УДК 316.826 В.П. ИЗОТОВ
доктор филологических наук, профессор, кафедра журналистики и связей с общественностью, Орловский государственный университет И.В. ИЗОТОВА
тарший преподаватель, кафедра журналистики и связей с общественностью, Орловский государственный университет
UDC 316.826 V.P. IZOTOV
Doctor of Philology, Professor, Department of Journalism and Public Relations, Orel State University
I.V. IZOTOVA
Senior Lecturer, Department of Journalism and Public
Relations, Orel State University
КОГДА ВСЁ НАИЗНАНКУ ИЛИ АНОНИМНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ЛИТЕРАТУРЫ WHEN EVERYTHING IS INSIDE OUT, OR THE ANONYMOUS MANAGEMENT THROUGH THE PRISM OF LITERATURE
В статье рассматриваются технологии анонимного управления в их филологической проекции на примере повести Стругацких «Обитаемый остров».
Ключевые слова: анонимное управление, филологические технологии управления и PR.
In the article technologies of anonymous management in their philological projection on the example of Strugatsky' story «Inhabited Island» are considered.
Keywords: anonymous management, philological technologies of management and PR.
«Обитаемый остров» - история Страны Неизвестных Отцов, уникальное произведение братьев Стругацких. Мир, вывернутый наизнанку, в котором радикально смещены многие морально-этические ценности. Мир, который живёт по законам, прямо противоположным правилам поведения землян. Мир, который совершенно не похож на Землю Максима Каммерера и который становится родиной Мака Сима.
Заряды с противоположным знаком притягиваются... Это закон природы. Абсолютно такая же ситуация происходит с сотрудником группы свободного поиска Максимом Каммерером, когда его корабль терпит бедствие. Он попадает в мир, все показатели которого -природа, государственный строй, взаимоотношения между людьми - имеют прямо противоположный знак по сравнению с показателями планеты Земля. Может быть, именно поэтому Саракш так притягивает к себе Максима и превращает его в Мака Сима.
1. Мир наизнанку
Язык часто отбирает самые частоупотребляемые слова и превращает их в сакральные заклинания, которые носитель этого языка использует на бессознательном уровне. Например, многие лингвокультуры используют в качестве таких застывших структур имена объектов, которые наиболее активно участвуют в процессе формирования личности. Выражения «Боже мой!» и «Чёрт побери!» (бесконечно варьируемые) часто не несут никакой смысловой нагрузки. Но количественный анализ мог бы дать впечатляющую картину частотности их употребления. Носитель тем чаще повторяет слово, чем большее значение предмет (явле-
ние), этим словом обозначаемое, играет в его жизни.
Так, для жителей Саракша таким словом является «Массаракш!» - не просто эмоционально варьируемое слово, но и суть жизни на этой планете. Мир Саракша
- это мир - «массаракш», что дословно означало «мир наизнанку» (87)1. Столкнувшись с антидействительностью, землянин понимает, что «... контакт сделается возможным только тогда, когда ему удастся буквально вывернуть наизнанку естественные представления, сложившиеся в течение десятилетий» (87).
Все нравственные и моральные понятия на Саракше тоже вывернуты наизнанку. Существует понятие «выродки» - у них физиология и самосознание тоже вывернуты наизнанку - всё, не как у остальных людей. «Они изобрели излучение, при помощи которого создали понятие о выродке .А башни - это не противобал-листическая защита... башни - это излучатели. Они включаются два раза в сутки по всей стране - и нас отлавливают, пока мы валяемся, беспомощные от боли.» (158).
Соответственно, система правления (государственного управления) тоже в корне отличается от привычной для обычного мира - парламент, монархия и т.д. Для того чтобы управлять странным миром, нужна странная правительственная система. Для того чтобы управлять «миром наизнанку», нужна «вывернутая наизнанку» государственная система.
1 Здесь и далее в круглых скобках после цитаты указывается номер страницы по изданию: Стругацкий А., Стругацкий Б. Жук в муравейнике: Повести. Кишинёв: Лумина, 1983. 588 с.
