ИСТОРИЯ ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА И АРХЕОЛОГИЯ
Древний Восток
Problemy istorii, filologii, kul'tury Проблемы истории, филологии, культуры
2 (2017), 5-20 2 (2017), 5-20
© The Author(s) 2017 ©Автор(ы) 2017
КОГДА ЖЕ ВОЗНИК МЕМФИС ГЕРОДОТА?
Р.А. Орехов
Центр египтологических исследований РАН, Москва, radamant67@mail.ru
Аннотация. Античный историограф Геродот первым оставил нам информацию об основании египетского Мемфиса. Из его труда мы, в частности, узнаем, что город был основан как столичный центр со стороны западной поймы Нила в эпоху легендарного царя Мина (егип. Нармер, 3050 г. до н.э.), в период так называемой нулевой династии. Однако насколько эта информация соответствует действительности? Отталкиваясь от данных современных исследований, автор приходит к выводу, что единой столицы в эпоху первых династий на западном побережье не существовало. Самые ранние крупные поселения здесь появились только в эпоху Древнего царства и соответствовали так называемым припирамидным городам. Эти города поочередно являлись столицами государства, а их основное назначение состояло в отправлении заупокойного культа умерших царей. На место единой столицы в исторической перспективе могли претендовать только два центра - Джед-исут (припирамидный город царя Тети, 2345-2333 гг. до н.э.) и Меннефер (при-пирамидный город царя Пепи I, 2332-2283 гг. до н.э.). Вероятнее всего, Мемфис, который описывает Геродот, появился только в конце Среднего царства. Этому способствовало завоевание Египта гиксосами (1663-1555 гг. до н.э.), которые основали на месте припира-мидного города Пепи I (Меннефер) собственную военную крепость. Впоследствии здесь и возник город-цитадель Мемфис.
Ключевые слова: Геродот, Мемфис, Общество изучения Египта, «блуждающая столица», гиксосы, пирамидный город Тети, пирамидный город Пепи I
Орехов Роман Александрович - кандидат исторических наук, научный сотрудник Центра египтологических исследований РАН.
Автор выражает искреннюю признательность А.А. Кролу и А.Е. Демидчику за помощь в написании данной статьи.
© IA RAS, NMSTU, JHPCS, 2017 | DOI 10.18503/1992-0431-2017-2-56-5-20
Введение
Как это ни странно, но тон в описании истории раннего Мемфиса во многом был задан античной историографией, точнее Геродотом1. Историограф смог навязать будущим поколениям исследователей миф, который до сегодняшнего дня определяет наши взгляды на древнейшую эпоху истории Египта. Первая составляющая этого мифа заключается в том, что Мемфис был основан на западном берегу Нила в момент образования египетского государства как столица и продолжал существовать в одном и том же месте как некая статическая конструкция. Другой стороной мифа является личность царя Мина (Miva), который основал этот город и которому исследователи пытаются найти реальный исторический прототип2.
Вставая на позицию Геродота, мы как бы принимаем и тот факт, что такое специфическое название как Мецфц, происходящее от др. егип. „„«¿¡Д© Mn-nfr, было актуальным для ранних периодов египетской истории3. Греческий историограф, который оставил нам описание города, застал этот центр во всем его великолепии в эпоху его подлинного расцвета и могущества (хотя страна и была завоевана на тот момент Персидской империей), поэтому название Мемфис стало априори распространяться на все предыдущие эпохи4. Однако насколько справедливыми на данный исторический момент представляются его трактовки? Отталкиваясь от результатов современных исследований, мы постараемся показать, как мог развиваться Мемфис в древнейшую эпоху, и заодно проверим справедливость сведений «отца истории».
Д. Джеффрис является ведущим специалистом, изучающим историю древнейшей столицы Египта. Свою работу он ведет в рамках проекта «Исследования Мемфиса» (Survey of Memphis) Общества изучения Египта (Egypt Exploration Society). Основными задачами этого проекта, как их определил сам египтолог, являются исследование местоположения, с одной стороны, городища Мемфис, с другой - русла Нила, а также влияния изменения русла реки на развитие города; изучение местной топографии5.
Д. Джеффрис предположил, а затем убедительно доказал на основании изучения письменных источников, топографии, геофизических исследований и археологических раскопок, что постепенное смещение Нила в восточном направлении, четко прослеживаемое в римское время, имело место и в предшествующие периоды6.
Одной из проблем, к которой ученый обращается во многих своих работах, является локализация того места, где город был основан и функционировал на заре египетской истории, в период правления первых династий. В результате полевых исследований ученый пришел к выводу, что на развитие города решающее
1 Herod. II, 99.
2 Традиционно считается, что Мемфис был основан около 3000 г. до н.э. царем Менесом после объединения Верхнего и Нижнего Египта. Под именем Менеса (или Мина), вероятно, скрывается один из правителей I династии Хор Нармер или Хор Аха (Крол 2005, 47-48; Heagy 2014, 59-92).
3 Как хорошо видно из написания знака, под словом Mn-nfr здесь понимается припирамидный город Пепи I второго царя VI мемфисской династии (Hannig 2003, 1555).
4 Достаточно сказать, что слово «Мемфис» применительно к городу не встречается в источниках ранее Нового царства (Zivie 1982, 25).
5 Jeffreys, Giddy 1992, 6-8.
6 Jeffreys, Smith 1988, 55-66.
Рис.1. Карта городища Мемфис7
влияние оказывали два фактора: постепенное смещение русла реки в восточном направлении и связанное с этим образование речных островов, освоение которых, как считает Д. Джеффрис, на протяжении всей истории города было основным направлением развития Мемфиса8.
