УДК 371.1.07:65.011.14
КЛЮЧЕВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА В ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ
Перед «новой» школой стоит задача подготовки выпускника, готового адекватно оценивать свои реальные и потенциальные возможности, инициативного, способного творчески мыслить и находить нестандартные решения, готового выбрать свой профессиональный путь и обучаться в течение всей жизни. Соответственно, в меняющемся мире общество и государство выдвигают новые требования и к подготовке педагога. В статье представлены основные подходы, реализуемые в Тобольской государственной социально-педагогической академии им. Д.И. Менделеева, направленные на повышение качества педагогического образования в Тюменской области. Особое внимание уделено целям, задачам и структуре Программы повышения качества педагогического образования в регионе на базе ТГСПА им. Д.И. Менделеева. Рассмотрены модель взаимодействия «Школа ^ ВУЗ» в процессе подготовки педагогических кадров и модель системы подготовки современного учителя.
Ключевые слова: программа, качество педагогического образования, процессный подход, деятельностный подход, модель, профессиональная компетентность.
Современное общество, государство, международное сообщество кардинально меняют требования к качеству профессиональной подготовки современного Учителя. Перед «новой школой» стоит задача подготовки выпускника, готового адекватно оценивать свои реальные и потенциальные возможности, инициативного, способного творчески мыслить и находить нестандартные решения, готового выбрать свой профессиональный путь и обучаться в течение всей жизни [6].Соответственно, в меняющемся мире общество и государство выдвигают новые требования и к квалификации педагога. Повышаются требования к ответственности Учителя за результат своего труда.
Ведущие педагогические школы России предлагают сегодня новые формы, методики, средства и технологии по подготовке качественных преподавательских кадров, новые подходы к конструированию образовательных программ и развитию их содержания.
Ключевые направления развития педагогического образования в России определены в базовых документах: Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 гг.; Плане мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки»; Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», Проекте профессионального стандарта педагога и ряде других документов.
Мониторинг эффективности деятельности вузов 2012 г. обратил внимание общества и государства на проблемы развития педагогического образования в России и поставил ряд острых вопросов. Почему 34 вуза из 48 педагогических попали в зону риска, 11 из них - в группу вузов, рекомендованных к реорганизации? Почему именно в педагогические вузы идет абитуриент с недостаточно высоким баллом ЕГЭ, почему не соответствует мировым стандартам материально-техническая база педагогических вузов и т. д.?.. Всегда ли эти вопросы в полной мере адресованы к педагогическим вузам (рис. 1а, 1б)? Сегодня на общественных дискуссионных площадках страны идут обсуждения, каким образом надо развивать и «встраивать педагогические вузы в программы социально-экономического развития регионов», как вузам преодолевать пороги неэффективности и, самое главное, как готовить качественного Учителя?
Качество педагогического образования, в соответствии с Законом об образовании, можно определить как комплексную характеристику образовательной деятельно-
Н. Л. Бельская И. И. Черкасова
Тобольская
государственная
социально-педагогическая
академия
им. Д. И. Менделеева e-mail:
сти и подготовки обучающегося, выражающую степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам и требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы [7]. Процессы управления качеством подготовки педагогических кадров регламентируются требованиями международных стандартов и базовыми принципами менеджмента качества: ориентация на потребителя; лидерство; вовлеченность сотрудников; процессный и системный подход; непрерывное улучшение; принятие решений, основанное на фактах; взаимовыгодное сотрудничество с социальными партнерами [2; 3; 4].
а) 1. Образовательная деятельность: средний балл ЕГЭ студентов, принятых по результатам ЕГЭ на обучение по очной форме по программам подготовки бакалавров и специалистов за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации или с оплатой стоимости затрат на обучение физическими и юридическими лицами (средневзвешенное значение); 5. Инфраструктура: общая площадь учебно-лабораторных зданий в расчете на одного студента (приведенного контингента), имеющихся у вуза на правах собственности и закрепленных за вузом на правах оперативного управления;
б) 4. Финансово-экономическая деятельность: доходы вуза из всех источников в расчете на одного НПР.
