Научная статья на тему 'Ключевые понятия технологии ситуационного обучения в подготовке будущих учителей'

Ключевые понятия технологии ситуационного обучения в подготовке будущих учителей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
734
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ / ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ / ТЕХНОЛОГИЯ СИТУАЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ / СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА / TRAINING FUTURE TEACHERS / TECHNOLOGY OF TRAINING / TECHNOLOGY OF SITUATIONAL TRAINING / PEDAGOGICAL SITUATION / SITUATIONAL TASK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Осадченко Инна Ивановна

В статье проанализирована сущность ключевых понятий технологии ситуационного обучения в контексте подготовки будущих учителей: «педагогическая ситуация» и «ситуационная задача». Обоснована терминологическая зависимость указанных понятий, а также сопутствующих: «проблема», «задание», «упражнение». Педагогическая ситуация рассматривается как обстоятельства, возникающие в педагогическом процессе, без правильного выбора выхода из которых невозможна дальнейшая эффективная деятельность любого из ее участников. Ситуационная проблема определена некоторым противоречием, проблемой, выделенной в процессе анализа педагогической ситуации. Эта проблема актуализирует у студентов уровень имеющихся для ее решения знаний, двигая их от известного к неизвестному. Ситуационная задача схарактеризированна как цель, которую ставит перед собой будущий учитель с учетом ситуационных проблем, противоречий, возникающих в результате анализа и поиска выхода из педагогической ситуации. Ситуационное задание дидактически обработанная педагогическая ситуация, используемая в качестве дидактической единицы для обучения студентов. Ситуационное упражнение задание, выполнение которого повторяется несколько раз для получения студентами определенных умений и навыков; вид ситуационной задачи, дидактически определяемой по содержанию и характеру исполнения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Осадченко Инна Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESSENTIALLY THE INTERDEPENDENCE OF THE KEY CONCEPTS THE CONTENT OF SITUATIONAL TECHNOLOGY EDUCATION IN PREPARING FUTURE ELEMENTARY SCHOOL TEACHERS

The article analyzes the essence of the key concepts of situational learning technology in the context of training future teachers: «pedagogical situation» and «situational task». The terminological dependence of these concepts, as well as related ones: «problem», «task», «exercise» is substantiated. The pedagogical situation is considered as circumstances arising in the pedagogical process, without the correct choice of exit from which further effective activity of any of its participants is impossible. The situational problem is defined by some contradiction, a problem highlighted in the process of analyzing the pedagogical situation. This problem actualizes for students the level of knowledge available for its solution, moving them from the known to the unknown. The situational task is characterized as a goal that the future teacher sets for himself taking into account situational problems, contradictions arising from the analysis and search for a way out of the pedagogical situation. Situational task a didactically processed pedagogical situation, used as a didactic unit for teaching students. Situational exercise a task, the execution of which is repeated several times in order for students to acquire certain skills; type of situational task, didactically determined by the content and nature of the execution.

Текст научной работы на тему «Ключевые понятия технологии ситуационного обучения в подготовке будущих учителей»

OsadchenkoInnaIvanоvna

ESSENTIALLY THE INTERDEPENDENCE .

pedagogical sciences

UDC 378

КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕХНОЛОГИИ СИТУАЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

© 2019

Осадченко Инна Ивановна, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и образовательного менеджмента

Уманский государственный педагогический университет имени Павла Тычины (20301, Украина, Умань, ул. Садовая, 28, e-mail: [email protected])

