УДК 303.01
КОЛЛЕКЦИОНЕРЫ РЕВОЛЮЦИЙ
Нина Михайловна Малиновская
Кандидат философских наук, доцент Национальный исследовательский университет «Московский энергетический институт»
В первой части статьи показано, как термин «революция» превращается из предиката синтетического суждения об отдельном событии в категориальное понятие социальной философии, философии истории и методологии, в содержании которого раскрывается сущность глобальных социальных трансформаций. Коренные изменения форм человеческой деятельности и социальных отношений, обозначенные исследователями в разное время как революции, складываются в общую картину развивающегося социального мира.
Построена классификация информационно -коммуникационных революций (ИКР), в которой появление философии, абстрактной математики и логики рассматривается как ИКР «Осевого времени» - середины I тысячелетия до н.э.
Автор привлекает эвристические, прогностические и методические возможности понятия «революция» к поиску ответа на вопрос, можно ли противостоять нарастающей в ходе четвертой промышленной революции «деколлективизации». С этой целью прослеживается связь ИКР и профессиональных революций с эволюцией типов совместной деятельности, выделенных и исследованных отечественными учеными. Перечислены пять императивов совместно-творческой деятельности. Обоснована взаимосвязь форм организации совместной деятельности и типов профессионализма.
Отмечен практический характер проблемы перехода к совместно-творческой деятельности.
Ключевые слова: гуманитарно-технологическая революция; информационно -коммуникационные революции; формы организации совместной деятельности; типы профессионализма.
REVOLUTION COLLECTORS
Nina Michailovna Malinovskaya
PhD in Philosophy, Associate Professor National Research University «Moscow Power Engineering Institute»
The first part of the thesis shows the transformation of the term «revolution» from a predicate of synthetic judgment about the individual event into a categorical concept of philosophy of history, social philosophy and methodology. The content of this concept reveals the essence of global social transformations. Fundamental changes in the forms of human activity and social relations, marked by researchers at different times as a «revolutions», are formed in the overall picture of the developing social world.
The classification of information and communication revolutions (I&CR) is constructed. The emergence of philosophy, abstract mathematics and logic is regarded as the I&CR of «Axial time» -the middle of the first Millennium B C.
The author uses heuristics, prognostic and methodological possibilities of the concept «revolution» to find an answer to the question whether it is possible to resist growing during the Fourth industrial revolution «decollectivization». The connection of I&CR and professional revolutions with evolution of types of joint activity is traced. Five imperatives of joint creative activity are listed. The interrelation of forms of the organization of joint activity and types of professionalism is proved. The practical nature of the problem of transition to joint creative activity is noted.
Keywords: humanitarian and technological revolution; information and communication revolutions; organizational forms of joint activity; types of professionalism.
«Переворот в мозгах из края в край...»
В. Высоцкий
Основная масса потребителей философских концепций сосредоточена в вузах, где философия имеет статус дисциплины.
Преподаватель философии раскладывает революции по темам: четыре типа социальных революций, по Марксу; четыре научные, по Т. Куну и В.С. Стёпину; не менее пяти технических; пять информационных, по А.И. Ракитову; четыре профессиональные, по П.В. Малиновскому; шесть управленческих. При методической необходимости выстраиваем ряды из культурных и духовных революций.
В 2011 г. в Германии заговорили об Индустрии 4.0, и промышленных революций теперь насчитывают четыре: 1) 1760-1840 изобретение парового двигателя и строительство железных дорог; 2) с к. XIX до н. ХХ в. - электрификация и внедрение конвейера; 3) 1960-е гг. развитие полупроводников и больших ЭВМ, в 70-80-х - персональных компьютеров, в 90-х - сети Интернет; 4) на рубеже тысячелетий - мобильный интернет, миниатюрные производственные устройства, искусственный интеллект и обучающиеся машины [Шваб, 2016, с. 11].
Недавнее приобретение нашей коллекции гуманитарно-технологическая революция. "Новый виток развития человечества будет связан с изменением вектора социально-экономического развития «человек для экономики» в направлении «экономика для человека»" [Иванов, 2018, с. 62]. При этом технологическое пространство станет дружелюбным, но отчуждение людей друг от друга, или «процессы деколлективизации», усилятся. "Наделенный сознанием придаток частичной машины" (Маркс), носитель коллективистской нравственности, на глазах уже превратился в оголтелого единоличника - придаток вездесущего малютки-гаджета. Что же в этом «гуманитарного»? Здесь мы переходим к сопоставлению революций различных типов, с точки зрения проблемы морального и технического прогресса.
Начало Великой индустриальной, или первой промышленной революции из четырех, по времени совпадает с Великой французской революцией 1789-1799 гг. Англичанин Джеймс Уатт получил первый патент на свою паровую машину 5 января 1769 г. Первый промышленник, купивший патент на машину, разорился. Перекупивший патент М. Болтон создал в 1775 году компанию «Болтон и Уатт». К 1800 г. компания произвела 496 машин. Уатт разбогател. На 50 фунтовой банкноте Английского банка в 2009 г. помещены их портреты - изобретателя и промышленника, ключевых персонажей Великой индустриальной революции.
