Коллективные творческие работы -обучение на основе общения
И.Ю. Медведева1, Д.З. Самохвалова2
'МОУ Ильинская средняя общеобразовательная школа №26 140120, Московская область, Раменский р-н, пос. Ильинский, ул. Интернациональная, д. 15 MEI Ilyinsky Secondary School № 26
Internatsionalnaya str. 15, Ilinsky vill., Ramensky Distr., Moscow Region 140120 Russia e-mail: [email protected]
2МОУ Средняя общеобразовательная школа №8 с углубленным изучением отдельных предметов
140180, Московская область, г. Жуковский, ул. Фрунзе, д. 8 MEI Secondary school № 8 with in-depth study of individual subjects Frunze str., Zhukovsky, Moscow Region 140180 Russia e-mail: [email protected]
Ключевые слова: начальное образование, изобразительное искусство,
коммуникативная компетентность, коллективное творчество.
Key words: primary education, Arts, communicative competence, collective
creativity.
Резюме: В статье рассматривается возможность развития коммуникативных навыков младшего школьника через коллективные формы работы на уроках изобразительного искусства.
Abstract: The article considers the possibility of development of communication skills of the youngest pupil through collective forms of work on the Art's lessons. [Medvedeva LYu.1, Samokhvalova D.Z.2 Collective creative works - training is on base communication]
В настоящее время, формирование коммуникативной компетенции школьников, является одной из актуальных проблем образования. Умения и качества, формирующие современного человека, включают в себя множество направленностей: работу с информацией, любознательность, саморазвитие, творчество, социальную ответственность, умение ставить проблемы и решать их, критически и системно мыслить, а также коммуникативные навыки.
Процесс усовершенствования образования включает формирование коммуникативной компетентности обучающихся. От уровня сформированности этого качества зависит не только плодотворность обучения и воспитания на всем протяжении
обучения в школе, но и дальнейшая жизнь ребёнка в социуме, как в личностном плане, так и в профессиональном.
Формирование коммуникативной компетентности, подразумевает под собой обучение на основе общения. И отвечают за ее осуществление следующие коммуникативные навыки:
• потребность общения с окружающими людьми;
• способность слышать, слушать и понимать
других; позицию;
уметь аргументировать, а также отстаивать свою
• договориться, чтобы сделать что-то сообща и т.д.
Отечественный ученый-психолог Л.С. Выготский подчеркивает, что общение рассматривается в качестве одного из основных условий развития ребенка (особенно развития речи и мышления) практически на всех этапах онтогенеза.
Советский психолог, философ С.Л. Рубинштейн, трактует коммуникативные умения и навыки как отражение коммуникативной способности, которая имеет общественно историческое происхождение; она проявляется, формируется и совершенствуется в практическом общении; она отражается в коммуникативных навыках и умениях, а особенно ярко в быстроте и успешности приобретения соответствующих знаний, умений, навыков.
Принятие ребенком правил общения в учебных и внеучебных ситуациях и грамотное использование их в дальнейшем - задача не из легких. Но младший школьный возраст благоприятен для овладения ими в силу особой чуткости общения, и уже в первом классе ученики постигают основы коммуникации.
М.Н. Турро выделил три основные формы коллективной изобразительной деятельности, которые способствуют развитию коммуникативных умений, с точки зрения художественного творчества:
1. Фронтальная (индивидуально-коллективная) форма, при которой законченная работа представляет собой соединение индивидуальных рисунков учащихся, с учётом поставленной
учителем задачи и с представлением учащимися замысла общей композиции.
2. Комплексная форма предполагает выполнение коллективной работы на одной плоскости, когда каждый учащийся делает свою часть задания, имея представление об общем результате.
3. Коллективно-производственная форма, при которой деятельность детей строится по принципу конвейера, когда каждый делает только одну определённую операцию в процессе изготовления коллективного панно.
Одной из форм учебной коммуникации на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности являются коллективные творческие работы.
Начало творческой коллективной работы -организационная часть. Продумать ее важно заранее. В малочисленных классах это сделать проще, но когда в кабинете сидят от 30 и более ребят, рациональнее разделить коллектив на творческие группы. И здесь есть свои правила и рекомендации. Российский психолог, профессор Ю.Н. Кулюткин в своей статье отмечает, что «в группу должны подбираться учащиеся, между которыми сложились отношения доброжелательности. Только в этом случае возникает психологическая атмосфера взаимопонимания и взаимопомощи, снимаются тревожность и страх.
Учитель - «режиссер» и соучастник творческого процесса, ориентируясь на вид и содержание коллективной работы, так планирует урок и подбирает наиболее совместимые типы для успешного взаимодействия, чтобы дети были активными участниками, а не пассивными исполнителями или зрителями:
• группа объединенная либо по однородности (гомогенная группа), либо по разнородности (гетерогенная группа);
• группа, которая состоит из 4-5 человек, такая группа более склонна к совместным обсуждениям. Деятельность такой группы будет более продуктивна, чем парная работа.
• нельзя принуждать к коллективной работе деток,
которые по каким-либо причинам отказываются творить совместно.
После успешного объединения в группы учитель приступает к обучению навыкам групповой работы, затем ребята выбирают лидера, и с помощью учителя распределяют творческую работу.
Групповые формы работы обеспечивают связи не только между учителем и учениками, но и между самими детьми. Если учитель грамотно устанавливает, организует, поддерживает эти связи, не дает им прерваться и вылиться в бесполезные разговоры, то дети учатся высказываться, находить верные решения, отвергать ложные, прислушиваться к мнению других. Учатся проявлять толерантность к ошибкам других в ходе совместной работы в группах. Развивается умение подчиняться. При такой форме организации учебного творческого процесса повышается мотивация обучения, формируются коллективистские отношения. Развивается самостоятельность. Коллективная форма дает возможность высказываться стеснительным детям в более узком кругу сверстников.
