Научная статья на тему 'Когнитивная лингвистика'

Когнитивная лингвистика Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2670
422
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОГНИТИВНАЯ ЛИНГВИСТИКА / ГНОСЕОЛОГИЯ / АКЦЕНТ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Раджабова Маржона Ахмадовна

Статья посвящена рассмотрению развития современной лингвистики. Подчеркнуто, что в когнитивистике исследуются не просто наблюдаемые действия, а их ментальные репрезентации, символы, стратегии человека, которые и порождают действия на основе знаний. Отмечается роль деятельности психолингвистики, этнолингвистики, социолингвистики, когнитивной лингвистики и лингвокультурологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Когнитивная лингвистика»

вызывает сомнение: «Поэтому из гомеровских кирпичей мне удалось построить более плотную стену» [1. 70]. Это лукавство О. Родена, который говорил о простоте работы скульптора, что надо иметь хороший камень, а затем отсечь все лишнее. Известно, что «Илиада «- это 49 дней (эпизод из 10-летнего стояния под Троей) битв и гибели героев, что единственным перерывом в войне является свидание Гектора с Андромедой. А. Барикко сохраняет ощущение времени, его нерв. Возникает знаковое понятие для каждого героя: «тот день». А поскольку повествование закреплено за каждым персонажем: «Я сделал рассказ субъективным. Выбрав несколько персонажей «Илиады», я заставил их рассказать историю от первого липа» [1. 73]. Сразу же подчеркнем, что это и есть, очевидное, самое трудное, ведь в эпосе нет главного героя. Автор лукавил, когда именовал это «чисто техническим приемом». Это прием перемонтажа произведения, ведь точка зрения «рассказчика» не просто характеристика, но и самохарактеристика героя, но и «переход хода»: ахейцы - троянцы. Следующее важное признание А. Барикко заключается в том, что «...я не устоял перед соблазном дописать немного от себя» [1. 80].

Таким образом, можно подчеркнуть доказательство длительного процесса ученого литературоведа, - который прежде проанализировал Текст так дотошным, что обнаружил художественный механизм, принципы эстетического воздействия и заставил работать его в новой форме. Думается, что это и есть настоящая художественность - саморазвитие образов.

Список литературы

1. Барикко А. Гомер. Илиада. М.: Иностранка, 2007.

2. Гомер. Илиада. М.: Художественная литература, 1989.

КОГНИТИВНАЯ ЛИНГВИСТИКА Раджабова М.А.

Раджабова Маржона Ахмадовна - преподаватель английского языка, кафедра иностранных языков, Бухарский инженерно-технологический институт, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: статья посвящена рассмотрению развития современной лингвистики. Подчеркнуто, что в когнитивистике исследуются не просто наблюдаемые действия, а их ментальные репрезентации, символы, стратегии человека, которые и порождают действия на основе знаний. Отмечается роль деятельности психолингвистики, этнолингвистики, социолингвистики, когнитивной лингвистики и лингвокультурологии.

Ключевые слова: когнитивная лингвистика, гносеология, акцент.

Важное достижение современной лингвистики состоит в том, что язык уже не рассматривается «в самом себе и для себя». Он предстает в новой парадигме с позиции его участия в познавательной деятельности.

Язык - это вербальная сокровищница нации, средство передачи мысли, которую он «упаковывает» в некую языковую структуру. Знания, используемые при этом, не являются лишь знаниями о языке. Это также знания о мире, о социальном контексте, знания о принципах речевого общения, об адресате, фоновые знания и т.д. Ни один из названных типов знания нельзя считать приоритетным, только изучение их в совокупности и взаимодействии может приблизить к пониманию сути языковой коммуникации.

Человеческим интеллектом, закономерностями мышления издавна занималась логика, философия, физиология, психология. Так, в философии существует целый раздел - гносеология, - занимающийся теорией познания. Поэтому можно утверждать, что у когнитивизма огромная традиция, корни которой уходят в античность. Но в рамках когнитивистики старые вопросы рассматриваются по-новому.

В когнитивистике исследуются не просто наблюдаемые действия, а их ментальные репрезентации (внутренние представления, модели), символы, стратегии человека, которые и порождают действия на основе знаний. Когнитивный мир человека изучается по его поведению и деятельности протекающих при активном участии языка, который образует речемыслительную основу любой человеческой деятельности - формирует ее мотивы, установки, прогнозирует результат.

Итак, во второй половине XX века обозначилась необходимость посмотреть на язык с точки зрения его участия в познавательной деятельности человека. Полученная в ходе предметно-познавательной деятельности информация поступает к человеку через разные каналы, но предметом рассмотрения в когнитивной лингвистике является лишь та ее часть, которая обретает отражение и фиксацию в языковых формах.