Термин «Индустрия 4.0» предназначен для обозначения процесса "коренного преобразования глобальных цепочек создания стоимости" [Шваб, 2016, с. 12]. И.И. Ползунов, механик на Колывано-Воскресенских горнорудных заводах Алтая, предложил первый в мире проект парового двигателя в 1763 г., но судьбы изобретателя и его изобретения не стали звеньями соответствующей «цепочки создания стоимости».
Фирменный философский переворот одновременно с Великой французской революцией совершил И. Кант. Социальная революция в значении «государственный переворот» входит в политическую терминологию благодаря герцогу Лианкуру: "Нет, сир, это не бунт, а революция!". А ведь когда-то латинское слово из названия книги Николая Коперника <Юе revolutionibus огЫит сое^йит», напечатанной в 1543 году в Нюрнберге, было безобидным астрологическим термином. Слову «революция» более всего соответствует в русском языке «перенастройка, перестройка».
Кант поставил задачу произвести Коперниканский переворот в философии. Последствия Кантовской философской революции состояли в том, что понятия, начиная с опыта, использовавшиеся для характеристики индивида, стали применять в отношении некоторой общности. В опыте, который от Аристотеля трактовался как индивидуальное и случайное единство ощущений и памяти, выделяется общее. Теория опыта Канта, в особенности понятие трансцендентального субъекта, содержит противоядие против воинствующего индивидуализма. Речь не о том, чтобы воспитывать посредством чтения философских сочинений, но об общем направлении мысли.
Ровесник Канта англичанин Адам Смит, выпускник кафедры нравственной философии, ввел абстрактное понятие «богатство народа». Тезис Смита противоречит очевидному положению дел: богатый живет, не трудясь, трудящийся не богатеет. Кому же принадлежит богатство народа? - в основном владельцу капитала. В марксизме разработаны, в свою очередь, абстракции: «общественные отношения», «общественное бытие», и даже «общественное сознание». К концу XIX века появилась «социальная психология».
Раскрытие диалектического единства единичного и общего, случайного и необходимого, индивидуального и социального, «морального закона во мне» и принципа всеобщности требования - главное достижение философии, которую в 1886 г. Ф. Энгельс назвал классической, потому что она создана профессорами для студентов. "Ты умен и талантлив, но твой разум по большей части - продукт исследовательской деятельности других ученых!".
Формы связи между людьми рассматриваются в концепциях информационных революций (ИР), появившихся на исходе ХХ в. В отечественной философии науки широко известна концепция пяти ИР А.И. Ракитова [Ракитов, 1998]. Она давно стала мемом. Концепция не устарела, хотя и нуждается в обновлении. В ряду ИР не нашла своего места между изобретением письменности и наборным книгопечатанием, ИР «осевого времени», связанная с появлением категориального теоретического мышления в трех формах: 1) абстрактная математика; 2) философия; 3) логика.
Третья ИР произошла на фоне применения технологий железного века, алфавитного письма с полным набором фонем, перехода к монетарной экономике, меняющихся эстетических стандартов, формирования диалоговой организационной культуры, возникновения новых форм религиозности.
Фактически, происходили информационно-коммуникационные революции (ИКР) (Таблица 1).
Таблица 1. Информационно-коммуникационные революции (ИКР)
№ Время Знаковое явление Новые каналы связи Расширение коммуникативного пространства Новые коммуникативные практики
1 75-50 тыс. лет назад членораздельна речь развитый речевой природный аппарат мир духов природы; загробный мир обращение; речевое общение; шаманизм
2 4-3 тыс. лет до н.э. письменность клинопись, иероглифическое письмо на камне, керамике, коже мир богов, мир правовых отношений молитва, сообщение, распоряжение, документ
3 У1-1У вв. до н.э. философские школы алфавитное письмо; манускрипты мир идей, мир ценностей; ученики; единомышленники; святой Дух преподавание; диспут (диалог); монолог (лекция, речь); переписка
4. сер. XV в. наборная печать, напечатанный на бумаге авторский текст; кодифицированные национальные языки профессиональные сообщества; прошлые и будущие поколения, книгоиздание; пресса; учебная литература; почта профессиональная и государственная
5 сер. XIX-сер. XX вв. телеграф; телефон; радио: телевидение прием и передача теле- и радиосигналов широкие народные массы; телефонные переговоры; радиовещание; телевещание, пропаганда
6 к. XX-XXI вв. персональные компьютеры трансконтинентальные коммуникационные сети; все население Земли дистанционное обучение; социальные сети; электронная почта
Вызывает уважение позиция тех профессионалов информационной реальности, кто видит в ИКТ способ преобразования не только «глобальных цепочек создания стоимости», но и коренного преобразования человеческих цепочек: «Если технология является одной из возможных причин, по которой мы движемся к обществу, где каждый сосредоточен на самом себе, крайне необходимо направить развитие в сторону большей сбалансированности, для которой будет характерно внимание к себе в сочетании с пронизывающим все аспекты жизни чувством общей цели» [Шваб, 2016, с. 130].
