центральной петелькой-держателем (рис. 9). Кольцевая рамка зеркала узкая и треугольная в сечении (так называемый «ножевидный бордюр»). Орнамент уплощённый, в некоторых местах полностью сглажен. На тыльной стороне зеркала отмечены дефекты литья. Цвет изделия светло-бежевый.
Основные размеры: диаметр — 11,6—11,7 см, высота бортика с внешней стороны — 0,4—0,51 см, толщина зеркала без бортика — 0,2—0,3 см, Размеры петли-держателя: длина — 1,1 см, ширина —0,7 см, высота — 0,5 см, диаметр отверстия — 0,4—0,51 см. Вес 122 г.
Орнамент. Декор зеркала растительно-геометрический. Орнаментальное поле разделено на три концентрические окружности. Во внутреннем
Рис.9. Зеркало с растительно-геометрическим орнаментом
круге, вокруг петельки-держателя, расположены 10 цветочных лепестков, образованных рельефными линиями. В следующем круге в той же технике выполнены ещё 18 лепестков, каждый из которых имеет дополнительную деталь в виде короткой прожилки посередине. В этом кольце лепестки слегка «закручены» по часовой стрелке. В последней окружности расположены 40 коротких рельефных линий, они ещё более «закручены» в том же направлении, что придаёт изображению динамизм.
Этот тип декора, появившийся в период Пяти династий (907—960) (Лубо-Лесниченко 1975: 64), получил значительное развитие в культуре киданей на зеркалах среднего и позднего периодов Ляо (907—1125). Орнамент исследователи называют «изображение листа лотоса» (Лю Шуцзю-ань 1997: 154—160). Ближайшей аналогией данному изделию является зеркало из погребения № 8 в могильнике Сядалун г. Чанша (Лю Шуцзю-ань 1997: 154, рис. 173). Экземпляр из рассматриваемой коллекции может быть датирован эпохой Ляо.
Зеркало № 0563
Круглое бронзовое зеркало без бортика, без орнамента (рис. 10). Центральная ручка-держатель круглая, прямоугольная в сечении с оттиском печати в центре. Надпись на печати «Ли Сяоюань цзао» (^^И^) переводится как «Сделал Ли Сяоюань». Лицевая поверхность зеркала гладкая, видны следы шлифовки, но на самом краю имеется дефект в виде небольшой выбоины. Одно из отверстий в петельке-держателе повреждено. Цвет изделия серо-стальной.
Основные размеры: диаметр — 8,64 см, толщина зеркала — 0,2—0,3 см. Размеры петли-держателя: 1,64 х 1,6 см, высота — 0,5 см, диаметр отверстия — 0,4—0,51 см. Вес 167 г.
0 5 см
Рис. 10. Зеркало круглое без бортика и орнамента 144
Подобные зеркала без бордюра и с цилиндрической в виде столбика с надписью-клеймом петелькой-держателем характерны для Китая ХУ1—Х1Х вв. (Ли Сюэмэй, Сяо Бин 1998: 57).
Зеркало № 0569
Круглое бронзовое зеркало без центральной петли-держателя (рис. 11). Вероятно, для подвешивания (крепления) изделия имелась петля на торце, которую, судя по оставшимся следам, спилили. Бортик зеркала образован двумя рельефными валиками, расстояние от одного до другого составляет 0,2 см. Между ними в одном месте отмечен дефект в виде наплыва металла. При отливке зеркала образовались мелкие раковины. Изделие тёмно-серого цвета с зелёной патиной.
Основные размеры: диаметр — 6,3 см, толщина зеркала — 0,35—0,4 см, ширина бортика — 0,4—0,41 см. Вес 62 г.