Рис. 1. Общая картина результатов федерального мониторинга по подгруппе «Педагогические вузы». Регионы [5]
Тобольская государственная социально-педагогическая академия им. Д. И. Менделеева мобильно реагирует на вызовы времени и вносит соответствующие коррективы в систему подготовки педагогических кадров для Тюменской области. Базовым программным документом вуза, в котором отражены основные мероприятия по развитию системы подготовки педагогических кадров для региона, является Программа вуза по повышению качества педагогического образования до 2015 гг.
Разработчики Программы исходили из понимания образования, во-первых, как единого целенаправленного процесса воспитания и обучения, являющегося общественно значимым благом и осуществляемого в интересах человека, семьи, общества и государства, во-вторых, как совокупности приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций определенного объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов [7].
Исходя из целей и задач, которые сформулированы в основных нормативноправовых документах РФ, Тюменской области, заказа общества на подготовку современного учителя, бесценного опыта отечественной педагогической школы, изучения содержания лучшей профессионально-педагогической практики за рубежом, в Программе сформулированы ключевые цель и задачи деятельности вуза по повышению качества педагогического образования в регионе. Каждая задача решается через соответствующие подпрограммы и мероприятия.
В качестве базовых методологических оснований в программе определены системный, процессный, деятельностный и компетентностный подходы. В качестве базовых принципов - принципы менеджмента качества.
Системный подход позволяет нам рассматривать систему подготовки учителя как открытую развивающуюся систему, каждый элемент которой вносит синергетический эффект в развитие всей системы (рис. 2).
Рис. 2. Достижение базовой цели программы через системное взаимодействие в решении ключевых задач Программы
Деятельностный подход позволяет рассматривать процесс взаимодействия и развития обучающего и обучаемого в цепочке «Потребность - Мотив - Цель - Задачи - Технология - Действие - Результат». При этом каждый компонент в «деятельностной цепочке» Обучаемого рассматривается в развитии и во взаимодействии с компонентами «деятельностной цепочки»Обучающего и наоборот.
Компетентностный подход позволяет определить в качестве базисного критерия оценки качества педагогического образования профессиональную компетентность учителя как «интегральную характеристику специалиста, которая определяет его способность решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные
задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности, с использованием знаний и жизненного опыта, ценностей и наклонностей» [8].
Компетентностный подход позволяет определить в качестве базисного критерия оценки качества педагогического образования профессиональную компетентность учителя как «интегральную характеристику специалиста, которая определяет его способность решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности, с использованием знаний и жизненного опыта, ценностей и наклонностей» [8].
Процессный подход позволяет выполнять требования всеобщей системы менеджмента качества и рассматривать не только качество результата, но в большей степени качество процесса подготовки педагогических кадров для региона. Кроме того, процессный подход позволяет рассматривать вузовский образовательный процесс как проекцию школьного образовательного процесса и наоборот (рис. 3).
Решение первой задачи «Повышение качества образовательных программ» предполагается через системное обновление содержания, методов, технологий реализации основных образовательных программ (далее - ООП); развитие спектра внедряемых образовательных технологий; усиление практико-ориентированности образовательного процесса; проведение внешней оценки ООП и др.
Усиление практико-ориентированности образовательного процесса будет достигнуто в том числе через проектирование ряда вузовских курсов по принципу петли «фундирования» [8]. Как показывает опыт Ярославского педагогического университета, данный подход позволит будущему учителю углубиться в содержание школьного предмета, окунуться в профессиональную среду и увидеть, как преподаватель вуза применяет методы, средства, технологии, формы обучения и воспитания в процессе преподавания конкретной темы.
В результате решения первой задачи, в соответствии с достижениями и приоритетными направлениями развития науки, будут скорректированы содержание дисциплин, методы, средства и технологии обучения; в едином информационном пространстве вуза будет сформирован открытый для участников образовательного процесса банк ООП и учебно-методических комплексов дисциплин для всех уровней образования (среднее профессиональное, бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура). Будет обновлена открытая база учебно-методического обеспечения дисциплин, в первую очередь дисциплин с углубленным содержанием школьных предметов.
