Научная статья на тему 'Когнитивно-языковые механизмы и способы мониторинга восстановления функций головного мозга при нарушении мозгового кровообращения (на примере транскортикальной моторной / динамической / афазии)'

Когнитивно-языковые механизмы и способы мониторинга восстановления функций головного мозга при нарушении мозгового кровообращения (на примере транскортикальной моторной / динамической / афазии) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
537
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
СибСкрипт
ВАК
Ключевые слова
ДИНАМИЧЕСКАЯ АФАЗИЯ / ПРОПОЗИЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА / ПРОПОЗИЦИЯ / ПРОИЗВОДНОЕ СЛОВО / СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ТИП / СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ НИША / ГНЕЗДО ОДНОКОРЕННЫХ СЛОВ / ПОЛИСЕМИЯ / СИНОНИМИЯ ПРОИЗВОДНОГО СЛОВА / ПОЛИМОТИВАЦИЯ / ФМРТ / DYNAMIC APHASIA / PROPOSITIONAL STRUCTURE / PROPOSITION / DERIVATIVE / WORD-FORMATION TYPE / WORD-FORMATION NICHE / FAMILY OF WORDS / POLYSEMY / SYNONYMY OF DERIVATIVE / POLYMOTIVATION / FMRI

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Араева Людмила Алексеевна, Барбараш Ольга Леонидовна, Образцова Мария Николаевна, Семенов Станислав Евгеньевич

Статья посвящена описанию и анализу когнитивно-языковых механизмов восстановления функций головного мозга у пациентов с динамической афазией, а также описанию объективных способов мониторинга результатов. Актуализация пропозициональной структуры, имплицированной в семантике производного слова, способствует восстановлению связного мышления, а также к устранению аграматизма в речи. Работа с производными словами, производимыми и воспроизводимыми в границах словообразовательного типа и ниши, пропозиционально связанными в рамках гнезда, полисемии и синонимии, представляется действенной при динамической афазии. Любое производное слово свернутое суждение, понимая которое, человек может связать воедино разные актанты при помощи предиката. Пациентам с динамической афазией зачастую сложно выстроить связный текст по картинке либо пересказать заданный смысловой отрывок. Анализируя вслед за специалистом состав производных слов, объясняя их значения, развертывая ситуации, имплицированные в семантике дериватов, пациент усваивает, а точнее «вспоминает» механизм порождения связной речи. Опора на личностный фактор позволяет в рамках проводимых психолингвистических экспериментов быстрее восстановить речь больных, перенесших инсульт. Объективно оценить речемыслительную деятельность пациентов и результаты реабилитационных мероприятий возможно по данным проведения магнитно-резонансного сканирования головного мозга в функциональном режиме с измерением уровня оксигенации крови и локального мозгового кровотока при активации определенных зон мозга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Араева Людмила Алексеевна, Барбараш Ольга Леонидовна, Образцова Мария Николаевна, Семенов Станислав Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COGNITIVE-LINGUISTIC MECHANISMS AND METHODS FOR MONITORING THE RECOVERY OF BRAIN FUNCTIONS IN VIOLATION OF CEREBRAL CIRCULATION (for example transcortical motor / dynamic / aphasia)

The article describes and analyzes the cognitive-linguistic mechanisms of brain function restoration in patients with dynamic aphasia, as well as the description of an objective way of results monitoring. Actualization of propositional structure, implicitly represented in a derived word, can contribute to the restoration and coherent thinking, as well as the elimination of agrammatism in speech. Work with derivative words, produced and reproduced within the boundaries of word-formation types and niches, propositionally bound within the nest, polysemy and synonymy, seems effective in dynamic aphasia. Any derivative word is a convolute discourse; while comprehending it, a person can link together different actants using predicate. For patients with dynamic aphasia it is often difficult to build a coherent text according to a given picture or to retell the meaning of a given passage. By analyzing the composition derivative words and explaining their meanings while repeating the speech of a specialist, or by deploying those situations which are implicitly represented in the derivatives, the patient masters, or rather "remembers", the mechanism of coherent speech generation. Reliance on the personal factor in the ongoing psycholinguistic experiments allows one to restore speech in stroke patients more quickly. Objective assessment of the speech-mental activity of patients and results of rehabilitation is possible by the magnetic resonance scan of brain function mode with measurement of blood oxygenation level and the local cerebral blood flow in certain areas of brain activation.

