ИЗДАТЕЛЬСКОЕ ДЕЛО И ПОЛИГРАФИЯ
В. Ф. ЧИРКОВ
Омский государственный технический университет
УДК 655.533 (2Р-40м)
АПРИОРИ МОЖНО ГОВОРИТЬ, ЧТО ПОЛИГРАФИЧЕСКОЕ ДЕЛО В ОМСКЕ ИМЕЕТ СВОЮ БОГАТУЮ ИСТОРИЮ, КОТОРАЯ, КАЖЕТСЯ, ЕЩЕ НЕ НАПИСАНА. СОСТАВНОЙ ЧАСТЬЮ ПОЛИГРАФИИ ЯВЛЯЕТСЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ПЕЧАТНОЙ ПРОДУКЦИИ. С ОМСКИМИ ТИПОГРАФИЯМИ И ИЗДАТЕЛЬСТВАМИ СОТРУДНИЧАЛИ И СОТРУДНИЧАЮТ ДЕСЯТКИ ХУДОЖНИКОВ. ОДНОЙ ИЗ САМЫХ ЗАМЕТНЫХ ЛИЧНОСТЕЙ НА ХУДОЖЕСТВЕННОМ НЕБОСКЛОНЕ БЫЛ ВАСИЛИЙ НИКИТИЧ БЕЛАН (1932-2002).
КНИЖНАЯ ГРАФИКА В. Н. БЕЛАНА
(К ИСТОРИИ ПОЛИГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА В ОМСКЕ)
В1962 году начиналось сотрудничество Белана с Омским книжным издательством. Тогда он выполнил несколько рисунков тушью для литературно-публицистического альманаха «Иртыш» (вып. 1963 года), регулярно выходившего в ту пору в Омске. Внимательно всматриваясь в заставки, концовки, портрет народовольца Г.А. Мачтета - рисункам не столь совершенным, безошибочно узнаешь время начала 60-х годов, время романтическое. В области книжной графики актив художника попадает на восьмидесятые годы. И тому ряд причин. Есть причина объективная. В 1981 году вышла первая художественная книга в возрожденном Омском книжном издательстве. Это были «Строговы» Г. Маркова в художественном решении Белана1.
'Кроме «Строговых» Г Маркова, В.Н. Бапан оформил 15 книг вышедших в Омском книжном издательстве, в т.ч.: Ф.М. Достоевский «Записки из Мертвого дома», 1982; Ю.А. Макаров «Царский подарок», 1983; В.Г. Короленко «Повести и рассказы», 1983; А.Э. Лейфер «Прошлое в настоящем», 1984; Л.Н. Сейфуллина «Виринея», 1984; А П. Токарев «Шуга», 1985; Н.С.Лесков «Соборяне», 1986; В-Я. Шишков «Странники», 1987; А.П.Токарев «Излучина», 1988; А с- Иванов «Повитель»,1988.
Почему именно Белану было поручено офрмление книги? Не только потому, что в нашем городе было не так много художников-книжников - факторе объективном. К этому времени акварелист Василий Белан изрядно знал, что такое книга как предмет полиграфического производства, как она печатается, что такое техническая и художественная редакция. К тому времени он был автором большого количества эскизов и макетов образцов прикладной графики.
В архивах художника хранятся юношеские рисунки конца сороковых годов «по книгам Толстого, Тургенева», как говорил сам художник. Разумеется, из этого нельзя делать далеко идущих выводов. Однако, сделав скидку на юный возраст, все-таки отметим, что он в 1950 году предпринимает-таки попытку проиллюстрировать «Ревизора» Гоголя. Конечно, это было не более чем проявление пытливого ума мальчишки. Сегодня, устанавливая истоки книжного творчества Белана, нельзя пройти мимо и того, что художник в 1958 году, знакомясь с Эрмитажем, много и увлеченно рисовал экспонаты материальной культуры, предметы прикладного искусства прошлых веков, среди
которых особо примечателен рисунок седла и чепрака Карла XII. Характер этого рисунка, исключительный интерес к передаче материальности в определенной степени объясняет отдельные черты иллюстраций Василия Никитича в пору зрелости его творчества.
