Научная статья на тему 'Ключевые компоненты воспитанности эстетических вкусов студентов-филологов средствами народного искусства'

Ключевые компоненты воспитанности эстетических вкусов студентов-филологов средствами народного искусства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
351
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАННОСТЬ / ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ВКУСЫ / ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / BREEDING / AESTHETIC CULTURE / AESTHETIC TASTES / ART AND CRAFT ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мамчур Наталия Сергеевна

Статья посвящена проблеме воспитания эстетического вкуса как важного показателя общей культуры будущего педагога-филолога. В исследовании раскрыты ключевые компоненты воспитанности эстетических вкусов студентов-филологов средствами народного декоративно-прикладного искусства (эмоционально-чувственный, ценностно-мотивационный, когнитивный, практически-деятельный), каждый из которых направлен на достижение основной цели – воспитание эстетических вкусов у будущих филологов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KEY COMPONENTS OF BREEDING OF AESTHETIC TASTES OF PHILOLOGY STUDENTS BY MEANS FOLK ART

This article is dedicated to problem of aesthetic taste training as important coefficient of general culture of future pedagogue-philologist. In the research key components of breeding aesthetic tastes of students-philologists by means folk arts and crafts (emotional and sensual, value and motivational, cognitive, practical and functional), every of each is directed to achievement of main aim – training aesthetic tastes of future philologists. Keywords: breeding, aesthetic culture, aesthetic tastes, art and craft activity.

Текст научной работы на тему «Ключевые компоненты воспитанности эстетических вкусов студентов-филологов средствами народного искусства»

О.В. Малышевский

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ .

саморазвитию личности.

Сегодня отмечается существенный прогресс в направлении доступности средств телекоммуникации и информационных технологий для сферы образования [9-10]. Следовательно, можно говорить о том, что уже создана телекоммуникационная основа системы открытого сетевого образования. Однако, непременным условием эффективного использования современных учебных информационных сред на базе ИКТ есть качественное информационное наполнение, которое обеспечивает поддержку процесса обучения и становления профессионализма будущего инженера-педагога.

Данная проблема является весьма актуальной сегодня и определяет направление для дальнейших научных исследований.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Закон Украины «Про вищу освіту» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : <http://zakon2.rada.gov.ua/ laws/show/2984-14> (на украинском языке)

2. Закон Украины «Про Основні засади розвитку інформаційного суспільства в Україні на 2007-2015 роки» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : ^Цр:// zakon2.rada.gov.ua/laws/show/537-16>. (на украинском языке)

3. Концепція інформатизації освіти // Рідна школа.

1994. № 11. С. 26-29. (на украинском языке)

4. Государственная программа «Інформаційні та комунікаційні технології в освіті і науці» на 2006-2010 роки [Электронный ресурс]. - Режим доступа: <Ыф:// zakon1.rada.gov.ua/laws/show/1153-2005-%D0%BF/ рппШ66794263318967>. (на украинском языке)

5. Малишевський О. В. Пропедевтика інформаційної культури учнів 5-7 класів на заняттях з трудового навчання і художньої праці : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Малишевський Олег Володимирович. К., 2007. 313 с.

6. Каструбин Э. М. Трассовые состояние и «поле смысла». М.: «КСП», 1995. 288 с.

7. Ясвин В. А. Образовательная середа: от моделирования к проектированию. М. : Смысл, 2001. 365 с.

8. Панов В. И. Психодидакгика образовательных систем: теория и практика. СПб.: Питер, 2007. 352 с.

9. Коваль Н.Н. Возможности современных программных средств ИКТ, их влияние на формирование информационного образовательного пространства педагогического деятельности // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2012. № 1. С. 27-31.

10. Панченко О.В., Коновалова Е.Ю. Применение информационных и коммуникационных технологий в подготовке учителя к инновационно-маркетинговой деятельности // Самарский научный вестник. 2012. № 1 (1). С. 32-34.

ACTUAL PROBLEMS OF PROFESSIONAL TRAINING ENGINEERS-TEACHERS

© 2013

O.V. Malyshevskyi, candidate of pedagogical science, associate professor of the department of «Vocational education and computer technologies»

Pavlo Tychyna Uman State Pedagogical University, Uman (Ukraine)

Annotation: In the article explores the meaning of «educational information environment». As a result, the study found that contemporary professionally oriented information environment to prepare future engineers; teachers should be seen as two aspects of the relationship (information and communication). It is concluded that such an environment is a part of educational technology based on the principle of self-study and put creative self-personality.

