А.Б. ДАВЫДОВ, профессор, проректор по лечебной работе Е.Е. ПИЧУЕВ, доцент, главный врач клиники
Клиника вуза - участник образовательной и научной деятельности
В статье представлены материалы по истории и структуре клиники Тверской медицинской академии, раскрыты её возможности в плане совершенствования образовательной и научной деятельности вуза. Рассматриваются организационные вопросы объединения медицинской науки, образования и практики, способствующие достижению высоких результатов. Формулируются принципы деятельности одного из структурных подразделений клиники.
Ключевые слова: клиника академии, организационные решения, интеграция образовательной, научной и медицинской деятельности.
Подготовка медицинских кадров неразрывно связана с изучением специальных дисциплин непосредственно у постели больного - в клинических больницах и академической клинике. При этом основной целью деятельности клиники вуза является совершенствование клинической подготовки и переподготовки специалистов лечебного, педиатрического, стоматологического, фармацевтического и сестринского профиля, научная разработка и внедрение новых медицинских технологий в практическое здравоохранение.
Не все медицинские вузы России имеют собственные клинические базы. Тверская государственная медицинская академия с момента переезда в 1954 г. в город Калинин организовала стоматологическую поликлинику. Уже многое годы она является клиникой стоматологического факультета [1]. За прошедшее с той поры время стоматологическое подразделение клиники значительно расширилось и сегодня имеет в своем арсенале 210 стоматологических кресел. Стоматологическое подразделение состоит из отделений ортопедической, терапевтической, детской и хирургической стоматологии, отделений ортодонтии, физиотерапии и других лечебных и обслужива-
ющих медицинскую деятельность подразделений. Тут же, по сути «сливаясь» с отделениями, расположены профильные кафедры стоматологического факультета (кафедры ортопедической, пропедевтической, терапевтической, хирургической, детской стоматологии, кафедра пародонтологии). Приказом ректора и решением Ученого совета отделения и кафедры организационно объединены в функциональные подразделения - профильные клиники. Это позволяет заведующим кафедрами участвовать в совершенствовании деятельности клиники и в разработке новых медицинской направлений, более полно использовать возможности отделений в практической подготовке студентов и курсантов. Собственная клиническая база способствует развертыванию научных исследований и быстрому внедрению их результатов в практическую деятельность врачей клиники и преподавателей академии.
Клиническая база ТГМА постоянно расширяет свои границы. В 2003 г. сдан новый корпус общей площадью 4500 кв. м., в котором разместились кафедры подготовки и переподготовки семейных врачей с двумя действующими офисами врачей общей практики и клинико-диагностическим центром,
оказывающим консультативно-диагностическую и высококвалифицированную лечебную помощь жителям региона и России в целом. Основная задача деятельности вновь построенного корпуса - разработка и внедрение новых медицинских технологий в секторе амбулаторно-поликлинической службы взрослого населения и переподготовка врачей общей практики в рамках национального проекта «Здоровье». В этом направлении работают ряд кафедр лечебного факультета, факультета высшего сестринского образования и факультета усовершенствования врачей, расположившиеся в этом здании.
В конце 2007 г. академия ввела в эксплуатацию второй корпус общей площадью 5075 кв. м. Сумма инвестиций, выделенных Министерством здравоохранения и социального развития на строительство и приобретение оборудования для первого и второго корпуса, составила 15 9,2 млн. рублей. Дополнительно из внебюджетных средств вуза и при поддержке администрации Тверской области из средств пилотного проекта «Реформа здравоохранения Тверской области», финансируемого Всемирным банком реконструкции и развития, академия приобрела медицинское оборудование на сумму около 40 млн. рублей.
В этом корпусе размещены выпускающие кафедры фармацевтического факультета, отделения амбулаторной хирургии и хирургический стационар на 15 коек. При непосредственном участии кафедры госпитальной хирургии здесь проходят переподготовку врачи-эндоскописты, разрабатываются и внедряются стационарзамещающие методы хирургических операций. Развернуты и оснащены современным высококлассным оборудованием операционные залы, перевязочные кабине-
ты, кабинеты врачей - специалистов хирургического профиля (сосудистая хирургия, гинекология, урология, оториноларингология и т.д.). Сотрудниками кафедры глазных болезней внедряются эксклюзивные высокотехнологические методы офтальмологической медицинской помощи населению. Академия из внебюджетных средств приобретает современное оборудование офтальмологического профиля, согласованное с партнерами из Саарбрюк-кенского университета, с перспективой организации российско-германского офтальмологического центра.
Развернута анестезиологическая служба, которая позволит проводить диагностические и лечебные процедуры с наибольшей комфортностью для пациентов. Все работающие в клинике врачи-анестезиологи являются сотрудниками кафедр академии. Открыта и оснащена современным оборудованием патогистологическая лаборатория, расширено отделение лучевой диагностики, где осуществляются рентгеното-
мографические исследования, проводится магниторезонансная томография - современные высокотехнологичные и весьма востребованные в Тверской области методы диагностики.
