Лучшие проекты областного конкурса «Преподаватель года - 2016»
КЛУБ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ «АНГЛИЙСКИЙ БЕЗ ГРАНИЦ»
А. О. Драгиль, преподаватель ГПОУ «Анжеро-судженский педагогический колледж»
Цель проекта
Повышение мотивации обучающихся к изучению английского языка, совершенствование навыков общения на английском для реализации потребности в установлении профессиональных (и иных) контактов с представителями педагогической профессии — носителями английского языка.
Задачи проекта
- Изучить имеющийся опыт повышения мотивации обучающихся к изучению иностранного языка и формирования общих и профессиональных компетенций обучающихся в условиях профессионального образования;
- составить программу работы клуба межкультурной коммуникации и реализовать ее в условиях дистанционного интерактивного общения с представителями педагогической профессии в России и за рубежом;
- организовать работу клуба межкультурной коммуникации как условие создания естественной языковой среды, обеспечивающей эффективность усвоения языкового материала;
- популяризировать положительный опыт работы по реализации проекта через средства массовой информации;
- определить критерии и показатели сформированное™ общих, профессиональных компетенций и дополнительной профессиональной компетенции, провести по ним входную и выходную диагностику для определения эффективности работы по реализации проекта.
- привлечь социальных партнеров и зарубежных коллег для обмена профессиональным опытом.
Актуальность и новизна проекта
и анализ исходного состояния
Обучение иностранному языку является одним из основных элементов системы профессиональной подготовки специалистов на всех уровнях в Российской Федерации, в том числе в образовательных организациях среднего профессионального образования. Владение иностран-
ным языком необходимо, чтобы быть конкурентоспособным специалистом на рынке труда.
Современное общество предъявляет высокие требования к студентам в овладении иностранными языками. В соответствии со Стратегией инновационного развития РФ до 2020 года одной из ключевых компетенций инновационного человека является «широкое владение иностранным языком как коммуникационным инструментом эффективного участия в глобализации, включая способность свободному бытовому, деловому и профессиональному общению на английском языке». Но как показывает практика, стандартные формы и средства обучения иностранному языку не дают возможности продемонстрировать всю значимость владения иностранным языком в профессиональной деятельности. И тому есть объяснения:
• процесс обучения происходит в искусственной языковой среде;
• иностранный язык рассматривается как второстепенная дисциплина;
• недостаточное количество учебников и учебных пособий, имеющих профессиональную направленность.
• ограничен объем часов, отводимых на изучение иностранного языка;
• отсутствие у обучающихся опыта общения на английском языке.
Таким образом, возникшее противоречие поставило нас перед проблемой повышения мотивации студентов к изучению английского языка. Мы предположили, что эффективным ресурсом для этого станет создание и организация работы клуба межкультурной коммуникации «Английский без границ».
Локальная новизна нашего проекта заключается в следующем:
• в преподавание иностранного языка включили живое общение с носителями английского языка;
• ввели в педагогическую практику студентов комплекса занятий с элементами английского языка для детей дошкольного возраста.
План реализации образовательного проекта
Этапы реализации Содержание работы Ожидаемые результаты
I этап поисково-аналитический (сентябрь 2015 г — декабрь 2016 г) Разработка критериев и показателей уровня сформированности общих, профессиональных компетенций, приращенной дополнительной профессиональной компетенции и уровня мотивации студентов к изучению английского языка Перечень критериев и показателей
Проведение входной диагностики Характеристика уровней, статистические данные
Разработка образовательного проекта Паспорт проекта
Презентация клуба межкультурной коммуникации «Английский без границ» Распространение информации о клубе и привлечение желающих к участию в его работе
Проведение группового собрания, индивидуальных бесед с обучающимися Протоколы заседаний участников клуба
Поиск зарубежных коллег, готовых сотрудничать в рамках проекта Справка о намерениях Анжеро-Судженского колледжа и зарубежных образовательных организаций
Определение форм взаимодействия с зарубежными коллегами Интерактивные средства общения (вебинары, онлайн-беседы)
Изучение и анализ передового педагогического опыта по организации международного общения Уточненные и конкретизированные представления о формировании мотивации студентов к изучению английского языка
Разработка программы клуба Утвержденная программа клуба межкультурной коммуникации общения
II этап практический (февраль 2016 г — декабрь 2017 г) Проведение теоретических и практических занятий с участниками клуба по совершенствованию знаний английского языка Практический опыт: совершенствование лексико-грамматических навыков английского языка, коммуникационных навыков общения на английском языке, изучение методик обучения английскому языку детей дошкольного возраста
Участие в международных проектах Postcrossing и ОоисЬ^игАпд Практический опыт, совершенствование знаний английского языка; приобретение новых зарубежных партнеров
Создание группы клуба «Английский без границ» в социальной сети ВКонтакте Возможность совершенствования навыков владения ИКТ в процессе межкультурного общения
Выявление потребности ДОУ и родителей в воспитателях со знанием английского языка Статистические данные
Проведение развивающих занятий и мероприятий с элементами английского языка с детьми дошкольного возраста Конспекты занятий с детьми, праздников и других мероприятий
Организация встреч и занятий членов клуба с носителями языка Протоколы и фотоотчеты заседаний. Размещение материалов на сайте клуба
Организация и проведение вебинаров членами клуба с зарубежными коллегами
Создание сборников игр по обучению детей дошкольного возраста английскому языку Присвоение сборнику грифа методического совета колледжа, рекомендация к его публикации и тиражированию
Посещение Центра педагогического образования в КемГУ, г Кемерово Увеличение количества студентов, желающих поступить в высшее учебное заведение по специальности.
