ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ КСТНИК М> Л («9) 2010
%
УДК 159.923 К. В. ДИКИХ
Г. Д. БАБУШКИН
Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск
КОГНИТИВНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РЕСУРС В СТРУКТУРЕ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПОРТСМЕНА__________________________________________
В статье представлены результаты исследования когнитивно-психологического ресурса спортсменов — конькобежцев. Выявлен недостаточт»(й уровень его развития, особенно у спортсменов низкой квалификации. Показано влияние когнитивно-психологического ресурса на поведение в различных ситуациях и результаты выступления на соревнованиях. Ключевые слова: когнитивно-психологический ресурс, спортсмены, реализация, физический потенциал.
Актуальность. Для большинства спортсменов различных видов спорта выступление на соревнованиях сопряжено с психологическими трудностями и представляет собой серьезное испы тание. В результате спортсмены не всегда могут реализовать накопленный на тренировках потенциал. Это объясняется тем, что проявление физических качеств и качественное выполнение движений спортсмена в соревновательных условиях обусловлено комплексом психических качеств и наличием психологического знания. Как показывают исследования 11,2,3,4,5,6, 7, 8, 9 и др.), при ранном уровне физической, технической и тактической подготовлен кости спортсменов именно психологический фактор выступает решающим во время напряженной соревновательной борьбы. В качестве такого психологического фактора мы выделяем когнитивно-психологический ресурс (КПР) спортсмена. При этом тренеры и спортсмены не придают значения данному фактору в соревновательной деятельности.
Подготовка спортсменов к соревнованию в основном предусматривает создание физического, технического, функционального ресурсов и не уделяется внимания психологическому ресурсу. Это можно объяснить тем, что ресурсность психики (когнитивный компонент) не приобрела статус предмета исследований в области психологии спорта и в сфере подготовки тренеров по спорту. Обращение исследователей к проблеме когнитивной сферы личности спортсмена показало ее неразработанность и в то же время актуальность для теории и методики спор* тивнойтренировки [10,11 и др.].
В содержание когнитивно-психологического ресурса мы включаем два блока: 1) теоретический, включающий необходимый для успешной соревновательной деятельности комплекс спортивно-психологических знаний (знаниевый блок); 2) практический, предусматривающий наличие сформированных профессионально важных психологических качеств, умений и навыков (личностно-профессиональный блок).
Проведенный нами анализ научной литературы, результаты наших предварительных исследований и опыт подготовки конькобежцев позволяет нам зак-
лючит!» о необходимости формирования КПР у спортсменов, которое, по нашему мнению, должно осуществляться в рамках психолого-педатогического Обеспечения подготовки спортсменов в системе многолетней спортивной тренировки - на всех этапах подготовки. На начальных этапах занятий спортом задача будет заключаться в формировании КПР спортсмена. На последующих этапах задачи будут заключаться в его пополнении и реализации на тренировках и соревнованиях.
Обследованные нами конькобежцы различной квалификахщи (100 человек), физически подготовленные к соревнованию, часто не добиваются заплани-рованнот результата. На наш взгляд, это объясняется тем, что при влиянии стресс-факторов (предсоревно-вательных и соревновательных) спортсмены не могут правильно оценить и осознать свое психическое состояние, не могут справиться со сбивающими факторами. не могут по-добрать эффективную программу для коррекции своего психического состояния, поведения и реализации физической подготовленности.
Мы полагаем, что для реализации подготовленности спортсмена на соревнованиях необходимо создание когнитивно-психологическою ресурса, обеспечивающего адекватное состояние, повеление спортсмена и результативность соревновательной деятельности.
Проблема состоит в отсутствии знаний о содержании когнитивно-психологического ресурса спортсмена и его формировании.
Цель исследования - изучить сформированное^ и проявление когнитивно-психологического ресурса в соревновательной деятельности у конькобежцев различной квалификации.
Задачи исследования:
1. Выявить особенности сформированное!!! когнитивно-психологического ресурса у конькобежцев различной спортивной квалификации.