Геофизические исследования на городище Мемфис и в Саккаре, которые сочетались с археологическими раскопками ограниченного масштаба, позволили ученому прийти к выводу, что в раннединастический период Мемфис находился там, где в настоящее время располагается арабская деревня Абусир, под склонами холмов Северной Саккары (см. рис. 1). В этот период Мемфис, вероятно, из-за недостатка территории простирался лентой вдоль реки9. В ходе этих исследований
7 Giddy 1994, 200, fig. 1.
8 Jeffreys, Giddy 1992, 6-7.
9 Jeffreys, Tavares 1994, 159.
были обнаружены археологические слои, относящиеся к раннединастическому периоду и периоду Древнего Царства10.
Однако в одной из своих последних работ он приходит к убеждению, что поселение, расположенное у подножия склона раннединастического некрополя в северной Саккаре, было всего лишь одним из ранних поселений в районе будущего Мемфиса. Более того, ученый считает, что в позднедодинастическом и раннеди-настическом периоде территория восточного берега была более густо заселена и играла ведущую роль в урбанизации региона. Это объясняется тем, что восточный берег Нила был освоен задолго до этого носителями культуры Буто-Маади, основавшими здесь ряд крупных поселений11. Пальма первенства перешла к западному берегу лишь после воцарения III династии и начала строительства заупокойного комплекса Джосера12.
В Древнем царстве, по мнению исследовательницы Л. Гидди, центр Мемфиса смещается как в южном направлении, следуя за изменением местоположения царского некрополя, так и в восточном, двигаясь за смещающимся к востоку руслом Нила13. Исследовательница полагает, что в период правления VI династии центр города располагался в районе Ком-Фахри (рис. 1). Здесь в 50-х гг. XX в. был исследован большой некрополь Первого переходного периода или периода раннего Среднего царства. В качестве строительного материала для гробниц во многих случаях были использованы блоки Древнего царства14.
Несколько иначе реконструирует историю Мемфиса периода Древнего царства Я. Малек. Ученый обратил внимание на тот факт, что в Туринском папирусе, в котором правители группируются не по династиям, а по резиденциям, из которых осуществлялось управление государством, цари, которые в соответствии с современной хронологией правили в эпоху Древнего царства и чей двор находился в Мемфисе, объединены не в одну, а в две группы. Так, согласно Туринскому папирусу, первая группа египетских царей правила от Менеса до Унаса, а вторая - от Тети до последнего фараона VIII династии. После списка правителей, как первой, так и второй групп, в папирусе приводится сначала счет лет их правления по отдельности, а затем общий для обеих групп. Следующая, третья, группа объединяет уже правителей, чья столица находилась в Гераклеополе15. Таким образом, распределение правителей Древнего царства по двум группам в Туринском папирусе позволяет предполагать, что в период правления I-VIII династий царский дворец в Мемфисе как минимум единожды менял свое местоположение16. В итоге Я. Малек приходит к выводу, что в раннединастический период и период Древнего царства можно говорить о трех сменявших друг друга Мемфисах. Первый, самый ранний, назывался Белыми стенами (Jnb-hd или Jnbw-hdw). По мнению исследователя, он находился в районе современной деревни Абусир на западном берегу Нила рядом с погребениями третьей династии, расположенными на северной оконечности Саккарского плато, и существовал в раннединастический период
10 Jeffreys 2004, 838.
11 Jeffreys 2004, 840.
12 Jeffreys 2004, 840.
13 Giddy 1994, 193.
14 Giddy 1994, 193.
15 Malek 1997, 93.
16 Malek 1997, 93.
Рис. 2. Припирамидные города на месте будущего Мемфиса
и в раннем Древнем царстве. Город был защищен от наводнения каналами и плотинами. Свое название он, вероятно, получил из-за того, что его оборонительные стены были покрыты известью17.
Следующая по времени столица была основана к востоку от пирамиды фараона VI династии Тети и называлась Джед-исут (Ddw-jswt). Ее упоминание сохранилось в Поучении Мерикара18. При следующем правителе VI династии фараоне Пепи I царская резиденция сместилась дальше на юг, следуя за движением царского некрополя. Поселение, возникшее вокруг царского дворца, переняло имя пирамиды Пепи I и стало называться Меннефер (Mn-nfr Pjpj). По мнению Я. Ма-лека, резиденция Меннефер, которая впоследствии передала свое имя городу в целом, располагалась на территории Ком-Фахри.
Ученый считает, что, хотя центр города и переместился к югу, та часть, которая носила имя Белые стены (Jnb-hd), не прекратила свое существование. Несмотря на то, что в более позднее время Jnb-hd и Mn-nfr часто смешивались, в некоторых текстах они четко различаются. Так, например, в стелле Пианхи упоминается порт Инеб-хедж, который находился на севере, и порт Меннефер на юге19.
На примере рассуждений Я. Малека и других египтологов мы видим, что ученые стали постепенно отказываться от модели статического Мемфиса. Еще дальше идет в своих построениях британская исследовательница С. Лав. Она так-
17 Malek 1997, 94.
18 Malek 1997, 93; Quack 1992, 187, E 100-101.
19 Malek 1997, 93.
же отталкивается в своих рассуждениях от идей, высказанных Д. Джеффрисом и А. Таварес. Однако, по ее мнению, в раннединастический период и в период Древнего царства Мемфисом можно называть почти тридцатикилометровую зону от Дахшура до Абу Роаша на западном берегу Нила, вдоль царского некрополя III-V династий (рис. 2)20.
