Rural women constitute an important resource for economic development, although largely unreported, because their contribution to the economy is often invisible in nature and goes unnoticed. This contribution must be recognized and further explore the relationship between gender equality and rural development in the context of the region.
Experts who took part in the Minsk meeting, essentially form a regional network of experts with a wealth of experience and competence as well as deep knowledge of the situation in the region. Despite the fact that their views and opinions sometimes differ significantly, they help to create a more complete idea of the main issues in relation to social development and rural development in the region. All the experts agree on one thing: without careful attention to the creation of decent jobs and social infrastructure in rural areas, and without policies based on gender issues, to further improve the situation of rural women, their families and rural communities will remain a pipe dream.
At the meeting in Minsk, the experts pointed out the need for more effective transfer of knowledge and exchange of experience among countries in the region, stressing that this potential can serve as a driving force in the process of developing evidence-based policy that meets the needs of disadvantaged groups. Ключевые слова: гендерная структура, гендерное равенство, сельская занятость, условия труда, социальная защищенность, профессиональное образование, оплата труда, социально-экономическое развитие сельских районов, доступность производственных ресурсов.
Keywords: gender structure, gender equality, rural employment, working conditions, social security, vocational training, remuneration of labour, socio-economic development of rural areas, the availability of production resources.
Татьяна Бозрикова —
кандидат философских наук, эксперт по вопросам гендера и развития, социолог, заместитель директора негосударственного учреждения «Новая Панорама». В течение 7 лет (до 2004 года) — советник Президента Республики Таджикистан по социальному развитию и связям с общественностью. Инициатор создания и председатель (до 2014 года) коалиции НПО «От равенства юридического — к равенству фактическому». Автор свыше 60 публикаций, аналитических отчетов и исследований по гендерной проблематике. Один из основных разработчиков национальных долгосрочных и среднесрочных стратегий и государственных программ в области гендерной политики и развития Таджикистана. Руководитель экспертных групп по внедрению гендерных подходов в земельное и аграрное законодательство; по подготовке альтернативных докладов по реализации Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин; член Консультативного совета по вопросам гражданского общества Структуры ООН по вопросам гендерного равенства и расширения прав и возможностей женщин по Европе и Центральной Азии.
КЛЮЧЕВЫЕ ПРИОРИТЕТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НЕРАВНОГО ДОСТУПА СЕЛЬСКИХ ЖЕНЩИН ТАДЖИКИСТАНА К РЕСУРСАМ
Численность постоянного населения Республики Таджикистан на 1 января 2015 года составляла 8352 тысяч человек. Из них мужчины составляли 50,6% (4224,3 тысяч человек), а женщины — 49,4% (4127,7 тысяч человек) всего населения. На селе проживает 73,5% населения1. Средний возраст населения — 25,7 лет2. Согласно статистическим данным, доля населения моложе трудоспособного возраста составляет 34,6%, трудоспособного возраста — 60,5%, и старше трудоспособного возраста — около 5%. Примерно такое же соотношение между группами у сельского населения3. Подавляющая часть населения занята в сельском хозяйстве (65,5%)4. Среди занятого населения в реальном секторе экономики показатель занятых в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве достигает 90,6%.5
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении в республике в 2012 году составляла 72,8 лет. У сельских жителей этот показатель выше и достигает 73,6 лет. Сельские женщины в среднем живут на три года дольше (75,2 лет) сельских мужчин (72,1 лет)6.
Общий уровень бедности в Таджикистане в 2014 году снизился до 32%, уровень крайней бедности — до 16,8%. Уровень бедности в сельской местности выше, по сравнениюсгородской. Восемьдесятодинпроцентбедногонаселения-сконцентрирован в сельской местности. Почти четыре из пяти малоимущих живут именно в сельских домохозяйствах. Если среди городских домохозяйств уровень бедности составляет 23,5%, то в сельских районах — 36,1%. Пока-
затель крайней черты бедности среди сельских жителей в 1,8 раза выше, по сравнению с городскими жителями и составляет соответственно 19,7 и 10,7%.7
ВВП на душу населения в 2014 году составлял 5498,2 сомони (1114 долларов США). По итогам 9 месяцев 2015 года, доля сельского хозяйства в ВВП достигла 21,4%, промышленности — 12,5%, услуг — 53,2%8. Ежегодно не менее 600 тысяч человек вовлечены в процесс внешней трудовой миграции, денежные переводы в страну составляют свыше 40% к ВВП.