Текст научной работы на тему «Когнитивно-языковые механизмы и способы мониторинга восстановления функций головного мозга при нарушении мозгового кровообращения (на примере транскортикальной моторной / динамической / афазии)»

УДК 81-139

КОГНИТИВНО-ЯЗЫКОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ И СПОСОБЫ МОНИТОРИНГА ВОССТАНОВЛЕНИЯ ФУНКЦИЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА ПРИ НАРУШЕНИИ МОЗГОВОГО КРОВООБРАЩЕНИЯ

(на примере транскортикальной моторной / динамической / афазии) Л. А. Араева, О. Л. Барбараш, М. Н. Образцова, С. Е. Семенов

COGNITIVE-LINGUISTIC MECHANISMS AND METHODS FOR MONITORING THE RECOVERY OF BRAIN FUNCTIONS IN VIOLATION OF CEREBRAL CIRCULATION (for example transcortical motor / dynamic / aphasia) L. A. Araeva, O. L. Barbarash, M. N. Obraztsova, S. E. Semenov

Исследование выполнено при поддержке РГНФ, проект № 14-04-00556.

Статья посвящена описанию и анализу когнитивно-языковых механизмов восстановления функций головного мозга у пациентов с динамической афазией, а также описанию объективных способов мониторинга результатов. Актуализация пропозициональной структуры, имплицированной в семантике производного слова, способствует восстановлению связного мышления, а также к устранению аграматизма в речи. Работа с производными словами, производимыми и воспроизводимыми в границах словообразовательного типа и ниши, про-позиционально связанными в рамках гнезда, полисемии и синонимии, представляется действенной при динамической афазии.

Любое производное слово - свернутое суждение, понимая которое, человек может связать воедино разные актанты при помощи предиката. Пациентам с динамической афазией зачастую сложно выстроить связный текст по картинке либо пересказать заданный смысловой отрывок. Анализируя вслед за специалистом состав производных слов, объясняя их значения, развертывая ситуации, имплицированные в семантике дериватов, пациент усваивает, а точнее «вспоминает» механизм порождения связной речи.

Опора на личностный фактор позволяет в рамках проводимых психолингвистических экспериментов быстрее восстановить речь больных, перенесших инсульт.

Объективно оценить речемыслительную деятельность пациентов и результаты реабилитационных мероприятий возможно по данным проведения магнитно-резонансного сканирования головного мозга в функциональном режиме с измерением уровня оксигенации крови и локального мозгового кровотока при активации определенных зон мозга.

The article describes and analyzes the cognitive-linguistic mechanisms of brain function restoration in patients with dynamic aphasia, as well as the description of an objective way of results monitoring. Actualization of propositional structure, implicitly represented in a derived word, can contribute to the restoration and coherent thinking, as well as the elimination of agrammatism in speech. Work with derivative words, produced and reproduced within the boundaries of word-formation types and niches, propositionally bound within the nest, polysemy and synonymy, seems effective in dynamic aphasia.

Any derivative word is a convolute discourse; while comprehending it, a person can link together different actants using predicate. For patients with dynamic aphasia it is often difficult to build a coherent text according to a given picture or to retell the meaning of a given passage. By analyzing the composition derivative words and explaining their meanings while repeating the speech of a specialist, or by deploying those situations which are implicitly represented in the derivatives, the patient masters, or rather "remembers", the mechanism of coherent speech generation.

Reliance on the personal factor in the ongoing psycholinguistic experiments allows one to restore speech in stroke patients more quickly.

Objective assessment of the speech-mental activity of patients and results of rehabilitation is possible by the magnetic resonance scan of brain function mode with measurement of blood oxygenation level and the local cerebral blood flow in certain areas of brain activation.

Ключевые слова: динамическая афазия, пропозициональная структура, пропозиция, производное слово, словообразовательный тип, словообразовательная ниша, гнездо однокоренных слов, полисемия, синонимия производного слова, полимотивация, фМРТ.

Keywords: dynamic aphasia, a propositional structure, proposition, derivative, a word-formation type, a wordformation niche, a family of words, polysemy, synonymy of derivative, polymotivation, fMRI.

