Л. Г. Куц
(Хабаровск)
КЛУБЫ ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОМ ДРУЖБЫ КАК ЦЕНТРЫ ВОСПИТАНИЯ В ОПЫТЕ РОССИЙСКОЙ ШКОЛЫ
В статье рассматривается опыт интернационального воспитания в отечественной школе 60-80-х гг. ХХ века, подчеркивается особая роль клубов интернациональной дружбы в воспитании у школьников готовности кмежкультурному общению и взаимодействию
Расширение международного информационного, культурного, экономического обмена и сотрудничества вовлекает представителей разных национальностей в непрерывное взаимодействие. Включение в этот процесс все большего количества людей делает необходимым воспитание личности, уважающей другие народы, воспитание у подрастающего поколения стремления и умения понимать другие культуры, умения жить в мире и согласии с представителями разных национальностей, готовности к эффективному межкультурному взаимодействию. Поэтому разработка вопросов современной системы интернационального воспитания и введения ее в практику школы приобретает сегодня особую актуальность.
Однако в большинстве учреждений образования, как показывает личный опыт автора и социологический опрос, целенаправленная, систематическая работа по интернациональному воспитанию сегодня отсутствует. В то же время известно, что культура межнациональных отношений не может возникнуть стихийно, сама по себе, она требует специально организованной деятельности, для чего и нужна система интернационального воспитания.
Изучение, осмысление и творческое использование значительного позитивного опыта по интернациональному воспитанию школьников, который накоплен отечественной школой в 60-80-е гг. ХХ в., может стать помощником в решении этой задачи сегодня. Интернациональное воспитание подрастающих поколений рассматривалось в этот период как одно из важнейших направлений в работе школ и внешкольных учреждений. Разнообразная и интересная работа, которая велась по этому направлению, сложилась в педагогическую систему интернационального воспитания, включающую в себя специально организованное просвещение и личностно ориентированную деятельность. Организуемая деятельность (общение, взаимопомощь, совместные дела) была связана
с реальной общественно-политической жизнью страны и мира. В системе интернационального воспитания осуществлялось единство учебной и внеучебной воспитательной работы. Во внеклассной и внешкольной работе по интернациональному воспитанию использовались знания, умения и навыки, полученные на уроках. При этом круг их расширялся и углублялся. Целостность работы по интернациональному воспитанию как системы обеспечивалась и тем, что ее содержание, средства и методы были объединены общей целью. В этой работе реализовывался принцип преемственности между разными возрастными ступенями образования, между учебной и внеучебной, школьной и внешкольной деятельностью.
Как отмечает З. К. Шнекендорф, интернациональное воспитание, как и воспитание в целом, опиралось на комплексный подход: единство содержания и соответствующих форм и средств работы; единство и координация усилий школы, детской и молодежной организаций, семьи, общественных организаций; единство и целенаправленность данной работы в процессе обучения, внеклассной работы и организации общественно полезной деятельности; дифференцированный подход в процессе применения коллективных и индивидуальных форм воспитания [11, с. 18].
Первостепенное значение для эффективности работы по интернациональному воспитанию имела специальная подготовка педагогов через систему политического просвещения: научно-практические конференции, тематические семинары, консультации, обобщение опыта работы отдельных педагогов и школ по этому направлению, самообразование.
Наиболее широкие возможности для развития личности в целом и воспитания уважения к человеку другой национальности давала многообразная по форме и интересная по содержанию разносторонняя внеурочная деятельность. Период 60-80-х гг. ХХ в. в отечественной школе
характеризуется активизацией деятельности школьных объединений, ориентированных на развитие интересов школьников, их трудовой и социальной активности. Возникают лагеря труда и отдыха, разнообразные клубы по интересам (юных друзей пожарных, юных натуралистов, интернациональной дружбы и др.).
Особая роль в интернациональном воспитании принадлежала клубам интернациональной дружбы (КИД), которые к середине 70-х гг. стали самой распространенной организационной формой этой работы с подрастающим поколением. Сегодня не каждый знает, кто такие КИДовцы, а в то время практически в каждой школе, каждом Дворце / Доме пионеров и школьников работал такой клуб. Эти клубы были очень популярны и многочисленны.
