Научная статья на тему 'Ключевые направления формирования у сотрудников органов внутренних дел навыков применения боевых приемов борьбы'

Ключевые направления формирования у сотрудников органов внутренних дел навыков применения боевых приемов борьбы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
физическая подготовка / боевые приемы борьбы / тактика обучения / технический прием / двигательный навык. / physical training / combat fighting techniques / training tactics / technical technique / motor skill.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нагоев Рустам Русланович

В статье рассматриваются ключевые направления формирования у сотрудников органов внутренних дел навыков применения боевых приемов борьбы. Задача по формированию специфичных двигательных навыков и знаний у будущих полицейских должна реализовываться с большей продуктивностью, чем это осуществляется сейчас. Повысить эффективность в данном направлении рекомендуется при помощи целенаправленного создания базы, характерной для подавляющего большинства боевых приемов и технико-тактических действий профессиональной практики, из которых складывается раздел боевых приемов борьбы для сотрудников органов внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Нагоев Рустам Русланович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The key directions of formation of the skills of the use of combat techniques of fighting among the employees of the internal affairs bodies

The article discusses the key areas of formation of the skills of the use of combat techniques of fighting among the employees of the internal affairs bodies. The task of forming specific motor skills and knowledge in future police officers should be implemented with greater productivity than it is being implemented now. It is recommended to increase efficiency in this direction by purposefully creating a base characteristic of the vast majority of combat techniques and technical and tactical actions of professional practice, which make up the section of combat techniques for internal affairs officers.

Текст научной работы на тему «Ключевые направления формирования у сотрудников органов внутренних дел навыков применения боевых приемов борьбы»

DOI 10.47576/2949-1878_2023_11_171 УДК 378.6

КЛЮЧЕВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ НАВЫКОВ ПРИМЕНЕНИЯ БОЕВЫХ ПРИЕМОВ БОРЬБЫ

Нагоев Рустам Русланович,

старший преподаватель кафедры физической подготовки, Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, Нальчик, Россия, [email protected]. [email protected]

В статье рассматриваются ключевые направления формирования у сотрудников органов внутренних дел навыков применения боевых приемов борьбы. Задача по формированию специфичных двигательных навыков и знаний у будущих полицейских должна реализовываться с большей продуктивностью, чем это осуществляется сейчас. Повысить эффективность в данном направлении рекомендуется при помощи целенаправленного создания базы, характерной для подавляющего большинства боевых приемов и технико-тактических действий профессиональной практики, из которых складывается раздел боевых приемов борьбы для сотрудников органов внутренних дел.

Ключевые слова: физическая подготовка; боевые приемы борьбы; тактика обучения; технический прием; двигательный навык.

UDC 378.6

THE KEY DIRECTIONS OF FORMATION OF THE SKILLS OF THE USE OF COMBAT TECHNIQUES OF FIGHTING AMONG THE EMPLOYEES OF THE INTERNAL AFFAIRS BODIES

Nagoev Rustam R.,

Senior Lecturer of the Department of Physical Training, North Caucasus Institute of Advanced Training (branch) of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Nalchik, Russia, [email protected]@bk.ru

The article discusses the key areas of formation of the skills of the use of combat techniques of fighting among the employees of the internal affairs bodies. The task of forming specific motor skills and knowledge in future police officers should be implemented with greater productivity than it is being implemented now. It is recommended to increase efficiency in this direction by purposefully creating a base characteristic of the vast majority of combat techniques and technical and tactical actions of professional practice, which make up the section of combat techniques for internal affairs officers.

Keywords: physical training; combat fighting techniques; training tactics; technical technique; motor skill.

В российском законодательстве предусмотрены повышенные требования к подготовке полицейских с профессиональной точки зрения; одним из ключевых критериев оценки и одновременно важнейшим навыком является подготовленность сотрудника в физическом плане. Основа физподготовки складывается из уровня развития важных

для выполнения профессиональных обязанностей физических свойств и умения грамотно, без нарушения закона и эффективно использовать физическую силу и боевые приемы в разнообразных ситуациях по службе, в том числе при противодействии преступникам и задержании подозреваемых.

