СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ
11 (248) - 2014
УДК 353.2:332.02
ключевые составляющие инновационного развития сферы услуг
Р. г. маннапов,
доктор экономических наук,
профессор кафедры экономики и менеджмента
E-mail: [email protected]
Уфимский государственный университет экономики и сервиса
В статье раскрыты особенности современных процессов и тенденций в сфере услуг. Сформулированы принципиальные положения и обоснованы научно-методические рекомендации по инновационному развитию сервисных компаний. Представлены практические предложения по организационному содействию деятельности сервисных компаний в инновационных условиях.
Ключевые слова: сфера услуг, инновационное развитие, человеческий капитал, управление знаниями.
Введение. В настоящее время национальные интересы России охватывают многие актуальные области жизнедеятельности нашего общества, включающие социально-экономическое развитие страны, укрепление значимости и мощи государства на международной арене. Исходя из национальных интересов, определены основные приоритеты развития, в числе которых ключевыми на нынешнем этапе признаны, в частности: рост качества жизни народа; повышение уровня человеческого капитала; создание инновационной модели экономики. Эти приоритеты тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены, их полноценная реализация в совокупности должна обеспечить значительное возрастание и усиление конкурентоспособности страны в мировом пространстве.
В практическом воплощении указанных приоритетных направлений деятельности неоспоримо ценную роль будет играть интенсивно развивающаяся в последние годы отечественная сфера услуг, которая глубоко интегрирована в общественное производс-
тво и социальные процессы, причем она все более становится одним из важных специфических системообразующих секторов национальной экономики.
Актуальные процессы и тенденции. Сфера услуг как особый сектор народного хозяйства страны представляет собой открытую, широко разветвленную, сетевую социально-экономическую систему. Она включает разнообразные секторы, сферы экономики и множество организаций (предприятий, компаний, фирм) разных форм собственности, размеров и масштабов деятельности, обладает различными свойствами, функциями, ресурсами, связями, обусловленными спецификой различного рода услуг, их предназначением, полезностью для потребителей, а также характерными особенностями сервисных процессов.
В современной действительности услуги присутствуют везде, они содержательно входят практически во все производственные и социальные виды деятельности. Формирование инновационной экономики неразрывно связано с развитием многих качественных услуг образования, науки, медицины, культуры, информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), а также с появлением новых услуг (прежде всего наукоемких), создаваемых и функционирующих на интеллектуальной основе. Вместе с тем и традиционные услуги (производственные, технические, организационные, торговые, хозяйственные, бытовые, ремонтно-восстановительные, услуги рыночной инфраструктуры) получают соответствующее инновационное наполнение, способствуют инновационным процессам в различных секторах и видах экономической деятельности.
Сегодня чрезвычайно актуальной является задача разностороннего и активного инновационного развития сферы услуг, различных ее звеньев, организаций, групп услуг, сервисных составляющих. Очевидно, что ускорение инновационного развития этой сферы объективно находится под воздействием общих закономерностей современного общественного прогресса, но одновременно имеет свои характерные закономерности, среди которых можно выделить следующие.
Во-первых, всевозрастающий спрос населения и предпринимательского сектора на новые высокотехнологичные услуги рыночного и социального характера, а также повышение требований потребителей к качеству исполнения различных по предназначению услуг неизбежно вызывают постоянно увеличивающийся поток разнообразных инноваций и обновление различных сторон сервисной деятельности.
Во-вторых, скорость развития инновационной деятельности в сфере услуг не должна и не будет отставать от инновационных преобразований в других секторах общественного производства, поскольку усиливается взаимовлияние всех секторов современной экономики.
В-третьих, уровень развития инновационной деятельности в сфере услуг по регионам страны и внутри регионов будет иметь определенные отличия, связанные с воздействием как объективных, так и субъективных факторов [4].
В то же время становление инновационности в сфере услуг будет иметь ряд особенностей происходящих процессов, что сопряжено с решением назревших и возникающих проблем [4, 5], проявление которых во многом характеризует специфику нынешнего этапа расширения инновационной деятельности в рассматриваемом секторе экономики.
