Научная статья на тему 'Кодификация решений Стоглавого собора в Стоглаве полной редакции и архиерейских наказных грамотах'

Кодификация решений Стоглавого собора в Стоглаве полной редакции и архиерейских наказных грамотах Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
764
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТОГЛАВЫЙ СОБОР 1551 Г / МИТРОПОЛИТ МАКАРИЙ / СТОГЛАВ / THE MOSCOW STOGLAV (''HUNDRED CHAPTERS'') CHURCH COUNCIL OF 1551 / METROPOLITAN MACARIUS / STOGLAV

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ляховицкий Евгений Александрович

This article is focused on the comparing of the formulations of the Moscow Stoglav ('Hundred Chapters') Church Council in the Stoglav and the bishops' order charters. The com-paring demonstrates that the codification work was carried out in two lines. One of those, which had the Stoglav as a result, aimed to represent the decisions of the council in full detail. The other line aimed to give the practical guidance for the church life in places.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Codification of Solutions in the Moscow Stoglav (“Hundred Chapters”) Full Edition and Bishops' Order Charters

This article is focused on the comparing of the formulations of the Moscow Stoglav ('Hundred Chapters') Church Council in the Stoglav and the bishops' order charters. The com-paring demonstrates that the codification work was carried out in two lines. One of those, which had the Stoglav as a result, aimed to represent the decisions of the council in full detail. The other line aimed to give the practical guidance for the church life in places.

Текст научной работы на тему «Кодификация решений Стоглавого собора в Стоглаве полной редакции и архиерейских наказных грамотах»

Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях

ПаХаюрыстш: ev xP°vw, ev просты™, ev eiSei

Выпуск 5

2016

страницы 410-426

Ляховицкий Е. А.

Кодификация решений Стоглавого собора в Стоглаве полной редакции и архиерейских наказных грамотах

Когда речь заходит о решениях Стоглавого собора, исследователи, как правило, обращаются к Стоглаву полной редакции. Тем не менее, соборные решения дошли до нас и в других памятниках. Среди них как объемом представления соборных решений, так и самостоятельностью формулировок по отношению к Стоглаву выделяются восходящие к одному формуляру архиерейские наказные грамоты во Владимир, в Каргополь, в Вязьму и Хлепен. Очевидно, что для полноценного понимания соборных решений необходимо прояснить вопрос о взаимосвязи данных памятников. В исследованиях материалов Стоглавого собора, сопоставление текстов наказных грамот и Стоглава осуществлялось на макротекстологическом уровне. При этом высказывались точки зрения как о первичности, так и о вторичности формулировок Стоглава по отношению к архиерейским наказным грамотам1. Исследование сохранившихся грамот показало, что их общий образец2, как и Стоглав, являлся результатом сложной переработки предшествующих документов: в основание первой части образца лег текст царской наказной грамоты, посвященной, в основном, проблемам церковного суда, и соборный приговор о венечных пошлинах. В основание второй части, посвященной проблемам обрядности, лег текст, представлявший собой архиерейскую наказную грамоту приходскому духовенству3. Это обстоятельство дает поч-

1 Большинство исследователей — И.М. Добротворский, И.В. Беляев, А.С. Павлов, И.М. Громогласов, Д.Ф. Стефанович и др. — считали наказные грамоты производными от Стоглава (см.: Добротворский И.М. Дополнительные объяснения к изданию Стоглава // Стоглав. Казань, 1862. С. 17-25; Беляев И.В. Наказные списки соборного уложения 1551 г. или Стоглава. М., 1863. С. 4-5; Павлов А.С. Еще наказной список по Стоглаву. Одесса, 1873. С. 1-2, Громогласов И.М. Новая попытка решить старый вопрос о происхождении Стоглава. Рязань, 1905; Стефанович Д.Ф. О Стоглаве: Его происхождение, редакции и состав: К истории памятников древнерусского церковного права. СПб., 1909. С. 24). Обратной точки зрения придерживался Н. Кононов (Кононов Н. Разбор некоторых вопросов, касающихся Стоглава. Троице-Сергиева Лавра, 1904. С. 20-21). На современном этапе изучения материалов Стоглавого собора его точка зрения была поддержана Е.Б. Емченко (Емченко Е.Б. Стоглав. Исследование и текст. М., 2000. С. 71-75, 108-109).

2 То обстоятельство, что все известные архиерейские грамоты восходят к одному образцу, было отмечено еще А.С. Павловым (см.: Павлов А.С. Еще наказной список по Сто-главу. С. 2).

3 См.: Ляховицкий Е.А. Архиерейские и царские наказные грамоты, содержащие решения Стоглавого собора // Труды исторического факультета Санкт-Петербургского университета. №6. 2011. С. 279-298; Ляховицкий Е.А. Архиерейская грамота белому духовенству в составе Стоглава и наказных грамот // Мавродинские чтения. 2008. Петербургская историческая школа и российская историческая наука: дискуссионные вопросы истории, историографии, источниковедения. Материалы Всероссийской научной конференции,

ву для гипотезы о существовании двух параллельных направлений работы по кодификации решений собора, одно из которых привело к появлению Стоглава, а другое — к созданию образца наказных грамот. В дальнейшем мы будем исходить из этой гипотезы, приводя доказательства по ходу изложения.

Большое значение для понимания взаимоотношения Стоглава и наказных грамот имеют различия 6-й главы Стоглава, открывающей первую группу святительских ответов до 41-й главы и соответствующего ей начала второй части текста наказных грамот, посвященной проблемам обрядности (в отличие от первой части, посвященной проблемам церковной администрации). Текст 6-й главы содержит признаки начальной части самостоятельного документа — рассказ о созыве Собора, перечисление архиереев-участников собора и решение о назначении поповских старост и десятских священников с контрольно- дисциплинарными полномочиями в отношении приходского духовенства. При чтении последнего мы сталкиваемся с неожиданным резким переходом от рассказа от третьего лица к прямой речи от лица епископов-участников Собора. Этот переход придает данному фрагменту Стоглава вид интитуляции послания от имени епископата. В наказных грамотах нет ни рассказа о созыве Собора, ни перечисления архиереев-участников Собора, ни решения о поповских старостах и десятских священниках. Если отсутствие первых фрагментов не вызывает вопросов, то отсутствие последнего требует специального рассмотрения.

