2008. Вып. 2 ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
УДК 377.18(045) Г.Л. Котова
КЛУБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА
На сегодняшний день система образования на всех ступенях претерпевает значительные трансформации в рамках перехода от традиционной зна-ниевой к новой компетентностной парадигме. При этом как в России, так и за рубежом по-прежнему актуальны проблемы воспитания гражданина. Отмечается необходимость общества в компетентных гражданах, принимающих демократические ценности и ответственные решения в ситуации выбора, обладающих развитым чувством ответственности за судьбу своей Родины.
Целесообразно говорить о необходимости формирования у современ -ной молодежи гражданской компетентности, под которой понимается комплекс гражданских знаний и умений, гражданских качеств; навыков и практического опыта гражданской деятельности, вызванных ориентацией субъекта на реализацию гражданских ценностей. Таким образом, гражданская компетентность предстает в виде трехмерной модели, включающей в себя моти-вационно-ценностный блок (гуманистическую ценностную диспозицию личности), когнитивный и деятельностный блоки.
Гражданская компетентность при этом являет собой сумму компетенций гражданственности, определенных И. А. Зимней: знаний и соблюдения прав и обязанностей гражданина; свободы и ответственности, уверенности в себе, собственного достоинства, гражданского долга; знания и гордости за символы государства [1].
Эффективное формирование гражданской компетентности возможно, прежде всего, посредством вовлечения студенческой молодежи в гражданскую деятельность.
Под гражданской деятельностью при этом понимается целеустремленная активность, направленная на формирование у индивида гражданских качеств и ценностей, обусловленная наличием психологической готовности и социально значимых мотивов. Гражданская деятельность может подразделяться на краеведческую, политическую, социальную, экономическую, правовую и правозащитную, природоохранную, физическую, творческую, информационно-просветительскую, психолого-педагогическую деятельность, а также деятельность в сфере морали и нравственности.
Тем не менее на сегодняшний день система образования предоставляет обучающимся мало возможностей для осуществления подобной гражданской деятельности. Более того, превалирующее количество объединений направлено не столько на становление гражданина, сколько на освоение молодежью военно-учетных специальностей, общефизическую подготовленность и т.д. В условиях современного общества, условиях новой парадигмы образования необходим поиск путей эффективного формирования гражданской компе-
ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2008. Вып. 2
тентности подрастающего поколения, в том числе и будущих педагогов. Все вышеперечисленное обусловливает актуальность избранной тематики.
Анализ научно-методической литературы позволил сделать предположение о том, что в рамках компетентностного подхода в педагогическом образовании наиболее эффективным средством формирования гражданской компетентности может являться гражданская деятельность студентов как участников специально организованного клубного объединения.
Средством формирования гражданской компетентности был избран именно клуб, так как он являет собой особую, специфическую форму воспитания, характеризующуюся относительной независимостью от государственных социальных институтов, наличием социально-группового сознания, особого морально-психологического климата, высокой интенсивностью коммуникативных процессов. Клуб является таким элементом системы воспитания, в рамках которого происходит выработка единой системы нормативно-ценностных ориентаций, реализуется образование (в том числе допрофессио-нальная и начальная профессиональная подготовка) и осуществляется организация социального опыта участников объединения.
Таким образом, с сентября 2006 г. на базе специальности «Иностранный язык» ГОУСПО «Чайковский профессионально-педагогический колледж» в городе Чайковский Пермского края функционирует студенческое клубное объединение «Люди будущего» ("Future People"), участники которого сотрудничают с городской общественной организацией «Комитет ветеранов войны в Афганистане, Чечне и других локальных конфликтах».
Модель студенческого клуба «Люди будущего» основывается на синтезе принципов отечественной и зарубежной клубной педагогики: клуб функционирует как особая среда, где молодёжь может ощутить, пережить состояние свободы, приобрести опыт управленческой деятельности.
За развитием деятельности клубного объединения ведется педагогическое наблюдение. Динамика уровня сформированности гражданской компетентности студентов - будущих учителей иностранного языка - отслеживается при помощи ряда психолого-педагогических опросников (В.И. Андреев, В.Ш. Масленникова, Ш. Шварц) и различных анкет. В настоящей статье представлены некоторые результаты проводимого исследования.
Как свидетельствуют полученные данные, при поступлении в колледж студенты - будущие педагоги - в основном имели средний уровень представлений и знаний, составляющих когнитивный компонент гражданской компетентности.
• Настоящий гражданин должен быть смелым, умным, любить свою Родину, быть её защитником.
• Качества, присущие гражданину, - мужество, храбрость, ответственность, честность, порядочность.
• Родина - это то, что создаёт человека и формирует его личность.
