УДК 354: 332 . 122
И . В . Дунае в
Ключевые принципы политики пространственного развития и модернизации региональных эконожик в Евросоюзе
3 статье обобщены основные принципы политики полицентрического развития и современного модернизации региональных экономик в Евросоюзе. Vaccмompeны концептуальные и стратегические основы городской и региональной политики. С точки зрения логики цель — ресурсы — ожидаемые результаты обобщенно анализируются главные европейские программы регионального развития
Ключевые слова: пространственное развитие, модернизация региональной экономики, городская политика. £С, региональная политика. £С, полицентрическое развитие, развитие регионов
I. V. Оипаеу
Key principles oft spatial development policies and regional economies modernization in the European Union
Xhe aZticCe summarizes the main poCicy pZinci pQ.es oft poCycentZic development and. modern ZegionaC economies modernization in the SuZopean Union. Xhe papeZ is considered conceptual and strategic feamew-ozk foot utban and ZegionaC poCicy. Jzom the point oft view-oft "goaC - 'R.esouZces - expected ZesuCts Cogic, the papeZ genetaCCy analyzes the majoZ SuZopean ZegionaC development pZogZams
Keywords: spatiaC development, ZegionaC economy modernization, £U urban poCicy, £U regional po£icy,po£ycentZic deve£opment,Zegiona£ development
Актуальность исследования
мена экономических эпох привела к тому, что многие индустриально мощные регионы и города, ранее в течение десятилетий выступавшие локомотивами мирового индустриального развития, оказались в роли аутсайдеров. В этих условиях остро встал вопрос о создании новых факторов конкурентоспособности за счет комплексного переустройства территории региона, а также реструктуризации и модернизации экономики. Это, в свою очередь, потребовало внесения принципиальных корректив в процессы управления пространственным развитием.
В качестве таковых точек отсчета для проектирования лучшего будущего экономик регионов Украины предлагается критично исследовать ключевые принципы политики пространственного развития и модернизации региональных экономик в Евросоюзе, что и станет целью данной статьи.
Изложение основного материала
В городском и региональном планировании перспективы поселения в условиях глобализа-
ции, усиления конкуренции и одновременно
— интеграции и сотрудничества применяется полимасштабный подход. Он предполагает анализ развития территории, в частности., города, сразу на нескольких уровнях: 1) глобальной и региональной (европейской) системы городов;
2) системы городов страны, особенно того же ранга; 3) системы городов региона (области), городских и сельских поселений, входящих в городскую агломерацию; 4) внутренней территориальной структуры самого города.
Одной из основ идеологии организации пространства и развития городов в Европе стал переход от иерархической к сетевой, полицен-трической модели на всех территориальных уровнях. Сетевая модель подразумевает, что каждый город, входящий в сеть, обладает широким набором функций, в том числе характерных для центральных городов. Расширение функций и, следовательно, повышение ранга регионального центра в иерархии городов влечет перестройку городского хозяйства и рост значимости сферы управления и услуг. Полицентризм противоположен моноцентризму, при котором
доминирующий центр обеспечивает всеми типами услуг ареал своего влияния. По мнению проф. В.А. Колосова, «полицентризм несовместим также с урбанизацией по типу «масляного пятна» или плохо структурированного континуума городской застройки, функции в которой распределены неравномерно и хаотически (напр., Лос-Анжелес)» [1].
Помимо, собственно, территориальных принципов, полицентрическое развитие региона основано еще и на ряде иных принципов:
1) Экономические принципы полицентризма состоят в использовании преимуществ центрального положения, концентрации и экономии на масштабе производства товаров или услуг при отсутствии дополнительных издержек, связанных с чрезмерным сосредоточением экономического и человеческого потенциала в одном-двух столичных регионах. Цель полицентрического развития _ в повышении конкурентоспособности в глобализирующейся экономике как отдельных центров, так и страны или региона в целом за счет сокращения межрегиональных различий [2].
2) Политические принципы полицентризма заключаются в том, что равномерное и согласованное развитие нескольких центров невозможно без определенного уровня развития демократии, политической децентрализации и регионализации (делегирования части полномочий центрального государства регионам), ослабления бюрократии.
3) Культурные принципы полицентрического развития предполагают сознательный выбор общества и государственных структур.