Аннотация. В статье проанализирована сущность ключевых понятий технологии ситуационного обучения в контексте подготовки будущих учителей: «педагогическая ситуация» и «ситуационная задача». Обоснована терминологическая зависимость указанных понятий, а также сопутствующих: «проблема», «задание», «упражнение». Педагогическая ситуация рассматривается как обстоятельства, возникающие в педагогическом процессе, без правильного выбора выхода из которых невозможна дальнейшая эффективная деятельность любого из ее участников. Ситуационная проблема определена некоторым противоречием, проблемой, выделенной в процессе анализа педагогической ситуации. Эта проблема актуализирует у студентов уровень имеющихся для ее решения знаний, двигая их от известного к неизвестному. Ситуационная задача схарактеризированна как цель, которую ставит перед собой будущий учитель с учетом ситуационных проблем, противоречий, возникающих в результате анализа и поиска выхода из педагогической ситуации. Ситуационное задание - дидактически обработанная педагогическая ситуация, используемая в качестве дидактической единицы для обучения студентов. Ситуационное упражнение - задание, выполнение которого повторяется несколько раз для получения студентами определенных умений и навыков; вид ситуационной задачи, дидактически определяемой по содержанию и характеру исполнения.

Ключевые слова: подготовка будущих учителей, технология обучения, технология ситуационного обучения, педагогическая ситуация, ситуационная задача.

ESSENTIALLY THE INTERDEPENDENCE OF THE KEY CONCEPTS THE CONTENT OF SITUATIONAL TECHNOLOGY EDUCATION IN PREPARING FUTURE ELEMENTARY SCHOOL TEACHERS

© 2019

Osadchenko Inna IvaMvna, doctor of pedagogical sciences, professor, department of pedagogy and educational management Uman state pedagogical university named Pavlo Tychyna (20301, Ukraine, Uman, Sadova street, 28, e-mail: [email protected])

Abstract. The article analyzes the essence of the key concepts of situational learning technology in the context of training future teachers: «pedagogical situation» and «situational task». The terminological dependence of these concepts, as well as related ones: «problem», «task», «exercise» is substantiated. The pedagogical situation is considered as circumstances arising in the pedagogical process, without the correct choice of exit from which further effective activity of any of its participants is impossible. The situational problem is defined by some contradiction, a problem highlighted in the process of analyzing the pedagogical situation. This problem actualizes for students the level of knowledge available for its solution, moving them from the known to the unknown. The situational task is characterized as a goal that the future teacher sets for himself taking into account situational problems, contradictions arising from the analysis and search for a way out of the pedagogical situation. Situational task - a didactically processed pedagogical situation, used as a didactic unit for teaching students. Situational exercise - a task, the execution of which is repeated several times in order for students to acquire certain skills; type of situational task, didactically determined by the content and nature of the execution.

Keywords: training future teachers, technology of training, technology of situational training, pedagogical situation, situational task.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Применение технологического подхода как ключевого в методологии современных исследований должно способствовать формированию у будущих учителей готовности к реальному педагогическому процессу - ситуационной деятельности, что, предполагаем, реализуется путем применения технологии ситуационного обучения. Указанную технологию рассматриваем как масштабное дидактическое явление видоизменения стиля обучения студентов в целом с целью формирования у них профессионального ситуативного мышления; специально организованное обучение, в основе которого лежит индивидуальный, парный, групповой, или коллективный анализ педагогической ситуации, путем применения традиционных и интерактивных методов обучения.

С точки зрения системного подхода, наименьшей дидактической единицей технологии ситуационной обучения считаем педагогическую ситуацию - составляющей содержания и дидактико-организационной характеристики указанной технологии. Отметим то, что делаем логическое ударение на слове «наименьшей», не претендуя на универсальность педагогической ситуации как дидактической единицы в дидактической сфере профессиональной педагогической подготовки.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение нераз-46

решенных раньше частей общей проблемы. В психолого-педагогической плоскости проблемам различных аспектов подготовки будущих учителей в контексте анализа понятия «педагогическая ситуация» были посвящены диссертации и отдельные работы Г. Васьковской [1], О. Власенко [2], Р. Карпюка [3], А. Коберника [4], С. Корниенко [5], Л. Мильто [6], Е. Туревской [7] и др. Анализ научных источников перечисленных авторов позволил нам сделать вывод, что, прежде всего, наблюдается некорректное, с терминологической точки зрения, отождествление на теоретическом уровне понятий «педагогическая ситуация» и «педагогическая задача», отсутствует единый подход к их дефиниции. Дидактические аспекты указанных категорий до сих пор не исследовались.

Формирование целей статьи (постановка задания). Следовательно, цель статьи, с точки зрения реализации проблемно-задачного подхода к исследуемому явлению - анализ сущности ключевых понятий технологии ситуационного обучения в контексте подготовки будущих учителей: «педагогическая ситуация» и «ситуационная задача»; обоснование терминологической зависимости указанных понятий, а также сопутствующих: «проблема», «задание», «упражнение».

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Педагогическую ситуацию исследователи рассматривают как совокупность взаимосвязанных факторов, Scientific Vector of the Balkans. 2019. Т. 3. № 1(3)

педагогически науки

Осадченко Инна Ивановна КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ ...

условии и явлении, характеризующих определенный этап, период или событие практической деятельности, при которых учитель ставит цель и принимает решения [2; 3, с. 15]; фрагмент педагогической деятельности, содержащий противоречия между тем, что происходит и тем, что ожидалось [6, с. 40-41]; взаимодействие между субъектами педагогического процесса, в результате которого происходит определенное взаимовлияние [7, с. 83].

Итак, квинтэссенцией педагогической ситуации является процесс субъектного взаимодействия на уровнях обучения и воспитания. Под педагогической ситуацией мы понимаем обстоятельства, возникающие в педагогическом процессе и без правильного выхода из которых невозможна дальнейшая эффективная деятельность любого из ее участников. Компонентами педагогической ситуации являются: содержание (сущность), участники (субъекты педагогического процесса), действие участников (реакция), характер протекания педагогической ситуации: положительный, нейтрализующий ситуацию в целом, или отрицательный, который, несомненно порождает другую ситуацию, зачастую сложнее предыдущей или конфликт.

Таким образом, ход педагогической ситуации - ее развитие - полностью зависит от правильности ее анализа и принятых в ее результате решений. Исследуя различные варианты анализа педагогических ситуаций [2; 3; 6; 8], можно констатировать, что его обобщенный алгоритм, несмотря на несущественные отличия в переходных моментах, выглядит так: первичный анализ ситуации ^ формулировка задачи ^ решение задачи (принятие решения) ^ анализ принятия решения. Итак, центральным моментом анализа педагогической ситуации является формулировка педагогической задачи, отвечая на вопрос о взаимозависимости категорий «ситуация» и «задача». Конечно, задача - явление вторичное, по сравнению с педагогической ситуацией, поскольку может возникнуть только на ее основе.

Отметим, что будем употреблять в дальнейшем определение понятия «задача» именно с ключевым словом «ситуационная», чтобы подчеркнуть конкретность анализа не в целом педагогической деятельности, а ее момента - ситуации.

Разноаспектный анализ понятия «педагогическая задача» в контексте подготовки будущих учителей сделан в исследованиях Н. Боритко [8], В. Загвязинского [11], А. Зязюна [12], Л. Крамущенко [13], И. Кривонос [14], С. Якушевой [15] и др. Однако, общности толкования указанного определения, его зависимости от понятия «педагогическая ситуация» в работах перечисленных авторов нет.

Обращаем внимание на то, что «задача» понимается как проблема, подлежащая анализу и решению; поручение, задание [16, с. 388]; предоставленная в определенных условиях цель деятельности для ее достижения [7, с. 143]. Проблема - (от греч. Problema - задача, задание) сложный вопрос, требующий решения; наличие противоречивой ситуации [7, с. 371]. В контексте процесса обучения чаще выделяют проблемную ситуацию, отождествляя ее с познавательной ситуацией (конкретным моментом познавательной деятельности) проблемного обучения. В таком случае проблемная ситуация обуславливается как момент анализа познавательной задачи, в процессе которой возникают противоречия между имеющимися знаниями и теми, которые необходимо иметь для ее выполнения (В. Загвязинский [11], Л. Мильто [6] и др.). В процессе анализа проблемной ситуации, выделяется ее проблема и формулируется одна / несколько задач (Е. Туревская [7] и др.). Итак, ситуационная проблема, в нашем исследовании, - проблема, некоторое противоречие, выделенная в процессе анализа педагогической ситуации. Она актуализирует уровень имеющихся для ее решения знаний студентов, двигая их от известного к неизвестному.

Поскольку первично понятия объясняются: «проблема» как «задача», а «задача» как «проблема», т.е. похожие, то логичными являются выводы о том, что «задача относится к проблеме как часть к целому, одновременно составляя собой минимально возможную неделимую целостность <...> задача является условием решения проблемы, а также средством, с помощью которого проблема решается» [4, с. 34]. Поэтому задача в обучении -«смысловая конструкция, содержащая установку на поиск результата ...» [2, с. 154]. Задача в упоминавшимся контексте понимается не в узком методическом варианте, а в широком психологическом смысле как цель, поставленная в конкретной ситуации, или как требование, выражающее необходимость преобразования ситуации для получения желаемых результатов [2, с. 23]. Ее определяют логико-психологической категорией в момент, когда субъект принимает решение, поэтому мышление нередко объясняется как «способность решать задачи». Любая задача, выдвигаемая перед студентом, всегда противоречива по своей природе: синтезирует достигнутое и ориентирует на формирование новых способов действий, которые становятся не только знаниями и способами деятельности, но и новым уровнем развития [2].

Педагогическую задачу (в нашем случае - ситуационную задачу, чтобы не смешивать с масштабными педагогическими задачами, которые ставит перед собой учитель в целом в деятельности), рассматривают как результат осознания субъектом обучения «в педагогической ситуации необходимости разработки системы профессиональных действий и принятия их к исполнению», осознание этого «происходит посредством анализа конкретных условий, возникших в соответствующей ситуации» [5, с. 19]; «обдумывание ситуации, с целью ее преобразования, перевода на новый уровень, который приближает к цели педагогической деятельности ...» [10, с. 13]. Таким образом, решив ситуационную задачу, студент устраняет ситуационную проблему, приобретая на основе имеющихся знаний умения и навыки. Благодаря этому, он переходит на более высокий уровень: от известного - к неизвестному, и это «неизвестное» становится его новой ситуационной задачей. Указанное отражает проблемно-познавательный характер ситуационной задачи, которая, на наш взгляд, является четко очерченным и объектом, и средством учебной деятельности будущих учителей.

Следовательно, ситуационная задача, в нашем понимании, - это цель, которую ставит перед собой студент с учетом ситуационных проблем, противоречий, возникающих в результате анализа и поиска выхода из педагогической ситуации. Она возникает на этапе практической реализации решений ситуационной проблемы, то есть когда студент действует в условиях конкретной педагогической ситуации, избранный вариант выхода из которой предусматривает выполнить сверхзадачу (ситуационную задачу) - найти выход из ситуации так, чтобы она в аналогичном случае больше не возникала. Указанное еще раз доказывает: ситуационная задача - явление вторичное по сравнению с самой ситуацией, составляя ее процессуальную основу. Подтверждение этому также читаем у Л. Мильто: формулировка педагогической задачи означает, что из педагогической ситуации уже выделено неизвестное [6, с. 16]; у Р. Карпюка: на основе педагогической ситуации формулируется учебная проблема и одновременно одно или несколько проблемных вопросов, а впоследствии - задача; и проблема, и задача - это разного рода знаковые модели педагогической ситуации [3, с. 53-54].

Мастерство педагога предполагает умение превратить ситуацию в педагогическую задачу, тем самым приближая педагога к поставленной цели. С. Якушева убеждена в том, что педагогическая ситуация может не стать задачей, если педагог не замечает или игнорирует ее, временами не придавая ей значения [15, с. 13].

Подводя итоги, студенты ищут выход из педагогиче-

OsadchenkoInnaIvanovna

ESSENTIALLY THE INTERDEPENDENCE .

pedagogical sciences

ской ситуации, и в процессе ее анализа - формулируют ситуационную задачу. В процессе выхода из педагогической ситуации может быть много ситуационных задач, которые нужно решить (выполнить), тем самым, найти выход из ситуации. Преодоление противоречия (в проблемной педагогической ситуации) или выяснение зависимости (в педагогической ситуации успеха), что определяет характер взаимодействия субъектов (педагогических явлений) дидактической ситуации, и является результатом ее анализа, выхода из нее. Следовательно, правильным, с филологической точки зрения, будет формулировка устойчивых словосочетаний: «поиск выхода из педагогической ситуации» и «решения ситуационной (педагогической) задачи». Считаем неправомерным употребление термина «решение педагогической ситуации».

Таким образом, педагогическая ситуация, используемая для обучения студентов в качестве дидактической единицы, является задачей.

Задача - «предопределенный, запланированный для выполнения объем работы ...» [16, с. 378]. Структура задания должна содержать обязательные элементы: условие задачи (данные); требование задачи, которое может быть задано неявно [9, с. 20].

А. Коберник четко разграничивает понятия «задача» и «задание». Согласно его понимания, задача - объективная ситуация «деятельности, задаваемая внешне», а задание - «психологическое отражение этой ситуации, выполняющее функции психолого-педагогического регулятора деятельности» [6, с. 99].

Педагогическую ситуацию в качестве учебного задания в контексте подготовки будущих учителей рассматриваем с трех сторон, как:

1. Средство профессиональной подготовки в виде учебной задачи. То есть, речь идет о педагогической ситуации как дидактической единице.

2. Элемент учебного задания, т.е. аналитический материал.

3. Обязательный элемент собственно педагогического процесса в высшем учебном заведении, поскольку он также состоит из непрерывного потока педагогических ситуаций. В тоже время, как отмечали ранее, суть педагогической ситуации, возникающей во время обучения в вузе, заключается в противоречии между знаниями и способами нахождения истины внутри познавательного процесса, поскольку ситуация - средство выражения противоречий между известными знаниями и новыми данными, требующими смысла, установления связей и отношений между процессами и явлениями. Поэтому педагогическая ситуация может иметь место в различных педагогических проявлениях, при выполнении различных задач.

Т. е. педагогическая ситуация как составляющая процесса обучения в вузе также может перейти в категорию ситуации-задачи (дидактической единицы). Все факторы полностью подтверждают актуальность применения технологии ситуационного обучения в подготовке будущих учителей.

Для разграничения указанных средств и учитывая то, что классифицируем один из видов педагогических ситуаций как учебные (группа ситуаций по характеру содержания событий), предлагаем педагогическую ситуацию в качестве учебного задания называть ситуационным заданием.

Подтверждая указанное, в различных исследованиях читаем вариативность формулировки названий указанных дидактических категорий: «учебная ситуация», «учебно-педагогическая ситуация», «дидактическая ситуация», «ситуационное задание», «проблемная ситуация», «ситуационное упражнение», «педагогическая задача» и другие. Так, у В. Загвязинского [11] находим полное соответствие понятий «ситуация обучения», «учебная ситуация», «познавательная задача», «педагогическая задача». В противоположность этому, считаем, что эти слова переставлять местами неуместно: ситуа-

ция обучения - это масштабное явление, ситуация, возникающая в обучении, а учебная ситуация - конкретное учебное задание. Р. Карпюк в диссертации синонимизи-рует термин «ситуационные задачи» с термином «конкретные ситуации» [3, с. 112-113], хотя мы думаем, что эти понятия - соподчиненные.

Относительно еще одного словосочетания, часто употребляемого в рассматриваемом контексте - ситуационные упражнения, то они, например, охарактеризованы в исследовании Р. Карпюка [3, с. 112-113]. По его мнению, ситуационные упражнения, в отличие от ситуационной задачи, имеют четко сформулированные условия: что нужно найти, тогда как в задачи студенту нужно самому выделить проблему. Таким образом, ситуационное упражнение - это описание конкретной ситуации, а обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблемы, предложить возможные варианты решения и выбрать лучший из них [8]. Выделяют различные виды ситуационных упражнений, например, на принятие решения - вид ситуационных упражнений, построенных на реальной дилемме, которая рассматривается с точки зрения заинтересованного лица или организации, должных принять не очевидное решение. Благодаря этому студенты имеют возможность взглянуть на дилемму «изнутри», с позиции принимающего решения, а не просто выступать и критиковать чьи-то решения [7; 10]. Таким образом, направление обучения изменяется в противоположном направлении: не от теории к практике, а от практики к теории.

Обращаем внимание на то, что фактически исследователи в области применения методики ситуационного обучения в менеджмент-образовании отождествляют понятие «ситуационное упражнение» и «метод кейс-стади»: ситуационное упражнение - это описание реальной ситуации, которая имела место на практике и содержит полную информацию о всех ее явлениях, событиях и субъектах (Я. Виктор [16] и др.). Однако, мы, опираясь на толкование понятия упражнение («специальное задание, выполняемое для получения определенных навыков или закрепления имеющихся знаний» [15, с. 205]), ситуационным упражнением считаем задачу, выполнение которой повторяется несколько раз для получения студентами определенных умений и навыков. Следовательно, ситуационное упражнение - вид ситуационной задачи, дидактически определяемого по содержанию и характеру исполнения.

Таким образом, ключевые понятия технологии ситуационного обучения в подготовке будущих учителей, с иерархической точки зрения («педагогическая ситуация», «ситуационная проблема», «ситуационная задача»), путем их наполнения понятия «ситуационная задача» будут расположены таким образом (рис. 1):

Рис. 1. Иерархия ключевых понятий технологии ситуационного обучения в подготовке будущих учителей («педагогическая ситуация», «ситуационная проблема», «ситуационная задача»), путем их наполнения понятия «ситуационная задача» *Разработано автором_

48

Scientific Vector of the Balkans. 2019. Т. 3. № 1(3)

педагогически науки

Выводы и перспективы дальнейших исследований. Следовательно, сущность ключевых понятий содержания технологии ситуационного обучения в подготовке будущих учителей характеризуется так:

- педагогическая ситуация - обстоятельства, возникающие в педагогическом процессе и без правильного выбора выхода из которых невозможна дальнейшая эффективная деятельность любого из ее участников;

- ситуационная проблема - проблема, определенное противоречие, выделенная в процессе анализа педагогической ситуации, которая актуализирует уровень имеющихся для ее решения знаний студентов, двигая их от известного к неизвестному;

- ситуационная задача - это цель, которую ставит перед собой студент с учетом ситуационных проблем, противоречий, возникающих в результате анализа и поиска выхода из педагогической ситуации;

- ситуационное задание - дидактически обработанная педагогическая ситуация, которая используется для обучения студентов в качестве дидактической единицы;

- ситуационное упражнение - задача, выполнение которой повторяется несколько раз для получения студентами определенных умений и навыков; вид ситуационной задачи, дидактически определяемой по содержанию и характеру исполнения.

Взаимозависимость указанных понятий проявляется в дидактическом наполнении ситуационной задачи: его ядро составляет педагогическая ситуация как наименьшая дидактическая единица технологии ситуационного обучения в подготовке будущих учителей; в процессе анализа педагогической ситуации выясняется ситуационная проблема и формулируется ситуационная задача.

Поэтому дальнейшего освещения в научных источниках требует вопрос классификации педагогический ситуаций и ситуационных задач.