Поэтому, цель когнитивной лингвистики - понять, как осуществляются процессы восприятия, категоризации, классификации и осмысления мира, как происходит накопление знаний, какие системы обеспечивают различные виды деятельности с информацией.

Именно язык обеспечивает наиболее естественный доступ к сознанию и мыслительным процессам, причем вовсе не потому, что многие результаты мыслительной деятельности оказываются вербализованными, а потому что «мы знаем о структурах сознания, только благодаря языку, который позволяет сообщить об этих структурах и описать их на любом естественном языке» [1, с. 24].

Перелом в сознании многих современных лингвистов наступил с появлением ряда новых дисциплин, показавших неадекватность подхода к языковой системе, игнорирующего деятельностную природу языка и его включенность в процессы жизнедеятельности человека и общества. Среди этих дисциплин, возникших на стыке с лингвистикой, оказались психолингвистика, этнолингвистика, социолингвистика, когнитивная лингвистика и лингвокультурология.

С когнитивной лингвистикой связаны новые акценты в понимании языка, открывающие широкие перспективы его изучения во всех разнообразных и многообразных связях с человеком, его интеллектом, со всеми познавательными процессами. Когнитивная лингвистика выходит за рамки собственно лингвистики, соприкасаясь с логикой, психологией, социологией, философией, что делает чрезвычайно привлекательной работу в этой области.

Когнитивная лингвистика - это «лингвистическое направление, в центре которого находится язык как общий когнитивный механизм, как когнитивный инструмент -система знаков, играющих роль в репрезентации (кодировании) и трансформировании информации» [1, с. 35].

Важнейшим объектом когнитивной науки является язык, но теперь к нему ученые подходят с иных позиций. Без обращения к языку нельзя надеяться понять суть таких когнитивных способностей человека, как восприятие, усвоение и обработка языковой информации, планирование, решение проблем, рассуждение, на учение, а также приобретение, представление и использование знаний. Когнитивная лингвистика, исследует не только язык, но и когницию (познание, мышление, знание): на базисном уровне категоризации « ... в качестве категорий выступают не фундаментальные и самые «высокие» в иерархии объединения, но объединения, в которых сконцентрированы максимально релевантные для обыденного сознания свойства».

Список литературы

1. Кубрякова Е. С. Язык пространства и пространство языка (к постановке проблемы) // Известия РАН. Серия литературы и языка, 1997. Т. 56. № 3.

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ АНТИТЕЗЫ Раджабова М.А.

Раджабова Маржона Ахмадовна - преподаватель английского языка, кафедра иностранных языков, Бухарский инженерно-технологический институт, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: статья посвящена характерной особенности антитезы. Подчеркнуто, что в антитезе концепты, входящие в единую концептосферу, вступают в оппозиционные отношения, отношения противопоставления и контраста. Также в статье говорится, что антитеза является одним из важнейших вербализаторов культурных концептов.

Ключевые слова: концептосфера, антитеза, интерпретация, антонимы.

Когнитивные аспекты антитезы являются наиболее важным в процессе интерпретации текста. Наблюдения над языковым материалом свидетельствует о том, что глубинная структура антитезы выявляется в процессе концептуально -когнитивного анализа. Сущность такого анализа заключается в том, что в процессе интерпретации антитезы необходимо выявить те концепты и концептуальные признаки, которые репрезентируются ключевыми словами антитезы. К ключевым словам антитезы относятся, прежде всего, антонимы (языковые или контекстуальные), которые способствуют созданию контраста в антитезе. Характерной особенностью антитезы является тот факт, что в ней в отличие от других стилистических приёмов представлена, совокупность концептов - двух или более, формирующих концептосферу антитезы.

Концептосфера - это совокупность концептов, некоторые целостные и структурированные пространства. Фактически это система мнений и знаний человека о мире, отражающих его познавательный опыт на до языковом и языковом уровнях.

Американский психолог Дж. Миллер сказал: «У каждой культуре мифов есть свои мифы. Один из стойких в нашей культуре мифов состоит в том, что у неграмотных людей в менее развитых странах существует особое «примитивное мышление», отличающиеся от нашего и уступающего ему» [1, с. 28]. Отсюда следует, что можно говорить об универсальных для большинства народов (в том числе и примитивных) и культур концептах.

При одинаковом наборе универсальных концептов у каждого народа существует особые, только ему присущие соотношения между этими концептами, что и создает основу национального мировидения об оценке мира.

В антитезе концепты, входящие в единую концептосферу, вступают в оппозиционные отношения, отношения противопоставления и контраста. Анализ языкового материала позволил выявить в антитезе следующие оппозиции:

1. Wealth and poverty.

-If you have much, give of your wealth.

- If you have little, give of your heart.

Bushnell.

2. Love and Hate

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.