Научная статья на тему 'Коллективный способ обучения - обучение через общение'

Коллективный способ обучения - обучение через общение Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2123
252
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / СУБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРИНЦИП ВАРИАТИВНОСТИ / КОЛЛЕКТИВНЫЙ СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ / ДИАЛОГИЧЕСКИЕ ПАРЫ СМЕННОГО СОСТАВА / LEARNING TECHNOLOGY / SUBJECT OF ACTIVITY / VARIABILITY PRINCIPLE / COLLECTIVE WAY OF LEARNING / DIALOGICAL PAIRS OF REPLACEABLE STRUCTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецова Наталья Сергеевна, Болдакова Инна Вячеславовна

В статье анализируется организация познавательной деятельности обучающихся в процессе взаимообучения. Результативность обучения зависит как от внешних условий, так и от внутренних ресурсов обучающихся. Сильным побудителем познавательного интереса к обучению является максимально частое (по возможности) общение между обучающимися. В связи с этим становится очевидным, что наиболее удачной технологией для реализации активной роли обучающегося в ходе получения новых знаний и приобретения новых умений является коллективный способ обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The collective way of learning - learning through communication

The organisation of cognitive activity of students in the process of learning is analysed in the article. The effectiveness of the training depends on both external conditions and internal resources of students. A strong driving force of cognitive interest in learning is the most frequent (possible) communication between students. In this regard, it becomes apparent that the most successful technology for the realisation of the active role of the learner in the course of obtaining new knowledge and acquiring new skills is a collective way of learning.

Текст научной работы на тему «Коллективный способ обучения - обучение через общение»

Библиографический список

1. АкимоваМ.К., Козлова В.Т. Психологическая коррекция умственного развития школьников. -М.: Академия, 2000. - 160 с.

2. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. -М.: Прогресс, 1987. - 336 с.

3. Гуревич К.М. Проблемы дифференциальной психологии. - М.: Изд-во «Институт практической

психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. -384 с.

4. Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989. - 77 с.

5. Меньшиков П.В. Психология учебного взаимодействия. - Калуга: КГУ им. К.Э. Циолковского, 2014. - 172 с.

УДК 37.026.9

Кузнецова Наталья Сергеевна

кандидат технических наук, доцент Костромской государственный университет

Болдакова Инна Вячеславовна

кандидат технических наук

Военная академия РХБ защиты им. Маршала Советского Союза С.К. Тимошенко, г. Кострома

[email protected], [email protected]

КОЛЛЕКТИВНЫЙ СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ - ОБУЧЕНИЕ ЧЕРЕЗ ОБЩЕНИЕ

В статье анализируется организация познавательной деятельности обучающихся в процессе взаимообучения. Результативность обучения зависит как от внешних условий, так и от внутренних ресурсов обучающихся. Сильным побудителем познавательного интереса к обучению является максимально частое (по возможности) общение между обучающимися. В связи с этим становится очевидным, что наиболее удачной технологией для реализации активной роли обучающегося в ходе получения новых знаний и приобретения новых умений является коллективный способ обучения.

Ключевые слова: технологии обучения, субъект деятельности, принцип вариативности, коллективный способ обучения, диалогические пары сменного состава.

Не подлежит сомнению, что результативное преподавание и учение с результатом можно считать одним из основных критериев ценности учебного процесса. Высоких результатов обучения нельзя достигнуть без повышения интереса у обучающихся к учению. Интерес же приводит в активное состояние как внешние, так и внутренние ресурсы учебного процесса. А находить эти внешние и внутренние, ценные резервы интересного обучения - значит способствовать и осуществлять совершенствование обучения.

Слабый эффект обучения порождает порой неудовлетворенность и преподавателя, и обучающихся. Он зависит от множества объективных факторов, в том числе от тех реальных условий, в которых находится учебное заведение.

Организация как учебной, так и познавательной деятельности обучающихся, характер и уровень их работы естественным образом имеют наибольшее влияние на результат учебного процесса, что в свою очередь приводит к совершенствованию методов обучения. Слабость этих показателей приводит к тому, что обучаемые не уясняют требований и задач, ищут готовые ответы, заглядывая в тетрадь соседа или, списывая с доски, не могут самостоятельно разобраться в материале.