Keywords: informatization of education, educational environment, educational information environment, ICT, training engineers-teachers, educational technologies.

УДК (371.134+37.036):74

КЛЮЧЕВЫЕ КОМПОНЕНТЫ ВОСПИТАННОСТИ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ВКУСОВ СТУДЕНТОВ-ФИЛОЛОГОВ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОГО ИСКУССТВА

© 2013

Н.С. Мамчур, кандидат педагогических наук, доцент кафедры украинской литературы и украиноведения

Уманский государственный педагогический университет имени Павла Тычины, Умань (Украина)

Аннотация: Статья посвящена проблеме воспитания эстетического вкуса как важного показателя общей культуры будущего педагога-филолога. В исследовании раскрыты ключевые компоненты воспитанности эстетических вкусов студентов-филологов средствами народного декоративно-прикладного искусства (эмоционально-чувственный, ценностно-мотивационный, когнитивный, практически-деятельный), каждый из которых направлен на достижение основной цели - воспитание эстетических вкусов у будущих филологов.

Ключевые слова: воспитанность, эстетическая культура, эстетические вкусы, декоративно-прикладная деятельность.

В начале третьего тысячелетия в условиях модерни- ственности на принципах добра и красоты. Благодатным

зации образовательной системы Украины, направлен- источником воспитания эстетических вкусов выступает

ной на интеграцию в европейское пространство, особую народное декоративно-прикладное искусство.

актуальность приобретают задачи воспитания украин- Важность развития эстетической культуры совре-

ской интеллигенции, которой был бы присущ высокий менного украинского общества, в частности воспитания

уровень эстетической культуры. эстетических вкусов у студенческой молодежи, отмече-

В связи с этим исключительное значение приобрета- ны в действующих государственных документах (Закон

ет подготовка будущих учителей-филологов, эрудиро- Украины «О высшем образовании», Национальная док-

ванных специалистов, специалистов новой генерации, трина развития образования, Концепция национального

способных адекватно воспринимать, тонко и высоко це- воспитания студенческой молодежи, концепции эсте-

нить искусство, сохранять традиции, приумножать ду- тического воспитания), в которых указано, что непре-

ховные и материальные достояния украинского народа. рывный процесс воспитания предполагает эстетическую

Стержневой задачей современной педагогической тео- образованность личности. Воспитывая у молодежи эсте-

рии и практики является воспитание эстетических вку- тические вкусы средствами украинского декоративно-

сов у будущих филологов. Успешное его решение играет прикладного искусства, национальное воспитание пред-

ключевую роль, как для личностного развития каждого полагает выработку умений собственноручно приумно-

индивида, так и для укрепления украинской государ- жать культурное наследие родного народа, чувствовать

и воспроизводить прекрасное в различных сферах жизнедеятельности. Именно в студенческой психолого-воз-растной категории эстетическая воспитанность основывается на органическом единстве развитых природных сил, способности к восприятию, эмоциональному переживанию, воображению, мышлению в сочетании с художественно-эстетической образованностью и реальным эстетически направленным поведением.

Учитывая вышесказанное, считаем, что эстетические вкусы украинской молодежи, в частности будущих филологов, должны воспитываться, прежде всего, на культурном наследии родного народа. Образцом эстетического идеала для молодого поколения должно стать народное творчество, в котором запечатлены лучшие образцы народной мудрости.

Проблема воспитанности - одна из центральных в педагогической науке прошлого и настоящего, которая была в поле зрения педагогов-классиков Г. Ващенко,

A. Макаренко, С. Русовой, В. Сухомлинского, К. Ушинского и остается актуальной среди современных ученых В. Бойченко, А. Коберника, В. Кузя, А. Отич и др.

Под «воспитанностью» ученые-педагоги понимают комплексное свойство личности, которая характеризуется наличием и степенью сформированности социально ценных качеств и свойств, отражающих обстоятельность ее развития [1].