Антропоцентрическая парадигма изучения языка, пришедшая на смену системоцентристской, направлена на исследование языковых явлений с когнитивных позиций, то есть через человека, его мыслительную деятельность, формой которой является язык. По меткому высказыванию А. А. Потебни, язык - это человек.

Лингвистику стала интересовать взаимосвязь языка и человека, языка и мышления, языка и окружающего мира. «Назовем лингвистику, предметом которой служит отношение «язык - человек», - антропологической; лингвистику, предметом которой является отношение «язык - реальное время», - темпоральной; лингвистику, предметом которой служит отношение «язык - действительность /мир, сущее/», -

онтологической. Объединяя эти термины, можно сказать, что задача философии языка состоит в том, чтобы построить основы антропо-темпорально-онтоло-гической лингвистики» [18, с. 5]. Именно таковой явилась когнитивная лингвистика.

Когнитивная лингвистика помогает не только понять и описать механизм речемыслительной и рече-порождающей деятельности человека, но и разработать социально значимые речевые методики, в частности лингво-когнитивную методику восстановления речи у больных с афазией, перенесших ишемический инсульт [3].

В медицинской практике в соответствии с Федеральной программой помощи сосудистым больным реабилитация пациентов с афазией, перенесших ишемический инсульт, используются логопедические методики, направленные на восстановление работы артикуляционного аппарата и формирование связной речи с преодолением аграматизма через синтаксическое целое. То есть речевая реабилитация больных афазией основывается на восстановлении работы артикуляционного аппарата (работа логопедов), восстановлении номинативной функции языка (работы Р. М. Власовой) и восстановлении возможности к им-прессивной и экспрессивной речи (работы А. В. Бело-пасовой). Данные методики, несомненно, необходимы. В частности, работа с артикуляцией восстанавливает артикуляционное мышление, которое непосредственно соотносится с мышлением интеллектуальным (о гармонии артикуляционного и интеллектуального мышления писал В. Гумбольдт). Экспрессивность значима при познании мира, поэтому методика, в основе которой находится восстановление речи посредством экспрессивности, актуальна.

Патогенез речевых нарушений при афазии в большинстве случаев значительно сложнее, чем дисфункции артикуляции, и связан с нарушением рече-мыслительной деятельности в целом (поражением центров речи, а также нарушением ассоциативных связей центров речи и восприятия речи в головном мозге, центров речи в головном мозге со спинным мозгом, и как следствие - нарушением номинативной функции языка). Утрата или поражение коммуникативной функции приводит к дезинтеграции всей психической сферы человека, нарушению его трудоспособности и социальной адаптации.

Предлагаемая методика основана на теоретических положениях в сфере словообразования, разработанных представителями Кемеровской дериватологи-ческой школы. Основоположником школы является Маина Николаевна Янценецкая, профессор Томского государственного университета, под ее руководством была защищена кандидатская диссертация Л. А. Ара-евой, являющейся руководителем этой школы более двадцати лет. За это время членами школы написано более 1000 научных статей, 20 книг, проведено 13 международных научных конференций с изданием сборников. Представим некоторые публикации членов школы, значимые для предлагаемой методики по возвращению речи больным, перенесшим инсульт. Данные публикации можно найти в еЬАШКАЯУ [1; 2; 5; 7; 8; 10; 11; 13 - 16]. Почему именно словообразовательные процессы оказываются релевантными

при восстановлении речи инсультников? В каждом языке словарный состав представлен прежде всего производными единицами, отражающими пропозициональную работу мозга по аналогии.

Суть разрабатываемой методики заключается в активизации в процессе диалога лингвиста с пациентом утраченных пропозиционально-дискурсивных ассоциативных связей.