Орнамент. На зеркале изображён лежащий на небольшом острове среди волн бык с повёрнутой назад-вверх головой, который смотрит на месяц в облаках. Исследователи называют данный сюжет «Зеркало с историей о носороге, глядящем на луну» и относят ко времени династий Сун (960—1272) и Цзинь (1115—1234) (Ли Сюэмэй, Сяо Бин 1998: 44). Наибольшее распространение зеркала с подобным сюжетом получают в эпоху Цзинь. Изображение является иллюстрацией классического афоризма «Уский буйвол задыхается при виде луны» и используется для характеристики тех, кто испытал страх, встретив нечто, похожее на реальную опасность (Большой китайско-русский словарь 1984: 656; Чэнъюй: 231). Зеркал с подобным сюжетом довольно много, они имеют разные варианты (Баофэнсянь вэньхуагуань 1984; Ли Сюэмэй, Сяо Бин 1998: 44; Артемьева 1998; Асташенкова 2011: 87; Ивлиев, Крупянко 2013: 22, 123). Декор данного предмета позволяет отнести его к XII—XIII вв.
5 см
Рис. 11. Зеркало с сюжетом «Уский буйвол задыхается при виде луны»
0
Зеркало № 0559
Круглое бронзовое зеркало с выпуклой овальной петлёй-держателем в центре (рис. 12). Без орнамента. Бортик узкий, треугольный в сечении. На тыльной стороне зеркала возле петли-держателя отмечены следы, появившиеся при изготовлении отверстия, на лицевой есть царапины. Изделие тёмно-серое, патинированное.
0_|_|_|_|_5 см
Рис. 12. Зеркало круглое без орнамента
Основные размеры: диаметр — 6,5 см, высота бортика с внешней стороны — 0,25—0,28 см, ширина бортика — 0,4—0,5 см, толщина зеркала — 0,2 см. Размеры петли-держателя: длина — 1 см, ширина — 0,6 см, высота — 0,5 см. Вес 41 г.
Орнамент отсутствует. Подобные предметы появляются в середине VIII в. и составляют группу так называемых простых зеркал. Аналогиями являются изделия из Ананьевского городища (Шавкунов, Конькова, Хорев 1987: 85—86), Минусинской котловины (Лубо-Лесниченко1975: 80). Зеркало, вероятнее всего, датируется XI—XIII вв.
Зеркало № 0560 ==
Круглое бронзовое зеркало с длинной прямоугольной ручкой (рис. 13). § На бортике изделия отмечены следы обработки грубым инструментом. На ручке отлита надпись, состоящая из трёх знаков. Два — китайские ^ иероглифы, читающиеся как тун юань «бронзовый двор»), третий относится к знакам чжурчжэньского письма и является подписью чи- < новника. Такого рода надпись обозначает, что зеркало изготовлено под § надзором государства. Надпись тун юань встречалась и раньше на зер- т калах, в частности на изделиях Ананьевского городища времени Восточного Ся в Приморском крае (Хорев 2012: 84). Изделие покрыто зелёной патиной.
Рис. 13. Зеркало с ручкой
Основные размеры: диаметр — 8 см, высота бортика с внешней стороны — 0,4—0,46 см, ширина бортика — 0,4 см, толщина зеркала — 0,15—0,25 см. Размеры ручки: длина — 6,7 см, ширина — 1,7—2 см, толщина — 0,4—0,5 см, ширина бортика ручки — 0,2 см. Вес 128 г.
Орнамент. Декор представляет собой сюжетную сцену, которую исследователи трактуют по-разному. Одни полагают, что под двумя стеблями бамбука стоит женщина, которая держит шёлковый веер и играет с собакой, находящейся перед ней. Женщину сопровождает мальчик-слуга, который, вероятно, тоже принимает участие в игре. В верхней левой части зеркала среди облаков жуи летит аист. На ручке, под оттиском печати с иероглифами, изображён стоящий олень, повернувший голову назад-вверх (Кун Сянсин 1992: 855). Другие авторы отмечают, что изображённый на зеркале человек в длиннополом одеянии держит веер не за ручку, а за его лопасть, т.е. он получает предмет от подносящих. Последними здесь выступают слегка согнувшийся и почтительно сложивший руки ладонями перед собой человек и распростёртое на земле животное (тигр?) (Хорев 2012: 82, Шавкунов 1990а: 133—134). Также отметим, что смотрящее вверх животное внизу ручки похоже на уского быка, вздыхающего
на луну. Эта версия тем более правдоподобна, что на аналогичном зеркале из Яньбянского музея вместо иероглифической надписи на ручке помещено изображение второй части данного сюжета — луна в облаке (Ван-цинсянь вэньу чжи 1984: 111, табл. VIII, 3).