Что касается понятия «инновационная деятельность в сфере услуг», то, по определению автора данной статьи, это целенаправленные, скоординированные творческие действия определенных специалистов (исследователей, разработчиков, экспертов) сервисных организаций, обеспечивающих реализацию достижений научно-технического прогресса, эффективное использование различных факторов и ресурсов как по созданию инноваций (технологических, продуктовых, сервисных, процессных), так и по их использованию, распространению, диффузии в соответствующей социально-экономической системе — на предпри-
ятии, в учреждении, секторе, на территории, в региональной, национальной экономике.
Следует согласиться с суждениями научных работников в различных сферах деятельности [1, 3, 7] о том, что существенная составляющая инновационной деятельности базируется на интеллектуальных способностях творчески активных работников, научных знаниях, а также взаимодействии различных структурных элементов в системе использования знаний, создающих основу для осуществления актуальных исследований и новейших разработок. Надо сказать, что это имеет непосредственное отношение и к сфере услуг. К сожалению, это пока недостаточно учитывается во многих сервисных организациях различных размеров, специализации и территориальной принадлежности.
Выходит, обеспечение инновационного развития компаний в сфере услуг предполагает целый комплекс мер по реализации ценных качеств человеческого потенциала, наращиванию объемов различных видов новейших знаний и созданию условий для их эффективной циркуляции и, соответственно, по активизации инновационной деятельности.
Авторские исследования свидетельствуют, что инновационное развитие организаций в сфере услуг должно формироваться и выстраиваться на основе реализации совокупности следующих принципиальных положений:
1) оперативное и гибкое реагирование на изменяющийся спрос потребителей;
2) рациональная диверсификация видов деятельности и услуг на основе комплексного учета их специфики;
3) тотальное повышение качества услуг;
4) реальное воплощение истинной клиентоори-ентированности;
5) системное развитие человеческого капитала, раскрытие и включение интеллектуального потенциала персонала;
6) создание системы управления знаниями;
7) открытость для научно-технических и организационно-управленческих нововведений;
8) стимулирование творчества, инициатив и креативности сотрудников;
9) консолидированное взаимодействие с региональными и муниципальными органами управления, научными и учебными учреждениями, различными структурами территориального сообщества.
Данные положения отражают объективные требования современного инновационного развития и
специфику процессов и тенденций, происходящих в сфере услуг в последние годы.
Заметным явлением современного этапа развития сферы услуг стала диверсификация деятельности компаний, которая осуществляется по двум основным направлениям. Первое связано с расширением ассортимента услуг в соответствии с платежеспособным спросом и проявляется как в разработке и внедрении новых видов работ и услуг на существующих, уже освоенных рынках, так и в выходе на новые рынки или их сегменты. Второе направление связано с расширением видов экономической деятельности — с охватом некоторых разновидностей работ, относящихся к промышленности, сельскому хозяйству, строительству, транспорту и др.
Выбор того или иного направления диверсификации обусловливается различными предпосылками, в числе которых наиболее доминирующими надо признать следующие:
• открывающиеся возможности увеличения доходов;
• стремление к повышению конкурентоспособности бизнеса, устойчивости присутствия на рынке в обозримой перспективе;
• рыночная привлекательность финансовых вложений в расширение масштабов деятельности;
• желание собственников и менеджмента по повышению имиджа, престижа компании в глазах местного сообщества.
Таким образом, диверсификация деятельности организаций в сфере услуг способствует повышению уровня сервиса на соответствующих территориях.
В связи с процессами диверсификации весьма характерной тенденцией современного этапа развития сферы услуг стало укрупнение предприятий посредством интеграции нескольких специализированных видов услуг в одной компании в целях предоставления комплексного обслуживания. Многие бизнес-структуры объединяют в своих рамках несколько ранее обособленных видов и групп услуг, формируя различные многофункциональные (многоотраслевые) комплексы. Часто происходит трансформация деятельности предприятий путем слияния дифференцированных видов и групп услуг в многопрофильные посредством внутренней организационной интеграции, кооперирования и комбинирования в разнообразных сочетаниях. К этому добавляются разнообразные смежные, допол-
нительные и сопутствующие услуги. Причем то или иное совмещение и построение предопределяются рыночным или социальным спросом, организационными и финансовыми возможностями конкретных бизнес-структур. В настоящее время создаются и функционируют различные комбинации и разновидности деловых сервисных формирований.
