УДК 81'22
Е. Ю. Ильинова, О. С. Волкова
Ильинова Е. Ю., профессор, доктор филологических наук, профессор кафедры английской филологии Волгоградского государственного университета; e-mail: lemisch@rambler.ru
Волкова О. С., доцент, кандидат филологических наук, доцент кафедры английской филологии Волгоградского государственного университета; e-mail: olgavolkova201083@rambler.ru
КОГНИТИВНО-ДИСКУРСИВНЫЙ АСПЕКТ МЕДИАРЕПРЕЗЕНТАЦИИ СОБЫТИЯ1
В статье предлагается когнитивно-дискурсивный взгляд на моделирование события в массмедийном дискурсе, выявляются механизмы медиа-репрезентации фактов, событий, происшествий, рассматриваются жанро-востилистические особенности их описания в британской новостной прессе в разные исторические периоды. Материалом исследования являются новостные тексты на английском языке, имеющиеся в электронных исторических архивах британской прессы, а также размещаемые сайтах электронных информационных изданий.
Ключевые слова: событие; когнитивно-дискурсивный механизм; медиа-репрезентация; точность; достоверность; аттрактивность; нарратив; комментарий.
Ilyinova E. Yu.
Doctor of Philology, Professor, English Philology Department, Volgograd State University; e-mail: lemisch@rambler.ru
Volkova O. S.
Ph. D. (Philology), Associate Professor, English Philology Department, Volgograd State University; e-mail: olgavolkova201083@rambler.ru
COGNITIVE AND DISCURSIVE ASPECTS OF EVENT MEDIA REPRESENTATION
The article deals with a cognitive-discursive approach to event modeling in mass media discourse. Media representation of facts, happenings, misfortunes is viewed in terms of the discursive strategies that have been implemented in various genres and styles of the British news media in different historical periods. English news articles from the on-line historical British newspaper archives, information and media sites are analyzed in the research.
1 Исследование выполнено при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект № 15-04-00134 «Историческая дискурсология: проблемы, методология и перспективы развития»).
Key words, event; cognitive-discursive mechanism; media representation; accuracy; reliability; attractiveness; narration; commentary.
Для исследования когнитивно-дискурсивных механизмов репрезентации события в медийном дискурсе базовым является вопрос о методах и приемах верификации связей между когнитивными структурами мышления и дискурсивно-текстовыми формами, объединенными общими социокультурными задачами и условиями коммуникации. Обусловлено это, в первую очередь, мультидисципли-нарным представлением о феномене событийности в философии, когнитивной лингвистике, психолингвистике, лингвокультурологии, неориторике, критической лингвистике и других направлениях смежных с лингвисткой наук [3-6; 10; 13-14; 16; 19-20].
Событием может быть названо любое совершающееся явление, характеризуемое своей уникальностью и неповторимостью, в повседневном опыте проявляющееся в статусе просшествия или случая [12]. В когнитивной лингвистике событие как важное явление общественной или личной жизни представляется онтологической конфигурацией категоризации мира, с помощью которой фиксируются изменения или появление новых данных о состоянии дел в мире, в том числе с помощью языковых знаков. Выбор уточняющего дискриптора «конфигурация» обоснован принятыми в отечественной лингвистике положениями о сложности и полифункциональности когнитивных стратегий мышления, о гибридности когнитивно-семантических единств, получающих в ходе коммуникативных практик различные языковые формы актуализации. Конфигурация предполагает взаимное расположение объектов в некотором едином пространстве, системность их соотношения, а также своеобразное ментальное и вербальное отражение системы объектов. Терминологически важными для события как объекта изучения видятся две позиции, фиксирующие динамичность и изменчивость объекта как его главное свойство -состояние объекта, являющееся результатом некоторой деятельности [17], модель изменения состояния объекта [21]. Опираясь на них, исследователи предлагают различные подходы и методики реконструкции событий, зафиксированных языковыми знаками в текстах, относящихся к разным сферам дискурсивной деятельности.