Прежде всего, необходимо отметить, что формулировка решения о десятских священниках и поповских старостах, которая имеется в 6-й главе Стоглава, сильно отличается по своему характеру от текстологически близких друг другу развернутых формулировок первой части текста наказных грамот и 67-69 глав Стоглава, придающих десятским священникам и поповским старостам не только контрольно-дисциплинарные полномочия в отношении приходских священников, но и важные судебно-процессуальные и фискальные полномочия. При этом именно формулировка 6-й главы соответствует тому, как трактуется роль десятских священников и поповских старост в программе Собора — «Первых царских вопросах». В 1-м вопросе о необходимости учреждения поповских старост и десятских священников говорится в связи с необходимостью укрепления дисциплины в среде приходского духовенства, без всякой связи с судебной и финансовой проблематикой. С другой стороны, в царских вопросах 4, 7 и 14, трактующих, соответственно, о несудимых грамотах, о злоупотреблениях архиерейских чиновников, о венечных пошлинах, все эти проблемы никак не связываются с выборными представителями приходского духовенства4. Это обстоятельство дает основания для предположения, что формулировка 6-й главы является более ранней по отношению к пространным формулировкам.

Второе важное обстоятельство заключается в том, что краткая формулировка 6-й главы Стоглава совмещает решение, общее для всей страны, с решением об учреждении семи соборов в Москве. Информация о последнем дошла до нас в двух источниках. Наиболее известным из них является запись, читающаяся в ряде списков Стоглава после «Сказания главам», в начале которой говорится,

посвященной 100-летию со дня рождения профессора Владимира Васильевича Мавроди-на. СПб., 2009. С. 103-107.

4 Емченко Е.Б. Стоглав. С .255, 258.

-^Т^3^

что «Лета 7059 - го месяца февраля в 17 повелением благочестиваго царя и хри-столюбиваго великаго князя Ивана Василиевича всеа Русии самодержца и по благословению преосвященного Макария Митрополита всеа Русии и преосвя-щеннейших архиепископов и епископов и всего священнаго Собора Руския Митрополия изобрали священницы и диакони старост в царъствующем граде Москве...»5. Д.Ф. Стефанович интерпретировал этот текст как собственно приговор 17 февраля и на этом основании предположил существование более раннего указа6. Дальнейшее содержание текста, где приводятся данные о численности церквей в Москве и предписывается, исходя из этих данных, избрать нужное количество десятских и пятидесятских священников, ясно показывает, что дату следует отнести именно к тому документу, в отношении к которому приведенный выше текст является исполнительной записью.

В нашем распоряжении имеется еще один текст, который, по всей видимости, отражает приговор 17 февраля. Данный текст, озаглавленный «Соборное царское уложение», находится в той же части конволюта ОР РНБ. Погод. №1841, что и Наказная грамота в Каргополь. Он исполнен с некоторым отступом от последней, по-видимому тем же писцом7. Как и текст наказной грамоты в Каргополь, данный текст разделен на главы. Он явно распадается на три части. Первая часть гл. 1-4 содержит решение избрать семь поповских старост и подчиненных им десятских священников в Москве. Избранных предписывается представлять митрополиту, который должен наставлять их «.как имъ самим знати Божестве-ныи закон и детеи духовных исправляти и научати , и просвещати и утвержати во всяком благоверии и в чистоте яко же достоит быти християньскому закону во веки непоколебиму...». Избранные старосты и десятские священники должны обсуждать проблемы церковной жизни на совещаниях с приписанными к данному сбоору священниками и дьяконами, в частности, ставить вопросы «о пья-ньстве и о бесных невоздержавных во пьянстве» и, в случае необходимости, докладывать митрополиту8. Вторая и третья части, озаглавленные, соответственно, «Наказание попом о подвизе по повелению царскому и по благословению прео-священнаго Макарии митрополита Всеа Русии, и всех архиепископовъ и еписко-повъ всего Росиискаго царства»9 и «От священника пооучение детем духовным, чтоб всегда приходити им къ церкви»10 представляют собой конспективное изложение проблем церковной обрядности, затронутых в Стоглаве.

Итак, по всей видимости, приговор 17 февраля придавал десятским священникам и поповским старостам те же функции, какими их наделяла 6 глава Стоглава. Необходимо обратить внимание, что текст приговора, насколько мы можем о нем судить, не содержал ссылок ни на общерусское решение, ни на какой-либо предшествующий документ. Напротив, глава 6 Стоглава трактует о се-

5 Царские вопросы и соборные ответы омногоразличных церковных чинех (Стоглав). М., 1890. С. X.

6 Стефанович. Д.Ф. О Стоглаве. С. 85-87

7 ОР РНБ. Собр. Н.П. Погодина. №1841. Л. 118-124.

8 Там же. Л. 118-120

9 Там же. Л. 120.

10 Там же. Л. 122.

ми поповских старостах и семи соборах в Москве «...по уложению царскому...»11. Не видим причин считать «уложением царским» что-либо иное, кроме приговора 17 февраля. При этом решение, вводящее институт поповских старост и десятских священников уже в масштабе всей страны, излагается без каких-либо ссылок, прямо от лица архиереев-участников Собора. Приведенные соображения позволяют считать формулировку 6-й главы Стоглава вторым этапом разработки института поповских старост и десятских священников, следовавшим за учреждением этого института в Москве и предшествовавшим наделению этих выборных представителей духовенства широкими административными полномочиями.

Последнее очевидно привело к потере актуальности краткой формулировки, которая и была удалена при составлении образца архиерейских наказных грамот. Но в рамках работы над Стоглавом редакторы не сочли нужным что-то менять в исходном тексте, и первоначальная формулировка в целом сохранилась в 6-й главе Стоглава.

В связи с институтом десятских священников и поповских старост следует рассмотреть формулировки решений об иконах и книжных писцах в Стоглаве и Наказных грамотах. В Стоглаве эти решения занимают главы 25-28. В 25-й главе имеется двойной заголовок: один, при номере главы — «о дъяцех хотящих во дьяконы и в попы ставитися» и, видимо, изначальный — «О ставленикех хотящих во дьяконы и в попы ставитися, а грамоте мало умеют». 25-я глава излагает суть проблемы: ставленникам не у кого учиться. 26-я глава непосредственно продолжает 25-ю главу. Она открывается следующим текстом: «И мы о том по царскому совету соборне уложили в царствующем граде Москве и по всем градом тем же протопопом и старейшим священникомъ, и со всеми священники и диаконы, койждо в своем граде по благословению своего святителя избирати добрых духовных священников». Далее, в главах 27 и 28 исполнение решений собора также возлагается на «протопопов» и «старейших священников». Необходимо отметить, что, насколько нам известно, последний термин не используется ни в одном другом документе, исходящем от Стоглавого собора.