Как правило, в процессе коллективной творческой деятельности, дети не только обучаются, но и обучают своих товарищей. Важным моментом является воспитание эмоционального сопереживания, сострадания, сочувствия и содействия - «я умею - я помогаю тому, кто еще не умеет». Необходимо поощрять тягу детей обращаться друг к другу за помощью и советом. Например, если ребёнок испытывает затруднение в выполнении какой-либо задачи, необходимо помочь ему найти помощника среди детей той группы, членом которой он является.
Иногда препятствием для эффективной работы становятся конфликтные ситуации: столкновения характеров, темпераментов, предпочтений и амбиций. Положительная взаимосвязь в группе так же корректируется учителем.
По стандартам групповая работа не должна занимать более 15-20 минут в 1-2 классах, 20-30 минут в 3-4 классах.
Предлагаем краткий сценарий фронтальной индивидуально-групповой творческой работы в 1 классе. Тема: «Зимний лес. Заячья полянка».
1. Организация рабочих мест: с учетом совместной работы в группах.
2. Целевая установка: подарок Деду Морозу на празднике.
3. Эмоциональный настрой: обучающиеся должны быть прежде всего заинтересованы предстоящей работой и почувствовать необходимость выполнения этой работы.
4. Распределение по группам (по сложности): 1 группа -фон (простое задание), 2 группа - снежинки (простое), 3 группа -деревья (сложное), 4 группа - зайцы (сложное).
5. Комментирование задания и распределение ролей внутри группы.
6. Практическая творческая работа: взаимодействие, коллективный поиск решения художественного образа (цвет, размер, техника, выразительные средства), самостоятельное творчество, контроль и помощь учителя в ходе выполнения практической части работы в группах.
7. Монтаж: рациональнее поручить лидерам или представителям от каждой группы.
8. Рефлексия: комфортнее выдавать коллективное мнение (чувство успешности каждого члена команды). После отчета групп о выполненном задании учитель делает выводы, обращает внимание на успехи, ошибки, дает оценку работе учащихся.
9. Результат работы: участие работы в новогоднем представлении. Это маленькая общая гордость класса и каждого в отдельности.
Всегда важно и интересно понаблюдать за поведением детей во время работы. Кто больше думает о совместной работе и согласен выполнить то, что ему досталось, а кто думает только о себе и будет задерживать процесс работы. Поскольку в классе всегда есть учащиеся с проблемами в общении то, как раз вот на таких уроках дети имеют возможность пообщаться по-деловому. Внутри каждой группы идет обсуждение, и принимаются общие решения: выбор цветовой гаммы, какого размера будут предметы, как лучше их украсить, как разместить элементы композиции и т.д.
Стремление к единой общей цели в игровой творческой обстановке вырабатывает способность преодолевать личные
неудачи, развивает выдержку, содействует развитию инициативы. Также меняется характер взаимоотношения между детишками: постепенно исчезает равнодушие и агрессия, проявляется великодушие, человеколюбие и теплота. В процессе коллективной работы, учителю нельзя требовать от детей абсолютной тишины в классе, так как им необходимо обмениваться мнениями и выражать своё отношение к работе своих товарищей, прежде чем они смогут предоставить «плод» совместного труда, так же нельзя лишать ребёнка права участвовать в совместной работе. Бороться надо лишь с возбуждёнными. Замечено, что обучающиеся лучше выполняют задания в группе, чем индивидуально, что обязательно сказывается на улучшении психологического микроклимата на уроке.
Академик РАО и лауреат премии Макаренко И.П. Иванов, в середине прошлого века разработал методику организации коллективных творческих дел (КТД), где одним из факторов, влияющих на становление личности, готовой к жизни в социуме, в частности к взаимодействию с людьми, является участие младшего школьника в коллективной творческой деятельности. «Коллективные творческие дела, писал он, отличаются друг от друга, прежде всего по характеру общей практической заботы, которая выступает на первый план. Но в каждом КТД решается целый «веер» педагогических задач, происходит развитие коллективистских, демократических основ жизни, самостоятельности, инициативы ребят, самоуправления, активного, гражданского отношения к людям и окружающему миру. КТД, обогащая коллектив и личность социально ценным опытом, позволяет каждому проявить и совершенствовать лучшие человеческие задатки и способности, потребности и отношения, расти нравственно и духовно».
Групповые формы работы имеют огромное значение в образовательном процессе, так как обеспечивают связи не только между учителем и учениками, но и между самими детьми. В процессе коллективной творческой деятельности у детей формируются коммуникативные навыки,
заинтересованность и чувство ответственности.
ЛИТЕРАТУРА
Выготский Л.С. 1984. Собрание сочинений: в 6-ти т-х. Т. 4. Детская психология. Под ред. Д. Б. Эльконина. М.: Педагогика. 432 с.
Иванов И.П. 1990. Методика Коммунарского воспитания. Просвещение. 144 с.
Кулюткин Ю.Н. 1984. Личностные факторы развития познавательной активности учащихся в процессе обучения. - Вопросы психологии. № 5: 41-44.
Москвина А.С. 2013. Трудовая деятельность с малых лет. Гуманитарное пространство. Международный альманах. 2(4): 575-582.
Рубинштейн С.Л. 1989. Основы общей психологии: в 2-х т. Сост. и авт. коммент. К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский. АПН СССР. Т.2. М.: Педагогика. 322 с.
Получена/Received: 05.03.2017 Принята/Accepted: 09.03.2017