Чтобы достичь должного уровня физической готовности к выполнению подобных задач, полицейские обязаны пройти курс первичной профессиональной подготовки, а от слушателей требуется изучение предмета «Физподготовка» в рамках обучения в образовательных учреждениях Министерства внутренних дел вне зависимости от статуса и ранга учреждения. Впоследствии, уже в ходе выполнения служебных обязанностей и боевых задач, полицейские привлекаются к обязанности посещения практических занятий по физподготовке, проводимых с целью обязательной служебно-физической подготовки для поддержания профессиональных навыков на нужном уровне. Такие занятия проходят каждую неделю. Тем не менее статистика показывает стабильно большое количество происшествий, в рамках которых сотрудники органов внутренних дел получают травмы, ранения, а в некоторых случаях погибают в связи с недостатком умений по использованию физической силы и боевых приемов. Этот факт позволяет сделать вывод о том, что современная методика формирования профессионально значимых навыков и совершенствования после их приобретения и закрепления имеет ряд недостатков, которые требуется устранить, чтобы повысить качество подготовленности полицейских и снизить риски не только для их здоровья и жизни, но и здоровья и жизни граждан [1; 2; 9].

Современная редакция Наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Приказом МВД России от 1 июля 2017 г. № 450, содержит пять пунктов схемы обучения владению боевыми приемами борьбы. В этих пунктах реализована общая стратегия техники использования таких приемов и методика их изучения и закрепления, которая при прочих качествах отличается довольно спорной эффективностью. Приведенная схема отличается декларативностью, то есть скорее считается рекомендательным документом, в то время как с практической точки зрения наблюдается сравнительно низкая согласованность с общепедагогическими нормами физподго-товки и ее спецификой, учтенной российской системой физического развития и спорта. Кроме того, приведенная схема не соответ-

ствует традиционной теоретической методике изучения двигательных действий, которая базируется на научных изысканиях основоположников ряда научных направлений, включая физиологию и психологию.

Благодаря многолетней практике, становится очевидно, что задача по формированию специфичных двигательных навыков и знаний у будущих полицейских должна реа-лизовываться с большей продуктивностью, чем это осуществляется сейчас. Прежде всего повысить эффективность в данном направлении рекомендуется при помощи целенаправленного создания базы, характерной для подавляющего большинства боевых приемов и технико-тактических действий профессиональной практики, из которых складывается раздел боевых приемов борьбы для сотрудников органов внутренних дел. Изучение структуры и данных в этом разделе приводит к выводу, что в целом предоставленные сведения можно классифицировать на пять пунктов:

- Ударные воздействия и элементы защиты.

- Непосредственно приемы борьбы.

- Техника спецприемов.

- Тактико-специальные элементы.

- Ситуационная подготовка учащихся.

Подобная классификация предусматривает подавляющее большинство приемов и действий, которые могут применять полицейские при выполнении служебных обязанностей и реализации боевых задач. Эти приемы и действия носят самостоятельный характер, то есть могут изучаться по отдельности друг от друга, но при этом они связаны между собой. Блоки 1-3 нацелены на получение и закрепление навыков, необходимых для эффективной реализации боевых приемов борьбы, блок 4 нацелен на приобретение и улучшение навыков, позволяющих грамотно и с соблюдением технических требований проводить действия, имеющие свою специфику в отрасли служебно-боевой практики будущих и действующих сотрудников. Что касается блока 5, то его задачей становится освоение и усовершенствование стратегии использования уже полученных умений в реализации приемов борьбы и других действий в разнообразных условиях несения служебных обязанностей и выполнения боевых задач сотрудниками.

Данные, относящиеся к разделу боевых приемов борьбы, базируются на единой основе, в роли которой выступает выход на нужную дистанцию для осуществления того или иного приема или технико-тактического действия с условием сохранения устойчивости в нужной боевой стойке. Кроме того, к числу составляющих базы критериев относится правильное перемещение в процессе исполнения какого-либо боевого приема с сохранением требуемого положения тела во всех фазах и на всех этапах реализации процесса за счет удержания или изменения стойки. Отсутствие должных навыков, знаний и умений становится препятствием для будущих сотрудников полиции в эффективной реализации целостных задач касательно двигательной активности и даже выполнении отдельных приемов, не вызывающих сложностей у лиц, владеющих такими навыками.

