Ключевые проблемы и перспективы сегмента продаж строительных инструментов_
Куровский Станислав Валерьевич
руководитель научно-исследовательского подразделения, ООО «Высшая Школа Образования», [email protected]
Мишин Денис Александрович
руководитель редакционно-издательского отдела, ООО «Высшая Школа Образования», [email protected]
Божок Андрей Олегович
аспирант, кафедра бизнеса Московского финансово-промышленного университета «Синергия», [email protected]
Современное развитие сегмента продаж строительных инструментов определяется различными факторами, которые оказывают как положительное, так и отрицательное влияние. Исследование, отраженное в статье, ориентировано на анализ проблем, существующих в сегменте продаж строительных инструментов, а также выявление перспективных направлений и факторов, их определяющих, в развитии сегмента продаж строительных инструментов с учётом воздействия имеющихся проблем на участников рассматриваемого отраслевого сектора. Период 2022-2023 гг. ознаменован потребностью в трансформации российской экономической системы в целом и сегмента продаж строительных инструментов в частности. Игроки данного отраслевого сектора в своей деятельности столкнулись с рядом проблем, а именно: уход зарубежных представителей, брендов строительных инструментов с российского рынка, постоянное изменение цены на строительные инструменты, активная работа маркетплейсов и торговых онлайн-платформ, которая также оказала отрицательное воздействие на подход к ценообразованию строительных инструментов, а также изменения в потребительском поведении, под которые компаниям следует адаптироваться. В данной статье был сделан вывод о том, что в среднесрочной перспективе развитие сегмента продаж строительных инструментов должно быть направлено на адаптацию деятельности компаний к факторам потребительского поведения и влиянию международных экономических санкций на данный отраслевой сектор, что способствует ориентации на импортозамещение, внедрению и применению технологии параллельного импорта, а также подборе аналогов зарубежным строительным инструментам. Ключевые слова: сегмент продаж строительных инструментов, проблемы и перспективы, международные ограничения, подход к ценообразованию, уход зарубежных игроков с российского рынка, онлайн-каналы продаж строительных инструментов
п
сч
о
сч
(0
01
2
14
С начала 2022 года многие коммерческие организации и отрасли экономики столкнулись с различными проблемами, которые обусловлены внешними (международными, санкционными) ограничениями, а также внутренними проблемами в развитии национального предпринимательства.
Поэтому изучение проблем в сегменте продаж строительного инструмента является крайне актуальным по нескольким причинам.
Во-первых, строительная отрасль вносит значительный вклад в экономический рост и развитие различных национальных экономик. Следовательно, использование строительных инструментов имеет существенное значение, поскольку это позволяет строительным организациям выполнять поставленные задачи более результативно и безопасно.
Во-вторых, продажа строительных инструментов требует существенного объёма инвестиций как со стороны компании, реализующей строительные инструменты, так и со стороны потребителей [1]. Таким образом, выявление проблем в этом сегменте может помочь компаниям-продавцам глубже понять потребности, желания и движущие силы покупателей при намерении совершить покупку, а также разработать стратегические направления для удовлетворения имеющихся потребностей и преодоления сложностей во взаимодействии с покупательской аудиторией.
В-третьих, строительная отрасль в современных условиях постоянно развивается, поскольку появляются новые технологии, цифровые сервисы и инновации. Понимание проблем, с которыми сталкиваются менеджеры по продажам в сегменте строительных инструментов, может позволить заинтересованным сторонам (стейкхолдерам) выявить возможности для инноваций и разработки новых продуктов, которые могут наилучшим образом удовлетворять потребности потребителей.
К тому же, особенность строительной отрасли состоит в том, что данный сектор обусловлен достаточно высокой конкуренцией, и компании, способные предоставлять высококачественные продукты и услуги по конкурентоспособным ценам, с высокой вероятностью будут пытаться достичь устойчивого предпринимательского успеха. Изучая проблемы, связанные с продажами строительных инструментов, компании могут определить способы отличить себя от других конкурирующих с ними организаций и обеспечить лидерство в изучаемой отрасли.
