В этих условиях меняется комплексная система государственной поддержки предпринимательства в Ленинградской области.
Правительство Ленинградской области на 2016 год увеличило бюджетную поддержку до 600 млн. рублей, планирует разработать план мероприятий по оказанию поддержки импортозамещающим производствам, фермерским хозяйствам, предпринимателям, оказывающим бытовые услуги и призывает предпринимателей к активному обсуждению актуальных мер поддержки их на 2017 год.
В связи с изменившимися политическими и экономическими условиями развития, необходимостью обновления ориентиров развития региона было принято решение Правительством Ленинградской области о подготовке «Стратегии социально-экономического развития Ленинградской области до 2030 года», которая будет содержать конкретные планы развития, механизмы поддержки предпринимательства. Основной акцент делается на развитие инфраструктуры поддержки бизнеса, инновационных производств, обучающие программы. Предполагается увеличение суммы финансовых средств в 2 раза, направляемые на развитие малого и среднего предпринимательства региона. По расходованию этих средств будет проводиться оценка эффективности деятельности муниципальных властей. Будет принят ряд областных законов, предусматривающих снижение уровня налоговой нагрузки для предпринимателей.
Ленинградская область ежегодно привлекает средства федерального бюджета на софинансирование мер поддержки для субъектов малого и среднего предпринимательства. В 2015 году объем финансирования из федерального и областного бюджетов составил 568 млн. рублей (из них - 268 млн. руб. из федерального бюджета).
В 2015 году впервые в регионе стартовала программа бизнес-акселерации для субъектов малого предпринимательства на площадке «Ленинградской областной торгово-промышленной палаты». В программе принимают участие более 40 предпринимателей из Гатчины, Выборга, Кингисеппа, Соснового Бора, Подпорожья.
В декабре 2016 года АО «Агентство поддержки малого и средне-
го предпринимательства, региональная микрофинансовая организация Ленинградской области» обеспечит возможность получения под низкий процент микрозаймов субъектам предпринимательства, что является актуальной и востребованной мерой поддержки.
Правительство Ленинградской области и ФГБУ «Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере» заключили соглашение о взаимодействии для поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, занятых инновационной деятельностью.
Оптимистичный вариант прогноза социально-экономического развития Ленинградской области на период до 2030 года предполагает более активную экономическую и инвестиционному политику, которая будет обеспечивать формирование устойчивого долгосрочного экономического роста [4]. Данный прогноз дает основание, что в перспективе на ближайшие годы можно ожидать восстановление положительной динамики развития малого и среднего предпринимательства Ленинградской области.
Литература:
1. Социально-экономическое положение Северо - Западного федерального округа в I квартале 2016 года. Статбюллетень Федеральной службы государстенной статистики. М. 2016. http://www. gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/ catalog/doc_1140086420641
2. Доклад «Проблемы развития малого и среднего предпринимательства» // Законодательство Ленинградской области: [сайт]. URL: http:// http://www.lenoblzaks.ru/news/single/5/58818.
3. Регионы России. Социально - экономические показатели. 2015: Стат. сб. / Росстат. М., 2016. - 990 с.
4. Пояснительная записка по прогнозу социально-экономического развития Ленинградской области на период до 2030 года. http://econ. lenobl.ru/work/social/prognoz/prognoz2030.
УДК 338 (470 + 571)
КЛЮЧЕВЫЕ АСПЕКТЫ РЕИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ:
ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ
Смоленская С.В., к.э.н., доцент кафедры «Экономическая теория», ФГБОУВПО «Ульяновский государственный технический
университет», e-mail: [email protected]
Проблемыреиндустриализации экономики, т. е. проектирование и развертывание внутренних индустриально-технологических цепей, создающих товары и услуги промышленного и потребительского назначения, в последнее время привлекают к себе все более пристальное внимание. В работе выполнен анализ позитивного и негативного опыта СССР и постсоветской России, выделены самые острые проблемы отечественной экономики, определены базовые принципы формирования импортозамещающей промышленной политики. Проблемы замещения продуктов и факторов производства рассмотрены в ретроспективе макроэкономической теории.
