Научная статья на тему 'Когнитивная архитектура интеллектуального агента в имитационных моделях социальноэкономических явлений'

Когнитивная архитектура интеллектуального агента в имитационных моделях социальноэкономических явлений Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
451
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОГНИТИВНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / НЕОБИХЕЙВИОРИЗМ / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ И ЯВЛЕНИЯ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ АГЕНТ / COGNITIVE MODELLING / SOCIAL PROCESS / INTELLIGENT AGENT / NEOBEHAVIOURISM

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Машкова А. Л.

Статья посвящена актуальному междисциплинарному исследованию на стыке психологии, социологии и компьютерного моделирования. Предлагается новый подход к когнитивному описанию поведения челове- ка в агентных моделях социальных процессов в соответствии с концепцией TOTE, разработанной в рамках необихейвиористического течения в зарубежной психологии. Взаимодействие человека с социальной средой формализуется в виде системы Образов и Планов. Рассматривается применение когнитивной архитектуры агента в имитационной модели миграционных процессов в малом городе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COGNITIVE ARCHITECTURE OF AN INTELLIGENT AGENT IN SIMULATION MODELS OF SOCIAL AND ECONOMIC PROCESSES

The article is devoted to the interdisciplinary research at the intersection of psychology, sociology and computer modeling. A new approach to cognitive description of human behavior in agent-based models of social processes in accordance with the neobehaviouristic concept TOTE is shown. Human interaction with the social environment is formalized as a system of Images and Plans. The application of cognitive architecture agent is given in the simulation model of migration processes in a small town.

Текст научной работы на тему «Когнитивная архитектура интеллектуального агента в имитационных моделях социальноэкономических явлений»

УДК 316.4:004.81 А.Л. МАШКОВА

доцент, кафедра «Информационные системы»,

Госуниверситет-УНПК

E-mail: [email protected]

UDC 316.4: 004.81 A.L. MASHKOVA

Assistant professor, Department of Information Systems,

State university-ESPC E-mail: [email protected]

КОГНИТИВНАЯ АРХИТЕКТУРА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО АГЕНТА В ИМИТАЦИОННЫХ МОДЕЛЯХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ

COGNITIVE ARCHITECTURE OF AN INTELLIGENT AGENT IN SIMULATION MODELS OF SOCIAL AND ECONOMIC PROCESSES

Статья посвящена актуальному междисциплинарному исследованию на стыке психологии, социологии и компьютерного моделирования. Предлагается новый подход к когнитивному описанию поведения человека в агентных моделях социальных процессов в соответствии с концепцией TOTE, разработанной в рамках необихейвиористического течения в зарубежной психологии. Взаимодействие человека с социальной средой формализуется в виде системы Образов и Планов. Рассматривается применение когнитивной архитектуры агента в имитационной модели миграционных процессов в малом городе.

Ключевые слова: когнитивное моделирование, необихейвиоризм, социальные процессы и явления, интеллектуальный агент.

The article is devoted to the interdisciplinary research at the intersection of psychology, sociology and computer modeling. A new approach to cognitive description of human behavior in agent-based models of social processes in accordance with the neobehaviouristic concept TOTE is shown. Human interaction with the social environment is formalized as a system of Images and Plans. The application of cognitive architecture agent is given in the simulation model of migration processes in a small town.

Keywords: cognitive modelling, neobehaviourism, social process, intelligent agent.

Построение универсальной модели поведения человека относится к числу важнейших научно-технических задач. Модели поведения представляют интерес как с позиций компьютерных наук (создание «искусственного интеллекта»), так и с точки зрения психологии и медицины, а также ряда гуманитарных дисциплин: экономики, социологии, политологии. Подходы к изучению такого комплексного явления, как человеческое поведение, существенно различаются. Большинство разработок в области искусственного интеллекта носит прикладной характер и имеет целью построение робастных систем технического назначения и экспертных систем, моделирующих процесс рассуждения, но не поведения человека. Медики и психологи ограничиваются качественным описанием отдельных аспектов восприятия и поведения индивидов, оставляя в стороне проблемы структуризации и компьютерного моделирования полученных закономерностей.

