М.С. Ракитина
КОГНИТИВНЫЙ АНАЛИЗ И СЦЕНАРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Аннотация
В статье представлена технология когнитивного моделирования, как наиболее эффективный способ решения проблем распределения межбюджетных финансовых ресурсов. Разработана модель межбюджетных взаимодействий, позволяющая проводить не только анализ состояния муниципальных бюджетов и бюджетов на уровне субъекта федерации и их взаимодействия с внешней средой, но и обоснованно предлагать различные варианты очередности финансирования на основе отраслевых и функциональных приоритетов в социально-экономической сфере муниципального образования и субъекта федерации.
Апп^аНоп
In article the technology cognitively modeling as the most effective way of the decision of problems of distribution of interbudgetary financial resources. The model of the inter-
2009 № 3
Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)
budgetary interactions is developed, allowing to spend not only the analysis of a condition of municipal budgets and budgets at level of the subject of federation and their interaction with an environment is presented, but also to offer various variants of sequence of financing on the basis of branch and functional priorities in social and economic sphere of municipal union and the subject of federation.
Ключевые слова
Межбюджетные отношения, бюджет муниципального образования, когнитивное моделирование, сценарный анализ.
Keywords
Interbudgetary relations, the municipal union budget, cognitively modeling, the scenario analysis
В мировой практике одним из способов совершенствования государственного управления является укрепление финансовых основ местного самоуправления с помощью ориентирования бюджетной системы на повышение уровня социально-экономического развития муниципальных образований, заинтересованности в увеличении местного налогового потенциала, сокращение поступления дотаций, повышение самостоятельности местных бюджетов, развитие инициативы и ответственности местных властей за проводимую ими бюджетную политику.
В условиях экономического кризиса субъекты Российской Федерации столкнулись с проблемами обеспечения сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, снижения занятости населения, сокращения финансовых ресурсов на осуществление капитальных вложений, а также риска возникновения кредиторской задолженности по первоочередным обязательствам. По-прежнему, особое внимание уделяется фактору социального роста, но при этом бюджеты субъектов РФ не в состоянии обеспечить необходимое финансирование социальной сферы в связи с дефицитом бюджетных средств [1]. Поэтому исследование проблемы бюджетной обеспеченности на уровне субъекта РФ и муниципальных образований является актуальным.
Целью написания данной статьи является разработка когнитивной модели межбюджетных взаимодействий, при которой сохранится баланс бюджетной системы и станет возможным поднять бюджетную обеспеченность муниципальных образований в регионе.
В связи со сложной организацией бюджетного процесса бюджетной системы на всех уровнях возникает задача формального описания таких систем в целях проведения экономико-математических исследований. На рис. 1 представлена авторская схема организации межбюджетных отношений.
Существующие экономико-математические модели в условиях экономического кризиса нельзя считать адекватными реальным финансовым процессам. Они не дают ощутимых результатов в процессе принятия решений, слабо внедряются в практику и практически не включаются в функциональные структуры современных систем поддержки принятия решений в процессе управления межбюджетными отношениями субъектов федерации и муниципальных образований.
На основе анализа организации межбюджетных отношений, ранее проведенного автором [2], были выявлены следующие проблемы, требующие оперативного решения:
• разграничение расходных и доходных полномочий между уровнями власти и разграничение соответствую-
щих им функций финансирования между уровнями бюджетной системы на постоянной основе (этот класс проблем является фундаментом построения меж-
бюджетных отношений, так как касается формирования собственных доходов);
• межбюджетное регулирование, осуществляемое в дополнение к разграничению;
Федеральный уровень
Рассмотрение проекта бюджета ъ Утверждение
г
установление особенностей организации бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях в условиях экономического кризиса;
создание стимулов повышения качества управления бюджетным процессом в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях;
• корректировка механизмов оказания финансовой помощи органам
государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления;
• совершенствование системы разграничения расходных обязательств между органами государственной власти и местного самоуправления;
• дальнейшее развитие стимулов к увеличению доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
При решении проблем организации межбюджетных отношений необходимо учитывать следующие механизмы межбюджетного регулирования:
• распределение доходных источников между уровнями бюджетной системы по единым нормативам отчислений на долговременной основе, а также по дифференцированным нормативам на ограниченный срок, утверждаемым законом о бюджете того уровня, который перераспределяет бюджетные средства;
• перераспределение средств бюджета одного уровня в бюджет другого в форме дотаций, субсидий, субвенций, взаимных расчётов, отрицательных трансфертов.
