КЛУБНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ СТУДЕНТОВ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА: СРАВНИТЕЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
А.А. Жаркова
Раскрыты возможности и перспективы развития студенческой клубной деятельности и ее влияния на подготовку компетентных специалистов. Подчеркнута важность вопроса о статусе и общественном признании внеаудиторной деятельности как важной составляющей образовательного процесса в университете. Дана экспертная оценка основным направлениям и содержанию клубной деятельности студентов в едином образовательном пространстве.
Ключевые слова: студенческие клубные объединения, единое образовательное пространство, международная образовательная интеграция.
Disclosure of possibilities and prospects of students' club activity and its influence on modern specialist's training. Emphasis is given to the question of students' club activity, its status and public recognition as an important component of teaching/learning process in the university. Presentation of expert assessments of the main directions and content of students' club activity in the international educational area.
Key words: students' club, international educational area, international educational integration.
Обращение к проблеме организации клубной деятельности студентов ВУЗов, способствующей их социальному воспитанию, и выделение ее в число актуальных направлений развития современной педагогической мысли явились результатом осознания сложных явлений в реформировании российского образования, которые обострили социально-воспитательные проблемы, в частности создание равных возможностей получения молодежью качественного высшего образования, активизация гражданской позиции, актуализация готовности молодежи к преобразованию общественных процессов, ее самореализации во всех сферах жизни. Все это требует новых подходов к решению проблем социально-профессионального становления будущего конкурен-
тоспособного специалиста в учебной и внеучебной деятельности, обновления теоретических взглядов и практических действий по социальному воспитанию молодежи в образовательных учреждениях в условиях международной образовательной интеграции.
Многие отечественные и зарубежные ученые [1, 3, 5] считают внеаудиторную деятельность в высших профессиональных школах самой сильной стороной международного образования. Не случайно, что российских студентов, обучающихся в зарубежных вузах и участвующих в программах развития академической мобильности, привлекают не только современные образовательные программы, влияющие на их будущую конкурентоспособность на международном рынке труда, но и возможность пожить в большом
кампусе (название университетского городка в англоязычных странах), где можно окунуться в окружающую культурную среду и самореализоваться в многочисленных студенческих клубных объединениях, ассоциациях и общественных организациях.
Например, о значимости клубных объединений студентов в социально-образовательной жизни американских университетов дают представление следующие факты. По данным, приводимым журналом «Обзор сравнительного образования» [4], типичный американский первокурсник посвящает участию в деятельности различных студенческих объединений около 3,5 часов в неделю.
Особое внимание университетских властей к клубной жизни студентов находит свое отражение в официальной документации университетов, высказываниях сотрудников администрации образовательных учреждений. Одним из характерных является заявление президента Гарвардского университета Нейла Руденштайна: «Университет видит свое предназначение в том, чтобы быть местом обучения и свободного развития студентов. Университет верит в важность образования, которое формирует целостную личность. Университет рассматривает клубные организации студентов как ту сферу, где студенты обучаются своим гражданским ролям, что составляет главную цель образования в Гарварде» [4, с.25].
На наш взгляд, специфика студенческих клубов в высшей профессиональной школе обусловлена тем, что, с одной стороны, они представляют определенную форму клубного объединения как такового, а с другой стороны являются частью, подсистемой
функционирования высшей школы. Следовательно, в своих исследованиях мы рассматриваем воздействие клубных объединений профессиональной школы на социальное воспитание студентов, исходя из двух вышеуказанных моментов.
В связи с тем, что студенческие клубные объединения являются подсистемой высшей школы и представляют особый социально-педагогический феномен, они не могут рассматриваться изолированно от общей системы социально-педагогической работы со студентами. Как ни одно общество не может позволить стихийность протекания процессов социализации своих членов, так и высшее учебное заведение для обеспечения успешности социализации и профессиональной подготовки студентов должно включать студенческие клубные объединения в «орбиту» социального образования, но не с целью диктата или контроля за деятельностью студенческого клуба, а для координации коллективных действий на уровне целей и миссии учебного заведения.
Необходимо подчеркнуть, что в настоящее время клубные формы как одно из важных средств воспитания переживают период своеобразного возрождения. Широкое распространение приобретает личностно ориентированные формы клубной деятельности: социальные клубы, разнообразные студии, школы развития, студенческие «марши» и т.д.