С. Лав справедливо полагает, что припирамидные города в правление IV династии выполняли функции столиц. Так, согласно ее точке зрения, Гиза была национальным центром администрации, индустрии, торговли в период правления фараонов Хуфу, Хафра и Менкаура. При этом исследовательница приводит аргумент, что с началом правления IV династии Саккара перестала быть местом погребения правителей. Соответственно, делает вывод С. Лав, и столица, вероятнее всего, переместилась в другое место вслед за изменением местоположения царского некрополя21. Так, в течение правления IV династии столица «кочевала» между Медумом, Дахшуром, Гизой, Абу Роашем, а в царствование V династии, вероятно, располагалась рядом с пирамидами Абусира22.
Таким образом, согласно термину, предложенному С. Лав, в правление IV династии Египет управлялся из «блуждающей» (peripatetic) столицы. По ее мнению, в пользу данного предположения косвенно свидетельствует тот факт, что в ходе раскопок на территории Мемфиса были обнаружены лишь единичные артефакты, относящихся к эпохе Древнего царства, однако не было найдено культурных слоев раннединастического периода и периода правления IV династии, содержащих остатки городской архитектуры23.
Согласно С. Лав, в период строительства пирамид на плато Гиза именно там находился социально-экономический, политический и религиозный центр страны. Здесь на огромной территории в 500 га (не считая 400 га, которые занимали постройки царского заупокойного комплекса) проживало ок. 28 000 человек, часть из которых занималась непосредственно строительством пирамид, а другая - обеспечением стройки всем необходимым. Со всей страны в Гизу доставлялись сельскохозяйственная продукция и сырье. Центром по их распределению был заупокойный храм, который, таким образом, был средоточием экономической жизни страны24. Один из таких «живых» припирамидных городов в правление фараонов IV династии Хеопса, Хефрена и Микерина располагался на плато Гиза, где, по мнению исследователя, находилась столица государства, его административный, торговый и производственный центр25. По мнению Лав, последним аргументом в пользу признания Гизы национальной столицей IV династии стало бы обнаружение на плато Гиза остатков царского дворца26.
Рассуждения С. Лав в этом смысле представляются справедливыми. Например, мы знаем, что высокий сановник Нисутнефер был «начальником дворца (jmj-ri rh) города при пирамиде Велик Хафра» в Гизе27. Другими словами, адми-
20 Love 2003, 82.
21 Love 2000, 64.
22 Love 2000, 64.
23 Love 2000, 64.
24 Love 2000, 71.
25 Love 2000, 71.
26 Love 2000, 63.
27 Junker 1938, 175-176; Verner 2014, 102.
нистративный центр при Хафра определенно располагался в его припирамидном городе. Согласно мнению руководителя американских раскопок М. Ленера подобная резиденция правителя могла находиться к юго-востоку от «Вороньей Стены» - мощной ограде толщиной 7-7,5 м и длиной 178 м, которая отделяла царский заупокойный комплекс от деревни строителей пирамид28. В последнее время М. Ленер и его команда получают все больше данных, подтверждающих это предпо-ложение29.
Итак, С. Лав оспаривает тезис о том, что Мемфис с момента своего основания и вплоть до арабского завоевания не менял местоположения и находился там, где в настоящее время расположена деревня Мит-Рахина. По мнению исследовательницы, в период Древнего царства Мемфис был «"блуждающей" столицей»30. Применительно к периоду правления III-V династий С. Лав фактически отождествляет столицу с припирамидными городами, которые возводились в Саккаре, Дахшуре, Гизе, Абу Роаше, Абусире. Ее теория представляет для нас особый интерес еще и потому, что весьма похожих взглядов на проблему «peripatetic city» придерживались два выдающихся отечественных египтолога - О.Д. Берлев и Ю.Я. Пере-пелкин31.
Если мы будем отталкиваться от аргументов адептов теории «peripatetic city», появления Mn-nfr как столицы не могло произойти в период Древнего царства, когда каждый владыка воздвигал город при своей пирамиде. В период Первого междуцарствия страна распалась, и это было также невозможно: на месте некогда единой страны выросло несколько крупных образований, самые могущественные из которых вступили между собой в длительное противостояние. И только Гера-клеополиты впервые после продолжительного перерыва переносят свою столицу в район Ddw-jswt («Устойчивые места Тети») 32
В этой связи А.Е. Демидчик замечает: «Согласно "Поучению Мерикара (Ми-керэ)", отец этого царя (имя в тексте "Поучения" разрушено) сумел установить действенный контроль над столичной областью Старого царства близ будущего Мемфиса. А сам Мерикара, как показывают обломки надписей жрецов, воздвиг там свою пирамиду»33. Тети был особо почитаем в Гераклеопольскую эпоху, он был обожествлен, считался покровителем мемфисской области и любимцем бога Птаха34.
Обстоятельства, изложенные в «Завещании Микерэ», позволили О. Д. Берле-ву выдвинуть предположение, что именно пирамидный город Тети, а не его преемника Пепи I, позднее стал знаменитым Мемфисом35. Как пишет исследователь, позже, при отце царя Микерэ (т.е. Мерикара), столица была вновь перенесена в традиционную столичную область от Абу Роаша на севере до Дашура, в которой
28 Love 2000, 66.
29 О возможной локализации крупного административного центра в Гизе см. Lehner, Tavares 2010, 171-216; Tavares 2011, 270-277.
30 Love 2000, 61.
31 Берлев 1978, 120; Перерепелкин 1988, 127.
32 Подразумевается припирамидное поселение и столичный центр царя VI династии Тети -(Hannig 2003, 158; Hannig 2006, 2991). Демидчик 2005, 199.
33 Демидчик 2005, 35.
34 Демидчик 2005, 35.
35 Берлев 1978, 106-107.