Анализ литературы периода 60-80-х гг. ХХ в. позволяет сделать вывод, что КИДы стали возникать в конце 50-х годов после проведения в Москве VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов (1957 г.), когда появилась реальная возможность прямых контактов с молодежью из других стран. Свою роль в этом сыграли и Общества Дружбы с зарубежными странами, которые стали создаваться в нашей стране в 1957 году с целью вовлечения в движение за интернациональную дружбу и сотрудничество широких слоев населения. Этому способствовало и создание в 1958 году Международного комитета детских и юношеских организаций (СИМЕА). Его целью являлось укрепление дружбы между детьми трудящихся всех стран. Советский фонд мира, созданный в 1961 году как общественная организация, также содействовал укреплению мира, дружбы и согласия между народами. Основными направлениями его деятельности являлись предотвращение национальных конфликтов, благотворительность, развитие международного сотрудничества, научных, культурных и молодежных обменов. Главными источниками средств Фонда были благотворительные пожертвования граждан, предприятий, общественных организаций, в том числе и школьников.
Процесс создания клубов шел постепенно. Если в «Педагогической энциклопедии» под ред. И. А. Каирова (1965 г.) отмечалось, что в школах организуются «интернациональные уголки»» и только в некоторых созданы интернациональные клубы, то уже в конце 60-х - начале 70-х гг. именно клубам интернациональной дружбы стала принадлежать ведущая роль в интернациональном воспитании школьников. Изучение деятельности КИДов дает возможность утверждать, что они действительно являлись центрами интернационального воспита-
ния, ими были найдены разнообразные формы и средства внеклассной работы, которые позволяли жить интересной, содержательной, яркой жизнью и тем самым решать задачи интернационального воспитания.
Так, например, КИД «Глобус» гимназии № 67 Нижнего Новгорода был организован в 1957 году. Предпосылкой его создания стало участие группы учеников школы в Московском международном фестивале молодежи и студентов, где ребята познакомилась с афро-американским певцом Робом Россом и пригласили его в свой родной город. Певец откликнулся на это приглашение и приехал с концертной программой в Нижний Новгород. Его выступление и стало первым заседанием КИДа школы № 67 [14].
В феврале 1959 года на волне всеобщего интереса детей и подростков к дружескому общению со сверстниками из других стран в Ленинградском Дворце пионеров был основан клуб «Дружба». Первоначальное его название - клуб интернациональной дружбы «Октябрь». Члены КИДа организовывали и проводили кампании солидарности пионеров и школьников, они активно откликались на события того времени, волнующие мир. Клуб этот продолжает свою увлекательную и разнообразную деятельность и сегодня [12].
КИД им. Ю. А. Гагарина Московского Дворца пионеров и школьников (на Ленинских горах) начал свою деятельность в 1962 году и стал инициатором многих акций: эстафета дружбы Домов пионеров союзных республик, «Корабль солидарности в Анголу», «Сумка дружбы» детям Чили, «Сумка дружбы» детям Вьетнама, ежегодных трудовых акций в Фонд мира и др. В 1964 году этот КИД предложил отмечать 8 февраля День юного героя антифашиста в память о сверстниках, погибших в борьбе против фашизма. Эту акцию поддержала вся страна. Все мероприятия в этот день посвящались героическим подвигам детей, которые вместе со взрослыми боролись и погибли за свободу и счастье своего народа. Традиционно проводились торжественные линейки памяти, сборы, беседы, лекции, пресс-конференции, митинги солидарности и другие мероприятия. День юного антифашиста был также утвержден Ассамблеей ООН [13].
Проводимый в тот период анализ деятельности КИДов позволил сделать вывод об их значительном воспитательном потенциале, необходимости их поддержки, придании им определенного статуса, и с этой целью в 1978 г. Министерством просвещения СССР и ЦК ВЛКСМ было утверждено «Примерное положение о клубе интернациональной дружбы пионеров и школьников». В нем были определены цели и задачи
КИДов, обязанности членов клуба и руководства, секции и примерное содержание их работы, формы работы КИДа и некоторые методические указания. Согласно «Положению», клуб интернациональной дружбы - это добровольное объединение учащихся, которые интересуются жизнью молодежи в республиках Советского Союза и за рубежом, хотят больше узнать о стране изучаемого языка.