Как свидетельствуют авторские исследования, эффективность функционирования и развития разнообразных бизнес-структур предопределяется следующими факторами: особенностями видов деятельности и их сочетанием; размерами и масштабами деятельности; местонахождением; организационной структурой; организационной культурой; уровнем сервиса; ценами на услуги; составом и квалификацией персонала [5].
Сегодня в сфере сервиса функционирует множество самостоятельных малых предприятий, а также небольших структурных подразделений средних и крупных организаций, непосредственно контактирующих с клиентурой и явно ощущающих усиливающуюся конкуренцию. В условиях высокой конкуренции малые организации гибче и быстрее реагируют на изменяющийся спрос потребителей, лучше адаптируются к новым условиям и обстоятельствам, оперативнее внедряют прогрессивные формы и методы обслуживания. Вместе с тем на малых предприятиях, как правило, сравнительно низок уровень накопления капитала, в связи с чем отсутствуют и необходимые возможности инвестирования инноваций.
Крупные и средние сервисные бизнес-структуры сочетают в себе более широкие возможности как для перераспределения ресурсов и финансирования наукоемких технологий, так и использования потенциала инновационно ориентированных малых предприятий, входящих в их состав. В очень высокой степени актуально то, что в рамках разноотраслевой, многопрофильной компании складываются более разнообразные возможности для эффективного развития персонала, маневрирования человеческими ресурсами в целях дальнейшей диверсификации по привлекательным направлениям сервиса, расширения клиентской базы и повышения качества предоставляемых услуг.
Наряду с разнообразными бизнес-структурами частной и акционерной форм собственности в сфере услуг функционируют государственные и муниципальные предприятия, осуществляющие свою деятельность в жилищно-коммунальном хозяйстве,
бытовом обслуживании населения, пассажирском автотранспорте, социальной сфере. Нельзя не отметить, что государственные и муниципальные услуги (причем как обязательные, так и дополнительные, будь то бюджетные или платные) в настоящее время не отличаются высоким качеством, поскольку далеко не все работники государственных и муниципальных предприятий и учреждений обладают необходимыми знаниями, квалификацией, компетенциями, культурой поведения и ответственностью. Это также связано с недостаточным профессиональным уровнем руководителей государственных и муниципальных структур. В результате страдают как население, так и хозяйствующие субъекты. Естественно, что сложившееся положение дел остро нуждается в изменении.
Стратегические составляющие инновационного развития сферы услуг. На нынешнем этапе возрастают потребности общества, растет покупательная способность населения и компаний, расширяется ассортимент предложений продукции (товаров, услуг), обостряется конкуренция как в России, так и на международных рынках. В этих условиях все большая роль стала принадлежать потребителям (клиентам, заказчикам, покупателям), выдвигающим производителям (исполнителям) разнообразные условия и требования, причем как объективного характера, так и субъективного свойства. Это заставляет производителей значительное внимание уделять вопросам индивидуализации удовлетворения запросов и вкусов потребителей, будь то отдельный человек или организация.
Позитивный настрой производителей на удовлетворение индивидуальных потребностей клиентов трактуется как клиентоориентирован-ность, которая присуща в обычном общепринятом представлении многим сервисным организациям. Однако это понятие следует рассматривать глубже и выразительнее — как способность вникнуть в особенности каждой конкретной клиентской ситуации, проникнуться его пожеланиями и устранить возникающие неясности, разногласия и проблемы. В более развернутом содержательном смысле клиентоориентированность представляется «как стратегия работы, направленная на формирование добавленной ценности предложения продукта за счет способности учесть индивидуальные, в том числе нестандартные потребности и предпочтения каждого клиента, создавая при этом положительный эмоциональный опыт общения» [9, с. 102]. Такое
видение предполагает установление доверительных отношений с потребителями, что не может не формировать долговременной приверженности клиентуры, а этот фактор чрезвычайно важен для сервисных организаций.