Ключевые слова: реиндустриализация, экономическая безопасность, импортозамещение, стратегия, угрозы, управление.
KEY ASPECTS OF RE-INDUSTRIALIZATION OF THE ECONOMY: IMPORT
SUBSTITUTION
Smolenskaya, S., Ph.D., associate professor of the Economic theory chair, FSEIHPE «Ulyanovsk State Technical University», e-mail: lana.
The problem of reindustrialization of the economy, i.e. designing and deploying domestic industrial-technological chains that create goods and services for industrial and consumer goods, recently attracted increasing attention. In work the analysis ofpositive and negative experience of the Soviet Union and post-Soviet Russia, highlighted the most acute problems of the domestic economy, defined the basic principles of formation of import-substituting industrial policy. The problem of substitution of products and production factors considered in the retrospective macroeconomic theory.
Keywords: reindustrialization, economic security, import substitution, strategy, threats, management.
Реализация в России на протяжении 20 лет либерально-монетарной экономической модели привела к деиндустриализации экономики - развалу производства, утрате экономической и финансовой устойчивости, деградации высокотехнологичных предприятий и целых отраслей. Драматически выросла зависимость российской экономики от иностранных источников финансирования развития, технологий и даже потребительских товаров. В базовых отраслях промышленности производство сократилось в разы, при этом доля импорта в станкостроении и легкой промышленности превышает 90%, в тяжелом машиностроении, радиоэлектронике, медицинском
оборудовании - 80% и т. д. Россия сталкивается с дефицитом валюты у субъектов хозяйственной деятельности, падением рубля и резким удорожанием импорта. Ситуацию усугубляют падение мировых цен на энергоносители и экономические санкции в отношении России. Все это существенно актуализирует задачу исследования экономической эффективности и оптимизации политики импортозамещения.
Актуальность проблемы реиндустриализации применительно к России, кроме этого, заключается во все возрастающей необходимости изменения структуры экономики, стимулирования развития отечественных производств на фоне действия международных эко-
номических санкций, причем в ситуации, когда многие производства утрачены и не могут быть возобновлены в существующих условиях. Эксперты отмечают, что за последние двадцать лет в стране практически ничего не сделано с точки зрения улучшения экономической и промышленной структуры общественного хозяйства. Поэтому приходится решать проблему не просто реструктуризации или модернизации экономики, а фактически ее реанимации - восстановления структуры и процессов функционирования отдельных видов производств, поскольку их утрата чревата угрозами роста отставания в дальнейшем развитии, углубления индустриально-технологической зависимости от экономически развитых стран.
На протяжении ряда лет Россия последовательно и неуклонно уступала свой внутренний товарный рынок зарубежной продукции. Стремление к открытому рынку, надежды на количественный и качественный рост отечественного производства в конкурентной борьбе с импортными товарами не дали желаемых результатов: более низкая себестоимость и высокое качество ввозимой продукции способствуют развитию импорта и тормозят рост российской промышленности. Под влиянием глобализации и санкционной политики Запада все ярче проявляются тенденции к усложнению проблемы экономической и технической безопасности, и это сопровождается одновременно сокращением возможностей и механизмов эффективного влияния России на мировую финансовую и экономическую политику. Все ярче проявляются угрозы экономической независимости, которая означает необходимость выхода на такой уровень эффективности национального производства, который обеспечивает конкурентоспособность экономики и позволяет на равных участвовать в мировых обменах.