В деятельности по интернациональному воспитанию применялись разнообразные формы работы, которые вызывали наибольший интерес и активность школьников: школьные вечера и утренники, фестивали, посвященные дружбе народов и борьбе за мир, политические информации о международных событиях, доклады, лекции, беседы, просмотр и обсуждение кинофильмов о жизни детей других стран, чтение литературы о жизни народов СССР и о жизни трудящихся зарубежных стран, пресс-конференции и др. Эти формы работы стали традиционными.
Большое воспитательное и познавательное значение имела переписка со сверстниками из союзных республик и стран социалистического содружества; проведение заочных путешествий по республикам СССР и социалистическим странам, конкурсов и викторин по интернациональной тематике; встречи с иностранцами и теми, кто побывал за рубежом; недели, декады и месячники иностранного языка и т.п.
В своей работе КИДы широко использовали массовые формы работы (недели дружбы и солидарности, фестивали, вечера, конкурсы, викторины, сборы, заочные путешествия по странам и республиками и др.), групповые (секции, кружки, инсценировки на иностранном языке, экскурсии, встречи, телемосты и др.), индивидуальные (составление заметок в стенгазету или для радиопередач, индивидуальная переписка, оформление альбомов, изготовление сувениров и др.).
Встречи детей разных национальностей во Всесоюзном пионерском лагере «Артек» (Крым), в «Орленке» (Краснодарский край), «Океане» (Приморский край), в международных пионерских лагерях других стран (в Польше, Болгарии, Чехословакии, ГДР, Венгрии и др.) давали возможность непосредственного общения детей. Они рассказывали друг другу о себе, своей семье, своей жизни, своей стране, делились личными впечатлениями, обменивались адресами для дальнейшей переписки. Путёвка в эти международные лагеря считалась престижной наградой, поощрением как для советских детей, так и для детей из-за рубежа. Совместные мероприятия обогащали знания детей о разных на-
родах и странах, пробуждали стремление изучить язык той или иной национальности, укрепляли дружбу. Дружба, начавшаяся в лагере, долго продолжалась в письмах и позволяла ребятам еще больше узнавать и понимать друг друга, а также совершенствовать знание иностранного языка. Эти международные пионерские лагеря были подлинной школой воспитания детей и подростков в духе интернационализма - ведь живое, непосредственное общение с представителями других стран всегда на пользу делу дружбы и мира.
Архивные материалы Хабаровского края хранят интересные сведения об интернациональной работе школ на территории нашего края. Так, еще в 1949-50 годах пионеры Красиц-кой школы Хабаровского района обменивались письмами с членами юношеской секции Болгарского Красного креста «Сентябрята», пионеры Дормидонтовской школы отправляли письма в Польшу, Вяземской семилетней школы - в Румынию, а пионеры Вяземской средней школы № 3 - в Народную Республику Вьетнам. В документах отмечается, что в 1956 г. «пионерские отряды и дружины края в соответствии с решением ХХ съезда КПСС об усилении международной и культурной связи с другими странами начали изучать историю той или другой страны, они посвящали свои пионерские сборы и костры отдельным странам. Многие пионерские дружины завели интересную переписку с пионерами Китайской Народной Республики, Чехословацкой, Болгарской, Германской Демократической Республикой» [1, с.23, 56-57]. В Еврейской автономной области в 1976 г. сто девяносто два пионерских отряда переписывались с пионерами социалистических стран. В пионерских дружинах области работало тридцать два КИДа. Пионерами было перечислено в Фонд мира три тысячи рублей [2, с. 15].
Пионерия Хабаровска дружила, конечно, и со школьниками стран-соседей: Китая, Японии, Кореи. Еще в 1958 г. было образовано Хабаровское краевое отделение Общества советско-китайской дружбы, в 1960 г. - отделение Общества «СССР - Япония», в 1970 г. - советско-корейской (КНДР) дружбы. Созданные общества дружбы активизировали проведение совместных культурных и спортивных мероприятий, фестивалей дружбы, Дней городов-побратимов, обмен детскими и молодежными организациями. Обмен школьными делегациями, встречи спортивных команд, коллективов художественной самодеятельности помогали укреплению дружбы между школьниками разных национальностей. Вся эта разнообразная и интересная деятельность давала ребятам возможность
не только получать информацию о жизни детей мира, но и способствовала установлению непосредственных контактов, расширяла круг друзей, укрепляла дружеские связи ребят, побуждала активно, по мере своих возможностей участвовать в борьбе за мир, мотивировала к изучению иностранных языков и помогала делать это изучение практически направленным и содержательным.