На ноябрь 2015 года среднемесячная номинальная зарплата составляла 920,97 сомо-ни (138,4 долларов США)9. В реальном секторе экономики РТ в ноябре 2015 года у работников сельского хозяйства, охоты, лесоводства сложилась самая низкая заработная плата — 302,31 сомони (45,4 долларов США)10, то есть зарплата сельхозпроизводителей в среднем в 3,3 раза ниже средней зарплаты работников реального сектора. В силу сложившейся профессиональной сегрегации заработная плата женщин в целом ниже, чем у мужчин во всех отраслях. И если в 2009 году в сфере сельского и лесного хозяйства отношение средней номинальной заработной платы женщин к заработной плате мужчин составляло 86,8%, то в 2013 году наблюдается снижение данного показателя до 57,5%.
Таджикистан находится на 129-ом месте из 188 в списке стран мира по индексу человеческого развития (0,624). В 2014 году индекс гендерного неравенства Программы развития ООН
(ПРООН) составлял 0,357, что ставило Таджикистан на 69-е место из 155 стран мира.
Остро стоит проблема низкого уровня образования сельских женщин. Согласно данным переписи населения 2010 года, если среди занятых городских женщин 39,1% имеют профессиональное образование (высшее, неполное высшее, среднее профессиональное), то среди сельских женщин — только 8,7%. При этом, если уровень профессионального образования у городских женщин и мужчин примерно одинаковый, то среди занятых сельских женщин почти в 2,5 раза меньше лиц с профессиональным образованием, по сравнению с мужчинами11.
Основными приоритетами по преодолению неравноправия сельских женщин и мужчин должны стать: обеспечение гендерного равенства при распределении ресурсов и возможностей, обеспечение гендерного равенства при принятии решений в государственном и частном секторах, свобода от насилия в отношении женщин и девочек.
Правительство Таджикистана за последние годы задействовало целый ряд законодательных, институциональных, организационных и финансовых механизмов по расширению доступа сельских женщин к материальным и нематериальным ресурсам:
• Доступ к земле. В рамках программы «Основные направления государственной политики по обеспечению равных прав и возможностей мужчин и женщин в РТ на 2001 — 2010 годы», Государственный
МСХЖ — 60 лет!
- 5
МЕЖДУНАРОДНЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ № 3 / 2017
^^ JOINT INTERNATIONAL PROJECT
комитет РТ по землеустройству регулярно проводил мониторинг и оценку реализации раздела «Обеспечение доступа сельских женщин к земле» на основе гендерных индикаторов. Для отслеживания динамики процессов земельной реформы и оценки доступа женщин к земельным и другим ресурсам в формы статистической отчетности по сельскому хозяйству были включены гендерные показатели, ежегодно публикуется статистический сборник «Гендерные показатели в производственной деятельности дехканских (фермерских) хозяйств».
Заслуживают внимания результаты деятельности общественных организаций по лоббированию внедрения гендерных подходов в Земельный кодекс РТ. Впервые в земельном законодательстве были закреплены положения по обеспечению равного доступа мужчин и женщин к земельным участкам; по обеспечению равноправия участников земельных отношений; по предоставлению права на получение приусадебных участков таких категорий, как главы неполных семей, а также одинокие совершеннолетние лица, не состоящие в браке и не проживающие совместно с родственниками; положение о распространении правила режима совместно нажитого имущества супругов к праву землепользования и «праву отчуждения права пользования земельным участком».
• Доступ к финансовым ресурсам. Для поддержки женщин-предпринимателей, включая руководителей фермерских хозяйств и сельских женщин, с 2006 года используется такой механизм, как Президентские гранты, направленные на повышение конкурентоспособности женщин-предпринимателей и расширение доступа к финансовым ресурсам. С 2016- го по 2020 год планируется ежегодно распределять на эти цели до 80 Президентских грантов на общую сумму 2 млн сомони (340000 долларов США).
В последние годы все активнее используется практика социальной мобилизации местных сообществ с привлечением женщин, на основе создания групп взаимопомощи (ГВП), способствующих расширению возможностей сельских женщин в получении финансовых ресурсов через получение кредитов из касс взаимопомощи, а также создание на базе ГВП кредитных союзов.