В Наказных грамотах эти же постановления Собора излагаются без заголовка, преамбулы, подобной той, какую содержит 25-я глава Стоглава, вместо «старейших священников» упоминаются «десятские священники и поповские старосты». По всей видимости, текст этих соборных решений вырабатывался раньше или в то же время, что и решения об учреждении института десятских священников и поповских старост, отсюда несоответствие в терминах, которое было ликвидировано при обработке формулировки решения в тексте общего формулярного образца Наказных грамот. Вторичность формулировки Наказных грамот доказывается повтором во фрагменте, соответствующем 26 главе Стоглава (см. выделение):

оа

ЯГ"

Стоглав, 26 глава.

И мы о том по царскому совету со-борне уложили в царствующем граде Москве и по всем градом тем же протопопом и старейшим священникомъ, и со всеми священники и диаконы, койждо в своем граде по благословению своего святителя избирати добрых духовных священников . . И у тех священников и у дияконов, и у дияков учинити в домех училища, чтобы свя-щенницы и диакони, и все православные христиане в коемждо граде предавали им своих детей на учение грамоте и на учение книжнаго писма, и церковнаго петья псалтычнаго ...12_

Наказная грамота во Владимир такоже бъ есте изобрали и уставили книжныя училища, и книжных писцов училище .... а избирали бы есте добрых духовных священников и дияконов. и у тех . священиков и у дияконов и у дьяков учинили в домех училище, что все священницы и диякони и все православные христи-яне в коем же во граде и по волостем и по селам, предавали им своих детеи на учение грамоте ...13

Итак, в данном случае различие в текстах Стоглава и Наказных грамот объясняется, по-видимому, тем, что в Стоглаве содержится более ранняя формулировка. Но более важным представляется то обстоятельство, что при создании Стоглава не сочли нужным привести формулировку соборного решения в соответствие с названием уже учрежденного института.

Если краткая формулировка решения о десятских священниках и поповских старостах сохранилась только в Стоглаве, пространные формулировки мы видим как в Стоглаве, так и в наказных грамотах. Несмотря на содержательную близость, и в этом случае между памятниками наблюдаются существенные расхождения.

В наказных грамотах структура комплекса решений следующая: до слов «и вам всем быти от царя в великои опале, а от нас въ духовном запрещении и по священным правилом» этот текст восходит к тексту царских наказов и соответствует главам Стоглава 67-68, со слов «Такоже вам царев указ и соборнои ответ о венечнои пошлине и о прочих винах» по « . а тиунов из тиунства измещут. и недельщиков от недель отставливают да из двора таковых высылают вон, да и прочии страх приимут таковая не творити».

Что касается Стоглава, то в нем комплекс глав, посвященных вопросам церковной администрации, распадается на две части: главы 53-66 заполнены выписками из авторитетных текстов, которые доказывают тезис о недопустимости осуществления суда светским лицом над духовными. 66-я глава делает выводы из этих авторитетных свидетельств: святители должны «духовне и телесне ведати обо всем по Бозе», то есть нести общую ответственность в отношении всех

12 Емченко Е.Б. Стоглав. С. 287.

13 В виду того, что текстологическое исследование сохранившихся наказных грамот показало, что наиболее адекватно текст образца передает наказная грамота митрополита Макария во Владимир (см. Ляховицкий Е.А. Архиерейские и царские наказные грамоты, содержащие решения Стоглавого собора. С. 280-288), мы будем здесь и далее опираться на ее текст. См.: ОР РНБ. Собр. Н.П. Погодина. №1569. Л. 17об.

духовных лиц своей епархии; исключительной обязанностью святителей является осуществление суда в духовных делах над лицами духовного звания. 66 -я глава, таким образом, завершая блок глав, содержащих выписки из авторитетных текстов, связывает его с дальнейшим текстом Стоглава. В составе наказных грамот выписки отсутствуют, нет в них и текста, аналогичного 66-й главе.

Текстологические совпадения между наказными грамотами и Стоглавом начинаются с 67-й главы последнего. При этом в наказных грамотах решения Собора передаются в другом порядке и с рядом существенных изменений.

Рассмотрим вначале 67-ю главу Стоглава. Ее первая часть представляет собой не что иное, как парафраз 14-го царского вопроса, где констатируется несоответствие каноническим нормам несудимых грамот, изымающих монастыри и церкви из епископской юрисдикции. Затем решения излагаются в следующем порядке:

1) святителям принадлежит исключительное право на осуществление юрисдикции над духовными лицами по всем вопросам, как в духовных, так и в других делах, кроме душегубства и разбоя с поличным;

2) устанавливается юрисдикция главных держателей жалованных несуди-мых грамот — архимандритов и игуменов: они осуществляют всю полноту юрисдикции внутри монастыря кроме духовных дел;

3) в непосредственной связи друг с другом рассматриваются ситуации судебного разбирательства с участием духовных лиц и лиц, зависимых от духовной корпорации, когда возникает конфликт юрисдикций. Эта часть 67-й главы обусловлена 30-й статьей Судебника, видоизменяющей традиционный порядок смесного суда: если раньше в случае конфликта между лицами, принадлежащими к разным юрисдикциям, суд осуществлялся судьями с обеих сторон, теперь суд осуществлялся тем судьей, в ведении которого находился ответчик. Исходя из этой логики, светские судьи, которым отдавалась юрисдикция над монастырем по жалованной грамоте, должны были осуществлять суд над монастырскими слугами или крестьянами в случае внешнего иска. Однако если истцами выступали духовные лица, в этом случае должен был назначаться традиционный смесной суд с участием мирских судей с одной стороны и, с другой стороны, — святительские судьи, десятские священники и земские старосты14.

Как мы видели, все формулировки 67-й главы хорошо согласуются с ее заглавием: вся ее структура продиктована формуляром жалованных несудимых грамот.

Теперь рассмотрим текст Наказных грамот, соответствующий 67-й главе Стоглава. Интерпретировать отличия в тексте наказных грамот от 67-й главы Стоглава следует, имея в виду то обстоятельство, что они были адресованы местной администрации — как светской, так и церковной. Предназначение данного раздела наказных грамот состояло в том, чтобы разъяснить городовым приказчикам, протопопам, десятским священникам, игуменам круг их судебно- административных полномочий. В этой связи особенно показательно, что в наказных

оО ¡^^

грамотах мы видим своего рода инверсию формулировки Стоглава относительно исключительной юрисдикции епископата в отношении духовных лиц: оно передано как ограничение юрисдикции мирских судей, которые не имеют права осуществлять суд над духовными лицами ни в каких делах, кроме душегубства и разбоя с поличным15.

После этого решения в наказных грамотах излагается постановление собора относительно подсудности духовных лиц в ситуации конфликта юрисдик-ций. В контексте наказных грамот этот фрагмент фактически продолжает тему границ юрисдикции светских судей в отношении духовенства. В отличие от формулировки 67-й главы Стоглава, в наказных грамотах это решение описывает как ситуацию, когда истцом выступает духовное лицо, так и ситуацию, когда оно является ответчиком. В непосредственной связи с этим решением излагаются постановления Собора, в Стоглаве помещенные в 68-й главе, которые запрещают поле и целование для священников в случае смесного суда.