Зеркала с таким декором были очень популярны в эпоху Цзинь и датируются XI—XIII вв. Ближайшей аналогией данному зеркалу является экземпляр из г. Цзилинь одноимённой провинции (Кун Сянсин 1992: 855). Известно значительное количество зеркал с тем же сюжетом, но без отлитой на ручке (в некоторых случаях держатель и вовсе не сохранился) надписи, в том числе найденные на территории чжурчжэньских памятников Приморья (Шавкунов 1990а: 133—134; Кун Сянсин 1992: 855; Лубо-Лесни-ченко 1975: 76; Асташенкова 2006, рис. 84: 1—4, рис. 85: 1, 2; Сунь Фуси 2007: 207; Хорев 2012: 82). Данное изделие датируется XII—XIII вв.
АМУЛЕТЫ
Изделие № 0565
Круглый бронзовый амулет с круглым отверстием посередине и прямоугольной петлёй-ушком для подвешивания, расположенной в торце изделия (рис. 14). Качество отливки удовлетворительное.
Размеры изделия: диаметр —5,5 см, толщина —0,25—0,3 см, диаметр отверстия — 0,7 см, ширина кольцевой рамки (бортика) — 0,2 см. Размеры петли-ушка: высота — 0,9 см, ширина — 0,6 см, толщина 0,3—0,36 см. Вес 39 г.
Орнамент. Амулет декорирован с обеих сторон. С одной орнаментальное поле разделено рельефными валиками на три кольца. Внешнее кольцо шириной 0,75 см имеет 12 ячеек, в которые помещены изображения животных 12-летнего цикла, следующие одно за другим. В среднем кольце, шириной 0,4 см, отлиты 12 иероглифов — циклических знаков, соответствующих изображённым животным. Внутреннее кольцо, шириной 0,3 см, не орнаментировано. Подобный сюжет с изображением вола, тигра, зайца, дракона, змеи, лошади, козы, обезьяны, петуха, собаки, кабана и крысы есть на миниатюрном бронзовом зеркале, найденном на Шай- ~ гинском городище (Партизанский район, Приморский край) (Асташенкова 2006, рис. 77: 2). На другой стороне орнаментальное поле разделено рель- § ефными валиками на два кольца. Во внешнем кольце, ширина которого составляет 1,5 см, с правой стороны изображена скала с растущей навер- е ху сосной. Изображение веток дерева заполняет всё пространство верхней части амулета. На фоне скалы угадываются очертания сидящего человека < в струящихся одеждах и высоком головном уборе. Слева находится фи- § гура человека в длиннополом одеянии, помещённая на фоне рельефных го волнистых линий, которые обозначают либо струи водопада, либо облака. Внизу справа налево изображены черепаха, змея и аист. Внутренняя ^ окружность, ширина которой 0,3 см, не орнаментирована. ¡В:
Рис. 14. Монетовидный амулет
Вероятнее всего, на амулете представлен сюжет о божестве Большая Медведица (Артемьева Н.Г., Артемьева П.А. 2012: 175). Он довольно часто встречается на бронзовых зеркалах, но в иной иконографии (Лубо-Лесни-ченко 1975: 74; Кун Сянсин 1992: 738—743). Изделие из представленной коллекции может быть датировано XII—XIII вв.
Изделие № 0566
Круглый бронзовый монетовидный амулет с круглым отверстием посередине (рис. 15). Петля-ушко для подвешивания спилена, о чём свидетельствуют сохранившиеся следы на торце изделия. Качество литья удовлетворительное.
Размеры изделия: диаметр — 5,55 см, толщина — 0,25 см, диаметр отверстия — 0,9 см, ширина кольцевой рамки (бортика) — 0,2—0,25 см. Вес 40 г.
Рис. 15. Монетовидный амулет
Орнамент. Декор амулета аналогичен тому, что представлен на изделии № 0565, но с некоторыми особенностями. На той стороне, где представлены животные 12-летнего цикла, изображение выполнено более детально и чётко. Отличаются также размеры колец: внешнее имеет ширину 0,8 см, среднее и внутреннее — 0,3 см. На другой стороне амулета декор, напротив, очень неясный, детали практически отсутствуют, что говорит об отливке изделия в некачественную форму.