располагались временные, рассчитанные на одно царствование, столицы, целью существования которых было возведение поблизости новой пирамиды. Центром этой столичной области, согласно «Завещанию Микерэ» был город Ddw-jswt, т.е. город, разросшийся на месте столицы царя Атоте (VI династия) при его пирамиде Ddw-jswt-Ttj в северной Саккаре. Значение же более южного поселения на месте столицы Пепи I при его пирамиде Mnw-nJrw-Mrjw-raw в южной Саккаре в то время еще никому не было ясно36.
Когда над Гераклеополем берет верх Фиванское царство, южане также начинают продвигать свою ставку к Нижнему Египту37. Даже местоположение «новой» столицы Jtj-tïwj в районе пирамиды Аменемхета I в Лиште, как полагает Д. Мартин, следует считать гипотетическим, ибо оно не подтверждено материалами археологических исследований. Так, по мнению исследователя У.К. Симпсона, столицу Среднего царства также следует искать на южных окраинах Мемфиса38. Такого же мнения придерживается и О. Д. Берлев. Когда гераклеопольский режим пал и страна была объединена Ментухотепом I, столица определенно находилась на том же месте, как это показывают письма Hki-nhtw, в которых упоминается столичная область Ddw-jswt39. Однако о фактическом переносе столицы в Ddw-jswt свидетельствует рельеф из фиванской гробницы верховного сановника Dig при Ментухотепе I, изображающий главного жреца-волхва, читающего сановнику список явств. Этот жрец носит имя Ttj-m-zi.f, чрезвычайно распространенное среди жителей Ddw-jswt-Ttj, но чуждое для южной столицы, т.е. Фив. Похоже, замечает О.Д. Берлев, что сановник изобразил в своей гробнице не какого-нибудь фиванского недоучку, а высококвалифицированного столичного жреца40.
О. Д. Берлев также отмечает, что область столичного города Тети насчитывала 10000 человек в виде ndsw (т.е. воинов) и wçbww (т.е. жрецов-чистителей), свободных от податей (букв. nn bikw.f «без работы его», т.е. без обязанности сдавать кому бы то ни было произведенную данным человеком работу)41. Таким образом, мы видим, что поселение Тети, занимая позиции столичного города, имело все шансы стать в будущем главной столицей Египта. А какая роль отводится в это время другому столичному центру Древнего царства Mnw-nJrw-Mrjw-raw в южной Саккаре?
На одном из блоков пирамиды Сенусерта I мы находим граффити, датированное 13 годом его правления (второй месяц зимы, 20 день)42. Речь идет о контрольной пометке, из которой следует, что камень был доставлен рабочим отрядом из Меннефер, точнее припирамидного города:
^¿Мт-ктшк1\р D® I I ЩИ® F
rnpt 13 ib 2 prt 20 jn(w) n Mn-nfr
Следовательно, мы можем предположить, что жителей этого поселения привлекали на царские работы близ Файума, а значит, они были зарегистрированы и поднадзорны. А.Е. Демидчик любезно обратил мое внимание, что на строитель-
36 Берлев 1978, 107.
37 Предполагаемое местонахождение этой столицы - Ичи-тауи, согласно источникам эфиопского времени («Стела Пианхи»), район между Медумом и Мемфисом (Gesterman 1987, 108).
38 Martin 2000, 119.
39 Берлев 1978, 107.
40 Берлев 1978, 107, прим. 4.
41 Берлев 1978, 108; Quack 1992, 187, E 101.
42 Arnold 1990, 140, E 29 b.1.
ство пирамиды Сенусерта I привлекались далеко не все регионы страны. А если это так, то была, следовательно, востребована наиболее квалифицированная сила: рабочие, чьи предки возводили грандиозные усыпальницы Древнего царства.
Припирамидный город продолжал жить самостоятельной жизнью, о чем свидетельствует титул, относящийся по времени приблизительно к царствованию Сенусерта I (или чуть позднее) - «управляющий Мемфисом» НЗу'-^п^уМп-п/т43. Как полагает Ф. Гомаа, в данном случае засвидетельствовано первое упоминание о Мемфисе как о городе-поселении.
Однако интересно сопоставить данный титул с другим, который, по предположению Р. Ханига, является показателем функционирования Мемфиса как самостоятельного городского образования в период Древнего царства -^^»«иД Д - я*-/Р]р]-Гпк т Мп-п/т «Сын его, друг единственный, Пепи-анх, в Меннефер»44.
Однако в обоих случаях титулы не говорят о поселении при пирамиде ничего нового. Исходя из их написания, мы можем заключить, что существовала практика нахождения при дворе сыновей номархов из южных областей страны и для управления припирамидным городом могли назначаться сановники из приближенных фараона. Как мы могли видеть выше, в округе Ddw-jswt находилось достаточное количество не обремененных податями жрецов, которые представляли собой серьезный экономический ресурс, нуждающийся в учете и управлении со стороны новых династов.
Также Сенусертом I, а затем и последующими царями XII династии, возобновляется строительная деятельность в районе будущего Мемфиса45. И хотя поселение начинает оживать, оно еще не имеет «всеегипетского» значения и широкой известности. Если к началу царствования Сенусерта I оно еще не воспринимается отдельно от пирамиды, то при последующих царях, возможно, уже развивается как самостоятельное образование. Никаких источников у нас по этому поводу нет! Возникает закономерный вопрос, почему столицей Египта в скором времени станет не город царя Тети, который имел для этого все шансы, а его преемника Пепи I?