После этого в наказных грамотах следует решение о юрисдикции архимандритов и игуменов в недуховных делах внутри монастыря, которое передано практически таким же образом, как и в Стоглаве, а затем — отсутствующий в Стоглаве текст, повторяющий решение, уже прокламированное в начале текста: «А в духовных делехъ всех людеи судят сами святители или кому повелят от священных а в духовных делехъ всех людеи судят сами святители или кому повелят от священных судити, а мирскимъ судьямъ в духовных делех однолично не судити». Тему юрисдикции архимандритов и игуменов над всеми недуховными делами между лицами, связанными с монастырем, логично продолжает решение о подсудности лиц, зависимых от духовных корпораций в случае конфликта юрисдикций. Оно также передано в наказных грамотах без существенных различий со Стоглавом, кроме добавления, что судить должны царские бояре, «у кого которые городы в приказе». После этого решения в соответствии с текстом Стоглава с незначительными расхождениями следует изъятие духовных лиц из подсудности светских судей. Затем идет отсутствующая в Стоглаве оговорка: «то суд святительскои развее душегубства и розбоя с поличным в таких делех да судят по царским законом»16, которая также является повтором уже сформулированного в начале текста решения.

По всей видимости, оба этих повтора продиктованы стремлением составителей четко разъяснить адресатам грамоты круг их полномочий. 68-я глава Стоглава также имеет значительное количество совпадающих с наказными грамотами чтений, как и в случае с 67-й главой, с разницей как в форме, так и в порядке изложения. При этом 68-я глава содержит большое число формулировок, отсутствующих в наказных грамотах.

Рассмотрим изложение соборных решений в 68-й главе.

1) Начальная часть 68-й главы Стоглава посвящена процедурным вопросам

судопроизводства при участии духовных лиц. Ее основной смысл состоит в исключении поля и целования из судебных процедур и их заменой жребием в исключительных случаях, при отсутствии свидетельств;

15 ОР РНБ. Собр. Н.П. Погодина. №1569. Л. 1об; См. полностью сохранившийся текст в наказной грамоте в Каргополь: ОР РНБ. Собр. Н.П. Погодина. №1841. Л. 88об.

16 ОР РНБ. Погод.1569. Л. 2об.

О^т^-

2) устанавливается контроль царской администрации над монастырскими финансами;

3) описывается процедура епископского суда по духовным делам;

4) утверждается право епископов делегировать свои судебные полномочия в области мирских дел своим боярам, при которых должны быть сменяющиеся понедельно поповские старосты, десяцкие и пятидесяцкие священники по два или по три, а также градские старосты и земский дьяк;

5) подробное описание процедуры судопроизводства, осуществляемого епископскими боярами, включающее и описание апелляционного суда, производимого самим епископом;

6) утверждается право епископских десятинников осуществлять судопроизводство по мирским делам при участии поповских старост, десяцких священников, по двое — по трое и земским старостам, целовальникам и дьякам;

7) описывается механизм делопроизводства, аналогичный описанному выше для боярского суда;

8) устанавливаются процессуальные нормы для десятиничего суда: деся-тинники не могут присуждать священников и дьяконов к полю и целованию без доклада епископу; устанавливаются судебные пошлины в пользу десятинников в соответствии с Судебником; при невозможности разрешить дело своими силами десятинник отправляет дело на рассмотрение епископа;

9) описывается контрольная функция присутствующих при суде десятин-ника лиц;

10) из ведения десятинников и заезщиков изымается сбор пошлин в пользу епископа с территории епархии. В связи с этим предписывается ставить по городам и десятинам десятских священников, земских старост и целовальников, на которых возлагаются фискальные обязанности.

Как видим, в отличие от цельной и в содержательном и в композиционном смысле 67-й главы, 68-я глава представляет собой конгломерат записей различных решений Собора по церковно-административной тематике17.

По сравнению с 68-й главой Стоглава, в наказных грамотах отсутствуют формулировки тех решений, которые никак не связаны с деятельностью городовых приказчиков, игуменов, протопопов и прочих адресатов наказных грамот, которые были описаны нами выше под № 2, 3, 8. В этом отношении особенно показательно отсутствие описания суда с участием архиепископских бояр, несмотря на то, что, они упоминаются в начальной части наказных грамот: «Тако же отныне и в предь нашим митрополичим бояром, и архиепископовым и епи-скоповым и их десятинником судити а у них в суде быти поповским старостам и десятцким священником по два, да земским старостам и целовальником по два же брежения для». Процедура взаимодействия с представителями белого духовенства прописана только для десятинников18. Это обстоятельство свидетельствует о том, что текст наказных грамот был получен сокращением исходного текста, в котором процедура боярского суда должна была описываться, как и в

17 Емченко Е.Б. Стоглав. С. 359-364.

18 ОР РНБ. Погод. 1569. Л. 2-4.

-^Т^3^

Стоглаве. Очевидно, что при составлении общего образца-формуляра наказных грамот кодификаторов интересовал только десятинничий суд.

Еще одним характерным различием между текстами 68-й главы Стоглава и Наказных грамот является характер изложения в них решений о повсеместном установлении десятских священников и поповских старост и о передаче последним фискальных обязанностей. Если в Стоглаве, как было сказано выше, эти решения переданы в связи друг с другом, как непосредственное продолжение отсутствующего в наказных грамотах запрещения десятиникам заиматься сбором пошлин по территории епархий, в наказных грамотах они разнесены: решение об избрании поповских старост следует после установления при деся-тинничем суде комиссии с участием представителей приходского духовенства, причем содержит буквальный повтор решения, придающего последним судебные полномочия. Вероятно, это место в наказных грамотах есть следствие редактуры. Передача десятским священникам и поповским старостам фискальных полномочий завершает часть наказных грамот, восходящую к царскому наказу.

В наказных грамотах после решения, дающего десятским священникам и поповским старостам контрольные полномочия, логично продолжая его, следует поручение представителям приходского духовенства строго следить за тем, чтобы недельщики и десятинники не брали ненадлежащих пошлин за осуществление судебной деятельности. Подчеркнем, что данная формулировка внесена в наказные грамоты из царского наказа19. Это поручение фактически является парафразом помещающегося в 69-й главе запрета недельщикам брать лишние пошлины и осуществлять судебные процедуры, обходясь без представителей приходского духовенства, прямой аналог которому есть в соответствующем месте текста Наказных грамот.