Вопрос практический. Мало кто дает конкретные рекомендации, как можно вызвать у индивидуалиста чувство общей цели. Направление исследований в решении этой проблемы задано в теории форм организации совместной деятельности (ФОСД) Л.И. Уманского. Он выделил три формы: совместно-взаимодействующая (СВД), совместно-индивидуальная (СИД), совместно-последовательная (СПД) [Уман-ский, 1977]. П.В. Малиновский исследует взаимосвязь ФОСД и типов профессионализма. Он приходит к выводу, что ФОСД эволюционируют к возникновению нового типа - совместной творческой деятельности (СТД) и, соответственно, нового типа профессионализма - транспрофессионализма.
XVI в. Первая профессиональная революция (ПР): институционализируется СИД и появляется класс свободных профессионалов.
К. XVIII- XIX в. Вторая ПР: появление массовых профессий, сопутствует первой промышленной революции; доминирует СПД.
К. XIX-н. ХХ вв. Третья ПР: распространение парапрофессионализма, когда на фоне кризиса цивилизации появляется необходимость в освоении массами людей разнообразных сложных видов деятельности при отсутствии возможности последовательного профессионального обучения.
Вторая половина ХХ в. Четвертая ПР: глобальная потребность в транспрофессионалах, обладающих универсальными компетенциями, способных организовать работу команды профессионалов при реализации уникальных социально значимых проектов по модели СТД.
Императивы СТД. Принципы: индивидуального, социального, культурного, морального, духовного творчества [Малиновский, 2001, с. 8-13].
Выводы:
Термин «революция» эволюционирует от предиката синтетического суждения об отдельном событии к категориальному понятию социальной философии и методологии, в содержании которого раскрывается сущность глобальных социальных трансформаций.
Этапы развития различных сфер человеческой деятельности и социальных отношений, отмеченные в разное время исследователями как революции, складываются в общую картину развивающегося социального мира.
С целью преодоления нарастающего отчуждения, сопровождающего переход к Индустрии 4.0, наиболее актуальным направлением исследований в настоящее время следует признать анализ возможностей перехода к организации деятельности по модели СТД в различных социальных и культурных средах.
Литература
1. Иванов, 2018. - Иванов В.В. От технологического развития к глобальной гуманитарно-технологической революции // Контуры цифровой реальности: Гуманитарно-технологическая революция и выбор будущего. - М.: ЛЕНАНД, 2018. - С. 45-62.
2. Малиновский, 2001. - Управление персоналом. Учебник для вузов / Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Ерёмина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2001. - 561 с.
3. Ракитов, 1998. - Ракитов А.И. Информация, наука, технология в глобальных исторических измерениях. - М.: ИНИОН РАН, 1998. - 104 с.
4. Уманский, 1977. - Уманский Л.И.Методы экспериментального исследования социально-психологических феноменов // Методология и методы социальной психологии. - М.: Наука, 1977. -С. 54-71.
5. Шваб, 2016. - Шваб К. Четвертая промышленная революция / К. Шваб. - М.: «Эксмо», 2016. - 208 с.
УДК 1. 02.15.61; 101.1:316
К СОЦИАЛЬНОЙ НОРМЕ СТАНОВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В КУЛЬТУРЕ
Елена Борисовна Бабошина
Кандидат педагогических наук, доцент Курганский государственный университет
Автор представляет подход к социальной норме в становлении человека как результату выбора в дилемме сущего и сущности, подчеркивая одновременность индивидуального и социального пространства выбора. Понятие «норма» определяется с онтологических и социально -антропологических позиций, что способствует восприятию социально-культурной реальности как ценностного и целостного мира человека. По мнению автора, понимание социальной нормы становления человека в ее развитии как следствия восприятия ситуации выбора либо как осознания вневременной ценности человека в отношении к дилемме «нормативность - вне-нормативность» показывает разное качество развития нормы как идеи социального порядка. Таким образом, автор полемизирует с ограничением понимания нормы только как исторически сложившегося феномена и на этой основе почти не подверженного ценностному сомнению. В социально-философском и антропологическом обосновании подхода к социальной норме автор считает важным учет аксиологического взаимодействия ценности, нормы и смысла в изучении нормы становления человека в культуре. Подход помогает открытию горизонтов ценностно-смысловой (духовной) идентификации в современном обществе вопреки нормам потребления как культурного отчуждения человека от себя и других.
Ключевые слова: норма, становление, человек, культура, ценность, смысл
TO THE SOCIAL NORM OF HUMAN FORMATION IN CULTURE
Helen Borisovna Baboshina
PhD in Education, Associate Professor Kurgan State University
The author presents an approach to the understanding of social norms in the formation of man as a result of choice in the dilemma of being and essence, emphasizes the unity of the individual and social space of this choice. The concept of "norm" is defined by the ontological and socio-anthropological positions, which contributes to the perception of socio-cultural reality as a value and holistic world of man. According to the author, the understanding of the social norm of formation in its development as a consequence of the perception of the situation of choice or as awareness of the