• Доступ к профессиональному образованию. В качестве мер воздействия на преодоление неравного доступа сельских девушек и юношей к получению высшего образования с 1997 года используется практика Президентских квот12. По данным Министерства образования и науки РТ, в 2015/2016 учебном году в вузы республики по квотам были приняты всего 2408 человек, из них: 1178 девушек и 1230 юношей.
Несмотря на значительное число принятых государственных стратегий и программ по продвижению женщин, включая сельских, тендерное неравенство не только сохраняется, но и в ряде сфер укрепляется, особенно в доступе к различным видам ресурсов. Женщины по сравнению с мужчинами в среднем имеют меньшее количество земли, не имеют равного доступа к процессам принятия решений в сфере сельского хозяйства, к распределению финансовых выгод от сбора урожая, к получению кредитов и т.д. Среди руководителей фермерских хозяйств чис-
ло женщин на 2014 год почти в 7 раз меньше, по сравнению с мужчинами, и доля женщин составляет всего 13%.
В Таджикистане налицо гендерный дисбаланс в кадровом составе органов управления сельского хозяйства, землеустройства и других профильных структур. Женщины должны иметь не только равный доступ к земле и другим ресурсам, но и реальный контроль над ними, предполагающий возможность оказывать реальное воздействие на принятие решений в отношении актуальных проблем.
Сельские женщины, по сравнению с мужчинами, в значительной степени занимаются неоплачиваемым трудом, который они выполняют не только по дому, но и работая на семейных предприятиях, фермерских хозяйствах и т.д. Преодоление препятствий на пути обеспечения гендер-ного равенства в сфере занятости и мобильности сельских женщин на рынке труда, напрямую зависит от расширения доступа женщин к образованию, приобретению профессиональных навыков и знаний, развития инфраструктуры в сфере дошкольного образования и в сфере бытовых услуг, транспортных коммуникаций и т.д.
Весьма актуальны вопросы социального обеспечения сельского населения. Фиксируется недостаточная разработанность механизмов учета пенсионных прав сельских тружеников, среди которых большинство составляют женщины. В 2013 году пенсия женщин составляла 80,4% средней пенсии мужчин.13
Одним из факторов, препятствующих преодолению гендерного неравенства, является воздействие устойчивых гендерных стереотипов о распределении ролей между мужчинами и женщинами. Изменение социальных и культурных моделей поведения сельских мужчин и женщин является наиболее сложной задачей для выполнения, требующей как длительного времени, так и целенаправленных, согласованных действий государства с гражданским обществом.
Принимаемые государственные меры и действия должны быть направлены на достижение равного результата для мужчин и женщин, а не на одинаковое отношение к мужчинам и женщинам, или сельским и городским женщинам. Игнорирование различных возможностей женщин и мужчин в целом, сельских и городских женщин в реализации предоставленных прав при принятии тех или иных законов, стратегий, программ или мер на практике приводит к косвенной дискриминации в отношении женщин вообще, и сельских женщин в особенности.
В целях расширения информационной базы для проведения гендерного анализа по положению сельских домохозяйств и женщин необходимо, учитывая наличие существенных различий не только между полами в целом, но и между городскими и сельскими женщинами, в публикациях по результатам Обследования уровня жизни и рабочей силы, а также переписей и результатов обследования бюджетов до-мохозяйств представлять показатели по всем основным модулям не только по полу в целом, но и по полу в разрезе типа поселения: сельского и городского населения.
Агентству по статистике при Президенте РТ в партнерстве с гендерным сообществом рекомендуется провести гендерный анализ результатов переписи сельского хозяйства РТ (проведенной в 2013 году), и на его основе скорректировать гендерные индикаторы для мониторинга и оценки аграрной реформы.
При разработке новых программ и планов действий следует учитывать существенные различия между возможностями мужчин и женщин, фермерскими хозяйствами, домохозяйствами во главе с мужчинами и женщинами в плане социально- демографических характеристик и особенностей этих хозяйств по типу, размеру, составу, потенциалу и т.д. Обратить внимание на наиболее уязвимые группы сельских женщин: женщины с малолетними детьми; женщины, имеющие детей или членов семьи инвалидов; «покинутые жены» трудовых мигрантов; женщины с низким уровнем образования. В особой группе риска находятся женщины из этих групп, проживающие в отдаленных кишлаках.
В условиях изменения законодательной базы, в части отчуждения права землепользования и формирования рынка земли, очень важно внести соответствующие изменения в нормативно-правовую базу. В этой связи, целесообразно провести широкие информационные кампании с широким вовлечением в нее женщин по разъяснению новых положений Земельного кодекса РТ, включая положения о распространении режима совместно нажитого имущества в браке на право отчуждения права пользования земельным участком.