Объективные изменения в обществе и региональная политика, основанная на принципах полицентризма, привели к глубоким изменениям в территориальной структуре стран ЕС. Преобладание «горизонтальных» связей между региональными центрами, средними и малыми городами над «вертикальными» («столица — региональные центры — прочие города») указывает на ослабление иерархических отношений. На периферии наблюдается активное развитие и укрепление новых полюсов роста. Так, территориальная структура Франции уже не определяется доминированием Парижа в большинстве видов деятельности.
Особое внимание в городском и территориальном планировании современного ЕС уделяется крупным региональным центрам _ т.н. «региональным метрополиям». Метрополизация понимается как процесс растущей концентрации социального, культурного и финансового капитала, современных форм экономической активности и креативного потенциала в крупнейших городах, имеющих выгодное «узловое» положение. К таким городам тяготеют обширные урбанизированные территории, формирование которого обеспечивает новые возможности для
развития общества (новое качество жизни) и экономики, ее диверсификации и повышения инвестиционной привлекательности за счет создания более разнообразного рынка труда, более емкого потребительского рынка и концентрации и согласования приоритетных проектов развития базовой инфраструктуры.
В странах, недавно вступивших в ЕС, крупнейшие города начинают выполнять в своих регионах часть столичных функций, определяющих направления структурных сдвигов. Они наиболее существенно продвинулись по пути перехода к постиндустриальному развитию. Региональные центры располагают важными административными и институциональными ресурсами и значительно опережают остальные города по качеству населения и разнообразию функций, являются главными узлами новых сетевых структур разной конфигурации — сетей оптовой и розничной торговли, деловых и личных услуг, транспорта, центрами муниципальных союзов и общественных организаций, местами проведения их съездов и иных мероприятий. Ведущие региональные центры — лидеры своих регионов по материальному, научному, образовательному и культурному потенциалам, генераторы новых идей и программ развития.
В Европе рациональная организация пространства посредством активной региональной политики вокруг крупных региональных центров и их агломераций (по официально принятой терминологии — функциональных городских районов, functional urban areas, FUA) рассматривается в качестве ключевых факторов экономического роста и повышения глобальной конкурентоспособности.
Основополагающими в сфере городской политики ЕС стали так называемые «Лейпцигские принципы», принятые Советом министров региональной политики и пространственного планирования в 1994 г.:
- развитие сбалансированной и полицентри-ческой городской системы и новых отношений между городами и сельской местностью;
- обеспечение равенства в доступности инфраструктуры и знаний;
- устойчивое развитие, благоразумное управление и защита природы и культурного наследия.
Вместо традиционного усиления взаимодействия центра и периферии посредством развития инфраструктуры полицентричная модель в Европе должна привести к следующим результатам:
- создание на пространстве Евросоюза нескольких центров глобальной интеграции;
- усиление сбалансированности системы регионов-метрополий и городских трансграничных кластеров;
- создание интегрированных моделей развития городов и прилегающих сельских территорий;
- усиленное развитие сотрудничества по сетевому принципу в ряде областей (образование и наука, сохранение и приумножение культурного наследия, местный транспорт, интеграция новых мигрантов).
Современная городская политика ЕС нацелена на формирование сетей городов. Она смещает акценты от помощи проблемным городам к активизации собственных ресурсов городов, рост их привлекательности и конкурентоспособности.
Первым шагом в формировании прямой городской политики ЕС стали следующие два документа.
1) В документе «О городской политике стран-членов ЕС» [14], принятом Комиссией ЕС в мае 1997 г., отмечено, что «...большинство предпринимаемых ЕС действий оказывает заметное влияние на города, и его необходимо специально изучать» [14].
2) В решениях Форума городов в Вене «Устойчивое развитие городов Европейского Союза: руководство к действию» (1998) установлены принципы и направления городской политики ЕС: субсидиарность, то есть принятие решений на самом нижнем из возможных уровней; партнерство, подразумевающее широкое вовлечение граждан, частного и государственного секторов в решение городских проблем; экологическая устойчивость; рыночная эффективность, предполагающая разумную опору на рыночные механизмы.
