УДК 81.111: 81'42
КОГНИТИВНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В РАМКАХ НАРРАТИВНОГО ПРОСТРАНСТВА ДЕТЕКТИВНОГО РАССКАЗА
© Юлия Игоревна Шевякова
Липецкий государственный педагогический университет, г. Липецк, Россия, аспирант кафедры английской филологии, старший преподаватель кафедры теории и практики английского языка, e-mail: Julia1june@yandex.ru
В статье рассматриваются существующие методы когнитивного анализа художественного текста: когнитивное моделирование, пропозициональный анализ и актантный анализ. Систематизация предлагаемых методов в рамках двух ведущих направлений в теории текста - когнитивной лингвистике и нарратологии - позволяет выявить новые подходы к анализу художественного текста, точнее -его особого жанра - детективного рассказа.
Ключевые слова: художественный текст; когнитивный анализ; когнитивное моделирование; пропозициональный анализ; актантный анализ.
Когнитивно-дискурсивное направление лингвистической науки предоставляет большие перспективы для исследования художественного текста. В рамках данной статьи систематизируются знания о некоторых направлениях и методах когнитивного анализа художественного текста, даются их краткие характеристики и представляется новый метод когнитивного анализа такого жанра художественного текста, как детективный рассказ.
Анализ работ, посвященных исследованию художественного текста, показал, что в основном цитируется определение, данное И.Р. Гальпериным [1]. Но, как справедливо замечает О.П. Воробьева, «контуры и содержание художественного текста на протяжении последнего столетия претерпели существенное изменение» [2]. Рассматривая основные характеристики образа художественного текста на этапах своего эволюционного развития, автор говорит не только об актуальности исследования художественного текста в русле когнитивно-дискурсивной парадигмы, но и о существовании широкого спектра возможностей анализа каждого из аспектов.
В рамках данной статьи мы рассмотрим два ведущих направления в теории текста для анализа художественного текста - это лингвистика текста и нарратология. Лингвистика текста - относительно новая дисциплина, которая занимается анализом текстов, и художественных текстов в том числе. Вслед за Е.А. Селивановой, подробно описывающей хронологию становления лин-
гвистики текста, мы отметим, что эта дисциплина возникла вследствие поворота лингвистики к изучению речи и более крупных целостных единиц речи, какими можно считать и художественный текст [3]. В настоящее время лингвистика текста изучает текст в своем функциональном наполнении, а в русле когнитивного подхода текст изучается как образец для построения ментальной модели, которая репрезентирует знания в памяти человека и аккумулирует новые знания, получаемые из текста.
Нарратология или «теория повествования», являясь особой литературоведческой дисциплиной, стремится к открытию общих структур всевозможных «нарративов», т. е. повествовательных произведений любого жанра и любой функциональности. По мнению В.И. Тюпы, «современная нарратология представляет собой весьма обширную область научного поиска в области сюжетноповествовательных высказываний (дискурсов), соотносимых с некоторой фабулой (историей, интригой)» [4].
Понятие художественного текста в нар-ратологии рассматривается двояко: с одной стороны, художественный текст - это автономный объект, независимый ни от своего автора, ни от читателя; с другой стороны, художественный текст - это то, что зафиксировалось в сознании воспринимающего читателя. Эти позиции сближаются в одном мнении: в основе художественного текста лежит «глубинная структура». Следовательно, текст получает статус закодированного автором
послания, требующего его интерпретации читателем на основе собственного опыта и знания литературной традиции.
Лингвистику текста и нарратологию сближает осознание того, что за каждым художественным текстом стоит определенная «глубинная модель». Существующий ряд конкретных методов и методик, направленных на выявление структур знания, репрезентированных художественным текстом, позволяет построить модель художественного текста.
Одним из основных методов когнитивной лингвистики признается метод когнитивного моделирования, позволяющий найти соотношение между лингвистическими структурами текста и когнитивными структурами, с помощью которых происходит реальная переработка информации, заложенной в тексте. Это дает возможность смоделировать пути возможной интерпретации событий художественного текста через знания и опыт его читателя в данной культуре.
Детективный рассказ как особый жанр художественного текста можно рассматривать в качестве основы для моделирования отношений социального взаимодействия его героев. При этом социальное взаимодействие героев рассматривается как способ осуществления социальных связей и отношений (деятельности субъектов) в рамках детективной истории, предполагающей наличие не менее двух субъектов, представленных в тексте детективного рассказа. Построить модель для репрезентации такого рода отношений позволяет объединение пропозиционального и актантного методов анализа художественного текста.
