Научная статья на тему 'КЛЮЧЕВЫЕ АСПЕКТЫ И ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

КЛЮЧЕВЫЕ АСПЕКТЫ И ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
195
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ДЕЛОВЫЕ ПЕРЕГОВОРЫ / КОНТРАГЕНТЫ / РИСК / ДОЛЖНАЯ ОСМОТРИТЕЛЬНОСТЬ / ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ СУБЪЕКТ / КОММЕРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бадма-халгаев Руслан Константинович

В данной статье рассматривается вопрос, связанный с изучением основных аспектов и трудностей, характеризующих процесс взаимодействия между субъектами предпринимательской деятельности. Автором были рассмотрены ключевые подходы к определению понятия предпринимательской деятельности, описана нормативно-правовая база, относящаяся к данному явлению, а также выделены и проанализированы элементы, отвечающие за отдельные аспекты коммерческой деятельности экономических субъектов. Кроме того, в данной работе описаны примеры ведения предпринимательской деятельности организациями, а также выбора контрагентов для дальнейшего сотрудничества и налаживания деловых связей. Важное место в данной работе отведено для анализа рисков, которые возникают в процессе ведения предпринимательской деятельности. При этом автором описаны как внутренние, так и внешние риски, а также выявлена взаимная связь между указанными разновидностями. Кроме того, в данной работе рассмотрены основные проблемы и трудности, которые мешают эффективному ведению деловых переговоров и всему деловому взаимодействию между субъектами предпринимательской деятельности. Автором также был описан процесс по грамотному выбору контрагентов для ведения совместной деятельности, при этом выделены 4 этапа, соблюдение каждого из которых необходимо для перехода на следующую ступень. В заключительной части работы автором были описаны рекомендации по совершенствованию деловых переговоров между субъектами предпринимательства, а также по повышению эффективности системы должной осмотрительности в процессе подбора контрагентов. В данной работе также описаны механизмы по повышению благонадежности в процессе подбора контрагентов для возможного взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KEY ASPECTS AND PROBLEMS OF INTERACTION OF BUSINESS ENTITIES

This article discusses the issue related to the study of the main aspects and difficulties characterizing the process of interaction between business entities. The author considered the key approaches to the definition of the concept of entrepreneurial activity, described the regulatory framework related to this phenomenon, and also identified and analyzed the elements responsible for certain aspects of commercial activity of economic entities. In addition, this paper describes examples of doing business by organizations, as well as choosing counterparties for further cooperation and establishing business ties. An important place in this work is reserved for the analysis of risks that arise in the process of doing business. At the same time, the author describes both internal and external risks, and also reveals a mutual relationship between these varieties. In addition, this paper examines the main problems and difficulties that hinder the effective conduct of business negotiations and all business interaction between business entities. The author also described the process for the competent selection of counterparties for conducting joint activities, while highlighting 4 stages, compliance with each of which is necessary to move to the next stage. In the final part of the work, the author described recommendations for improving business negotiations between business entities, as well as for improving the effectiveness of the due diligence system in the process of selecting counterparties. This paper also describes mechanisms to improve reliability in the process of selecting counterparties for possible interaction.

Текст научной работы на тему «КЛЮЧЕВЫЕ АСПЕКТЫ И ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Вестник Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal https://esj.today 2022, №5, Том 14 / 2022, No 5, Vol 14 https://esj.today/issue-5-2022.html URL статьи: https://esj.today/PDF/44ECVN522.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Бадма-Халгаев, Р. К. Ключевые аспекты и проблемы взаимодействия субъектов предпринимательской деятельности / Р. К. Бадма-Халгаев // Вестник евразийской науки. — 2022. — Т. 14. — № 5. — URL: https://e sj. today/PDF/44ECVN522.pdf

For citation:

Badma-Khalgaev R.K. Key aspects and problems of interaction of business entities. The Eurasian Scientific Journal, 14(5): 44ECVN522. Available at: https://esj.today/PDF/44ECVN522.pdf. (In Russ., abstract in Eng.).