Цель данного исследования заключается в анализе проблем, существующих в сегменте продаж строительных инструментов, а также выявлении перспектив в развитии сегмента продаж строительных инструментов с учётом воздействия имеющихся проблем на участников рассматриваемой отрасли.
К концу I квартала 2023 года одной из основополагающих тенденций в развитии сегмента продаж строительных инструментов стало снижение количества покупок, совершаемых российскими гражданами, об этом свидетельствует уменьшение продаж строительных инструментов в два раза на протяжении 2022 года.
К тому же, средняя сумма чека на покупку строительных инструментов одновременно с этим снизилась. Если при продаже строительных инструментов, материалов для ремонта и строительного хозяйства средний чек в отраслевом сегменте в 2022 году составил 9,1 тыс. руб., то в 2021 году данное значение было выше на 37 %. При этом количество купленных строительных инструментов по итогам 2022 года в сравнении с предыдущим периодом сократилось более чем на 50 % [2].
Наиболее популярными строительными инструментами, материалами для ремонта и строительного хозяйства среди российских граждан в 2022 году стали строительные инструменты и материалы для покраски стен, полов, строительные электроинструменты, строительные ручные инструменты, садовый инвентарь. Помимо этого, рыночный спрос на материалы для ремонта и строительного хозяйства планомерно восстанавливается после возникшего потребительского ажиотажа в период февраля-марта предыдущего года.
Однако в 2021 году типичный отечественный потребитель стремился купить зарубежные строительные инструменты и импортные материалы для ремонта и строительного хозяйства, к тому же, существовала тенденция к накоплению запасов строительных материалов среди потребителей. Тем не менее, на сегодняшний момент времени подавляющая доля российских граждан при совершении покупок строительных инструментов и соответствующих материалов для ремонта придерживается направления оптимизации денежных расходов, хотя сфера потребления в сегменте строительных инструментов планомерно восстанавливается.
Кроме того, целесообразно обратить внимание, что развитие сегмента строительных инструментов стало определяться и уходом зарубежных представителей и брендов строительных инструментов, их доля рынка постепенно замещается другими компаниями. В данном случае в определённой степени повысился удельный вес строительных инструментов отечественного производства, а также продукции, ввезённой на территорию РФ в соответствии с условиями параллельного импорта [3].
Уход зарубежных представителей и брендов из сегмента продаж строительных инструментов в России обусловлен различными факторами, такими как экономические санкции, существующая геополитическая напряженность, изменения, внесённые в правила внешней торговли, а также колебания (во-латильность) курсов валют.
Итак, начиная с 2014 года, государства ЕС и США ввели международные экономические санкции против России. Международные санкции, которые отражают, в первую очередь, внешние ограничения для
участников сегмента продаж строительных инструментов, усложнили зарубежным представителям и брендам ведение предпринимательской деятельности на территории России, поскольку международные санкции направлены на ограничение возможностей доступа к финансовым ресурсам, прогрессивным технологиям, информационному обеспечению. Поэтому зарубежные представители и бренды сегмента строительных инструментов приняли управленческое решение по выходу предпринимательской структуры с российского рынка.
В дополнение к международным экономическим санкциям существующая геополитическая напряженность между государствами также отрицательно влияет на сегмент продаж строительного инструмента в России. При возникновении геополитических конфликтов и напряжённости во внешнем взаимодействии между Россией и зарубежными государствами предприятия зарубежных стран могут принять управленческое решение по сокращению оборотов или прекращению предпринимательской деятельности в России, что отмечается на протяжении 2022-2023 гг. [4].
Изменения, внесённые в правила внешней торговли, также воздействуют отрицательно на объём продаж строительного инструмента в России. В феврале-марте 2022 года многие строительные компании столкнулись со значительными проблемами в своей деятельности, которые были обусловлены уходом зарубежных поставщиков строительных инструментов, материалов и комплектующих. В особенности дефицитными для отечественных строительных компаний стали зарубежная строительная техника, лакокрасочные материалы, строительные электроинструменты, сантехнические устройства и приборы. К тому же, товарные группы, которые импортировались на территорию РФ из европейских государств, перестали реализовываться в российском рыночном сегменте. Вместе с тем одной из существенных проблем стали нарушения логистических цепочек. Тем не менее, в октябре 2022 года ситуация стала стабилизироваться, что было обусловлено, прежде всего, возникновением аналогов строительных инструментов и материалов, производимых в Турции, КНР и Индии, а уже в январе 2023 года были выстроены новые логистические цепочки.