Ближайшие аналогии данным артефактам обнаружены на Шайгин-ском и Ананьевском городищах Приморского края (Асташенкова 2006; Артемьева, Артемьева 2012: 176, рис. 3; Хорев 2012: 87, 227, рис. 120: 7). £
Экземпляры из коллекции ДВФУ следует датировать XII—XIII вв., когда сюжет с мифологическим персонажем Большая Медведица был особенно популярен.
<
Изделие № 0570
Бронзовое круглое украшение с круглым отверстием в центре и сквозным двусторонним рельефным орнаментом (рис. 16). Изделие выполнено довольно грубо. Резной рельеф предполагает удаление фона, но в данном случае это сделано не везде, отчего изображение утратило чёткость, ажурность и лёгкость.
0_|_|_|_|_5 см
Рис. 16. Ажурное украшение
Основные размеры: диаметр — 5,76 см, толщина — 0,25—0,3 см, диаметр отверстия — 0,85 см, ширина кольцевой рамки — 0,5 см. Вес 46 г.
Орнамент. Декор представлен двумя драконами, следующими один за другим против часовой стрелки. Подобный сюжет широко распространён на бронзовых зеркалах эпохи Ляо-Цзинь. Аналогичное по форме украшение, но с квадратным отверстием и с изображением плывущих друг за другом рыб, обнаружено в одном из жилищ Шайгинского городища (Аста-шенкова 2006: 175). Ещё одно ажурное изделие круглой формы с круглым отверстием, но с орнаментом в виде цветов было найдено в могильнике у оз. Дюльдино Амурской области, который исследователи датируют периодом XIV—XVII вв. (Ивлиев 1995: 57, 224, рис. II: 14). На сегодняшний день можно только предполагать, что украшения в виде монетовидных амулетов со сквозным декором были распространены в XIII—XVII вв.
ПЕЧАТЬ
Изделие № 0157
Бронзовая квадратная печать с прямоугольным держателем (Ивлиев, Лынша 2012: 43, рис. 3). Она была обнаружена в г. Уссурийске рабочим ЗАО «Росмет» А. Бражником среди лома цветного металла. Других данных
Рис. 17. Печать контролёра архива-хранилища Трёх правых министерств
об обстоятельствах её находки нет. На печати имеются гравированные иероглифические надписи, которые расположены на обратной стороне, на двух боковых гранях и наверху ручки. На клише сохранились остатки красной краски (рис. 17). Надпись на нём сделана китайскими иероглифами де-вятислойным чжуанем: ю сань бу цзя гэ гуань гоу чжи инь (^Н^Р^Й^ Щ ^¿БР — «печать контролёра Трёх правых министерств»). Детально данная печать описана одним из авторов настоящей работы (Ивлиев, Лынша 2012: 42—47). Изделие уникально, оно даёт нам новые сведения о государ- ^ ственном устройстве Восточного Ся (1215—1233), сообщая о неизвестных ранее учреждениях и должностях в его правительственных органах. <
Основные размеры: печать 6,5^6,45 х 1,5 см, ширина бортика клише — § 0,46—0,48 см. Размеры ручки: наверху 2,5 х 1,2 см, у основания 2,8x2,5 см, высота — 3,5 см. Вес 684 г. Ц
Таким образом, в представленной коллекции собраны изделия, относящиеся к различным хронологическим периодам. Зеркала в большинстве
своём относятся к цзиньскому времени. Часть из них являются копиями ХН—ХШ вв. наиболее популярных сюжетов эпох Хань, Троецарствия, Суй и Тан. Такое явление обусловлено нехваткой бронзы и ограничением государством изготовления зеркал (Лубо-Лесниченко 1975: 25; Ивлиев 1978: 113). А поскольку каждая эпоха характеризовалась определёнными шаблонами декоров, мастера пользовались ими, чтобы «удревнить» свои изделия: создать впечатление, что они изготовлены не ими, а мастерами далёкого прошлого. На двух зеркалах представлены наиболее популярные у чжурчжэней сюжеты, появившиеся в эпоху Цзинь («Бык царства У» и изображение женщины с веером, аиста и черепахи). О цзиньском происхождении свидетельствуют также регистрационные надписи на некоторых изделиях, которые являются своего рода клеймами, дающими разрешение на их беспрепятственную продажу и хранение (Ивлиев 1978: 113). Зеркало с изображением листа лотоса может являться примером декоративно-прикладного искусства киданей. Изделия с таким декором были популярны в ляоскую эпоху и, вероятно, продолжали использоваться чжур-чжэнями. Одно зеркало предварительно отнесено нами к XVI—XIX вв.