УДК 314

Бадма-Халгаев Руслан Константинович

ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», Москва, Россия

«Финансовый» факультет Бакалавр

E-mail: [email protected]

Ключевые аспекты и проблемы взаимодействия субъектов предпринимательской деятельности

Аннотация. В данной статье рассматривается вопрос, связанный с изучением основных аспектов и трудностей, характеризующих процесс взаимодействия между субъектами предпринимательской деятельности. Автором были рассмотрены ключевые подходы к определению понятия предпринимательской деятельности, описана нормативно-правовая база, относящаяся к данному явлению, а также выделены и проанализированы элементы, отвечающие за отдельные аспекты коммерческой деятельности экономических субъектов. Кроме того, в данной работе описаны примеры ведения предпринимательской деятельности организациями, а также выбора контрагентов для дальнейшего сотрудничества и налаживания деловых связей. Важное место в данной работе отведено для анализа рисков, которые возникают в процессе ведения предпринимательской деятельности. При этом автором описаны как внутренние, так и внешние риски, а также выявлена взаимная связь между указанными разновидностями. Кроме того, в данной работе рассмотрены основные проблемы и трудности, которые мешают эффективному ведению деловых переговоров и всему деловому взаимодействию между субъектами предпринимательской деятельности. Автором также был описан процесс по грамотному выбору контрагентов для ведения совместной деятельности, при этом выделены 4 этапа, соблюдение каждого из которых необходимо для перехода на следующую ступень. В заключительной части работы автором были описаны рекомендации по совершенствованию деловых переговоров между субъектами предпринимательства, а также по повышению эффективности системы должной осмотрительности в процессе подбора контрагентов. В данной работе также описаны механизмы по повышению благонадежности в процессе подбора контрагентов для возможного взаимодействия.

Ключевые слова: предпринимательство; деловые переговоры; контрагенты; риск; должная осмотрительность; хозяйственный субъект; коммерческая деятельность

Введение

Актуальность данной темы обоснована тем, что основным компонентом экономики цивилизованного общества является предпринимательство. Рыночная экономическая система не может существовать без сильного и активного предпринимательского сектора. История развития предпринимательства в России имеет волнообразный характер: со спадами во время политического давления и с подъемами в периоды политической стабильности. Исторически сложилось, что предпринимательство в России существовало для выполнения определенных общегосударственных задач, то есть управление носило императивный характер. Однако с 90-х годов XX века государство дало свободу гражданам на осуществление любой предпринимательской деятельности, не запрещенной законом.

Целью данной работы является изучение ключевых аспектов взаимодействия субъектов предпринимательской деятельности. При этом можно выделить следующие задачи:

1. Изучить основные характеристики предпринимательской деятельности.

2. Рассмотреть риски, которые возникают в процессе делового взаимодействия.

3. Проанализировать барьеры взаимодействия между субъектами предпринимательства.

4. Дать рекомендации по повышению эффективности делового взаимодействия.

Объектом данного исследования выступает взаимодействие между деловыми партнерами. Предметом — проблемы в процессе делового взаимодействия.

1. Материалы и методы

При рассмотрении различных нормативно-правовых актов, а также научной литературы, можно встретить множество подходов к определению «предпринимательская деятельность». Особенно остро этот вопрос стоял во второй половине XX века, когда теория предпринимательства развивалась быстрыми темпами. Для продолжения исследования необходимо изучить несколько различных подходов к определению сущности предпринимателя и его деятельности. Это поможет создать целостное понимание данного субъекта экономики.

Существенный вклад в исследование вопроса выбора деловых партнёров и контрагентов внесли Петров А.Н. [1], Хутиев А.М. [2], Жулькова Ю.Н. [3]. При написании работы была использована отечественная и переводная учебная литература, в частности труды Абдуева М.Х. [4], Хоружего Л.И. [5] и многих других научных деятелей, посвященные изучению особенностей деловой коммуникации.