Для исследования социально-экономических процессов требуются когнитивные модели, сочетающие адекватность отражения важных для исследуемого явления поведенческих характеристик индивида с вычислительной сложностью, доступной для современных компьютеров [1]. Широкое распространение на рынке получают агентные имитационные модели, изучающие влияние поведения отдельных индивидов на динамику сложных организационных систем [5,7]. В связи с этим

перед разработчиками агентных моделей и систем имитационного моделирования стоит ряд новых научно-технических задач, важнейшей из которых является построение когнитивных моделей поведения человека как субъекта социальных, экономических и политических процессов.

Теоретические основы создания когнитивной архитектуры агента

Разработка когнитивной архитектуры интеллектуального агента является частной задачей по отношению к проблеме создания универсальной модели поведения и включает лишь те характеристики индивида, которые значимы для исследуемого явления. В основе предлагаемой когнитивной архитектуры интеллектуального агента лежит модель поведения ТОТЕ, предложенная Д. Миллером, Ю. Галентером, К. Прибрамом в рамках теории необихейвиоризма [2].

План - это всякий иерархически построенный процесс в организме, способный контролировать порядок, в котором должна совершаться какая-либо последовательность операций. Когда человек выполняет План, он делает это шаг за шагом, завершая одну его часть и переходя к следующей. Для организма План представляет собой то же самое, что программа для ЭВМ. Впервые иерархическая структура Плана была применена для моделирования человеческих процессов мышления на

© А. Л. Машкова © A.L. Mashkova

скоростных вычислительных устройствах Ньюэллом, Шоу и Саймоном.

Образ - это все накопленные и организованные знания человека о себе самом и о мире, в котором он существует. Образ включает все оценки и факты, приобретенные и организованные человеком при помощи тех понятий, образов и отношений, которые он смог выработать [2].

Формулировки Планов у человека должны включать часть Образа, поскольку то, что человек в состоянии выполнить данные планы, должно являться частью его Образа о самом себе. Знания должны быть включены в План, так как в противном случае План не может служить основой для руководства поведением. Следовательно, Образы могут составлять часть Плана. Можно внести изменения в Образы только путем выполнения Планов по сбору, накоплению и переработке информации. Изменения в Планы вносятся только на основании информации из Образов.

Схема Test-Operate—Test—Exist представляет собой сжатое описание связи между Образом и выполняемыми действиями из Плана. Фаза Test (проба) включает определение знаний, необходимых для сравнения, а фаза Operate (действие) - действия, которые организм выполняет в соответствии с полученными знаниями.

Планирование может рассматриваться как составление перечня проб, которые необходимо произвести [2]. Когда имеется отчетливый Образ желаемого результата, его можно использовать для создания условий, которые необходимо опробовать, и, будучи организованными в нужной последовательности, эти пробы составляют в стратегию возможного Плана.

Когнитивная архитектура агента в социально-экономическом процессе

При имитационном моделировании социально-экономических процессов значимыми являются следующие Образы агентов [3]:

1. Объективный Образ Мира, представляющий среду агентной модели. Каждый агент встраивается в Объективный Образ Мира через набор связей с его составляющими.

2. Объективный Образ Агента, включающий информацию о личных и социальных характеристиках агента. К личным характеристикам относятся пол, возраст, уровень интеллекта и способностей. Наиболее важными социальными характеристиками являются семейное положение, образование, квалификация. Сочетание различных характеристик определяет социальное состояние агента.

3. Субъективный Образ Мира, присущий отдельному агенту, отражается в модели через набор субъективных оценок уровня жизни

4. Субъективный Образ Агента. В реальном мире представление человека о самом себе включает широкий спектр знаний, умений, предпочтений и шаблонов поведения. Различие между объективными и субъективными характеристиками человека является существенной чертой реального мира и потому не

может игнорироваться при исследовании социально-экономических явлений.

Изменение Образов происходит по мере реализации Планов двух уровней: уровня агента и уровня системы [3,4]. Планы первого уровня реализуют процессы, в которых участвует отдельный агент:

- демографические (рождение, взросление, вступление в брак, развод, смерть);

- образовательные (поступление в образовательное учреждение, обучение в нем и его окончание);

- трудоустройства (поиск работы, увольнение);

- миграции (переезд в другой город или страну);

- социальный протест (организация или присоединение к законному или противозаконному протесту против существующего политического строя).