На формирование городской политики также оказал влияние ряд других документов. В Амстердамском договоре устойчивое развитие провозглашено в качестве непосредственной цели ЕС. «Повестка 2000 для сильного и расширяющегося Союза» (1997 г.) установила новые правила регулирования структурных фондов с акцентом на проблемные городские ареалы. В обновленной Пятой программе действий по окружающей среде предусмотрено применение комплексного подхода к городским проблемам. Сыграли роль «Национальный план занятости» и «Руководство по проблемам занятости», тематическая программа «Город будущего и культурное наследие» и коммюнике Комиссии ЕС «К Европе знаний» (1997 г.) [13], в котором были установлены цели реформы программ по образованию и переподготовке кадров.
С конца 1980-х годов ЕС последовательно проводит программы, направленные на развитие городов. Наиболее важные из них — инициативы сообщества URBAN, ориентированные на социальное и экономическое возрождение кризисных городов и пригородов. Эти инициативы служили в 1990-х гг. рамочными программами, объединяющими значительное число конкретных проектов.
В программном периоде 2000-2006 гг. в рамках URBAN-II на в 70 функциональных город-
ских ареалах (ЕиА) на поддержку устойчивого экономического и социального развития было направлено почти 730 млн евро [7]. иКВАК-П была дополнена программой иКВАСТ — Европейской сетью обмена опытом (на 2002-2006 гг.), нацеленной на усиление взаимодействия между европейскими городами.
Достигать обозначенных целей с помощью практического применения модели полицентрического развития и сейчас предполагается путем дальнейшей интеграции и координации всех политик ЕС, которые имеют территориальное измерение: региональной политики; общей аграрной политики; политики в сфере окружающей среды; конкурентной политики; политики в области исследований и технологий; политики по созданию трансъевропейских сетей.
Региональная политика ЕС осуществляется по двум основным линиям:
1) по линии Европейского союза вокруг Европейской перспективы пространственного развития (англ. - ЕБЭР);
2) по линии Совета Европы - Европейской конференцией министров, ответственных за пространственное планирование (англ. - СЕ-МАТ) на основе Основополагающих принципов устойчивого пространственного развития Европейского континента (2000 г.) [4].
За свою более чем полувековую историю европейская региональная политика прошла большой и сложный путь. В ее основу изначально был положен принцип солидарности, т.е. помощи богатых и успешных регионов бедным и отстающим и их подтягивание до среднего по стране или всему ЕС уровня. Средствами достижения этой цели служили налоговые льготы и премии, строительство или реконструкция инфраструктуры для улучшения доступности и обеспечения большей мобильности населения и капитала, а также расширения внешней торговли. Затем региональные программы приобрели интегрированный характер и стали направленными на устойчивый рост и увеличение конкурентоспособности хозяйства отстающих или депрессивных регионов, инновации, профессиональную подготовку и непрерывное обучение кадров, развитие маркетинга. В них появилась важная экологическая составляющая. В 2007-2013 гг. только прямые и непрямые экологические инвестиции ЕС составили почти 105 млрд евро и были направлены на создание или реконструкцию экологической инфраструктуры (например, очистных сооружений), оценку экологического воздействия при подготовке любого проекта, расширение участия неправительственных организаций в разработке экологических программ и контроле за их реализацией.
Один из самых существенных современных элементов региональной политики стран ЕС — общеевропейское видение территориального развития. Ныне она включает три направления:
1) Политика «сплочения» (англ. - cohesion): помощь в преодолении отставания менее развитым регионам, расположенным в основном в странах, недавно вступивших в ЕС. В политике «сплочения» важную роль играет транспортная инфраструктура, на развитие которой в 20062013 гг. было выделено 22% средств, вкладываемых по всему направлению «сплочение».
2) Повышение конкурентоспособности регионов в европейском и глобальном масштабе, развитие «экономики знаний» и повышение занятости.
3) Содействие межрегиональному и приграничному сотрудничеству. Общеевропейская региональная политика ставит целью «сшить» территориальные структуры хозяйства, сети городов и всю систему расселения разных стран, в той числе и на западе Европы. Границы между ними не должны служить барьерами для развития хозяйственных связей, и мобильности людей. Наоборот, приграничные районы призваны стать локомотивами развития, «очагами инноваций».
