МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА
ЗАЙКО Н.В.
КОЛИЧЕСТВЕННОЕ СМЯГЧЕНИЕ В США: ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАН
Аннотация. В статье рассматривается влияние политики количественного смягчения США на финансово -экономическое состояние развивающихся стран. Проанализированы негативные последствия для стран с развивающейся экономикой и сформулированы рекомендации для предотвращения кризисных явлений в мировой экономике.
Ключевые слова: нетрадиционная денежно-кредитная политика, Центральный банк, развивающиеся страны, Федеральная резервная система, США, кризис, количественное смягчение, девальвация, глобализация.
ZAYKO NV.
QUALITATIVE LIBERALIZATION IN THE UNITED STATES: CONSEQUENCES FOR THE DEVELOPING COUNTRIES
Abstract. The manuscript discusses the impact of the policy of qualitative liberalization in the USA on the financial-economical state of developing countries. Negative consequences for countries with developing economy have been analyzed, and recommendations to prevent crisis events in the world economy have been formulated. Keywords: non-traditional monetary-credit policy, the Central bank, developing countries, the Federal Reserve system, the USA, crisis, qualitative liberalization, depreciation of currency, globalization.
Мировой финансовый кризис и последующий за ним спад в значительной мере изменили условия, в которых центральные банки осуществляли свою денежно-кредитную политику. Как только ставки рефинансирования опустились до минимальных значений, политики потеряли свои традиционные рычаги воздействия на экономику. В этих условиях центральные банки развитых стран пошли по пути нетрадиционных мер стимулирования национальных экономик. На примере денежно-кредитной политики США определено влияние одной из нетрадиционных мер стимулирования на развитие экономик развивающихся стран. Для этой цели были исследованы изменения основных финансовых показателей и выявлены закономерности их поведения.
За последние несколько лет (2008-2014 гг.) балансы центральных банков развитых стран выросли в несколько раз, в частности, баланс Федеральной резервной системы (ФРС) увеличился более чем в 4 раза (с 870 млрд до 4 трлн долл. США). Одной из главных причин столь резкого увеличения баланса центральных банков явилась борьба с мировым финансовым кризисом (2008 г.) с помощью нетрадиционных мер стимулирования экономики — Программы количественного смягчения ^Е).
В рамках данной программы ФРС проводились операции по выкупу финансовых активов, в частности, казначейских облигаций и ипотечных ценных бумаг в размере 40 млрд долл. США, а впоследствии 85 млрд долл. США ежемесячно.
Подобные меры стимулирования поставили ряд стран с развивающейся экономикой в сложную ситуацию, связанную с тем, что реализация программы количественного смягчения приводит к ослаблению доллара США. Как известно, страны, которые привязывают свои валюты к доллару, в определённой степени занимаются «импортом» денежно-кредитной политики США. Для сглаживания подобных явлений и поддержания курса национальной валюты
1РЮЬРлаовлниу экономики, №6, 2015
страны с развивающейся экономикой вынуждены использовать различные традиционные инструменты денежно-кредитной политики (изменение ставок рефинансирования, интервенции и т. д.). Тем самым развивающиеся страны напрямую поддерживают свою валюту и косвенным образом — доллар США, обеспечивая на него постоянный спрос.
Полное или частичное сокращение выкупа активов со стороны ФРС ознаменуется оттоком капитала, в том числе и из развивающихся стран. Подобные негативные явления возможны, поскольку всем известно, что Соединённые Штаты Америки являются крупнейшим и самым ликвидным рынком активов в мире. Соответственно, более высокие реальные процентные ставки в США обеспечивают более высокую норму прибыли на рынке облигаций, соответственно, гарантируют более высокую доходность от инвестиций и, как следствие, инвестиционный поток в активы США. Основным источником данных инвестиций может послужить отток капитала из тех стран, которые воспринимаются как наиболее рискованные, имеющие большую финансовую нагрузку (большой внешний долг, высокий размер дефицита бюджета и счётов текущих операций) и получившие значительный приток инвестиций во время действия Программы количественного смягчения. Этим критериям соответствуют многие развивающиеся страны.