Опасность разрастания кризисных явлений в российской экономике делает сверхактуальной задачу формирования стратегии реиндустриализации. В России в 2015 г. экономическая ситуация сложилась не лучшим образом - ВВП не рос, курс рубля систематически снижался, а размер инвестиций сокращался. По оценкам экспертов Standard&Poor,s(S&P), использующих данные Росстата, в Ши ГУкварталах 2015 г. российская экономика сокращалась на 0,5 и 0,8% соответственно. Два поквартальных снижения ВВП подряд - это техническая рецессия, значит Россия в нее вошла, считают эксперты S&P[4].Перспективы экономической динамики России в 2016 г. определяются рядом негативных факторов:
• ловушкой стагнации с высокой вероятностью перерастания в рецессию [3];
• значительным, почти на 1805 падением нефтяных цен - со 103 долл. в начале 2014 г. до 58,8 долл. на начало июля 2015 г. - и стабилизацией их на этом низком уровне, что негативно воздействует на экспортноориентированную сырьевую экономику России;
• падением курса рубля более чем на 170% -- с 32,66 руб. за доллар на 01.01.2014 г. до 55,84 руб. на 01.07.2015 г.
• вынужденной стратегией импортозамещения, детерминируемой «антисанкциями» России, т.е. продовольственным эмбарго.
По прогнозам ЦБ, ВВП России в 2015 году сократился на 3,2%, а экономический рост в дальнейшем будет зависеть от цен на энергоносители и способности экономики приспосабливаться к внешним шокам. ЕС продлил экономические санкции в отношении России до 31 января 2016 года. Приостановлено военное и инвестиционное сотрудничество США и ЕС с Россией, наложены ограничения на экспорт и импорт вооружения и продукции оборонной промышленности. Под санкции также попали российские госбанки и нефтяная отрасль. Главный торговый партнер России - Европейский союз, на который приходится половина всей торговли России. За год товарооборот между Россией и этими странами, по данным ФТС, снизился на 7%, или на 59 млрд. долларов, импорт упал на 29 млрд. долларов, а экспорт из России в ЕС снизился на 30 млрд. долларов.
Россия остается весьма уязвимой к экономическим санкциям, и в эту зависимость страна вогнала себя сама, когда перестала поддерживать обрабатывающую промышленность, перешла на потребление импортной продукции вместо того, чтобы развивать свое собственное производство.Реструктуризация российской экономики не является самоцелью, она направлена на создание соответствующей инфраструктуры, способной обеспечить благоприятный инвестиционный, технологический и предпринимательский климат для развития отечественной промышленности. Опыт равных в экономическом отношении стран показывает, что конкурентоспособность и инновационность экономики обеспечивается не только динамикой роста промышленного сектора, но и целым рядом институциональных условий, среди которых - новые институциональные
нормы, формальные и неформальные.
Импортозамещение представляет собой тип экономической стратегии и промышленной политики государства и хозяйствующих субъектов, направленной на защиту внутреннего производителя путем замещения импортируемых промышленных товаров и технологий продуктами национального производства, имеет цель повышения конкурентоспособности отечественной продукции за счет стимулирования модернизации производства, повышения его эффективности и освоения новых видов продукции с относительно высокой добавленной стоимостью. Уточним, под импортозамеще-нием понимается снижение доли импортируемой продукции на внутреннем рынке. При этом речь не идет о тотальном импорто-замещении: во-первых, мало кто это в нынешнее время потянет экономически, технологически и организационно; во-вторых, это и не нужно! Об этом еще в 2009 г. говорил В. В. Путин, отмечая, что «... не стоит считать импортозамещение самоцелью». Живя в глобальном мире, мы не можем отказаться от преимуществ глобальной кооперации, вступить на путь экономической самоизоляции. Но при этом мы не должны мультиплицировать риски в сферах экономической и оборонной безопасности, доступности передовых технологий, продовольственной и товарной зависимости. В этом смысле импор-тозамещение - это минимизация не импорта как такового, а именно этих рисков. Сегодня задача импортозамещающей политики состоит в формировании системы стимулов для поддержки национального производства импортозамещающей продукции, конкурентной не только на внутреннем, но и на внешних рынках.