Как уже было сказано, все книги Беланом сделаны в 80-е годы. В основном это художественная литература. Сразу скажу, что книги, оформленные Василием Никитичем, нельзя отнести к событиям в искусстве книги, вышедшей в Сибири. Но то, что его иллюстрации, во-первых, помогают читателям постигать философские и художественные истины, например, Достоевского и Короленко, это верно абсолютно. Во-вторых, книги белановского авторства в значительной степени отражают уровень художественно-оформительского искусства книги, выходящей в Омске в 1960 - начале 1990-х годов. В-третьих, книги Белана узнаваемы читателями, т.е. они имеют ту художественно-отличительную особенность, что позволяет говорить об индивидуальном видении книги художником. Вот это свойство художника книги Белана и является предметом моего интереса.
Первое, что бросается в глаза в книгах Белана, это его стремление к «академизму» в решении структурных частей и элементов книги - обложка, корешок, переплет, форзац, фронтистис, титул, аван- и шмуцтитулы, иллюстрации, заставки, концовки. Они носят строгий, «серьезный» характер и последовательно ведут реалистический по форме разговор с читателями. Думаю, надо с особым удовлетворением расценить его работу по макетированию книги. Художник максимально извлекает пользы из гостовских форматов и умеет сделать книги очень удобными в работе, их легко читать, рассматривать, их просто приятно держать в руках - они отвечают чрезвычайно важному фактору комфортности, который должен быть между человеком и книгой.
Не каждое книжное издание претендует на совершенное произведение искусства, но в каждой книге остается след творческого поиска художника, который может предопределять восприятие книги как художественного произведения. Так, в «Строговых» Г. Маркова удачным представляется решение фронтисписа с изображением стройных деревьев. Кстати, художественное решение «Строговых» демонстрирует сложность прохождения решения книги от авторского эскиза-проекта до его полиграфического решения. В архиве художника сохранился другой вариант фронтисписа: изображение кедров дано не стройными одноправленными рядами, а во встречном - поочередно вверх - вниз, вершиной или комлем - движении. Такой живописно-пластический ход ближе к образному строю романа писателя и потому глубже раскрывает противоречивые, драматически насыщенные хараю-еры героев романа «Строговы».
Обложка - лицо книги, часто - визитная карточка художника. Творческое наследие Белана позволяет продолжить разговор на эту тему на примере еще двух книг. По сочно-зеленому полю тиснением дана черная полоса распаханного поля; за лошадью с сохой - жилистая фигура крестьянина. Немногословность изобразительного решения рождает образ земли и ее труженика, землепашца, значит, хозяина. С такого емкого образа, рожденного обложкой книги, начинается роман В. Иванова «Повитель», выпущенного в Омске в 1988 году. Второй пример я вижу в книге А. Токарева «Шуга». Кстати, сотрудничество автора «Шуги» и Белана позволяет сделать один, как мне кажется, небезынтересный вывод.
В. Белан может точно почувствовать характер и особенности писателя. Я не оговорился, сказав «почувствовать», ибо он относится к художникам интуитивного, эмоционального начала в творчестве, которое затем, в иллюстрациях, он может переводить в рациональную плоскость, о чем скажу ниже. Проза А.Токерева - это тщательное чистописание старательного и знающего жизнь человека, у которого индивидуальная каллиграфия
Портрет Ф. М. Достоевского. Фронтиспис книги "Записки из Мертвого дома". Омское книжное издательство, 1982.
Типография "Омская правда".
каждой буквы на бумаге имманентна эмоционально-интеллектуальному состоянию его сердца и разума. Автор повестей очень уверенно, по-мужски крепко стоит на земле, а потому письмо его без усложненностей, оно даже скуповатое, однако это мужское письмо не лишено прелести лирических переживаний автора, от имени которого ведется повествование. Вот именно это качество писателя и почувствовал Белан, оформив обе его книги - «Шуга» и «Излучина». Повесть «Шуга» в художественно-полиграфическом отношении представляется более цельной. Особенно удачен разворот обложки, на которой, подчиняясь горизонтальному ритму линий, изображена зеленым цветом идущая по Иртышу шуга, на языке речников «сало». В граненых кристаллах снежно-водянистой каши отражается лунный свет. Свечение лунной полосы на воде подхвачено названием книги, буквы которого даны в свободной, мягкой манере, сообщая всему повествованию обыденный характер. Кстати, в примере с этой книгой надо отметить как положительное использование припрессованной пленки, которая в данном конкретном случае усиливает образное начало сборника, что нельзя, мне кажется, сказать о второй книге данных авторов.