Как показано на рисунке 1, среднее значение доли нерезидентов на рынке государственных ценных бумаг развивающихся стран выросло с 12% в 2009 г. до 30% в 2014 г., т. е. за 5 лет произошло увеличение почти в 3 раза. По экспертным оценкам, столь стремительный приток инвестиций был обусловлен постепенным восстановлением мировой экономики от финансового кризиса и политикой «дешёвых» денег, проводимой центральными банками развивающихся стран (ФРС, ЕЦБ, Банк Японии) [3].
Рис. 1. Средневзвешенное значение доли нерезидентов в государственных облигациях стран ЕМ-10 (Малайзия, Таиланд, Индия, Индонезия, Мексика, Бразилия, Турция, Южная Африка, Польша, Россия) Источник: Составлено на основании данных интернет-ресурса https://www.credit-suisse.com (дата обращения: 04.12.2014).
Следует отметить, что в период с 2008 г. по 2014 г. в странах с развивающейся экономикой происходил не только рост инвестиций со стороны нерезидентов, но и увеличение государственного долга.
В мае 2013 г. руководитель Федеральной резервной системы США Бен Бернанке впервые заявил о возможном сокращении и последующем сворачивании финансовых стимулов (по мере ускорения роста американской экономики) [6]. Данное заявление заставило инвесторов задуматься о направлениях своих будущих инвестиций в другие сегменты финансовых рынков. Как видно на рисунке 2, в период с мая 2013 г. по апрель 2014 г. был зафиксирован сильный отток капитала из развивающихся стран.
ЗАЙКО Н.В.
количественное смягчение б сша: послецстбиа для развивающихся стран
Рис. 2. Величина притока/оттока капитала из развивающихся стран Источник: составлено на основании данных интернет-ресурса www.epfr.com (дата обращения: 17.01.2015).
Таким образом, ухудшающийся инвестиционный климат поставил ряд стран с развивающейся экономикой в достаточно сложную ситуацию: с одной стороны — бегство капитала, а с другой — потребность в свежих вливаниях для финансирования собственного дефицита (платёжного баланса или бюджета).
■л
Мал 2013 Август 2013 Ноябрь 2015
Аргентинский Мексиканский Индийская Турецкая т_ Южноафрнкан-гкий
?эап песо ?у5пь песо ругшя лнра Юань ранд
Рис. 3. Изменение курса национальных валют развивающихся стран к доллару после объявления о сокращении QE (1 мая — 31 декабря 2013 г.)
Источник: составлено на основании данных интернет-ресурса www.yahoofinance.com (дата обращения: 19.02.2015).
Сложившаяся совокупность негативных факторов и укрепление курса доллара США (вследствие прекращения Программы количественного смягчения со стороны ФРС) привели к девальвации национальных валют развивающихся стран. Первая волна девальвации произошла после объявления о свёртывании Программы количественного смягчения (рис. 3). Вторая волна сформировалась после фактического прекращения данной программы (рис. 4).
РЕГИОНАЛЬНЫ!-: ПРОБЛЕМЫ ПРЕОЬРЛаОВЛНИУ экономики, №6, 2015
Рис. 4. Изменение курса национальных валют развивающихся стран к доллару США после фактического завершения QE (август 2014 г. — 20 февраля 2015 г.)
Источник: составлено на основании данных интернет-ресурса www.yahoofinance.com (дата обращения 19.02.2015).
Среди развивающихся стран Россия, благодаря низкой долговой нагрузке, профициту платёжного баланса и большим золотовалютным резервам в период с мая по декабрь 2013 г., относилась к лидирующим странам (рис. 3). В 2014 г. ситуация кардинально изменилась. Напряжённая геополитическая обстановка и санкции усилили давление на экономику РФ, что нашло отражение в турбулентности основных экономических показателей (рис. 5).
Рис. 5. Динамика курса рубля (январь 2014 г. — февраль 2015 г.)
Источник: составлено на основании данных интернет-ресурса www.yahoofinance.com (дата обращения: 20.02.2015).