Министр экономического развития А. В. Улюкаев, выступая в Государственной Думе, отметил, что разрабатывая программу импортозамещения, нам нужно двигаться в трех направлениях: диверсификации импорта, диверсификации экспорта и создания новых производственных мощностей. Наверное, следует добавить - такой модернизации производственных мощностей, которая позволит осуществить диверсификацию и активное наращивание экспорта российской продукции. При этом на первое место мы бы поставили воссоздание российской промышленности на новой технологической основе, т. е. реиндустриализацию российской экономики.
Как уже отмечалось, под реиндустриализацией следует понимать переход к новой модели экономического роста за счет повышения эффективности использования ресурсов для производства конкурентоспособной инновационной продукции (преимущественно с использованием отечественных наукоемких технологий) через развитие и модернизацию производственной и технологической базы национальной промышленности. Политика реиндустриализации в этом смысле прямо ориентирована на обеспечение заявленной руководством страны стратегии импортозамещения. На самом деле можно говорить о проведении импортозамещающей и экспортноо-риентированной реиндустриализации.
Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, при формировании политики импортозамещения в рамках перехода от экспортно-сырьевой к инновационной модели экономического роста в качестве целепола-гающих были определены следующие направления [7]:
• закрепление и расширение глобальных конкурентных преимуществ России в традиционных сферах (энергетика, транспорт, аграрный сектор, переработка природных ресурсов), в том числе реализация аграрного потенциала в части развития экспорта зерна и других сельскохозяйственных продуктов;
• рост (в том числе путем импортозамещения) средне технологичного производства - пищевой промышленности, промышленности строительных материалов, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, а также экспортно-ориентированных химической промышленности и цветной металлургии;
• развитие двойных технологий, технологическое обновление массовых секторов экономики (автомобилестроение, транспортное машиностроение и станкостроение), играющих решающую роль в повышении среднего технологического уровня промышленности и импортозамещения;
• интенсивные процессы импортозамещения в пищевой промышленности, производстве бытовой техники и автомобилестроении;
По целевому сценарию ожидается рост уровня производства продукции сельского хозяйства в 2018 году по сравнению с уровнем 2014 года на 9,9% (выше чем в базовом на 2 п. пункта), пищевой продукции - на 10,8% (выше на 1,4 п. пункта) [7]. В среднесрочной перспективе индекс физического объема инвестиций в сельском
ТКЛШРОЮ" BUSINESS Ш ЯШЗТА | №4 2016 | 9
хозяйстве в 2018 году к 2014 году составит 101,4% (выше базисного на 2 процентных пункта), в пищевой промышленности - 104,1% (выше на 2,4 п. пункта). Проводимая политика в отношении развития агропромышленного комплекса будет способствовать росту инвестиционной активности в секторе, повышению эффективности основных факторов производства за счет применения инновационных, ресурсосберегающих технологий и биотехнологий, способствующих количественному и качественному росту выпуска агропродовольственных товаров. Более динамично будет развиваться экспорт продукции агропромышленного комплекса: с 2016 года по 2018 год прирост экспорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья составит 18% (11,2% в базовом варианте).
Реализация основных мер, предусматриваемых целевым сценарием развития, позволит обеспечить увеличение темпов экономического роста на 1,5 - 2 п. п. ВВП по сравнению с базовым сценарием в 2017 - 2018 гг. и перейти к 2020 году на устойчивую динамику экономического роста со средним темпом 4,5% в год, обеспечив при этом рост производительности труда не менее чем на 5% в год и достижение целевого уровня инфляции не выше 4 процентов. Основной вклад в увеличение темпов экономического роста в 2016 - 2020 гг. внесут следующие факторы:
• рост инвестиций в расширение производства и производственную инфраструктуру - около 1 п. п. в год;
• рост инвестиций в увеличение экспорта несырьевых товаров и стимулирование экспорта высокотехнологичной продукции - 0,1
- 0,3 процентных пункта;
• повышение совокупной производительности факторов в результате увеличения вложений в инновационные сектора экономики
- 0,1 - 0,2 процентных пункта;
• реализация мер по экономии ресурсов и сокращению издержек, в том числе связанных с трудовыми затратами и тарифами естественных монополий - 0,1 - 0,3 процентных пункта;
• развитие малого бизнеса, улучшение условий для предпринимательской деятельности и другие факторы - 0,2 - 0,3 процентных пункта.