До введения первого пакета международных санкций против России в 2022 году удельный вес импортных строительных материалов и инструментов в осуществляемых проектах мог составлять максимально 60 %. Но уже в 2023 году стала отмечаться тенденция на сокращение указанного показателя, максимально удельный вес составляет 30 %. Аналоги были подобраны по более чем 2000 товарным позициям строительных инструментов и материалов: 80 % аналогов приходится на РФ, 18 % - на КНР, остальные 2 % - на Республику Беларусь и прочие дружественные РФ страны [5].
Стоит обратить внимание на то, что в российском рыночном сегменте продолжают функционировать зарубежные производители строительных инструментов и материалов, при этом 70 % зарубежных
О *
О X
о
3 *
8)
с т ■и о
5
т о а г
о т
09 8)
(О
сч о сч
(О
компаний функционируют в обычном режиме (без изменений), чуть более 20 % зарубежных компаний осуществили ребрендинг и продолжили функционировать, тем не менее, 9 % зарубежных компаний-производителей приняли управленческое решение уйти с российского рынка строительных материалов и инструментов [6].
Вместе с тем, если в качестве ответных мер на пакет международных экономических санкций Правительство РФ введет в будущем новые правила, которые приведут к сложностям в поставках либо увеличению стоимости внешнеторговых операций, то зарубежным игрокам станет экономически невыгодно продолжать работать в России.
К тому же, колебания (волатильность) курсов валют [7] также влияют на рентабельность компаний сегмента продаж строительных инструментов, функционирующих на территории РФ. Если стоимость российского рубля в существенной степени снижается, то для компаний возникнут трудности, связанные с постоянным изменением стоимости строительных инструментов.
Перспективы развития сегмента продаж строительного инструмента в России в связи с уходом с российского рынка иностранных игроков обусловлены также вышеуказанными факторами. Кроме того, уход зарубежных представителей сегмента продаж строительных инструментов с российского рынка может оказать как положительное, так и отрицательное воздействие на сегмент продаж строительных инструментов.
С одной стороны, отечественные компании-производители и поставщики строительных инструментов в своей деятельности смогли бы столкнуться с повышением потребительского спроса и удельного веса игроков в рыночном сегменте в связи с сокращением уровня внутриотраслевой конкуренции. В данном случае такой подход может привести к росту, стимулированию инноваций, инвестиционных вложений, а также качества продукции, поскольку российские компании будут стремиться удовлетворить потребительские предпочтения, что ранее было возложено на зарубежные бренды строительных инструментов.
С другой стороны, уход зарубежных игроков с российского рынка продаж строительных инструментов также приводит к сокращению выбора и доступности определенных товарных групп, что может в перспективе негативно сказаться на удовлетворенности потребителей и деятельности компаний, которым необходимы строительные инструменты. Это также может привести к повышению цен, если российские компании-поставщики попытаются извлечь максимальную экономическую выгоду в связи с возросшим влиянием в рыночном сегменте.
К тому же, стоит обратить внимание, что перспективное развитие сегмента продаж строительных инструментов в российских условиях, помимо ухода зарубежных игроков с российского рынка строительных инструментов, с наибольшей вероятностью будет зависеть от совокупности факторов, выходящих за рамки присутствия или отсутствия зарубежных
игроков, включая общие макроэкономические тенденции, развитие инфраструктуры, политику, проводимую в государстве, а также тенденции потребительского поведения.
Постоянное изменение стоимости строительных инструментов в связи с волатильностью курсов валют может создать различные трудности для компаний, деятельность которых зависит от приобретения и наличия строительных инструментов. При этом данные проблемы можно сгруппировать по четырём составляющим: формирование бюджета компании, задержки строительных проектов, сложности в поддержании рентабельности, управление запасами.