В данной статье рассматривается когнитивно-дискурсивный взгляд на моделирование события в массмедийной коммуникации, основанный на научно обоснованных положениях о вариабельном
характере изображения события в новостном дискурсе, с помощью которого реализуется задача дифференцированного воздействия на социального адресата посредством его информирования и интерпретации сообщаемой информации [2; 3; 9; 14]. Событие при этом рассматривается как социально значимое явление, происшествие, ситуация, заслуживающее публичного освещения. Дискурсивно-текстовые приемы отражения событий в новостном дискурсе составляют основу стратегии медиарепрезентации. Данная стратегия реализуется посредством дискурсивных тактик точности, достоверности, аттрактивности, фокусности представления события в тексте новостного сообщения, которые отражаются в когнитивно-семантической системности средств языка. Анализ логики организации языковых средств в корпусе новостных текстов позволяет провести реконструкцию когнитивно-дискурсивной модели новостного сообщения (т. е. выявить ментальный и дискурсивный корреляты события), отметить специфику медиарепрезентации в разные исторические периоды, отраженные в архивном корпусе прессы, а также установить закономерности и динамику стиля информирования в границах отдельной текстовой культуры. В статье приводятся отдельные факты об исследованиях признаков событийности на основе архивного корпуса британской прессы за период середины XVIII-XXI вв. (http:// www.historic-newspapers.co.uk/newspaper-archives).
При выборе подходов к лингвистическому моделированию события в новостном дискурсе исследователи отталкиваются от когнитивно-ситуативного представления о ней как сочетании таких кластеров фрейма, как действие (квант действия или цепочка квантов действия), деятель, пространственно-временная локализация события (начало, развитие, завершение), участники события. При когнитивно-дискурсивном моделировании события происходит расширение фрейма ситуации, связанное с включением внешнего наблюдателя, указаний на результат (последствия) события и / или причины произошедшего [1]. Данное понимание события проецируется на организацию когнитивно-дискурсивного коррелята социально значимого события в медийном дискурсе в соответствии с когнитивно-онтологической моделью ситуации, традиционно включающей участников события / происшествия, характеристики их действий или состояний, а также информацию о временных, пространственных, каузативных и т. д. обстоятельствах события / происшествия, и прототипическими
моделями оперативного информирования, принятыми в журналистской практике [8].
Многочисленные исследования, посвященные проблеме отражения событий в медийном дискурсе, свидетельствуют о тенденции доминирования в отдельных разновидностях медийных текстов именно «интенции мнения» над «интенцией истины» [7; 11; 15], что связано с влиянием социопрагматических условий информирования на стилистику и риторику коммуникации между журналистами и гражданским обществом. Данная особенность характерна, в частности, для стилистики жанра новостной заметки британской прессы. Анализ архивного корпуса британской прессы (http://www.historic-newspapers. co.uk/newspaper-archives) по отдельным группам новостных событий (проект РГНФ № 15-04-00134) показал, что приемы точности и достоверности информирования сопровождаются аттрактивностью формы текста, что проявляется в объединении таких вариантов контекстуального членения, как нарратив (рассказ о событии / происшествии) и актуальный комментарий (пояснение, уточнение к отдельным деталям события).
Заметим, что в британской журналистике не отменяется значимость принципа точности и достоверности отражения реальности в новостном тексте, однако социокультурные традиции и коммерциализация медийной сферы всегда предполагали фокусность отражения, аттрактивность формы и тональности новостного контента, адресованного массовому читателю. Так, в отличие от лапидарно точного стиля и аналитизма представления результатов очередного дня на Олимпийских Играх в Рио-2016, в котором довольно однообразным и безобразным языком перечисляются главные достижения британских спортсменов:
London 2012's modern-day record of 65 medals is now firmly in Team GB's sights. Cycling's golden couple Laura Trott and Jason Kenny both won gold, sailor Giles Scott won gold, diver Jack Laugher took silver, cyclists Rebecca James and Katy Marchant took silver and bronze in the women's sprint and gymnasts Amy Tinkler and Nile Wilson won bronze, taking GB's medal total to 50, keeping GB second in medal table (http://www.telegraph. co.uk/olympics/2016/08/16).