© В.П. Изотов, И.В. Изотова © V.P. Izotov, I.V. Izotova
2. Управление миром «наизнанку» как модель
Анонимное правление - система, прямо противоположная традиционной, в которой первое лицо не просто присутствует номинально и визуально, но и является основной опорой и надеждой не только государства, но и населения. Система эта формируется (соответственно необычайности ситуации) в необычайных условиях. Ни для кого не секрет, что насильственное свержение действующей законной власти силами армии (путч) и дальнейшее установление военной же диктатуры чаще всего происходит в результате длительной и травмирующей для общества стрессовой ситуации. Именно кризис, т.е. ситуация, когда испробованы все способы разрешения конфликта, требует креативных решений. Анонимное правление появляется (используется) в качестве антикризисного приёма, когда все остальные формы правления оказались неэффективными.
Первым ситуацию анонимного управления описал в своём романе «Эдем» С. Лем. Суть этой доктрины описана следующим образом: «Общество управляется централизованно, причём в масштабе всей планеты. Диктатура анонимна - кто и сколько людей управляют -неизвестно. <...> Власть на Эдеме анонимна, положено делать вид, что она вовсе не существует, иначе - смерть. Мы хорошо знаем эту доктрину, что диктатура имеет целью уничтожение диктатуры, что власть страстно желает упразднения всякой власти. На Эдеме этот «идеал» осуществлён» [5, с.405].
Главный герой повести Стругацких пытается найти исторические аналогии порядкам на Саракше: «Может быть,это фашистское государство? Массаракш, что такое фашизм? Агрессия, расовая теория... Гилтер... нет, Гилмер.Да-да - теория расового превосходства, массовые уничтожения, геноцид, захват мира. ложь, возведённая в принцип политики, государственная ложь...» (116). Показательно, что имя Гитлера вымыто из исторических реалий людей будущего. Потеря эпохой имени правителя есть показатель того, что человечество стремится забыть, стереть из своей памяти этот период. Значимые исторические вехи всегда оставляют в скрижалях истории свои следы - реформы Петра, эпоха Екатерины, Викторианская Англия, правление Наполеона. Безымянная эпоха, анонимное правление оставляет за собой право безответственно относиться к народу, которому выпало жить в такой период. Поговорка «Страна должна знать своих героев» только подтверждает обязательность присутствия имени личности, которая берёт на себя ответственность за свершаемые деяния.
Таким образом, анонимное правление есть по сути своей противоестественная форма государственной власти. Использование такой извращённой, «вывернутой наизнанку» системы государственного управления может быть оправдано исключительно временной (например, кризисной) ситуацией, когда испробованы все другие - привычные, традиционные, апробированные варианты взаимодействия государства и власти. В то же время «анонимность правителей у Стругацких - неиз-
вестность их для населения, и эта модель существенно «человечнее», что ли, модели, предложенной С. Лемом - полностью анонимной и отчасти механической» [2, с.136].
3. Технологии управления «миром наизнанку»
Сама анонимность правителей, автоматически переводящая их в статус «не совсем человека», осуществляется по заранее разработанной схеме. Это своеобразная бессрочная РЯ-акция по позиционированию самой идеи анонимного правления.
Так как анонимное правление противоречит естественной картине жизни общества, то для обеспечения его деятельности следует создать особую (нереальную, НЕестественную) картину мира. В основе анонимного правления лежат следующие инструменты:
Искусственное формирование картины мира. Ирреальность подтверждается физическими и физиологическими явлениями - «необычайно сильная рефракция непомерно задирала горизонт и спокон века внушала аборигенам, что их земля не плоская и уж во всяком случае не выпуклая - она вогнутая» (87). Так же, как рефракция этой планеты искривляет линию горизонта в обратную сторону, так и взгляды на жизнь и общество трансформируются в прямо противоположные естественным.
Человеческий организм тоже даёт свою реакцию: «Добрые, милые люди, у которых при сильном волнении отчаянно болит головка. Бог шельму метит» (99).
*психологическое воздействие на аудиторию: постоянное наблюдение, тотальная слежка: «Там, говорят, из Дворца Отцов все гвардейские плацы просматриваются, так что за каждым построением кто-нибудь из Отцов непременно наблюдает... Всё у них на глазах» (29).