Благодаря перераспределению ряда лечебных подразделений удалось открыть отделение дерматокосметологии, в котором в 2011 г. подготовлена и реализована программа дистанционного консультирования больных с использованием телемедицинских технологий, и расширить отделение восстановительного лечения и клиническую лабораторию. Теперь в ней укомплектовываются отделы микробиологии и медицинской генетики.
Расширение клиники академии существенно улучшило возможности реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» в Тверском регионе в плане подготовки и переподготовки врачей общей практики, врачей первичного звена и выпуска высококвалифицированных специалистов узкого профиля. При этом медицинские сотрудники клиники - врачи отделений - имеют возможность активно участвовать в педагогической деятельности и научных исследованиях. Так, ряд заведующих отделениями защитили кандидатские диссертации, а несколько заведующих кафедрами, профессоров и доцентов совмещают свою работу с работой заведующими и врачами отделений клиники.
Как пример единства образовательной и научной деятельности медицинского вуза в условиях академической клиники мы можем представить работу преподавателей факультета усовершенствования врачей ТГМА.
Профессиональная подготовка вра-чей-стоматологов, помимо классических вариантов преподавания, включает и новые формы продвижения уникальных лечебно-диагностических техноло-
гий [2]. Чаще такими технологиями обладают крупные научно-исследовательские институты или международные и иностранные клиники. Перенести их опыт путем обучения собственных работников представляется затруднительным из-за отсутствия лечебно-диагностической практики у педагога. Это возможно только при постепенной, поэтапной подготовке специалиста в клинике, обладающей необходимой лечебно-диагностической технологией, и дальнейшем внедрении этой технологии у себя. После накопления в течение нескольких лет собственного клинического опыта возможна организация курсов профессионального совершенствования стоматологов. Этот путь всегда финансово затратен, продолжителен по времени и не всегда успевает за бурно меняющимися стоматологическими технологиями.
В 2007 г. ТГМА заключила договор с американским стоматологическим институтом о сотрудничестве в сфере амбулаторной хирургии ротовой полости. Интересы академии и института совпали в сфере распространения на территории России новых технологий дентальной имплантации и сопутствующих медицинских технологий. Подписанный договор не преследовал конкретных целей получения прибыли, являлся рамочным и планировал совместные образовательные и научные программы.
На первом этапе перед академией стояла задача внесения в свою клиническую практику новых технологий. Для этого несколько специалистов прошли базовую подготовку на выездных семинарах американского института в Москве. Были закуплены наборы инструментов, и академия стала нарабатывать собственный клинический опыт. Нельзя не упомянуть о том, что с расширением числа клинических слу-
чаев вставали новые клинические задачи, которые решались врачами эмпирическим путем. Осложнений лечения по новым методикам у нас не было, но в ряде случаев мы нуждались в авторских консультациях специалистов.
При поддержке американского стоматологического института наши специалисты прошли недельную подготовку в их главной клинике. Педагогами академии были отработаны на фантомах и на практических занятиях хирургические приемы и методики, получен полнообъемный учебный материал на русском и английском языках. Стажировка отмечена фирменными сертификатами. Вопросы внедрения технологии в практическую медицинскую деятельность академической клиники в целом были решены.
Оценивая значимость распространения инновационных способов лечения основных стоматологических заболеваний в России в целом и в Тверском регионе в частности, ТГМА вышла на переговоры с американским институтом о возможности обучения новым методам лечения врачей-стоматологов непосредственно в Твери. Учитывая свой непростой опыт внедрения инновационных методик стоматологического лечения, рекомендации ряда авторов о целесообразности создания подобных центров в вузах [3, 4], академия обратилась с предложением о создании совместного международного учебно-научно-образовательного центра и нашла полное понимание и поддержку у своих зарубежных коллег.
В результате этих переговоров создан центр имплантологии, деятельность которого осуществляется в соответствии с рядом принципов. Первым принципом работы центра является участие в преподавании отечественных и зарубежных специалистов. К нам ежегодно приезжают с лекциями,
семинарами и практическими занятиями специалисты из разных стран (Соединенных Штатов Америки, Франции, Германии и др.). Мы направляем на обучение за границу врачей центра и академической клиники. Сотрудники центра выезжают с научными докладами на конференции в ближнее и дальнее зарубежье.
Второй принцип работы центра -очно-дистанционное образование, при котором курсанты, обучающиеся в Твери, имеют возможность в режиме реального времени прослушать лекцию, участвовать в дискуссии или увидеть собственно диагностические и лечебные манипуляции, проводимые в США. В ряде случаев американские коллеги приезжают в Тверь для непосредственного общения с российскими коллегами. Временные пояса позволяют наблюдать хирургические операции, проводимые в Америке утром в 89 часов (в это время в Твери - 16-17 часов), что удобно для сотрудников центра.