Примечательно, что Мемфис впервые начинает заявлять о себе в полный голос в период длительного господства царей-пастухов, гиксосов! Так, согласно трактату Иосифа Флавия «Против Аппиона» (со ссылкой на Манефона), первый гиксосский царь Салитис сделал Мемфис своей разиденцией, «он обосновался в Мемфисе, верхнюю и нижнюю земли обложил данью и разместил вооруженные отряды в наиболее подходящих местах»46. Здесь необходимо принять во внимание, что гиксосы смогли достаточно легко завоевать Египет, т.к. обладали на тот
43 Gomaa 1987, 8.
44 Hannig 2003, 1555; публикация - Daressy 1917, 139.
45 Gesterman 1987, 120-124; Jeffreys 2008, 42; Giddy 2012.
46 Manetho, Fr. 42. Вероятно, речь идет о так называемой XV Мемфисской династии. Как полагает М. Битак, гиксосы на данном отрезке времени имели две опорные точки - Аварис и Шарухен (Bietak 1994, 23). Если XV династия имела ставку в Мемфисе, то ее боковая ветка - XVI династия - имела в качестве своей опоры уже Шарухен в южном Ханаане. Касательно Мемфиса исследователь полагает, что Салитис совершил в Мемфисе свою коронацию. Однако, на наш взгляд, Мемфис служил ему скорее в качестве опорной военной базы для подчинения и контроля над Верхним Египтом. Аварис в свою очередь служил для контроля за азиатскими владениями. Об этом же говорит и Иосиф со ссылкой на Манефона.
исторический момент лучшей воинской организацией, которая заключалась не только в наличии особого вооружения (например, колесничьего войска или более совершенного оружия из бронзы), но и передовым опытом фортификации, выразившемся в строительстве мощных четырехугольных крепостей-укреплений47. В этом смысле сообщение Иосифа Флавия представляется вполне достоверным. Именно гиксосы впервые могли закрепиться и заложить крепость рядом с поселением Пепи I Мерира, обеспечив полный контроль над долиной. Только усвоив у гиксосов их военный опыт, фиванцы смогли оказать им достойное сопротивление, а затем и изгнать из страны.
Рис. 3. Поздний Мемфис времени Геродота
В этой связи возникает справедливый вопрос: не являются ли именно гиксосы основателями легендарного города-цитадели Мемфиса? Как полагает Ван Сетерс, гиксосы управляли страной именно из Мемфиса, в то время как Аварис был лишь второстепенной пограничной крепостью48. Они не то чтобы вернули городу его былую славу, скорее придали ему совершенно иной облик, который и отразился в последующих поколениях. Ведь совершенно не случайно, что первый египетский источник, который упоминает Мемфис после Среднего царства, относится именно ко времени кампании изгнания гиксосов из Египта -
47 Janosi 1994, 188-190; Тантлевский 2005, 63.
48 Van Seters 1966, 121-124.
49 Речь идет о знаменитой автобиографии адмирала Яхмоса, в которой упоминается название судна, на котором он осаждал Аварис - «Воссияние в Мемфисе» (hr-m-Mn-nfr (Zivie 1982, 25; Goedicke 1974, 31)). Впрочем, вполне вероятно, что первым городом, который фиванцы отобрали у
Резюмируя сказанное, можно отметить, что Мемфис как крупная городская структура не мог возникнуть в наиболее ранние периоды египетской истории. Первоначально на его месте располагались только припирамидные города царей Древнего царства. В эпоху Среднего царства эта тенденция была продолжена. И лишь гиксосы ставят на месте припирамидного поселения Пепи I укрепленную крепость, которая и положила начало столичному центру, прославившему Египет. Вероятно, наиболее упорное сопротивление захватчикам оказал именно столичный город Тети, в результате чего гиксосы отдали предпочтение для своей ставки не ему, а городу Пепи I, то есть будущему Мемфису.
В поздние периоды истории Мемфис развивался как торговый и производственный центр, а также выполнял важные функции по управлению номом, являясь административным центром Нижнего и Среднего Египта50. Так или иначе, но с упадком политического и экономического значения Мемфиса центр религиозной и хозяйственной жизни сместился к северу, сделав стратегически важным место на восточном берегу Нила, где новые римские правители решили воздвигнуть крепость, известную в настоящее время как Вавилон51.
Заключение
Завоевание Египта арабскими войсками в 642 г., а также основание аль-Фустата и позднее аль-Кахиры (современного Каира) привело к тому, что Мемфис окончательно пришел в упадок. Новая столица была основана всего в двух десятках километров от Мемфиса и переняла все его основные функции. В VII в. после того, как Мемфис перестал быть центром епископата, местоположение древнего города было и вовсе утеряно52. Такое положение вещей сохранялось вплоть до XVI в., когда французским путешественником Франсуа де Павье было высказано предположение, что древний Мемфис нужно искать среди руин, окружающих современную арабскую деревню Мит-Рахина, а вовсе не на месте Каира, как тогда считало большинство ученых. Высказанная де Павье идея, однако, была забыта вплоть до 1799 г., когда Наполеоновской комиссией были проведены первые раскопки и составлены карты, позволившие с уверенностью локализовать древнюю столицу Египта на месте Мит-Рахины53. В настоящее время городищем древний Мемфис принято называть десяток теллей или комов, расположенных между современными деревнями Мит-Рахина, Эзбет Габри, Азизия и городом Бадрашейн на расстоянии около 24 км к югу от центра Каира. Нынешние размеры археологического памятника Мемфис составляют 3,5 км (Север-Юг) х 1,5 км (Запад-Восток).
гиксосов, был именно Меннефер, т.е. будущий Мемфис. Название судна может рассматриваться как первая крупная победа египетского войска во главе с царем Яхмосом.
50 Goedicke 1974, 28.
51 Толмачева 2015, 341.
