References
1. Amgalanova M.V. Kul'tumoe nasledie kak faktor formirovaniya natsional'noy buryatskoy kul'tury v sovetskiy period [Cultural heritage as a factor in the formation of national Buryat culture in the Soviet period]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of Kemerovo State University of Culture and Arts], 2016, no. 36, pp. 73-78. (In Russ.).
2. Analiticheskie materialy 2016. V poiskakh novykh resursov: kreativnaya sreda rossiyskikh gorodov Omsk, Tyumen, Tomsk, Orenburg, Khanty-Mansiysk, Noyabrsk, Muravlenko [Analytical materials 2016. In search of new resources: the creative environment of Russian cities Omsk, Tyumen, Tomsk, Orenburg, Khanty Mansiysk, Noyabrsk, Muravlenko]. (In Russ.). Available at: http://rodnyegoroda.ru/upload/iblock/2ec/2eca0d8eae6d5bc78921211ac98c73 0d (accessed 06.12.2020).
3. Dambaeva I. Reper Alikhan Dze: Buryatskaya muzyka na ves' mongol'skiy mir. "Baykal-Daily" [Rapper Alikhan Dze: Buryat music for the whole Mongolian world. "Baikal-Daily"]. (In Russ.). Available at:https://www.baikal-daily.ru/news/16/214622 (accessed 06.12.2020).
4. Minkomsvyaz' Rossii prodlila eksperiment po "Dostupnomu Internetu" [The Ministry of Telecom and Mass Communications of Russia extended the experiment on "Accessible Internet"]. (In Russ.). Available at:https://digital. gov.ru/ru/events/39938 (accessed 10.12.2020).
5. Putin poruchil prinyat' tekhnologicheskiy zakonodatel'nyy paket [Putin instructed to adopt a technological legislative package]. (In Russ.). Available at:https://ria.ru/20200115/1563439675.html (accessed 10.12.2020).
6. Trosbi D. Ekonomika i kul'tura [Economy and culture]. Moscow, Izd. dom Vysshey shkoly ekonomiki Publ., 2018. 256 p. (In Russ.).
7. Fateev M.A. Biznes i kul'tura. Rossiyskaya gazeta - Ekonomika Sibiri № 261(8315) [Business and culture. Russian newspaper - Economy of Siberia No. 261 (8315)]. (In Russ.). Available at: https://rg.ru/2020/11/19/reg-sibfo/ prevratitsia-li-sfera-kultury-v-kreativnuiu-industriiu-v-rossii.html (accessed 10.12.2020).
8. Flier A.Ya. Kul'turnye industrii v istorii i sovremennosti: tipy i tekhnologii [Cultural industries in history and modernity: types and technologies]. Informatsionnyy gumanitarnyy portal "Znanie. Ponimanie. Umenie" [Informational humanitarian portal "Knowledge. Understanding. Skill"]. (In Russ.). Available at:http://www. zpu-journal.ru/e-zpu/2012/3/Flier_Cultural-Industries (accessed 05.12.2020).
9. Khorkkhaymer M. Adorno T. Dialektika Prosveshcheniya: Filosofskie fragmenty [Dialectics of Enlightenment: Philosophical Fragments]. Moscow, Medium Publ., 1997. 310 p. (In Russ.).
УДК 008
КЛЮЧЕВЫЕ ТРАНСФОРМАЦИИ КЛАССИЧЕСКОЙ ОПЕРЫ В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ
Бунакова Марина Николаевна, аспирант, Челябинский государственный институт культуры (г. Челябинск, РФ). E-mail: marina.bunakova@inbox.ru
В данной статье анализируются процессы массовизации музыкальной культуры на примере классического оперного искусства, оказавшегося на рубеже XX-XXI веков в условиях нарастающих темпов медиатизации культуры и интенсивно внедряемых инноваций. Автором выделяются черты, свидетельствующие о трансформации классической оперы под влиянием зрелищных массовых индустрий. Диктат идеологии коммерциализации приводит современную оперу к необходимости расширения целевой аудитории любыми способами, что прослеживается во многих современных оперных постановках. Усиление развлекательной функции прослеживается в трансформации смыслов, заложенных в классических текстах, появлении многочисленных интерпретаций авторских замыслов, предполагающих обращенность к ориентированной на развлекательный формат публике. Тенденции деконструкции классического образца четко прослеживаются в музыкально-драматическом искусстве, когда современ-
ные режиссеры обращаются к уже готовому, «состоявшемуся» произведению и изменяют музыкальную и драматическую канву, дописывая или урезая классическое произведение, облекая его в привычные для человека массовой культуры формы - фильмы, сериалы, рекламные ролики, компьютерные игры. Гламуризация оперного искусства, потребность производить впечатление (прежде всего, внешнее) на публику находит свое проявление в ситуации, когда артисту недостаточно обладания сильными вокальными данными, ему необходимо максимально точно соответствовать модели «голос - персонаж» и ожиданиям зрителя в умении воплощать сценический образ при помощи визуального облика -хорошей фигуры, красивого лица, ухоженной внешности и природной привлекательности.
