что такая гибкая сущность этих принципов позволит избежать этнической замкнутости, с одной стороны, и сформирует положительнее установки на жизнь в условиях многообразия общества - с другой.
Однако, несмотря на то, что в обеих странах ведется большая работа по изложенным выше подходам к проблеме получения образования в условиях культурного многообразия общества, реальность заключается в том, и с этим согласно большинство западных и российских исследователей, что в широкую практику инициативы мультикультурализма и этнокультурного образования не пошли. В первую очередь подчеркивается отсутствие этнокультурных и мультикультурных компетенций у самих преподавателей, а поскольку большинство из них по-прежнему остаются представителями «титульных» наций, их обучение наталкивается на определенное сопротивление. С другой стороны, формирование этих компетенций у студентов также затруднено нехваткой (или полным отсутствием] часов, выделяемых на дисциплины социально-гуманитарного плана.
Рассмотренные подходы, безусловно, актуализируют задачу обеспечения равенства образовательных возможностей, но не решают всего комплекса проблем, стоящих перед обществом в отношении студентов-мигрантов. Мы полагаем, что в вузе должна доминировать идея об активном вовлечении мигрантов в студенческое сообщество и об их непрерывном
педагогическом сопровождении с момента поступления в вуз до момента получения диплома.
И здесь возникает вопрос, какой вуз способен фундаментально решить эти проблемы сегодня? Вероятнее всего - это крупный вуз с определенными традициями, солидным профессорско-преподавательским составом, налаженной социально-культурной и спортивной жизнью своих студентов. А что делать менее крупным вузам, не имеющих таких возможностей, но со значительным процентом мигрантов от всего количество студентов?
1. Константиновский Д. Л. Неравенство в сфере образования: Российская ситуация// Мониторинг общественного мнения. - 2010. - № 5 (сентябрь-октябрь).
2. Новикова Е. Ю. Высшее образование студентов-мигрантов в Россию. -Режим доступа: http://www.lexed.ru/pravo/journ/0611/nov.doc.
3. Прокопенко Ю. А., Бакшеева Л. М. Потребности студентов в дистанционной модели образования // Социологические исследования. - 2007. - № 3. - С. 68-73.
4. Саксонова Л. П. Преобразование содержания высшего технического образования в соответствии с требованиями принципа культуросообразности и социально-профессиональной компетентности студентов // Образование и общество. - 2010. - № 1. - С. 23-28.
5. Фрумин И. Д. Основные подходы к проблеме равенства образовательных возможностей // Вопросы образования. - 2006. - № 2. - С. 5-22.
6. Мудрик А. В. Социальная педагогика. - М.: Академия, 2002.
7. Cheung S.Y., Egerton M. Higher Education Expansion and Reform - Changing Educational Inequalities // Startification in Higher Education ed. by Y.Shavit, R.Arum, A.Gamoran. - Stanford University Press, California, The USA. - 2007.
8. Gillborn D. Racism and Education: Coincidence or conspiracy.- London and New York, Routledge. - 2008.
9. Marshall T. H. Social selection in the welfare state. - The Galton lecture delivered at a meeting of the Eugenics Society on February, 18th. - 1953.
10. Reynolds G. The impacts and experiences of migrant children in UK secondary schools. - University of Sussex, Sussex centre for Migration research, working paper № 47, The UK. - 2008.
11. Staten Sponsored Cruelty. Cruelty: Children in immigration detention. Summary report. September, 2010. P. 4-6. - URL: http://www.statewatch.org/ news/2010/sep/uk-medical-justice-state-sponsored-cruelty-report.pdf
12. Tresman S Towards a Strategy for Improved Student Retention in Programmes of Open, Distance Education: A Case Study From the Open University UK. - The international review of research in open and distance learning, Vol.3 №
1. - 2002.