Третьим принципом работы центра является “полиаудиторность”. Под этим термином мы понимаем включение в образовательный процесс не только профессиональной аудитории курсантов центра, но и наших студентов, а также стоматологов в региональных центрах Тверской области. Этим мы решаем три дополнительные задачи. Во-первых, информируем медицинскую общественность о существующих современных методах лечения больных, повышаем их профессиональный кругозор и грамотность. Во-вторых, пополняем число курсантов центра, желающих освоить новую и перспективную методику дентальной имплантации. В-третьих, увеличиваем число клиентов, желающих осуществить протезирование ротовой полости с использованием новых технологий. Принцип полиаудиторности мы реализуем на основе телеконференций. С этой целью помещения центра оборудованы оптиковолоконной связью, мониторами, компьютерами, видеосопровождением хирургических операций, интраоральными видеокамерами. Коллектив центра обучен принципам дистанционного обучения и основным цифровым технологиям связи.
В праздничной телеконференции, посвященной открытию центра (октябрь 2009 г.), приняли участие три аудитории.
Первая - аудитория клиники стоматологического института (Бостон, США), где, помимо лекторов и врачей, находились американские участники и слушатели, а
также выпускники ТГМА, живущие и работающие в Бостоне. Вторая аудитория - конференц-зал академии, где разместились президент стоматологического института доктор В. Морган, слушатели курса, а также студенты, ординаторы, аспиранты, врачи города Твери и слушатели кафедры стоматологии факультета последипломного образования, гости (всего - более 160 человек). Третья аудитория находилась на расстоянии 75 километров от Твери в г. Торжке, где в работе телеконференции приняли участие 36 вра-чей-стоматологов. В режиме реального времени была продемонстрирована операция поднятия дна гайморовой пазухи с одновременной имплантацией, проведенная в Бостоне. Участники конференции задавали вопросы и участвовали в дискуссии, а также прослушали лекции, прочитанные американскими коллегами.
Четвертым принципом работы центра является участие в научной работе по дальнейшему изучению результатов использования новых методов лечения. Так, руководителем центра вместе с американскими коллегами проана-
лизировано более 140 наблюдений остеоинтеграции. Положительные результаты клинического использования, подтвержденные собственными научными исследованиями, гарантируют качество преподаваемых в центре хирургических методик. В планах центра - расширение научных исследований, в том числе экспериментальных и лабораторных. Международный статус центра позволил представить результаты научных исследований ученых ТГМА в авторитетных иностранных изданиях.
Пятый принцип работы центра ориентирует курсантов на получение ими собственных мануальных навыков. Каждый курсант должен освоить методику подготовки ложа под имплантат и его установку. Это осуществляется на специальных моделях, со специальными инструментами. Кроме того, при получении согласия пациента курсанты могут ассистировать врачу центра непосредственно в хирургических операциях.
Шестой принцип работы центра -непрерывное образование. Предполагается возможность телемедицинского консультирования американскими коллегами сотрудников центра в Твери и консультирование сотрудниками центра по Интернету своих выпускников и сотрудников. Отработанные схемы непрерывного дистанционного образования позволили в короткий срок включить в функции центра ме-
дицинское консультирование, которое в ближайшее время мы планируем распространить на регионы Тверской области.
Таким образом, образовательная и научная деятельность медицинского вуза при наличии собственной академической клиники может приобрести новые качества. Поиски путей интеграции образовательной и медицинской деятельности соответствуют Концепции развития здравоохранения Российской Федерации до 2020 г.
Литература
1. Тверская государственная медицинская
академия - 70 лет / Под общ. ред. Б.Н. Давыдова и Г.А. Улуповой. Тверь: Триада, 2007. 392 с.
2. Калинкин М.Н., Морган В., Давыдов Б.Н.
Международное очно-дистанционное полиаудиторное профессиональное усовершенствование врачей-стоматологов по вопросам дентальной имплантации // Материалы науч.-практ. конф. Центрального федерального округа РФ с международным участием «Инновации и информационные технологии в диагностической, лечебно-профилактической и учебной работе клиник». Тверь (10-11 декабря 2009 г.). Тверь: Триада, 2009. 344 с.
3. Управление вузом в современных услови-
ях (Опыт Нижегородского университета). Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2010. 170 с.
4. Горшков О.Н., Чупрунов Е.В. Образование
на основе исследований и разработок // Высшее образование в России. 2008. № 4. С. 33-36.
DAVYDOV A., PICHUEV E. ACADEMY CLINIC AS A PARTICIPANT OF EDUCATIONAL AND SCIENTIFIC ACTIVITIES
The paper contains materials on the history and structure of Tver Medical Academy Clinic. Its role and potentials for improvement of the educational and scientific activities are shown. Aspects of organizational decisions for combining medical science, education and practice which will contribute to high achievements are considered. Principles of the activity of the Clinic structural sub-unit are presented.
Key words: Academy Clinic, organizational decisions, integration of educational, scientific and medical activities.