Кроме того, для усиления практико-ориентированности образовательного процесса будут пересмотрены требования к практической составляющей дисциплин, обновлен пакет программ практик, программы практик предполагается согласовать с Департаментом образования и науки Тюменской области. Также будет расширена база практик, усилена воспитательная и исследовательская составляющая в программах всех видов практик.
Решение второй задачи направлено на формирование профессиональной компетентности выпускников. В современных условиях решение данной задачи является одним из важнейших направлений профессиональной подготовки будущего Учителя и обусловлено синтезом профессиональных знаний (гносеологический компонент), ценностных отношений (ценностно-смысловой компонент) и специальных умений (деятельностный компонент). Современный Учитель должен быть готов к выполнению функций Учителя-предметника, Учителя-воспитателя, Учителя-психолога, Учителя-исследователя, Учителя-новатора, Учителя-Лидера. Поэтому перед профессорско-педагогическим составом академии поставлена задача формирования и развития профессиональной компетентности выпускника через единство теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности.
Как отмечалось выше, преподаватель высшей школы на своих занятиях, в процессе взаимодействия со студентами, личным примером должен показать студенту, как создать комфортный климат в образовательном процессе, как применять в практической деятельности широкий набор методов, приемов и средств обучения и воспитания, научного исследования, обеспечивающих достижение образовательного результата.
Профессиональные компетенции Учителя
Гн остеологический компонент
Закал общества
Компетенции ученика Гносеологический компонет Ценностно Смысловой компонвкт^""^^0"-
Деятельностный компонент _|________________________
—Дошкольник—
ч
Школа
ч
]•
А5, Процесс наставничества
Научно-педагогические
кадры
(внутренние и внешние)
Материал ъно-гехничесжая база
I Информационные ресурсы
Ценностно-
смысловой
компоне*<т
Заказ общества
Деятельностный
компонент
Нормативнопрввсвые
требования
Абитуриент, функционально грамотная личность (предметные, метагредметные, личностные результаты)
---Студеит-практикант------
Работник образования (ФПКиПК) ~ Магистрант,
Аспирант. ------
Докторант
її
А1. Учебная деятельность
“ТТ
Педагогический ВУЗ
II
А2. Воспитательный процесс
тт
А5. Процесс наставничес тва
АЗ. Научно-исследовательская работа
-ГГ
Портфель
компетенций
организации
Аб.Обществен ная деятельность (третья миссия вуза)
Студент-п ра ктикант—*і
Специалист в области ""педагогического*" образования
Научно-педагогические кадры (внутренние и внеідоие)
Мзтериально-Т ехническая база
Информационные
ресурсы
Портфель
компетенций
организации
■О
Рис. 3. Модель взаимодействия «Школа ВУЗ» в процессе подготовки педагогических кадров
Система воспитательной и научной работы в вузе, на наш взгляд, также должна строиться на основе петли «фундирования». Так, воспитательная деятельность в вузе должна быть нацелена не только на развитие духовности, гражданственности, профессионализма и способности студентов адаптироваться к динамичным социальным условиям, но и на получение соответствующих профессиональных компетенций в области педагогической деятельности, которые позволят будущему учителю качественно организовать воспитательный процесс в школе.
Неотъемлемой частью решения задачи формирования профессиональной компетентности выпускников является программа профессионального и научного наставничества, в рамках которой предусмотрено выполнение научно-исследовательских проектов, участие в конференциях, конкурсах, олимпиадах и других научно-технических мероприятиях, организация творческих мастерских, прохождение учебных и языковых стажировок в базовых педагогических вузах России и за рубежом.
Решение второй задачи неразрывно связано с решением задачи развития профессиональных компетенций профессорско-преподавательского состава академии и учителей школ через систему послевузовского образования (аспирантура, докторантура, повышение квалификации и переподготовка кадров), научно-технические мероприятия, конкурсы профессионального мастерства, мастер-классы, тренинги, стажировки в базовых педагогических вузах России и за рубежом и др. Решение задачи 3 -это качественный виток в решении задачи 2, а задача 2 - это своеобразная проекция результатов, достигнутых на этапе решения задачи 3.