При написании работы использовались общенаучные методы общенаучные методы познания, такие как системный поход, статистические методы обработки массивов информации, методы анализа и синтеза. Были широко использованы индуктивный и дедуктивный методы, а также сравнительный анализ.

2. Результаты и обсуждение

В экономической науке существует четыре подхода к пониманию сущности предпринимательской деятельности, следовательно, и самого предпринимателя. Сторонники первого подхода (Р. Кантильон, Ф. Найт) рассматривают предпринимателя как человека, осуществляющего свою деятельность в условиях неопределенности будущей цены предлагаемого им товара. Предпринимательская деятельность, согласно этому подходу,

является высоко рисковой, потому что, приобретая или производя какой-либо товар или услугу невозможно предугадать, по какой цене их можно реализовать на рынке. То есть заблаговременно не известно, принесет ли деятельность экономическую выгоду. Второй подход рассматривает предпринимателя как экономического агента, который, комбинируя факторы производства (землю, труд и капитал), находит наиболее прибыльные отрасли для получения большего дохода от их использования. Родоначальником данного направления понимания сущности предпринимательской деятельности как координации факторов производства является французский экономист Жан-Батист Сей. Именно он выделил четвертый фактор производства — предпринимательские способности, которые так же имеют спрос, предложение и цену. Иной способ определения предпринимательской деятельности предложил австрийский экономист Йозеф Шумпетер. По его мнению, главная цель предпринимателя-получение дополнительной прибыли путем внедрения новых способов, методов и механизмов в производство существующей продукции, либо созданием качественно нового товара. Предпринимательская деятельность является новаторской, которая разрушает или изменяет устоявшиеся технологии и способы организации производства, одновременно создавая новые бизнес-идеи и бизнес-продукты. Четвертый вариант понимания сути предпринимательства предложили экономисты неоавстрийской школы: Л. Мизес, Ф. Хайек, И. Кирцнер. По их мнению, действия предпринимателя направлены к достижению равновесия, то есть полного знания всего, что происходит на конкретном рынке. Принятие решений основано на бдительности субъекта к ранее незамеченным возможностям. Именно умение видеть возможности получения прибыли от арбитражных сделок, спекулятивных операций является основной чертой предпринимателя [6].

Рассмотренные выше определения позволяют посмотреть на предпринимательскую деятельность как на высоко рискованную новаторскую деятельность лица, обладающего специфическими знаниями в области экономики, позволяющими ему наиболее эффективно использовать факторы производства для производства нового продукта и получения предпринимательского дохода. Однако данное определение сложно использовать в реальной жизни [7].

В условиях реальной экономики к предпринимательской деятельности существует иной подход, который выражается, прежде всего, через систему нормативно-правовых актов. Поэтому для определения её границ обратимся к части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, которая устанавливает, что «...предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имущества, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке». Так как в исследование проводится на примере российской организации, в дальнейшем под предпринимательской деятельностью будем понимать именно это значение.

Для дальнейшего исследования необходимо уточнить, что термины коммерческая и предпринимательская деятельность в российском законодательстве схожи, поэтому коммерческая организация — юридическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность. В более узком смысле коммерческая деятельность — разновидность предпринимательства, осуществляемого в сфере обращения товаров и услуг. В дальнейшем речь пойдет именно о коммерческой организации, действующей в сфере обращения [8].

Являясь разновидностью предпринимательства, коммерческая деятельность неизбежно связана с риском. Под риском в коммерческой деятельности понимается возможность возникновения непредсказуемых заранее ситуаций, которые могут привести к изменению исходной ситуации. Организация путем принятия решений в условиях неопределенности старается найти баланс между ожидаемой прибылью и уровнем допустимого риска.