2. Изучить влияние когнитивно-психологического ресурса на результативность соревновательной деятельности конькобежцев.
3. Выявить особенности поведения конькобежцев на соревнованиях с учетом сформированности когнитивно-психологического ресурса.
4. Выявить взаимосвязь между когнитивно-психологическим ресурсом и поведением конькобежцев на соревнованиях.
Методика и организация исследования. Для выявления сформированности когнитивно-психологич-еского ресурса было проведено исследование, в котором приняло участие 100 конькобежцев различной спортивной квалификации, разделенные на две группы: в первую группу вошли 33 спортсмена, имеющие звания от КМС до МСМК; вторую группу составили 67 спортсменов, имеющих юношеские и взрослые спортивные разряды.
Результативность соревновательной деятельности конькобежцев определялась как процентное соотношение удачных выступлений на соревнованиях от общего количества выступлений за год. Влияние ког-нитивно-исихологического ресурса на результативность соревновательной деятельности конькобежцев, выявлялось посредством проведения однофакторного дисперсионного анализа.
Результаты исследования и обсуждение. Исследование когнитивно-психологического ресурса у конь-кобежцев выявило недостаточную его сформи-рованность. Оценка знаниевого компонента показала низкий уровень его сформированности в обеих обследуемых группах. У спортсменов первой группы она несколько выше и составила 75,5 балла из ста возможных; у спортсменов второй группы - 50 баллов из 100 возможных (табл. 1). Наибольшая сформированность выявлена в индивидуально-личностном компоненте, наименьшая сформированность выявлена в саморегуляционном компонент. Значительная часть спортсменов не знают как управлять своим состоянием и поведением на соревнованиях.
Оценка сформированности личностно-профессионального компонента когнитивно-психологического ресурса показала следующее (табл. 2). При максимальной выраженности составляющих компонентов 3 балла, сформированность их имеет средний уровень. Наиболее низкий показатель отмечен в регуляционном компоненте: спортсмены не умеют управлять своим состоянием. Сравнительный анализ сформированноости КПРу конькобежцев различной квалификации свидетельствует о более высоких показателях спортсменов высокой квалификации.
Мотивационный компоненту высококвалифицированных спортсменов сформирован более высоко по сравнению со спортсменами разрядниками. Его общий показатель составляет соответственно 2,5 и 2,0 балла (табл. 2). Это, по нашему мнению, объясняется тем, что основная задача высококвалифицированных спортсменов показать наивысший результат, вто время как спортсмены-разрядники
в большинстве на первое место ставят участие в соревнованиях и оздоровительные задачи.
Сформированность регуляционного компонента находится на низком уровне у спортсменов обеих групп. Высокий показатель способности к психорегуляции выявлен только у одного спортсмена. Это свидетельствует о слабо развитых способностях к психорегуляции и объясняет проявление частых неблагоприятных предстартовых состояний.
Сформированность координационного компонента также выше у высококвалифицированных спортсменов и составляет 2,7 балла по сравнению со снортсменами-разрядниками, у которых он равен 1,9 балла (табл. 2). Высокий уровень развития координационных способностей выявлен у 15 высококвалифицированных спортсменов и у 6 спортсменов-разрядников.
Анализ сформированности рефлексивного компонента показал следующее. В группе высококвалифицированных спортсменов выявлен более высокий результат — 2,6 балла по сравнению со спортсме-нами-разрядниками, у которых выявлен средний уровень сформированности этого компонента — 2,1 балла. Это объясняется тем, что высококвалифицированные спортсмены связывают свою жизнь со спортом и каждому выступлению на соревнованиях придают большое значение, тогда как спортсмены-разрядники, часто выступление на соревнованиях рассматривают как контрольные испытания.