Делается вывод о том, что под влиянием культурных процессов XXI века опера вынуждена регулярно адаптироваться под технические новшества и специфику медиапродвижения.
Ключевые слова: классическая опера, современная культура, медиа, массовая индустрия, трансформация.
KEY TRANSFORMATIONS OF CLASSICAL OPERA IN MODERN CULTURE
Bunakova Marina Nikolaevna, Postgraduate, Chelyabinsk State Institute of Culture (Chelyabinsk, Russian Federation). E-mail: marina.bunakova@inbox.ru
This article analyzes the processes of interpenetration of musical culture and mass culture basing on the example of classical opera art. Nowadays it found itself within the conditions of increasing the medialization rates of culture and intensively implemented innovations. The author highlights the features that indicate classical opera transformations under the influence of mass entertainment industries. The commercialization dictate leads modern opera to the need of expanding the target audience by any means, which can be seen in many modern opera productions. The strengthening of the entertainment function can be traced in the transformation of the meanings inherent in classical texts, the appearance of numerous interpretations of the author's ideas, suggesting an appeal to the audience focused on the entertainment base. The trends of deconstruction of the classical model are clearly seen in the musical and dramatic art, when modern directors turn to a ready-made "completed" work putting it in the conventional mass cultural forms like films, TV series, commercials, computer games. Glamorization of opera art and need to make a huge impression on the audience appears within a situation when it is not enough for an artist just to have professional vocal skills, he/she also needs to match the "voice - character" model as precisely as possible. The audience expects from the performer the ability to embody the stage image and also a good figure, a beautiful face, well-groomed appearance and natural attractiveness.
It is concluded that under the influence of the cultural processes of the 21st century, opera is forced to regularly adapt to technical innovations and the specifics of media promotion.
Keywords: classical opera, modern culture, media, mass industry, transformation.
Doi: 10.31773/2078-1768-2021-54-91-96
Введение. Существование классического искусства в новой социокультурной реальности -актуальная проблема в мире цифровых технологий и медиаинноваций. Наиболее заметной оппозиция между «естественным и технологичным» становится при обращении к вокальному искусству (в частности, оперному пению), ценность ко-
торого определяется именно чистотой живого звука, оттенками тембра, естественной силой голоса и диапазоном и т. п. Вместе с тем нарастающие темпы медиатизации культуры, интенсивность внедряемых инноваций заставляют по-новому осмыслять жизнь оперы в контексте происходящих изменений. Конец ХХ - начало XXI века относят
к периоду активного развития массовой культуры, ее безоговорочному доминированию (и даже диктату) во всех сферах общественной жизни. В этой связи значимым и необходимым видится комплексный культурологический анализ тех явлений и феноменов, которые изначально ассоциировались с элитарными, но в нынешней ситуации значительно массовизируются и включаются в поле зрелищных индустрий. В данной статье мы рассмотрим основные черты, свидетельствующие о трансформации классической оперы под влиянием индустрии массовой культуры.
Диктат идеологии коммерциализации
Процесс коммерциализации искусства берет свое начало с самого момента утверждения творческой деятельности в системе общественного труда в качестве профессиональной. Но если ранее коммерческая ценность продукта творческой деятельности зависела сугубо от его художественно-эстетической ценности, то сегодня стоимость произведения искусства сама способна оказать существенное влияние на отношение зрителя к художественному творению, оценку и общественное признание творчества автора и даже на само определение искусства [6].
Один из главных принципов успешной коммерческой деятельности - расширение целевой аудитории любыми способами - прослеживается и во многих современных оперных постановках. Например, Д. Ю. Густякова в своем анализе спектакля «Руслан и Людмила» М. И. Глинки в постановке Д. Чернякова в Большом театре отмечает, что режиссер преследовал именно цели привлечения как зрителя «профессионала», сторонника традиционных постановок, так и «развлекающегося» (по типологии Т. Адорно) зрителя, который нацелен на увеселительное времяпрепровождение. Для первых была предложена узнаваемая традиционная «картинка»: княжеские палаты, стилизованные костюмы, для вторых - радикальная трансформация хрестоматийного сюжета и провокационный внешний ряд [1].