Источником риска могут быть как внешние факторы, так и деятельность самого предприятия. Согласно синергетическому закону, именно внутренняя нестабильность социально-экономической системы порождает усиление воздействия негативных внешних факторов. С позиции системности любой хозяйствующий субъект соответствует тому, как он себя позиционирует на рынке [9].

Список внутренних рисков предпринимательской деятельности выглядит следующим образом:

1. Неэффективное управление организацией в целом или ее структурными подразделениями.

2. Использование в коммерческой деятельности недостоверной информации.

3. Несвоевременное выполнение договорных обязательств перед партнерами.

4. Неправильно организованная работа по формированию ассортимента.

5. Утрата, порча или хищение имущества по вине работников.

6. Ошибки в организации преддоговорной работы.

Среди внешних рисков предпринимательской деятельности выделяются следующие:

1. Изменение экономической ситуации внутри страны и за ее пределами.

2. Изменения в законодательстве, регламентирующем коммерческую деятельность.

3. Обесценивание полученных доходов в результате роста инфляции, резких колебаний курса рубля.

4. Изменения в структуре спроса потребителей, вызванные влиянием моды, достижений научно-технического прогресса и т. п.

5. Действия конкурентов.

6. Недобросовестность партеров по бизнесу [10].

Успешный субъект хозяйствования демонстрирует и подтверждает свое устойчивое положение не только высокими финансово-экономическими показателями на данный момент времени, но и отлаженным механизмом работы, этичными принципами ведения бизнеса, проверенными и надежными контрагентами, безупречной репутацией и имиджем, а также прочими положительными атрибутами деловой активности.

Как было установлено ранее, главной целью предпринимательской деятельности является получение прибыли, поэтому одной из форм её образования является создание коммерческой организации. В декабре 2021 в России функционировало 7 797 802 коммерческих организации и индивидуальных предпринимателей. Однако ни одна из них не может получать прибыль в одиночку, потому что нужны поставщики или посредники для приобретения и сбыта продукции. В процессе своей деятельности организация заключает множество договоров с другими субъектами экономики, которые вносят свой вклад в результат ее деятельности. Заключая договор, стороны объединяют средства и разделяют ответственность за результат их совместной деятельности [11].

Одним из основных нормативно-правовых актов, регулирующих взаимоотношения субъектов экономики является раздел IV части 2 Гражданского кодекса Российской Федерации. Там перечислены возможные виды договорных обязательств, среди которых наиболее популярными являются: договор купли-продажи, мена, аренда, подряд, возмездное оказание услуг, заем и кредит. Несмотря на разнообразие, подготовительный этап к любому из договоров является обязательным. Перед заключением договора необходимо не только выбрать

организацию, с которой бы хотелось сотрудничать, но и удостовериться в ее благонадежности, то есть проявить должную осмотрительность. Выбрав недобросовестного поставщика, организация рискует понести не только финансовые потери, но и приостановить нормальное функционирование. Обязательная процедура контроля своих контрагентов так же вменена каждой организации налоговым законодательством, так как налоговые права и обязанности хозяйствующих субъектов, вступающих в договорные отношения, тесно взаимосвязаны. Так, согласно п. 2 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговые органы вправе взыскивать недоимки не только с проверяемой организации, но и с зависимых компаний. Однако организация может предотвратить возможные потери от нежелательных действий контрагента, если будет проявлять «должную осмотрительность», так как она гарантирует осуществление в отношении его правовой защиты. Такая позиция изложена в Определении Конституционного Суда РФ от 16 октября 2003 года № 329-О.

Анализ нормативно-правовых актов, раскрывающих понятие «должная осмотрительность», показал, что у него нет единого понимания. Обобщая письма Федеральной Налоговой службы России, под должной осмотрительностью понимаются предпринятые организацией меры по проверке юридического статуса и деловой репутации контрагента. Однако данные понятия включают в себя множество показателей, и для проверки благонадежности все они не нужны. Каждая организация должна самостоятельно разрабатывать перечень важных критериев, называемых «красные флаги», для отбора контрагентов.