Стоит отметить, что помимо общих для развивающихся рынков причин ослабления национальных валют, в случае с российским рублём можно выделить следующие частные факторы:
- зависимость доходной части бюджета от мировых цен на энергоносители, что привело к сокращению валового внутреннего продукта вследствие их снижения;
- выплаты по внешнему долгу в условиях невозможности рефинансировать имеющиеся обязательства на внешних рынках способствовали росту спроса на валюту;
- непоследовательность действий ЦБ РФ в процессе перехода к плавающему курсу, неэффективное управление имеющимися инструментами, сложность прогнозирования дальнейших действия регулятора;
- увеличение оттока капитала (по предварительной оценке Банка России, чистый отток капитала в 2014 г. оценивается на уровне 151,5 млрд долл. США), который превышает показатели 2008 г. (133,6 долл. США) [4].
Зайко Н.В.
количественное сма^шшЕ б сшл: послЕЦСТша дла РАаВИВАЮШИХСд СТРАН
Центральные банки развивающихся стран, просчитав возможные негативные последствия от трансформации денежно-кредитной политики развитых стран, приняли решение о создании общего валютного резервного фонда на сумму 100 млрд долл. США. Данный фонд предполагается запустить в 2015 г. Следующим действием в противовес Международному валютному фонду, по планам, будет создание Банка развития стран БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южная Африка). Данные меры направлены на стабилизацию основных экономических показателей стран-участниц в случае финансовых потрясений.
Таким образом, велика вероятность того, что развивающиеся страны приступят к запуску долгосрочного процесса, призванного сменить прежнюю модель экономики, ставшую неэффективной в результате падения спроса на активы со стороны развитых рынков и снижения цен на энергоресурсы. Данный процесс заложит фундамент для большей диверсификации экономики, что, в свою очередь, сделает развивающиеся страны менее зависимыми от внешних потрясений.
Также следует отметить, что с учётом особенностей функционирования мировой экономики на современном этапе (глобализации и сильной интегрированности стран) денежно-кредитная политика отдельных ведущих стран не может носить исключительно национальный характер. В связи с этим одной из приоритетных задач для центробанков развитых стран (в частности, Федеральной резервной системы) станет поиск баланса параметров, с которыми они будут осуществлять стимулирование собственных экономик. Определение этих параметров должно идти в координации с ведущими экономиками развивающихся стран.
Игнорирование вышеперечисленных процессов будет неминуемо приводить к возникновению дисбалансов в мировой экономике — появлению локальных рецессий с их последующей трансформацией в глобальные кризисы.
Литература
1. Emerging Markets: Non-residents' holdings in local currency government bonds // Credit Suisse Fixed Income research. 4 September 2014, pp. 1-24.
2. Mehmet Orhan, Zehra Serin. The Spillover Effects of Fed's Policies with Emphasis to the Fragile Five // Journal of Economics and Behavioral Studies. Vol. 6, No. 12, December 2014, pp. 1011-1020.
3. Robert Lavigne, Surata Sarker. Spillover effects of quantitative easing on emerging-market economies // Bank of Canada review. Autumn 2014, pp. 3—15.
4. Официальный сайт Центрального банка РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.cbr.ru.
5. IPFR [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.epfr.com.
6. Speech of Chairman Ben S. Bernanke. The Economic Outlook // Testimony before the Joint Economic Committee, U.S. Congress, Washington, D.C. May 22, 2013 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.federalreserve.gov (дата обращения: 15.02.2015).
7. Yahoo finance [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.yahoofinance.com. References:
1. Emerging Markets: Non-residents' holdings in local currency government bonds // Credit Suisse Fixed Income research. 4 September 2014, pp. 1-24.
2. Mehmet Orhan, Zehra Serin. The Spillover Effects of Fed's Policies with Emphasis to the Fragile Five // Journal of Economics and Behavioral Studies. Vol. 6, No. 12, December 2014, pp. 1011-1020.
3. Robert Lavigne, Surata Sarker. Spillover effects of quantitative easing on emerging-market economies // Bank of Canada review. Autumn 2014, PP. 3-15.
4. The official website of the Central Bank of the Russian Federation [Electronic resource]. Available at: www.cbr.ru.
5. IPFR [Electronic resource]. Available at: www.epfr.com.
6. Speech of Chairman Ben S. Bernanke. The Economic Outlook // in Testimony before the Joint Economic Committee, U.S. Congress, Washington, D.C. May 22, 2013 [Electronic resource]. Available at: http:// www.federalreserve.gov (reference date: 15.02.2015).
7. Yahoo finance [Electronic resource]. Available at: http://www.yahoofinance.com.