Усиление развлекательной функции
Усиление гедонистической направленности прослеживается в трансформации смыслов, заложенных в классических текстах, появлении многочисленных интерпретаций авторских за-
мыслов, предполагающих обращенность к ориентированной на развлекательный формат публике. На сегодняшней сцене с трудом можно обнаружить оперные постановки, не подвергшиеся современному режиссерскому переосмыслению. В качестве примера укажем на постановку оперы П. И. Чайковского «Пиковая дама» в сценической версии режиссера А. Галибина (сценическая премьера - 1998 год, Германия, под управлением дирижера В. Гергиева), в которой отчетливо проявлены характерные признаки массовой культуры: преобладание репродуктивного начала над творческим, актуализация в игре актеров поведения «человека массы», внешняя зрелищность и иллюстративность действа. В интерпретации Д. Черняковым оперы С. С. Прокофьева «Игрок» (2008 год, совместная постановка Берлинской оперы и миланского театра «Ла Скала») простота, доступность, привычность транслируемого материала вполне отвечают запросам массовой аудитории, обеспечивая для нее режим «комфортного восприятия».
Тенденции деконструкции классического образца
Тенденции деконструкции четко прослеживаются в музыкально-драматическом искусстве, когда современные режиссеры обращаются к уже готовому, «состоявшемуся» произведению и изменяют музыкальную и драматическую канву, дописывая или урезая классическое произведение, облекая его в привычные для человека массовой культуры формы - фильмы, сериалы, рекламные ролики, компьютерные игры. Лоскутность, художественные заимствования, тиражирование становятся характерными чертами оперы на современном этапе ее развития. В качестве примера можно привести фильм-трансляцию «Сельская честь» / «Паяцы» режиссера Дэвида МакВикара в рамках проекта «Мет-опера в кино», в котором он объединяет две одноактных оперы, написанных разными композиторами в разное время, в формат диптиха [3; 9].
Стремление к нестандартности
Тенденции деконструкции во многом исходят из стремления к нестандартности (под стандартом в данном случае видится канонич-
ность первоначального замысла оперного произведения) - созданию постановок, в которых внешняя форма превалирует над сутью оперного искусства, а во главу угла ставятся нередко эпа-тажные режиссерские решения (зачастую идущие в разрез с оригинальными композиторскими замыслами). Пожалуй, самой распространенной режиссерской практикой в оперном театре является свободное перемещение времени сюжета спектакля, «омолаживание» произведения, наполнение действа реалиями повседневной жизни, в том числе модными гаджетами, и подача облика героев в качестве современников. Так, в постановке «Роделинда» - барочной оперы^епа Г. Ф. Генделя британский режиссер Ричард Джонс использует механизм временной «актуализации» классического оперного материала: действие оперы перенесено в Италию 40-х годов XX века и разворачивается в подобии подвала-бункера, состоящего из множества тесных обветшалых комнат. Еще один пример такого «омолаживания» оперы - постановка «Богема» Пуччини на Зальц-бургском фестивале 2012 года (режиссер Дамиа-но Микилетто), где персонажи предстают в виде субкультурной молодежи современного мегаполиса, в частности, исполняющая роль Мими Анна Нетребко появляется в образе «готки» со всеми атрибутами, отличающими представителя данной субкультуры: сигаретой, черными ногтями и т. д. [8].
Гламуризация оперного искусства
Еще одной особенностью современного этапа развития оперного искусства можно назвать его гламуризацию. Здесь уместно опереться на предложенный Д. В. Ивановым и О. Ф. Русаковой концепт «глэм-культуры» или «глэм-капитализма», в основе которых лежит потребность производить впечатление (прежде всего, внешнее) на публику (см. [5, с. 26]).
