УДК 005.591.6:338.4
КЛЮЧЕВЫЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССА ОСВОЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ
УСЛУГИ
Рожкова Екатерина Владимировна, кандидат экономических наук,
доцент кафедры управления
Ульяновский государственный университет, г. Ульяновск, Россия erozhkova@mail. ru
В статье характеризуются основные направления деятельности в рамках освоения инновационной услуги в современной компании. Автор выделяет специфику подготовки материально-технической базы, особенности подготовки персонала. Подчеркивается важность выстраивания инновационных коммуникаций с субъектами инновационной инфраструктуры.
Ключевые слова: Инновационная услуга; освоение инновационной услуги; инновационные коммуникации.
KEY ASPECTS OF THE DEVELOPMENT OF INNOVATIVE
SERVICES
Rozhkova Ekaterina Vladimirovna, candidate of economic science, associate professor of management department
Ulyanovsk State Universit, Ulyanovsk, Russia erozhkova@mail. ru
The paper characterizes the main activities in the development of innovative services in a modern company. The author identifies specific training material and
technical resources, particularly personnel training. The importance of building of innovative communications with subjects of innovation infrastructure is emphasized.
Keywords: Innovative service; the development of innovative service; innovative communications.
Под инновационными услугами мы понимаем услуги, обладающие объективной новизной, то есть впервые оказываемые потребителю.
На наш взгляд, существуют следующие виды инновационных услуг:
- Услуги по разработке инновации или интеллектуальные инновационный услуги (весь комплекс НИОКР - научно-исследовательских и опытноконструкторских работ, маркетинг).
- Услуги, использующие инновацию или чистые инновационные услуги (услуга, оказываемая с применением инновации-продукта или инновации-технологии).
- Услуги, формирующие новые рынки или оригинальные инновационные услуги (услуга, не предполагающая использование инновации, но впервые предлагаемая на рынке).
Освоение данных видов услуг сервисным предприятием сопряжено с рядом особенностей.
На наш взгляд, процесс освоения инновационной услуги предполагает два основных направления: подготовку материально-технической базы,
необходимой для осуществления инновационной услуги, и подготовку персонала к ее оказанию. Скорее всего, сервисная компания для решения данных вопросов не ограничится собственными возможностями, а прибегнет к помощи экономических субъектов, специализирующихся на такого рода деятельности. По сути, на данном этапе необходимо осуществление различных инновационных коммуникаций.
Подготовка материально-технической базы. Характеризуя данный процесс, нельзя не отметить, что в зависимости от содержания инновации, ее потенциала
и места в сервисной системе требуемые изменения в материально-технической базе будут разными.
Так, изменения могут касаться:[1]
- наличия и видов технологического оборудования;
- уровня используемой оргтехники и расходных материалов;
- оформления интерьеров;
- внешнего вида сотрудников и.т.п.
Кроме того, степень новизны (а, значит, и существенные различия в стоимости) оборудования напрямую зависят от потенциала инновации:
- использование изобретения;
- использование полезной модели;
- использование промышленного образца;
- использование программ для ПК как объектов авторского права.
Однако в любом случае, в рамках освоения инновационной услуги
специфика подготовки материально-технической базы, несомненно, будет присутствовать. На наш взгляд, подобная специфика проявляется в следующем:
1) приобретение инновации, лежащей в основе инновационной услуги, предполагает покупку продукта или технологии, защищенной патентом или лицензией. Более того, если речь идет о технологической инновации, потребуется покупка лицензии, как юридического права использовать данную технологию. Данные особенности несомненно увеличат стоимость инновационной услуги;
2) приобретение инновации означает, что владелец патента (лицензии) может наложить определенные ограничения: в отношении территории, на которой допускается использование результата интеллектуальной деятельности, срока, на который заключается лицензионный договор, наличию отчетов об использовании инновации;[2]
3) приобретение инновации возможно у ограниченного числа продавцов (монопольный рынок [3,4]), к которым будет относиться лишь владельцы патента и лицензий;
4) приобретение инновации может потребовать одновременного приобретения комплекса услуг, связанных с установкой, подключением, наладкой и обслуживанием оборудования или программного обеспечения.