*своеобразные корпоративные ритуалы - пение гимна, которое воздействует на психику, как сильный наркотик: «Волна радости, гордости, счастья, горячая волна упоения преданностью захлестнула его, подхватила, понесла к небу. О, эти сладостные минуты... когда хочешь огня и приказа, когда жаждешь, чтобы приказ соединил тебя с огнём, швырнул тебя в огонь, на тысячи врагов. И все пели. знаете ли вы нас, Неизвестные Отцы наши, поднимите усталые лица и взгляните на нас. мы здесь. с восторгом умрём в муках за счастье Родины!» (39).
* создание и распространение слухов и городских легенд: «. по ночам людоеды подкрадываются к строительным площадкам и похищают воспитуемых-рабочих и сторожевых гвардейцев; как в темноте неслышными призраками нападают беспощадные упыри, полулюди, полумедведи, полусобаки. Максим слушал жадно, как страшную, невозможную сказку.» (91-92).
*легенды о деяниях самих Неизвестных Отцов: «Положение было спасено Неизвестными Отцами. это была анонимная группа молодых офицеров генерального штаба, которые в один прекрасный день. организовали путч и захватили власть. Энергичные
анонимные правители навели относительный порядок. жёсткими мерами упорядочили экономику ...политическое устройство... представляет собой некую разновидность военной диктатуры... популярность Неизвестных Отцов чрезвычайно велика» (89).
Следует рассмотреть трактовку института Неизвестных Отцов с точки зрения подпольщиков -противников существующего положения вещей, так называемых выродков.
«Неизвестные Отцы, - сказал Доктор, - это анонимная группа наиболее опытных интриганов, остатки партии путчистов, сохранившиеся после двадцатилетней борьбы за власть между военными, финансистами и политиками ..в большинстве своём это хапуги, сибариты, садисты. И все они властолюбцы... Отцы никому не служат. Они сами - деньги. Они - всё. И они, между прочим, ничто, потому что они анонимны и всё время жрут друг друга...» (155,157).
И закономерным является вывод, сделанный Максимом Камерером, - он попытался максимально объективно проанализировать ситуацию на основе довольно противоречивых и полярных мнений антагонистов - официальной пропагандистской машины и представлений подпольщиков-выродков:
- А что вы думаете о Неизвестных Отцах?
- Я думаю, что это верхушка военной диктатуры. То, что я о них думаю - очень противоречиво.
- Что вы думаете о выродках?
- Думаю, что термин неудачен. Думаю, что вы - заговорщики... мне понравились люди, которых я видел сам. Все они показались мне честными и... как бы это сказать... не оболваненными, действующими сознательно (154).
Использование стандартных, но эффективных во все времена приёмов пропагандистской риторики: «страна... управлялась кучкой бездарных финансистов и выродившихся аристократов, которые вогнали народ в нищету... разложили государственный аппарат коррупцией и в конце концов влезли в большую колониальную войну, развязанную соседями... Попытки народных восстаний кучка эксплуататоров подавляла ядерными снарядами» (88); «Военная верхушка сумела укротить аппетиты промышленников, чем завоевала популярность у рабочих, и привела в подчинение рабочих, чем завоевала популярность у промышленников» (89); «А эти мерзавцы (подпольщики) устраивают нападения на отражательные башни - продажная сволочь, убийцы женщин и детей, купленные на грязные деньги Хонти и Пандеи, выродки, мразь...» (92).
Следует заметить, что эти исторические сведения Максим почерпнул из довольно сомнительных (легальных) источников: «В городской библиотеке серьёзных книг не оказалось...» (88). Стандартные фразы политиканской риторики наталкивают на мысль, что никакой смены власти не произошло, а кучка «бездарных финансистов» и «выродившихся аристократов» продолжает править страной. Только теперь они имеют загадочные имена Папы, Деверя, Свёкра, Шурина и Тестя. Впрочем,
имена эти известны только им самим (и ещё читателю), что позволяет называть их Неизвестными (анонимными) правителями.
