УДК 316.77
НН- Гомзякова КОГНИТИВНЫЙ СТИЛЬ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ
Т.Г. Сироштаненко ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению когнитивной организации человека в качестве детерминанты особенностей общения. Приводятся данные об особенностях общения лиц с высокими и низкими показателями когнитивной дифференцированности. Ключевые слова: когнитивный стиль, когнитивная сложность, личностные качества, особенности общения.
Natatya Gomzyakova COGNITIVE STYLE AND INDIVIDUAL FEATURES Tatiana Siroshtanenko OF COMMUNICATION
Abstract. The article analyses the cognitive structure of a person as the determinant of communication features. The information about the communication features of people with the high or low index of cognitive differentiation is revealed.
Keywords: cognitive style, cognitive difficulty, personal traits, communication features.
В психологической науке все более утверждается мысль о многоуровневом и полифункциональном значении качеств, проявляемых личностью в общении, прослеживаются все психические характеристики человека, выступающего в качестве субъекта и объекта общения. На сегодняшний день наиболее актуально рассмотрение проблемы общения с позиций личностного подхода, который предполагает, в частности, необходимость рассмотрения в качестве индивидуальных характеристик, влияющих на общение, особенности когнитивной организации субъекта. В связи с этим, важным и своевременным является обращение к области изучения когнитивных стилей личности, поскольку стилевые особенности распространяются на всю жизнедеятельность человека, в том числе и на сферу общения.
Проблематика когнитивных стилей, находясь на стыке психологии познания и психологии личности, занимает особое место в системе психологического знания. Важными факторами, определяющими исследования в этой области, являлись убежденность в существовании присущих всем людям своеобразных форм понимания реальности, а также интерес к человеческой индивидуальности в целом. Наиболее ощутимым и заметным становится влияние когнитивно-стилевых особенностей в сфере межличностного общения. Нельзя не согласиться с тем, что в жизни каждого человека процесс общения занимает очень важное место и является необходимым условием человеческого существования. Как подчеркивает В.Н. Панферов, «в этом смысле общение есть та «социальная экология», вне которой человек теряет все человеческое, а сам опускается до уровня животного существования. Вне общения невозможна трудовая деятельность людей, в процессе которой человек становится Человеком» [3, с. 126].
В связи с этим по-прежнему важным и актуальным остается рассмотрение в качестве индивидуальных особенностей, влияющих на процесс общения, особенности когнитивной организации человека и, в частности, такого когнитивного стиля личности как когнитивная сложность-простота. Выбор данного когнитивного стиля в качестве предмета исследования не является случайным. Именно в этом стиле наиболее отчетливо представлена идея стилевого подхода: каждый человек по-своему воспринимает, понимает, интерпретирует и прогнозирует действительность на основе «конструкций» своего ментального опыта.
Когнитивная сложность - простота, по сравнению с другими когнитивными стилями, более специфичный и узконаправленный когнитивный стиль. Широта его влияния гораздо уже, чем у других когнитивных стилей в том смысле, что показатель (уровень) когнитивной сложности, определен-
© Гомзякова Н.Н., Сироштаненко Т.Г., 2014
ный в какой-либо одной сфере, не распространяется на другие. Человек в разных сферах имеет разный уровень когнитивной сложности и, будучи когнитивно сложным в одной сфере, он может оставаться когнитивно простым в ряде других сфер. Таким образом, «показатель когнитивной сложности, определенный на материале межличностных сравнений, будет им и замыкаться и отражать реальный уровень когнитивной сложности - простоты только в сфере общения» [4, с. 30].
Следует заметить, что данные о взаимосвязи когнитивной сложности с особенностями реального общения немногочисленны. Большинство работ, направленных на изучение этой взаимосвязи, носит фрагментарный характер, а изучение личностных особенностей испытуемых с разным уровнем когнитивной сложности чаще всего замыкается на изучении каких-то отдельных личностных характеристик, на основании которых делаются выводы (или предположения) о влиянии этих особенностей на поведение человека в сфере межличностного общения, и, соответственно, на эффективность межличностных контактов. Поэтому вопросы о влиянии когнитивной сложности на особенности общения, о ее взаимосвязи с личностными характеристиками по-прежнему останется открытыми.