Важное место в Программе отводится решению проблем профориентации (Задача 4). Несомненно, качество подготовки студента прямо пропорционально качеству подготовки абитуриента. Поэтому перед педагогическим вузом поставлена непростая задача по привлечению абитуриентов с высоким уровнем предметных знаний и личных достижений. Согласимся с мнением большинства экспертов, которые считают, «что сложившееся положение педагогических вузов в мониторинге 2012 объясняется в первую очередь спецификой педагогической профессии, стереотипом восприятия профессии Учителя в обществе и с тем, что педагогические специальности сегодня недостаточно популярны среди молодежи» [1].
В ТГСПА им. Д.И. Менделеева на сегодня работают целевые программы «Академия в школе», «Школьник в Академии», «Сетевое взаимодействие». В рамках системы дополнительного и довузовского образования работает Центр образовательной робототехники, Школа юного ученого (экология, филология, математика, история и др.), Школа выходного дня. Проводятся конференции школьников и молодых ученых. Открыта и успешно себя зарекомендовала Программа непрерывного научного наставничества в цепочке: школьный проект - студенческая научная работа - магистерская диссертация.
На базе вуза проводятся школьные олимпиады, конкурсы и др. мероприятия, совместно со школьниками проводятся общественно-значимые мероприятия (например, посвященные Дню Победы, Дню пожилого человека, волонтерские акции и др.).
И, конечно, нельзя оставить без внимания материально-техническое обеспечение учебного процесса в педагогическом вузе (Задача 5). Эффективное решение перечисленных выше задач возможно, если в аудиториях установлено современное оборудование (особенно это актуально для специальностей естественнонаучного, технического цикла); разработаны и установлены специализированные программнотехнические средства; созданы условия для интерактивного взаимодействия, в том числе с участниками учебного процесса из других вузов России и из-за рубежа; развита система доступа к электронным учебно-методическим материалам, открыт доступ к ведущим библиотекам России и мира и др.
Система подготовки будущего учителя встраивается в процесс «Школа ^ ВУЗ» через регулирующий, целевой, содержательный, деятельностный, технологический, контрольно-оценочный и результативный компоненты (рис. 4).
Механизмы общественно-государственного и административного управления (переговорные и дискуссионные площадки, целевые программы и др.)
ш
Социальный заказ, тпебгжяния школы ►
Государственные, региональные и нормативные тптгжяния (ФГОГ'1
Потребности ЛИЧНОСТИ В получении обпязот?яния
Мониторинг уровня сформированности компетенций. Критерии: профессионально-деятельностный, профессионально-творческий, профессионально-личностный. Технологии: рейтинг, тестирование с выделением частей А, В, С, портфолио, экспертная оценка, решение профессиональных задач и др.
Педагогические кадры, отвечающие требованиям общества, современной школы и государства.
Обеспечение высокого качества подготовки современного Учителя (Учитель-предметник + Учитель-воспитатель + Учитель-психолог + Учитель-исследователь + Учитель-новатор + Учитель-лидер), востребованного обществом и системой образования и мотивированного к профессиональной деятельности.