Почти каждая книга художественной литературы, выходившая в Омском книжном издательстве, имеет художественно решенный форзац, что само по себе обращает внимание, так как далеко не во всех местных издательствах наблюдалась такая картина. Существуют различные пути решения этого очень существенного элемента в структуре книги. В их числе нейтральные, декоративные и сюжетные. Во всех книгах В. Белана форзац сюжетный. Автор говорилт: «В форзаце у меня основная идея книги». Поэтому в «Строговых» - это пейзаж, «тайга на тысячу верст», в «Виринее» Л. Сейфуллиной - земля, которая «унавожена телами убитых большевиков», в «Соборянах» Н.С. Лескова-монастырская, красивого узора решетка, говорящая о затворничестве, духовной строгости глубоко верующих православных христиан и призванных своей жизнью нести людям душевное успокоение, в «Странниках» В. Шишкова - железнодорожное полотно, черный и белый цвет которого отражает идею борьбы добра со злом в сознании беспризорников. Примеры можно пере-
"На уборке снега". Страничная иллюстрация к книге Ф.М. Достоевского "Записки из Мертвого дома".
Омское книжное издательство, 1982.
Типография "Омская правда".
числять, расценивая их то как удачные, то отказывая им в этом. Но форзац к «Запискам из Мертвого дома» Ф.М. Достоевского, мне кажется, стоит несколько особняком: явная удача художника. Стройные, сплошной стеной черные пали изображены с убедительной материальностью. Между палями единственная щель, сквозь которую струится пронзительно голубая полоска света. Эта художественная находка удивительнейшим образом «иллюстрирует» слова великого писателя: «Случалось, посмотришь сквозь щели забора на свет божий и только и увидишь, что краешек неба... маленький краешек неба, не того неба, 'которое над острогом, а другого, далекого, вольного неба...».
Книга - ансамбль архитектурный, изобразительный, литературный. Принципы его компоновки могут быть разными. Соответственно и подход к иллюстрированию определяется системой художественного мышления автора -метафорической, конструктивной, повествовательной и т.д. В. Белан отдает предпочтение преимущественно повествовательному принципу иллюстрирования. Он может приниматься или не приниматься - дело вкуса. Важно установить другое: целен ли автор внутри своего художественного метода, нет ли электричности, разно-стиль-ности? Внимательный анализ иллюстраций (шмуц-титу-лов, страничных иллюстраций), естественно, в совокупности всего книжного ансамбля, показывают Белана как цельного, последовательного, даже, может быть, ревностного сторонника повествовательно-изобразительного решения книги. Можно сказать так: он интерпретирует книгу с помощью изобразительного рассказа.
Если на обложку или форзац он выносит «образ вообще», он говорит о книге в целом, то шмуцы и иллюстрации у него выполены очень конкретно. Можно сказать, выбрав «узловой» момент книги, он из слова в слово переводит его в рисунок. И потому они могли бы быть более уязвимы для критики, не уделяй он столько внимания психологии героев или сцен. С этой, психологической, точки зрения весьма удачна акварельная иллюстрация к «Чудной» В. Г. Короленко. Художник сознательно прибегает к миниатюрности фигуры героини (Короленко: «дитя
"В бане". Страничная иллюстрация к книге Ф.М. Достоевского "Записки из Мертвого дома1'.
Омское книжное издательство, 1982.
Типография "Омская правда".
этакое»), усиливая у читателя чувство сострадания к ней, особо выделяя в ее «приятном лице» «глаза большие, темные да страшные», которые «все глядят куда-то». Художник для выразительности использует игру света и тени. Мерцающий свет, падающий на лицо героини, высвечивает в нем болезненность, обреченность.
В композиционном отношении в иллюстрациях Белана четко прослеживается «картинный» подход, к которому обращались крупные советские иллюстраторы Д.А. Шма-ринов, Кукрыниксы и др. В этой плоскости интересно рассмотреть тоновые акварельные иллюстрации к полесской легенде В.Г. Короленко «Лес шумит». Композиция строится по правилам жанровой картины. На первом плане, на ковре, расположились пан со свитою - пируют гости у Романа; на втором, на фоне леса - парубки, лошади. Стоящая фигура Опанаса с бандурой «соединяет» планы. Построенная по правилам линейной перспективы, иллюстрация - картина обретает значение самостоятельного произведения, давая представление о героях, их характерах, обычаях людей украинского полесья.
«Повести и рассказы» В.Г. Короленко являются удачным примером ансамблевости книги, включающей выразительную обложку с графическим изображением черного обгоревшего дерева на снежно-белом фоне, красивую по цвету, фактурно выполненную акварель в форзаце, страничные в цвете иллюстрации, набранные в типографии то блоком, то потекстуально - вариант более отвечающий повествовательному иллюстрированию Белана.
Отмечая достоинства, нельзя не сказать о неизбежных издержках, которые сопровождали творчество Белана. Так, используя в каждой книге прием портретирования авторов литературного произведения, он не всегда избегает повторов. Художник уязвим не столько в композиционном решении, сколько во вторичности изобразительной иконографии по отношению к первичности фотографии писателя (портреты Достоевского, Короленко, Лескова и др.). Или другой случай. Автор был очень привязан к технике туши пером и акварели, начиная с первой работы в 1962 году, явно недооценивая себя в других техниках,
се 3 х
Страничная иллюстрация к полесской легенде "Лес шумит" В.Г. Короленко.
Омское книжное издательство, 1983.
Типография "Омская правда".
например, эстампе, которым он успешно занимался в 1960-е годы. Некоторые книги Белана явно просятся в другую технику, которая отнюдь не противоречит творческой манере художника в целом. Так, думается, книга Л. Сейфуллиной «Виринея» едва ли проиграла бы, будь она решенной в технике той же линогравюры или ксилографии. Драматически напряженное, страстное повествование писательницы требует более контрастного графического языка.
В.Н. Белан является, можно с полной уверенностью сказать, пионером (наравне с В А Десятовым) современной прикладной графики в Омске. Во всяком случае, в Омском Союзе художников с его именем связано зарождение и становление художественно решенных афиш, пригласительных билетов, каталогов разного рода выставок. Начало было положено наборной шрифтовой афишей персональной выставки К.П. Белова в 1960 году2. Первая же самостоятельная афиша была посвящена персональной выставке красноярского живописца Т. В. Ряннеля, проходившая в Омске в том же 1960 году. С Беланом связано и появление первого «серьезного» каталога в Омске - то был каталог второй зональной художественной выставки «Сибирь социалистическая» (1967), положившей начало традиции издания зональных каталогов подобного уровня. Каталог по сей день подкупает основательностью макета, переплета, подбором шрифта, удачно найденной эмблемой -марочкой, отражающей связь искусства и 50-летия Великой Октябрьской революции. Впервые в каталоге были представлены фотопортреты участников выставки, что, конечно, повышало этическую, информативную и культурную значимость каталога. Полиграфическая база типографии «Омская правда» не позволяла тогда печатать цветные репродукции, но и черно-белые были сделаны по тем временам «на высоте».
На протяжении почти трех десятилетий В. Белан выполнял подобного рода заказные работы. Выдерживая
2С тех пор подобного рода работы художник выполнил по 70 заказам.
Страничная иллюстрация к рассказу
"Сон Макара" В.Г. Короленко. Омское книжное издательство, 1983. Типография "Омская правда".
В.Г. Короленко. Повести и рассказы. Обложка. Омское книжное издательство, 1983. Типография "Омская правда".
Пригласительный билет на выставку "Декоративно-прикладное искусство XVIII - начала XX веков" в Омском областном музее изобразительных искусств. 1979. Типография "Омская правда". Из собрания ГМИО.
Портрет В.Г. Короленко.
Фронтиспис книги В.Г. Короленко "Повести и рассказы".
Омское книжное издательство, 1983.
Типография "Омская правда".
принципы ансамблевости, он сумел увидеть по-дизайнер-ски единство всех компонентов вернисажного события, включив в «пакет» афишу, приглашение, каталог. В чем же это единство, ансамблевость? Она решается с помощью единого модульного композиционного хода, цвета, шрифта, марочки - эмблемы. Среди множества работ выделю афиши, пригласительные билеты и каталоги выставок РФ. Черепанова (1976), H.A. Кузьмина и И.Я. Сивахина (1980), В.В. Кукуйцева(1982), Р.П. Камкиной(1984),А.Н. Ли--берова (1986), К.П. Белова (1989).