Одно из наиболее структурированных схем проверки деловых партнеров, которые могут быть применены в организации, была предложена на мировом экономическом форуме партнерством против коррупции (PACI). Ими была предложена четырехступенчатая модель осуществления проверки контрагентов, основанная на антикоррупционном и риск-ориентированном подходе [12].

На первоначальном этапе необходимо проанализировать внешнюю среду контрагента. Из достоверных источников собираются сведения о взаимодействии контрагента с другими организациями, производится проверка на предмет коррупции и законности совершаемых ими операций. Сведения собираются не только о каналах поставок, но и о каналах сбыта и партнерах по сделкам. На этом этапе так же проводится знакомство с политикой компании, способах проверки ею своих контрагентов на предмет благонадежности. Так же изучению подлежат действия, предпринимаемые организацией для управления рисками, в том числе коррупционными. При определении границ интересов во внимание должны быть приняты следующие факторы: отраслевые и географические особенности восприятия коррупции, возможность предоставления услуги непосредственно или через посредников, выполнение государственных заказов, возможности влияния на условия договора для получения дополнительных выгод. Если на первом этапе установлено, что взаимодействие с данным контрагентом не представляет серьезных угроз, то на следующем этапе оценивается риск взаимодействия и осуществляется подбор мероприятий по проверке контрагента, соответствующих уровню риска.

На втором этапе определяется объем проверки и необходимого контроля контрагента путем отнесения его к одной из категорий: низко-, средне- и высоко рисковым организациям. Одной из методик оценки является применение риск-индикаторов. Можно выделить 7 критериев, которые помогают определить средний уровень риска компании. К ним относятся:

1. Риски, связанные с географическим расположением организации: восприятие коррупции, закрытость информации, уровень государственного принуждения при выборе контрагентов.

2. Отраслевые особенности: частота происходящих в отрасли коррупционных преступлений.

3. История компании: привлечение руководства компании к ответственности за нарушения антикоррупционного законодательства, участие в крупных арбитражных и уголовных делах, маленький срок существования и/или оказания данного вида услуги.

4. Взаимоотношения с государством: Лица, связанные с организацией, имеют тесные связи с государственными служащими, организация принадлежит полностью или частично государству, или управляется им (прямо/косвенно).

5. Условия платежа по договору: деление суммы платежа на части, оплата наличными, валютой, в виде политических взносов или пожертвований на благотворительность.

6. Другие факторы, определяющие объем предоставляемых услуг: помощь в получении выгодного контракта, требование передать полный контроль над сделкой.

7. Условия выбора контрагента: рекомендации покупателей, требование государственного служащего.

По каждому критерию выставляется балл от 1 до 10, то есть по мере увеличения риска балл растет. Вычисленное среднее значение является критерием для отнесения организации к одной из категорий. На основе выводов строится политика проверки контрагента, а также определяются основные качественные и количественные характеристики взаимодействия с ним [13].

Третий этап предполагает изучение определенного контрагента и состоит из трех этапов: сбор информации, её проверка и обоснование, оценка результатов, включая определение «красных флагов». Сбор информации о собственниках, способах и принципах деятельности должен иметь максимально объективный характер. Для достижения этого можно применить несколько способов получения данных: изучение открытых баз данных (средства массовой информации, интернет, различные рейтинги), опросы сотрудников и действующих партнеров контрагента. Выделяют пять основных направлений исследования:

1. Аффилированность фирмы и организационные особенности деятельности, в том числе место регистрации и фактического расположения.

2. Обоснование необходимости заключения договора именно с данным контрагентом, наличие у него конкурентных преимуществ перед другими организациями, функционирующих в данной отрасли.

3. Уровень профессиональной подготовки персонала достаточен для выполнения условий договора.

