КОГДА ЖЕ РОСАККРЕДИТАЦИЯ УСЛЫШИТ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ?
© В. И. ПОЛЕГОНЬКО,
канд. техн. наук, главный научный сотрудник учебно-научного центра проблем пожарной безопасности в строительстве, Академия ГПС МЧС России (Россия, 129366, г. Москва, ул. Бориса Галушкина, 4; е-mail: [email protected])
© В. А. КОЧЕТЫГОВ,
старший научный сотрудник учебно-научного центра проблем пожарной безопасности в строительстве, Академия ГПС МЧС России (Россия, 129366, Москва, ул. Бориса Галушкина, 4; e-mail: [email protected])
В соответствии с существующим законодательством за безопасность и качество любой продукции, выпускаемой на рынок, отвечает производитель. На органе по сертификации лежит ответственность за то, что он в действительности, в соответствии с имеющимися процедурами, провел оценку соответствия продукции установленным требованиям, прежде чем выдать сертификат соответствия. За любыми недобросовестными схемами по выдаче сертификатов соответствия стоят конкретные люди — эксперты. Начиная с 2014 г. и до настоящего времени в органах по сертификации в области пожарной безопасности работают специалисты, которые не прошли соответствующую законную аттестацию и тем не менее имеют право выдавать сертификаты на продукцию, зачастую низкокачественную и небезопасную, а порой не соответствующую требованиям Технического регламента о требованиях пожарной безопасности (Федеральный закон от 22.07.2008 № 12Э-ФЗ) (далее — ФЗ № 123) [1].
В подп. 2 п. 4 ст. 148 ФЗ № 123 [1] изложены дополнительные требования к органам по сертификации в области пожарной безопасности, которые по-прежнему, начиная с 2014 г., игнорируются Рос-аккредитацией при проведении работ по аккредитации их в национальной системе аккредитации.
В настоящее время требования настоящей статьи, в соответствии с которыми в аккредитованном в национальной системе аккредитации органе по сертификации должны быть штатные специалисты (эксперты), аттестованные в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности, ни одним из экспертов по аккредитации, которым были поручены соответствующие государственные услуги, не реализованы.
В результате такой деятельности Росаккредита-цией аккредитовано в национальной системе аккредитации более 100 органов по сертификации в области пожарной безопасности, которые не имеют в штате по основному месту работы не менее трех ра-
ботников, участвующих в выполнении работ по подтверждению соответствия и аттестованных в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.
Специалистами в области пожарной безопасности выражается серьезная озабоченность сложившейся ситуацией. Дело в том, что до сих пор в приказ Минэкономразвития от 23 мая 2014 г. №291 "Обутверж-дении перечня областей аттестации экспертов по аккредитации" [2], в пункты 1.1 (Аккредитация органов по сертификации в сферах) и 5.1 (Аккредитация испытательных лабораторий (центров) в сфере), не внесены новые подпункты и термин "пожарная безопасность".
По мнению специалистов в области пожарной безопасности, непринятие поправок в указанный приказ наносит ущерб национальным интересам, снижает уровень безопасности государства.
Данные требования специалистов в области пожарной безопасности обосновываются наличием в Российской Федерации, начиная с 1998 г.:
• процедур аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий в обязательной системе сертификации в области пожарной безопасности и добровольной системе сертификации услуг (работ), систем менеджмента качества в области пожарной безопасности;
• требований к экспертам по аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий, экспертам по подтверждению соответствия продукции и услуг, испытателям испытательных лабораторий (центров) в области пожарной безопасности в части наличия профессионального образования по профилю и определенного стажа работы;
• аккредитованных органов по сертификации и испытательных лабораторий в указанных системах как по продукции, так и по услугам в области пожарной безопасности.
Кроме того, в ст. 148 ФЗ № 123 [1] также изложены дополнительные требования, учитываемые при аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий.
В 2003 г. создана и зарегистрирована в Государственном реестре Система добровольной сертификации услуг (работ), систем менеджмента качества в области пожарной безопасности, в которой предусматривалась и проводилась процедура аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий услуг (работ) в области пожарной безопасности.
Одновременно хотелось бы заметить, что в соответствии с приказом Минэкономразвития от 23 мая 2014 г. № 285 [3] в перечень областей специализации технических экспертов, в разд. 1 "Технические эксперты в области оценки (подтверждения) соответствия продукции" включен подразд. 1.28 (Пожар-но-техническая продукция); в разд. 2 "Технические эксперты в области исследований (испытаний), измерений и анализа" — подразд. 2.8 (Испытания в области пожарной безопасности) и 2.9 (Испытания материалов пожарно-технического назначения). В то же время непонятно, по какой причине в соответствии с приказом [2] в перечне областей аттестации экспертов по аккредитации не предусмотрены:
• в разд. 1 "Аккредитация органов по сертификации продукции" — сфера "пожарная безопасность";
• в разд. 5 "Аккредитация испытательных лабораторий "центров" — сфера "пожарная безопасность, установки пожаротушения, системы противопожарного водоснабжения, огнезащита строительных конструкций, материалы пожар-но-технического назначения".