УДК / ийС 377 Е. Н. Мосолова, мастер производственного обучения, ГОУ НПО
«Профессиональный лицей № 25», г. Полысаево, Кемеровская область, Россия, [email protected]
Eugenia Mosolova, vocational practice teacher, Vocational Lyceum № 25, Polysaevo, Kemerovo region, Russia, [email protected]
КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ СПЕЦИАЛИСТА: ВЗГЛЯД РАБОТОДАТЕЛЕЙ
KEY COMPETENCES OF A SPECIALIST: EMPLOYERS' VIEW
В статье раскрывается понятие компетенции, поднимаются вопросы эффективности и качества начального профессионального образования, измеряемые по показателям трудоустройства выпускников профессиональных образовательных учреждений, их социальному самочувствию; уровню конкурентоспособности молодых рабочих и специалистов на рынке труда; показателям молодежной безработицы.
Затронута тема новых требований к соискателям рабочих мест.
The paper elucidates the notion of competence: it arouses matters of efficiency and quality of primary vocational education estimated via employment among graduates and their social comfort, competitiveness of young workers at the labour market, indicators of youth unemployment. New requirements to
the vacancies candidates are explained.
Ключевые слова: профессиональная
компетенция, требования работодателя, трудоустройство выпускников, конкурентоспособность молодых специалистов
Key words: professional competence,
requirements of the employer, employment among graduates, competitiveness of young workers.
Что такое ключевые компетенции? Компетенция (в переводе с латинского competentia] означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней.
Под компетенцией мы понимаем в соответствии с Глоссарием Европейского Фонда образования:
- способность делать что-либо хорошо или эффективно;
- способность удовлетворять требования к выполнению работы;
- способность удовлетворять требования к выполнению определенных рабочих функций.
Другими словами, компетентность - это способность соблюдать установленный стандарт, применяемый в какой-либо профессии. Профессиональные стандарты очень важны для системы образования, поскольку позволяют понять, какие требования к квалификации выпускника предъявляют работодатели.
Определение ключевых для выпускников компетенций необходимо для того, чтобы люди, закончившие профессиональные учебные заведения, были востребованы на рынке труда даже в контексте грядущих структурных изменений. Выпускники должны обладать набором ключевых для своей специальности характеристик, которые можно сформулировать только с учетом знания требований работодателей, преподавателей и самих выпускников. В результате разработки такого набора корректируются учебные планы и диверсифицируются каналы взаимодействия с работодателями.
В настоящее время Россия переживает базисные изменения социально-экономической ситуации, суть которых - формирование рыночных отношений в экономике и либерализация социальной сферы. Мировая цивилизация вступила в принципиально новый этап своего развития, характерными особенностями ко-
торого являются интеллектуализация, техно-логизация, информатизация и глобализация экономики. На этом этапе ведущая роль человеческого фактора в экономическом развитии и национальном богатстве становится все более очевидной. Эффективное использование и развитие человеческого капитала, способность создавать и осваивать новейшие технологии становятся не только критическими условиями устойчивого повышения уровня жизни, но и главными качественными критериями, отличающими передовые страны от отстающих.
Важной составляющей перемен является вхождение России в современную информационную цивилизацию, когда объем информации удваивается каждые три года, список профессий обновляется более чем на 50 % каждые семь лет, и чтобы быть успешным, человеку приходится менять место работы в среднем 3-5 раз в жизни.
В обществе, основанном на знаниях, основным фактором социально-экономического развития становится человеческий капитал, который составляют опыт, умения, навыки человека, его творческие способности, моральные ценности и культура труда.
Сегодня от профессионала требуется не столько обладание какой бы то ни было специальной информацией, сколько умение ориентироваться в информационных потоках, быть мобильным, осваивать новые технологии, самообучаться, искать и использовать недостающие знания или другие ресурсы. О своей неудовлетворенности качеством подготовки кадров в системе профессионального образования страны все более категорично заявляют работодатели как главные их «заказчики» и «потребители».
Эффективность и качество начального профессионального образования принято измерять по показателям трудоустройства выпускников профессиональных образовательных учреждений, их социального самочувствия, уровню конкурентоспособности молодых рабочих и специалистов на рынке труда, показателям молодежной безработицы.