Колебания цен на строительные инструменты в рыночном сегменте могут затруднить компаниям точное составление бюджета расходов с точки зрения приобретения строительных инструментов. Это может привести к перерасходу имеющихся денежных средств и отрицательно повлиять на совокупную рентабельность бизнеса.
Если компания сталкивается с неожиданным повышением цен на строительные инструменты, руководство данной компании может отложить или даже приостановить работу над начатым строительным проектом до тех пор, пока не будут доступны необходимые денежные средства, что может привести к задержкам временных сроков строительных проектов и неудовлетворенности клиентской аудитории [8].
Достаточно быстрые изменения цен на строительные инструменты и материалы могут привести к тому, что компаниям будет трудно поддерживать рентабельность. В некоторых случаях может потребоваться частично возложить уровень затрат на строительные инструменты и материалы на клиентскую аудиторию, что, в первую очередь, может привести к сокращению эффективности предпринимательской деятельности.
Внезапные колебания цен в рыночном сегменте также могут повлиять на уровень запасов и порядок оформления заказов на продажу строительных инструментов. Компаниям может потребоваться внести корректировку в существующую систему управления запасами, для того чтобы учесть неожиданные изменения потребительского спроса или стратегии ценообразования [9].
Следовательно, постоянное изменение цен на строительные инструменты подразумевает, что компании в рыночном сегменте должны быстро адаптироваться к меняющимся рыночным условиям, для того чтобы гарантировать, что предпринятые строительные проекты будут перспективными и завершаться в заранее установленный срок.
Перспективы развития сегмента продаж строительных инструментов на российском рынке также зависят от изменения цен на строительные инструменты.
С одной стороны, значительные колебания цен на строительные инструменты могут создавать проблемы для компаний, функционирующих в сегменте продаж строительных инструментов, поскольку в данном случае следует тщательно анализировать
рыночный сегмент на предмет своевременных корректировок реализуемых ценовых стратегий, для того чтобы оставаться конкурентоспособными и поддерживать рентабельность. Кроме того, изменения цен на строительные инструменты могут повлиять на потребительский спрос на определенные виды строительных инструментов, что может повлиять на конечные объемы продаж.
С другой стороны, присутствует несколько факторов, которые могли бы поддержать рост сегмента продаж строительных инструментов на территории РФ. Так, текущие проекты по развитию инфраструктуры в российских регионах могут способствовать повышению потребительского спроса на широкий ассортимент строительных инструментов: от электрических дрелей и пил до молотков и прочих строительных инструментов. Кроме того, увеличение информационной осведомленности о стандартах и предписаниях безопасности в строительной отрасли может создать возможности для компаний, продающих специализированные строительные инструменты более высокого класса.
Вместе с тем, несмотря на то, что изменение цен на строительные инструменты может создать определённые проблемы для компаний сегмента продаж строительных инструментов, всё же имеются факторы, которые указывают на то, что рынок рассматриваемой товарной группы с определённой вероятностью на ближайшую перспективу сможет стать растущим.
На формирование цены на строительные инструменты в рыночном сегменте оказывает воздействие работа маркетплейсов и интернет-магазинов. Распространение интернет-магазинов, торговых он-лайн-площадок, маркетплейсов, безусловно, может привести к усилению конкуренции среди компаний, реализующих строительные инструменты, что, в свою очередь, может оказать давление на стоимость продукта [10]. Однако важно отметить, что здесь может наблюдаться и положительный эффект. Дело в том, что усиление конкуренции, как правило, экономически выгодно потребительской аудитории, поскольку стимулирует компании предлагать наиболее качественные строительные инструменты по более низким ценам.
Исходя из особенностей реализации на российском рынке строительных инструментов, некоторые компании, реализующие строительные инструменты, и маркетплейсы могут прибегать к таким ценовым стратегиям как продажа товаров в убыток или с несущественной наценкой, чтобы привлечь потребительскую аудиторию. Хотя другим компаниям, продающим строительные инструменты, может быть сложно конкурировать в данном случае, тем не менее, стоит подчеркнуть, что руководство конкретной компании самостоятельно решает, каким образом будет установлена ценовая стоимость на продаваемые строительные инструменты.
