РАЗДЕЛ 1. ФИЛОСОФСКИЕ И СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В ДИНАМИКЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ 1 Г
УДК 101.6
Шаяхметова Линара Айратовна
старший преподаватель кафедры философии и общественных наук
ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический
университет», г. Пермь, Россия 614990, г. Пермь, Сибирская, 24, e-mail: LinaraShai@mail.ru
КОЭВОЛЮЦИОННЫЙ ПОДХОД В «ПОЛИТИКЕ ПРИРОДЫ» РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Linara A. Shayakhmetova
Senior Lecturer of the Department of Philosophy and Social Sciences
Federal State Budget Educational Institution of Higher Education 'Perm State of Humanitarian Pedagogical University' 614990, Perm, Russia, 24, Sibirsraja Str., e-mail: LinaraShai@mail.ru
COEVOLUTIONARY APPROACH IN THE «POLICY OF NATURE» OF THE RUSSIAN FEDERATION
Аннотация. Анализируются взаимодействие политической и экологической науки, экологии и политической практики Российской Федерации, проблема расхождения их целей и необходимость поиска компромисса через коэволюционный подход.
Ключевые слова: коэволюционный подход, экология, гуманистический экологизм.
Abstract. The interaction of political and environmental science, ecology and political practice of the Russian Federation, the problem of divergence of their goals and the need to find a compromise through the co-revolutionary approach are analyzed.
Key words: coevolutionary approach, ecology, humanistic ecologism.
Экологическая политика государства - одно из условий сохранения глобального баланса и основа безопасности существования человека. В Российской Федерации экологическая политика является одним из приоритетных направлений, ее основы закреплены в конституции, федеральном законе, на федеральном, региональном и местных уровнях. Основные методы
© Шаяхметова Л.А., 2018
ВЕСТНИК ПГГПУ
Серия № 3. Гуманитарные и общественные науки
законодательного регулирования сферы взаимоотношения человека и природы сводятся к экономическим санкциям за нарушение тех или иных норм. Сюда относятся санкции за выброс и неправильную утилизацию отходов, несанкционированное использование природных ресурсов (незаконная вырубка леса, браконьерство), жестокое обращение с животными, различные запретительные меры. Это привело к тому, что эффективность подобной политики достаточно низкая, так как борьба идет с уже случившимся явлением, профилактике в такой системе места уделяется очень мало.
Б. Латур заметил по этому поводу, что подобный эффект достаточно предсказуем, ведь политика и экология сами по себе имеют разные цели. Для политики приоритетными являются процесс оптимизации управления и необходимость сделать жизнь человека здесь и сейчас лучше, цель всегда будет оправдывать средства. Экология - это всегда забота не просто «здесь и сейчас», а забота о перспективе развития общества и природы [2].
С точки зрения взаимоотношения человека и природы Российская Федерация остановилась на стадии пограничного состояния между индустриальным и постиндустриальным типами общества. Это проявляется в том, что в сфере производства приоритетной является прибыль, вопрос об ущербе окружающей среде остается на втором плане. Кроме того, увеличивается потребительский потенциал общества, растет рынок дешевых, но некачественных услуг и товаров, что заставляет человека становится массовым потребителем. Ресурсов требуется больше, и доля неперерабатываемого мусора увеличивается, техногенизация цивилизации делает ценными технологии производства в противовес заботе об окружающей среде.
Индустриальное общество отрицательно отразилось на общей картине экологической культуры общества: борьба за покупателя породила большую опасность. Ценность «капиталиста» - массовое потребление, и, если государство будет действовать с этих позиций, деградация окружающей среды становится неизбежной. Выстраивание экологической политики как в теории, так и на практике должно происходить в рамках коэволюционного подхода.
Одно из требований коэволюционного подхода к экологической политике РФ - это переосмысление целей. Так или иначе, экология и коэволюционный подход являются конструктами, которые созданы для сохранения человеческого вида в принципе, а значит, и для направления политики в русло общечеловеческой сферы. Важным шагом в этом направлении является интеграция в процесс глобализации и принятие универсальных природоохранных тенденций. Четко они были сформулированы в докладе
РАЗДЕЛ 1. ФИЛОСОФСКИЕ И СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В ДИНАМИКЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ 111
международной комиссии по окружающей среде и развития, председателем которой была премьер-министр Норвегии Г. Харлем Брундтланд [1].