Не менее важен учет специфических особенностей в подготовке персонала в рамках освоения инновационной услуги. Специфика видится в следующем:
1) рынок продавцов образовательных услуг (повышение квалификации, дополнительная профессиональная подготовка), скорее всего, ограничен: вполне вероятно, что формирование умений и навыков работы с инновационной продукцией или технологией невозможно лишь в классических образовательных структурах и программах. Вполне вероятно, что подобные услуги может оказать лишь владелец технологии или продукта, либо представители инновационной инфраструктуры (бизнес-инкубаторы, технопарки и пр.);
2) качество услуг по подготовке персонала может не соответствовать требованиям организации. Как и любая другая, образовательная услуга характеризуется непостоянством качества (что было отмечено ранее). Особенно риск низкого качества возрастает при заказе на нестандартные услуги, к которым явно относится подготовка персонала к использованию инновации. Соответственно, результат обучения персонала не всегда гарантирует эффективное освоение инновационной услуги;
3) поскольку данный процесс затрагивает человеческий фактор, при
разработке инновационной услуги руководство может столкнуться с сопротивлением изменениям (данный аспект менеджмента достаточно давно исследуется в научной литературе [5,6,7]). При недостаточном профессионализме в управлении изменениями и отсутствии мотивации к внедрению инноваций вполне могут возникнуть характерные последствия сопротивления сотрудников: непредвиденные отсрочки внедрения
инновационной услуги, дополнительные расходы, нестабильность процессов, саботаж и пр. [8]
4) при освоении инновационных продуктов и технологий с высоким потенциалом работник часто становится носителем неотделимого знания, характерного для рынка высококвалифицированной рабочей силы [9]. Соответственно, ценность и стоимость данного работника повышается, что вынуждает компании формировать новые подходы к мотивированию и снижению текучести такого рода кадров. В частности, возникает проблема формирования механизма компенсационных выплат за специалиста в случае его ухода в другую компанию (по аналогии с вариантами решения общегосударственной проблемы «утечки мозгов» [10]).
С учетом выделенных особенностей процесса освоения инновационной услуги, резонным будет являться решение руководства сервисной компании о выстраивании инновационных коммуникаций с субъектами инновационной инфраструктуры, которые будут способствовать максимально качественному и оперативному освоению инновационной услуги. Охарактеризуем основных представителей инновационной инфраструктуры:
• Венчурные фонды (разновидность инвестиционных фондов, аккумулирующий на принципах трастового управления средства корпораций, частных лиц, государства, страховых компаний, пенсионных фондов и направляющий их в поддержку малых инновационных фирм). Как отмечалось выше, одним из вариантов финансирования процесса разработки инновационной услуги является сотрудничество с венчурным фондом. Как известно, финансирование клиентов фонд осуществляет через покупку крупного пакета акций. Однако после покупки акций фонд осуществляет как контроль над целевым расходованием средств, так и консультирование фирм по актуальным вопросам управления и функционирования. А.Каржаув и А.Фоломьёв, весьма тщательно исследовавшие систему венчурного инвестирования, отмечают, что венчурные капиталисты играют куда более важную роль, чем просто поставщика финансов. Они предлагают предпринимателю ценные деловые связи, богатый опыт менеджмента и маркетинга, перспективное мышление и пр. [11] В развитие данного
утверждения авторы неоднократно подчеркивают, что венчурные фонды способны формировать венчурные системы. Ее участники объединяются с научными центрами, университетами и пр. Кроме того, в рамках венчурных сетей высоко разнообразие форм сотрудничества между крупными и малыми предприятиями (субконтракт, лизинг, франчайзинг и пр.). [12] Соответственно, в вопросах освоения инновационной услуги венчурный фонд может оказать существенную поддержку сервисной организации, обеспечивая необходимые связи с субъектами, способными содействовать в подготовке материальнотехнической базы и в обучении персонала.
• Бизнес-инкубаторы (небольшие организации, главная цель которых -«выхаживание» малых предприятий, начинающих предпринимателей). Функции его определяются самим названием. Услуги бизнес-инкубаторов включают как услуги коллективного пользования (необходимое помещение, оборудование, доступ к множительной технике, факс, телефон, секретарские услуги), так и высококвалифицированные консультационные и информационные услуги по управлению малым бизнесом [8]. При этом плата за оказываемые услуги является вполне умеренной (иногда услуги предоставляются бесплатно) за счет участия в организации и финансировании государства, местных органов власти, вузов и т.д. Бизнес-инкубатор позволяет существенно снизить финансовые издержки и затраты времени на освоение инновационной услуги. Подчеркнем, правда, что классическая модель инкубатора бизнеса предполагает сотрудничество с начинающим предпринимателем [13,14] и для состоявшейся сервисной компании, либо для сервисного подразделения производственного предприятия поддержка бизнес-инкубатора вряд ли вероятна.
• Технопарк (научно-производственный комплекс, главная задача которого - формирование максимально благоприятной среды для развития малых наукоемких фирм-клиентов). Основное преимущество технопарка -расположение его в непосредственной близости от научного учреждения (чаще всего - университета), что резко увеличивает число контактов, объем и скорость
информационного обмена между участниками. Следует отметить, что технопарки по сравнению с бизнес-инкубаторами подразумевают создание более разнообразной инновационной среды, позволяющей представить более широкий спектр услуг[13]. Опыт работы современных технопарков (например, ОАО «Томский международный деловой центр «Технопарк» [15], Технопарк «Курчатовский» [16] и др.) доказывает, что в рамках подобных структур успешно развиваются такие виды деятельности, как: оказание
информационных, консультационных и других видов услуг, обеспечение связи с информационными центрами и банками данных, участие в освоении инновационной продукции и технологий, организация подготовки специалистов в области новых технологий, повышение профессионального уровня клиентов и пр. Соответственно, организации, осуществляющие разработку инновационных услуг, могут сотрудничать с технопарком не только в части подготовки материально-технической базы и кадрового состава, но и на стадии поиска новых решений, на этапе коммерциализации инновационной услуги и пр.