Описание результатов одного дня на Олимпиаде 1908 г. в Лондоне изобилует оценочной лексикой, отражающей косвенное присутствие автора текста:
The immense crowd which gathered at the Stadium yesterday to witness the finish of the Marathon Race, which is fully described on another page, were provided with a lot of interesting and exciting sport during their wait. The finals in the High Diving, 200 Metres Swimming Team Race, Heavyweight, Greco-Roman Wrestling, and the Pole Jump were decided, and the winners represented four different countries. The most exciting event was the swimming final. Each team consisted of four, and when England's last man, Taylor, entered the water he was quite a dozen yards behind the Hungarian, who was leading the American. By a magnificent effort, however, Taylor succeeded in reaching the winning post a yard or so ahead of the Hungarian, and a terrific outburst of cheering greeted his success. As was expected, the U.S.A representatives carried off the Pole Jump, in which their two leading men were content to lie for first place without jumping off (The Daily News, July, 25, 1908).
В новостном примере (1908) выявляется присутствие журналистского комментирования ситуации (модус оценочности: interesting, exciting, magnificent, immense, terrific, success, модус предположительности: was expected). Все указанные словесные знаки косвенным образом актуализируют достоверность информации о событии, элементы репортажа делают читателя более осведомленным (consisted of four, entered the water, was leading, succeded, greeted).
Заметим, что в британской журналистике никогда не отменялась значимость принципа точности и достоверности отражения реальности в новостном тексте, однако социокультурные традиции и коммерциализация медийной сферы всегда предполагали фокусность отражения, аттрактивность формы и тональности новостного контента, адресованного массовому читателю.
Фокусность медиарепрезентации состоит в возможных подменах значимости агентов и участников ситуации, введении дополнительных лиц, например, внешних наблюдателей, что приводит к нарушению точности нарратива, повествующего о событии, появление комментариев сторонних лиц или пишущего журналиста позволяет усилить личностную адресность новостного текста, активировать эмоциональное восприятие действительности, т. е. с помощью намеренного выбора языковых средств и приемов повысить аттрактивность формы текста.
В качестве аргумента приведем фрагменты из архива региональной британской прессы, датированные серединой XVIII в. - конца XIX в. - начала XXI в. Изучение тематики новостных сообщений выявило значительный интерес британских новостных журналистов
к негативным новостям, сообщениям о преступлениях, происшествиях, в частности, о природных бедствиях и иных катаклизмах.
Так, в новостной заметке о пожаре «Lamentable Distress by Fire» из «Saunders's News-Letter» (Tuesday, 17 March, 1789), кроме традиционных номинативных средств репрезентации события, его месте и времени (fire, Joseph's lane near South Great George's street, Dublin // Saturday Night 7th March), нарратив включает лексику, окрашивающую сообщение эмоциями печали и горя (perish in the Flames, unfortunate, frantic, etc. ):
The Humane and Charitable are most humbly entreated to contribute even the smallest Relief to Charles Field and his Wife, whose little Dwelling in Joseph's lane, near South Great Georges street was on Saturday Night 7th March inst. entirely consumed by Fire; their two Children perished in the Flames; and the laid unfortunate Couple are almost frantic, and in a starving Condition. Benefactions will be most thankfully received by Mrs. Peters, Grocer, No. 31. South Great George's street, who will certify the melancholy Narration, or by Mr. Stapleton, at No. 74, Dame-Erect.