Общая идея комиссии свелась к тому, что проблемы отдельных стран - это общие проблемы, так как они тем или иным образом затрагивают окружающую среду: нищета, войны, демографический всплеск и проблема обеспечения продовольствием, неравенство - все это проблемы окружающей среды, они неразрывно связаны с экономикой, которая учитывает их неохотно. Пытаться решать проблемы окружающей среды изолированно - бесполезно.
Прикладное значение современной экологической и политической науки -это поиск путей решения глобальных проблем человечества. Основными из них являются: проблема мира и разоружения, экологическая, демографическая, энергетическая, сырьевая, продовольственная, использование ресурсов Мирового океана, мирное освоение космоса, преодоление отсталости развивающихся стран. В решении всех этих проблем коэволюционный метод играет значительную роль. Например, с точки зрения коэволюции энергетическая, сырьевая и продовольственная проблемы - это спектр одной стороны проблемы общества потребления. Понимая коэволюционные принципы, человек стремится организовать свой уровень потребления в разумных пределах. Проблема мира и разоружения - это собственное отношение к миру, коэволюционно мыслящий человек справится и с данным аспектом.
Решение демографических проблем связано с развитием «конвергентных технологий» на основе принципа конвергентности. Период их становления относится к 80-м годам XX века. Идея конвергентных (от лат. converge -сближаться, сходиться) технологий формируется на основе понимания сложности и взаимосвязанности форм бытия. В середине девяностых годов М. Кастельс отметил «растущую конвергенцию конкретных технологий в высокоинтегрированной системе, в которой старые изолированные технологические траектории становятся буквально неразличимыми» [Цит. по: 4, с. 268]. Здесь важны междисциплинарная составляющая и коэволюционное понимание взаимосвязей различных уровней организации человека.
Еще одной проблемой из ряда глобальных проблем, которые можно решить с помощью коэволюционного подхода, является демографическая, в частности, здоровье человека. Генезис и эпистемологическое обоснование вышеназванных категорий раскрывают иные значимые аспекты в понимании предмета биоэтики. Применение социологического подхода в биоэтике обосновано ее особым видением предмета, методологии и методики. Социология
31
ВЕСТНИК ПГГПУ
Серия № 3. Гуманитарные и общественные науки
усиливает биоэтику как «особый вид реальности» посредством социологических категорий: теоретико-социологические понятия раскрывают систему взаимодействий индивидов и общества, «рассматривая» содержание биоэтической реальности на основе принципов различных теоретико-методологических систем [3]. Коэволюция смотрит на биоэтику шире: биоэтические принципы - это не просто отношение к своему физиологическому, психологическому здоровью, это еще и учет «экологического здоровья человека».
Коэволюционный подход как способ понимания окружающей действительности необходим для оптимизации экологической политики Российской Федерации. Главная его стратегия заключается в профилактических мерах и недопущении экологических нарушений. Этот подход делает возможным взаимодействие политики и экологии, где на стыке данных практик учитываются следующие параметры:
1. Системность, говорящая о том, что экологическая политика должна охватывать все компоненты государства в их взаимосвязи; экономическая, социальная, политическая и духовные сферы общества дополняют друг друга в деле решения экологических проблем.
2. Междисциплинарность, свидетельствующая, что различные достижения науки и техники необходимы в деле решения экологических проблем.
3. Трансдисциплинарность, указывающая на связь общих задач экологической политики с мировоззрением конкретных людей, а значит, на преобразование в сфере образования и воспитания.
4. «Гуманистический экологизм», требующий проникновения ценностей человеческой жизни в мир окружающей среды.
Список литературы
1. Брундтланд Г.Х. Наше общее будущее: докл. Междунар. комис. по окружающей среде и развитию: пер. с англ. / под ред. С.А. Евтеева и Р.А. Перелета. М.: Прогресс, 1989. 376 с.
2. Латур Б. Политики природы: как привить наукам демократию / пер. и послесл. Е. Блинова. М.: Ад Маргинем Пресс, 2018. 335 с.
3. Никулина М.А. Феноменологическая интерпретация биоэтической реальности (социологический анализ) // Современные исследования социальных проблем. 2012. № 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ fenomenologicheskaya-interpretatsiya-bioeticheskoy-realnosti-sotsiologicheskiy-analiz (дата обращения: 19.09.2017).
4. Синицына Т.И. К проблеме человекомерности конвергентных технологий // Философия науки и техники в России: вызовы информационных технологий: сб. науч. ст. / Вологод. гос. ун-т; под общ. ред. Н.А. Ястреб. Вологда, 2017. С. 268-270.