Два монетовидных амулета, судя по их форме и иконографии сюжетов, относятся к XП—XШ вв., а ажурное украшение в форме такого же амулета, но с иными стилем декоративного оформления и сюжетом, возможно, появилось немного позже. Печать является уникальным артефактом эпохи Восточное Ся.
ЛИТЕРАТУРА
Артемьева, Н.Г. 1998. Бронзовое зеркало с Краснояровского городища. Мир древних образов на Дальнем Востоке: Девяностолетию светлой памяти А.П. Окладникова. Владивосток: 151—154.
Артемьева, Н.Г., Артемьева, П.А. 2012. Календари-амулеты из чжурчжэньских памятников Приморья. Средневековые древности Приморья. Владивосток: Даль-наука. Вып. 1: 172—182. ^ Артемьева, Н.Г., Ивлиев, А.Л. 2000. Печать Еланьского мэнъаня. Вестник ДВО РАН. 2 № 2: 109—114.
Асташенкова, Е.В. 2006. Изобразительное искусство юга Дальнего Востока Рос-сЗ сии в средние века (по материалам археологических памятников): дис.... канд.
ист. наук. Владивосток. § Асташенкова, Е.В. 2011. Бронзовые зеркала из коллекции музея ИИАЭ ДВО РАН г. Владивостока. Дальний Восток в древности и средневековье: проблемы, по-
< иски, решения: материалы региональной научной конференции (Владивосток, о 26—27 апреля). Владивосток: Рея: 79—90.
1=1 Большой китайско-русский словарь 1984. Сост. колл. под рук. и ред. проф. И.М. Оша-
< нина. М.: Наука. Т. 3.
Ивлиев, А.Л. 1978.0 надписях на бортиках средневековых бронзовых зеркал. Архео-логические материалы по древней истории Дальнего Востока СССР. Владиво-Ё сток: ДВНЦ АН СССР: 104—117.
Ивлиев, А.Л. 1995. Позднесредневековые памятники в окрестностях с. Семиозёрка Амурской области. Традиционная культура Востока Азии. Археология и культурная антропология. Благовещенск: БГПИ: 55—60, 223—226.
Ивлиев, А.Л., Крупянко, A.A. 2012. О находке клада металлических изделий в долине р. Зеркальной (Кавалеровский район, Приморский край). Россия и АТР. № 3: 118—125.
Ивлиев, А.Л., Лынша, В.А. 2012. О новых находках печатей из г. Уссурийска. Средневековые древности Приморья. Владивосток: Дальнаука. Вып. 1: 37—48.
Лубо-Лесниченко, Е.И. 1969. Бронзовые зеркала Минусинской котловины в пред-монгольское и монгольское время (II—XVI вв.). Страны и народы Востока. М.: Наука, ГРВЛ. Вып. 8: 70—78.
Лубо-Лесниченко, Е.И. 1975. Привозные зеркала Минусинской котловины. М.: Наука.
Тишкин, А.А., Серёгин, Н.Н. 2011. Металлические зеркала как источник по древней и средневековой истории Алтая (по материалам Музея археологии и этнографии Алтая Алтайского государственного университета). Барнаул: Азбука.
Хорев, В.А. 2012. Ананьевское городище. Владивосток: Дальнаука.
Шавкунов, Э.В. 1960. Клад чжурчжэньских зеркал. Материалы исследования по археологии СССР. № 86: 231—237.
Шавкунов, Э.В. 1981. Описание бронзовых зеркал из Приморского края и их датировка. Материалы по археологии Дальнего Востока СССР. Владивосток: ДВНЦ АН СССР: 93—110.
Шавкунов, Э.В. 1990. Зеркала в магико-религиозных обрядах в древности и средневековье. Владивосток: ДВО АН СССР.