Перечисленные выше проблемы носят социальный характер, следовательно, имеют ряд качественных характеристик. В связи с вышесказанным, необходима такая технология анализа финансовых процессов, которая сможет
установить причинно-следственные связи системы межбюджетных отношений, особенно в условиях неопределенности и недостаточности информации. В настоящее время для решения слабоструктурированных проблем [7] активно применяется когнитивный подход [5], который заключается в построении когнитивных карт, в том числе нечетких, с целью определения возможных и рациональных путей управления ситуациями и перехода от негативных исходных состояний к положительным.
Когнитивные модели, карты представляют собой знаковый ориентированный граф (орграф)
О = < V, Е >, где: V - множество вершин, вершины («концепты») VieV, 1 =1, 2,..., к являются элементами изучаемой системы; Е - множество дуг, дуги е^еЕ, у=1, 2, ..., N отражают взаимосвязь между вершинами VI и У^ влияние VI на V в изучаемой ситуации может быть положительным (знак «+» над дугой), когда увеличение (уменьшение) одного фактора приводит к увеличению (уменьшению) другого, отрицательным (знак «-» над дугой или пунктир - см. рис. 2), когда увеличение (уменьшение) одного фактора приводит к уменьшению (увеличению) другого, или отсутствовать (0) [4].
Наг iеление
■ у
Налоговая система
РФ
Я.ТТПГПТ&№ ПТОИГ.ТТРНИЯ /1.00
Евджет^гфищййданогЬ
j-oo разованияТ У 1 n п
Дефицитный Сщщет
Профицитный бюджет муниципального образования
муниципального образования
Рис. 2. Когнитивная модель межбюджетных взаимодействий
На основе ранее проведенного анализа [2,3] и выбранной технологии формализации межбюджетных отношений была разработана когнитивная модель межбюджетных взаимодействий, представленная на рис. 2.
Построение когнитивной модели осуществлялось с помощью «Программной системы Когнитивное моделирование» (ПС КМ).
Когнитивную модель образует взаимосвязь следующих вершин (концептов):
• VI - Бюджет РФ. Данная вершина определяется как совокупность бюджетов государства с единой правовой базой, денежной системой, а также с единым порядком финансирования расходов бюджетов всех уровней. Поэтому данная вершина оказывает следующие воздействия: Vl^V4,V2,Vз,V5,V8;
• V2 - Налоговая система РФ. Данная вершина определяется как совокупность налоговых законов, действующих на всех уровнях. Поэтому данная вершина оказывает следующие воздействия: V2^Vi,V4,V8, Vio;
• V3 - Внебюджетные фонды. Данная вершина определяется как совокупность областного фонда социального софинансирования и областного фонда муниципального развития. Финансовые средства фондов формируются за счет государственной поддержки, а также за счет профицитных бюджетов региона и распределяются в соответствии с отраслевыми и функциональными приоритетами в социально-экономической сфере дотационных муниципальных образований [3]. Поэтому данная вершина оказывает следующие воздействия: V3^V5;
• V4 - Бюджет субъекта федерации. Данная вершина определяется как образование и расходование фонда де-
нежных средств на региональном уровне и оказывает следующее влияние
• У5 - Трансферты. Данная вершина представляет непосредственный объем финансовых средств, полученный на основе анализа бюджетной обеспеченности, и в результате суммирования направленных средств муниципальным образованиям с дефицитным бюджетом. Поэтому данная вершина оказывает следующие воздействия: У5^Уб;
• Уб - Дефицитный бюджет муниципального образования Дефицитный бюджет предполагает превышение собственных расходов над доходами, и следовательно, это муниципальные образования с недостаточной бюджетной обеспеченностью. Поэтому данная вершина оказывает следующие воздействия: Уб^Уз;