Подобные высказывания наблюдались у половины респондентов, остальные первокурсники отмечали недовольство политикой Российской Федерации, демонстрировали пессимизм, явное увлечение западными странами.
2008. Вып. 2 ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
• Лучше всего жить в Швейцарии - там очень богато, всё сделано для людей и их блага.
• В США всё более цивилизованнее и человечнее, чем в России. Американцами выше оценивается образование и труд.
Не все студенты верно понимали содержание таких понятий, как патриотизм, толерантность и т. д.
• Патриот - это человек, который живет и работает в веселой обстановке, в помещении.
• Настоящий гражданин должен быть, прежде всего, вежливым, негрубым, приятным в общении.
Интерес представляет анализ ценностных ориентаций будущих учителей, имеющегося у студентов опыта участия в гражданской деятельности. Так, например, 52% респондентов отмечают низкую значимость для них соблюдения и сохранения традиций своего народа; высокие показатели ценностной ориентации власти, социальной активности были отмечены всего у 5% юношей и девушек. Практически никто из студентов не интересовался деятельностью политических партий России и зарубежных стран, не участвовал в детских и молодежных организациях, объединениях. При этом возможно было констатировать благоприятный потенциал для формирования гражданской компетентности у студентов колледжа (в частности, 89% респондентов продемонстрировали высокую значимость для них ценности универсализма -равенства, мира во всем мире, зрелого понимания мира и т. д.).
Деятельность клуба «Люди будущего» осуществляется в рамках социального проекта, реализуемого в профессионально-педагогическом колледже. Юноши и девушки принимают участие в городских митингах и демонстрациях, проводят различные вечера, разрабатывают сценарии радиопередач гражданской тематики в колледже. Участники клубного объединения также занимаются уходом за памятником погибшим в Афганистане и Чечне, общаются с очевидцами этих трагических страниц в истории Российской Федерации.
За два года функционирования клуб неоднократно привлекал внимание представителей СМИ. Деятельности студенческого клубного объединения была посвящена одна из программ Чайковской радиокомпании «Дикси». В мае 2008 г. в адрес студенческого клубного объединения «Люди будущего» поступило благодарственное письмо от Чайковского городского комитета ветеранов войны в Афганистане, Чечне и других локальных конфликтах.
Повторное диагностическое исследование уровня сформированности гражданской компетентности студентов проводилось через два года функционирования клубного объединения.
Наблюдение позволяет, прежде всего, судить о значительном повышении интереса студентов к деятельности политических партий Российской Федерации. Так, по инициативе девушек - активисток клуба - в колледже была создана ячейка движения «Молодая гвардия» партии «Единая Россия».
Изменилось и отношение юношей и девушек к государственным символам, при этом ответы респондентов стали более развернутыми, чем во время первого тестирования.
ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2008. Вып. 2
• Гимн России - это святое, это частичка нашей жизни. Гимн был создан для того, чтобы мы верили и помнили наше прошлое, настоящее и будущее.
• Если люди развязно ведут себя, когда звучит гимн, они не уважают свою Родину!
• Гимн своей страны нужно уважать!
Именно знания и чувство гордости за символы государства И. А. Зимняя называет одной из важнейших, основных компетенций гражданственности.
Интересны также и высказывания студентов о том, какой бы они хотели видеть Россию в будущем.
• Мне хотелось бы, чтобы Россия была самой лучшей во всех смыслах.
• Я не хочу, чтобы моя Родина потеряла своё лицо и зависела от американцев.
• Я хочу, чтобы Российская Федерация всегда была великой страной.
По данным исследования по методике «Оценка интеллигентности личности» (В.И. Андреев), 59% студентов продемонстрировали показатели высокого и выше среднего уровня сформированности гражданских качеств. Данный факт свидетельствует о повышении у участников клубного объединения таких качеств личности, как социальная активность, гражданское мужество, правдолюбие, демократизм, интернационализм, независимость убеждений, принципиальность, подвижничество, прогрессивность взглядов.
В течение июня 2008 г. планируется продолжить вторичное диагностирование уровня сформированности гражданской компетентности у студентов профессионально-педагогического колледжа.
На данный момент реализация экспериментального исследования продолжается: проведен анализ научной и научно-методической литературы -разработана авторская модель гражданской компетентности, обобщен опыт формирования гражданской компетентности в России и за рубежом. Изучается специфика клуба как особого социального пространства для формирования гражданской компетентности. На практике ведется поиск оптимальных направлений деятельности клуба, интересных для современной студенческой молодежи и при этом способствующих формированию исследуемой компетентности.
* * *
Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования // Компетенции в образовании: опыт проектирования / под ред. А.В. Хуторского. М.: ИНЭК, 2007.