В соответствии с подп. 1 п. 4 ст. 148 ФЗ№ 123 [1] организация, претендующая на аккредитацию в качестве органа по сертификации на соответствие требованиям пожарной безопасности, может быть аккредитована, если в составе этой организации имеется аккредитованная лаборатория с аналогичной областью аккредитации. Эти требования были все же учтены Росаккредитацией и нашли свое отражение в п. 13 приказа Минэкономразвития России от 30 мая 2014 г. № 326 [4].
Испытания в области пожарной безопасности имеют отраслевую специфику, установленную ФЗ № 123 [1] и другими нормативными документами. Испытательная лаборатория несет ответственность за то, чтобы полученные от органа по сертификации
образцы продукции были испытаны по тем показателям, которые указаны органом по сертификации. Здесь очень важно, чтобы специалист (эксперт) органа по сертификации был хорошо образован, имел высокую техническую и профессиональную квалификацию и соответствующий опыт в сфере технической сущности процессов подтверждения соответствия продукции в области пожарной безопасности.
Что касается аттестации экспертов по аккредитации, то Росаккредитацией не предусмотрена проверка знаний в области пожарной безопасности, а специалистов в данной области нет ни в одной сфере из указанных в приложении к приказу Минэкономразвития [2]. В результате возникают большие трудности с выбором экспертов по аккредитации для выполнения государственных услуг заявителей, представивших в Росаккредитацию заявление на аккредитацию органа по сертификации или испытательной лаборатории в области пожарной безопасности.
Из концепции политики Федеральной службы по аккредитации в области подготовки и переподготовки экспертов по аккредитации следует, что эксперты по аккредитации — это основное звено в данной системе. Эти специалисты должны быть хорошо образованы, иметь высокую техническую и профессиональную квалификацию и соответствующий опыт в сфере не только процедуры аккредитации, но и технической сущности процессов функционирования аккредитуемых лиц.
Из доклада заместителя руководителя Федеральной службы по аккредитации А. Г. Литвака следует, что ключевую роль в функционировании национальной системы аккредитации играют эксперты по аккредитации, на результатах экспертизы которых служба основывает свои решения. При формировании национальной системы аккредитации в 2012 г. эксперты по аккредитации перешли в нее из целого ряда ведомственных систем, но только не из МЧС России. В связи с этим особое внимание должно быть уделено подготовке экспертов, приведению их уровня компетенции и практик оценок к единому знаменателю. Кроме того, необходимо создать полноценную систему мониторинга и оценки деятельности экспертов.
В связи с этим очень хотелось бы надеяться, что в этом году вышеуказанные изменения наконец будут внесены в приложение к приказу Минэкономразвития [2].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Технический регламент о требованиях пожарной безопасности : Федер. закон РФ от 22.07.2008 № 123-Ф3 (в ред. от 29.07.2017). URL: http://docs.cntd.ru/document/902111644 (дата обращения: 01.04.2018).
68
ПОЖАРОВЗРЫВОБЕЗОПАСНОСТЬ/FIREAND EXPLOSION SAFETY 2018 ТОМ 27 №4
2. Об утверждении перечня областей аттестации экспертов по аккредитации (в ред. от 24.06.2015): приказ Минэкономразвития РФ от 23.05.2014 № 291. URL: http://docs.cntd.ru/document/499099342 (дата обращения: 01.04.2018).
3. От утверждении перечня областей специализации технических экспертов (в ред. от 29.11.2016): приказ Минэкономразвития РФ от 23.05.2014 № 285. URL: http://docs.cntd.ru/document/420201042 (дата обращения: 01.04.2018).
4. Об утверждении Критериев аккредитации, перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, и перечня документов в области стандартизации, соблюдение требований которых заявителями, аккредитованными лицами обеспечивает их соответствие критериям аккредитации (в ред. от 17.03.2017) : приказ Минэкономразвития РФ от 30.05.2014№ 326. URL: http://docs.cntd.ru/document/420203443 (датаобращения: 01.04.2018).
Материал поступил в редакцию 4 апреля 2018 г.
Для цитирования: Полегонъко В. И., КочетыговВ. А. Когда же Росаккредитация услышит специалистов в области пожарной безопасности? // Пожаровзрывобезопасность / Fire and Explosion Safety. — 2018. — Т. 27, № 4. — С. 67-69.
For citation: Polegonko V. I., Kochetygov V. A. When will RusAccreditation finally understand experts in fire safety? Pozharovzryvobezopasnost / Fire and Explosion Safety, 2018, vol. 27, no. 4, pp. 67-69 (in Russian).
Издательство «П0ЖНАУКА»
Представляет книгу
Д. Г. Пронин Д. А. Корольченко
ДЕЛЕНИЕ ЗДАНИЙ НА ПОЖАРНЫЕ ОТСЕКИ
Д. Г. Пронин, Д. А. Корольченко
ДЕЛЕНИЕ ЗДАНИЙ НА ПОЖАРНЫЕ ОТСЕКИ: учебное пособие.
- М.: Издательство "ПОЖНАУКА".
В учебном пособии изложены базовые основы, действующие требования и современные представления о целях, задачах и способах ограничения распространения пожара по зданиям и сооружениям путем их разделения на пожарные отсеки.
Пособие предназначено для студентов Московского государственного строительного университета. Оно может быть использовано также другими образовательными учреждениями и практическими работниками, занимающимися вопросами обеспечения пожарной безопасности.
121352, г. Москва, а/я 43; тел./факс: (495) 228-09-03; e-mail: [email protected]