69-я глава Стоглава «О венечной пошлине царев указ и соборное уложение» обнаруживает значительное текстологическое сходство с фрагментом Наказных грамот, начинающимся заголовком, по всей видимости, представляющим собой парафраз заголовка 69-й главы: «Тако же вам царев указ и собор-нои ответ о венечнои пошлине и о прочих винах». Порядок изложения соборных решений совпадает, но в 69-й главе есть ряд формулировок, отсутствующих в наказных грамотах. Так, в Стоглаве читаются поручения общего характера пяти-десятским и десятским священникам следить за нравственностью и церковной дисциплиной приходского клира и мирян, которые по содержанию в целом соответствуют второй части текста наказных грамот и первой группе святительских ответов Стоглава. Кроме того, в 69-й главе имеется статья, регулирующая порядок формирования святителями штата бояр, и статья, посвященная специфической черте жизни митрополичьего двора - пошлине «крестец»20.

Необходимо обратить внимание на то обстоятельство, что центральной для 69-й главы теме — венечной пошлине в Стоглаве — посвящены также главы 46-я «Ответ о венечной пошлине» и 48-я «Соборный же ответ о венечной пошлине». Первая представляет собой в буквальном смысле ответ на 4-й из царских вопросов 5-й главы Стоглава — краткий экспертный доклад по проблемам

19 См.: Ляховицкий Е.А. Архиерейские и царские наказные грамоты, содержащие решения Стоглавого собора. С. 288-296.

20 Емченко Е.Б. Стоглав. С. 364-372.

О^т^-

венечных пошлин; вторая представляет собой основную запись соборного решения, очевидно лежащую в основе пространной разработки темы венечных пошлин в 69-й главе Стоглава и соответствующем тексте, включенном в состав наказных грамот21.

Сравнительное исследование Стоглава и наказных грамот дает основания полагать, что в общем исходным текстом для пространных комплексов решений по проблемам церковной администрации был не цельный документ, подобный Царскому наказу, а конгломерат самостоятельных статей, которые в Стоглаве составили комплекс глав 67, 68 и 69. Статьи носили характер подробного «монографического» рассмотрения соответствующих вопросов. Кодификаторы, создавая формуляры-образцы царских наказов и архиерейских наказных грамот, стремились разрешить две основные задачи: во-первых, создать на основе отдельных статей связный текст; во-вторых, придать формулировкам соборных решений характер практического руководства для местной церковной администрации.

Приведем еще ряд случаев, когда сравнение Стоглава и наказных грамот демонстрирует то же направление работы над последними. В наказных грамотах имеется ряд фрагментов, параллели которым в Стоглаве находятся во второй группе соборных ответов. Все эти формулировки следуют в тексте наказных грамот подряд, образуя, таким образом, единый массив, помещающийся между фрагментами, соответствующими 31-й и 32-й главам Стоглава. Характерной чертой для данных фрагментов наказных грамот является то, что в них соборные решения принимают вид предписаний десятским священникам и поповским старостам, тогда как в Стоглаве эти же решения переданы без всякой связи с ними. Они соответствуют формулировкам, содержащимся в Стоглаве в главах, 8, 9, 41, 81, 82, 91, 92. По всей видимости, формулировки наказных грамот являются вторичными. Так, например, в случае с фрагментом, соответствующем второму и третьему вопросам и ответам 41-й главы, редактура была произведена достаточно грубо, таким образом, что и вопрос и ответ продолжают просматриваться:

Стоглав, 41 гл., 2 вопрос и ответ

Иная убо творится в простой чади в миру: дети родятся в сорочках, и те сорочки приносят к попом и велят их класти на престол до шти недель.

И о том ответ. Впредь таковыя нечистоты и мерзости во святыя церкви не приносити и на престоле до шти недель не класти, понеже и родившая жена до четыредесяти дней, дондеже очистится, во святую церковь не входит. Аще ли который священник таковая дерзнет сотвори-ти, и тому быти под запрещением священных правил._

Наказная грамота во Владимир.

Да и о том бы протопопы и священики брегли что просто чади в миру дети родятся в сорочках, и те деи сорочки приносят к попом и велят класти в церкви на престо-лех до шести недель

и впредь бы таковы нечистоты и мерзости въ святыя церкви не приносили и на пре-столех до шести неделех не клали понеже и родившая жена до четыредесяти днеи, и дондеже очистится въ святую церковь не входит. Аще ли которыи священик таковая сотворити дерзнетъ и тому быти под за-прещениемъ священых правил.

оа

ЯГ"

Стоглав, 41 гл. Вопрос 3

Да на освящение церкви миряне приносят мыло и велят священником на престоле держати до шти недель. И о том ответ. Впредь священником на освящение церкви от мирян мыло не приимати и на престоле до шти недель не держати. Аще ли которой священник дерзнет таковая сотворити, и тому быти во отлучении по священным правилом22.

Такоже деи и на освящение церкви приносят миряне мыло, и велят деи священиком на престоле держати до шести же недель. И священики бы от мирян мыла не при-имали и на престоле до шести недель мыла не дерьжали, аще ли которыи священик дерзнет таковая сотворити и тому быти под запрещением священых правилъ23.

Фрагмент текста наказных грамот, посвященный проскомисанию является компиляцией 11 и 12 вопросов 41-й главы Стоглава.

Стоглав, 41 гл., 11 ответ

Достоит убо по уставу выимати Предотече-ву часть, яко же и Пречистые часть мало поменьши, и класти на левой стране агнца противу Пречистые части, а прочие части приношени кладутца на среде подножие святаго агнца ...

Стоглав, 41 глава, 12 вопрос и ответ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В великом Новегороде во святей Софеи в соборной церкви и внутри города и по посаду по всем церквам и в монастырех опо-сле проскомисания и часов священник глаголет отпуст в царских дверех велегласно. А здеся в соборной церкви и во всех церквах пред обеднею в царских дверех отпуста не глаголют365. Како тому достоит быти. И о том ответ. По всем святым церквам после часов отпуст творити в царских дверех, и прощение получив потом обедню начинают и прочая вся совершают по божественому уставу24._

Наказная грамота во Владимир.

тако же бы протопопы и священики по всем святымъ церквам в просфиромисании. и выимали часть предтечеву якоже и причи-стые часть то мало поменьши и клали бы на левои стране агньца противу пречистые части а прочии части приношение клали бы на среде подножие святого агньца. А в кою пору священицы просфиромиса-ния творят. и тогда бы въ церкви часы говорили и после часов отпускъ творили въ царских дверех, и прощение получив и потом обедню начинают и прочаа вся съверьшают по божественому уставу25.