Воздействие на преодоление профессиональной сегрегации по признаку пола напрямую может быть осуществлено через увеличение Президентских квот для сельских девушек на такие специальности, как право, экономика и финансы, сельское хозяйство, менеджмент и другие, а также расширение в Центрах образования взрослых групп по обучению женщин на востребованные специальности на рынке труда (а не следуя принципу разделения на «мужские» и «женские» специальности).
И наконец, с целью расширения доступа к финансовым ресурсам следует активнее внедрять кредиты для наиболее уязвимых групп сельских женщин с процентной ставкой — 1218% годовых, без залоговых схем кредитования.
Примечания
1 Агентство по статистике. 2015а. С.9, 32.
2 См.: Агентство по статистике. 2014Ь. С.24-25.
3 Расчет произведен на основе данных Агентства по статистике. 2015а. С.9, 32, 35.
4 По данным Агентства по статистике, 2014а.
5 Агентство по статистике. 2015Ь. С.41.
6 Агентство по статистике. 2014а. С.108.
7 Агентство по статистике. 2015с, С.23-24.
8 Агентство по статистике. 2014Ь, С.65.
9 Агентство по статистике. 2016, С.149, 236.
10 Там же.С.221.
11 См.: Агентство по статистике, 2012, С.47.
12 Квоты устанавливаются для выпускников школ из отдаленных сельских регионов по вузам и в разрезе районов. Абитуриенты зачисляются не по итогам вступительных экзаменов, а на основе собеседования. Первоначально квоты устанавливались только для девушек, в настоящее время они распространены и на юношей.
13 См.: Агентство по статистике. 2010. С.84, а также Агентство по статистике, 2014Ь, С.122.
Список литературы
1. Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан. 2010. Женщины и мужчины Республики Таджикистан. Душанбе.
2. Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан. 2012. Перепись населения и жилищного фонда Республики
6 -
INTERNATIONAL AGRICULTURAL JOURNAL № 3 / 2017
www.mshj.ru
Таджикистан 2010 года. Образовательный уровень населения РТ. Том ^(размещено по адресу: ^р://\мш. $1аи]/1тд/526Ь8592е8341:саассес26а22 965ea2b_1355500088.pdf).
3. Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан. 2014а. Демографический ежегодник Республики Таджикистан. (размещено по адресу: http://stat.tj/ru/img/7b6f49435ed5 ae6ec685562d6e28583a_1426678896.pdf).
4. Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан. 2014Ь. Женщины и мужчины Республики Таджикистан. (размещено по адресу: №р:/Ма^ tj/ru/img/d976061967cd7672af7e-083fead26bda_1420539196.pdf).
5. Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан. 2015а. Численность населения РТ на 1 января 2015 года. Душанбе. (размещено по адресу: http://stat.tj/ru/img/65a709121b af8a64bf15d33f398aafde_1435736807.pdf).
6. Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан. 2015Ь. Таджикистан в цифрах. (размещено по адресу: http://www.stat.tj/ru/ img/695c206e2b1ce86f333f33f dc268a469_1439617140.pdf).
7. Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан. 2015с Оценка бедности в Таджикистане: методологическая записка. (размещено по адресу: http://www.stat.tj/ru/img/
07f755a0540d47f1ba5c1ab373be64ff_1436004752. pdf).
8. Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан. 2015d. Информационный бюллетень по продовольственной безопасности и бедности. № 2, 2015. (размещено по адресу: http://www.stat.tj/ru/ img/9ebc521 cb615be2812a13 bca74a6a46c_1444195767.pdf).
9. Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан. 2016. Социально-экономическое положение Республики Таджикистан (январь-декабрь 2015). (размещено по адресу: http://www.stat.tj/ru/ img/3c8b737e693be8769270f0 f588a0a0e5_1455852583.pdf).
Лейла Тойлыева —
независимый эксперт с большим опытом работы в государственных и общественных организациях. Как специалист с высшим экономическим образованием в течение ряда лет руководила отделом исследований домашних хозяйств Ашгабатского отделения Туркменмиллихасабат, национальной статистической службе страны. Её многолетняя деятельность в рамках общественных организаций была направлена на поддержку местных сообществ, особенно на селе; оказание им помощи в решении экологических проблем, становлении малого бизнеса и экономического усиления женщин. В этих сферахЛейла реализовала проекты в сотрудничестве с Международным комитетом Красного Креста (ICRC), Международной организацией по миграции (ЮM), Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и Региональным офисом Управления ООН по наркотикам и преступности (UNЮDC).