Меланхолично-печальная аттрактивность новости передана в заглавии «Lamentable Distress by Fire» (lamentable - regrettable, from 'lament' - show, feel, express great sorrow or regret). Стоит отметить неявное присутствие автора, выраженное в выборе тональности описания события. Следующий текст из «The Daily News» (Thursday, January 8, 1890) отличается усиленной детализацией события fire, нарратив «обрастает» точными фактами и подробностями:
Within a few minutes of the birth of the New Year twenty-six boys died from suffocation at the Forestgate Industrial Schools. They now lie tide by tide, wrapped in fleecy with blankets, upon the floor of the infirmary, with numbers marked in big figures, or the names chalked over the inanimate heaps as to which identification is complete.
Традиция освещения пожаров остается в региональной британской прессе XX в., что соответствует таким критериям информирования, как локальная близость к читателю (a family near us or like us), неожиданность, но частота повторения (frequency, predictability, but unexpectedness), простота изложения (clarity) [18]. Следует отметить сохранение закономерности соблюдения тональности сочувствия к горю пострадавших при пожаре людей:
FOUR children died in a fire at their home in Bandeath Road, Fallin, near Stirling, to-day. They were Rosina Summerville (2 V), her brother Alec (4),
her sister Katherine (8), and her brother John (13).They were the children of Mr. and Mrs. David Summerville. The parents and their other six children escaped. Betty (4) and Isabel (12) jumped from an upstairs window into a blanket held by neighbors. Janette (20) Sadie (18) and Stuart (17) escaped down a drainpipe. The dead children were found in an upstairs bedroom. The alarm was given about 5 a.m. but when the fire brigade arrived all the occupants of the house had escaped except the four children who died. David Summerville, another son, left the house last night after spending the weekend with his parents, to return to a N.C.B. school in Ayrshire, where he is a mining trainee (Hartlepool Mail, Monday, 12 October, 1953).
Однако к началу XXI в. отмечается обновление приема медиаре-презентации события «пожар», в частности уменьшается доля нарра-тива о самом событии, в центр внимания читателя попадает описание эффективных действий пожарных при борьбе с огнем:
Firefighters from across Coventry battled a stubborn brush fire fueled by high heat, gusty winds and extremely dry conditions on Tuesday. All of Coventry's fire districts responded to the fire that burned along Teakwood Drive and was first reported at around 1:20 p.m. Crews from West Warwick, West Greenwich and Scituate also responded to provide support and mutual aid coverage at Coventry fire stations depleted by the brush fire. One firefighter from the Hopkins Hill Fire District was treated at the scene for a minor burn, according to reports. Authorities said that about two acres burned in the fire. Nearly 50 firefighters worked to control the fire and douse hotspots after the fire was mostly under control. Crews were at the scene for more than four hours (CN - Coventry Newswire. Available at: http:// www.topix.com/wire/ city/coventry-ri)
Проведенный анализ когнитивно-семантической и стилистической составляющей британских новостных текстов в диахроническом ракурсе позволяет прийти к выводу о сохранении традиции детализации нарратива о происшествии; при этом сокращается доля лексики, прямо апеллирующей к эмоциям, оценке, а употребление лексики со специальной терминологической нагрузкой повышает интеллектуально-логическую составляющую, т. е. изменяются приемы повышения аттрактивности медиарепрезентации в современном новостном тексте.
Проведенное исследование позволяет заключить, что в массме-дийном дискурсе, призванном с помощью информации о социально значимых событиях и фактах (новостных сообщений) управлять массовым сознанием, сложились профессиональные технологии
репрезентации актуальных событий, основанные на когнитивных стратегиях фокусного конструирования ментального коррелята события и его вариативных вербализациях. Вследствие этого универсальная когнитивно-дискурсивная модель новости получает вариативную текстовую реализацию, связанную с выбором фактографической, аналитической или образно-детализирующей стратегий медиарепрезентации события.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Беляевская Е. Г. Моделирование семантики события: событие уб событийность // События в коммуникации и когниции: материалы Междунар. науч. конф., Москва, 19-20 мая 2016 г. - М. : ФГБОУ ВО МГЛУ, 2016. -С. 44-45.