В рамках пропозиционального анализа мы использовали когнитивную модель глагола, предложенную Е.С. Кубряковой [5], и разработанный на основе этой модели пропо-
зициональный метод анализа деятельности человека. Пропозициональный анализ, разработанный Е.М. Поздняковой [6], показал, что свернутая синтаксическая структура представляет собой пропозициональную структуру знания и является концептуальной структурой, т. е. структурой нашего мышления о событиях относительно некоей ситуации. С опорой на глубинные (семантические) падежи было показано, что деятельность человека, представленная в именах деятеля, -это взаимоотношения участников событий, представленные семантическими падежами (ролями). В соответствии с положениями о пропозициональном анализе, выдвинутыми в отношении категории имени деятеля, основой (гиперролью), т. е. активным началом, является обобщенная роль ACTOR, которая в разных когнитивных контекстах может быть соотнесена с различными падежными ролями.
В детективном рассказе “The Curson Street Conundrum” [7] (“Загадка улицы Кур-зон» Девида Дейвиса) восемь действующих лиц, на основе которых выделяются восемь акторов: Actor 1 - Laurence Wilberforce, Actor 2 - Baldwood, Actor 3 - Inspector Edward Thornton, Actor 4 - Beatrice Wilberforce, Actor 5 - Stavely, Actor 6 - Richard Armstrong, Actor 7 - Luther Darke, Actor 8 - Sergeant Bradley. В рамках пропозиционального когнитивного моделирования они могут выступать в различных падежных ролях.
Проиллюстрируем это на примере отрывка из рассказа: “Stavely immediately
blamed the murder on Armstrong. Sergeant Bradley had to restrain him from attacking Armstrong. Mrs. Wilberforce then showed us a letter to her husband from the suspected man in which veiled threats were made to Wilberforce. He said he needed more time to pay his debts.”
Результаты пропозиционального анализа данного отрывка приводятся на рис. 1.
Stavely immediately blamed the murder on Agent 5 - BLAME - Patient 6
Armstrong.
Sergeant Bradley had to restrain him from attacking Armstrong. Agent 8 - STOP- Patient 5 Agent 5 - ATTACK - Patient 6
Mrs Wilberforce then showed us a letter to her husband from the suspected man in which veiled threats were made to Wilberforce. Agent 4 - SHOW OBJECT TO- Beneficiere 2, 5, 6, 8 Agent 6 - WRITE TO - Patient 1
He said he needed more time to pay his debts. Agent 6 - OPER - TIME
Рис. 1. Пропозициональный анализ фрагмента детективного рассказа “The Curson Street Conundrum”
Из результатов пропозиционального анализа видно, что в данном отрывке выделяются несколько концептов, репрезентирующих взаимоотношения между героями, а именно: BLAME (blame), STOP (restrain from), ATTACK (attack), WRITE TO (make threats in a letter).
Таким образом, пропозициональный анализ позволяет выделить когнитивные структуры пропозиционального типа, позволяющие выстроить пропозициональные когнитивные модели на основе предложений текста детективного рассказа, а анализ синтаксических отношений между падежными ролями, репрезентирующими героев рассказа, позволяет выявить концептуальные структуры, показывающие их взаимодействие в ситуациях, представленных в детективном рассказе. В свою очередь, концептуальные структуры, формирующие структуры знания о ситуациях взаимодействия героев детективного рассказа, позволяют через падежно-ролевые отношения в пропозиции, т. е. через представление падежных ролей как концептов, определить концептуальноролевой характер деятельности каждого из участников детективного рассказа в той или иной ситуации.
Однако задачи исследования текста с точки зрения когнитивного аспекта являются более широкими, чем просто выявление концептов, стоящих за репрезентацией отношений взаимодействия героев детективной истории. В рамках анализа художественного текста есть теории, которые, используя теорию глубинных падежей, соединяют пропозициональный анализ как взаимодействие двух элементов ситуации (Agent + Patient) с глобальными категориями текста. Примером такой теории служит нарратология, в рамках которой для анализа художественного текста применяется актантный анализ. Хотя ак-тантный анализ не относится к сфере когнитивной текстологии, его методы и подходы оказались значительными для когнитивного анализа художественного текста.