Одним из высоких показателей эстетической культуры личности является воспитанность эстетических вкусов. Эти проблемы актуальны в исследованиях многих выдающихся педагогов, среди которых Ю. Борев,

B. Бутенко, Б. Лихачев, И. Зязюн, М. Каган и др.

По мнению Ю. Борева, эстетическая воспитанность предполагает единство эстетических убеждений личности с ее интуитивными ориентациями и самовыражением во всех формах деятельности, главным показателем эстетической воспитанности человека являются его самостоятельные творческие действия, их гуманный характер, благородный тип поведения, манеры и внешний вид в сочетании с изысканным вкусом [2].

В работе «Эстетика воспитания» Б. Лихачев с эстетической культурой отождествляет эстетическую воспитанность, объясняя ее как «органическое единство развитой природной основы эстетического отношения и художественно-эстетической образованности, в результате которой у человека возникает и формируется творческая индивидуальность, которая проявляется в эстетически-творческом отношении к самому себе, своему поведению, к людям и общественным отношениям, к природе и труду» [3, с. 24].

Воспитание личности - процесс длительный, который никогда не заканчивается. Студенческие годы

- период наиболее активного формирования молодого специалиста, углубления его знаний, выработки профессиональных умений. Это - также годы усовершенствования и закрепления тех высоких нравственных и эстетических принципов, которые станут основой поведения индивида, критерием его отношения к людям [4, с. 20].

В студенческой возрастной категории эстетическая воспитанность основывается на органическом единстве развитых природных сил, способностей восприятия, эмоционального переживания, воображения, мышления в сочетании с художественно-эстетической образованностью и реальным эстетически направленным поведением.

Важнейшими показателями эстетической воспитанности являются психологические особенности студента, объединяющие такие понятия: эстетические чувства, эстетические взгляды, эстетические суждения, эстетические потребности, эстетическое поведение, эстетическая деятельность. Оптимальная комбинация способностей чувственного восприятия, теоретического мышления, активно включены в процесс чувственного познания, эмоционального восприятия и определенных внутрен-

них установок способствует формированию такого важного качества для будущего учителя как воспитанный эстетический вкус.

Исследователи указывают на значительное увеличение интереса студенческой молодежи к проблемам эстетических вкусов, понимание ими важности эстетики в жизни общества. Как отмечает И. Зязюн, «в эстетическом вкусе реализуется результат формирования эстетической культуры личности» [1].

Сегодня развитые эстетические вкусы выступают основой для восприятия произведений искусства и правильной их оценки. Однозначно, хороший эстетический вкус является следствием качественного образования, что в свою очередь приводит к моральному и духовному совершенствованию личности.

Цель статьи - определить ключевые компоненты воспитанности студентов-филологов, охарактеризовать эмоционально-чувственный, ценностно-мотивационный, когнитивный, практически-деятельностный компоненты сформированности их эстетических вкусов.

Понятие «эстетические вкусы будущего учителя-филолога» понимаем как сложное личностное образование динамического характера, в содержании которого целостно сочетаются эмоциональные, ценностные, интеллектуальные и практические эстетические составляющие, обусловливающие потребность в способности воспринимать и преобразовывать действительность по законам красоты, умение реализовывать собственный эстетический опыт в педагогической деятельности.

Основываясь на сформулированном нами определении понятия «эстетические вкусы будущего учителя-филолога», выделяем в структуре этого личностного образования такие смысловые компоненты, как эмоционально-чувственный, ценностно-мотивационный, когнитивный, практически-деятельностный.

Известно, что эстетическое познание мира человеком начинается с восприятия, которое и лежит в основе его эстетического вкуса. Процесс восприятия, включающий операции членения эстетического объекта, констатацию его признаков, вызывает у лица эмоциональный отклик, интуитивную реакцию на восприятие. Эстетический вкус является особой психологической способностью человека, включает в себя свойства чувственной и эмоциональной реакции на определенное общественное явление. Эстетические эмоции, переживания и чувства несут в себе потенциальные возможности образования вкуса и обнаруживают содержательную характеристику эмоционально-чувственного компонента эстетического вкуса у студентов-филологов.

Эмоционально-чувственный компонент эстетических вкусов студентов-филологов имеет составляющие, объединяющие в себе комбинацию способностей из сочетания таких категорий, как ощущение, восприятие, представление, логика, эмоциональное состояние, интеллектуальные чувства, нравственные чувства, эстетические чувства, темперамент, характер. Согласно эмоционально-чувственному компоненту, воспитание эстетического вкуса студентов средствами народного декоративно-прикладного искусства предполагает целенаправленное воздействие на чувства красоты формы, цвета, ритма, материала, практичности использования и т.д., что в свою очередь навевает положительные эмоции, которые определяют уровень увлечения, глубину проникновения в содержание, символику художественного произведения, переживания, связанные с морально-духовной сферой.