Клиентоориентированность естественным образом становится основной предпосылкой и внутренним побудителем появления различных инноваций. Клиентоориентированность можно характеризовать как важнейшую стратегическую составляющую современной жизнедеятельности и инновационного развития компаний в сфере услуг.
Между тем, одно дело — осознать указанную ценность и продекларировать, что компания является клиентоориентированной, и совсем другое дело — каждодневно следовать заложенным в рассматриваемое понятие требованиям. Здесь, безусловно, огромное и решающее значение будут иметь свойства и качества, реально демонстрируемые сотрудниками и развиваемые в организации, а также выработанные методы их действий.
Необходимость осуществления полнокровной клиентоориентированности в практической деятельности предприятий сферы услуг потребует создания в них соответствующей корпоративной организационно-коммуникационной культуры, определяющей неформальное ценностное применение поведенческих правил и способствующей усилению стратегической направленности инновационного развития.
Формирование корпоративной организационно-коммуникационной системы клиентоориенти-рованности в компаниях сферы услуг различных размеров и видов деятельности будет связано с получением адекватной информации (как при непосредственных контрактах с потребителями, так и дистанционно), а также ее обработкой и оценкой. В связи с этим заслуживающим внимания является недостаточно применяемый сегодня в практической работе современный организационно-методический инструмент — краудсорсинг. Его основная задача состоит в использовании коллективного интеллекта активной части потребительского сообщества для решения актуальных вопросов сервисных организаций, прежде всего для повышения качества обслуживания клиентов. Интенсивное развитие информационных интернет-ресурсов и технологий значительно расширило возможности краудсорсин-га по сбору, аккумуляции, анализу и оценке мнений,
предпочтений, идей, опыта и предложений потребителей услуг. Важным является то, что выработанные с помощью этого инструмента прогрессивные решения предприятий более значимы и привлекательны для потребителей, если при этом были задействованы непосредственно они сами, свободно обмениваясь предложениями и пожеланиями между собой и с исполнителями услуг [8].
Рациональное использование краудсорсинга дает возможность организациям сферы услуг обогащать свою клиентоориентированность, улучшать инновационные процессы, осваивать и воплощать новые способы и приемы, повышающие уровень сервиса. Очевидно, что это весьма актуально не только для коммерческих, но и государственных, и муниципальных предприятий, предоставляющих различные услуги.
Цивилизованный ход развития нашего общества и необходимость активизации инновационных процессов выдвинули на первый план приоритетную задачу возрастания человеческого капитала. К настоящему времени появились многие определения понятия «человеческий капитал». Чаще всего в него включаются: здоровье, образование, профессиональная подготовка, квалификация, природные свойства, заложенные в индивидах, которые проявляются и способствуют созидательной деятельности и успешному развитию личности. Углубление осознания первостепенной роли человека в современном общественном прогрессе приводит к расширению числа компонентов, выражающих содержание категории «человеческий капитал», включающих понятия культуры, творчества, знаний, изобретательности, коммуникабельности и др. Так, в статье О. Глушаковой человеческий капитал формулируется «как совокупность врожденных и сформированных в процессе жизнедеятельности индивида внутренних свойств (физическое здоровье, знания, интеллект, нравственность, способность к коммуникациям и управленческой деятельности)» [2, с. 65]. По мнению автора, к отмеченным составляющим человеческого капитала в условиях инновационного развития чрезвычайно важно добавить следующие: наличие адекватного опыта, профессионализма; компетенции; предприимчивость; динамичная креативность. Эти качества в совокупности с рядом вышеобозначенных способностей и свойств будут характеризовать более высокую позицию — «качество человеческого капитала», а это является стратегическим ресурсом.