Шавкунов, Э.В. 1990а. Культура чжурчжэней-удигэ XII—XIII вв. и проблема про -исхождения тунгусских народов. М.: Наука.
Шавкунов, Э.В., Конькова, Л.В., Хорев, В.А. 1987. Бронзовые зеркала Ананьевского городища. Вопросы археологии Дальнего Востока СССР. Владивосток: ДВО АН СССР: 80—95.
Schulten, C. 2000. Ancient Chinese Mirrors and Their Legacies in the Tang (AD 618—906), Liao (AD 907—1125) and Song (AD 960—1279) Periods. Merton College, University of Oxford.
Баофэнсянь вэньхуагуань (Управление культуры уезда Баофэн), Дэн Баочэн, 1984. Сундай «цзяолун нао хай» тунцзин (Бронзовое зеркало эпохи Сун с сюжетом «поднимающийся из моря водяной дракон»). Вэньу. № 2: 79. (На кит. яз.)
Ванцинсянь вэньу чжи 1984: Ванцинсянь вэньу чжи = Описание культурных ценностей уезда Ванцин. Под общ. ред. редакционного комитета «Описания культурных ценностей провинции Цзилинь». [Б.м.]: Издательство Комитета описания культурных ценностей провинции Цзилинь. (На кит. яз.) ^
Кун Сянсин 1992. Чжунго тунцзин тудянь = Иллюстрированная энциклопедия
бронзовых зеркал Китая. Пекин: Вэньу. (На кит. яз.) g
Ли Сюэмэй, Сяо Бин 1998. Тунцзин = Бронзовые зеркала. Гуйян: Гуйчжоу жэньминь S, чубаньшэ. (На кит. яз.).
Лю Шуцзюань 1997. Ляодай тунцзин яньцзю = Исследование бронзовых зеркал § эпохи Ляо. Шэньян: Шэньян чубаньшэ. (На кит.яз.)
Сунь Фуси 2007 (отв. ред.). Сиань вэньу цзинхуа. Тунцзин = Отборные культурные < ценности Сиани. Бронзовые зеркала. Сиань: Сианьское издательство Шицзе- g тушу. (На кит. яз.) ^
Цинцзянсянь боугуань (Музей уезда Цинцзян), Хуан Ишоу. 1985. Цинцзян фасянь g дунхань цингай шэньшоу цзин = Зеркало эпохи Восточная Хань с божественными животными и надписью «Цингай...», найденное в Цинцзяне. Вэньу. № 5: 6. EJ (На кит.яз.) Ё
Цяньгоэрлосы мэнгуцзу цзычжисянь вэньу чжи 1983: Цяньгоэрлосы мэнгуцзу цзыч-жисянь вэньу чжи = Описание культурных ценностей монгольского автономного уезда Цяньгорлос. Издательство Комитета описания памятников материальной культуры провинции Цзилинь. (На кит. яз.).
Чэнъюй: Чэнъюй да цыдянь = Большой словарь фразеологизмов. Ред.-сост. Гао Мое. Гонконг: Сянган чубань маои гунсы. [Б.г.]. (На кит. яз.)
REFERENCES
Artem'eva, N.G. 1998. Bronzovoe zerkalo s Krasnoyarovskogo gorodishha [Bronze Mirror from Krasnoyarovskoe Fortress]. Mir drevnikh obrazov na Dal'nem Vostoke: Devyanostoletiyu svetloj pamyati A.P. Okladnikova [World of Ancient Images in the Far East: the 90th Anniversary of the Blessed Memory of A.P. Okladnikov]. Vladivostok: 151-154. (In Russ.)
Artem'eva, N.G., Artem'eva, P.A. 2012. Kalendari-amulety iz chzhurchzhen'skikh pamyat-nikov Primor'ya [Calendars-Amulets from the Jurchen Sites of Primorye]. Sredne -vekovye drevnosti Primor'ya. Vladivostok, Dal'nauka Publ., iss. 1: 172—182. (In Russ.)
Artem'eva, N.G., Ivliev, A.L. 2000. Pechat' Elan'skogo men"anya [Seal of Yelan's meng'an]. Vestnik DVO RAN, no. 2: 109—114. (In Russ.)