Чувства и эмоции, что переживает человек, многочисленные и разнообразные по характеру, структуре и психологическим механизмам их прохождения. Эстетическое чувство детерминируется культурными факторами и является одним из самых сложных видов духовного переживания, благородным из чувств человека [5, с. 48].

Стоит отметить, что воспитанные эстетические вку-

сы личности характеризуются своеобразным выявлением чувствам меры, когда человек находит необходимую достаточность в личностном отношении к ценностям искусства, культуры. Умение уловить меру является очень важным показателем воспитанного эстетического вкуса. Отсутствие эстетических вкусов или злоупотребления мерою, что связывается с определенным уровнем его развития, свидетельствует либо о «всеядности» человека, то есть о неспособности к личностному отбору, или

о «дурном» (плохом) вкусе, то есть в этом случае отбор ведется по незначительным, несущественным критериям.

Эмоционально-чувственный компонент играет достаточно важную роль в структуре воспитанности эстетических вкусов. Это обусловлено тем, что процесс эстетического развития личности начинается с формирования потребности и способности эстетического восприятия, что в свою очередь вызывает соответствующие эмоции и чувства как личностные отношения человека к окружающей действительности, в данном случае к народному декоративно-прикладному искусству.

Эмоции и чувства придают процессу воспитания эстетических вкусов целенаправленного осознанного характера в созерцании прекрасного произведений народного декоративно-прикладного искусства, при этом формируют четкое осознание ментальности своего народа, выразительное чувство национальной гордости за материально-духовные традиции своего народа.

Произведения народного искусства, этнокультурные традиции, быт способны в определенной мере передавать следующему поколению знания, умения и опыт, традиции, представления и понятия о прекрасном, аккумулированные в общественном сознании чувства и переживания; понимание, связанное с проявлениями красоты в сфере природы, быта, труда, взаимоотношений между людьми [6, с. 240-246]. В произведениях традиционного декоративно-прикладного искусства сконцентрированы признаки национального вкуса во всем его разнообразии.

Ценностно-мотивационный компонент рассматривается нами как процесс, в результате которого определяется деятельность, имеет для индивида личностное значение, создает устойчивый интерес к ней и превращает заданные внешние цели во внутренние потребности личности. Ценностно-мотивационный компонент эстетических вкусов предполагает формирование у студен-тов-филологов индивидуальной оценки и отбора эстетических ценностей народного декоративно-прикладного искусства, определяет желание личности к осознанной потребности дальнейшего эстетического развития.

Сегодня воспитанные эстетические вкусы выступают как одна из предпосылок мотивированного восприятия произведений народного искусства и правильной их оценки. Интерес некоторой части нашей молодежи к вульгарной, бессодержательной, так называемой контрили антикультуре хиппи, панков, рокеров, металлистов и др., объясняется недостаточной ценностно-мотивационной ориентацией в пространстве лучших культурных традиций народа. Беспокоит и то, что эстетические вкусы студенческой молодежи в современном социальном среде, как правило, складываются стихийно, неуправляемо, они не совершенствуются, а только ухудшаются. Мы убеждены в том, что действенным противовесом для таких вкусов является создание привлекательной эстетической среды учебных заведений, которые максимально должны презентовать воспитанные на протяжении веков народом законы красоты, в частности произведения декоративно-прикладного искусства.

Ценностно-мотивационный компонент эстетических вкусов имеет следующие составляющие: потребности, отношения, интересы, мотивы, идеалы, предусматривающие обусловленный интерес и ценностное отношение к народному декоративно-прикладному творчеству, устойчивой осознанной потребности в овладении ремес-

лами, глубокой убежденности в его духовно-нравственной значимости, потребности в творческой самореализации и самосовершенствовании, направлении мировоззрения на ценностное осмысление общественной значимости традиционного декоративно-прикладного искусства родного народа. Он придает процессу воспитания эстетических вкусов у студентов-филологов во время внеаудиторной работы осознанного, целенаправленного характера, воспитывает увлеченность национальными ценностями, является фактором стимулирования эстетических вкусов будущего учителя, ориентирует студентов на овладение знаниями, умениями и навыками в области народного искусства.