Однако, как показывают наши исследования, ресурсы клубной сферы отечественных ВУЗов (материально-техническая база, кадры и актив, научно-методическое обеспечение и др.) для развития личности и ее воспитания используются недостаточно полно
и эффективно. В этой связи мы убеждены, что исследование международного опыта развития клубной деятельности может способствовать, в определенной степени, активизации деятельности студенческих клубных объединений, направленных на социальное воспитание молодежи
Обращаясь к международной педагогической литературе, отметим, что, например, перед зарубежными учеными проблема теоретической дифференциации понятия «клуб» и «клубное объединение» не стоит, хотя за рубежом термином «клуб» в его практическом, обыденном смысле обозначают и досуговую общность людей, и учреждение, в котором осуществляется неформальное общение на досуге.
Проделанный нами сравнительно-педагогический анализ по исследуемой проблеме позволяет говорить, прежде всего, о большой распространенности студенческих клубов как особого явления в университетской жизни стран с развитой рыночной экономикой. Например, средний американский университет насчитывает примерно 125 студенческих клубных объединений. При этом мы установили, что на численность клубных объединений студентов мало влияния оказывают такие факторы как географическое расположение университета или его количественные характеристики. Причем речь идет только об официально зарегистрированных студенческих объединениях, в то время как существуют также полу - и неофициальные студенческие клубы.
Признание означает акт по приданию добровольному объединению студентов статуса партнера университета в сфере развития социальной
активности студентов и их социального воспитания. Это выражается в том, что университет создает специальную структуру, занимающуюся координацией организации и управления внеаудиторной деятельностью студентов, в том числе и студенческих клубов. Название данного административного органа зависит от конкретного университета, но обычно такая структура называется офисом студенческой деятельности.
Офис студенческой деятельности имеет штат, состоящий обычно из президента, вице-президента, исполнительных директоров (они отвечают за конкретные направления внеаудиторной деятельности в университете) и наставников (консультантов). Офис студенческой деятельности работает в непосредственном контакте со Студенческим советом (другое, наиболее распространенное название - Студенческое правительство), выборным представительным органом студенчества университета. По отношению к офису студенческой деятельности Студенческий совет выполняет роль законодательного органа, соответственно офис студенческой деятельности выполняет исполнительные функции.
Посредниками между студенческими клубными объединениями и офисом студенческого развития являются наставники. Наличие наставника обязательно для официально зарегистрированного студенческого клуба в вузах стан-участник Болонско-го процесса и США. Наставник выбирается членами объединения, им может быть только официальный сотрудник университета из профессорско-преподавательского состава, работающий на постоянной основе. Функции настав-
ника можно разделить на три группы. Первая группа - это опекунские функции: обеспечение преемственности при смене должностных лиц, поддержка советами, полезность в качестве интеллектуального «образца». Вторая группа функций наставника (программно-обеспечивающих) включает поощрение программных идей членов студенческого клуба или знакомство с этими идеями, обеспечение обратной связи в деятельности лидеров и членов группы, определение перспектив в деятельности клуба. Третью группу составляют функции по развитию студенческого объединения: обеспечение необходимого обучения и воспитания для лидеров, помощь в воспитании членов группы, создание функционального климата в коллективе.
Вхождению европейского студента в «клубную» жизнь своего учебного заведения способствует предшествующее участие во внешкольных детских и юношеских объединениях, самыми массовыми из которых являются скаутские союзы. Как отмечают многие ученые, внешкольные детские объединения за рубежом - не только центры досуга. Они стали важнейшими компонентами среды, эффективно участвующими в социализации личности, приобщении ее к нормам и ценностям социальной микросреды. Интересным представляется также тот факт, что участие в школьных клубах, кружках, организациях учитывается при поступлении абитуриентов в европейские и американские университеты. Более того, Д.Аштон, автор справочника Калифорнийского университета в Беркли, указывает на то, что если студент поступает на бесплатные программы университета, то деятельность во внешкольных организациях и награды
могут иногда быть решающим фактором в зачислении или незачислении, причем качество предпочитается количеству. Предпочтительнее возглавлять одну организацию, чем быть членом пяти или шести (4).
Одной из характерных черт студенческого клубного объединения за рубежом является разнообразие его деятельности. Это обусловлено несколькими причинами. Во-первых, студенчество - это одна из групп молодежи, а молодежный возраст характеризуется потребностью ролевого освоения действительности, на что обращается внимание в отечественной и зарубежной педагогике, психологии, социологии. В свою очередь, возможность освоения студентами как можно большего количества социальных ролей, способствующих их воспитанию, создается разнообразием деятельности студенческих объединений. Во-вторых, разнообразие клубной деятельности студентов задается высоким интеллектуальным потенциалом и познавательным энтузиазмом студенческой среды, тем более что внеаудиторная сфера предоставляет многочисленные возможности для проявления вышеназванных особенностей студенческой субкультуры. Таким образом, разнообразие деятельности также определяет социализирующее воздействие клубных студенческих объединений, поскольку способствует многогранной социализации студентов и, тем самым, формированию целостной личности, что составляет содержательную сторону процесса социального воспитания.