*Наконец, анонимное правление не может существовать на голом энтузиазме. Оно имеет реальную опору на хорошо вооружённую и полностью психологически развращённую Гвардию: «Гвардейцы! - сказал он. - Мы - опора и единственная надежда государства в это трудное время. Только на нас могут без оглядки положиться в своём великом деле Неизвестные Отцы» (77); «Зачтение любых приказов завершалось каждый раз настоящим пароксизмом восторга - какого-то слепого, бессмысленного, неестественного... Максим заставлял себя подавлять невольное отвращение к этому внезапному безумию...» (101).
Весь вышеперечисленный инструментарий формирования ирреальной картины мира даёт возможность осознать необходимость формирования искусственно же сформированного общественного мнения. Проблема формирования общественного мнения является одной из насущных для системы анонимного правления: «Вопрос о выродках совсем не так прост и совсем не так мелок, как его пытаются изобразить для создания определённого общественного мнения» (127) - это мнение бывшего видного ученого, профессора Каана.
Та же озабоченность звучит в диалоге самих Неизвестных Отцов:
- Да, Умник! А ведь, наверное, надо будет организовать общественное мнение. Ты уже, наверное, что-нибудь придумал, ты ведь у нас Умник.
- Конечно. Папа, - сказал Умник. - Всё готово» (146).
К такому же выводу - о формировании картины мира, но теперь уже истинной - приходит и Мак, прошедший все ипостаси, возможные на этой планете. Он побывал в ролях Гвардейца, Террориста, Каторжника, но остался Землянином. «Вот с этого мы и начнём борьбу. Об излучении нужно писать листовки, кричать в общественных местах, радиостанции организовывать... Не на башни тратить людей, а на контпрпро-паганду...» (305). И дальше - Мак добивается своего, убеждает, предлагает: «. но ведь убедил Мак! Запугал их там, запутал, приняли они идею контрпропаганды, поручили Маку разработку» (323).
Именно формирование общественного мнения даёт возможность формирования новой картины мира. Формирование это возможно с помошью особых инструментов РЯ-деятельности. Другой вопрос - в чьих руках могут оказаться эти инструменты? Но этот вопрос требует детального исследования совсем в другой работе.
Данная статья есть попытка синтезированного рассмотрения одного произведения в нескольких направлениях - литературоведческом, лингвистическом, социально-управленческом (через призму технологий связей с общественностью) и является развитием тех идей, которые были реализованы в других работах авторов [1; 3; 4].
Библиографический список
1. Изотов В.П. «Хромая судьба» братьев Стругацких: лингвистическая проблематика // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2013. № 2 (31). С. 142-145.
2. Изотов В.П., Изотов В.В. Анонимность как модель социально-политического управления // XIX Международная научно-практическая конференция заведующих кафедрами маркетинга, рекламы, связей с общественностью, дизайна и смежных дисциплин. М.:МосГУ, 2015. С.133-137.
3. Изотов В.П., Изотова И.В. Некоторые филологические подробности фантастического творчества братьев Стругацких. Орёл, 2002. 61 с.
4. Изотова И.В. PR и РЯогрессорство: элементы PR-технологий в РРоизведениях братьев Стругацких. Орёл: ОГУ, 2009. 84 с.
5. Менделевич Э.С. Экземплификация самоуправляемой прокрустики // Менделевич Э.С. Прошу дать мне слово. Курск. 2002. С.402-406.
References
1. Izotov V.P. «Lame destiny» of brothers Strugatsky: linguistic perspective // Messenger of the Oryol state university. Series: New humanitarian researches. 2013. No. 2 (31). Pp. 142-145.
2. Izotov V.P., Izotov V. V. Anonimnost as model of socio-political management // XIX International scientific and practical conference of managers of chairs of marketing, advertizing, public relations, design and related subjects. M.:MSU, 2015. Pp. 133-137.
3. Izotov V.P., IzotovaI.V. Some philological details of fantastic creativity of brothers Strugatsky: Orel, 2002. 61 p.
4. Izotova I.V. PR and PRogressorstvo: elements of PR technologies in works of brothers Strugatsky. Orel: Regional public institution, 2009. 84 p.
5. Mendelevich E.S. Exemplification of a self-governed prokrustik // Mendelevich E.S. I ask to pledge me the word. Kursk. 2002. Pp. 402-406.