• Инновационно-технологические центры и центры трансфера технологий, центры коммерциализации научно-технических разработок. Подобные структуры возникают на базе научных организаций (университетов, институтов РАН и т.д. [17]). Содействие инновационному бизнесу (преимущественно -малому) осуществляется путем предоставления услуг по: решению вопросов интеллектуальной собственности, проблемам получения лицензий, доступу к информационным сетям, базам данных, технологическому консалтингу, обучению персонала, продвижению проектов на рынок и пр.[18]. Однако нередко сотрудничество научных и бизнес-организаций сопряжено со сложностями и конфликтами: первые не всегда должным образом оценивают коммерческие аспекты и проблемы партнеров, вторые же не всегда готовы адекватно оплачивать предоставляемую информацию и услуги [13, 19].
Исходя из представленной информации, можно сделать вывод о том, что в настоящее время существуют различные варианты инновационных
коммуникаций, возможных в рамках освоения инновационных услуг. Вместе с тем, сложно утверждать, что на сегодня организациями сферы услуг в должной мере освоены подобные коммуникации. Усиление инновационных взаимосвязей, на наш взгляд - тенденция ближайшего будущего в сфере интеллектуальных и инновационных услуг.
Литература
1. Челенков А. Маркетинг услуг. - М.: Центр маркетинговых
исследование и менеджмента, 2000. С. 53.
2. Гражданский кодекс РФ от 18.12.2006 N 230-Ф3 - Часть 4, статьи 1235,
1237 [Электронный ресурс].
URL:http://www.consultant.ru/popular/gkrf4/79_1.html#p133 (дата обращения 10.10.11).
3. Фролова Н. Инновационный процесс: потенциал рынка и государства (микроэкономический аспект). Часть 2. - М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2007. С. 116-117.
4. Яковец Ю. Эпохальные инновации XXI века. - Междунар. Ин-т П.Сорокина - Н.Кондратьева. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2004. С.65-69, 119-127
5. Jackobs Robert F. Real Time Strategic Change. N.-Y., 1994.
6. Kotter J.P. Leading Change: Why Transformation Efforts Fail / J.P.Kotter, L.Schlesinger // Harvard Business Review. 1995.
7. Kotter J.P., Schlesinger L. Choosing Strategies for Change: Why Transformation Efforts Fail // Harvard Business Review. 1979. Vol. 57.
8. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие / Под ред. В.Аньшина,
А.Дагаева. - М.: Дело, 2003. С.214, 263.
9. Экономика знаний: Коллективная монография / Отв. Ред. В.Колесов. -М.: ИНФРА-М, 2008. С.42.
10. Инновационный менеджмент в России: вопросы стратегического управления и научно-технологической безопасности / Руководители авт.колл.
В.Макаров, А.Варшавский. - М.: Наука, 2004. С. 196-198.
11. Каржаув А. Национальная система венчурного инвестирования / А.Каржаув, А. Фоломьёв. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2006. С.33.
12. Авилова А. Формы организации сотрудничества между крупными и малыми предприятиями (Зарубежный опыт в контексте российских проблем) // Предпринимательство в России,1998. - №3. С.66.
13. Сурин А.В.Инновационный менеджмент: Учебник / А.В. Сурин, О.П. Молчанова. - М.: Инфра-М, 2008. С. 107-109, 139-140.
14. Рожкова Е.В. Инновационный менеджмент: учеб. пособие. -
Ульяновск, УлГУ, 2007. С.39.
15. Томский международный деловой центр «Технопарк» [Электронный ресурс]. Ц^: www.t-park.ru (дата обращения 17.11.11).
16. Российские технопарки: технопарк Курчатовского института
[Электронный ресурс]. ЦЯЬ: www.tpki.ru (дата обращения 17.11.11).
17. Зинов В.Взаимодействие малого предприятия и НИИ в инновационных проектах / В. Зинов, С. Циганов // Инновации, 2005, №2-3.
18. Бузник В. Опыт организации и функционирования регионального Центра трансфера технологий // Инновации. - 2005. - №3.
19. Румянцев А. Менеджмент инновации. как научную разработку довести до инновации: учеб.пособие. - СПб.: Изд.дом «Бизнес-пресса», 2007. - С.137.
Рецензент:
Романова И.Б., д-р экон. наук, проф.