Научная статья на тему 'Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях: от разработки до принятия'

Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях: от разработки до принятия Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
113
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Борчашвили Исидор Шамилович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях: от разработки до принятия»

6

№ 3 (35) 2014 ж. Цазацстан Республикасы Зацнама институтыныц жаршысы

Борчашвили Исидор Шамилович,

директор Центра судебной экспертизы Министерства юстиции Республики Казахстан, заслуженный деятель Республики Казахстан, академик КазНАЕН, руководитель рабочей группы Министерства юстиции по разработке проекта КоАП в новой редакции, доктор юридических наук, профессор

КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ: ОТ РАЗРАБОТКИ ДО ПРИНЯТИЯ

Современный этап развития Казахстана знаменуется новой кодификацией основополагающих отраслей публичного права. Совсем недавно Парламентом нашей страны приняты новые редакции Уголовного, Уголовно-процессуального, Уголовно-исполнительного кодексов, а также Кодекса об административных правонарушениях. Как отмечается в Стратегии «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства», принятие этих ключевых законодательных актов концептуально модернизирует систему уголовного судопроизводства и выведет наше право на уровень, позволяющий адекватно реагировать на современные вызовы.

В данном ряду значимых и в определенной степени судьбоносных для нашего государства актов важное место занимает КоАП. Административная ответственность представляет собой реакцию государства на нарушения в различных сферах общественной жизни, выполняя тем самым важную как правоохранительную, так и правозащитную функцию.

Считаю необходимым осветить отдельные вопросы истории становления административного кодекса как кодифицированного акта.

В советском прошлом вопросы административной ответственности долгое время регулировались отдельными разрозненными нормативными актами. Не существовало единых процедур привлечения к административной ответственности.

Первым кодифицированным актом по вопросам административных правонарушений в СССР стали Основы законодательства об административных правонарушениях Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях, принятые Верховным Советом СССР 23 октября 1980 года.

До такой систематизации (кодификации) законодательство об административных правонарушениях, состояло более чем из 500 разрозненных союзных и республиканских законодательных и правительственных НПА.

Важно отметить, что Казахстан первым из всех советских республик принял соответствующий Кодекс - 22 марта 1984 года.

Уместно вспомнить, что другие фундаментальные кодексы УК, УПК, ГК были приняты почти на 20 лет раньше (УК и УПК КазССР в 1959 г., ГК в 1963 г.).

Анализируя положения КоАП, необходимо иметь в виду его многоаспектность. Многие его положения изначально заложены в природе и огромном количестве тех отношений, которые регулируются административным законодательством. Поэтому не случайно он принимался позднее других кодифицированных актов.

Действующий КоАП является одним из самых применяемых законодательных актов, с которым ежедневно сталкиваются как простые граждане, так и предприниматели. Согласно данным правовой статистики, в 2013 году было зарегистрировано более 3,2 млн. административных правонарушений, к адмответственности только в виде штрафов привлечено более 2,5 млн. лиц. Таким образом, по общим подсчетам, каждый четвертый взрослый гражданин страны ежегодно попадает в орбиту административного производства.

Столь широкое проникновение административных правонарушений в жизнь казахстанского общества определили самые высокие требования к качеству проработки текста нового кодекса.

В своих выступлениях уважаемые Рахмет Желдыбаевич и Зауреш Хамитовна освятили основные положения нового КоАП.

Обсуждение новой редакции Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушение

В этой связи разрешите мне остановиться на других новеллах кодекса.

1. В целях исключения коррупциогенного фактора, а также для обеспечения сокращенного производства в новом Кодексе установлен абсолютно определенный размер штрафов. По другим видам взыскания, где это, возможно, сохранены относительно-определенные санкции (приостановление деятельности, лицензии; лишение права, лицензии и арест).

Штраф, выраженный в процентах, применяется только в определенных случаях за нарушение в сфере экологического, налогового, экономического законодательств, а также законодательства в сфере электроэнергетики.

2. Пересмотрен круг лиц, которые несут ответственность как должностные лица. Так, должностными лицами в Кодексе признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие или осуществлявшие на момент совершения административного правонарушения функции представителя власти либо выполняющие или выполнявшие на момент совершения административного правонарушения организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных учреждениях, субъектах квазигосударственного сектора, органах местного самоуправления.

Как известно, в Кодексе 2001 года индивидуальный предприниматель, работники индивидуального предпринимателя, юридического лица, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, а также руководители юридического лица несли административную ответственность как должностные лица.

Теперь в рамках нового Кодекса к административной ответственности будет привлекаться непосредственно юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.

Это обусловлено, прежде всего, необходимостью исключения условий для проявления коррупции при определении субъекта административной ответственности и устранения проблемы одновременного привлечения должностных и юридических лиц к ответственности за одно и то же правонарушение.

3. Систематизация административно-процессуальных норм путем исключения главы 26 Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан и переноса ее положений в главу 45 КоАП по пересмотру не вступивших

в законную силу постановлений по делам об административных правонарушениях.

В новом Кодексе предусматривается также новая самостоятельная глава 44 по обжалованию действий (бездействия) органа (должностного лица), осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, чего нет в действующем Кодексе.

4. Глава государства неоднократно обращал внимание на необходимость защиты трудовых прав граждан. Для этого в новом КоАП введены новые составы административных правонарушений, предусматривающие ответственность за дискриминацию в сфере труда путем ущемления права работника на равную оплату за равный труд и др. (статья 90).

5. Введен институт пересмотра вступивших в законную силу постановлений по делам об административных правонарушениях по вновь открывшимся обстоятельствам, по аналогии с ГПК и УПК. Это обеспечит возможность более полной реализации защиты прав физических и юридических лиц путем подачи заявления (Глава 47).

Основаниями пересмотра в Кодексе закреплены: существенные для дела обстоятельства, которые не были и не могли быть известны правонарушителю, потерпевшему; установленные вступившим в законную силу приговором суда заведомо ложные показания свидетеля, заведомо ложное заключение эксперта, заведомо неправильный перевод, подложность протокола об административном правонарушении, документов либо вещественных доказательств, повлекшие за собой вынесение незаконного либо необоснованного постановления и так далее.

6. Кроме того, в новом Кодексе усовершенствован институт мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

В частности, приведены в соответствие с их содержанием такие меры обеспечения как осмотр и личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, досмотр транспортных средств.

7. В КоАП усовершенствован также институт уведомления участников производства по делам об административных правонарушениях по аналогии с главой 11 ГПК «Судебные извещения и вызовы».

Уведомление (извещение) направляется заказным письмом с уведомлением о его вручении, телефонограммой или телеграммой,

^^^^^ № 3 (35) 2014 ж. Цазацстан Республикасы Зацнама институтыныц жаршысы

текстовым сообщением по абонентскому номеру обеспечивающих фиксацию извещения или

сотовой связи или по электронному адресу, вызова.

либо с использованием иных средств связи, Благодарю за внимание!

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.