Оценка результативности соревновательной деятельности спортсменов показала недостаточно высокий ее уровень - всего 50% из 100 возможных. В первой группе спортсменов результативность соревновательной деятельности намного выше, чем во второй (табл. 1). В группе высококвалифицированных спортсменов когнитивно-психологический ресурс сформирован в большей степени, что позволяет им использовать его и лучше управлять своим предстартовым состоянием, поведением и чаще добиваться успехов на соревнованиях.
Проведение однофакторного дисперсионного анализа выявило достоверное влияние знаниевого и личностно-профессионального блоков на результативность соревновательной деятельности конькобежцев (табл. 3). Это, по нашему мнению, связано с тем, что психологические знания и сформированные психические качества способствуют: более точной оценке своего психического состояния накануне старта, с целью воздействия на него; подбору наиболее подходящего варианта оптимизации своего предстартового состояния; более успешной борьбе с помехами, возникающими при выступлении на соревнованиях.
Сформированность знаниевого блока когнитивно-психологического ресурса и результативность соревновательной деятельности конькобежцев (х ± О)
Группы Сформированность КПР спортсменов (баллы) Результативность %
Иидинилуально- личностиый компонент Спортивно-соревновательн ы й компонент С аморегуляционный компонент Общий показатель по тесту
Первая группа (п—33) 37.8 ±2.7 27,0 ±2,0 10.7 ±2,4 75,5±6,5 61,9 ±6.9
Вторя я группа (п«67) 26.9 ±2,0 15.8 + 2,3 7.3* 1.7 50.0*5.6 40.4*8.3
Р <0.001 <0.001 <0.001 <0.001 <0,05
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ «СТМИК N14 CS9) *>10 ФИЗКУЛЬТУРА И
Сформированностъ личностно-профессионального блока когнитивно-психологического ресурса у конькобежцев (психических функций и качеств) (баллы, х ±а)
Группы Показатели " Первая группа (п-33| Вторая группа (п-67) Р
Мотивационный компонент: 2,5*0,7 2.0 *0.8 <0.05
— соревновательная мотивация 2,5*0,7 2,0*0,8 <0,05
— стремление к высоким результатам 2.6 ±0.7 2.0 ±0.8 <0,05
Регуляционный компонент: 1.7*0.? 1,5 *0.7 >0,05
— способность к психорегуляции 1.4 *0.6 1.1 *0,3 >0,05
— коэффициент вегетатики поЛюшеру 2.1*0.7 1.8 *0.8 >0,05
Координационный компонент: 2,7 *0.5 1,9 *0,7 <0.01
— равновесие а позе Ромберга 2.8*0,4 1,9*0,7 <0,01
— воспроизведение усилий 2.7 *0.6 1,8 *0,7 <0,01
Рефлексивный компонент: 2,6*0,6 2,1*0,7 <0,01
— личностная значимость соревнований 2.6 *0.6 2,0 ±0,7 <0,01
— отношение к предстоящему соревнованию 2,7 *0.6 2.1*0,8 <0,01
Средний показатель по блоку 2,4 *0.7 1.8*0,7 <0,01
Таблица 3
Влияние когнитивно-психологического ресурса на результативность соревновательной деятельности конькобежцев (критерий Г по Фишеру)
Группы Первая группа (п — 20) Вторая группа (п=30)
Блоки, компоненты Р-расчет Я-крит. Р И-расчет. Р-крит. Р
Знаниевый блок: 16.6 3,6 <0,01 6,4 3.3 <0,05
— индивилуалыю-лнчностный 4,6 3,8 <0,05 6.9 4,7 <0,05
— спортивно-соревновательный 5,7 3,6 <0.05 8,6 4.7 <0,05
— саморегуляционный 39.8 3,4 <0,01 3.8 4.1 >0,05
Личностно-профессиональный Гілок: 12,9 3.1 <0,01 7,5 4.6 <0,05
— мотивационный 8.3 4.1 <0.05 8.2 4.4 <0,05
— регуляционный 37.5 3.8 <0.01 2.3 4.7 >0.05
— координационный 8.9 4.4 <0,05 18,1 4.1 <0,01
рефлексивный 1.1 4.1 >0.05 1.4 4.4 >0,05
Наибольшая степень влияния когнитивно-психологического ресурса на результативность соревновательной деятельности выявлена у конькобежцев высокой квалификации. Из составных компонентов КПР наибольшее влияние оказывает саморегуля-ционный компонент знаниевого блока и регуляционный компонент личностно-профессионального блока. Э го харак терно только для спортсменов высокой квалификации. Знание средств психической саморегуляции дает возможность спортсменам использовать их на практике.