Наиболее интересным примером такого рода переработок является фрагмент, соответствующий главам Стоглава 81-83, содержащим подтверждение решений собора 1503 г. о вдовых священниках и дьяконах. Особенностью текста 81 главы Стоглава является то обстоятельство, что он состоит из двух блоков, текст которых как будто повторяет друг друга. Первый блок представляет решения Собора 1503 г. Он в целом очень близок к тексту Соборного приговора 1503 г. Вторая часть 81 главы представляет собой собственно изложение решений Стоглавого собора, о чем свидетельствует ее начало: «И ныне и впредь темъ вдовым попом и диакономъ жити по тому же, яко же преже насъ отцы соборне

22 Там же. С. 254-255.

23 ОР РНБ. Собр. Н.П. Погодина. №1569. Л. 23 об.-24.

24 Емченко Е.Б. Стоглав. С. 308-309.

25 ОР РНБ. Собр. Н.П. Погодина. №1569. Л. 21об.-22.

оО-

Ляховицкий Е. А.

-^г^

уставили по святым правиломъ»26. При сопоставлении с текстом Стоглава соответствующего текста наказных грамот обнаруживается, что в последних эти решения собора представлены как контаминация из двух частей 81 главы. Главы 82 и 83 Стоглава соответствуют второй части соборного приговора 1503 г., и их текст содержит прямые цитаты (см. выделение). Соответствующий текст наказных грамот таких цитат не содержит.

Стоглав, гл. 80

... И они, соборне того обыскавъ, да по правиломъ святых апостолъ и святых отецъ и по поучению свя-таго и великаго чюдотворца Петра, митрополита всея Русии, и по написанию Фо-тея, митрополита всея Русии, уложили и укрепили о попех и диаконех о вдовцех, что того ради безчиниа от сего времяни вперед

попом и диаконом вдовцом всем не служити, ... А которые попы и диаконы вдовцы же, а слова на них нетъ о падении блудном, да и сами про собя сказали, что после своих жон живутъ чисто, и они со-борне о техъ уложили, что темъ стояти въ церквах на кры-лосех и причащати-ся попом в олтарех в патрахили. Да и в домехимъ у собя патрахили держати, а диаконом прича-щатися в олтарех же

Стоглав, гл.81 (1)

Яко же преже нас отцы соборне изло-жиша и уставиша по священнымъ правилом святых апостолъ и святых отецъ, и по поучению великого чюдотворца Петра, митрополита Киевскаго и всея Русии, и по написанию свя-тейшаго Фотиа, митрополита Ки-евскаго и всея Руси, что вдовым попом и диаконом не служити. А которые обещаются в чистоте пребы-вати - и тем попом и диаконом стояти на крылосе, а имати им у служащих священников и у диаконов, которые на их место станут, во всякихъ церковных доходех четвертаа часть. Да тем же вдовым попом и диакономъ повелели им соборне патра-хель в домех держа-ти, да и причащати-ся им въ церкви в олтаре в патрахели, а не служити, а диа-кономъ держати

Стоглав, гл. 81 (2)

И ныне и впредь темъ вдовым попом и диакономъ жити по тому же, яко же преже насъ отцы со-борне уставили по святым правиломъ. А святыми церквами темъ вдовым попом и диаконом не владети и духовных детей имъ не держа-ти. А владети и дей-ствовати святыми церквами служа-щимъ священником и диаконом, которые на их местехъ станут. А тем вдовым попом и диаконом ни во что же церковное вступати-ся, но токмо в чистоте пребывати да на крылосе стояти, моля Бога, и уре-ченную четвертую свою часть у служащих священниковъ и у диаконов имати. А которыя вдовыа попы и диаконы учнутъ мирскаа дей-ствовати, и темъ в миру и пребывати, и царской дани под-лежати. А на крыло-се однолично таковым не стояти и четвертые части не

Наказная грамота во Владимир

Такоже бы протопопы и поповские старосты. и десятцкие священики и свя-щеники и диаконы по всем святымъ церквам брегли чтобы отныне и впредь вдовствую-щии попы и диаконы святыми церквами не владели. а владели бы святыми церквами служащии священики и ди-яконы. а вдовству-ющии бы попы и дияконы которые обещаются чистоту хранити. и те бы стояли въ церкви на крылосе. и имали бы у служащих свя-щеников и у дияко-нов во всех церковных доходех четвертую часть, а патра-хели бы вдовствую-щии священики держали у себя в дому и по своему достоинству причащались въолтари. Такоже бы вдов-ствующии дияконы держали у себя стихари и улари и причащались въолтари а зазорных бы лиц

,421

в стихарехъ съ уларем, а не служити ни по-помъ, ни диаконом вдовцом.

А которые попы или диаконы на их место у тех церквей учнутъ служити, и имъ техъ поповъ и диаконовъ вдовцев от церквей не отсылати, а давати по-помъ служебным вдов-цомъ попом, а диаконом служебным диаконом вдовцомъ четвертую часть во всехъ церковных доходех. А которые техъпоповъ и диаконовъ вдовцов не учнут в церкви на кры-лосе стояти, а учнет мирскаа делати - и тем четвертые части во всехъ церковных дохо-дех не давати. А кто техъ поповъ и диаконовъ вдовцов, которые после своих жонъ живутъ чисто, захотят во иноческое одеание одеати себя - и таковии, благодаря Божии судьбы, в монастыри отходят и от ду-ховнаго настоятеля, от игумена, постригаются и, обновивъ себе о всем чистым покааниемъ, къ своему отцу духовному, и по достоиньству, аще суть достойни - и тогда таковии съ благослове-ниемъ святительскым да священствуютъ в монастырех, а не в мирьских27.

стихарь да уларь и причащатися в ол-таре, а не служити же. А не учнут те вдовые попы и диаконы на кры-лосе стояти, а учнут мирскаа действовати - и имъ четвертые части у служащих поповъ и у диако-новъ не имати и на крылосе не стояти. А которые те вдовые попы и диаконы после своих жонъ учнут житии в чистоте, и в по-каании, и в прочих добродетелех, да стоят на крылосе. Или после своихъ жен въсхотятъ во мнишеский чинъ пострищися в мо-настырех у духовных пастырей да, обновивъ себя чистым покаанием, и въсхотят служити, и они, благодаря Бога да благосло-вениемъ святи-тельскымъ, аще будут достойни -да служат боже-ственую литоргию и вся священниче-скаа действуютъ въ святых церквах в монастырех, а не в мирских местех, а в мирскых местех никогда же не живут, ни действуют.