Если раньше региональная политика развития и региональной модернизации была направлена на компенсацию проблем, накопившихся в историческом прошлом, в том числе и последствий деиндустриализации городов и пригородов, то теперь она представляет собой политику, которая ориентируется на создание возможностей для развития в будущем и мобилизацию недостаточно используемого потенциала регионов и городов.
Имеется три основных источника финансирования региональной общеевропейской региональной политики, созданные в разное время:
1) деятельность Фонда европейского регионального развития сосредоточена на инициативах, связанных с экономическим ростом, занятостью и конкурентоспособностью, включая инвестиции в инфраструктуру;
2) Фонд сближения занят главным образом совершенствованием транспортной и экологической инфраструктуры, а также развитием возобновимых источников энергии;
3) Европейский социальный фонд направляет инвестиции в человеческий капитал в сфере образования и профессиональной подготовки.
В минувшем программном периоде (20072013 гг.) на региональной политике, в том числе политике «сплочения», делался особый акцент. «Больше роста и рабочих мест для всех регионов и городов Европейского Союза» - ее главный лозунг. Политика «сплочения» включала 53 программы приграничного сотрудничества, 13 международных программ, одну межрегиональную программу INTERREG IVC и три сетевые программы URBACT II, INTERACT II и ESPON. Общий объем финансирования из фондов ЕС на межрегиональное и приграничное сотрудничество составил почти 7,8 млрд евро.
Кроме того, дополнительно почти 9,4 млрд евро выделялось на новые инструменты для внешних границ в рамках Инструмента подготовки к вступлению (IPA-CBC, Pre-Accession Instrument) и Европейского инструмента партнерства и соседства (ENPI-CBC, European Neighborhood and Partnership Instrument).
В нынешнем программном периоде (20142020 гг.) в увязке с региональной политикой ЕС реализует две долгосрочные рамочные программы: по научным исследованиям и технологическому развитию (Seventh Framework Programme for Research and Technological Development — FP7) и по конкурентоспособности и инновациям (Competitiveness and Innovation Framework Programme — CIP). Первая из этих программ играет ведущую роль в финансировании и поддержке совместных научных исследований. Главный приоритет — достижение целей Лиссабонской стратегии (2000 г.) по созданию «наиболее динамичной и конкурентоспособной экономики в мире, построенной на знаниях». Особенностью специфической подпрограммы «Люди» является привлечение высококлассных специалистов в Европу со всего мира, увеличение человеческого капитала в секторе исследований и технологий, повышение престижности исследовательских профессий. С 2014 г. эта программа получила дальнейшее развитие под названием «Горизонт-2020» с планируемым бюджетом на семилетний период 74,2 млрд. евро.
Программа по конкурентоспособности и инновациям (CIP) имела бюджет 3,6 млрд. евро (2007-2013 гг.) и состояла из трех операционных программ: предпринимательство и инновации, информационно-коммуникационные технологии, «умная» энергетика. В программном периоде (2014 — 2020) она получила название COSME («Конкурентоспособность предприятий и малого бизнеса») с бюджетом 2,5 млрд. евро. Основные ее задачи связаны с улучшением доступа к финансам малых и средних компаний, поддержкой предпринимательской культуры, повышением устойчивой конкурентоспособности европейских компаний и помощью малому бизнесу в освоении внешних рынков. Опыт ЕС показывает, что наиболее важным фактором экономического роста являются инвестиции и инновации в небольших и средних компаниях.
Столкнувшись с глобальным кризисом 20082009 годов, ЕС не сумел достичь к 2010 г. намеченной амбициозной цели построить «наиболее конкурентоспособную экономику в мире» и выйти на финансирование научных исследований и разработок в объеме 3% от суммарного ВВП (в Украине в 2013 г. — около 0,56%). Несмотря на эти неудачи, высокоинтегрированная постиндустриальная экономика и взаимосвязанные общеевропейские программы позволяют ЕС постепенно сглаживать территориальные диспро-
Таблица Расходы на НИОКР в регионах Евросоюза в среднем за 2007-2010 гг.