Работа по интернациональному воспитанию школьников не прекращалась и в период летних каникул. В планы работ лагерей труда и отдыха включались такие мероприятия, как митинги солидарности, дни ударного труда (заработанные деньги перечислялись, например, в фонд операции «Солидарность», в фонд Х1 Всемирного фестиваля молодежи и студентов, в фонд Мира), конкурсы политической песни и плаката, лекции о внешней политике СССР, политинформации, праздники Дружбы и др.. В некоторых лагерях вместе с нашими ребятами отдыхали и школьники из других стран. Так, начиная с 1977 года, в загородных пионерских лагерях Хабаровска ежегодно отдыхали японские дети общества Кусано-Нэкай [2, с. 37-38].
Клубы интернациональной дружбы, созданные во Дворцах и Домах пионеров, являлись своеобразными организационно-методическими центрами по интернациональному воспитанию. Они уделяли большое внимание подготовке кадров руководителей школьных КИДов, организовывали постоянную учебу: семинары, ме-тодико-практические конференции, консультации, совещания по обмену опытом работы, методические выставки, выездные семинары на базе школ, выпуск методических разработок и рекомендаций-памяток. Они являлись инициаторами и организаторами многих массовых мероприятий, помогали развитию дружеских контактов как с отдельными школами, так и с детскими организациями зарубежных стран.
Инициатором многих интересных, полезных и важных дел в воспитании юных интернационалистов и в деле объединения всех КИДов города Хабаровска на протяжении многих лет являлся КИД «Восток» городского Дворца пионеров и школьников. Как отмечает его создатель и многолетний руководитель Ольга Николаевна Дуничева, в г. Хабаровске в конце 60-х гг. КИДы существовали только в отдельных школах (средние школы №№ 5, 12, 51, 71), а в конце 70х их насчитывалось уже свыше пятидесяти [4].
Интерклуб «Восток» быстро откликался на международные акции, становился во главе городских массовых мероприятий. Так, например, в 1983 г. хабаровские пионеры интересными делами, трудовыми десантами встретили «Эста-
фету мира детей Европы». На городском митинге «Я голосую за мир!» ребята на открытках в виде голубя написали свои заветные слова о мире и отправили их в Будапешт на имя президента СИМЕА (двадцать тысяч открыток). В рамках этой эстафеты в школах прошли классные часы о СИМЕА, были собраны подписи в защиту мира и отправлены в ООН. Ребята собрали и отправили посылки со школьными принадлежностями детям Никарагуа, ярко и эмоционально прошел митинг «Свободу Гренаде!».
Традиционными в деятельности этого КИДа стали: городской фестиваль политической песни «Слово и песни в защиту мира», конференция «Юность обличает, юность борется!», международная выставка детских рисунков «Широка страна моя родная», «Базар солидарности» [3, с. 134-137].
В 1985 г. в школах, в Домах пионеров и школьников Хабаровского края работало более двухсот двадцати КИДов. Они были организаторами и активными участниками Дней городов-побратимов, Дней и Недель юного героя-анти-фашиста, акций, митингов и ярмарок солидарности, конкурсов политического плаката и песни, уроков Мира и т.п. Члены КИДов переписывались с ребятами всех союзных республик бывшего СССР и стран социалистического лагеря. Двадцать юных интернационалистов нашего края стали участниками праздника «За счастливое детство в мирное время» в пионерском лагере «Артек», посвященного Международному году ребенка [9, с. 242, 285].
Необходимо отметить, что воспитание в нашей стране в советский период было идеологизировано, политизировано и регламентировано. Это выражалось в исключительно важном значении политического просвещения, в обязательном партийном руководстве клубами интернациональной дружбы, в придании каждому мероприятию классовой идейной направленности, в идейно-политической направленности переписки, в замалчивании сложностей и проблем в нашей стране, в пропаганде преимуществ и превосходства социалистического строя перед капиталистическим, в воспитании ненависти к врагам рабочего класса.