2. Водак Р. Язык. Дискурс. Политика / пер. с англ. и нем. яз. - Волгоград : Перемена, 1997. - 139 с.
3. Дейк Т. А. ван. Язык. Познание. Коммуникация / пер. с англ.- М. : Прогресс, 1989. - 312 с.
4. Демьянков В. З. Событийность в языке средств массовой информации // Язык средств массовой информации как объект междисциплинарного исследования: тез. докл. Междунар. науч. конф., Москва, филол. факультет МГУ им. М. В. Ломоносова, 25-27 октября 2001 г. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 2001. - С. 59-60.
5. Демьянков В. З., Кубрякова Е. С. К проблеме ментальных репрезентаций // Вопросы когнитивной лингвистики. - М. : Институт языкознания ; Тамбов : Тамбовский гос. ун-т им. Г. Р. Державина. - 2007. - № 4. - С. 8-16.
6. Демьянков В. З. О мультидисциплинарности исследования событий // События в коммуникации и когниции: материалы Междунар. науч. конф., Москва, 19-20 мая 2016 г. - М. : ФГБОУ ВО МГЛУ, 2016. - С. 16-17.
7. Детинко Ю. И. Дискурсивное конструирование чужеродности в современной британской политической коммуникации: автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Волгоград, 2013. - 22 с.
8. Ильинова Е. Ю., Волкова О. С. К вопросу о конструировании новостного сообщения // Вестн. Волгогр. гос. ун-та. Сер. 2. Языкознание. - 2015. -№ 4 (28). - С. 96-102. - DOI: http://dx.doi.Org/10.15688/jyolsu2.2015.4.11.
9. Ирисханова О. К. Игры фокуса в языке. Семантика, синтаксис и прагматика дефокусирования. - М. : Языки славянской культуры, 2014. - 320 с.
10. Лакофф Дж. Когнитивное моделирование // Язык и интеллект. - М. : Прогресс, 1996. - С. 143-184.
11. Мельникова Е. А. Когнитивно-дискурсивные особенности медиарепрезентации события в англоязычном тексте новостного сообщения: авто-реф. дис. . канд. филол. наук. - Волгоград, 2016. - 23 с.
12. Новая философская энциклопедия. - URL: http://iphras.ru/elib/2779.html/
13. Плотникова С.Н. Дискурсивное конструирование как теоретическое понятие // Известия Волгоград. гос. пед. ун-та. Сер. Филологические науки. - 2014. - № 5 (90). - С. 41-46.
14. Плотникова С. Н. Дискурсивные технологии и дискурсивное оружие как реалии современной информационной эпохи // Технологизация дискурса в современном обществе: Коллективная монография. - Иркутск : ИГЛУ, 2011. - С. 6-44.
15. Федосеева Е. В. Когнитивные механизмы дискурсивного конструирования действительности в медиадискурсе: автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Красноярск, 2016. - 23 с.
16. Dijk T. A. van. News as Discourse. - Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum Associates. 1988. - 200 p.
17. Durst-Andersen Per, Smith V, Nedergaard Thomsen O. Toward a cognitive-semiotic typology of motion verbs. The construal of spatial meaning // Windows into conceptual space. (Eds) C. Paradis et al. - Oxford : Oxford University Press, 2012. - P. 190-222.
18. Hodkinson P. Media, culture and society. - London : SAGE, 2011. - 320 p.
19. McKinlay A., Potter J., Wetherell M. Discourse analysis and social representations // Empirical Approaches to Social Representations. - Oxford : Oxford University Press, 1993. - P. 134-156.
20. Potter J., Hepburn A. Discursive constructionism. (Eds) J. A. Holstein and A. Gubruin // Handbook of Constructionist Research. - N. Y. : Guildford. - 1998. -P. 275-293.
21. Talmy L. How Language Structures Space // Spatial Orientation. Theory, Research and Application. - N. Y. : Plenum Press, 1983. - P. 226-281.