Регион Страна Расходы на НИОКР, в %к ВРП
Регионы-лидеры
Prov. Brabant Wallon Бельгия 7.26
Braunschweig Германия 6.75
East Anglia Великобритания 5.85
Stuttgart Германия 5.83
Pohjois-Suomi Финляндия 5.63
Cheshire Великобритания 5.11
Hovedstaden Дания 5.10
Sydsverige Швеция 4.75
Oberbayern Германия 4.29
Midi-Pyrenees Франция 4.20
Регионы-аутсайдеры
Former Yugoslav Republic of Macedonia Македония 0.18
Sud-Est Romania Румыния 0.18
Yugoiztochen Болгария 0.17
Ciudad Autonoma de Ceuta Испания 0.15
Centru Румыния 0.15
Opolskie Польша 0.14
Severozapaden Болгария 0.14
Sredisnja i fstocna (Panonska) Hrvatska Хорватия 0.10
Lubuskie Польша 0.10
Severen tsentralen Болгария 0.09
^Источник: [6, С. 9-10].
порции в социально-экономическом развитии и формировать за пределами наиболее развитых территорий в европейском «Пентагоне» (Лондон
— Париж — Милан — Мюнхен - Гамбург) новые точки и полюса роста, способные активизировать человеческий капитал, создавать рабочие места и генерировать инновации (см. табл.).
Европейский опыт организации территории и уменьшения региональных диспропорций вызывает большой интерес во всем мире — например, в Китае и Бразилии, с которыми ЕС подписал меморандумы о взаимопонимании в сфере региональной политики. В последние годы Евросоюз уделяет все большее внимание ее координации со своими ближайшими соседями. Аналогичные меморандумы были подписаны с Россией, а затем с Украиной (в 2009 г.). Базовым политическим документом для этого служит документ [4]. В нем содержится основа для многочисленных мероприятий и инициатив в области регионального планирования на европейском континенте и, в частности, для международного, межрегионального и приграничного сотрудничества во всей Европе, ставящего своей целью сбалансированное развитие всей территории Европейского континента вплоть до Ура-
ла. В 2010-2012 гг. стартовали программы Европейской сети пространственного планирования и мониторинга ЕБРОК, посвященные возможностям взаимодействия в этой области.
Значительное место в этих программах занимает приграничное сотрудничество, в том числе в рамках более чем 100 еврорегионов, созданных во всей Европе — от Ирландии и Португалии до Украины и России. Европейский опыт свидетельствует, что оно особенно эффективно на участках приграничья, в которых расположены крупные города и по которым проходят мощные международные транспортные магистрали. Одним из доказательств может служить программа ЕКРІ «Юго-Восточная Финляндия _ Россия», охватывающая г. Санкт-Петербург и Ленинградскую область и финляндские регионы Южная Карелия, Южное Саво и Кюменлааксо в Финляндии. Объем ее финансирования - 36,18 млн. евро от Еврокомиссии и по 18,09 млн. евро от Финляндии и России. В этой программе особый акцент сделан на инфраструктурные проекты и логистику, увеличение конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности территории, улучшение состояния окружающей среды. Укрепляется конкурентоспообность
транспортных коридоров, проходящих через программный ареал, расширяется деловое сотрудничество. Предусмотрены меры по развитию инновационного предпринимательства, усилению взаимодействия между университетами и бизнесом в сферах 1Т-технологий и энергоэффективности.
Европейский опыт показывает, что региональная и городская политика требуют долгосрочного стратегического видения целей. Программы ЕС характеризуются как отраслевым, так и территориальным подходами. В развитии транспорта приоритет отдается проектам, которые способствуют реализации интегрированной транспортной стратегии, формированию трансъевропейских сетей с целью обеспечения максимальной связности территории ЕС. Важно обеспечить объективный, «неполитический» метод привлечения и распределения ресурсов. Должно быть понятно, как привлекаются и распределяются финансы в рамках программ или по регионам. Приоритет принадлежит интегрированным программам, т.е. поддержке взаимосвязанных мер в области инфраструктуры, человеческого капитала и развития бизнеса.
Выводы. Объективные изменения в обществе и полицентричному размещению производственных сил и расселению граждан, привели к глубоким вынужденным изменениям в территориальной структуре стран ЕС. Преобладание «горизонтальных» связей между региональными центрами, средними и малыми городами над «вертикальными» («столица — региональ-
ные центры — прочие города») указывает, во-первых, на ослабление иерархических отношений, и, во-вторых, на переход от иерархической к сетевой модели на всех территориальных уровнях — от общеевропейского до внутригородского.