Развитие маркетплейсов и торговых онлайн-пло-щадок оказало значительное влияние на сегмент продаж строительных инструментов. С увеличением числа платформ электронной коммерции и
компаний, выходящих в рыночный сегмент, для рассматриваемой отрасли, несмотря на имеющиеся проблемы, открываются значительные возможности для роста.
В 2023 году была отмечена такая тенденция, что российские граждане в наибольшей степени предпочитают приобретать строительные инструменты и материалы с помощью онлайн-каналов продаж. Несмотря на то, что объём онлайн-продаж в сегменте «Сделай это сам» (DIY) замедлился, тем не менее, уже в 2024-2025 гг. ожидается, что 50 % сегмента продаж строительных инструментов будет приходиться именно на электронную коммерцию: маркет-плейсы, интернет-магазины и торговые онлайн-пло-щадки.
По итогам 2022 года объём продаж строительных инструментов и материалов, совершённых через каналы электронной коммерции, повысился практически в 2 раза, совокупный объём продаж строительных инструментов превысил 400 млрд. руб. В связи с тем, что некоторые зарубежные игроки сегмента продаж строительных инструментов и материалов приняли управленческое решение уйти с российского рыночного сегмента, одновременно с этим в строительно-торговых центрах траф-фик покупателей уменьшился, маркетплейсы и торговые онлайн-площадки стали работать в направлении продаж строительных инструментов более интенсивно.
Кроме того, существует такое мнение, что повышение объёма продаж строительных инструментов и материалов, совершённых через маркетплейсы и торговые онлайн-площадки, обусловлено существованием более широкой ассортиментной линейки товарных позиций, а соответственно и значительного диапазона ценовых предложений и более удобной доставки по сравнению с оффлайн-форматом. При этом основополагающую роль играют общие факторы роста, которые в настоящее время характерны для работы маркетплейсов и торговых онлайн-плат-форм: увеличение степени проникновения Интернет-пространства, повышение уровня качества мобильной связи, Интернет-связи, работы мобильных приложений, а также расширение географического охвата доставки строительных материалов и инструментов.
Помимо этого, игроки DIY-сегмента продаж строительных инструментов и материалов более остро ощущают конкурентную борьбу с маркетплейсами и торговыми онлайн-платформами. Стоит обратить внимание, что подобная тенденция на среднесрочную перспективу останется, поскольку число компаний, поставляющих строительные инструменты и материалы на склады маркетплейсов и торговых он-лайн-платформ, в существенной степени больше, чем у гипермаркета, работающего с клиентами в оффлайн-формате. На торговой онлайн-площадке потребитель также может параллельно купить садовый инвентарь, строительную технику, мебель.
Повышение объёма онлайн-покупок строительных инструментов и материалов из сегментов мебели и товаров для дома (Household) и товаров для дома и сада (DIY) началось ещё в 2020 году, когда
О *
О X
о
3
S *
8)
с т ■и о s т о а г
о т
09 8)
(О
сч о сч
6
были введены ограничения в связи с распространением пандемии коронавирусной инфекции. У российских граждан возникло стремление вложить часть денежных средств в ремонт квартиры, дома и уютную домашнюю обстановку, поскольку потребители вынужденно оказались длительное время дома.
После того, как жёсткие ограничения социальной самоизоляции Правительством РФ были сняты, маркетплейсы и торговые онлайн-платформы стали активно принимать участие в распродажах и рекламных акциях строительных инструментов и материалов. К тому же, увеличился уровень сервисного клиентского обслуживания, что способствовало привлечению значительного потока потребительской аудитории.
Одним из основных преимуществ онлайн-кана-лов продаж строительных инструментов является то, что они обеспечивают относительно легкий доступ потребительской аудитории к широкому ассортименту продукции, позволяя клиентам выбирать из множества строительных инструментов по установленным ценам. Кроме того, маркетплейсы и торговые онлайн-площадки также предлагают удобство, поскольку потребители могут приобретать товары, не выходя из собственного дома или офиса [11].