• У7 - Профицитный бюджет муниципального образования Профицитный бюджет - это превышении собственных доходов над расходами, и следовательно, муниципальные образования с достаточной бюджетной обеспеченностью. Поэтому данная вершина оказывает следующие воздействия: Уу^Уз;
• У8 - Бюджет муниципального образования. Данная вершина определяется как образование и расходование фонда денежных средств на муниципальном уровне и включает в себя
Уб,Уу;
• У9 - Население. Данная вершина определяется как совокупность физических и юридических лиц, отчисляющих налоговые средства в соответствующий бюджет. Поэтому данная вершина оказывает следующие воздействия: У9 ^ У10;
• У10 - Налоговые отчисления. Данная вершина определяется как совокупность налоговых платежей, отчисляемых в бюджет, закрепленных за соответствующим уровнем и определяющих бюджетную обеспеченность собст-
венными доходами. Поэтому данная вершина оказывает следующие воздействия: У10 ^ У8.
Разработки когнитивной модели позволит не только исследовать и проводить анализ причинно-следственных связей, но и проводить оценку по результатам импульсного моделирования (сценарный анализ) по когнитивной карте перспективу возможных нежелательных результатов реализации целей распределения межбюджетных трансфертов.
Таким образом, разработанная когнитивная модель позволяет проводить анализ состояния межбюджетных отношений и их взаимодействие с внешней средой, а также обоснованно предлагать различные варианты очередности финансирования на основе отраслевых и функциональных приоритетов в социально-экономической сфере муниципального образования и региона.
По разработанной когнитивной модели системы межбюджетных взаимодействий (рис. 1) был проведен сценарный анализ поведения системы межбюджетных отношений на уровне субъекта федерации при внесении управляющих воздействий в вершины модели с целью определения возможных тенденций распределения межбюджетных трансфертов. Управляющие воздействия - это различные мероприятия, государственные и региональные программы по финансированию бюджетов нижестоящих уровней.
На рис. 3 представлен сценарий «саморазвития» распределения межбюджетных трансфертов на уровне субъекта федерации и муниципального образования, полученный в результате импульсного моделирования.
Анализ данного сценария показал, что желаемого эффекта не происходит, имеющееся распределение финансов отрицательно сказывается на бюджете муниципального образования, что не позволяет ему поддерживать высокий
уровень качества жизни населения. При этом происходит значительный рост
rMTlV^ltlp» а—ИТ
llvKm« 'Лгтш
D L Z 3 i 5 6 7 Q ? 1
Рис. 3. Сценарий распределения межбюджетных трансфертов на уровне субъекта федерации и муниципального образования
На рис. 4 изображен сценарий развития муниципального бюджета после перераспределения доходных источников, а именно предоставление муниципальным образованиям достаточного количества собственных доходов для покрытия расходов. В рассматриваемой ситуации рост бюджета муниципального образования виден уже с первого такта моделирования. При этом наблюдается стабильный рост государственного бюджета и трансфертов, которыми можно покрыть расходы субъекта федерации. Сложившаяся ситуация является привлекательной для населения, так как уровень жизни в данном муниципальном образовании будет расти. Импульс-
бюджета государства и сосредоточение средств во внебюджетных фондах.
ное моделирование также проводилось с помощью ПС КМ.