Для решения третьей задачи нами была составлена анкета и проведен опрос, в котором приняли участие 100 конькобежцев различной квалификации. Спортсменам предлагалось охарактеризовать свое поведение на соревнованиях. Обработка полученных результатов показала следующее (табл. 4).
Проведенный анализ поведения спортсменов на соревнованиях выявил существенную разницу в моделях поведения высококвалифицированных спортсменов и спортсменов-разрядников. На ответственных соревнованиях с большим количеством незнакомых соперников, большинство высококвалифицированных спортсменов (75,7%) проявляю!'спокойствие в ожидании старта. Среди спортсменов-разрядников
таковых всего 44,8%, остальные спортсмены (37,3%) испытывают повышенное возбуждение, неопределенность предстоящего старта, неуверенность.
В ситуации, когда соперник опережает в начале дистанции, большая часть спортсменов первой группы (54,6%) продолжает заданный темп бега, пытается прибавить в скорости (21,2%) и 24,2% пытаются изменить технику. Среди спортсменов второй группы 46,3% пытаются измени ть технику, 28,3% пытаются прибавить в скорости и лишь 25,4% продолжают заданный темп бег.
В ситуации, когда спортсмен лидирует на дистанции, большая часть разрядников (67,1 %) пытается еще больше оторваться, 9% продолжают бег без изменений и 23,9% проявляют осторожность. Поведение высококвалифицированных спортсменов существенно отличается от поведения разрядников: большая часть спортсменов (69,7%) продолжают бег без изменений, проявляют осторожность (21,2%), пытаются прибавить в скорости (9,1 %).
В ситуации неудачного выступления на первой дистанции большинство высококвалифицированных спортсменов (90,9%) спокойно продолжают соревнования. У незначительной части спортсменов наблюдается попытка собраться, снижение настроения. Боль-
Поведение конькобежцев не соревнованиях с учетом квалификации и сформнрованности когннтишю-психологнчсгкого ресурса (%)
Квалификация Когнитивно-психологический ресурс
Соревновательные ситуации Выс. Низ. Р Знанневый блок Р Личностно-профессиональный блок Р
(п-33) (п-67) Выс. (п-5) Сред (п-31) Низ. (п-64) ЬЗ Выс. (п-23) Сред (п-58) Низ. Ш-19) 1-3
I. Поведение перед ответственным
соревнованием:
-спокойное ожидание соревнования 76 45 <0.05 100 90 35 <0.05 69 67
— повышенное возбуждение 18 37 <0.05 - 10 43 <0.05 31 26 47 <0.05
— неопределенность предстоящего старта 6 8 * * 11 - 7 16
— неуверенность * 10 - * II - - 37 <0.05
2. Поведение вначале дистанции, когда
соперник опережает:
— продолжается заданный бег 55 26 <0.05 100 64 15 <0.05 66 34 - <0,05
— попытка прибавить м скорости 21 28 - 23 30 17 31 21
— попытка изменить технику 24 46 <0,05 13 55 <0.05 17 35 79 <0.5
3. Псжеденне на дисташрти н случае
'мдиромлнии:
— продолжается бег по графику 70 9 <0.05 100 58 9 <0,05 74 21 - <0.05
— проявляется осторожность 21 24 • 23 25 26 26 10
— попытка еще больше оторваться от 9 67 <0.05 - 19 66 <0.5 • 53 90 <0.05
соперника
4. Поведение в случае неудачного
выступления на первой дистанции:
— спокойно продолжает соревнование 91 9 <0.05 100 45 26 <0,05 57 36 5 <0.05
— попытка собраться 6 75 <0.05 • 55 55 43 64 32 <0,05
— снижается настроение 3 16 • - 19 - - 63 <0,05
5. Поведение в случае удачного
выступления на первой дистанции:
— концентрация на дальнейшем
выступлении 61 18 <0,05 100 45 21 <0,05 83 22 - <0,05
— поднимается настроение 12 9 - 26 3 <0.05 17 -
— спокойное продолжение сорсвиова!шя 9 7 * 19 3 17 2 16
— появляется самоуверенность и желание
выступить еще лучше 18 66 <0.05 - 10 73 <0.05 • 59 84 <0,05
шинство спортсмепов-разрядников (74,6%) стараются собраться, у 16,4% снижается настроение и лишь 9% спокойны в этой ситуации. Неудачное начало соревнования для них является сильнодействующим стресс-фактором.