Укрепление национальной валюты и оживление экономики приведут к сокращению оттока капитала с 72 млрд. долларов США в 2015 году до 40 млрд. долларов США в 2018 году (50 млрд. долларов США в базовом варианте) [7].
Одним из условий достижения целевого состояния экономики, заложенного в основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации, является сокращение расходов федерального бюджета в реальном выражении. Для достижения вышеуказанных целей потребуется проведение значительных структурных преобразований расходной части федерального бюджета, предполагающих проведение в 2016 - 2018 гг. мероприятий по оптимизации и повышению эффективности бюджетных расходов, радикальному пересмотру государственных программ Российской Федерации в целях соответствия ориентирам и показателям целевого состояния социально-экономического развития Российской Федерации.
При этом одним из критериев пересмотра бюджетных расходов на госпрограммы должна стать эффективность их реализации, в том числе макроэкономическая. Это позволит сохранить расходы федерального бюджета, оказывающие наибольшее влияние на по-
вышение темпов экономического развития страны и одновременно сократить неэффективные расходы, а также позволит заложить соответствующую структуру расходов федерального бюджета на последующие годы.
Раньше, когда говорили о необходимости реиндустриализации, часто возникал вопрос - с чего начинать? Сегодня в силу сложившихся обстоятельств такого вопроса нет. Начав с импортозаме-щения - поэтапного, «послойного», углубляющегося, мы можем осуществить настоящую реиндустриализацию страны. Формирование государственной политики, ориентированной на реализацию стратегии реиндустриализации, по существу представляет собой создание такой институциональной среды, которая бы способствовала не просто эффективному функционированию отечественных предприятий и предотвращению нарастания структурных дисбалансов, но была бы направлена на преодоление инерции и повышение риск устойчивости российской экономики, обеспечение на этой основе положительной экономической динамики, что в рассматриваемом контексте означает преодоление последствий финансово-экономического кризиса.
Таким образом, реиндустриализация как важнейшая предпосылка преодоления экономической инерции, обеспечения стратегической устойчивости и конкурентоспособности национальной экономики предполагает создание благоприятных институциональных условий для осуществления стратегии реиндустриалазации и импортозамещения, являющихся достойным ответом на новые глобальные вызовы, а также сдерживание факторов, способных дестабилизировать ситуацию в экономике и обществе.
Литература:
1. Белокрылова О.С. Институциональная модернизация стратегии экономического развития в условиях принуждения к импортоза-мещению // JournalofEconomicRegulation. - T. 5, № 3, - C. 12.
2. Валентей С.Д. Для решения задачи использования собственности ОПК необходима стратегия реиндустриализации экономики России [Электронный ресурс]. URL: http:// www.lentachel.ru/ articles/36932(дата обращения 31.08.16)
3. Грозовский Б.Р. Ловушка стагнации: сколько лет потеряет российская экономика. [Электронный ресурс]. - URL: http://www. forbes.ru/mneniya-column/krizis/243187(дата обращения 31.08.16).
4. К концу 2014 года Россия войдет в техническую рецессию[Электронный ресурс]URL: http://www.vedomosti.ru/ finance/news/36478471/politicheskaya-stagnaciya-rossii(дата обращения 31.08.16).
5. Федеральный закон 488-ФЗ, 2014.[Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2015/01/12/promysЫenn.ost-dok.html(дата обращения 31.08.16).
6. Министерство экономического развития Российской Федерации[Электронный ресурс]. URL: http://www.economy.gov. ru/minec/main(дата обращения 31.08.16).
7. Указ Президента РФ от 12.05.2009. № 537 (ред. от 01.07.2014) «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // Собрание законодательства РФ. 18.05.2009. №20. Ст. 24444.