Очевидно, что некачественная профессионализация затрудняет социальную адаптацию молодых людей в современных социальноэкономических условиях: по данным социологов, страх потери работы испытывают 77 % выпускников в возрасте 18-29 лет.
Современный рынок труда, основными характеристиками которого являются гибкость, изменчивость, высокая инновационная дина-
мика, предъявляет новые, неартикулирован-ные ранее требования к соискателям рабочих мест. Среди них: готовность к непрерывному самообразованию и модернизации профессиональной квалификации, деловым коммуникациям, кооперации (сотрудничеству], действиям в нестандартных и неопределенных ситуациях, способность к принятию ответственных решений, критическому мышлению, самоуправлению поведением и деятельностью, навыки работы с различными источниками информации и эффективного поведения в конкурентной среде в условиях стрессогенных факторов и т. д.
Следует отметить, что требования работодателей формулируются не только и не столько в формате «знаний» выпускников, сколько в терминах способов деятельности («умения», «способность», «готовность»]. Таким образом, речь идет об особых образовательных результатах системы профессионального образования, в рамках которых знания выступают необходимым, но не достаточным условием достижения требуемого качества профессионального образования, - о «профессиональной компетентности» и таких ее составляющих, как специальные профессиональные и ключевые (базовые] компетенции.
Ключевые компетенции профессионала определяются основными заказчиками системы профессионального образования - работодателями, государством и обществом - и отражают актуальные потребности и интересы всех субъектов рынка труда. Как показывает обзор публикаций по методикам исследования рынков труда, одним из важных методов мониторинга требований работодателей к соискателям рабочих мест является опрос работодателей.
В марте-апреле 2009 года был проведен экспертный опрос потенциальных работодателей, а также представителей системы образования с целью выявить ключевые компетенции выпускников.
Задачи исследования:
- определить приоритетные компетенции выпускника с точки зрения работодателя в различных сферах деятельности;
- выяснить компетенции выпускников, которые делают их конкурентоспособными в той или иной сфере деятельности;
- исследовать удовлетворенность (неудовлетворенность] работодателей подготовкой специалистов;
- выявить готовность работодателей к целенаправленному сотрудничеству с про-
фессиональными учебными заведениям в подготовке конкурентных и эффективных специалистов.
Полученные результаты представляют собой оценку ключевых компетенций «глазами работодателей». Следует признать, что «взгляд» этот односторонний, поскольку учитывает интересы только одной стороны социально-профессионального альянса. На этот факт указывается и в работах европейских экспертов. В соответствии с законом РФ «Об образовании» заказчиками образования выступают государство, общество, личность. Применительно к профессиональному образованию можно вести речь не только о требованиях работодателей как наиболее очевидных потребителей «продукта» системы профобразования, но и о требованиях государства, запросах частных лиц - также своеобразных «потребителей» результатов деятельности профессиональных учебных заведений. Исходя из этого следует признать, что у государства и общества (а также отдельно взятых людей] имеются специфические требования к качеству профобразования, отражающие их интересы.
Таким образом, на современном этапе адаптации к рыночным условиям в список ключевых компетенций для системы профессионального образования необходимо включить еще три дополнительные ключевые компетенции, которые не диктуются условиями работодателей, а являются очевидными дополнительными требованиями и в том или ином ракурсе присутствуют во многих исследованиях социально-экономических, кадровых проблем современной России - это предпринимательская компетенция (иначе: способность к самозанятости], способность к эффективному поведению на рынке труда и готовность к непрерывному самообразованию.
В результате анализа публикаций по методикам исследования рынков труда, результатов опроса работодателей разных регионов России были сформированы списки ключевых компетенций и перечни их покомпонентного состава. Характерно, что во всех рассматриваемых материалах результаты оценок рынка труда свидетельствуют о том, что на большинстве обследованных предприятий работодатели постепенно поднимают планку требований к соискателям рабочих мест и к своим сотрудникам, особенно к персоналу экономических и финансовых служб. Становится востребованным все более широкий перечень специаль-
ных компетенций, их список детализируется, что указывает на более тщательный отбор работников.