Несформированность, ненаработанность подобных умений в ходе осуществления боевых приемов приводит к тому, что слушатели вынуждены постоянно держать под контролем каждое свое движение, что снижает их рациональность в перемещении, сковывая тело и задействуя чрезмерное количество мышц, в том числе тех, которые являются антагонистами по отношению друг к другу. Чтобы заложить базу двигательных навыков по реализации боевых приемов, целесообразно внедрить разработанный и уже успешно апробированный комплекс специальных упражнений по подготовке, который создан специально для будущих сотрудников органов внутренних дел. Его применение дает возможность существенно сократить сроки обучения двигательным умениям в разнообразных направлениях, в том числе с трансформацией боевой стойки [3].

Согласно этому комплексу, первичные навыки, выраженные в виде определения дистанции, выбора точки и времени начала атаки, контратаки или защитных действий, а также сохранение или изменение стойки формируются в рамках прохождения темы ударов и защиты от них. Впоследствии при обучении блоков акцент ставится на правильности выполнения приемов, которые проходят слушатели в рамках занятия. К примеру, в процессе базовой физподготовки, формируя грамотную технику реализации болевых приемов в стойке, преподаватель обязан

научить слушателя правильному выходу на нужную дистанцию, на которой можно прове -сти захват противника или контролировать атакуемую руку, сохраняя стойку неизменной. Что касается исходного положения слушателя, то стойка может быть как левоориентированной, так и правоориентированной, выбор зависит от психологических факторов и моторики конкретного сотрудника. Наилучшее расстояние до противника равно одному шагу. При использовании левоориентированной стойки слушатель, проводя болевой прием на правую руку противника, должен шагнуть вперед левой ногой, не изменяя положение тела, что позволяет выйти на дистанцию [8; 9]:

- для сохранения контроля над атакуемой рукой;

- ударного воздействия рукой или ногой, позволяющего отвлечь противника, при этом требуется сохранить равновесие;

- формирования оптимальной предпосылки для лишения противника равновесия и последующего падения.

Соответственно, при выходе на левую руку шаг вперед делается правой ногой, стойка при этом трансформируется. Если прием осуществляет левша в правоориентированной стойке, для выхода на левую руку он обязан шагнуть левой ногой и поменять стойку, на правую - правой ногой, стойка при этом сохраняется.

В рамках изучения техники выполнения болевых приемов в стойке преподаватель акцентирует внимание на точности выбора ключевых точек, что сопряжено с последовательным перемещением тела и принятием ряда боевых стоек, дающих возможность максимально эффективно и с применением минимальных усилий реализовать боевой прием. Так, при реализации болевого приема с загибанием руки за спину с подныриванием задействовано три точки [4-6]:

- выход в стойку на расстояние, позволяющее контролировать положение атакуемой руки противника;

- нанесение удара ногой с целью отвлече -ния и последующий шаг со сменой стойки на противоположное положение и толчком взятой захват руки вперед;

- разворот на 180 градусов с изменением стойки и выводом противника из равновесия с последующим падением.

После реализации данных точек слушатель должен установить контроль над противником, заломив ему руку за спину. Подобным же образом проходит изучение боевых приемов и технико-тактических действий, относящихся к прочим блокам раздела.

Возвращаясь к самим приемам, отметим, что, как правило, это удары по тем участкам тела, которые трудно серьезно повредить, но болевой эффект будет сильным, что поможет сбить противника с толку. Что касается техники броска и боевых приемов, то они также являются базовыми, простыми в исполнении. Задача полицейского - остановить преступника, а не изувечить его, поэтому важно принять учитывается множество факторов [7; 8]. Первым и наиболее важным фактором является умение определять ситуацию, способность чувствовать намерения и степень возбуждения преступника, какие предметы могут служить объектами для самообороны, если нет возможности применить табельное оружие или помешать преступнику завладеть им. Второй способен определить уровень подготовки противника, опять же, чтобы в первую очередь защитить свое здоровье и жизнь. Если речь идет о ситуации, в которой у полицейского есть напарник, необходимо обсудить с ним план действий, чтобы избе-

жать различных проблем, определить, кто и какую роль будет играть.