Поскольку в реальном мире социальные процессы происходят стихийно, корректная реализация Планов первого уровня является необходимым условием для построения адекватного прогноза социально-экономической ситуации [3,4].

Планы второго уровня отражают возможности воздействия на социальную ситуацию со стороны государства. К подобным Планам относятся программы поддержки регионов, увеличение или снижение социальных пособий, создание новых рабочих мест и др.

Применение когнитивной архитектуры агента при построении имитационных

моделей социально-экономических явлений

Когнитивная архитектура интеллектуального агента нашла применение в разработанных автором агент-ных моделях миграционной ситуации в малом городе, динамики языковой ситуации в России и за рубежом, прогнозирование потребности в кадрах на градообразующем предприятии [3,4].

Рассмотрим в качестве примера использование предложенной когнитивной архитектуры в агентной модели миграционных процессов. Миграционные процессы по своей сути являются социальными, однако на их протекание существенное влияние оказывают биологические и экономические факторы. В статье [3] выделены основные факторы, влияющие на миграционные процессы, и предложены способы их формализации, оценки и учета при построении прогноза. В качестве инструментария моделирования было выбрано имитационное агентное моделирование [5,7]. Каждый агент обладает набором характеристик, позволяющим ему производить оценку и сравнение различных параметров уровня жизни и принимать решение о смене места жительства (система Субъективных Образов). С другой стороны, изменение состояния каждого агента оказывает влияние на внешнюю среду. Фактически, наиболее значимые в исследовании параметры среды - направление и структура миграционных потоков - складываются из отдельных агентов (система Объективных Образов) [3,4].

Информационное обеспечение агентной модели миграционных процессов включает минимальный набор характеристик агента и внешнего мира, не-

обходимый для построения перечисленных Образов и реализации Планов. Структура информационного обеспечения агентной модели представлена на рисунке 1 в виде инфологической модели, построенной в соответствии с требованиями стандарта ЦМЬ [6]. Основными элементами инфологической модели являются сущности (Агент, Домохозяйство, Рабочее место, Образовательное место, Жилое помещение) и взаимосвязи между ними.

Система Образов, отражающая миграционную ситуацию в регионе, изменяется по мере выполнения Планов. Планы являются агрегированным выражением важных событий, происходящих в жизни человека и влияющих на его цели, возможности и оценки. Планы реализуются в виде алгоритмов событийной модели, которая складывается из четырех взаимосвязанных блоков [3].

1. Блок «Демография» включает события: Взросление, Достижение пенсионного возраста, Вступление в брак, Рождение ребенка, Уход в декрет, Выход из декрета, Развод, Выход на пенсию, Смерть.

2. Блок «Образование и трудоустройство», в который входят события: Выбор образовательного учреждения (ОУ), Поступление в ОУ, Окончание ОУ, Мобилизация на военную службу, Демобилизация, Трудоустройство.

3. Блок «Рынок жилья» состоит из событий Аренда жилья, моделирующего поиск жилого помещения домохозяйством, не имеющим собственной жилой площади, и Закрепление жилого помещения за домохозяйством, в котором воспроизводится перераспределение жилых помещений в результате изменения состава домохозяйств, обусловленного событиями Вступление в брак, Развод, Смерть.

4. Блок «Принятие решения», в рамках которого происходит пересчет оценок уровня жизни в небольшом городе, ожидаемого уровня жизни в большом городе и уровня накопленного недовольства под влия-

нием событий из блоков «Демография», «Рынок жилья» и «Образование и трудоустройство».

Большинство событий взаимосвязаны в рамках одного блока. Так, в блоке «Образование и трудоустройство» за событием Поступление в ОУ следует его окончание через определенный промежуток времени и после этого Мобилизация на военную службу или Постановка агента на биржу труда. Однако возможно планирование событий одного блока в рамках другого. Например, за событием Выход на пенсию (блок «Демография») следует планирование события Добавление рабочего места на биржу труда (блок «Образование и трудоустройство»). Наиболее тесные взаимосвязи с другими блоками имеет блок «Принятие решения». Событие Пересчет оценок может быть инициировано из событий Вступление в брак, Уход в декрет, Выход из декрета, Развод, Выход на пенсию, Смерть (блок «Демография»), а также из событий Трудоустройство и Увольнение (блок «Образование и трудоустройство») [3].