Исследования автора показывают, что качество человеческого капитала в организациях сферы услуг имеет заметные различия, связанные с конкретными видами деятельности, уровнем технической оснащенности, характером, организацией и привлекательностью труда, методами мотивации и стимулирования, финансовыми возможностями, стратегическими замыслами, особенностями кадровой политики и уровнем менеджмента. Одновременно следует отметить, что во многих компаниях качество человеческого капитала остается на уровне, недостаточно отвечающем (или совсем не отвечающем) требованиям ускоренного инновационного развития, что обусловливается слабыми инвестициями в развитие персонала и недооценкой этого процесса со стороны руководства компаний.
В условиях формирования инновационного развития ключевое значение приобрела необходимость существенного увеличения в организациях сферы услуг объемов новых знаний в различных областях (экономики, техники и технологий, менеджмента, финансов, информатизации, социологии, психологии и др.), раскрытия интеллектуального потенциала сотрудников, повышения компетенций персонала и руководителей, содействия креативной деятельности. При этом первостепенное значение должно быть отведено системному управлению знаниями.
В концептуальном представлении А. Гапоненко и Т. Орловой [1] управление знаниями представлено следующим образом: система взглядов и принципов, обеспечивающих наращивание интеллектуального потенциала и инновационной активности; образ мышления; соответствующие организационные системы; новая область применения организационных механизмов, управленческих приемов и экономических стимулов; стратегия организации, ориентированная на рост интеллектуального капитала; комбинация отдельных аспектов управления персоналом, инновационного и коммуникационного менеджмента, использования новых информационных технологий.
Реализация многогранной задачи управления знаниями в организациях сферы услуг на первом этапе должна быть направлена на формирование организационной системы, включающей создание соответствующей базы данных по различным видам знаний, использование которых в доступной форме могло иметь всеобщий и бесперебойный характер. Поиск, систематизация, накопление, генерация,
хранение и обновление релевантных знаний должны быть поручены определенному подразделению предприятия. Однако следует обеспечить, чтобы циркуляция и трансформация знаний осуществлялись во всех звеньях и уровнях управления предприятием. Ценным и полезным с различных точек зрения следует признать обратную связь — встречный обмен знаниями по конкретной тематике. Здесь важным моментом может стать раскрытие непроявленных ранее знаний работниками, удерживаемых ими по различным причинам.
В статье представлен авторский вариант [6] построения организационной системы управления знаниями в организации сферы услуг (см. рисунок). Данная схема уже была успешно опробована в различных компаниях, ведь до последнего времени многие руководители сервисных организаций серьезно не озадачивались совершенствованием этих процессов. Следует подчеркнуть, что
в управлении знаниями необходим системный подход, сочетающий организационные, экономические, технологические, со-
Источник: [6].
циально-психологические и Организационная система управления знаниями в организации сферы услуг личностные компоненты.
Следует иметь в виду, что наряду с явными знаниями, которые можно передавать в кодифицированном виде, особый интерес представляют неявные знания, к которым относятся опыт, умения, навыки, верования, традиции, креативное мышление. Это связано с тем, что конкурентоспособность деятельности организации (бизнеса, производства),
базирующаяся на явных знаниях, достаточно легко клонируется и дублируется, поэтому акцент в управлении знаниями смещается в сторону управления неявными знаниями — индивидуальными и коллективными [1].
Сохранение, защита и приумножение неявных знаний имеют большое значение в сфере услуг, где
трудится огромное количество индивидуальных предпринимателей — ремесленников, узких специалистов, создателей оригинальных продуктов (изделий, услуг), новаторов, творцов- «самородков». В их число, как известно, входят часовщики, ювелиры, граверы, модельеры, дизайнеры, эксперты, автомеханики, специалисты по компьютерам, разработчики программных продуктов и многие другие работники, имеющие собственные «ноу-хау». Также различные сервисные компании обладают специфическими корпоративными неявными знаниями, позволяющими им опережать конкурентов по определенным направлениям или видам деятельности.
Поэтому правильное управление работниками, умелое создание благоприятного социально-психологического климата в группах, подразделениях компаний, применение эффективных методов стимулирования творческой активности, рациональное использование интеллектуальных активов, системное развитие сотрудников и сохранение стабильности коллективов были и остаются сегодня, безусловно, важнейшими стратегическими составляющими инновационного развития сферы услуг.