Производные слова производятся и воспроизводятся в пределах словообразовательных типов, тех ментально-языковых категорий, которые хранятся в долговременной памяти. В пределах типов существуют компактные пропозиционально организованные тематические объединения. Усваивая вслед за лингвистом производные слова, объясняя их значения, развертывая ситуации, которые имплицитно представлены в дериватах, пациент усваивает, а точнее «вспоминает» механизм порождения связной речи. В силу того, что предикативные связи между производящим и производным словом строятся по аналогии в границах словообразовательных типов и словообразовательных ниш, пациент начинает их воспроизводить самостоятельно. Например, пропозиция «мясо животного» включает производные, в основе которых находятся именования животного. Эти дериваты образуются с помощью одного и того же суффикса (-ин/а/) и его алломорфов (-овин/а/, -атин/а/): свинина, курятина, телятина, индюшатина и др. Ср. также названия каш: овсянка, гречка, пшенка; ягод: малина, калина; голубика, ежевика, земляника, клубника, черника и др. Все эти слова в повседневности постоянно употребляются носителями русского языка, поэтому их воспроизведение не составляет особого труда. Такие компактные, пропозиционально организованные тематические объединения существуют во многих языках мира, что позволяет использовать предложенную методику реабилитации речи больных, перенесших инсульт, живущих в разных странах и говорящих на разных языках. Специализированные формальные средства характерны как для письменных, так и бесписьменных языков. Например, телеутский язык, в отличие от других тюркских языков, является бесписьменным языком коренного малочисленного народа Севера. Именования мяса в этом языке образованы с помощью суффиксоида - эди, означающего мясо (уй-эди говядина; цастыц -эди - гусятина; цуштыц -эди - курятина; цой-эди - баранина; ]ыбран-эди - суслятина; мал-эди - конина; чочко-эди - свинина). Аналогичная ситуация при именовании мяса животного в китайском языке, где к названию животного прикрепляется Йгои: ФЙ тигои - говядина, ^Й 2кигои - свинина, ]1гои - курятина. Ср. также в немецком: р/егйеАегзск - конина; 5скм>етеАе15ск - свинина; гindfleisck - говядина; ка1Ь/1в1&'ск - телятина. То есть языки разной структурной организации (флективные, агглютинативные, изолирующие) стремятся компактные тематические объединения, в пределах которых производные и устойчивые словосочетания образуются по аналогии, закрепить за конкретным формальным показателем: в одних языках это суффиксоиды, в других - суффиксы. В этих случаях независимо от конкретного языка когнитивная деятельность языковой личности направляется пропози-

циональной структурой «объект - действие - результат», которая репрезентирована одной и той же пропозицией - «мясо животного». Такая реализация способствует сохранению рассматриваемых единиц в долговременной памяти человека и может быть использована при восстановлении речи инсультников.

Следующей ступенью усвоения пропозициональных связей может быть полисемия производного слова. Например, усвоение названий помещений для животных (курятник, телятник, птичник, гусятник) обусловливает появление вопросов, связанных с наименованиями работников, ухаживающих за животными.

Однокоренные слова в пределах словообразовательного гнезда связаны между собой пропозицио-нально. Больному легче связывать между собой одно-коренные слова. Например: пчела - пчельник - пчеловод, где представлены объектно-субъектные отношения. Далее ситуацию можно разворачивать с использование разнокоренной лексики: пасечник - омшаник - мед - соты и т. д.

Пропозиционально-словообразовательная синонимия - следующий этап восстановления ассоциативных механизмов: омшаник - зимник - пчельник. Названия помещений для пчел, используемых зимой.

Значимо для восстановления ассоциативных связей явление множественной мотивации, мотивирующие в этом случае также связаны пропозиционально. Осенина, веснина, зимнина, летнина. Ср.: осенина -шерсть овцы, которую состригли осенью; осенняя шерсть.

Основываясь на теоретических достижениях в области словообразования, лингвист в диалоге с больным учитывает личностно обусловленные компоненты (профессию, увлечения, уровень образования, ген-дерный фактор и др.). Профессиональные компетенции пациентов помогают восстановить ассоциативные связи в сознании. Запуск механизма пропозициональ-но связанных ассоциаций на уровне личностной и профессиональной деятельности обусловливает запуск механизма речевосприятия и речепорождения.

Особую значимость имеет знание организации психолингвистических экспериментов, хорошо описанных в современной лингвистике.

Проведение представленной методики возвращения речи больным, перенесшим инсульт, возможно под контролем современных методов нейровизуали-зации. В медицинской литературе [30] считается, что методика функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ) наиболее подходит для изучения функциональных возможностей головного мозга. Она основана на измерении уровня оксигенации крови (Blood Oxygenation Level Dependent - BOLD), увеличении локального мозгового кровотока при активации определенных зон мозга. Трудности в функциональном картировании речевых зон связаны с выявлением зоны Брока (моторной зоны). Она обнаруживается только в 77 % случаев, тогда как зона Вернике (сенсорная зона) - в 91 % случаев [22]. Воспроизводимость результатов в области Брока составляет 55 % у здоровых испытуемых [23]. Результаты были получены по данным исследования пациентов нейрохирургического профиля; считается, что методика при этом