4. Способы расчетов, стоимость оказания услуги.

5. Устойчивость организации, легальность ее деятельности.

Способы проверки контрагента по этим критерия определяется исходя из того, к какой категории риска он относится. В таблице 2 приведены примеры того, как организация может осуществлять проверку контрагентов различных групп риска. Перечисленные меры являются лишь примерным перечнем, который, при желании, можно расширить. Однако при определении глубины проверки необходимо найти баланс между объемом информации и

уровнем возможного риска взаимодействия с контрагентом. Только при этом условии проводимые в организации меры будут эффективны.

После того, как информация была собрана, необходимо ее перепроверить и обосновать. Для этого привлекается независимое лицо или подразделение (например, юридический отдел) для подтверждения выясненных и невыясненных фактах.

Основное внимание обращается на несовместимость информации, полученной из разных источников. Иногда для объективной оценки привлекается эксперт, который проводит свое исследование контрагента и выносит решение. Полученные данные оцениваются при помощи определения списка «красных флагов» компании. Красные флаги относятся к обстоятельствам, предполагающим сильный риск коррупции, они должны быть надлежащим образом идентифицированы и смягчены при помощи соответствующих гарантий. Обнаружение «красного флага» не значит, что организация не может стать выгодным деловым партнером. Однако ни один красный флаг не должен быть оставлен без внимания, так как он несет потенциальную угрозу.

Завершающим этапом является одобрение контрагента и управление рисками взаимодействия с ним. Сопровождением процедуры проверки благонадежности контрагента занимается отдельное структурное подразделение, в обязанности которого входит оформление и систематизация данных, а также периодическое обновление. Процесс одобрения контрагента на основании результатов исследования должен быть прозрачен. Например, в компании устанавливается правило, что для одобрения контрагента с низким уровнем риска достаточно решения руководителя бизнес-единицы, а для средне и высоко рисковых необходимо так же одобрение независимого подразделения (например, юридического отдела). После одобрения контрагента можно применить меры по снижению уровня риска сделки: например, включить в договор дополнительные условия, осуществлять обновление данных о деятельности компании (запрос отчетов, просмотр средств массовой информации).

Таким образом, «должная осмотрительность» компании выражается в проведении постоянного систематического изучения контрагента, включая внешнюю среду, на основе риск-ориентированного и антикоррупционного подхода.

Процесс проверки контрагентов является трудоемким, поэтому обязательным условием является взаимодействие различных отделов и подразделений. В частности, эффективный процесс организации взаимоотношений с контрагентами имеет следующие основные черты:

1. Внедренная политика должна быть соблюдена всеми высшими органами управления (совет директоров, исполнительный директор, топ-менеджмент). Так же высшее руководство должно донести до каждого сотрудника необходимость тщательной проверки, основанной на риск-ориентированном и антикоррупционном подходе.

2. Обучение персонала и контрагентов стандартам по борьбе с коррупцией. Объем и способ обучения должен соответствовать степени ответственности сотрудника.

3. Внедрение системы требований к контрагенту и контроль их выполнения. Например, проверка реализации антикоррупционной и комплаенс-политики на практике, а также возможна помощь во внедрении. Включение в условие договора обязательность выполнения данных требований.

4. Высшее руководство организации должно контролировать процесс проявления должной осмотрительности в отношении третьих сторон, периодически пересматривать уровень приемлемости, адекватности и эффективности осуществляемых мер.

5. Организация каналов движения оперативных сообщений о подозрительных действиях контрагента. Данная информация может быть доведена до сведения контрагента для подтверждения или опровержения.

6. Организация должна разъяснить всем сотрудникам, что любое злоупотребление или игнорирование требования «должной осмотрительности» может привести к дисциплинарной ответственности.