имати._А которыя те вдовыа попы и диаконы обещаются чистоту хранити и на крылосе стояти -и темъ попомъ и диаконом имати у святителей благо-словеныя, патрахе-лные и уларные грамоты крепости для и брежениа, а пошлин от них не давати. Да в те же им грамоты писати, что вдовым священником и диаконом, которые обещаются в чистоте пребывати по свя-щеннымъ прави-ломъ святаго шеста-го вселеньскаго събора 5-го правила, в дому у собя женскаго полу не держати от зазорных лицъ, но токмо кому матерее и сестру или тету по отце или по матере, или дщерь свою. Преступающии же правило сия - из-врещи повелеваютъ, мирскых же отлу-чаютъ28.

вдовствующии попы и дияконы у себя в дому не деръжали кроме матери и сестры и тетки по отце и по матери или дщери своеи по правилам святого шестаго вселенскаго собора. А которые вдовствующии попы и дияконы учнут у себя в до-мех держати зазорные лица кроме священых правил, и учнутъ мирская деиствовати и тем вдовствую-щым попом и ди-яконом на крыло-сех не стояти, и четвертои части в церковных дохо-дех не имати. А которые вдов-ствующии попы и диаконы учнут жити в чсистоте и потом восходят въ иноческии чин по-стрищись, и обви-нився чистым покаянием и аще будут достоины, и тогда по благословению святительскому да служат и вся священиче-ская деиствуют въ святых церквах в монастырех а в мирских местех никогда же не живут и не деиству-ют29.

27 Там же. С. 385-388.

28 Там же. С. 389.

29 ОР РНБ. Собр. Н.П. Погодина. №1569. Л. 22об.-23об.

42

-^Г^^

Решения в Стоглаве в соответствии с текстом соборного приговора 1503 г. излагаются только принципиально, нет указаний на того, кто должен осуществлять контроль за соблюдением принятых норм. В наказных грамотах следить за тем, чтобы «вдовствующие попы и дьяконы святыми церквами не владели» предписывается протопопам, поповским старостам и десятским священникам. В данном случае мы видим, как очень жесткое и тяжелое для приходского духовенства решение в наказных грамотах было смягчено через его, так сказать, практическую интерпретацию: возложение контрольных функций на выборных представителей приходского духовенства должно было создать иную ситуацию по сравнению с той, какую для приходского духовенства создавали решения 1503 г.

Имеющееся в наказных грамотах предписание священникам запрещать своим подопечным употреблять в пищу кровяные колбасы и удавленину соответствует 91 главе Стоглава. Последняя значительно более подробна: если в наказных грамотах имеется только глухая ссылка на «священные правила», то в Стоглаве приведено 67-е правило VI-го Вселенского Собора. 91-я глава Стоглава предписывает бороться с употреблением удавленины и кровяных колбас царю, о приходских священниках речи здесь не идет.

92-й главе Стоглава в наказных грамотах соответствует фрагмент, посвященный нехристианским обычаям, совершаемым в праздники. Он буквально соответствует первой части 92 главы, содержащей описание этих обрядов. В Сто-главе после этого идет отсутствующее в наказных грамотах рассуждение о том, что «простая чадь» творит все описанные непотребства по неведению, при попустительстве духовенства и светских властей, и о том, как должно справлять праздники христианам. Только после этого в Стоглаве помещается собственно решение, формулировка которого имеет весьма характерные отличия от формулировки наказных грамот (см. выделение):_

Стоглав, гл. 92

... И того ради по священным правилом и по заповеди святых отец отныне и впредь всем православным християном на таковая древняя еллинская бесования не исходити ни во градех, ни по селом, ни по рекам. И о том благочестивому царю по всем градом и по селом своя царская заповедь учини-ти, чтобы православные християне на таковое бесование еллинское впредь не сходили-ся и чтобы то еллинское бесование отныне и впредь божиею благодатию и в твое христолюбивое царство попрано было до конца30_

Наказная грамота во Владимир

и того ради по священым правилом и по заповеди святых отецъ отныне и впредь всем православным християном на таковая древняя еллинская бесования не из-ходити ни во градех ни по селам ни по рекам и чтоб то еллинское бесование отныне и впредь Божиею благодатию и вашим поучениием попрано было до

конца31.

Кроме случаев, когда мы наблюдаем в наказных грамотах добавления в первоначальный текст, отметим также и весьма показательный случай, когда первоначальный текст был в них сокращен. При сопоставлении формулировки постановления об обряде крещения в наказных грамотах и в 17-й главе Стоглава

30Емченко Е.Б. Стоглав. С. 400.

31 ОР РНБ. Собр. Н.П. Погодина. №1569. Л. 24об.-25.

-^Т^3^

выясняется, что в последнем, по отношению к наказным грамотам имеется текст, описывающий неверный обряд крещения (выделено жирным шрифтом):

Стоглав, гл. 17.

А детей бы крестили в церквах по уставу и по преданию святых апостолъ и святых отец, а не обливали водою, но погружали в три погружениа.

А крещали бы детей по священным правилом достоврно, яко же есть писано: О крещении младенец. Крещается от священника, глаго-люще сице: «Крешается раб Божий имя рекъ, во имя Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно, и в веки веком. Аминь. И тако погрузив крещаемого, и паки то же слово рек, и паки погрузив. И паки то же слово третиом рекъ, и паки погрузив. Крестит бо, рече, в три «Безначальныя» и в три «Сыны», и в три «Утешителя», рекши в 9 лицъ. Тако же изме-щетца по 8 правиле / и рекий все тожде слово и , погрузив крещаемо-го единущи, яко не славя воскресе-ниа.

Но сице подобает крестити. Прием священник рукама крещаемого и глаголеть: «Крещается раб Божий, имя рекъ, во имя Отца. Аминь». Низводит его и возводит -«И Сына. Аминь». Низводит и возводит -«И святаго Духа. Ныне и присно, и в веки веком. Аминь». И паки погружает его. И тако бы крестити в три лица божествена, в тридневное воскресение Христово треми погруженми. И по семъ мажет его великим миром, облачит его во вся новая, прежде вдав его на руки приемнику. И поет священник съ людьми: «Блажени, имже отпу-стишеся беззаконие и имже прекрышася греси» и прочая по уставу. А кум бы был один, любо мужский полъ, а любо женскый, а по два бы кума, и мнози кумове не были, как у вас преже сего было32._

Наказная грамота во Владимир.

А детеи бы крестили в церквах по уставу и по преданию святых апостолъ и святых отецъ, а не обливали водою но погружали в три погружения.

Но сице подобает крестити. Приимет свя-щенникъ рукама крещаемаго и глаголет. крещается раб божии, имярек во имя Отца аминь, и низводит его и возводитъ и Сына аминь, низводит его и возводит и Святого Духа и присно и во веки веком аминь, и паки погружает его. И тако бо крестит в три лица божествена в тридневное христово треми по-груженьми. По сем мажет его великим миром. облачит его во вся новая. предав его на руки приемнику. и поет священик с людьми блажени им же отпустишась беззакония и им же прикрышась греси и прочая по уставу. а кум бы был один, любо мужскии пол любо женскии, а по два бы кума и мнози бы кумо-ве у вас не были как у вас преже сего было33.