недостаточно надежна. Однако указывается, что ва-лидность и надежность результатов можно повысить, используя несколько заданий, направленных на локализацию и латерализацию определенной функции («комбинированный анализ») [25; 28; 29]. Совершены попытки увеличения эффективности активирующих заданий для локализации зоны Брока посредством разработки новых задач, актуализирующих номинативную функцию языка - называние по картинкам [6]. Существует мнение, что и такая активирующая задача недостаточно эффективна для выявления локализации и латерализации речевых функций [19; 27].

В связи с этим появился практический запрос на повышение эффективности определения локализации и латерализации речевых зон в мозге путем модификации задачи на называние при сохранении доступности задач для пациентов и удобства их применения в клинике. В литературе встречаются данные, что одной из наиболее эффективных для обнаружения передней речевой зоны модификаций задачи на номинацию предметов является задача на называние действий [19; 27]. Данные клинической фМРТ согласуются с данными афазиологии. Так, было показано, что «глагольная слабость» наиболее отчетливо наблюдается при поражении левой лобной доли, а называние существительных страдает при поражении левой височной доли [17; 20; 21; 24; 26]. Вопрос о механизмах такой диссоциации употребления глаголов и существительных как по данным афазиологии, так и по данным нейровизуализационных исследований остается дискуссионным.

Эффективность разрабатываемой методики можно оценивать как на основании сравнения результатов фМРТ, так и на основании международных шкал №Ш8 и ММ8Б.

Сравнение будет производиться с группой пациентов, к которым не применяется предлагаемая методика.

Для чистоты эксперимента на первом этапе работы берутся больные только с динамической (транскортикальной моторной) афазией, и только после оформления методики в действующий механизм, в круг исследования будут включаться пациенты с другого рода моторной и сенсорной афазией.

«Динамическая афазия возникает при поражении заднелобных отделов левого доминантного по речи полушария, т. е. отделов третьего функционального блока - блока активации, регуляции и планирования речевой деятельности» [9, с. 409]. При динамической афазии происходит нарушение связности речи, вызванной неспособностью пациентов должным образом формировать суждение (осуществлять категоризацию осмысляемых объектов) в процессе речепорождения и/или выстраивать грамматически правильные высказывания [4]. В данном случае обе проблемы формирования связного высказывания вызваны лакунарностью предиката в пропозициональной структуре.

Основным речевым дефектом при этой форме афазии является трудность, а иногда и полная невозможность активного развертывания высказывания. Центральным звеном при динамической афазии является нарушение спонтанного развернутого высказывания. При пересказе по сюжетной картинке произно-

сятся отдельные, не связанные между собой фрагменты, не выделяются основные смысловые звенья; например; «Вот... у хозяина была курица... и золотые яйца... и он ее убил,., вот!» (пример: [12]). При динамической афазии правильно произносятся отдельные звуки, повторяются без артикуляторных трудностей слова и короткие высказывания, однако коммуникативная функция речи оказывается нарушенной. При более грубой выраженности расстройства у пациентов отмечается не только речевая, но и общая безынициативность. Такого рода афатики могут механически за собеседником повторять слова, вопросы, а иногда и небольшие фразы, но не способны самостоятельно выстраивать синтаксически связанные предложения, заменяя их парцелятивными высказываниями.

Нарушается экспрессивность речи и способность к пониманию многозначных слов. «Существует несколько вариантов динамической афазии, характеризующихся разной степенью нарушения коммуникативной функции, от полного отсутствия экспрессивной речи до некоторой степени нарушения речевой коммуникации» [9, с. 409].

При помощи наводящих вопросов лингвиста-когнитолога, выстроенных по наиболее типичным пропозициональным моделям, восстанавливается предикативная связь актантов в субъектных, объектных, локативных и темпоральных структурах.

При работе с пациентами на начальном этапе берутся самые распространенные пропозициональные структуры, и через «разворачивание» производных слов, через формулирование уже лексикализованных пропозиций делается попытка моделирования связных синтаксических единств, предложений.