Разработка программы МДК «Теория и методика обучения детей дошкольного возраста английскому языку» в профессиональном модуле 3 «Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования» за счет вариативной части Включение МДК в учебный план специальности «дошкольное образование».
КОНКУРСНОЕ И ОЛИМПИАДНОЕ ДВИЖЕНИЕ
III этап — контрольный (январь-февраль 2017 г.) Проведение выходной диагностики Положительная динамика сформированности заявленных общих, профессиональных компетенций, дополнительной профессиональной компетенции и уровня мотивации студентов к изучению английского языка
IV этап — презентационный (март-июнь 2017 г.) Размещение материалов о реализации проекта на сайте колледжа и сайте города Популяризация положительных результатов образовательного проекта; повышение конкурентоспособности выпускников и имиджа колледжа
Публикация материалов по реализации проекта в газете «Наш город» и журнале «Образование. Карьера. Общество» Популяризация положительных результатов образовательного проекта; повышение конкурентоспособности выпускников и статуса колледжа
Выступление обучающихся на научно-практических конференциях регионального и всероссийского уровней по итогам реализации программы клуба межкультурной коммуникации Популяризация положительных результатов образовательного проекта, навыки публичного выступления студентов.
Отчет — выступление на методическом дне Популяризация положительных результатов образовательного проекта; получение членами клуба сертификатов. Выставка методических материалов по результатам реализации проекта, фотоотчет
Ожидаемые результаты
1. Повышение уровня сформированности общих, профессиональных компетенций у студентов, заявленных в ФГОС, дополнительной профессиональной компетенции.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
ПК 2.4. Организовывать общение детей.
ПК 3.2. Проводить занятия с детьми дошкольного возраста.
ПК 5.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
Дополнительной профессиональной компетенции: планировать различные виды деятель-
ности и общения детей в течение дня с элементами английского языка. Показатели данной компетенции:
• владение навыками организации учебно-познавательной деятельности детей дошкольного возраста;
• адекватность выбора методов обучения английскому языку поставленным целям, особенностям индивидуального развития ребенка;
• самостоятельность обнаружения допущенных ошибок, своевременность коррекции деятельности на основе результатов самооценки;
• аргументированное изложение собственной позиции о необходимости обучения дошкольников английскому языку.
2. Повышение уровня мотивации обучающихся к изучению английского языка.
3. Увеличение количества студентов, желающих поступить в высшее учебное заведение по специальности.
4. Повышение интереса к участию в работе клуба межкультурной коммуникации «Английский без границ».
5. Укрепление взаимосвязей с социальными партнерами.
6. Повышение статуса образовательного учреждения.
7. Способность использовать полученный практический опыт в общении на английском языке для реализации потребности в установлении профессиональных контактов.
Ресурсы, риски реализации проекта и способы их преодоления
ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ НА РЫНКЕ ТРУДА ЧЕРЕЗ УЧАСТИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЧЕМПИОНАТАХ
Н. В. Колмакова, преподаватель ГПОУ «Губернаторский техникум народных промыслов»
Ресурсы Риски Способы преодоления
Мотивационные: наличие у студентов потребности участвовать в работе клуба Отсутствие у студентов желания совершенствовать свои знания английского языка и использовать его в своей будущей профессиональной деятельности Проведение мотивационных тренингов со студентами, организация экскурсий в Центр педагогического образования» в КемГУ, г. Кемерово
Кадровые: желание и возможности педагогических работников образовательного учреждения и социальных партнеров участвовать в реализации проекта Загруженность преподавателей и социальных партнеров, участвующих в проекте студентов Согласование графика проведения мероприятий в рамках проекта и занятости педагогов и социальных партнеров, а также расписания занятий студентов, освобождение педагогов от дополнительных обязанностей, возложенных на них
Финансовые: материальные и технические возможности для организации экскурсий, вебинаров и онлайн-конференций и т. д. Финансовые сложности в обеспечении экскурсий, вебинаров и онлайн-конференций и т.д. 1. Вовлечение в сотрудничество родителей, социальных партнеров. 2. Сотрудничество с учителями-предметниками, средствами массовой информации
Актуальность проекта
WorldSkills International (WSI) — международная некоммерческая ассоциация, целью которой является повышение статуса и стандартов профессиональной подготовки и квалификации, популяризация рабочих профессий через проведение международных соревнований по всему миру. На сегодняшний день в деятельности организации принимают участие 72 страны. Своей миссией WSI называет привлечение внимания к рабочим профессиям и создание условий для развития высокого уровня профессиональных компетенций. Ее основная деятельность — организация и проведение профессиональных соревнований различного уровня для молодых людей в возрасте до 25 лет. Раз в два года проходит мировой чемпионат рабочих профессий WorldSkills, который также называют «Олимпиадой для рабочих рук».
Постановка проблемы
В настоящее время само движение WorldSkills International основной целью называет мотивацию молодых людей на получение качественной профессиональной подготовки.
На основе ФГОС невозможно подготовить обучающихся в полной мере к участию в чемпионате. Обладание общими и профессиональными компетенциями в соответствии с ФГОС не дают необходимый объем знаний и умений для выполнения конкурсных стрижек и окрашивания, которые требуются по стандартам WorldSkШs.
Цель проекта
Повышение качества профессиональной подготовленности обучающихся по профессии «парикмахер» через подготовку к чемпионату WorldSkШs.
Задачи проекта
1. Формировать повышение уровня мотивации обучающихся для участия в профессиональных чемпионатах.
2. Формировать профессиональные компетенции обучающихся по профессии «парикмахер» при подготовке к участию в чемпионатах WorldSkШs.
3. Развивать активную жизненную позицию обучающихся, коммуникативные способности, стремление к самосовершенствованию.