В том варианте, в каком это постановление читается в наказных грамотах, остается непонятным, чему противопоставлен верный обряд крещения, описание которого начинается фразой «Но сице подобает крестити»: очевидно, что описание неправильной процедуры крещения в тексте образца наказных грамот оказалось излишним и было удалено.

32 Емченко Е.Б. Стоглав. С. 280.

33 ОР РНБ. Собрание Н.М. Погодина. №1569. Л. 16.

Выше были рассмотрены случаи, когда в наказных грамотах мы наблюдали обработку более ранних формулировок, сохранившихся в Стоглаве. Однако и в рамках последнего мы видим работу над исходными материалами. В основном эта работа выражалась в вставках в исходный текст. Большая их часть представляет собой комментарии к постановлениям самого собора. Так, например, глава 11, озаглавленная «Ответ соборной о запоне святаго олтаря, когда отверзается и когда затворяется по уставу честных монастырей Святыа горы и Царь-ствующаго града»34, представляющая собой выписку из церковного устава35, дополняет и подробно раскрывает содержание 10-й главы «О царских дверех ответ». Ту же роль играют содержащие выписки из различных авторитетных текстов главы 19-2436 в отношении главы 18 «Ответ о обручении и о венчании»37 и проч. Главы 15 и 16 представляют собой раскрытие ссылок в главе 14 «О священническом сану по священным правилом ответ соборной», которая заканчивается ссылками на 16 правило святых отец и 17 правило Иоанна Милостивого38.

Для понимания того направления, каким руководствовались составители при развитии исходного текста соборного приговора в рамках Стоглава, важное значение имеет 9 глава — «Указ божественной службы, како достоит священнику или с дьяконом служити или единому». Она посвящена сложностям богослужебной практики, которые обозреваются в соответствии с порядком литургии. При создании 9-й главы решались более широкие задачи, чем простое описание правильного совершения обряда. Так, в заключительной части главы обсуждаются распространенные ошибки в литургических текстах, причем перечисляются как верные, так и неверные варианты, бытующие в литургической практике39. Это придает 9-й главе Стоглава характер небольшого трактата по проблемам современной Собору литургической практики.

Итак, сравнительный анализ текстов Стоглава и наказных грамот дает ряд доказательств, подтверждающих исходную гипотезу о появлении Стоглава и Наказных грамот в результате параллельного развития в двух различных направлениях исходных материалов. Как было показано выше, во многих случаях именно в Стоглаве, а не в наказных грамотах содержатся более ранние формулировки соборных решений. С другой стороны, в Стоглаве имеется ряд отсутствующих в наказных грамотах вставок в основной текст.

Данные, которые позволяет нам получить детальное сопоставление Стоглава и наказных грамот, предоставляют возможность в основных чертах представить себе процесс их разработки. В основу как Стоглава, так и наказных грамот лег документ, содержавший решения об учреждении училищ, о контроле за книгописной деятельностью, замечания о правильном порядке службы. Включал он, по всей видимости, и краткую формулировку решения о десятских священниках и поповских старостах, где им придавались функции общего дисциплинарного контроля над духовенством. В рамках работ по созданию формуляра

34 Емченко Е.Б.Стоглав. С. 275.

35 Стефанович Д.Ф. О Стоглаве. С. 281.

36 Там же. С. 273-278.

37 Емченко Е.Б. Стоглав. С. 281.

38 Там же. С. 277; Стефанович Д.Ф. О Стоглаве. C. 282-283.

39 Емченко Е.Б. Стоглав. С. 274.

оО ¡^^

для архиерейских посланий по епархиям — образца наказных грамот — исходный текст дополнялся всеми материалами собора, которые относились к сфере деятельности десятских священников и поповских старост. Соборные материалы, отобранные для включения в наказные грамоты, перерабатывались в соответствии с полномочиями и прикладными нуждами этих должностных лиц. Соборный ответ, изначально полностью посвященный вопросам литургики, был превращен в наказ для верхушки приходского духовенства.

При создании Стоглава изначальная тематическая направленность исходного документа была сохранена. При этом высказанные в первоначальном тексте положения были дополнительно фундированы вставками выдержек из авторитетных текстов и размещенным в 9-й главе трактатом, обозревающим и анализирующим основные ошибки и сложности, возникающие в литургической практике Русской церкви того времени. Таким образом, в отличие от вектора развития исходного текста, приведшего к созданию образца наказных грамот, тот вектор развития, который мы видим в Стоглаве, подразумевал более полное и теоретичное рассмотрение проблем литургики и церковной дисциплины, чем это требовалось для практических нужд.

Подобные тенденции мы наблюдаем и при сопоставлении пространных комплексов решений по проблемам церковной администрации. Если для формулировок глав 66-69 Стоглава характерно стремление выразить сами принципы судоустройства в церкви, в наказных грамотах кодификаторы соборных решений стремятся изложить их в форме, максимально сообразной с практической судебной деятельностью.

Источники и литература:

1. ОР РНБ. Собр. Н.П. Погодина. №1841.

2. ОР РНБ. Собр. Н.П. Погодина. №1569.

3. Царские вопросы и соборные ответы омногоразличных церковных чинех (Стоглав). М., 1890.

4. Громогласов И.М. Новая попытка решить старый вопрос о происзхождении Стоглава. Рязань, 1905.

5. Добротворский И.М. Дополнительные объяснения к изданию Стоглава // Стоглав. Казань, 1862.

6. Емченко Е.Б. Стоглав. Исследование и текст. М., 2000.

7. Кононов Н. Разбор некоторых вопросов, касающихся Стоглава. Троице-Сергиева Лавра, 1904.

8. Ляховицкий Е.А. Архиерейские и царские наказные грамоты, содержащие решения Стоглавого собора // Труды исторического факультета Санкт-Петербургского университета. №6. 2011. С. 279-298.

9. Ляховицкий Е. А. Архиерейская грамота белому духовенству в составе Стоглава и наказных грамот // Мавродинские чтения. 2008. Петербургская историческая школа и российская историческая наука: дискуссионные вопросы истории, историографии, источниковедения. Материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения профессора Владимира Васильевича Мавродина. СПб., 2009. С. 103-107.

10. Павлов А.С. Еще наказной список по Стоглаву. Одесса, 1873.

11. Стефанович Д.Ф. О Стоглаве: Его происхождение, редакции и состав: К истории памятников древнерусского церковного права. СПб., 1909.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.