Таким образом, применение когнитивного моделирования в процессе анализа и принятия решений в сфере управления межбюджетными отношениями, включающей анализ структуры когнитивной модели, сценарный анализ, позволяет провести комплексный анализ всех процессов, протекающих в бюджетной системе РФ, выявить факторы, влияющие на развитие бюджета муниципального образования и предложить соответствующее наделение доходных источников.
В заключение важно отметить, что разработанная автором модель межбюджетных взаимодействий (на приме-
Рис. 4. Сценарий развития муниципального бюдже та после перераспределения доходных источников
ре Ростовской области) с помощью информационных технологий когнитивного подхода может быть адаптирована к любому субъекту Российской Федерации, а также краю, округу. Целесообразно использовать этап разработки модели в качестве этапа авторского алгоритма процесса определения объема трансфертов на уровне субъекта федерации [2] для систем поддержки принятия финансовых решений.
Библиографический список
1.Распоряжение Правительства РФ 8 августа 2009 года № 1123-р «Концепция межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях до 2013 года»
2.Борисова М.С. Исследование проблем процесса финансового обеспечения на муниципальном уровне// Региональное развитие // ИНИОН РАН - Россия: ключевые проблемы и решения [электронный ресурс] - режим доступа http://www.rkpr.inion.ru
3.Борисова М.С. Возможности управления проблемными ситуациями в бюджетном процессе на основе когнитивного моделирования. Когнитивный анализ и управление развитием ситуаций (CASC'2007)/ Труды VII Международной конференции / Под ред. З.К. Авдеевой, С.В. Ковриги. - М.: Институт проблем управления РАН, 2007.
4.Бюджетная система России: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / под ред. Г.Б. Поляка. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - С. 22
5.Горелова Г.В., Захарова Е.Н., Гинис Л.А. Когнитивный анализ и моделирование устойчивого развития социально-экономических систем. - Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та, 2005.
6.Миролюбова Т Региональное развитие: индикативное планирование социально-экономического развития на уровне субъекта федерации//Проблемы
теории и практики управления - 2008, № 8 - С. 30-39
7.Новая парадигма развития России (Комплексные исследования проблем устойчивого развития). Под редакцией В.А. Коптюга, В.М. Матросова, В.К. Левашова. М.: Издательство «Академия» Издательство МГУК, 1999, 495с.
8. Томилина Н.С. Дисбаланс бюджетной системы: несоответствие расходных обязательств и доходных полномочий // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях - 2008 - 16 августа (208), С. 10
Bibliographic list
1.Borisova M.S. Research of problems of process of financial maintenance of municipal level//Regional development//icrw the Russian Academy of Sciences - Russia: key problems and decisions [an electronic resource] - an access mode http://www.rkpr.inion.ru
2.Borisova M.S. possibility of management of problem situations in budgetary process on a basis cognitively modeling. The cognitive analysis and management of development of situations (CASC ' 2007) / Works of VII International conference / Under the editorship of Z.K.Avdeeva, S.V.Kovrigy. - М: Institute of problems of management of the Russian Academy of Sciences, 2007.
3.Budgetary system of Russia: the textbook for students of the high schools trained on economic specialities / under the editorship of G.B.Poljaka. - it JUNITI-IS given, 2007. - p. 22
4.Gorelova G.V., Zaharova E.N., Ginis L.A. Kognitivity the analysis and modelling of a sustainable development of social and economic systems. - Rostov : Publishing house Growth. Un y, 2005.
5.Miroljubova Т. Regional development: indicative planning of social and economic development at level of the subject of federation/Problems of the theory and management practice - 2008, № 8 - P 30-39
6.The New paradigm of development of Russia (Complex researches of problems of a sustainable development). Under V.A.Koptjuga, V.M.Matrosova,
V.K.Levashov edition. M: Publishing house "Academy" Publishing house MGUK, 1999, p. 495.
142
7.Tomilina N.S. Disbalance of budgetary system: discrepancy of account obligations and profitable powers//Book keeping in the budgetary and noncommercial organisations - 2008 - on August, 16th (208), p. 10