Вышеизложенное позволяет прийти к выводу, что формирование умения молниеносно принимать необходимую боевую стойку, навыков по перемещению с сохранением выбранного положения или трансформацией, с условием оптимального выбора дистанции становится основой для более продуктивного развития навыков, приобретающих со временем фоновый характер. Это же позволяет выстроить основу под освоение более трудных навыков боевых приемов борьбы. Практика показывает, что внедрение в систему обучения комплекса специальных подготовительных упражнений и рассмотренной выше методики является эффективным решением как на занятиях для слушателей, так и в процессе подготовки уже действующих сотрудников полиции [7]. Полицейские, ознакомленные с ключевыми принципами и правилами реализации боевых приемов, но не способные выполнить их на практике, уже после 2-3 занятий по спецподготовке приобретают необходимые умения, позволяющие сравнительно уверенно и технически верно реализовать боевые приемы борьбы в служебной деятельности.

Список источников _

1. Афов А. Х. Некоторые особенности обучения сотрудников ОВД навыкам применения боевых приемов борьбы // Евразийский юридический журнал. 2022. № 1 (164). С. 461-462.

2. Афов А. Х. Актуальные вопросы обучения сотрудников органов внутренних дел тактическим особенностям силового задержания правонарушителей // Пробелы в российском законодательстве. 2022. Т. 15. № 4. С. 69-73.

3. Доттуев Т. И. Методика построения тренировочного процесса при обучении сотрудников ОВД России боевым приемам борьбы // Образование. Наука. Научные кадры. 2019. № 1. С. 151-153.

4. Кодзоков А. Х. Пути совершенствования тактических основ применения боевых приемов борьбы слушателями образовательных организаций МВД России // Культура физическая и здоровье современной молодежи : материалы IV Международной научно-практической конференции. Воронеж, 2021. С. 89-96.

5. Крымшокалов А. З. Оптимизация тактических и технических основ боевых приемов борьбы у слушателей образовательных организаций МВД России // Пробелы в российском законодательстве. 2020. Т. 13. № 4. С. 177-180.

6. Мешев И. Х. Формирование у сотрудников органов внутренних дел тактической и психологической готовности к применению боевых приемов борьбы // Пробелы в российском законодательстве. 2022. Т. 15. № 4. С. 59-63.

7. Нагоев Р. Р. О путях совершенствования физической подготовки курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России // Образование. Наука. Научные кадры. 2022. № 1. С. 232-234.

8. Хажироков В. А. Формирование практических навыков применения боевых приемов борьбы на занятиях по физической подготовке // Образование. Наука. Научные кадры. 2021. № 1. С. 224-226.

9. Черкесов Р. М. Эффективность обучения навыкам применения боевых приемов борьбы на занятиях по физической подготовке // Образование. Наука. Научные кадры. 2021. № 1. С. 230-232.

References _

1. Afov A. Kh. Some features of training police officers in the skills of using combat techniques of struggle. Eurasian Law Journal. 2022. No. 1 (164). Pp. 461-462.

2. Afov A. Kh. Actual issues of training law enforcement officers in tactical features of forcible detention of offenders. Gaps in Russian legislation. 2022. Vol. 15. No. 4. Pp. 69-73.

3. Dottuev T. I. Methodology of building a training process when training employees of the Department of Internal Affairs of Russia in combat techniques of wrestling. Education. The science. Scientific personnel. 2019. No. 1. Pp. 151153.

4. Kodzokov A. H. Ways of improving the tactical foundations of the use of combat techniques by students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Physical culture and health of modern youth: materials of the IV International Scientific and Practical Conference. Voronezh, 2021. Pp. 89-96.

5. Krymshokalov A. Z. Optimization of tactical and technical bases of combat fighting techniques among students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Gaps in Russian legislation. 2020. Vol. 13. No. 4. Pp. 177-180.

6. Meshev I. H. Formation of tactical and psychological readiness for the use of combat fighting techniques among employees of internal affairs bodies. Gaps in Russian legislation. 2022. Vol. 15. No. 4. Pp. 59-63.

7. Nagoev R. R. On ways to improve the physical training of cadets and students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Education. The science. Scientific personnel. 2022. No. 1. Pp. 232-234.

8. Khazhirokov V. A. Formation of practical skills of using combat techniques of wrestling in physical training classes. Education. The science. Scientific personnel. 2021. No. 1. Pp. 224-226.

9. Cherkesov R. M. The effectiveness of teaching the skills of using combat techniques of wrestling in physical training classes. Education. The science. Scientific personnel. 2021. No. 1. Pp. 230-232.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.