СПИСОК ЛИТКРАТУРЫ:

1. Vaskivska H. Didactic aspects of upper secondary and university education fundamentalization. Science and Education. 2017. Issue 5. P. 4550. URL: https://doi.org/10.24195/2414-4665-2017-5-9.

2. Власенко О. М. Формування моральних цтностей у Maü6ymHix учиmелiв засобами моделювання педaгогiчних ситуацш: дис. ... кандидата пед. наук: 13.00.07. Житомир, 2005. 223 с.

3. Карпюк Р. П. Пiдгоmовкa майбуттхучиmелiв фiзичноi культу-ри до розв'язання nедaгогiчних ситуацш: дис. ... кандидата пед. наук: 13.00.04. Втниця, 2005. 201 с.

4. Коберник О. М. Теорiя i методика nсихолого-nедaгогiчного проектування виховного процесу в школi: навч.-метод. Поабник. Кшв: Наук. свт, 2001. 182 с.

5. Кортенко С. В. Розв'язування nсихологiчних задач як зааб становлення творчоi aкmивносmi майбутнього вчителя: дис. ... кандидата псих. наук: 19.00.01. Кшв, 2008. 172 с.

6. Мшьто Л. О. Методика розв'язання nедaгогiчних задач: навч. Поабник. 2-ге вид., перероб i доп. Харюв: Ранок-НТ, 2004. 152 с.

7. Туревская Е. И. Развитие оперативного мышления будущего учителя в ходе решения нестандартных психолого-педагогических задач: дис. ... Канд. психол. наук: 19.00.07. Тула, 2001. 168 с.

8. Борытко Н. М. Педагогическая ситуация в структуре воспитательного процесса. Педагогические проблемы становления субъ-ектности школьника, студента, педагога в системе непрерывного образования: Сб. науч. и метод. тр. Вып. 3. Волгоград, 2001. С. 14-21.

9. Педaгогiчнa майстертсть: тдруч. для вищих навч. закл. /упо-ряд.: I. А. Зязюн, Л. В. Крамущенко, I. Ф. Кривонос та т. / за ред. I. А. Зязюна. 3-те вид., доповн. I переробл. Кшв: СПДБогданова А. М., 2008. 376 с.

10. Шапар В. Б. Сучасний тлумачний nсихологiчний словник. Хартв, Прапор, 2007. 640 с.

11. Загвязинский В. И. Теория обучения в вопросах и ответах: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений. Москва: Издательский центр «Академия», 2006. 160 с.

12. Зязюн I. А. Концеnmуaльно-меmодологiчнi та дидактичт тдходи до наукового до^дження nедaгогiчноi освimньо-виховноi проблематики: моногрaфiя. Диагностика i розвиток nедaгогiчноi мaйсmерносmi у професшних навчальних закладах: Колективна моногрaфiя. Кшв: Педaгогiчнa думка, 2007. С. 3-77.

13. Методические указания к практическим занятиям для студентов III курса по спецкурсу «Основы педагогического мастерства» /[Г. В. Брагина, И. А. Зязюн, Л. В. Крамущенко та т.]. Полтава: «Полтава», 1983. Ч. 1. 60 с.

14. Якушева С. Д. Основы педагогического мастерства: учебник для студентов сред. проф. учеб заведений. 02-е изд., стер. Москва: Издательскй центр «Академия», 2009. 256 с.

15. Великий тлумачний словник сучасноi укратськоi мови /уклад. i голов. ред. В. Т. Бусел.; з дод., допов. та СD. ^тнь: ВТФ «Перун»,

Осадченко Инна Ивановна КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ ...

2007. 1736 с.

16. Вiкmор Я. В. Поняття i види ситуацшних вправ. Ситуацшна методика навчання: украшський досвiд: збiрник статей. Кшв: Центр iнновaцiй та розвитку, 2001. С. 38-42.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.