И, тем не менее, результативность обучения зависит не только от внешних условий. Не менее значительно влияние внутренних ресурсов обуча-

Обучение - это общение человека с человечеством.

А.В. Петровский

ющихся: рассеянность внимания; недостаток волевых качеств; нарушение логики действий [1, с. 38].

Эти внутренние проблемы во многом обусловлены:

1) уровнем обученности (в группе работают ребята с различным, можно сказать полярным, уровнем знаний);

2) спецификой изучаемого предмета (уровень знаний по предмету во многом зависит от техники, на которой обучались студенты в школе);

3) вопросами межличностных отношений;

4) не осознанным выбором вида деятельности (до сих пор велико количество студентов, выбравших вуз по настоянию родителей).

Но, тем не менее, диалектика учебного процесса такова, что слабые внутренние ресурсы являются в то же время следствием плохо организованной учебной деятельности, когда нет ясности цели, слабая мотивация учения, когда процесс деятельности не интересен, а результат ее мало удовлетворяет [1, с. 46].

Чтобы изменить позицию обучающегося в учебном процессе, помочь ему стать субъектом деятельности, необходимо использовать множество ресурсов обучения. Среди них: наглядность; технические средства обучения; дискуссии.

Особое место в этом ряду занимают такие приемы как:

- постоянное обновление содержания, способов и форм самостоятельной работы;

© Кузнецова Н.С., Болдакова И.В., 2017

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 1

17

ПЕДАГОГИКА

- максимально частое (по возможности) общение между обучающимися [2, с. 21].

Последнее является сильным побудителем познавательного интереса. Ведь в общении происходит сравнение собственных успехов с успехами товарищей, результаты деятельности оцениваются другими, а сам обучающийся участвует в оценке деятельности товарищей. Благодаря возможности видеть себя через деятельность других, укрепляется интерес к учению.

Таким образом, становится очевидным необходимость для преподавателя изучение и воплощение в своей педагогической работе современных технологий. А это в свою очередь естественным образом приведет к повышению профессиональной компетентности, и, как следствие - результативности учебно-воспитательного процесса.

Не одно десятилетие на всех уровнях образования применяется принцип вариативности. Его использование позволяет выбирать и формировать педагогический процесс на основе любой модели.

Огромное внимание уделяется развитию умений работать с различными видами информации, а, следовательно, возникает необходимость в изменении содержания образования с точки зрения формирования новых навыков и умений. В современных образовательных учреждениях все больше внимания уделяется решению учебных задач творческими методами. Огромное количество педагогов делают акцент на индивидуализацию образовательных программ. Компьютерные средства обучения пришли на смену таким традиционным способам передачи информации, как устная и письменная. Личностно-ориентированные отношения преподавателя с обучающимися являются главным во всем педагогическом процессе. И конечно велика роль науки в разработке, апробации и популяризации новых педагогических технологий, используемых на современном этапе развития общества.

С точки зрения таких наук, как педагогика и психология, изменения в современных образовательных технологиях основаны на следующих принципах:

- учение не должно сводиться к простому запоминанию. Учение должно быть процессом умственного развития, который даст возможность пользоваться усвоенной информацией;

- современная модель знаний не может быть статистической. Система развития знаний, умений и навыков должна соответствовать динамически развивающемуся обществу, нуждающемуся в высокообразованном поколении молодых людей;

- ориентация на среднего обучаемого уступила место дифференцированным программам обучения.

На наш взгляд наиболее удачной технологией обучения для реализации всех вышеперечисленных принципов является коллективный способ обучения (КСО).

Впервые методику коллективной учебной работы с применением диалогических пар сменного состава предложил Александр Григорьевич Ривин (1877-1944). Последователь разработок Ривина и пропагандист КСО Виталий Кузьмич Дьяченко (1923-2008), объявлял, что «обучение есть общение обучаемых и обучающих. Вид общения определяет и организационную форму обучения» [3, с. 67]. Из истории педагогической науки известно, что в основе развития способов обучения лежит использование различных видов общения.