Целью настоящего исследования стало установление влияния когнитивной организации субъекта на особенности сферы общения. В исследовании приняли участие студенты различных вузов и факультетов в количестве 319 человек.
Для определения уровня когнитивной дифференцированности в сфере общения использовался метод репертуарных решеток Дж. Келли [5]. Модифицированный вариант репертуарной решетки, использованный нами, апробирован в исследовании Антипиной Т. Г. [1]. Первоначально из общего числа обследованных было выделено четыре группы. Основанием для деления стали показатели когнитивной дифференцированности, определенные в результате обработки решеток, заполненных участниками эксперимента в индивидуальном порядке. В данном случае брался численный показатель количества выделившихся при факторном анализе корреляционной матрицы общих факторов, как показатель многомерности пространства представлений. Максимальный показатель когнитивной дифференцированности, определенный в результате факторно-аналитической обработки решетки, во всей выборке был равен восьми, а минимальный - двум. Таким образом, с учетом вышеизложенного, в первую группу вошли студенты с условно низкими показателями когнитивной дифференцирован-ности, равными двум, трем и четырем, во вторую группу вошли студенты, когнитивная дифференци-рованность которых была равна пяти, третью группу образовали студенты с показателями, равными шести, а группу когнитивно сложных образовали студенты с показателями когнитивной диффферен-цированности, равными семи и восьми.
Для определения особенностей общения, диагностики степени владения умениями и навыками, легкости и успешности, а также для выявления наличия проблем и трудностей межличностного общения, их характера и степени осознания были использованы анкеты, специально разработанные для экспериментального исследования и апробированные в ходе пилотажного исследования.
Корреляционный анализ, предварительно проведенный на всей выборке испытуемых, доказал существование линейных зависимостей между параметром когнитивной дифференцированности и особенностями сферы общения в пользу когнитивно сложных испытуемых, что позволило нам исключить из дальнейшего анализа группы со средними значениями когнитивной дифференцированно-сти. Для дальнейшей работы был использован критерий достоверности различий средних величин -критерий Стьюдента для независимых выборок. Установление различий проводилось между группами когнитивно сложных и когнитивно простых испытуемых.
Проведенное экспериментальное исследование выявило некоторые особенности познания других людей испытуемыми с разным уровнем когнитивной дифференцированности. Анализ репертуарных решеток, заполненных испытуемыми в индивидуальном порядке, позволил без дополнительного сбора данных определить ряд индивидуальных особенностей, проявляющихся при воспри-
ятии других людей когнитивно сложными и когнитивно простыми испытуемыми нашей выборки. В социально-психологическом плане когнитивная дифференцированность отражается в величине идентификации (если речь идет о сравнении себя с другими людьми), или в стереотипизации (применительно к сравнению других людей между собой).
Наше исследование подтверждает тот факт, что когнитивно простые и когнитивно сложные испытуемые различаются между собой как по величине идентификации себя с другими людьми, так и по субъективной оценке сходства между ними. Сравнение показателей идентификации испытуемых с разным уровнем когнитивной дифференцированности, полученных при обработке репертуарных решеток, показало, что чем беднее система конструктов (то есть, чем ниже когнитивная сложность), тем более отчетливо выражается тенденция воспринимать других людей как похожих на себя, что и проявляется в большей, по сравнению с когнитивно сложными испытуемыми, величине идентификации, отражающей явление интерперсональной дифференцированности. Круг лиц, с которыми испытуемые очень сильно себя идентифицируют, также оказался шире у когнитивно простых испытуемых. Кроме того, когнитивно простые испытуемые оказываются и более стереотипными при сравнении других людей между собой. Они склонны более однозначно делить людей на плохих и хороших, что проявилось в унивалентности - тенденции когнитивно простых испытуемых относить персонажей ролевого списка к одному полюсу конструкта по сравнению с когнитивно сложными испытуемыми, которые распределяют ролевые персонажи более равномерно. При этом, для когнитивно простых испытуемых характерна высокая позитивность оценки - склонность относить оцениваемых людей к положительному полюсу шкалы, что отразилось в показателе равномерности распределения ролевых персонажей по полюсам конструктов при заполнении репертуарной решетки. Как известно, портрет хорошего человека гораздо более стереотипичен по сравнению с описанием плохого человека (все хорошие люди похожи друг на друга, каждый плохой человек плох по-своему). Таким образом, для когнитивно простых испытуемых характерно стереотипное описание себя и своих знакомых как хороших людей и высокая идентификация себя с ними.