Характерно здесь то, что опера сегодня предъявляет и строгие требования к артистам, которые, выходя на современную сцену, обязаны быть молодыми, красивыми, привлекательными, хорошо физически подготовленными и похожими на кинозвезд [8]. Современная опера лишает зрителя возможности домысливать облик героя, предоставляя максимальное соответствие внешних данных артистов оперным персонажам. Вре-
мя выдвинуло новые требования к солистам оперы: сегодня недостаточно обладания сильными вокальными данными, необходимо максимально точно соответствовать модели «голос - персонаж» и ожиданиям зрителя в умении воплощать сценический образ при помощи визуального облика - хорошей фигуры, красивого лица, ухоженной внешности и природной привлекательности. По мнению Е. Н. Шапинской, подобная эстетизация оперы как перформанса получила широкое распространение с начала 2000-х, а символом «новой оперы» можно считать Анну Нетребко, которая в юном возрасте покорила мировую оперную сцену удивительным сочетанием красоты и прекрасного голоса, став одной из самых коммерчески успешных исполнительниц в мире и своеобразным «брендом» оперы [9].
Визуализация
Визуализация оказывает заметное влияние на оперное искусство, обеспечивая иммерсивное воздействие на зрителя, который погружается в видимый слой произведения [4]. В целом в современном обществе можно говорить об актуальности перехода вербальных форматов в мир всё более нарастающей визуальности: «Получившие широкое распространение концепты: "визуальная культура", "зрелищная культура", "цивилизация глаза" - фиксируют и терминологически закрепляют общий фон развития современной культуры, в которой формула "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать" становится своеобразным манифестом восприятия явлений и событий социальной действительности сквозь призму визуального начала» [2, с. 222].
Попытки экранизации опер имеют настолько давнюю историю, что относятся еще ко временам немого кино (что представляется не вполне органичным, учитывая доминирующий характер именно звучащей природы оперного искусства). В начале ХХ века в Европе, в странах с богатым оперным наследием демонстрация немых кинолент нередко сопровождалась музыкой, записанной на грампластинку, либо музыку из опер играл тапер. В исключительных случаях фильм мог сопровождаться и живым исполнением оперы солистами, хором и оркестром, например, фильм «Ло-энгрин» немецкого режиссера О. Местера, снятый в 1916 году по опере Вагнера [7].
К актуальному способу бытования оперы на экране можно отнести трансляции опер на экранах, установленных на фасадах городских зданий, как, например, показ «Царской невесты» Н. А. Римского-Корсакова в июле 2016 года Большим театром, когда на площади перед театром были оборудованы бесплатные места для зрителей, имевших возможность посмотреть и послушать трансляцию спектакля в режиме реального времени. Программы Венского фестиваля музыкальных фильмов - проект, зародившийся в 1991 году в Вене и регулярно проходящий в Токио, Бухаресте, Будапеште и других городах, включает в себя демонстрацию видеозаписей различных концертов, мюзиклов и оперных спектаклей на больших экранах, установленных в городской среде. В июле - августе 2020 года Екатеринбург стал одним из немногих городов, отважившихся на проведение подобного мероприятия на фоне ограничений, связанных с пандемией коронавирусной инфекции. В течение 15 дней Венского фестиваля зрители могли увидеть и послушать оперные постановки, за-
служившие мировое признание: «Дон Кихот», «Травиата», «Риголетто», «Адриана Лекуврёр», демонстрация которых проходила на экране, установленном на фасаде главного корпуса Уральского федерального университета.
Заключение. В целом можно говорить о том, что научно-технический прогресс и цифровая революция XXI века внесли коренные изменения в музыкальную культуру, затронув все виды деятельности в системе ее производства, распространения и потребления: композиторскую - исполнительскую - слушательскую - посредническую; технический прогресс стал фактором для возникновения новых форм творчества, новых стилей, жанров, нового звучания, музыкального языка, новых эстетических вкусов. Таким образом, опера вышла из театральных стен, следуя прорывам в сфере массовых коммуникаций и идя навстречу тенденциям массовизации культуры в целом. Зачастую повинуясь интересам музыкального бизнеса, опера была вынуждена регулярно адаптироваться под технические новшества и специфику медиапродвижения.
Литература
1. Густякова Д. Ю. Оперная классика в горизонте культуры повседневности // Ярослав. пед. вестн. - 2015. -№ 6. - С. 343-349.
2. Зубанова Л. Б., Шуб М. Л. Визуальные практики в медиальном контексте // Вестн. Челяб. гос. ун-та. - 2013. -№ 21. - С. 222-226.
3. Картавцева М. Т., Ершова А. Д. Тенденции развития русского оперного искусства в контексте современной музыкальной культуры // Вестн. МГУКИ. -2017. - № 2. - С. 78-89.
4. Кисеева Е. В. Экранные изображения в современной опере: к проблеме обновления жанра на рубеже XX-XXI веков // Проблемы музыкальной науки. - 2020. - № 3. - С. 42-47.