Города и регионы ЕС получают целенаправленную системную поддержку со стороны государств и надгосударственных общеевропейских институтов, их политика развития отличается долгосрочным стратегическим видением целей, что обусловлено наличием такого видения на уровне Европейского Союза. Практика программирования социально-экономического развития территории изменена на стратегическое планирование и бюджетирование программ развития. Эти программы включают в себя пространственное содержание и рассматриваются в системе территориального развития и расселения на разных уровнях.
Решение накопленных проблем видится в расширении инструментария регионального управления и местного самоуправления путем использования практики развитых стран мира. Для этого сложившуюся практику программирования социально-экономического развития территории следует изменить на стратегическое планирование и бюджетирование программ развития, заложив в них и пространственное содержание и рассматривая их в системе пространственного развития и расселения на разных уровнях, как это принято в ЕС.
3.
4.
9.
10. 11.
12.
13.
14.
ЛИТЕРАТУРА
Дунаев І.В. Місто Харків як суб’єкт конкурентної боротьби в умовах постіндустріальної економіки / І.В. Дунаев II Економіка. Менеджмент. Підприємництво : Збірник наукових праць. - Луганськ: Східноукраїнський національний університет імені В. Даля, 2012. - №24 (II). - С. 22-29. - Також доступно: www.nbuv.gov.ua/portal/Soc_Gum/ Emp/2012_24_2/3Dun.pdf
Колосов В. Приоритеты стратегии развития Харькова на период до 2030 года / В.А. Колосов, А.М. Кирюхин, А.А. Лукашов II Часопис соціально-економічної географії: Міжрег. Збірник наукових праць. - X.: ХНУ ім. В. Каразіна, 2011. - №11 (2). Колосов В. Удавка для Москвы [Электронный ресурс] / В. Колосов . Режим доступа : www.ej.ru/?a=note&id=11218. Основополагающие принципы устойчивого пространственного развития Европейского континента [Электронный ресурс]. - Ганновер, 2000. - Режим доступа : www.coe.int/t/dg4/cultureheritage/heritage/cemat/versionprincipes/Russe.pdf Себенцов А.Б. Феномен неконтролируемых территорий в современном мире / А.Б. Себенцов, В.А. Колосов II Полис (Политические исследования). - 2012. - №2 (128). - С. 31-46.
ESPON. Spatial Indicators for a ‘Europe 2020 Strategy’ Territorial Analysis [Электронный ресурс]. - Luxemburg, 2013. -Applied Research 2013/1/18 (Annex С "Research and Innovation"). - Режим доступа: http://www.espon.eu/export/sites/default/ Documents/Projects/AppliedResearch/SIESTA/DFR/SIESTA_DFR_Annex_C.pdf
EUROCITIES for Sustainable Urban Mobility: Strength through Diversity [Электронный ресурс] / Eurocities. - Brussels : Eurocities, 2007. - Режим доступа : www.internationaltransportforum.org/jtrc/urban/EurocitiesUrbanMob2007.pdf European Commission. A Sustainable Europe for a Better World: A European Union Strategy for Sustainable Development. COM(2001)264 final. 15thMay2001.
European Communities. 2003 Environment Policy Review. COM(2003)745 final. 3rd December 2003.
European Commission. Towards a hematic Strategy on the Urban Environment. Brussels, COM(2004) 60
Eurostat regional yearbook 2012 [Электронный ресурс] : Data on more than 1 300 regions in the EU. ’tte Statistical Atlas.
- Brussels: Eurostat Press Office, 2012. - STAT/12/143. - Режим доступа : http://europa.eu/rapid/press-release_STAT-12-143_
en.doc
National Urban Policies in the European Union [Электронный ресурс] / European Institute for Comparative Urban Research (EURICUR), Erasmus University Rotterdam - Режим доступа: www.eukn.org/dsresource?objectid=14869lH Towards a Europe of knowledge [Электронный ресурс] : Communication from the Commission to the Council, the European Parliament, the Economic and Social Committee and the Committee of the Regions - Brussels, 1997. - COM (97) 563 final. -Режим доступа: aei.pitt.edu/5546/l/5546.pdf
Towards an urban agenda in the European Union [Электронный ресурс] / European Commission. - Brussels, 1997. - № COM(97)197 final. - Режим доступа: http://ec.europa.eu/regional_policy/sources/docoffic/official/communic/pdf/urban/ urb an_197_en.p df
REFERENCES
1. Dunaev I.V Kharkov as a subject of competition in the post-industrial economy / I.V. Dunaev II Economy. Management. Entrepreneurship: a Collection of scientific works. Lugansk: East-Ukrainian national University named C. Dahl, 2012, no24(II). pp. 22-29. Available at: www.nbuv.gov.ua/portal/Soc_Gum/Emp/2012_24_2/3Dun.pdf (accessed 15 April 2014).