Первоначально идеи актантного анализа художественного текста на основе актантной схемы были предложены в работах В. Проппа, К. Леви-Стросса, Р. Якобсона, Э. Сурио, Л. Теньера, но самая влиятельная концепция данной схемы закреплена за А. Греймасом [8]. Он представил два актантных класса в
виде двух оппозиций: субъект vs объект и адресант vs адресат.
В дальнейшем, в модифицированном виде, схема стала содержать шесть актантов. А. Греймас различает шесть актантных ролей, или функций, объединенных в три пары бинарных оппозиций: субъект / объект, отправитель / получатель, помощник / оппонент. Эти роли вместе учитывают все возможные взаимоотношения в рассказе и вообще в сфере человеческой деятельности. Вот как трактуются актантные роли их создателями. «Субъект» - функция рассказа, объединяющая все атрибуты и действия главного героя, стремящегося получить желаемый объект или достичь желаемой цели. «Объект» - функция рассказа, означающая все то, что является предметом желания главного субъекта, т. е. понятие «цели» включено в один большой класс объекта. «Помощник» - класс персонажей или персонифицированных сил, приходящих на помощь главному субъекту рассказа или вступающих с ним в союз. «Бенефициарий» или «получатель» - актант, извлекающий выгоду из результатов деятельности главного субъекта или вмешательства отправителя-донатора (дарителя благ). Таким образом, любой персонаж рассказа может быть определен как пучок дифференциальных функций и в зависимости от своего ситуационного положения может объединять разные функции. Отметим, что изначально А. Греймас выстраивал эту схему для описания мифа, эпоса и волшебной сказки, а потом распространил ее применение на любой вид повествования или «повествовательного универсума».
В анализируемом нами детективном рассказе актантные роли, определяющие участников событий, в структуре нарратива распределяются следующим образом: «Субъект» - детектив-любитель Luther Darke. «Объект» - раскрытие убийства (как процесс, событие) финансиста Laurence
Wilberforce, т. е. желание найти убийцу (в нашем рассказе - слуга Baldwood). «Помощник» - инспектор Edward Thornton и сержант полиции Bradley. «Бенефицарий» - инспектор Edward Thornton, сержант полиции Bradley, жена убитого Beatrice Wilberforce, подозреваемый в убийстве Richard Armstrong и друг убитого Stavely. Наложив актантные роли на разработанную А. Греймасом ак-
тантную схему, мы получим актантную схему нашего детективного рассказа (рис. 2).
Схема на рис. 2 репрезентирует актант-ные роли, имеющиеся в нашем детективном рассказе. Недостатком этой схемы применительно к целому тексту является невозможность репрезентировать выявленные нами концептуальные структуры, отражающие взаимодействие между героями рассказа. Поэтому мы создаем модель, репрезентирующую схемы взаимодействия актантных ролей и структуры знания о взаимодействии героев, построенных на основе концептуальных структур. Для этого мы используем одно из ключевых понятий нарратологии - нарративное пространство, понимаемое как «среда, окружение, в котором живут и перемещаются участники мира истории» [9]. Нарратив может делиться на несколько логически выстроенных автором частей (абзацы, параграфы, главы и т. д.), которые на ментальном уровне репрезентированы некими ментальными конфигурациями [10]. В нашем понимании такой глобальной конфигурацией является «когнитивная карта», которая является графической репрезентацией отношений социального взаимодействия, типичных для текста детектива.
В приведенном нами выше отрывке выделяются 4 актантные роли - Stavely. Armstrong, Sergeant Bradley, Mrs. Wilberforce. Взяв за основу концепты, репрезентирующие взаимоотношения героев, и актантные роли, мы моделируем фрагмент «когнитивной карты» для репрезентации взаимоотношения
героев на данном фрагменте нарратива приведенного нами отрывка рассказа (рис. 3).
Подводя итоги, необходимо сделать акцент на нескольких моментах.
1. Выделение когнитивных структур пропозиционального типа позволяет выстроить пропозициональные когнитивные модели на основе предложений текста детективного рассказа, которые могут служить когнитивной базой, основой для репрезентации отношений социального взаимодействия, предложенных и описываемых автором в таком виде художественного текста, как детективный рассказ.
2. Анализ синтаксических отношений между падежными ролями, репрезентирующими героев рассказа, позволяет выявить концептуальные структуры, показывающие их взаимодействие в ситуациях, представленных в детективном рассказе.