В структуре эстетических вкусов личности мы определяем также когнитивный компонент, который предполагает наличие определенных знаний, в частности, касающихся народного декоративно-прикладного искусства. Знание служат ориентиром для дальнейшего поиска информации, они характеризуются различными средствами получения и степенями обобщения. Качество знаний и круг достигнутой ими информации является одной из важных критериальных характеристик эстетической культуры [3]. Знания образуют ориентир для дальнейшего поиска информации и её переориентации сознанием.

Усвоение личностью мировоззренческих, исторических, нравственных и эстетических идеалов и ценностей украинского декоративно-прикладного искусства, которые сложились на протяжении веков, в том числе и на основе духовного влияния традиционной культуры, является важной задачей эстетического воспитания студенческой молодежи. Так, например, знакомясь с историей украинской вышивки, студенты узнают о возникновении и распространении вышивки, ведь этот вид искусства был известен в дохристианский период. Именно тогда, как отмечает известный искусствовед Т. Кара-Васильева, формировались художественно-стилистические способы шитья, рождались знаки, которые символизировали силы природы, космогонические представления о строении Вселенной, создавались образы, которые потом долго жили в вышивке [7]. Не менее интересной для студентов является история народной игрушки, декоративной росписи, традиционной писанки, гончарных изделий.

К элементам когнитивного компонента относим также знание символики на вышитом рушнике, рубашке, глиняном изделии, писанке, в декоративной росписи, знание народных традиций, этнорегиональных особенностей изделий декоративно-прикладного искусства и особенностей их использования. Кроме определенных знаний, когнитивный компонент охватывает опыт и его применение.

В процессе развития эстетических вкусов яркого выражения достигает сама деятельность личности, что в свою очередь наполняется эстетическим содержанием. Психолого-педагогические исследования последних лет позволяют утверждать, что человек наибольшее эстетическое наслаждение получает от того, что сделано им самим, что является результатом труда его разума и рук. Это утверждение подводит нас к выделению практиче-ски-деятельностного компонента воспитанности эстетических вкусов.

Практически-деятельностный компонент эстетических вкусов у студентов-филологов предполагает ориентацию личности на деятельность, на процесс создания изделий народного декоративно-прикладного искусства по осознанными законам красоты. То есть, это предметное выражение эстетического отношения к миру, практическое воплощение вкусов, творческих способностей. Показательной в практически-деятельностном компоненте является активность студентов-филологов в изготовлении изделий декоративно-прикладного искусства. При этом показатель активности выступает своеобразным индикатором воспитанности эстетических вкусов.

По мнению исследователя Д. Узнадзе, важнейшим моментом в деятельности человека является установки, то есть состояние готовности к определенному действию, фактор, констатирующий внутреннюю связанность, последовательность поведения и структурную устойчивость деятельности индивида [8].

Практически-деятельностный компонент эстетических вкусов охватывает познавательно-творческую работу студентов-филологов, которая определяется через участие в мастер-классах, кружках, проблемных группах, народоведческих праздниках и обрядах, посещении музеев и выставок.

В процессе декоративной деятельности у студентов закономерно возникает эстетическая потребность, так как их действия и вещи достаточно сложные по своей природе: кроме материальной и духовной, они имеют и эстетическую ценность. Значимость последней трудно переоценить. Красота мастерства не только воспитывает у студентов человечность, нравственность, гуманизм, она дает студентам чувственно-эмоциональное удовлетворение, что способствует восстановлению физических, духовных сил, снятию нервного напряжения, сохранения здоровья студентов.

Практическая деятельность является закономерным следствием процессов трех предыдущих компонентов

- ценностно-мотивационного, эмоционально-чувственного, когнитивного и свидетельствует о сформирован-ности эстетического вкуса личности. Характерными признаками этого компонента является активность, увлеченность, стремление, инициатива, самостоятельность, творчество.