В ситуации удачного выступления на первой дистанции значительная часть (60,6%) высококвалифицированных спортсменов концентрируе тся на дальнейшем выступлении, у 27,3% проявляется самоуверенность и желание выступить еще лучше. У большинства спортсмепов-разрядников (65,7%) появляется самоуверенность и желание выступить еще лучше, 17,9% спортсменов концентрируются на дальнейшем выступлении, у 9% поднимается настроение и всего 7,4% спокойно продолжают соревнования.
Из анализа поведения спортсменов на соревнованиях. можно сделать заключение о том, что модель поведения высококвалифицированных конькобежцев
точнее продумана, они преимущественно спокойны, во время бега по дистанции следуют запланированному графику, не обращая внимания на внешние факторы, сохраняют спокойствие даже при неудачном выступлении и концентрируются для предстоящего выступления. Спортсменам-разрядникам свойственно повышенное возбуждение, изменение техники бета и трафика прохождения дистанции, самоуверенность после удачного выступления, что не всегда положительно влияет на дальнейшее выступление в соревнованиях. Такое поведение этой группы спортсменов мы связываем с недостаточно сформированным у них когнитивно-психологического ресурса.
Аналогичные результаты в поведении выявлены у спортсменов, различающихся уровнем развития когнитивно-психологического ресурса (табл. 4).
Результаты корелляционного анализа выявили взаимосвязь средней степени между поведением
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ КСТМИК № 4 (19) 2010 ФИЗКУЛЬТУРА И СЛОИ
►А И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ вССШИК М> 4 Св9) 2010
Взаимосвязь когнитивно-психологического ресурса и попедсния конькобежцев нп соревнованиях (по Дж. Юлу), г
Повеление
г:. ; 1..
(п-100)
Знаниевый блок: 0,39
индивидуально-личностный компонент 0,31
споргипно-соревновательный компонент 0,33
0. с сл.чорегуляцнонный компонент 0,56
Личностно-профессиональный блок: 0,41
мотивационный компонент 0,39
регуляционный компонент' 0.61
координационный компонент 0,17
рефлекенвный компонент 0,31
спортсменов на соревнованиях и компонентами когни-тивно-психологического ресурса (табл. 5). Высокий уровень взаимосвязи выявлен между саморегуляци-ониым компонентом и поведением спортсменов на соревнованиях, а также между личностно-професси-ональным блоком и поведением спортсменов на соревнованиях. Самый высокий уровень взаимосвязи по этому блоку, выявлен между регуляционным компонентом и поведением спортсменов на соревнованиях, коэффициент ассоциации составляет 0,61 (Р <0,01).
Заключение. В исследовании выявлен недостаточный уровень сформированности когнитивно-психологического ресурса у конькобежцев различной квалификации. При этом знаниевый блок имеет очень низкие показатели. Из составляющих компонентов КПР низкий уровеньсформированносги имеют само-регуляционный и регуляционный компоненты. Ког-нитивно-психологический ресурс обусловливает характер поведения спортсмена на соревнованиях и результативность соревновательной деятельности. Формирование у спортсменов когнитивно-психологического ресурса необходимо начинать на этапе начальной спортивной специализации, на котором участие в соревнованиях обязательно.