Анализ деятельности КИДов дает возможность утверждать, что они, несмотря на это, пользуясь самыми разнообразными средствами и методами внеклассной работы, жили интересной, содержательной, яркой эмоциональной жизнью, воспитывали чувство дружбы, взаимопонимание, взаимопомощь, сотрудничество, сотворчество, уважительное отношение к людям разных национальностей, ответственность за судьбу мира. Активное участие в работе КИДов
принимали не только члены клуба - они привлекали к участию в своих мероприятиях огромное количество ребят. Работа клубов часто выходила за свои рамки. Все это доказывает, что КИДы являлись наиболее действенной организационной формой интернационального воспитания подрастающего поколения, и сегодня очевидна целесообразность осмысления и творческого использования этого опыта в современной школе.
В настоящее время понятие «интернациональное» заменяется на «межкультурное», «межнациональное», «межэтническое», «между-
народное», «поликультурное», «интерсоциальное» и т.п. Но ведь слово «интернациональный» означает 1) международный (inter между + natio (nationis) народ); 2) соответствующий принципам интернационализма (сотрудничество народов, основанное на общности интересов, равноправии и независимости) [10, с. 242]. ^к справедливо отмечает В. А. ^раковски^ «кого-то бесит то, что это прилагательное произошло от слова «Интернационал», замени слово, но признай возможность общего дела. . Нельзя же все начинать с нуля. Развитие остановится» [S, с. S8],
Литература
1. Государственный архив Хабаровского края (ГАХК). ФП. - 442. оп. 1. д. 253. л. 23, 56-57.
2. Гос. арх. Хабаров. края. ФП. - 617. оп. 17. д. 40. л. 37-38, 41-42, 54, 56.
3. Гос. арх. Хабаров. края. ФП. - 617. оп. 20. д. 47. л. 134-137.
4. Дуничева О. Н. Воспитание в духе культуры мира: вопросы истории, теории, практики // Пионерское движение: теория, история, методика : сб. науч. тр. - Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 2002 - С.72-78.
5. Караковский В. А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности - основа целостного учебно-воспитательного процесса. - М.: Новая школа, 1993. - 80 с.
6. Коршунова С. А. Школьный клуб интернациональной дружбы: Книга для учителя. (Из опыта работы). - М.: Просвещение, 1984. -143 с.
7. Никитенко В. Н. Национально-региональный компонент в контексте непрерывного образования на Дальнем Востоке России // Непрерывное образование: от методологии до практического воплощения : сб. науч. ст. / под ред. С. А. Хмара, Е. В. Елисеевой. - Хабаровск: Изд-во ДВГГУ, 2007. - С.36-41.
8. Педагогическая энциклопедия / гл. ред. И. А. Каиров, Ф. Н. Петров. Т.2. - М.: Сов. энциклопедия, 1965. - 911 с.
9. Сбор: Страницы истории Хабаровской краевой пионерской организации. - Хабаровск: Кн. изд-во, 1985. - 288 с. (Всерос. серия «Пионерия на марше»).
10. Современный словарь иностранных слов / под ред. Е. А. Гришиной. - М.: Рус. яз., 1993. - 740 с.
11. Шнекендорф З. К. Воспитание юных интернационалистов: Из опыта внеклассной работы : пособие для учителя. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1979. - 223 с.
12. Клуб «Дружба» [информация о клубе] // Санкт-Петербургский городской дворец творчества юных : [сайт]. - URL: http:// www. anichkov.ru/gdtu/group/igra/frends (дата обращения 25.12.09).
13. [КИД им. Ю. А. Гагарина : из истории клуба] / / Московский городской дворец детского (юношеского) творчества : [сайт]. - URL : http://www.mgdvorec.ru/about/structure/intern/kid/ (дата обращения 25.12.09).
14. Клубу интернациональной дружбы «Глобус» 50 лет [2008 г.] // Время : Региональное информационное агентство Правительства Нижегородской области : [сайт]. - URL: http://www.vremyan.ru/ news/klubu_internatsionalnoj_druzhby_globus_50_let.html (дата обращения 25.12.09).