Далее следует отметить, что нерешенными в течение длительного времени проблемами являются скудность, фрагментарность и разрозненность статистического и управленческого учета организаций, занятых предоставлением услуг, в том числе по видам деятельности. Надо сказать, что некоторые виды услуг (например, жилищно-коммунальные, транспортные, бытовые, социальные), финансируемые или дотируемые из региональных или местных бюджетов, находятся под определенным управлением и контролем соответствующих государственных и муниципальных структур.
Вместе с тем большинство сервисных компаний, функционирующих на основе самоокупаемости (в частности, предоставляющих услуги рыночной инфраструктуры), зачастую предоставлены сами себе, причем их деятельностью мало кто интересуется (за исключением налоговых органов). Статистические данные по инновационно активным предприятиям сферы услуг вообще отсутствуют.
По отдельным территориям предпринимаются организационные попытки систематизации и структурирования видов деятельности в сфере услуг, анализа показателей, оценки результатов и перспектив. Так, в ряде администраций областных, краевых центров и крупных городов создаются управления
потребительского рынка, в рамках которых имеются отделы, ориентированные на учет и анализ деятельности предприятий в сфере сервиса. Однако этого явно недостаточно в масштабе регионов.
В современных условиях возрастания роли, значения и вклада сферы услуг в общественный прогресс видится необходимым уделять гораздо большее, чем прежде, внимание государственных структур инновационному развитию этого сектора национального хозяйства. Видится целесообразным в составе экономических министерств (департаментов) региональных правительств создание отделов по координации деятельности и развитию предприятий сферы услуг, сформированных путем перераспределения в соответствующих структурах задач, функций, полномочий и численности сотрудников. Такие отделы должны быть способны оказывать системное содействие по следующим направлениям:
• маркетинговые разработки;
• обучение и переподготовка персонала предприятий;
• участие в конкурсных закупках услуг и работ для государственных и муниципальных нужд;
• обеспечение предприятий сферы услуг информацией о прогрессивных и перспективных мировых и отечественных научно-технических достижениях, технологических, продуктовых, организационных инновациях;
• внедрение и распространение сервисных инноваций по всем территориям региона.
В задачи и функции указанного отдела должно входить установление взаимосвязей и взаимодействия компаний сферы услуг с различными министерствами, ведомствами, органами местного самоуправления, профессиональными ассоциациями, торгово-промышленными палатами, научными организациями, вузами, ссузами, профтехучилищами. В этом деле важно будет осуществить координацию интересов в совместной деятельности государства, общественных объединений и бизнеса на соответствующих территориях. Упор должен делаться на укрепление и развитие разнообразных форм частно-государственного партнерства и внут-римуниципального сотрудничества.
В процессах инновационного развития компаний в сфере услуг необычайно ценным будет неосознаваемое пока в полной мере консолидированное их взаимодействие с научными организациями и учебными заведениями высшего профессионального образования.
Представленные в настоящей статье авторские рекомендации, как подтвердила практическая апробация, способны оказать необходимое содействие руководителям и специалистам сферы услуг в работе по инновационному развитию организаций различных форм собственности, размеров и видов деятельности. Это, безусловно, будет реальным шагом к переходу России к инновационной модели хозяйствования.
Список литературы
1. Гапоненко А., Орлова Т. Управление интеллектуальными активами: концептуальный подход // Проблемы теории и практики управления. 2013. № 8. С. 56—65.
2. Глушакова О. Парадигма публичного управления: обеспечение качества жизни // Проблемы теории и практики управления. 2013. № 11. С. 58—65.
3. Инновационное развитие: экономика, интеллектуальные ресурсы, управление знаниями / под ред. Б. З. Мильнера. М.: ИНФРА-М, 2010.
4. МаннаповР. Г. Закономерности, особенности и проблемы развития инновационной деятельности в сфере услуг региона // Региональная экономика: теория и практика. 2012. № 32. С. 2—8.
5. Маннапов Р. Г. Организационные аспекты инновационного развития сферы услуг региона // Инновационная деятельность. 2012. № 1. С. 83—88.