Художник много и интересно сотрудничал (особенно в первой половине 80-х годов) с ООМИИ 3. Наибольшей удачей среди этих работ отмечены два комплекта. Приглашении и афиша выставки «Декоративно-прикладное искусство 18- нач. 20 вв. из собрания Эрмитажа» (1979) интересны очень тонкой стилизацией рисунка и шрифта в духе 18 века, подтвержденной хорошим уровнем полиграфического исполнения. «Бенефисным» по характеру, стилю была прикладная графика Белана по случаю 60-летия ООМИИ в 1984 году, куда входили афиша, программа юбилейной конференции, приглашением эмблема-марочка. Здесь надо признать, оценить высокий уровень полиграфической работы типографии «Омская правда» (1984).
Среди прикладной графики 1980-х годов обращают на себя внимание (обилейные и рекламные издания ОГИК музея," путеводители литературного музея им. Ф.М. Достоевского. Назову также комплект рекламных проспектов ПХБО «Восток».5 В целом характеризуя вышеперечисленные примеры, можно сказать, что они отмечены тонкой профессиональной культурой, которая сохранила живое, человеческое чувство автора.
На 1990-е годы приходится качественно новый этап книжного творчества В.Н. Белана. Открывшиеся полиграфические возможности многоцветной офсетной печати в Омске были использованы Беланом сполна. Все началось с альбома автора «Омск. Городские мотивы» (авторы-составители В. Чирков, Г. Чиркин, И. Деветьярова; книга
3 Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля; по его заказам было выполнено 17 работ.
Государственный Омский историко-краеведческий музей, по заказам которого выполнено 7 разного рода работ.
5 Омское производственное хлопчатобумажное объединение «Восток», с которым художник поддерживал творческие связи с 1964 года; в 1Ö89 году типография «Омская правда» напечатала комплект из 4 сувенирных буклетов.
Пригласительный билет на выставку Р.Ф. Черепанова. 1976. Типография "Омская правда". Из собрания ГМИО.
Пригласительный билет на выставку Н. Кузьмина и И. Сивохина. 1980. Типография "Омская правда". Из собрания ГМИО.
Пригласительный билет на выставку И.И. Желиостова. 1986. Типография "Омская правда". Из собрания ГМИО.
Пригласительный билет на выставку "Омская земля" в Доме художников. 1982. Типография "Омская правда". Из собрания ГМИО.
ПРИГЛАШЕНИЕ
Пригласительный билет на выставку A.A. Чермошенцева. 1977. Типография "Омская правда". Из собрания ГМИО.
щ Шт
МЙШшш
Пригласительный билет на выставку "50 лет СССР". 1972.
Типография "Омская правда". Из собрания ГМИО.
была отмечена дипломом Всероссийского конкурса, проводимого Союзом архитекторов России). Ансамбль книги альбомного формата шел от образного решения обложки пронзительно белого цвета - ассоциируется с большими заснеженными пространствами, среди которых расположился наш город, знаковые архитектурные сооружения которого -Пюбинский проспект, фонтан «Шар» были даны на первой и четвертой страницах обложки. Затем последовала монография о творчестве заслуженного художника
■^■Александр |ОЛУБ£ЦКий
Пригласительный билет на выставку А. И. Голубецкого.
1983. Типография "Омская правда". Из собрания ГМИО.
России Валентина Кукуйцева, положившая основу серии книг об омских художниках-шестидесятниках. Автору этих строк посчастливилось сотрудничать с Беланом и при создании альбома «Сокровища Омского музея изобразительных искусств. Живопись, графика. Книга 1», которая является совместным полиграфическим трудом Первой Московской типографии и Омского Дома печати. Вот где проявились доскональные знания в области полиграфического дизайна и производства В.Н. Белана! Обложка, переплет, корешок, титул, заставки, шрифт, композиционные решения страницы и разворота - все достойно внимания и высокой оценки.
Книжная и прикладная графика В.Н. Белана является составной неотъемлемой частью живой культурной практики города Омска. Как и всякое живое явление, художественный процесс развивается диалектически, в нем есть достоинства и недостатки. Восприятие и оценка его должны быть строго дифференцированными6.
ЧИРКОВ Владимир Федорович, кандидат философских наук, доцент кафедры «Дизайн, реклама и технология полиграфического производства».
6 Большая часть графического дизайна художника хранится в фондах Городского музея «Искусство Омска».