Определенные выше компоненты воспитанности

© 2013

эстетических вкусов будущих филологов имеют логическую последовательность (эмоционально-чувственный, когнитивный, ценностно-мотивационный, практически-деятельностный), действуют взаимосвязано, дополняя и обогащая друг друга. Обеспечение реализации ключевых структурных компонентов эстетических вкусов студентов дает возможность, по нашему мнению, основательно и системно подойти к разработке методической системы их воспитанности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Зязюн І. А. Естетичний досвід особи : формування

і сфери вияву / І. А. Зязюн. - К. : Вища шк., 1976. - 174 с.

2. Борев Ю. Б. Эстетика / Ю. Б. Борев. - М.: Высшая школа, 1988. - 495 с.

3. Лихачев Б. Т. Эстетика воспитания / Б. Т. Лихачев.

- М. : Педагогика, 1972. - 160 с.

4. Кудин В. А. Эстетическое воспитание студентов /

В. А. Кудин. - К. : Вища школа, 1984. - 30 с.

5. Естетика : підручник / [В. І. Панченко,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О. І. Оніщенко, Д. Ю. Кучерук та ін.] ; за заг. ред. Л. Т. Левчук. - 2-е вид., допов. і переробл. - К. : Вища школа, 2005. - 431 с.

6. Мешков Н. И. Ценностный подход к проблеме мотивации учебной деятельности студентов / Н. И. Мешков, Н. Е. Садовникова // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. - 2011. - № 3(6) - С. 199-201.

7. Кара-Васильєва Т. В. Українська вишивка / Т. В. Кара-Васильєва, А. Д. Чорноморець. - К. : Либідь, 2002. - 160 с.

8. Узнадзе Д. Н. Экспериментальные основы психологии установки / Д. Н. Узнадзе. - Тбилиси, 1961. - 119 с.

KEY COMPONENTS OF BREEDING OF AESTHETIC TASTES OF PHILOLOGY STUDENTS BY MEANS FOLK ART

N.S. Mamchur, Candidate of Pedagogic Sciences, Assistant professor of Ukrainian literature

and Ukrainian studies

Uman State Pedagogical University named after Pavlo Tychyna, Uman (Ukraine)

Annotation: This article is dedicated to problem of aesthetic taste training as important coefficient of general culture of future pedagogue-philologist. In the research key components of breeding aesthetic tastes of students-philologists by means folk arts and crafts (emotional and sensual, value and motivational, cognitive, practical and functional), every of each is directed to achievement of main aim - training aesthetic tastes of future philologists.

Keywords: breeding, aesthetic culture, aesthetic tastes, art and craft activity.

УДК 378.03

СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

© 2013

К.А. Маслюк, аспирант кафедры украинского языка и методики его преподавания

Уманский государственный педагогический университет имени Павла Тычины, Умань (Украина)

Аннотация: В статье раскрывается сущность понятия «личностное самоопределение»; определяются механизмы, влияющие на успешность личностного самоопределения индивида; представлена характеристика образа будущего и его составляющих - жизненной перспективы, жизненной цели, жизненной программы.

Ключевые слова: жизненная цель, жизненная перспектива, жизненная программа, образ будущего, личностное самоопределение, механизмы.

Современная динамическая жизнь выдвигает перед спективы развития, пути самореализации, способы са-человеком необходимость не только быстрой адаптации моосуществления, предполагает определение человеком к трансформациям, происходящим в различных сферах себя в различных аспектах жизни [1]. общественного бытия, но и проявления активности, ини- Различные аспекты проблемы личностного само-

циативы, умения выдвигать реальные цели и прилагать определения - раскрытие внутреннего содержания этого адекватные усилия для их достижения, конструктивно феномена, характеристика внутренних и внешних при-взаимодействовать с другими, способности чувствовать знаков его проявления - получили довольно широкое себя уверенно и комфортно в ближайшем окружении и освещение в научной литературе. К ее изучению обра-социуме в целом. щаются К. Абульханова-Славская, М. Бахтин, И. Бех,

Успешность решения этих задач в значительной Л. Божович, Т. Буякас, Е. Головаха, Т. Кравченко, степени зависит от сформированности у индивида лич- О. Кроник. А. Леонтьев, О. Люсова, В. Одолинский, ностного самоопределения - осознания своей сущности Л. Регуш, М. Семилит, Т. Титаренко и др. и своего места в системе общественных отношений. Несмотря на довольно всестороннее освещение ис-

Самоопределение, определяя жизненные планы, пер- следователями сущности личностного самоопределе-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.