В результате сопоставительного анализа всех вышеуказанных материалов был сформирован следующий список ключевых компетенций.
1. Информационная компетенция:
• систематизировать, критически оценивать, анализировать полученную информацию с позиции решаемой задачи;
• использовать и обрабатывать полученную информацию при планировании и реализации своей деятельности в той или иной ситуации;
• представлять имеющуюся информацию в ее различных формах и на различных носителях, в соответствии с запросом потребителя информации (в том числе в виде таблиц, графиков, диаграмм и т. д.].
2. Социально-коммуникативная компетенция:
• соотносить свои устремления с интересами других людей и социальных групп;
• привлекать других людей и социальные институты к решению поставленных задач;
• продуктивно взаимодействовать с членами группы (команды], решающей общую задачу;
• грамотно оформлять необходимые в профессиональной и обыденной жизни документы;
• представлять и цивилизованно отстаивать собственную точку зрения в диалоге и публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям (религиозным, этническим, профессиональным, личностным и т. д.] других людей.
3. Компетенция в решении проблем:
• формулировать и анализировать проблемы;
• преобразовывать проблемы в задачи (осуществлять поиск недостающих данных];
• ставить реальные и диагностичные цели;
• определять стратегию решения проблемы;
• анализировать ресурсы и риски;
• планировать и организовывать свою деятельность;
• контролировать и рефлексировать результаты решения проблем.
4. Способность к эффективному поведению на рынке труда:
• навык поиска работы;
• умение заключать контракт с работодателем;
• умение анализировать ситуацию на рынке труда;
• умение планировать и строить свою профессиональную карьеру;
• умение адаптироваться к новому рабочему месту.
5. Предпринимательская компетенция (способность к самозанятости]:
• способность к самозанятости (открытие собственного дела];
• умение анализировать рыночные возможности предприятия;
• умение освоения основных экономических ролей;
• адекватная оценка своих предпринимательских способностей и задатков.
6. Способность к профессиональному росту и непрерывному самообразованию:
• выявлять пробелы в своих знаниях и умениях;
• грамотно формулировать образовательные и информационные запросы;
• оценивать необходимость той или иной информации для своей деятельности;
• осуществлять информационный поиск с использованием различных средств;
• извлекать информацию из источников разных видов, представленных на разнообразных носителях.
Актуальность ключевых компетенций обусловлена функциями, которые выполняют ключевые профессиональные компетенции в жизнедеятельности каждого человека:
• формирование у человека способности обучаться и самообучаться;
• обеспечение выпускникам, будущим работникам, большей гибкости во взаимоотношениях с работодателями;
• закрепление репрезентативности и нарастающей успешности (устойчивости] в конкурентной среде обитания.
Эти основные функции профессиональных компетенций закрепляют за ними статус основы образовательного процесса на всех уровнях системы непрерывного образования.
1. Кутейницына Т. Г. Профессиональное образование и рынок труда: эффективность взаимодействия // Человек и труд. - 2009. - №6. - С. 53 - 56.
2. Покушалова Л. В. Проблема качества подготовки современного специалиста // Молодой ученый. - 2011. - Т 2, №2. - С. 107 - 109.
3. Субетто А. И. Оценочные средства и технологии аттестации качество подготовки специалистов: методология, методика, практика: Монография, СПб
- М.: Исследовательский центр проблем подготовки специалистов, 2009.
4. Аналитический отчет по данным маркетинговых исследований потребителей образовательных услуг и предприятий - работодателей за 2009
- 2010 учебный год. Оренбургский государственный университет. Оренбург: ОГУ; 2010г.
5. Вестник ОГУ. - №8 (127), август. - 2011.
6. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации за 2004г. - М: Весь мир, 2004г.