52 Jeffreys 2001, 373.
53 Sauneron 1968, 27-28.
ЛИТЕРАТУРА
Берлев, О.Д. 1978: Общественные отношения в Египте эпохи Среднего царства: социальный слой «царских hmww». М.
Демидчик, А.Е. 2005: Безымянная пирамида. Государственная доктрина древнеегипетской Гараклеопольской монархии. СПб.
Крол, А. А. 2005: Египет первых фараонов. М.
Перепелкин, Ю.Я. 1988: Хозяйство староегипетских вельмож. М.
Савельева, Т.Н. 1992: Храмовые хозяйства Египта времени Древнего царства (III-VIII династии). М.
Тантлевский, И.Р. 2005: История Израиля и Иудеи до разрушения Первого храма. СПб.
Толмачева, Е.Г. 2015: Египетский Вавилон: страницы истории в контексте эпох. В сб.: С.В. Иванова, Е.Г. Толмачева (ред.), «И земля в ликовании...». М., 332-352.
Шэхаб Эль-Дин, Т. 1993: Автобиография в Древнем Египте в эпоху IV-VIII династий: дис. на соиск. уч. ст. канд. ист. наук. СПб.
Arnold, F. 1990: Control Notes and Team Marks. Publications the Metropolitan Museum of Art Egyptian Expedition. Vol. 23. South cemeteries of Lisht. New York.
Bietak, M. 1994: Historische und archäologische Einführung. In: M. Bietak (ed.), Pharaonen und Fremde im Dunkel. Sonderausstellung des Historischen Museums der Stadt Wien in Zusammenarbeit mit dem Ägyptologischen Institut der Universität Wien und dem Österreichischen Archäologischen Institut Kairo, Rathaus Wien 8. Sept.-23 Okt. 1994. Wien, 17-53.
Daressy, M.G. 1917: Inscriptions du mastaba de Pepi-Nefer à Edfou. In: Annales du Service des Antiquités de l'EgypteXVII. Le Caire, 130-140.
Gesterman, L. 1987: Kontinuität und Wandel in Politik und Verwaltung des frühen Mittleren Reiches in Ägypten. Wiesbaden.
Giddy, L. 1994: Memphis and Saqqara during the late Old Kingdom: some topographical considerations. In: C. Berger, G. Clerc, N. Grimal (eds.), Hommages à Jean Leclant. Vol.1. Le Caire, 189-200.
Giddy, L. 2012: The Survey of Memphis VI: Kom Rabi'a: the late Middle Kingdom (levels VI-VIII). London.
Goedicke, H. 1974: Some Remarks Concerning the Inscriptions of Ahmose, Son of Ebana.
Journal of the American Research Center in Egypt 11, 31-41.
Gomaà, F. 1987: Die Besiedlung Ägyptens während des Mittleren Reiches. Bd. II. Unterägypten und die angrenzenden Gebiete. Wiesbaden.
Hannig, R. 2003: Ägyptisches Wörterbuch I. Altes Reich und Erste Zwischenzeit. Mainz am. Rheine.
Hannig, R. 2006: Ägyptisches Wörterbuch II. Mittleres Reich und Zweite Zwischenzeit. Teil 1-2. Mainz am Rheine.
Heagy, T. C. 2014: Who was Menes? In: Archéo-Nil: Revue de la société pour l'étude des cultures prépharaoniques de la vallée du Nil. Prédynastique et premières dynasties égyptiennes. Nouvelles perspectives de recherches. Janvier 24. Paris, 59-92.
Janosi, P. 1994: Die Zitadelle der späten Hyksoszeit aus cEzbet Helmi. In: M. Bietak (ed.), Pharaonen und Fremde im Dunkel. Sonderausstellung des Historischen Museums der Stadt Wien in Zusammenarbeit mit dem Ägyptologischen Institut der Universität Wien und dem Österreichischen Archäologischen Institut Kairo, Rathaus Wien 8. Sept.-23 Okt. 1994. Wien, 188-190.
Jeffreys, D., Smith, H. 1988: Memphis and the Nile in the New Kingdom: a preliminary attempt at a historical perspective. In: A.-P. Zivie (ed.), Memphis et ses nécropoles au nouvel empire. Nouvelles données, nouvelles questions. Paris, 55-66.
Jeffreys, D., Giddy, L. 1992: Towards Archaic Memphis. Egyptian Archaeology 2, 6-8.
Jeffreys, D., Tavares, A. 1994: The historic landscape of Early Dynastic Memphis. Mitteilungen des Deutschen Archäologischen Instituts, Abteilung Kairo 50, 143-173.
Jeffreys, D. 2004: Hierakonpolis and Memphis in Predynastic Tradition. In: S. Hendrickx, R.F. Friedman, K.M. Cialowicz, M. Chlodnicki (eds.), Egypt at its Origins. Studies in Memory of Barbara Adams. Proceedings of the International Conference "Origins of the State. Predynastic and Early Dynastic Egypt". Krakow, 28th August - 1st September 2002. Leuven, 837-845.
Jeffreys, D. 2008: The Survey of Memphis, Capital of Ancient Egypt: recent developments.
Archaeology International 11, 41-44.
Junker, H. 1938: Bericht über die von der Akademie der Wissenschaften in Wien auf gemeinsame Kosten mit Dr. Wilhelm Pelizaeus unternommenen Grabungen auf dem Friedhof des Alten Reiches bei den Pyramiden von Giza. III. Wien-Leipzig.
Quack, J.F. 1992: Studien zur Lehre für Merikare. Göttinger Orientforschungen IV Reihe: Ägypten. Bd. 23. Wiesbaden.