1. Алексеев, А.В. Себя преодолеть / А.В. Алексеев — М. : Физкультура и спорт, 1985. - 192 с.
2. Бабушкин. Г.Д. Когинтивпопсихологический ресурс спортсмена и его влияние на психологическую подготовленность, состояние и результативность деятельности/ГД Бабушкин. АП. Шумилин: Научные труды СибГУФК. - Омск: СибГУФК, 2009. - С. 281-285.
3. Горбунов, ГД Психопедагогика спорта / ГД Горбунов. — М.: Физкультура и спорт, 2006. - 208 с.
4. Родионов, А.В. Психофизиология экстремальной деятельности / А В. Родионов, А. Н. Блеер. — М.. 2006. — 380 с.
5. Смоленцева, В.Н. Психическая саморегуляция в процессе подготовки спортсменов / В.Н. Смолепцева. - Омск: СибГУФК. 2003. - 196 с.
6. Сопов, В.Ф. Психические состояния в напряженной профессиональной деятельности /В.Ф.Сопов. - М.: Академический проект; Трикста, 2005. - 128 с.
7. Суханов, АД Системная организация и управление в современном спорте / АД Суханов. — М., 2002. — 224 с.
8. Бабушкин, ГД Оперативная диагностика состояния психической готовности спортсмена к соревнованию / Г Д Бабушкин.
B.Н. Смоленцева // Научные труды СибГУФК. - Омск: СибГУФК. 2006. - С. 45-48.
9. Бабушкин, ГД Психолого-педагогическое обеспечение подготовки спортсменов к соревнованиям : учебное пособие / ГД Бабушкин - Омск: Изд-во СибГУФК, 2007. - 92 с.
10. Гринь, АР. Активизация когнитивного ресурса как средство повышения стрессоустойчивости спортсмена / АР Гринь. А.Б. Колосов // Рудиковские чтения: материалы междунар. науч. конф. психологов физич. культ, и спорта. - М.: РГУФК, 2006. —
C. 98-100.
11. Ложкин. Г.В. Когнитивный ресурс квалифицированного спортсмена / Г.В. Ложкин, АР. Гринь, А Колосов // Спортивный психолог. — 2007. - N9 1. — С. 29 — 36.
ДИКИХ Константин Викторович, аспирант кафедры психологии.
БАБУШКИН Геннадий Дмитриевич, доктор педагогических наук, профессор кафедры психологии. Адрес для переписки: 644009, г. Омск, ул. Масленникова. 144.
Статья поступила в редакцию 11.06.2010 г. б К. В. Диких, Г. Д Бабушкин
Книжная полка
Евсеев, Ю. И. Физическое воспитание: учебное пособие / Ю.И. Евсеев. - М.: Феникс, 2010. - 380 с. - ISBN 978-5-222-17499-9
Учебное пособие «Физическое воспитание» соответствует Государственным образовательным стандартам и предназначено для студентов следующих специальностей: «Физическая культура», «Физическая культура и спорт», «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм», а также учащихся «Академии гражданской защиты МЧС России». В предлагаемом учебном пособии физическая культура, снорг и туризм рассматриваю тся как основной компонент подготовки высококвалифицированных специалистов. Кроме того, впервые обоснована и продемонстрирована возможность целенаправленного формирования физических качеств, двигательных умений и специально-прикладных знаний, необходимых будущему специалисту во время учебно-трудовой и профессиональной дея тельности в условиях риск-геофакторов. В результате круг этих специалистов оказывается довольно широк — от студентов полевых специальностей (геологов, геофизиков, геодезистов в т.д) и будущих сотрудников МЧС до студентов-филолотов. Пособие будет полезно преподавателям высших и средних учебных заведений, учителям физической культуры, тренерам и другим специалистам, работающим в сфере физической культуры и спорта.