ТУРКМЕНИСТАН И ТЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД
Туркменистан — одна из пяти стран Центральной Азии и вторая среди них по площади (491 210 кв. км).1 В состав Туркменистана входит 5 велаятов (областей), г. Ашхабад, являющийся столицей государства, приравненный по статусу к велаяту, 20 городов и 65 этра-пов (районов). Большую часть территории страны (80%) занимают пустынные земли.
Численность населения Туркменистана (по состоянию на 10 февраля 2016 года) составляла 5 419 037 человек, из них мужчин 49,2% ( 2 667 307 человек), а женщин — 50,8% (2 751 730 человек).2
В 1991 году, как и все бывшие страны СССР, Туркменистан стал суверенным государством. За годы независимости экономика Туркменистана трансформировалась в одну из наиболее быстро растущих экономик мира, сохраняя с 2007 года темпы в среднем 11 процентов ежегодно (в соответствии с официальными данны-ми).3 Устойчивый рост экономики, поддерживаемый в течение длительного периода времени, способствовал росту доходов: к концу 2012 года уровень ВВП на душу населения составил более 6000 долларов США, что соответствует группе стран с доходами выше среднего уровня.4
Большую часть государственных доходов обеспечивает экспорт природного газа. Вторым по значимости источником валютных поступлений является сельскохозяйственный сектор, который составляет 13-14% ВВП. Орошаемое земледелие (производство хлопка, пшеницы, выращивание бахчевых и плодоовощной продукции) и животноводство (овцеводство, коневодство, птицеводство и верблюдоводство) обеспечивают трудовую занятость почти половине населения страны (Рис.1).
В 1995 году на Генеральной Ассамблее ООН Туркменистану присвоен статус нейтрального
государства. Страна принимала на себя международные права и обязанности в соответствии с нейтральным статусом, отказывалась от участия в военных блоках и, как следствие, обретала международные гарантии собственной безопасности. На сегодняшний день «защитные» функции нейтралитета ушли на второй план, выдвинув в качестве приоритета миротворческую международную функцию Туркменистана.
Туркменистан поставил новые задачи, сформулированные в Национальной программе социально-экономического развития Туркменистана на 2011-2030 годы. Основной целью данной Программы является значительное повышение уровня жизни населения и вхождение Туркменистана в число экономически развитых стран мира с высоким показателем индекса человеческого развития.
Внутренняя государственная политика направлена на сбалансированное развитие областей Туркменистана и строится с учетом территориальных особенностей и индивидуального потенциала каждого велаята (области), и в конечном итоге направлена на повышение благосостояния, уровня и качества жизни населения. При этом важной задачей национальных программ является формирование и достижение единых стандартов социально-бытовых условий для людей, живущих в больших и малых городах и селах.
Агропромышленный комплекс Туркменистана ориентирован на дальнейший рост производства сельхозпродукции через внедрение передовых водосберегающих технологий, 100-процентную переработку сельхозпродукции внутри страны, реализацию программ им-портозамещения для обеспечения продуктовой независимости. В 2014 году государству сдано более 1 миллиона 200 тысяч тонн высококаче-
ственной пшеницы и более 1 миллиона 100 тысяч тонн хлопка-сырца. Повсеместно во всех регионах увеличивается поголовье скота и птицы.
Государственная Национальная программа социально-экономического развития на 20112030 годы и Национальная программа развития «Село» нацелены на всеобъемлющий экономический рост при сохранении экономической самостоятельности. Более 25 тысяч гектаров земель в целом по стране выделены под строительство современных благоустроенных поселков и сел, которые создаются в каждом велая-те. Возведение жилых домов, прокладка дорог,
Структура ВВП по отраслям
В^^ . сельское хозшво
12,7; 13%
Трудовая занятость насления по отраслям
Рис.1 Диаграмма занятости населения по отраслям и структура ВВП
Источник: Central Intelligence Agency. The WorldFactbook. https://www.cia.gov/library/ publications/the-world- factbook/geos/tx.html
МСХЖ — 60 лет!
- 7
МЕЖДУНАРОДНЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ № 3 / 2017