6. Маннапов Р. Г. Управление человеческими ресурсами в организациях сферы услуг: научные основы формирования и развития: монография / Р. Г. Маннапов, Л. А. Берешева / под ред. Р. Г. Ман-напова. М.: МАКС Пресс, 2011.
7. Мильнер Б. З., Орлова Т. М. Организация создания инноваций: горизонтальные связи и управление: монография. М.: ИНФРА-М, 2013.
8. Рябова Е. В. Методика проведения краудсор-синга как стратегического изменения на предприятиях сферы услуг // Экономика и предпринимательство. 2013. № 6. С. 423—426.
9. Соколов Л. Управление клиентоориентиро-ванной организацией: поиск баланса формального и неформального // Проблемы теории и практики управления. 2013. № 11. С. 100—106.
Economic development strategy
KEY COMPONENTS OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF SERVICE INDUSTRIES
Rais G. MANNAPOV
Abstract
The article discloses the features of modern processes and tendencies in service industries. The paper formulates the principle propositions and reveals scien-tific-and-methodical recommendations on innovation growth of service companies. The author presents concrete proposals on organizational assistance of service companies' activities in innovation conditions.
Keywords: service industries, innovation growth, human capital, knowledge management
References
1. Gaponenko A., Orlova T. Upravlenie intellektual'nymi aktivami: kontseptual'nyi podkhod [Managing of intellectual assets: conceptual approach].
Problemy teorii i praktiki upravleniia — Problems
of theory and practice of management, 2013, no. 8, pp. 56—65.
2. Glushakova O. Paradigma publichnogo upravleniia: obespechenie kachestva zhizni [The public management paradigm: providing for quality of life].
Problemy teorii i praktiki upravleniia — Problems of theory and practice of management, 2013, no. 11, pp. 58—65.
3. Innovatsionnoe razvitie: ekonomika, intellektual'nye resursy, upravlenie znaniiami [Innovation development: economy, intellectual resources, knowledge management]. Moscow, INFRA-M Publ., 2010,624 p.
4. Mannapov R. G. Zakonomernosti, osobennosti i problemy razvitiia innovatsionnoi deiatel'nosti v sfere uslug regiona [Patterns, characteristics and problems of innovation development in service sector in the
region]. Regional'naia ekonomika: teoriia i praktika — Regional economy: theory and practice, 2012, no. 32, pp. 2—8.
5. Mannapov R. G. Organizatsionnye aspekty in-novatsionnogo razvitiia sfery uslug regiona [Managerial aspects of innovative development of the regional service industries]. Innovatsionnaia deiatel 'nost '— Innovation activities, 2012, no. 1, pp. 83—88.
6. Mannapov R. G. Upravlenie chelovecheskimi resursami v organizatsiiakh sfery uslug: nauchnye os-novy formirovaniia i razvitiia: monografiia [Human resources management in organizations of service industries: scientific basics of forming and development: monograph]. Moscow, MAKS Press Publ., 2011, 176 p.
7. Mil'ner B. Z., Orlova T. M. Organizatsiia sozda-niia innovatsii: gorizontal'nye sviazi i upravlenie: monografiia [Organizing of creating innovations: horizontal communications and management]. Moscow, INFRA-M Publ., 2013, 288 p.
8. Riabova E. V. Metodika provedeniia kraudsors-inga kak strategicheskogo izmeneniia na predpriiatiiakh sfery uslug [Technique of carrying out crowd sourcing as strategic change at the services sector enterprises]. Ekonomika i predprinimatel 'stvo — Economy and en-trepreneurship, 2013, no. 6, pp. 423—426.
9. Sokolov L. Upravlenie klientoorientirov-annoi organizatsiei: poisk balansa formal'nogo i neformal'nogo [Managing of the client-oriented organization - searching for balance between formal and informal] . Problemy teorii ipraktiki upravleniia - Problems of theory and practice of management, 2013, no. 11, pp. 100-106.
Rais G. MANNAPOV
Ufa State University of Economics and Services, Ufa, Russian Federation [email protected]