Поскольку Планы тесно связаны с Образами, по мере реализации алгоритмов событийной модели изменяются значения атрибутов сущностей инфологической модели, таким образом формируются измененные объективные и субъективные Образы.

Выводы

Сфера использования когнитивной архитектуры интеллектуального агента охватывает социальные, экономические и политические модели, что доказывает ее универсальность. Дальнейшие исследования будут направлены как на совершенствование структуры когнитивной архитектуры интеллектуального агента путем интеграции в нее принципов и закономерностей, выявленных в рамках эмпирических исследований человеческого поведения, так и на расширение набора основанных на ней прикладных агентных моделей.

_ДэУЖГцД' ПВО_

^Hovep доыомоаяклЕа ^Ноиер до.1 oxojs клЕа-'родгтеги' ^■■Уровень itkjsw доуоииЁЯГстна ^Уровень сеязеу

к — ' -

I

Д55Т тхугэе-

Жулое novsi|EH'-=

^■Hwep эоппца ^ДОЖИООЗ» ЕТЕО-ЕП5ДгП5-| •^■Даыотоздаствозк тец ^UrK уровень дакода дги иъеуа ^MVh уровень дакода дги nocyier

1

Агент

'Iw4 .к ji V ev.O

^Нс-чер агента ■-,

%1-Ьыер д-э^ок-аз; fc"ES

^Vecf с-зхде-^■Гсп ^■jeyeiris попиннге-^Зо-|капь ны й стат^ ^Укны» {»разова-Кг ^Сле-^агьнссть %([ ваг ,фк еа_|кя ^■УВ

рабочего ыеста {]DpäJSOE£T=ni:Hjro уеста

P^ofjee vecno ^Hwep рабочего уеста ^Уровеньiap£oTHoi платы 0 1 ^Состорнге (ш.и.н"п-аоанято} ^Tp=6vevaü спе^уагьность ^Треб^ЕУЫ? урове)-ь жраз-жанге1 ^■Мук трей^еиыу УЕ ^■МУН. трей^еиый WZ.

у^я

С*)рагоБа-=г=-:-е veno ^■" l-fci'vep к^ед оеетэпь но" о ^Урова- ь yje&oro Едекга

^"Бкд фодяктноа коч уер-еадаг} ^■Конкурсный УВ

Рис. 1. Инфологическая модель миграционных процессов.

Библиографический список

1. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М.: Канон+РООИ Реабилитация, 2006.

2. Миллер Д., Галантер Ю., Прибрам К. Планы и структура поведения. В кн.: История зарубежной психологии. М.: МГУ, 1986.

3. Савина А.Л. Алгоритмические аспекты построения агентной модели миграционных потоков. Пятая всероссийская научно-практическая конференция «Имитационное моделирование. Теория и практика» ИММОД 2011; 1:255-259.

4. Савина А.Л. Математическая модель принятия решений агентами в имитационной модели миграционных потоков. Информационные системы и технологии 2011: 6: 66-72.

5. Савина О.А. Имитационное моделирование экономических систем и процессов. Орел: ОрелГТУ, 2004.

6. Якобсон А., Буч Г., Рамбо Дж. Унифицированный процесс разработки программного обеспечения. СПб: Питер, 2002.

7. Epstein, J., AxtellR. Growing Artificial Societies: Social Science From the Bottom Up. MIT Press/Brookings Institution, 1996.

References

1. Durkgame E. Sociology. Its subject and method. М.: Kanon+RООI Reabilitation, 2006.

2. MillerD., Galanter J., Pribram K. Plans and structure of behaviour. In: History of foreign psycology. М.: МGU, 1986.

3. Savina A.L. Algorithms in agent model of migration processes. The fifth scientific conference «Simulation modeling. Theory and pactice» IMMOD 2011; 1:255-259.

4. Savina A.L. Mathematical model of agent's decision making in a simulation model of migration flows. Information systems and technologies 2011: 6: 66-72.

5. Savina O.A. Simulation modeling of economical systems and processes. Orel: OrelGTU, 2004.

6. Jacobson А., Buch G., Rambo J. Unified process of software development. SPb: Piter, 2002.

7. Epstein, J., AxtellR. Growing Artificial Societies: Social Science From the Bottom Up. MIT Press/Brookings Institution, 1996.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.