Содержание предмета Содержание психо лого-педагогической подготовки Проблемное поле
Теоретическое, исследовательское, практическое пространство Система деятельности. Система практик, ориентирован-основу которой составля- ная на особенности обучения и ют комплекс наук о чело- газвития каждого ученика образо- деятель-вание ность педагога
От учебно-воспитательной деятельности к учебно-производственной
Этапы проектно-исследовательской деятельности и деятельности по решению профессиональных педагогических задач
Провоцирующий - проблемность как единица мышления, умение видеть ТТПП(^ТТРЛ/ГТ.Т Т/Г ПППТШ*ППРХГЬТ9Г Моделирующий -умение ставить задачи Поисковый или продуктивный - умение решать задачи Внедренческий - умение реализовать иоценить то, что сдела- ТТТ/Г Рефлексирующий осмысление сле-
Технологии учеб- Технологии вос-ной деятельности питательной деятельности Технологии профессиональной деятельности Технологии учебнопроизводственной Технологии научно-исследовательской и инновационной деятель- мпгтгт
«—►
Рис. 4. Модель подготовки Учителя к профессиональной деятельности
Таким образом, подготовка Учителя является результатом непрерывного и развивающегося взаимодействия школы и педагогического вуза. ТГСПА им. Д.И.Менделеева как старейший педагогический вуз Тюменской области имеет ценный опыт в подготовке педагогических кадров для региона и продолжает сегодня сосредотачивать все свои ресурсы для подготовки Учителя, отвечающего требованиям современной школы [7], Учителя который:
1) владеет теоретическими и методологическими основами наук, в том числе, основами истории и философии, психолого-педагогическими основами обучения и воспитания, современными образовательными технологиями, аналитическими, проектировочными, коммуникативными, креативными, оценочными, информационными и др. умениями;
2) имеет широкий кругозор и глубокие дополнительные знания и осуществляет свою деятельность на высоком профессиональном уровне;
3) знает нормативные документы в области образования, соблюдает правовые, нравственные и этические нормы;
4) умеет применять педагогически обоснованные формы, методы обучения и воспитания, обеспечивающие высокое качество образования, развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей;
5) готов формировать гражданскую позицию, способность к труду и к жизни в условиях современного мира, культуру здорового и безопасного образа жизни;
6) готов к проявлению инициативы, ценностно относящегося к своей профессии.
Разработанная Программа, на наш взгляд, положительно повлияет на развитие
системы педагогического образования в регионе, будет способствовать повышению качества школьного образования в Тюменской области, позволит обеспечить регион востребованными специалистами в области педагогического образования и науки.
Список литературы
1. Вельская Н. Л., Слинкин С. В. Социальная эффективность педагогического вуза в регионе. // Ректор вуза. 2013. - № 2. - С. 26 - 28.
2. ГОСТ Р ИСО 9000:2001: Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.
3. ГОСТ Р ИСО 9001:2001: Системы менеджмента качества. Требования
4. ГОСТ Р ИСО 9004 - 2001: Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности.
5. Значения показателей федеральных государственных образовательных учреждений
высшего профессионального образования [Электронный ресурс]: сайт - URL:
М1р://минобрнауки.рф/новости/2932/файл/14б6/Показатели_мониторинга-Приложение 3.pdf (дата обращения 29.03.2012).
6. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [Электронный ресурс]: сайт - URL:http://минобрнауки.рф (дата обращения 29.03.2012).
7. Федеральный закон № 273-ФЗ от 29 декабря 2009 года «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]: сайт - ЦРЬ:ЬНр://минобрнауки.рф (дата обращения 29.03.2012).
8. Шадриков В. Д. Стратегия подготовки кадров в системе Российского образова-
ния.[электронный ресурс] //«Образование в России. Т.7: сайт - URL:
http:/Дederalbook.ш/ffles/FSO/sodergame/Tom%207/VП/O7_Shadrikov.pdf(дата обращения
29.03.2012)
KEY AREAS OF THE WORK OF PEDAGOGICAL ESTEBLISHMENT IN THE QUALITY OF TEACHERS’TRAINING
The aim of the preparing Graduate-students is to include the abilities to assess their read and potential powers? Able to think creatively and to find original solutions, ready to choose the professional career and to learn in a lifetime. Accordingly, in a changing world, society and the state put forward new requirements and the preparation of the teacher. The article presents the main approaches being implemented in in Tobolsk State Social and Pedagogical Academy named after D.I. Mendeleev to improve the quality of teacher education in the Tyumen region. Spectral attention is paid to the aims, objectives and structure of the program to improve the quality of teacher education in the region through TGSPA named after D.I. Mendeleev. The model of cooperation "School ^ High School" in the preparation of teachers and the system model of a modern master, is considered.
Keywords: program, the quality of teacher education, process approach, the activity approach, model, professional competence.
N. L. Belskaya I. I. Cherkasova
Tobolsk State Social and Pedagogical Academy named after D. I. Mendeleev
e-mail: