11. ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ
КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ КАК ВЕДУЩИЙ ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ РЕГИОНАЛЬНОГО АПК
Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ
Захарова Е.Н., д.э.н., проф., Адыгейский государственный университет, г. Майкоп.
Аннотация. В статье рассмотрены научные подходы к традиционному определению «конкурентоспособность» и базированию императива на ключевых компетенциях, которые в современных условиях подвержены влиянию региональных характеристик, выявлены особенности АПК республики Адыгеи и рекомендовано комплексное использование конкретных инноваций, обоснованных способностью региона к формированию ключевых компетенций, при разработке инновационноинвестиционной политики развития республиканского АПК.
Ключевые слова: конкурентные преимущества, ключевые компетенции, модернизация, инновационный процесс.
Контакты автора: [email protected]
KEY THE COMPETENCE AS THE LEADING FACTOR OF MAINTENANCE OF COMPETITIVENESS OF THE ENTERPRISES OF REGIONAL AGRARIAN AND INDUSTRIAL COMPLEX
Zaharova E.N., Doctor of Economics, the professor, Adyghe State University, Maykop.
The summary. In clause scientific approaches to traditional definition are considered «competitiveness» and to basinn of an imperative on key competence which in modern conditions are subject to influence of regional characteristics, features of agrarian and industrial complex of republic of Adygea are revealed and complex use of the concrete innovations proved by ability of region to formation key competence is recommended, by development of is innovative-investment policy of development of republican agrarian and industrial complex. Keywords: competitive advantages, core competence, modernization, innovative process.
В настоящее время обострились дискуссии и поиски факторов роста конкурентных преимуществ АПК в XXI в. С разработкой теории стратегического маркетинга появилась точка зрения о том, что успех гарантирован тем, кто сможет формировать рынки будущего и доминировать на них.
Новаторскую концепцию, основанную на данной точке зрения, первыми предложили Г. Хамел из Лондонской школы бизнеса и К. К. Прахалад из Мичиганского университета, которые считают, что перспективность субъекта управления определяется первенством не на сегодняшних, а на будущих рынках, называя это интеллектуальным лидерством. Авторы отказались от традиционных принципов стратегического планирования и ввели в оборот такие термины, как «стратегические намерения» и «стратегическая архитектура», которые означают прояснение контуров будущей отрасли по мере ее создания.
Важное место в процессе обеспечения конкурентоспособности, по их мнению, надо уделить особому виду конкурентных преимуществ региона - ключевым компетенциям (Core competence) , которые напрямую не являются гарантией успеха, а становятся таковыми только в случае, когда клиент может извлечь из них выгоду для себя и готов оплачивать дополнительные (по сравнению с конкурентами) услуги. Под ключевыми компетенциями понимают оригинальное, особо эффективное сочетание дефицитных и специфических ресурсов которые регион использует более умело, нежели его конкуренты.
Важная особенность данного подхода состоит в том, что в реальной конкурентной борьбе надо всегда учитывать возможность воспроизведения любой, самой удачной комбинации ресурсов и обесценивания тем самым ее оригинальности. Поэтому ключевая компетенция стратегически сомнительна, если не может быть сохранена в долгосрочной перспективе. Она должна стабильно обеспечивать конкурентные преимущества и рыночную асимметрию по отношению к конкурентам.
Данный подход, основанный на определении возможностей региона, приобрел большую значимость в настоящее время в силу быстрого развития некоторых отраслей требующих больших вложений в разработку. Однако, спектр выбора ключевых компетенций практически неограничен.
Необходимо указать также на наличие так называемой метакомпетенции, т.е. способности региона к формированию ключевых компетенций. К ней относят взаимодействия социального плана. Все это создает предпосылку для эффективного развития, сохранения и использования конкретных ключевых компетенций.
Ключевые компетенции обладают весьма противоречивыми свойствами. Некоторые из них базируются на «твердых фактах», другие - на эмоциях и представлениях людей. Определенные компетенции создаются медленно и с трудом поддаются воспроизведению, иные же, наоборот, быстро формируются и могут быть легко усвоены конкурентами. Ряд компетенций в своей основе устойчив, другие быстро возникают и быстро исчезают. Есть очевидные компетенции, которые легко воспринимаются физически или в юридическом плане, а некоторые распознаются с трудом или даже носят скрытый характер. Эти свойства ключевых компетенций, имеющие большое значение, до последнего времени почти полностью игнорировались.
Практически любой регион имеет возможность разработать свои ключевые комбинации ресурсов. Рыночная система с ее явной ориентацией на кон-
куренцию ведет к тому, что региональные преимущества любого вида становятся вызовом для соперников и со временем «разъедаются». Это справедливо и по отношению к ключевым компетенциям, которые в принципе всегда подвержены такой эрозии.
В этом отношении следует выделить три категории ключевых компетенций:
«Отработавшие», которые уже взяты на вооружение конкурентами и превратились в своего рода стандарты. Они не дают конкурентных преимуществ и являются скорее обязательным условием выживания.
Ключевые компетенции, которые в данный момент сохраняют силу, но в ближайшем будущем могут стать широко доступными. В кратко- и среднесрочной перспективе регион должен решительно защищать достижения такого рода и максимально их использовать. Однако базой долгосрочной стратегии они быть не могут.
Стратегическое значение имеют только те ключевые компетенции, которые регион может защитить на протяжении длительного времени, т.е. которые являются устойчивыми.
Что касается собственных компетенций, то регион должен способствовать развитию тех из них, которые могут быть надежно защищены. Речь при этом идет об устойчивости в конкурентной борьбе. В этой связи важно выяснить, что представляет собой надежная защита ключевой компетенции. Некоторые авторитетные исследователи считают, что для этого надо обеспечить следующее: сложность ключевой компетенции, которая должна быть достаточно высокой, чтобы конкурент не мог понять и легко ее использовать; секретность или скрытность ресурсов; фактор времени.
Ключевые компетенции, пребывающие в форме ресурсов и способностей, являются лишь потенциалом успеха. Повлиять на положение региона они могут только в том случае, если будут трансформированы и затронут параметры, имеющие решающее значение для региона. Если это произойдет, то ключевые компетенции примут форму стратегических факторов успеха. Для достижения этого преобразования необходимо, чтобы региональный маркетинг играл роль всеобъемлющей функции. Исследования показывают, что сотрудничество между маркетингом, с одной стороны, и научными исследованиями и разработками, с другой, является важным источником успеха. Большое внимание уделяется менеджменту точек пересечения различных звеньев создания благ, благодаря чему повышается и эффективность преобразования потенциала успеха в стратегические факторы успеха. При этом обращает на себя внимание циркулярный характер модели, т.е. регион постоянно стоит перед необходимостью развития нового потенциала и трансформации его в стратегические факторы успеха.
Ключевые компетенции, являясь причиной недоступных соперникам экономических рент, определяют региональные конкурентные преимущества. В этом состоит сущность т.н. «ресурсной концепции». Пионерной для этой философии бизнеса была статья 1984 года профессора Высшей школы бизнеса Мичиганского университета Б. Вернерфельта «Ресурсная трактовка фирмы». Однако взрыв интереса научных и деловых кругов к ресурсному подходу
произошел после публикации статьи К. Прахалада и Г. Хамела «Ключевая компетенция корпорации».
Ученые сделали вывод о том, что действительные источники конкурентного преимущества заключаются не столько в удачных инвестициях в привлекательные бизнесы, сколько в умениях консолидировать рассредоточенные ресурсы в компетенции, наделяющие отдельные отрасли потенциалом быстрой адаптации к изменяющимся рыночным условиям. Ресурсный подход подчеркивает, что ключом к устойчиво высоким прибылям является не повторение модели поведения, а всемерное развитие уникальности региона как основы предложения им неповторимых товаров и услуг.
Еще один важный момент - это не приобретение конкурентного преимущества, а стабильное удержание его. То, как долго можно удерживать конкурентное преимущество, зависит от трех факторов. Первый фактор определяется тем, каков источник преимущества, на чем он основан. Преимущества на основе лишь уровня издержек, как правило, не так стойки, как на основе дифференциации. Одна из причин этого заключается в том, что любой новый источник снижения затрат, как бы прост он ни был, может лишить регион преимущества. В то время как в случае с дифференциацией, чтобы обойти конкурентов нужно, как правило, предлагать такой же набор услуг, если не больший.
Вторая определяющая удерживаемости конкурентного преимущества - количество имеющихся явных источников преимущества. Если регион опирается только на какое-либо одно преимущество, конкуренты попытаются лишить его этого преимущества или найти способ обойти его. Регионы, долгие годы удерживающие лидерство, стремятся обеспечить себе как можно больше преимуществ во всех звеньях цепочки ценности.
Третий, самый важный, фактор сохранения конкурентного преимущества - постоянная модернизация региональной экономики. Необходимо создавать новые преимущества, по крайней мере, с такой же скоростью, с какой конкуренты могут копировать имеющиеся.
Виды деятельности при конкуренции в какой-либо данной отрасли можно разделить на категории, которые объединены в так называемую цепочку ценности. Все виды деятельности, входящие в цепочку ценности, вносят свой вклад в потребительскую стоимость. Их можно условно разделить на две категории: первичная деятельность (постоянное производство, сбыт, доставка и обслуживание товара) и вторичная (обеспечение компонентами производства, как-то: технологией, людскими ресурсами и т.д., или обеспечение функций инфраструктуры в поддержку другой деятельности), то есть поддерживающая деятельность. Для каждого вида деятельности требуются покупные «компоненты», людские ресурсы, сочетание тех или иных технологий, а в основе лежит инфраструктура региона.
Согласование связанных друг с другом видов деятельности снижает расходы, дает более четкую информацию (что облегчает управление) и позволяет замещать дорогостоящие операции в одном виде деятельности более дешевыми операциями в другом виде. Это также действенный способ сократить общее время, необходимое для выполнения разных видов деятельности, что имеет все большее значение для конкурентного преимущества. Тщательное
управление связями может стать решающим источником конкурентного преимущества.
Для того чтобы извлечь выгоду из этих связей, нужны и сложные организационные процедуры, и принятие компромиссных решений во имя выгоды в дальнейшем, в том числе в случаях, когда организационные линии не пересекаются (такие случаи редки). Для достижения конкурентного преимущества следует подходить к цепочке ценности как к системе, а не как к набору компонентов. Изменение цепочки ценности путем перестановки, перегруппирования или даже исключения из нее отдельных видов деятельности часто приводит к существенному улучшению конкурентной позиции.
Исходя из проведенного нами анализа конкурентоспособности АПК Республики Адыгея, можно выделить следующие ключевые компетенции, на базе которых может развиваться региональный аграрный сектор:
формирование регионального кластера по производству продовольствия; переход к инновационному типу развития АПК; обеспечение устойчивого развития аграрного производства, исходя из собственных ресурсов; развитие производства экологически чистой продукции. На предприятиях агропромышленного комплекса как наиболее специфической отрасли экономики особенно актуальна разработка инновационных ключевых компетенций, так как существенного упрочения конкурентных позиций агропродовольст-венного сектора следует ожидать при переходе на инновационный путь развития. В сельском хозяйстве освоение прогрессивных технологий позволило, в частности, странам ЕС еще в конце прошлого века устойчиво превзойти уровень урожайности зерновых культур в 50-60 ц/га, а в целом в мире довести его до 30 ц/га.
Вклад инновационной составляющей в экономический рост, измеряемый темпами прироста ВВП и ВРП, в последние десятилетия в развитых странах неизменно возрастал. В США, например, доля этого фактора в обеспечении экономического роста увеличилась с 31% в 1980-е годы до 34,6% в начале нового столетия; в Японии соответственно с 30,6 до 42,3%. В странах Европы вклад инновационного фактора в среднем возрос с 45,5 до 50%, в том числе в Австрии и Германии в последние годы он составлял около 67%, Финляндии и Швеции - 63-64%, Франции - 58%, Великобритании и Ирландии - 5055%.
Инновационный процесс в аграрном секторе представляет собой постоянный и непрерывный поток превращения технических или технологических идей в новые технологии или отдельные ее составные части и доведения их до использования непосредственно в производстве с целью получения качественно новой продукции.
Главная особенность инновационного процесса в агропромышленной сфере заключается не в создании в отрасли принципиально новой продукции, а в освоении в хозяйственной практике новых технологий, основанных на достижениях науки и техники в смежных отраслях-поставщиках. Структурный анализ, проведенный Всероссийским институтом аграрных проблем и информатики, позволил выделить три основных типа инновации в агропромышленной сфере: селекционно-генетические; производственно-технологические;
организационно-управленческие инновации.
Эти типы инноваций трактуются и как основные сферы инновационных процессов в агропромышленной сфере и представляют собой нововведения, основанные на использовании научных разработок: в методологии и организации аграрной науки; в управлении производством; в освоении новых сортов и гибридов растений; в выращивании новых пород скота; при внедрении новых технологий производства, переработки, хранения, транспортировки, реализации продукции.
Комплексное применение этих нововведений способно обеспечить расширенное воспроизводство в агросфере, где экономическое воспроизводство переплетается с естественным и ставит его в зависимость от природно-климатических условий. Это определяет особые условия к применению технологий и техники и оказывает существенное влияние на продвижение инновационных процессов в АПК.
Для проведения продуманной инновационной политики в АПК, необходимо учитывать следующие особенности данной отрасли:
1. Результаты деятельности сельскохозяйственных предприятий во многом зависят от природноклиматических условий. Для получения правильных выводов о результатах хозяйственной деятельность показатели текущего года должны соотноситься не с прошлым годом, а со средними данными за 3-5 лет.
2. Для сельского хозяйства характерна сезонность производства. Так, зерноуборочные комбайны могут быть использованы только 10-20 дней в году, сеялки - 5-10 дней.
3. В сельском хозяйстве процесс производства очень длителен и не совпадает с рабочим периодом. Многие показатели можно рассчитать только в конце года.
4. Сельскохозяйственное производство имеет дело с живыми организмами, поэтому на уровень его развития оказывают влияние не только экономические, но и биологические, химические и физические законы, что усложняет измерение влияния различных факторов на результаты хозяйственной деятельности.
5. Основным средством производства в сельском хозяйстве является земля, природные особенности которой неразрывно связаны с климатическими условиями. В отличие от других отраслей, где точно известна экономическая эффективность и производственная мощность фондов, продуктивность земли не поддается точному учету и под влиянием разных факторов меняет природный и экономический характер. При этом земля как главное средство производства не только не изнашивается, но и, наоборот, улучшается, если ее правильно использовать.
Последнее условие обуславливает возросшее внимание к такому направлению реализации инновационных ключевых компетенций как органическое сельское хозяйство, развитие которого нам представляется основной ключевой компетенцией АПК Республики Адыгея.
Список литературы:
1. Баутин В.М., Лазовский В.В. Инновационноинвестиционная деятельность в рамках ИКС. - М.: Росинформагротех, 2001.
2. Концепция развития инновационных процессов в АПК России. - М.: Эфес, 2002.
3. Прахалад К., Хамел Г. Ключевая компетенция корпорации // Вестник СПбГУ. Серия «Менеджмент». - 2003, вып. 3.
4. Прахалад К., Хамел Г. Конкурируя за будущее. -М.: ИНФРА-М, 2002.
5. Санду И.С. Организационно-экономические основы инновационных процессов в сельском хозяйстве. - М.: Петит, 1998.
6. Стимулирование инновационной активности: мировые тенденции и Россия // Общество и экономика. - 2006, № 7-8.