Astashenkova, E.V. 2006. Izobrazitel'noe iskusstvo yuga Dal'nego Vostoka Rossii v sred-nie veka (po materialam arkheologicheskikhpamyatnikov): dis. ... kand. ist. nauk [Fine Art of the South of the Russian Far East in the Middle Ages (Based on Archaeological Sites): PhD in hist. sci. diss]. Vladivostok. (In Russ.)
Astashenkova, E.V. 2011. Bronzovye zerkala iz kollektsii muzeya IIAE DVO RAN g. Vla-divostoka [Bronze Mirrors from the Collection of the Museum of IHAE FEB RAS, Vladivostok]. Dal'niy Vostok v drevnostii srednevekov'e: problemy, poiski, resheniya: materialy regional'noy nauchnoy konferentsii (Vladivostok, 26—27 aprelya) [Russian Far East in Ancient Times and Middle Ages: Problems, Research, Decisions. Vladivostok, April 26—27, 2010]. Vladivostok, Reya Publ.: 79—90. (In Russ.)
Bol'shoy kitaysko-russkiy slovar' 1984. [Great Sino-Russian Dictionary] Compiled under the guidance and editorship of prof. I.M. Oshanin. Moscow, Nauka Publ., vol. 3. (In Russ.)
Ivliev, A.L. 1978. O nadpisyakh na bortikakh srednevekovykh bronzovykh zerkal [On the Inscriptions on the Sides of Medieval Bronze Mirrors]. Arkheologicheskie materialy po drevney istorii Dal'nego Vostoka SSSR. Vladivostok, DVNTs AN SSSR Publ.: 104—117. (In Russ.)
Ivliev, A.L. 1995. Pozdnesrednevekovye pamyatniki v okrestnostyakh s. Semiozerka Amurskoy oblasti [Late Medieval Sites in the Area of Semiozeryok, Amur Region]. si Traditsionnaya kul'tura Vostoka Azii. Arkheologiya i kul'turnaya antropologiya. Bla-
° goveshhensk, BGPI Publ.: 55—60, 223—226. (In Russ.)
§ Ivliev, A.L., Krupyanko, A.A. 2012. O nakhodke klada metallicheskikh izdeliy v doline g r. Zerkal'noy (Kavalerovskiy rayon, Primorskiy kray) [About the Findings of Metal
§ Artifacts Excavated in the Valley of the Zerkalnaya River (Kavarelovsky Region, Pri-
morsky Krai)]. Rossiyai ATR, no. 3: 118—125. (In Russ.) < Ivliev, A.L., Lynsha, V.A. 2012. O novykh nakhodkakh pechatey iz g. Ussuriyska [About o New Finds of Stamp from Ussuriysk]. Srednevekovye drevnosti Primor'ya. Vladivo-
1=3 stok: Dal'nauka Publ., iss. 1: 37—48. (In Russ.)
CO v '
g Lubo-Lesnichenko, E.I. 1969. Bronzovye zerkala Minusinskoy kotloviny v predmongol'skoe i mongol'skoe vremya (II—XVI vv.) [Minusinsk Bronze Mirrors in the pre-Mongolian gf and Mongolian Times (II—XVI centuries)]. Strany i narody Vostoka. Moscow, iss. 8:
£ 70—78. (In Russ.)
Lubo-Lesnichenko, E.I. 1975. Privoznye zerkala Minusinskoy kotloviny [Import Mirrors of the Minusinsk Basin]. Moscow, Nauka Publ. (In Russ.)
Tishkin, A.A., Seregin, N.N. 2011. Metallicheskie zerkala kak istochnik po drevney i srednevekovoy istorii Altaya (po materialam Muzeya arkheologii i etnografii Altaya Altayskogo gosudarstvennogo universiteta) [Metal Mirrors as the Source for the Ancient and Medieval History of Altai (Based on the Materials of the Altai Archaeology and Ethnography Museum, Altai State University)]. Barnaul, Azbuka Publ. (In Russ.)
Khorev, V.A. 2012. Anan'evskoe gorodishche [The Ananyevskoe Walled Town]. Vladivostok, Dal'nauka Publ. (In Russ.)