Вместе с тем маркетплейсы и торговые платформы открывают перед компаниями, реализующими строительные инструменты, потенциал для максимальной открытости и охвата целевой аудитории, что может привести к повышению узнаваемости бренда и лояльности потребителей в будущем.
Таким образом, развитие маркетплейсов, интернет-магазинов и торговых платформ создало, помимо проблем, значительные возможности для роста в сегменте продаж строительных инструментов. Тем не менее, компаниям важно сбалансировать преимущества этих маркетплейсов, интернет-магазинов и торговых онлайн-площадок с потенциальными рисками и вызовами, которые они создают.
В то время как развитие маркетплейсов, интернет-магазинов и торговых платформ открывает множество возможностей для роста продаж строительных инструментов, существуют также потенциальные риски и проблемы, которые необходимо учитывать компаниям в этом сегменте:
1. Усиление конкурентной борьбы, что обусловлено тем, что рост маркетплейсов и торговых платформ означает, что компании сталкиваются с усилением конкуренции со стороны других продавцов, что затрудняет выделение целевой аудитории и привлечение клиентов.
2. Онлайн-каналы продаж могут затруднить компаниям поддержание репутации своего бренда и обеспечение того, чтобы их продукция не была представлена искаженно для целевой аудитории или продана неавторизованными торговыми посредниками, что может привести к неудовлетворённости клиентов и нанести ущерб репутации компании.
3. Продавцы на маркетплейсах и торговых платформах могут предлагать контрафактную или нека-
чественную продукцию, что может сократить доверие потребительской аудитории к отрасли в целом.
4. Простота сравнения цен на строительные инструменты на онлайн-площадках может привести к тому, что продавцам придется конкурировать по цене, а не по уровню качества, что приведет к снижению маржи и прибыли компаний.
5. Компании должны эффективно управлять логистикой и доставкой продукции, чтобы поддерживать удовлетворенность клиентов при минимизации затрат.
6. Активность платформ электронной коммерции обусловливает возрастание киберпреступности, в данном случае хакеры могут попытаться заимствовать конфиденциальные данные клиентов или участвовать в мошеннических действиях.
7. Компании, занимающиеся продажей строительных инструментов, могут подпадать под действие различных нормативных актов, таких как стандарты безопасности, правила внешнеэкономической деятельности и налоговое законодательство.
Также стоит обратить внимание, что такие факторы, как качество продукции, обслуживание клиентов и общая стоимость покупки строительных инструментов, могут быть аналогично важны для клиентской аудитории, как и цена. Таким образом, несмотря на то, что низкие цены могут первоначально привлечь потребительскую аудиторию, компания, предлагающая на рыночном сегменте продукцию достаточно низкого качества или некачественное обслуживание клиентов, с более низкой вероятностью сможет удержать этих покупателей в долгосрочной перспективе.
Качество продукции особенно важно в сегменте продаж строительных инструментов, поскольку они должны быть долговечными и надежными, для того чтобы выдерживать условия ежедневного использования строительных инструментов в рабочих процессах [12]. Потребители с наибольшей вероятностью будут готовы приобрести строительные инструменты по более высокой стоимости, если они рассчитаны на длительный срок эксплуатации, поскольку это в конечном итоге может сэкономить денежные средства потребительской аудитории в долгосрочной перспективе за счет уменьшения потребности в ремонте или замене.
Обслуживание покупательской аудитории также является важным фактором для клиентов. Строительные проекты зачастую имеют строгие временные рамки, и задержки из-за неисправностей строительных инструментов либо других проблем могут привести к дополнительным издержкам. Потребители в данном случае должны иметь возможность взаимодействовать с отзывчивыми сотрудниками, которые обладают специальными знаниями обслуживания потребительской аудитории, а также помогут покупателям быстро и эффективно решить возникшие проблемы.