Какие мотивы для европейских студентов являются основными при вступлении в то или иное клубное объединение? Один из главных мотивов - достижение личного успеха,
что является одной из основных зарубежных ценностей, выделенных Р.Вильямсом [4]. По данным нескольких социологических опросов, более 76% респондентов назвали участие в социальной жизни университета или колледжа в числе главных факторов студенческого успеха. Основными мотивами членства в студенческом объединении также являются следующие: обрести новых друзей, выйти из состояния одиночества, найти единомышленников по интересам, установить полезные социальные контакты, интересно провести свободное время, развлечься.
Исследуя динамику социокультурной жизни студентов США, ряд исследователей в числе основных выделяют такой мотив как потребность определенной части студентов в том, чтобы быть членом какой-либо группы: «В объединения вступают те, кто чувствует, что нуждается в групповой жизни, хочет влиться в групповую структуру и принять групповые роли. Ради этого они откажутся от личной свободы, уединения и свободного времени» [5, с.74].
Наиболее важными для формирования современного специалиста являются клубы социальной направленности, которые имеют определенную внутреннюю дифференциацию. Во-первых, это объединения просо-циальной направленности, занимающиеся различными аспектами студенческой жизни. Деятельность их направлена на защиту прав студентов и социальное благополучие студенчества, на установление эффективного взаимодействия между всеми членами студенческого сообщества, решение проблем «сезонных», «частичных» (part-time) студентов, проживающих
в общежитиях, установление социальных и профессиональных контактов с выпускниками университетов, а также на развитие «мастерских лидерства». Во-вторых, в клубы социальной направленности включаются экологические объединения студентов. В третьей группе клубов социальной направленности представлены интересы так называемых специфических слоев студенчества: женские организации, студенты со специальными нуждами, представители сексуальных меньшинств и др.
Основную группу студенческих организаций социальной направленности в европейских университетах составляют волонтерские объединения как форма оказания помощи и воздействия на социализацию студентов, и как уникальный социально-педагогический феномен профессиональной школы в странах Евросоюза и США. Средства массовой информации в этих странах отмечают определенный «бум» участия студенческих объединений в волонтерских программах. Официальная статистика свидетельствует, что волонтерская деятельность в системе высшего образования, например, в США, осуществляется в рамках 300 добровольческих программ на общенациональном и местном уровнях.
С учетом того значения, которое придается внеаудиторной работе, в том числе и клубной деятельности студентов, не удивляет тот факт, что данная деятельность студентов является особым объектом внимания специальных государственных структур, например в США - это Совет по продвижению стандартов в высшем образовании США - САЗ (The Council for the Advancement of Standards in Higher Education). Данный общенациональный
орган представляет консорциум профессиональных организаций, занимающихся проблемами студенческой деятельности, и вырабатывает стандарты и основные направления организации внеаудиторной студенческой деятельности. При этом следование стандартам CAS является обязательным для университетских властей, а основные направления организации внеаудиторной деятельности, издаваемые этим федеральным органом, имеют рекомендательный характер.
Сделаем важный вывод для развития клубной деятельности в наших ВУЗах: технология организации и управления деятельностью студенческих клубов за рубежом включает, как неотъемлемые, механизмы самоорганизации и саморегуляции, что делает данные клубы открытыми для проявления личностной активности и студенческих инициатив. Таким образом, в таких студенческих объединениях реализуется модель функ-
ционирования, которая стимулирует формирование гражданина демократического общества в условиях глобализации и интеграции.
Литература:
1. Киселева Т.Г. Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности: Пособие. РАО -МГУК.- М.,1995.- 135 с.
2. Международные документы по молодежной политике. - М., 2008. - 98с.
3. Трегубова Т.М. Социально-педагогическое сопровождение как фактор развития академической мобильности студентов в условиях международной образовательной интеграции// Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Психологические науки», 2009. - №3, том 2. - С.50-56.
4. Comparative Education Review. -Chicago, 1988. - №1, 2, 4. - 1998. - V. 33. - № 1, 2. - pp.3-60
5. Hurley L, Tracey D. Models of youth work: a sociological Framework. - Irish youth, 2009. - 124 p.