Отправной точкой в работе не случайно выбираются производные слова. Больные с динамической афазией способны к воспроизводству отдельных слов, в том числе и производных. Следовательно, возможность наполнять пропозициональные структуры, связывая значимые актанты, у них не утрачена, но не актуализирована. «Высвечивание» этой способности может привести в дальнейшем и к способности выстраивать уже связные предложения. То есть мы не отрицаем значимость положений коммуникативного синтаксиса, используемого для восстановления речи инсультников. Но, как представляется, это должен быть заключительный этап.

Таким образом, теоретические положения пропо-зиционально-фреймовой методики, используемой представителями Кемеровской дериватологической школы при описании словообразовательных типов, ниш, многозначных, синонимичных, антонимичных дериватов, могут быть использованы в процессе реабилитации больных с динамической афазией.

Акцентирование внимание на особенности словообразовательных связей в ряде производных слов, заключающих в себе наиболее типичные пропозициональные структуры, может способствовать восстановлению связного мышления, а также к устранению аг-раматизма в речи.

Объективно оценить речемыслительную деятельность пациентов можно по результатам проведения магнитно-резонансного сканирования головного мозга в функциональном режиме с измерением уровня оксигенации крови и локального мозгового кровотока при активации определенных зон мозга.

Литература

1. Антипов А. Г., Катышев П. А. Полимотивация и частные проблемы интерпретации морфологической структуры слова // Явление вариативности в языке: тезисы докладов / отв. ред. канд. филол. наук. Л. А. Араева. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1994. С. 150 - 152.

2. Араева Л. А. Словообразовательный тип: традиционное и современное видение // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. 2004. № 4. С. 110-115.

3. Араева Л. А., Булгакова О. А., Образцова М. Н., Семенов С. Е., Коваленко А. В., Барбараш О. Л. Язык через человека и для человека (первый опыт применения методики пропозиционально-фреймового моделирования для возвращения речи больным, перенесшим инсульт) // Фундаментальные исследования. 2015. №2 2-14. С. 3186 - 3191.

4. Ахутина Т. В. Нейролингвистический анализ динамической афазии. О механизмах построения высказывания. М.: Теревинф, 2002. 144 с.

5. Булгакова О. А. Категоризация, номинация и полисемия // Актуальные проблемы современной лингвистики: материалы Международной научной конференции / под общ. ред. Л. А. Араевой. Кемерово: Кузбассвуз-издат, 2009. С. 163 - 168.

6. Власова Р. М. Мозговые механизмы номинативной функции речи: нейропсихологический и нейровизуа-лизационный подход: дис. ... канд. психол. наук. М., 2013. 144 с.

7. Денисова Э. С. Реализация креативного потенциала языковой личности при идентификации словообразовательной формы новообразований // Актуальные процессы в современном русском языке: сб. науч. тр., посвященный 80-летию со дня рождения В. Н. Немченко / отв. ред. Л. И. Ручина. Н. Новгород, 2008. С. 61 - 66.

8. Евсеева И. В. Словообразовательный тип как экспонент когнитивных процессов (на материале отсуб-стантивов с -ниц/а/: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Кемерово, 2001. 20 с.

9. Логопедия: учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. М.: ВЛАДОС, 1998. 680 с.

10. Калюжная Т. В. Полисемия производного слова как реализация семантической организации словообразовательных типов с -атор-тор // Актуальные проблемы современного словообразования: труды Международной научной конференции / под ред. Л. А. Араевой. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2006. С. 345 - 349.

11. Крым И. А. Жестовые компоненты речевой коммуникации (теоретико-экспериментальное исследование): дис. ... канд. филол. наук. Кемерово, 2004. 153 с.

12. Лурия А. Р. Основные проблемы нейролингвистики. М.: Изд-во МГУ, 1975. 253 с.

13. Образцова М. Н. Формирование когнитивно-дискурсивной концепции мотивационных отношений // Лингвистика как форма жизни / под общ. ред. П. А. Катышева. М.: Ленанд, 2009. С. 90 - 112.

14. Оленев С. В. Гуманистические основания психолингвистического эксперимента // Языковая картина мира: лингвистический и культурологический аспекты. 2004. С. 295 - 297.

15. Осадчий М. А. Пропозиционально-фреймовое моделирование гнезда однокоренных слов (на материале русских народных говоров): автореф. дис. ... канд. филол. наук. Кемерово, 2007. 27 с.