Lehner, M., Tavares, A. 2010: Walls, ways and stratigraphy: signs of social control in an urban footprint at Giza. In: M. Bietak, E. Czerny, I. Forstner-Müller (eds.), Cities and Urbanism in Ancient Egypt. Papers from a Workshop in November 2006 at the Austrian Academy of Sciences. Wien, 171-216.
Love, S. 2000: Peripatetic Old Kingdom Center: A Fourth Dynasty Model of Giza. Papers from the Institute of Archaeology University College London 11, 61-77.
Love, S. 2003: Questioning the location of the Old Kingdom capital of Memphis, Egypt. Papers from the Institute of Archaeology University College London 14, 70-84.
Malek, J. 1997: The Temples at Memphis. Problems Highlighted by the EES Survey. In: S. Quirke (ed.), The temple in ancient Egypt: new discoveries and recent research. London, 90-101.
Martin, G.T. 2000: Memphis: the status of a residence city in the Eighteenth Dynasty. In: M. Barta, K. Jaromir (eds.), Abusir and Saqqara in the year 2000. Archiv orientälnl. Supplementa IX (2000). Praha, 99-120.
Tavares, A. 2011: Village, town and barracks: a fourth dynasty settlement at Heit el-Ghurab, Giza. In: N. Strudwick, H. Strudwick (eds.), Old Kingdom, New Perspectives: Egyptian Art and Archaeology 2750-2150 BC. Oxford, 270-277.
Van Seters, J. 1966: The Hyksos. A new Investigation. New Haven.
Verner, M. 2014: Sons of the Sun. Rise and Decline of the Fifth Dynasty. Charles University in Prague. Prague.
Zivie, Ch. M. 1982: Memphis. Lexikon der Ägyptologie IV, 24-41.
REFERENCES
Arnold, F. 1990: Control Notes and Team Marks. Publications the Metropolitan Museum of Art Egyptian Expedition. Vol. 23. South cemeteries of Lisht. New York.
Berlev, O.D. 1978: Obshchestvennye otnosheniia v Egipte epokhi Srednego tsarstva: sotsial'nyi sloi "tsarskikh hmww" [Public Relations in Egypt, the Middle Kingdom: a Social Layer "Royal hmww]. Moscow.
Bietak, M. 1994: Historische und archäologische Einführung. In: M. Bietak (ed.), Pharaonen und Fremde im Dunkel. Sonderausstellung des Historischen Museums der Stadt Wien in Zusammenarbeit mit dem Ägyptologischen Institut der Universität Wien und dem Österreichischen Archäologischen Institut Kairo, Rathaus Wien 8. Sept.-23 Okt. 1994. Wien, 17-53.
Daressy, M.G. 1917: Inscriptions du mastaba de Pepi-Nefer à Edfou. In: Annales du Service des
Antiquités de l'EgypteXVII. Le Caire, 130-140. Demidchik, A.E. 2005: Bezymiannaia piramida. Gosudarstvennaia doktrina drevneegipetskoi GarakleopolSkoi monarkhii [Nameless Pyramid. The State Doctrine of the Ancient Egyptian Monarchy Herakleopolis]. Saint-Petersburg. Gesterman, L. 1987: Kontinuität und Wandel in Politik und Verwaltung des frühen Mittleren
Reiches in Ägypten. Wiesbaden. Giddy, L. 1994: Memphis and Saqqara during the late Old Kingdom: some topographical considerations. In: C. Berger, G. Clerc, N. Grimai (eds.), Hommages à Jean Leclant. Vol.1. Le Caire, 189-200.
Giddy, L. 2012: The Survey of Memphis VI: Kom Rabi 'a: the late Middle Kingdom (levels VI-VIII). London.
Goedicke, H. 1974: Some Remarks Concerning the Inscriptions of Ahmose, Son of Ebana.
Journal of the American Research Center in Egypt 11, 31-41. Gomaà, F. 1987: Die Besiedlung Ägyptens während des Mittleren Reiches. Bd. II. Unterägypten
und die angrenzenden Gebiete. Wiesbaden. Hannig, R. 2003: Ägyptisches Wörterbuch I. Altes Reich und Erste Zwischenzeit. Mainz am. Rheine.
Hannig, R. 2006: Ägyptisches Wörterbuch II. Mittleres Reich und Zweite Zwischenzeit. Teil 1-2. Mainz am Rheine.
Heagy, T. C. 2014: Who was Menes? In: Archéo-Nil: Revue de la société pour l'étude des cultures prépharaoniques de la vallée du Nil. Prédynastique et premières dynasties égyptiennes. Nouvelles perspectives de recherches. Janvier 24. Paris, 59-92. Janosi, P. 1994: Die Zitadelle der späten Hyksoszeit aus cEzbet Helmi. In: M. Bietak (ed.), Pharaonen und Fremde im Dunkel. Sonderausstellung des Historischen Museums der Stadt Wien in Zusammenarbeit mit dem Ägyptologischen Institut der Universität Wien und dem Österreichischen Archäologischen Institut Kairo, Rathaus Wien 8. Sept.-23 Okt. 1994. Wien, 188-190.
Jeffreys, D. 2004: Hierakonpolis and Memphis in Predynastic Tradition. In: S. Hendrickx, R.F. Friedman, K.M. Cialowicz, M. Chlodnicki (eds.), Egypt at its Origins. Studies in Memory of Barbara Adams. Proceedings of the International Conference "Origins of the State. Predynastic and Early Dynastic Egypt". Krakow, 28th August - 1st September 2002. Leuven, 837-845.
Jeffreys, D. 2008: The Survey of Memphis, Capital of Ancient Egypt: recent developments.