5. Русакова О. Ф. Глобальная глэм-культура: дискурс, черты и социальные функции // Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования: мат-лы XII Междунар. конф. -Екатеринбург: УрГУ, 2009. - С. 24-27.
6. Сафина А. М. «Цена маринованной рыбы», или коммерциализация искусства как фактор трансформации художественного творчества в современном мире // Вестн. Сев. (Арктич.) федер. ун-та. Сер. «Гуманит. и соц. науки». - 2020. - № 4. - С. 142-153.
7. Скляднев Л. О. Фильм-опера как жанр киноискусства ХХ века [Электронный ресурс] // Медиакурс «Фильм-опера» - URL: https://shikardos.ru/text/filem-opera-kak-janr-kinoiskusstva-20-veka (дата обращения: 28.09.2020).
8. Шапинская Е. Н. Опера в контексте посткультуры: игры с классикой и конфликт интерпретаций // Культура и искусство. - 2013. - № 3. - С. 255-266.
9. Шапинская Е. Н. Избранные работы по философии культуры. - М.: Согласие, 2014. - 740 с.
References
1. Gustyakova D.Yu. Opernaya klassika v gorizonte kul'tury povsednevnosti [Classic opera within the everyday culture]. Yaroslavskiy pedagogicheskiy vestnik [Yaroslavl Pedagogical Bulletin], 2015, no. 6. pp. 343-349. (In Russ.).
2. Zubanova L.B., Shub M.L. Vizual'nye praktiki v medial'nom kontekste [Visual activities in media context]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta [Chelyabinsk State University Bulletin], 2013, no. 21, pp. 222-226. (In Russ.)
ISSN 2078-1768
BECTHHR ReMryRH 54/2021
3. Kartavtseva M.T., Ershova A.D. Tendentsii razvitiya russkogo opernogo iskusstva v kontekste sovremennoy muzykal'noy kul'tury [Tendencies of Russian opera development within the context of modern music culture]. Vestnik MGUKI [Bulletin ofMoscow State University of Culture and Art], 2017, no. 2, pp. 78-89. (In Russ.).
4. Kiseeva E.V. Ekrannye izobrazheniya v sovremennoy opere: k probleme obnovleniya zhanra na rubezhe XX-XIX vekov [Sreen presentations in modern opera: to the problem of the genre's updating at the turn of the 20th and 21st centuries]. Problemy muzykalnoy nauki [Problems of music science], 2020, no. 3, pp. 42-47. (In Russ.).
5. Rusakova O.F. Globalnaya glem-kul'tura: diskurs, cherty i sotsial'nye funktsii. [Global glam culture: discourse, traits and social functions]. Kul'tura, lichnost', obschestvo v sovremennom mire: metodologiya, opyt empiricheskogo issledovaniya: materialy XII Mezhdunarodnoy konferentsii [Culture, personality, society in the modern world. Methodology, Experience of empirical Research. Materials of the XII International Conference]. Ekaterinburg, Ural State University Publ., 2009, pp. 24-27. (In Russ.).
6. Safina A.M. "Tsena marinovannoy ryby", ili kommertsializatsiya iskusstva kak faktor transformatsii khudozhestvennogo tvorchestva v sovremennom mire ["The price of pickled fish", or the commercialization of art as a factor in the transformation of artistic creativity in the modern world]. Vestnik Severnogo (Arkticheskogo) federal'nogo universiteta. Seriya «Gumanitarnye i sotsial'nye nauki» [Bulletin of the Northern (Arctic) Federal University. Series "Humanities and Social Sciences"], 2020, no. 4, pp. 142-153. (In Russ.).
7. Sklyadnev L.O. Film-opera kak zhanr kinoiskusstva XX veka [Film-opera as a genre of cinema art of the 20th century]. Mediakurs "Film-opera" [Media course "Film-opera"]. (In Russ.). Available at: https://shikardos.ru/text/ filem-opera-kak-janr-kinoiskusstva-20-veka (accessed 28.09.2020).
8. Shapinskaya E.N. Opera v kontekste postkul'tury: igry s klasikoy i konflikt interpretatsiy [Opera in the context of post-culture: Games with Classics and the Conflict of Interpretations]. Kul'tura i iskusstvo [Culture and art], 2013, no 3, pp. 255-266. (In Russ.).
9. Shapinskaya E.N. Izbrannye raboty po filosofii kul'tury [Selected works on the philosophy of culture]. Moscow, Soglasie Publ., 2014. 740 p. (In Russ.).