Одним из методов оценки эффективности взаимодействия с поставщиками является АВС-анализ. Необходимость этого анализа обусловлена тем, что число поставщиков у современной торговой организации составляет несколько сотен, а порой и тысяч, причем с некоторыми из них организация работает на постоянной основе, а с некоторыми время от времени. Принципы проведения АВС-анализа поставщиков аналогичны АВС-анализу ассортимента и товарных запасов. Показателем для отнесения к группам А, В и С является доля поступления товаров от отдельных поставщиков в общем объеме поступления по товарной группе, направлению или организации в целом. Классификация поставщиков на группы позволяет четко определить место отдельных из них в системе поставок, обеспечить более эффективное сотрудничество с ними, не создавая при этом угрозу для деятельности самой организации. Так, поставщикам группы А следует уделять наибольшее внимание, особенно если они составляют менее 5 % от всего количества поставщиков. В этом случае торговая организация может попасть в зависимость от небольшого числа поставщиков, что со временем приведет к снижению эффективности взаимоотношений. Поэтому наряду с группой А следует уделять внимание и поставщикам группы В, т. к. они являются перспективными кандидатами для перехода в группу А. Аналогично отрицательно следует оценить ситуацию, когда поставщики группы А составляют слишком большой процент от общего количества поставщиков (до 50 %). Это значит, что в торговой организации нет ключевых поставщиков, а силы и ресурсы ее распылены. Как правило, в этом случае взаимоотношения торговой организации с поставщиками определяются не выгодностью контактов, а близостью взаимоотношений менеджеров поставщика и организации1.

Как уже было сказано выше, внешние риски, к которым относится последствия неблагонадежности контрагента, являются следствием внутренней нестабильности социально-экономической системы. Именно поэтому этим риском можно управлять, внедряя стандарты проверки и ведения контрагентов. Каждый сотрудник, включая высшее руководство, должен знать основы антикоррупционной политики компании и исполнять её в процессе деятельности. Любая сделка должна быть заключена только после оценки её рисков и установления благонадежности третьей стороны. Организация имеет право осуществлять «близкий контроль» контрагента для обеспечения стабильности своего функционирования.

Заключение

Процесс подбора контрагентов большей частью экономических субъектов происходит двумя путями: выбирается либо тот, кто продает по самой низкой цене, либо рекомендованная или известная на данной территории компания. Так же не исключены коррупционные составляющие выбора поставщиков. В связи с этим необходимо внедрять в российские организации систему проверки контрагентов на основе риск-ориентированного и антикоррупционного подходов. Основные принципы её построения: формализованность процедур, оценка рисков сделок и контрагентов, коммуникации с государственными органами

1 Валевич Р.П., Давыдова Г.А. (ред.) Экономика торговой организации. Учебное пособие. — Минск, 2008.

— 371 с.

и деловыми партнерами, мониторинг и контроль деятельности контрагентов. Сам процесс проявления должной осмотрительности предлагается осуществлять в четыре этапа: определение круга потенциальных контрагентов, выявление риск-индикаторов, изучение контрагента, заключение договора и последующий мониторинг.

В организации должен быть выпущен локальный нормативно-правовой акт, который назначает ответственных за проведение проверок лиц, описывает основные способы и объем собираемой информации. Сотрудники, осуществляющие данную деятельность, должны быть осведомлены об обязательном соблюдении антикоррупционного законодательства, а также нести личную ответственность за полноту и достоверность предоставляемой ими сведений. Однако решения о заключении договора с контрагентом принимает на основании предоставленных сведений высшее руководство, осознавая степень рискованности сделки.

Для установления благонадежности необходимо обработать большие массивы данных, в том числе общедоступные источники, провести анализ этих источников, выбрать наиболее достоверные и взять на себя ответственность, заверив личной подписью сотрудника. Кроме того, осуществляется параллельный документооборот (в бумажном и электронном виде), но для мониторинга контрагентов используются специальные базы данных, в которых происходит постоянное обновление информации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Петров А.Н. и др. Стратегическое управление сетевыми структурами: новый подход к оценке совместимости партнеров в сетевых альянсах // Экономика, предпринимательство и право. — 2020. — Т. 10. — № 6. — С. 1621-1634.