2. Kolosov V. Strategy priorities development of Kharkiv for the period till 2030 / V.A. Kolosov A. Kiryukhin, A.A. Lukashov II Journal of socio-economic geography: Mirag. Collection of scientific works. Agricultural: KNU named. Century Karazin, 2011, no.ll (2).
3. Kolosov Century ’tte noose for Moscow [Electronic resource] / Century Kolosov. Available at : www.ej.ru/?a=note&id=11218. (accessed 15 April 2014).
4. ’tte fundamental principles for sustainable spatial development of the European continent Hannover, 2000. Available at: www. coe.int/t/dg4/cultureheritage/heritage/cemat/versionprincipes/Russe.pdf (accessed 15 April 2014).
5. Sebentsov A.B. Phenomenon uncontrolled territories in the modern world / A.B. Sebentsov, V.A. Kolosov II Polis (Political studies), 2012, no.2 (128), pp. 31-46.
6. ESPON. Spatial Indicators for a ‘Europe 2020 Strategy’ Territorial Analysis. Luxemburg, 2013. Applied Research 2013/1/18 (Annex С "Research and Innovation"). Available at: http://www.espon.eu/export/sites/default/Documents/Projects/AppliedResearch/ SIESTA/DFR/SIESTA_DFR_Annex_C.pdf (accessed 15 April 2014).
7. EUROCITIES for Sustainable Urban Mobility: Strength through Diversity. Eurocities. Brussels: Eurocities, 2007. Available at: www.internationaltransportforum.org/jtrc/urban/EurocitiesUrbanMob2007.pdf (accessed 15 April 2014).
8. European Commission. A Sustainable Europe for a Better World: A European Union Strategy for Sustainable Development. COM(2001)264 final. 15th May 2001.
9. European Communities. 2003 Environment Policy Review. COM(2003)745 final. 3rd December 2003.
10. European Commission. Towards a hematic Strategy on the Urban Environment. Brussels, COM(2004) 60
11. Eurostat regional yearbook 2012 [Электронный ресурс] : Data on more than 1 300 regions in the EU. ’tte Statistical Atlas.
- Brussels: Eurostat Press Office, 2012. - STAT/12/143. Available at: http://europa.eu/rapid/press-release_STAT-12-143_en.doc (accessed 15 April 2014).
12. National Urban Policies in the European Union / European Institute for Comparative Urban Research (EURICUR), Erasmus University Rotterdam. Available at: www.eukn.org/dsresource?objectid=148691 (accessed 15 April 2014).
13. Towards a Europe of knowledge: Communication from the Commission to the Council, the European Parliament, the Economic and Social Committee and the Committee of the Regions - Brussels, 1997. - COM (97) 563 final. Available at: aei.pitt. edu/5546/l/5546.pdf (accessed 15 April 2014).
14. Towards an urban agenda in the European Union [Электронный ресурс] / European Commission. - Brussels, 1997. - № COM(97)197 final. Available at: http://ec.europa.eu/regional_policy/sources/docoffic/official/communic/pdf/urban/urban_197_ en.pdf (accessed 15 April 2014).
Информация об авторе
Дунаев Игорь Владимирович
(Украина, Харьков)
Доцент, кандидат наук по государственному управлению, доцент кафедры экономической политики и менеджмента
Харьковский региональный институт Национальной академии государственного управления при Президенте Украины E-mail: [email protected]
Information about the author
Dunaev Igor' Vladimirovich
(Ukraine, Kharkov)
Associated Professor, PhD in Science of Public Administration Associate Professor of the Department of Economic Policy and Management tte Kharkiv Uegional Institute of the National Academy of Public Administration Under the President of Ukraine E-mail: [email protected]