Archaeology International 11, 41-44. Jeffreys, D., Giddy, L. 1992: Towards Archaic Memphis. Egyptian Archaeology 2, 6-8. Jeffreys, D., Smith, H. 1988: Memphis and the Nile in the New Kingdom: a preliminary attempt at a historical perspective. In: A.-P. Zivie (ed.), Memphis et ses nécropoles au nouvel empire. Nouvelles données, nouvelles questions. Paris, 55-66. Jeffreys, D., Tavares, A. 1994: The historic landscape of Early Dynastic Memphis. Mitteilungen
des Deutschen Archäologischen Instituts, Abteilung Kairo 50, 143-173. Junker, H. 1938: Bericht über die von der Akademie der Wissenschaften in Wien auf gemeinsame Kosten mit Dr. Wilhelm Pelizaeus unternommenen Grabungen auf dem Friedhof des Alten Reiches bei den Pyramiden von Giza. III. Wien-Leipzig. Krol, A.A. 2005: Egipet pervykh faraonov [Egypt of the First Pharaohs]. Moscow. Lehner, M., Tavares, A. 2010: Walls, ways and stratigraphy: signs of social control in an urban footprint at Giza. In: M. Bietak, E. Czerny, I. Forstner-Müller (eds.), Cities and Urbanism in Ancient Egypt. Papers from a Workshop in November 2006 at the Austrian Academy of Sciences. Wien, 171-216.
Love, S. 2000: Peripatetic Old Kingdom Center: A Fourth Dynasty Model of Giza. Papers from the Institute of Archaeology University College London 11, 61-77.
Love, S. 2003: Questioning the location of the Old Kingdom capital of Memphis, Egypt. Papers from the Institute of Archaeology University College London 14, 70-84.
Malek, J. 1997: The Temples at Memphis. Problems Highlighted by the EES Survey. In: S. Quirke (ed.), The temple in ancient Egypt: new discoveries and recent research. London, 90-101.
Martin, G.T. 2000: Memphis: the status of a residence city in the Eighteenth Dynasty. In: M. Barta, K. Jaromir (eds.), Abusir and Saqqara in the year 2000. Archiv orientälni. Supplementa IX (2000). Praha, 99-120.
Perepelkin, Iu.Ia. 1988: Khoziaistvo staroegipetskikh vel'mozh [Farm Old Nobles]. Moscow.
Quack, J.F. 1992: Studien zur Lehre für Merikare. Göttinger Orientforschungen IV Reihe: Ägypten. Bd. 23. Wiesbaden.
Savel'eva, T.N. 1992: Khramovye khoziaistva Egipta vremeni Drevnego tsarstva (III-VIII dinastii) [Temple Farms of Egypt the Time of the Old Kingdom (III-VIII dynasty)]. Moscow.
Shekhab El'-Din, T. 1993: Avtobiografiia v Drevnem Egipte v epokhu IV-VIII dinastii [Autobiography in Ancient Egypt in the Period ofIV-VIII Dynasties]: diss. na soisk. uch. st. kand. ist. nauk. Saint-Petersburg.
Tantlevskii, I.R. 2005: Istoriia Izrailia i Iudei do razrusheniia Pervogo khrama [The History of Israel and Jew until the Destruction of the First Temple]. Saint-Petersburg.
Tavares, A. 2011: Village, town and barracks: a fourth dynasty settlement at Heit el-Ghurab, Giza. In: N. Strudwick, H. Strudwick (eds.), Old Kingdom, New Perspectives: Egyptian Art and Archaeology 2750-2150 BC. Oxford, 270-277.
Tolmacheva, E.G. 2015: Egipetskii Vavilon: stranitsy istorii v kontekste epoch [Babylon of Egypt: the Pages of History in the Context of Eras]. In: S.V. Ivanov, E.G. Tolmacheva (red.), "Izemlia v likovanii..." [And the Earth Triumph...]. M., 332-352.
Van Seters, J. 1966: The Hyksos. A new Investigation. New Haven.
Verner, M. 2014: Sons of the Sun. Rise and Decline of the Fifth Dynasty. Charles University in Prague. Prague.
Zivie, Ch. M. 1982: Memphis. Lexikon der Ägyptologie IV, 24-41.
WHEN DID MEMPHIS OF HERODOTUS ARISE?
Roman A. Orekhov
Center for Egyptological Studies RAS, Russia, radamant67@mail.ru
Abstract. Herodotus was the first one to leave us information about the foundation of Memphis in Egypt. We find out from his work that the city was founded as the capital on the side of the Western flood-lands of the Nile in the epoch of the legendary king Menes (Narmer in Egyptian, 3050 BC) during the period of the so called zero dynasty. However, to what extent does this information correspond to the reality? Taking the data of the modern studies as the basis, the author concludes that there was no single capital in the epoch of the first dynasties on the West bank. The earliest large settlements on the West bank appeared only in the epoch of the Old Kingdom and corresponded to the so-called pyramid towns. These towns were capitals of the state, each in its turn, and their main function was to perform funeral cult of the deceased kings. Only two centres could pretend to be a united capital in the historical perspective: Djed-
Isut (pyramid town of the king Teti, 2345-2333 BC) and Mennefer (pyramid town of the king Pepi I, 2332-2283 BC). It is most plausible that the Memphis described by Herodotus emerged only at the end of the Middle Kingdom. Its appearance was prompted by the invasion of the Hyksos (1663-1555 BC) into Egypt who founded their own military fortress on the place of the pyramid town of Pepi I (Mennefer). Subsequently on this place a city-citadel Memphis appeared.
Key words: Herodotus, Memphis, Egypt Exploration Society, «peripatetic city», Hyksos, the pyramid city of Teti, the pyramid city of Pepi I