3. Концептуальные структуры, формирующие структуры знания о ситуациях взаимодействия героев детективного рассказа, позволяют через падежно-ролевые отношения в пропозиции, т. е. через представление падежных ролей как концептов, определить концептуально-ролевой характер деятельности каждого из участников детективного рассказа в той или иной ситуации.
4. В основном анализ актантных отношений сводится к анализу простого предложения. В более широком смысле анализируется художественный текст с позиции ак-тантных отношений в рамках французской лингвистической школы (актантная схема А.Ж. Греймаса).
ОТПРАВИТЕЛЬ ► ОБЪЕКТ > ПОЛУЧАТЕЛЬ
LAURENCE BEATRICE
WILBERFORCE WILBERFORCE,
A RICHARD
Î ARMSTRONG,
1 STAVELY
ПОМОЩНИК ► СУБЪЕКТ < — ОППОНЕНТ
SERGEANT LUTHER BALDWOOD
BRADLEY, DARKE
EDWARD
THORNTON
Рис. 2. Актантная схема героев фрагмента детективного рассказа “The Curson Street Conundrum”
Рис. 3. Когнитивная карта фрагмента детективного рассказа “The Curson Street Conundrum”
ственного текста и дать толчок к дальнейшему развитию нарративного анализа.
1. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М., 1981. С. 18.
2. Воробьева О.П. Образ текста в филологических студиях: когнитивно-семиотический аспект: сборник научных трудов / РАН. Ин-т языкознания; ТГУ им. Г.Р. Державина. Москва; Калуга, 2007. С. 277-287.
3. Селиванова Е.А. Основы лингвистической теории текста и коммуникации: монографическое учебное пособие. К., 2002. С. 46-50.
4. Тюпа В.И. Нарратология как аналитика повествовательного дискурса. Тверь, 2001. С. 1-3.
5. Кубрякова Е.С. Глаголы действия через их когнитивные характеристики // Логический анализ языка: Модели действия. М., 1992.
6. Позднякова Е.М. Категория имени деятеля и пути ее синхронного развития в когнитивном и номинативном аспекте (на материале английского языка): автореф. дис. ... д-ра филол. наук. М., 1999.
5. Когнитивная модель рассматривается нами как разновидность когнитивной карты и как графическая схема репрезентации конструктов внутритекстового пространства детективного рассказа, выведенных нами концептуальных структур пропозиционального типа, с одной стороны, и актантных ролей (как они рассматриваются в нарратологии) -с другой.
6. Выстроенная модель отрывка из детективного рассказа репрезентирует отношения социального взаимодействия героев детективного рассказа в его нарративном (ментальном) пространстве.
7. Применяемый метод может быть использован как для анализа фрагмента художественного текста, так и для анализа всего произведения.
Таким образом, объединение таких видов когнитивного анализа, как когнитивное моделирование, пропозициональный анализ и актантный анализ, позволяет выявить новый подход к когнитивному анализу художе-
7. Vintage Mystery and Detective Stories. Wordsworth Editions Limited, 2006. P. 175-193.
8. Греймас А.Ж. Размышления об актантных моделях // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. 1996. № 1. С. 155-169.
9. Татару Л. В. Точка зрения и ритм композиции нарративного текста (на материале про-
изведений Дж. Джойса и В. Вулф): автореф дис. ... д-ра филол. наук. Саратов, 2009.
10. Fauconnier G. Mappings in Thought and Language. Cambridge, 1994.
Поступила в редакцию 21.03.2011 г.
UDC 81.111: 81'42
COGNITIVE MODELING OF RELATIONS OF SOCIAL INTERACTION WITHIN THE BOUNDS OF NARRATIVE SPACE OF DETECTIVE STORY
Yuliya Igorevna Shevyakova, Lipetsk State Pedagogical University, Lipetsk, Russia, Post-graduate Student of English Philology Department, Senior lecturer Theory and Practice of English Language Department, e-mail: Julia1june@yandex.ru The article considers existing methods of cognitive analysis of a literary text: cognitive modeling, propositional analysis and actant analysis. The systematization of the suggested methods within the bounds of two leading directions in text theory -cognitive linguistics and narratology - permits to find new ways to the analysis of a literary text, to be exact its special genre, a detective story.
Key words: literary text; cognitive analysis; cognitive modeling; propositional analysis; actant analysis.