2. Хутиев А.М. Анализ системы взаимоотношений с контрагентами в современной экономике // Хроноэкономика. — 2020. — № 3(24). — С. 242-245.

3. Жулькова Ю.Н., Королёва Д.Ю., Питилимов А.В. Особенности этикетных процедур при ведении деловых переговоров // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. — 2019. — № 7(41). — С. 138-143.

4. Абдуев М.Х. Дискуссия и спор как способ деловых коммуникаций // Вестник современных исследований. — 2018. — № 11.4. — С. 78-80.

5. Хоружий Л.И., Бабанская А.С., Трясцина Н.Ю. Мошенничество с финансовой информацией: анализ и оценка деловых партнеров //Бухучет в сельском хозяйстве. — 2018. — № 5. — С. 68-80.

6. Аккерман Г.Л., Аккерман С.Г. Контрагенты в жизненном цикле линейных предприятий // Транспорт Урала. — 2020. — № 2. — С. 16-19.

7. Кукушкина В.В., Савеленко В.М. Выставочная деятельность как инструмент деловых коммуникаций // Современные научные исследования и разработки. — 2018. — № 6. — С. 399-402.

8. Шибанова А.А., Зверяева С.Н. Соблюдение принципов должной осмотрительности и реальности в практической деятельности // Вестник Академии Следственного комитета Российской Федерации. — 2021. — № 2. — С.128-132.

9. Давлетшина С.М. Реализация принципа должной осмотрительности в условиях санкций // Актуальные проблемы развития социально-экономических систем: теория и практика. — 2022. — С. 123-126.

10. Ванюшин Н.В. Концепция "должной осмотрительности" в свете 54.1 НК РФ // Традиции и новации в системе современного российского права. — 2018. — С.618-620.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Li G., Zhang C. Counterparty credit risk and derivatives pricing // Journal of financial Economics. — 2019. — Т. 134. — № 3. — С. 647-668.

12. Wang L., Li S., Chen T. Investor behavior, information disclosure strategy and counterparty credit risk contagion // Chaos, Solitons & Fractals. — 2019. — Т. 119. — С. 37-49.

13. Boonen T.J., Jiang W. Mean-Variance Insurance Design With Counterparty Risk And Incentive Compatibility // ASTIN Bulletin: The Journal of the IAA. — 2022. — Т. 52. — № 2. — С. 645-667.

Badma-Khalgaev Ruslan Konstantinovich

Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia

E-mail: [email protected]

Key aspects and problems of interaction of business entities

Abstract. This article discusses the issue related to the study of the main aspects and difficulties characterizing the process of interaction between business entities. The author considered the key approaches to the definition of the concept of entrepreneurial activity, described the regulatory framework related to this phenomenon, and also identified and analyzed the elements responsible for certain aspects of commercial activity of economic entities. In addition, this paper describes examples of doing business by organizations, as well as choosing counterparties for further cooperation and establishing business ties.

An important place in this work is reserved for the analysis of risks that arise in the process of doing business. At the same time, the author describes both internal and external risks, and also reveals a mutual relationship between these varieties. In addition, this paper examines the main problems and difficulties that hinder the effective conduct of business negotiations and all business interaction between business entities. The author also described the process for the competent selection of counterparties for conducting joint activities, while highlighting 4 stages, compliance with each of which is necessary to move to the next stage.

In the final part of the work, the author described recommendations for improving business negotiations between business entities, as well as for improving the effectiveness of the due diligence system in the process of selecting counterparties. This paper also describes mechanisms to improve reliability in the process of selecting counterparties for possible interaction.

Keywords: entrepreneurship; business negotiations; counterparties; risk; due diligence; business entity; commercial activity

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.