В результате анализа анкетных данных были установлены следующие особенности общения испытуемых исследуемых групп:
— когнитивно сложные испытуемые в большей степени соблюдают правила и нормы общения, что позволяет им более эффективно, по сравнению с когнитивно простыми испытуемыми, общаться на конвенциональном уровне (по А.Б. Добровичу), который как раз и предполагает соблюдение правил и норм общения, «писанных» и «неписанных» законов, их выделение и различение, соблюдение принципа равноправия партнеров, взаимоуважения, умения поддерживать диалог. Когнитивно сложные субъекты оказываются более успешными в общении на этом уровне, который, по мнению А.Б. Добровича [2], является оптимальным в межличностном общении, а также для разрешения личных и межличностных конфликтов;
— когнитивно сложные испытуемые легче находят общий язык с людьми в процессе общения; в присутствии незнакомых людей ведут себя более естественно и непринужденно, в большей степени, по сравнению с когнитивно простыми испытуемыми, способны следить за ходом контакта, чаще прибегают к шутке в напряженных ситуациях общения;
— когнитивно простые студенты испытывают большую потребность в поддержке и помощи, что выражается в большей значимости для них доверительного уровня общения;
— личностные характеристики когнитивно простых испытуемых проявились в тактике ответов на вопросы анкет, в частности, в степени признания существующих трудностей общения. В ответах на косвенные вопросы подобного рода когнитивно простые испытуемые более откровенны и правдивы, чем в ответах на прямые вопросы;
— когнитивно сложные испытуемые показали более высокий уровень осознания особенно-
стей своего общения, который проявляется в более широком спектре называемых причин трудностей общения, ситуаций и видов деятельности, вызывающих их. Кроме того, эта группа оказалась более откровенной и открытой при обсуждении данных проблем;
— по результатам самооценки у испытуемых с низким уровнем когнитивной дифференци-рованности в сфере общения прослеживаются более интенсивные вегетативные реакции на ситуацию трудности общения (сильное сердцебиение, дрожание рук, повышенная потливость), что является доказательством их более сильного реагирования на данную ситуацию, которая для них является значимой и стрессогеннной в большей степени, чем для когнитивно сложных испытуемых. Решаемые в процессе общения коммуникативные задачи объективно являются для когнитивно простых испытуемых более сложными и проблематичными, не обеспеченными знаниями и навыками в этой области.
Таким образом, изучение одного из интереснейших когнитивных стилей, известного под названием «когнитивная простота-сложность» показало, что когнитивную сложность можно рассматривать как личностную характеристику, обусловливающую собою некоторые особенности познания вообще, и в частности, формирования впечатления о другом человеке. Проведенное экспериментальное исследование уточнило и расширило представление о когнитивной сложности как факторе, детерминирующем процесс межличностного общения, а также выявило новые факты, которые могут служить отправным моментом для исследования когнитивного аспекта общения. Результаты проведенного исследования представляют огромный интерес как в теоретической, так и в практическом плане. Новые данные об особенностях общения лиц с разным уровнем когнитивной дифференциро-ванности могут быть использованы практическими психологами в диагностической и коррекционной работе.
Библиографический список
1. Антипина Т.Г. Когнитивная дифференцированность как детерминанта особенностей общения: дис. ... канд. психол. наук. - СПб, 1998.
2. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения / А.Б. Добрович. - М.: Просвещение, 1987.
3. Панферов В.Н. Психология общения / В.Н. Панферов // Вопросы философии. - 1971. - № 7. - С. 126.
4. Сироштаненко Т.Г. Когнитивная дифференцированность как детерминанта эффективного общения работников сферы СКС и Т / Т.Г. Сироштаненко // Социально-культурный сервис и туризм: проблемы и перспективы развития: Сб. научных трудов. - Вып. 2. - Краснодар: Просвещение-Юг. - 2007. - С. 29-32.
5. Франселла Ф. Новый метод исследования личности / Ф. Франселла, М. Баннистер. - М.: Прогресс, 1987.