К тому же, общая себестоимость продаж строительных инструментов подразумевает под собой не менее ключевой фактор, который может повлиять на решения о покупке целевой аудитории. В данном случае обращает на себя внимание не только цена
непосредственно строительного инструмента, но и любые сопутствующие расходы для потребительской аудитории, такие как доставка строительных инструментов, налоговые отчисления и сборы [13]. Потребительская аудитория с наибольшей вероятностью выберет компанию-продавца, которая предлагает в рыночном сегменте прозрачные и конкурентоспособные цены, без каких-либо скрытых дополнительных затрат при покупке строительных инструментов.
Следовательно, несмотря на то, что цена является важным фактором в строительной отрасли, на потребительскую аудиторию также будут влиять качество продукции, обслуживание клиентов и общая стоимость покупки. Компании, реализующие строительные инструменты, которые могут обеспечить соблюдение рассмотренных в исследовании ключевых факторов, будут более успешны в привлечении и удержании потребительской аудитории.
Подытоживая результаты, изложенные в данном исследовании, обращает на себя внимание тот факт, что современное развитие сегмента продаж строительных инструментов обусловлено рядом сложностей, которые могут создавать как отрицательный эффект для игроков рассматриваемой отрасли, так и положительный эффект с учётом своевременной трансформации предпринимательской деятельности. В среднесрочной перспективе развитие сегмента продаж строительных инструментов будет определяться в наибольшей степени адаптацией деятельности компаний к факторам потребительского поведения и влиянию международных экономических санкций на данную отрасль, что способствует ориентации на импортозамещение, применению технологии параллельного импорта, а также подборе аналогов зарубежным строительным инструментам.
Литература
1. Терешко Е.К., Рудская И.А. Цифровой потенциал строительного комплекса: понятие, сущность и проблемы развития // п-Есопоту. - 2020. - Т. 13. -№. 3. - С. 27-40.
2. Россияне резко расхотели покупать один вид товаров [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://lenta.ru/news/2023/03/23/nehotyat/ (дата обращения: 28.06.2023).
3. Аналитики «Чек Индекс»: продажи товаров для строительства и ремонта в России упали вдвое [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://tybet.ш/content/news/mdex.php?SECTЮN_Ю= 605&ELEMENT_ID=127987 (дата обращения: 28.06.2023).
4. Ермолина Л.В., Пронина Н.Н., Мельникова Д.А. Промышленность строительных материалов в условиях новой экономической реальности // Эксперт: теория и практика. - 2023. - №. 2 (21). - С. 3844.
5. Доля импорта в строительных проектах сократилась вдвое [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rg.ru/2023/02/26/dolia-importa-v-proektah-sokratilas-vdvoe.html (дата обращения: 28.06.2023).
6. Большая часть производителей стройматериалов продолжают работу в РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.alta.ru/external_news/97173/ (дата обращения: 28.06.2023).
7. Рынок наличной валюты: статистика [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cash.rbc.ru/cash/averagerates.html (дата обращения: 28.06.2023).
8. Плохотникова Г.В. Строительная индустрия в условиях трансформации экономики: состояние и тенденции развития // Социально-экономическое развитие России: проблемы, тенденции, перспективы. - 2023. - С. 76-81.
9. Рябухин П.А. Текущая ситуация в строительной отрасли Российской Федерации: актуальные вопросы // Проблемы и пути социально-экономического развития: город, регион, страна, мир. - 2023. -С. 104-108.
10. Как продавать стройматериалы и инструменты на маркетплейсах [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://secrets.tinkoff.ru/biznes-s-nulya/stroimaterialy-dlya-remonta-na-marketplejsah/ (дата обращения: 28.06.2023).
11. Виртуальная дрель: онлайн-продажи товаров для дома и ремонта рекордно выросли [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.dp.ru/a/2023/03/31/Virtualnaja_drel (дата обращения: 28.06.2023).
12. Камари С. Современные материалы и технологии как инструмент повышения качества в строительстве // Молодежь и системная модернизация страны. - 2022. - С. 168-171.
13. Степнов П.А., Орлова В.Е. Факторы и эффекты потребительского поведения (на примере ри-тейла стройматериалов) // Наука о человеке: гуманитарные исследования. - 2019. - №. 4 (38). - С. 200-208.
Key problems and prospects of the construction tools sales segment
Stanislav V.K., Mishin D.A., Bozhok A.O.