Общение посредством письма - индивидуальный способ обучения (ИСО), который включает две формы обучения: индивидуальную и парную. Общение в паре (когда двое учат друг друга) и групповое общение (один одновременно учит многих) - групповой способ обучения (ГСО) включает уже три формы: групповую, парную и индивидуальную. И, наконец, общение в парах, меняющих состав (каждый учит каждого) коллективный способ обучения (КСО) - включает все четыре формы: коллективную, групповую, парную и индивидуальную.

А.Г. Ривин писал, что «...коллективным способом обучения является такая его организация, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый учит каждого».

Уникальность идей А.Г. Ривина сводилась к тому, чтобы в педагогическом процессе «реально и оптимально» были использованы результаты психологической науки. Главное внимание здесь уделяется связи речи и мышления, и конечно же «естественной потребности людей в речевом общении». Чтобы реализовать эту идею А.Г. Ри-вином была предложена новая модель процесса обучения - необходимо каждому обучающемуся предложить активную роль в ходе получения новых знаний и приобретения новых умений. Свою форму педагогического процесса А.Г Ривин назвал «методом организованного переменного диалогического общения или, короче, оргдиалогом».

Если же говорить о целевых ориентациях технологии, то можно выделить две главные: усвоение (ЗУН); развитие коммуникативных качеств личности (СУД).

Целями нашей педагогической деятельности являются:

1) достижение обучающимися результатов обучения, требуемых программой;

2) создание условий для более легкой адаптация к будущей профессии.

Важным элементом реализации этих целей является ежедневная подготовка к занятиям. Она многоступенчата и включает в себя несколько этапов.

I этап. Структурирование содержания обучения. Результатом этого этапа является разработка плана к каждой теме, в котором четко прописана

18

Вестник КГУ ^ 2017

связь внутренней формы занятий, целей и технологий организации занятий по этой теме.

II этап. Уточнение темы конкретного занятия по тематическому плану. Установление связи данной темы с предыдущими и последующими темами дисциплины.

III этап. Формулировка образовательных и развивающих целей занятия.

IV этап. Подбор материала, подлежащего изучению. Разложение его во времени. Разделение материала на порции.

Принцип отбора материала: вначале теория, затем упражнение. Материал для работы обучающихся по технологии А.Г. Ривина преподаватель должен подбирать особенно тщательно. Его необходимо оформить печатно, деля его на четыре равные по объему и сложности части. Если это теоретический материал, то каждый обучающийся в четверке получает только свою часть. Работая в технологии, через определенное время он имеет весь объем материала. Если это задача, таблица или программа, то один обучающийся на карточке видит общую картину задания без четырех основных частей. Работая в технологии, эта таблица или задача будут составлены и заполнены полностью.

V этап. Определение вопросов для подготовки к восприятию нового материал, на воспроизведение обучающимися изложенного преподавателем материала.

VI этап. Формирование дорожной карты.

Дорожная карта - описание процесса в виде пошаговой, поэтапной последовательности действий с указанием применяемых средств. Чем удобна дорожная карта? Во-первых, детально прописаны «шаги» занятия. Во-вторых, каждый «шаг» - это деятельность преподавателя и обучающегося, то есть возможность увидеть взаимосвязь в их работе.

В-третьих, работа по дорожной карте дисциплинирует преподавателя в плане соблюдения временных ограничений.

Поиск путей совершенствования качества своей работы привел нас к осознанному выбору и применению современной технологии КСО. Преимущества коллективной системы обучения очевидны. Это и:

- самостоятельность обучающихся при изучении материала;

- взаимообучение и взаимообучаемость участников процесса;

- основа обучения - сотрудничество;

- максимальное приближение усвоения и применения;

- возможность учиться выступать, рассуждать, доказывать;

- работа обучающихся в соответствии с индивидуальными особенностями;

- развитие коллективистских качеств.

Авторы убеждены, что последовательное применение диалогического общения на занятиях способствует не только активизации интереса к изучению дисциплины, но и повышению уровня знаний, умений и навыков.

Библиографический список

1. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М.: Педагогика, 1989. -192 с.

2. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. - М.: Педагогика, 1986. - 240 с.

3. Дьяченко В.К. Новая дидактика. - М.: Народное образование, 2001. - 496 с.

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 1

19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.