16. Фаломкина И. П. Пропозиционально-семантическая организация словообразовательной ниши с формантом -ня (на материале русских говоров) // Актуальные проблемы современного словообразования / под общ. ред. Л. А. Араевой. 2008. С. 129 - 140.

17. Цветкова Л. С. Афазия и восстановительное обучение. М.: МПСИ; Воронеж: Модэк, 2001. 256 с.

18. Юрченко В. С. Языковое поле: лингвофилософский очерк. Саратов: Саратовский пед. ин-т, 1996. 53 с.

19. Demonet J-F. Renewal of the Neurophysiology of Language: Functional Neuroimaging / Phusiol Rev. 2006. Vol. 50. P. 49 - 95.

20. Goodglass H., Klein, Carey, Jones. Specific semantic word category in aphasia // Cortex. 1966. 2. P. 74 - 89.

21. Goodglass H. Naming disorders in aphasia and aging // In Language and communication in theelderly / L. K. Obler, M. L. Albert (Eds.) // Toronto: Lexington Books, 1980. P. 37 - 45.

22. Kim P. E., Singh M. Functional magnetic resonance imaging for brain mapping in neurosurgery // Neurosurg. Focus, 2003. № 15(11). P. 1 - 7.

23. Mayer A. R., Xu J., Pare-Blagoev J., Posse S. Reproducibility of activation in Broca's area during covert generation of single words at high field: a single trial fMRI study at 4 T // Neurolmag. 2006. 32. P. 129 - 137.

24. Miceli G., Silveri, Villa, Caramazza. On the basis for the agrammatic's difficulty in producing main verbs // Cortex. 1984. 20. P. 207 - 220.

25. Ramsey N. F., Sommer I. E., Rutten G. J., Kahn R. S. Combined analysis of language tasks in fMRI improves assessment of hemispheric dominance for language functions in individual subjects // Neuroimage. 2001. № 13. P. 719 - 733.

26. Rapp B., Caramazza A. The modality specific organization of grammatical categories: Evidence from impared spoken and written sentence production // Brain and Language. 1997. № 56. P. 248 - 286.

27. Rau S. Fesl G., Bruhns P., Havel P., Braun B., Tonn J.-C., Ilmberger J. Reproducibility of activations in Broca area with two language tasks: a functional MR imaging study // Am. J. Neuroradiol. 2007. 28. P. 1346 - 1353.

28. Roberts D. R., Wayne Kelley, Jr., BS; J. Scott Carroll, BS; Stephen J. Haines; Mark S. George Reproducibility of functional MRI activation in clinical practice // Supplement to applied radiology. 2003. P. 36 - 37.

29. Roux F.-E., Kader Boulanouar, Jean-Albert Lotterie, Mehdi Mejdoubi, James P. LeSage, Isabelle Berry Language functional magnetic resonance imaging in preoperative assessment of language areas: correlation with direct cortical stimulation // Neurosurgery. 2003. 52. P. 1335 - 1347.

30. Tharin S., Golby A. Functional brain mapping and its application to neurosurgery // Neurosurgery. 2007. 60. P. 185 - 202.

Информация об авторах:

Араева Людмила Алексеевна - доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой стилистики и риторики КемГУ, [email protected].

Ludmila A. Araeva - Doctor of Philology, Professor, Head of the Department of Stylistics and Rhetoric, Kemerovo State University.

Барбараш Ольга Леонидовна - доктор медицинских наук, профессор, директор Научно-исследовательского института комплексных проблем сердечно-сосудистых заболеваний, [email protected].

Olga L. Barbarash - Doctor of Medicine, Professor, Director of Research Institute for Complex Issues of Cardiovascular Diseases.

Образцова Мария Николаевна - кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры стилистики и риторики КемГУ, [email protected].

Maria N. Obraztsova - Candidate of Philology, assistant lecturer at the Department of Stylistics and Rhetoric, Kemerovo State University.

Семенов Станислав Евгеньевич - доктор медицинских наук, ведущий научный сотрудник лаборатории рентгеновской и томографической диагностики Научно-исследовательского института комплексных проблем сердечно-сосудистых заболеваний, [email protected].

Stanislav E. Semenov - Doctor of Medicine, Leading Researcher, Laboratory of X-ray and Tomographic Diagnostics, Research Institute for Complex Issues of Cardiovascular Diseases.

Статья поступила в редколлегию 18.09.2015 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.