LLC "Higher School of Education", Moscow Financial and Industrial University "Synergy",
The modern development of the construction tools sales segment is determined by various factors that can have a positive or negative impact. The research, reflected in the article, is focused on analyzing the problems existing in the segment of sales of construction tools, as well as identifying promising areas and factors determining them in the development of the segment of sales of construction tools, taking into account the impact of existing problems on the participants of the industry sector under consideration. Period 2022-2023 It is marked by the need to transform the Russian economic system in general and the sales segment of construction tools in particular. The players of this industry sector faced a number of problems in their activities, namely: the departure of foreign representatives, brands of construction tools from the Russian market, the constant change in the price of construction tools, the active work of marketplaces and online trading platforms, which also had a negative impact on the approach to pricing of construction tools, as well as changes in consumer behavior which companies should adapt to. In this article, it was concluded that in the medium term, the development of the sales segment of construction tools should be aimed at adapting the activities of companies to the factors of consumer behavior and the impact of international economic sanctions on this industry sector, which contributes to the orientation towards import substitution, the introduction and application of parallel import technology, as well as the selection of analogues to foreign construction tools.
Keywords: segment of sales of construction tools, problems and prospects, international restrictions, approach to pricing, withdrawal of foreign players from the Russian market, online sales channels of construction tools
References
1. Tereshko E.K., Rudskaya I.A. Digital potential of the construction complex: concept, essence and problems of development // n-Economy. - 2020. -Vol. 13. - No. 3. - P. 27-40.
О *
о
X
о
3
s *
8)
с т
■и о
s
т
ф а г
о т
09 8)
9. Ryabukhin P.A. The current situation in the construction industry of the
Russian Federation: topical issues // Problems and ways of socio-economic development: city, region, country, world. - 2023. - P. 104-108.
10. How to sell building materials and tools on marketplaces [Electronic resource]. - Access mode: https://secrets.tinkoff.ru/biznes-s-nulya/stroimaterialy-dlya-remonta-na-marketplejsah/ (data accessed: 28.06.2023).
11. Virtual drill: online sales of household goods and repairs have grown record
high [Electronic resource]. - Access mode: https://www.dp.ru/a/2023/03/31/Virtualnaja_drel (data accessed: 28.06.2023).
12. Kamari S. Modern materials and technologies as a tool for improving quality
in construction // Youth and systemic modernization of the country. - 2022. - P. 168-171.
13. Stepanov P.A., Orlova V.E. Factors and effects of consumer behavior (on the example of building materials retail) // Science of man: humanitarian studies. - 2019. - №. 4 (38). - P. 200-208.
n
C4
o
C4
(0
01
z
20
2. Russians abruptly stopped wanting to buy one type of goods [Electronic
resource]. - Access mode: https://lenta.ru/news/2023/03/23/nehotyat/ (data accessed: 28.06.2023).
3. Analysts of «Check Index»: sales of goods for construction and repair in
Russia fell by half [Electronic resource]. - Access mode: https://tybet.ru/content/news/index.php?SECTI0N_ID=605&ELEMENT_I D=127987 (data accessed: 28.06.2023).
4. Ermolina L.V., Pronina N.N., Melnikova D.A. Building materials industry in the
new economic reality // Expert: theory and practice. - 2023. - №. 2 (21). -P. 38-44.
5. The share of imports in construction projects has halved [Electronic resource].
- Access mode: https://rg.ru/2023/02/26/dolia-importa-v-proektah-sokratilas-vdvoe.html (data accessed: 28.06.2023).
6. Most of the manufacturers of building materials continue to work in the
Russian Federation [Electronic resource]. - Access mode: https://www.alta.ru/external_news/97173/ (data accessed: 28.06.2023).
7. Cash currency market: statistics [Electronic resource]. - Access mode:
https://cash.rbc.ru/cash/averagerates.html (data accessed: 28.06.2023).
8. Plokhotnikova G.V. Construction industry in the conditions of economic
transformation: state and development trends // Socio-economic development of Russia: problems, trends, prospects. - 2023. - P. 76-81.