Shavkunov, E.V. 1960. Klad chzhurchzhen'skikh zerkal [Treasure of the Jurzhen Mirrors]. Materialy issledovaniya po arkheologii SSSR, no. 86: 231—237. (In Russ.)
Shavkunov, E.V. 1981. Opisanie bronzovykh zerkal iz Primorskogo kraya i ikh datirov-ka [Description of Bronze Mirrors from the Primorsky Region and Their Dating]. Materialy po arkheologii Dal'nego Vostoka SSSR [Materials on Archaeology of the Far East of the USSR]. Vladivostok, DVNTs AN SSSR Publ.: 93—110. (In Russ.)
Shavkunov, E.V. 1990. Zerkala vmagiko-religioznykh obryadakh v drevnosti i srednevekov'e [Mirrors in Magical and Religious Rites in Antiquity and the Middle Ages]. Vladivostok, DVO AN SSSR Publ. (In Russ.)
Shavkunov, E.V. 1990a. Kul'tura chzhurchzhenej-udige XII—XIII vv. i problema proiskho-zhdeniya tungusskikh narodov [The Jurchen-Udige Culture in the 12—13 cc. and the Problem of the Origin of the Tungus Peoples]. Moscow, Nauka Publ. (In Russ.)
Shavkunov, E.V., Kon'kova, L.V., Horev, V.A. 1987. Bronzovye zerkala Anan'evskogo goro-dishcha [Bronze mirrors of Ananievskoe fortress].Voprosy arkheologii Dal'nego Vostoka SSSR [Archeology of the Far East of the USSR]. Vladivostok, DVO AN SSSR Publ.: 80—95. (In Russ.)
Schulten, C. 2000. Ancient Chinese Mirrors and their Legacies in the Tang (AD 618—906), Liao (AD 907—1125) and Song (AD 960—1279) Periods. Oxford, Merton College, University of Oxford Publ. (In Eng.)
Baofengxian wenhua guan (Administration of Culture of Baofeng County), Deng Bao-cheng 1984. Songdai "jiaolong naohai" tongjing [Bronze Mirror of Song Dynasty with "Water Dragon Rising from the Sea" Decoration]. Wenwu, 2: 79. (In Chin.)
Wangqingxian wenwu zhi 1984: Wangqingxian wenwu zhi [Cultural Relics of Wangqing County]. Pod obsh. red. Redakcionnogo komiteta "Opisanie pamyatnikov material'noj kul'tury provincii Jilin'". Izdatel'stvo Komiteta opisaniya pamyatnikov material'noj kul'tury province Jilin' Publ. (In Chin.)
Kong Xiangxing 1992. Zhongguo tongjing tudian [Illustrated Encyclopedia of China's Bronze Mirrors]. Beijing, Wenwu Publ. (In Chin.)
Li Xuemei, Xiao Bing 1998. Tongjing [Bronze mirrors]. Guiyang, Guizhou renmin chu-banshe Publ. (In Chin.)
Liu Shujuan 1997. Liaodai tongjing yanjiu [Study of bronze mirrors of the Liao Dynasty]. Sine loco, Shenyang chubanshe Publ. (In Chin.)
Sun Fuxi 2007 (editor-in-chief). Xi'an wenwu jinghua. Tongjing [Selected Cultural Relics of X'ian. Bronze mirrors]. Xi'an, Xi'an tushu Publ. (In Chin.)
Qingjianxian bowuguan (Museum of Qingjian County), Huang Yishou. 1985. Qingjiang faxian donghan qinggai shenshou jing [East Han Epoch Bronze Mirror with "Qing Gai..." Inscription ang Divine Animals Found in Qingjiang County]. Wenwu. № 5: 6.
Qianguoerluosi menguzu zizhixian wenwu zhi 1983. Qianguoerluosimenguzuzizhixian wenwu zhi [Cultural Relics of Qian Guorlos Mongolian Autonomous County]. Sine loco. (In Russ.)
Chengyu: Chengyu da cidian [Great Dictionary of Phraseologisms]. Comp. and ed. by Gao Moye. Hongkong, Xianggang chuban maoyi gongsi Publ. (In Chin.)
Дата постуаления в редакцию 20.11.2019
го <