КЛИНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОГРАНИЧНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ У
СТУДЕНТОВ
11У1.А. ИШШЛКК'О!. М.А. ИЛЬИНА
Кафедра психиатрии и медицинской психологии РУДН. Москва. 117¡98, ул. Миклухо-
Маклая, д. 8. Медицинский факультет.
Динамическое, клинико-психопатологическое, экспериментально-психологическое обследование 54 студентов РУДН, приезжих и иностранных, у которых отмечались те или иные формы пограничных психических расстройств (Г1Г1Р), дало возможность изучить взаимосвязь между клиническими особенностями течения ППР у студентов и факторами их вызывающими. При преимущественном действии облигатных факторов (изменение социокультурапьных и климатогсографичееких условий), проявления ППР ограничивались в основном астенической симптоматикой и вегетативными кризами. При сочетанном действии облигатных и факультативных (психотравмирующих) факторов проявления ППР были более разнообразными : кроме астенических проявлений отмечалась вегетативная, депрессивная, истерическая, обсессивно-фобическая симтоматика. Когда отмечалось преимущественное действие факультативных факторов, ППР протекали по типу психогений.
Ключевые слова: студенты, пограничные психические расстройства.
Пограничные психические расстройств обуславливают снижение работоспособности, успеваемости, в ряде случаев являются причиной академических отпусков и отчислений.
Важная роль в возникновении пограничных психических расстройств (ППР) у студентов принадлежит нарушениям адаптации. [1]. Этот фактор особенно значим в развитии ППР у иностранных и приезжих студентов.
Целью исследования являлось изучение клинических особенностей пограничных психических расстройств у студентов многонационального ВУЗа, возникающих вследствие нарушения психической адаптации, а также разработка специфических методов лечения и профилактики данных нарушений.
Исследование проводилось на базе поликлиники №25 ГУЗМ и Клиники неврозов.
В основу работы положено динамическое обследование 54 студентов РУДН, набора 1995-2002г.г., страдающих ППР, с использованием клиникопсихопатологического, кли-нико-катамнестического, экспериментально-психологического методов исследования.
Средний возраст обследованных составлял 23 года (+/- 5 лет). Половину обследованных составляли иностранные студенты (27 человек). Основную часть обследованных (37 человек) составляли студенты первых трех лет обучения, 16 человек были на 4-7-м годах обучения. К условиям, влияющим на формирование ППР, отнесены экзогенные вредности в анамнезе (глистные инвазии - 6, малярия -9 , ЧМТ - 6), наследственная отяго-щенность по психическим заболеваниям, преморбидные особенности личности.
Акцентуации характера в определенной степени затрудняют психическую адаптацию и следовательно могут влиять на формирование ППР. У 67% обследованных имел место тот или иной вариант акцентуации характера (по классификации А.Е. Личко) [2]. У 43% обследованных отмечалось наличие психастенических черт характера, которые проявлялись в виде тревожной мнительности с опасением за будущее свое и близких, трудности в принятии решений, чрезмерной старательности, склонности к самоанализу
Истероидная акцентуация отмечалась у 15% пациентов. У большинства из них был высокий уровень притязаний в отношении своего будущего и претензия на исключительное положение среди окружающих [3]. 9% больных отличались замкнутостью, внешней сдержанностью, даже холодностью. У этих людей были сложности с установлением близких контактов, с пониманием других людей. В этих случаях речь шла о шизоидной акцентуации характера.
Важную роль в формировании ППР играли социокультуральные факторы, среди которых можно было условно выделить облигатные и факультативные. К облигатным факторам относились такие социокультуральные факторы, как разрыв с привычной климатической, социальной, культуральной средой, в том числе вследствие разлуки с друзьями и близкими, необходимости приспосабливаться к новым бытовым условиям, иному характеру питания, наличия языковых трудностей. Факультативными фактора-
ми были разочарование в выборе профессии, материальные затруднения, межличностные конфликты.
Характер клинических проявлений пограничных психических расстройств у студентов зависел от соотношения действия условий (экзогенные вредности, преморбид-ные личностные особенности, наследственность), облигатных и факультативных факторов. На этом основании можно выделить две группы. В первой группе студентов (в основном иностранных) психические нарушения возникали в результате сочетанного действия условий, облигатных и факультативных факторов. Первая группа включала в себя 61% пациентов. В этой группе обследованных психические нарушения возникали в первые 3 года обучения. На основании клинических проявлений болезни можно выделить 2 подгруппы. В первой подгруппе (28%) психические нарушения возникали в основном под действием условий и облигатных факторов (изменение социальных, климатогеографических и культуральных условий). В этой подгруппе клиника исчерпывалась астеническим синдромом, который возникал сразу после приезда в Россию, и характеризовался вначале явлениями гиперэстезии, повышенной утомляемости, трудностью концентрации внимания, нарушениями сна, снижением настроения, сменяющимися явлениями раздражительной слабости с повышенной возбудимостью, эмоциональной неустойчивостью с преобладанием сниженного настроения. У большинства имели место вегетативные расстройства, в виде повышенной потливости, похолодания конечностей, головокружения. Особенностью было ухудшение состояния в осенне-зимний период, больные с трудом переносили холодное время года, практически постоянно болели простудными заболеваниями, что усугубляло астеническую симптоматику [4]. Не отмечалось четкой зависимости между преморбидными личностными особенностями и возникновением заболевания.
Во второй подгруппе (33% от общего числа обследованных) психические нарушения возникали в равной мере в результате действия условий, облигатных и факультативных (материальные трудности, межличностные конфликты и т.д.) факторов. Астеническая симптоматика нередко сопровождалась другими психопатологическими синдромами. у 6% обследованных - обсессивно-фобическим синдромом, у 18% - вегетативным, у 7% - аффективным. У 15% астенический синдром сопровождался ярко выраженными вегетативными дисфункциями, которые проявлялись повышенной потливостью, похолоданием конечностей, ощущениями приливов жара к голове, головокружением, потемнением в глазах. У ряда больных отмечались вегетативные кризы (головокружение, повышенное потоотделение, потемнение в глазах) в душных помещениях, в метро, после чего развивался страх перед повторением приступа, страх ездить в метро. У большинства больных отмечалась истероидная акцентуация характера. Можно было выявить связь между возникновением приступов и психотравмирующими факторами. У большинства пациентов синдром вегетативной дисфункции проявлялся преимущественно в периоды экзаменационной сессии, когда студенты не справлялись с учебной задачей.
Обсессивно-фобическая симптоматика отмечалась у 9% обследованных, и проявлялась у лиц с психастенической акцентуацией, со склонностью к формированию навязчивостей в преморбиде. Данная патология с меньшей интенсивностью отмечалась и до поступления в РУДН, но с появлением длительной психотравмирующей ситуации (необходимость уживаться с соседями по общежитию, длительное отсутствие успехов в учебе) начинала беспокоить пациентов.
У части пациентов 2-ой подгруппы наблюдался астено-депрессивный синдром . Ас-тено-депрессивная симптоматика чаще всего возникала в ситуации длительного эмоционального напряжения (семейные или связанные с учебой конфликты). В качестве предрасполагающих к формированию психогений этого типа выступают явления психастенической конституции, а также резидуально-органическое поражение ЦНС и астениза-ция организма, связанная с длительным соматическим неблагополучием. Преобладают
астенические нарушения (разбитость, постоянная физическая усталость, раздражительность, гиперестезия, головные боли), тревожные опасения по поводу своего физического благополучия, многообразие вегетативных расстройств и телесных ощущений. Среди аффективных расстройств доминируют апатия, чувство тягостного бессилия, ощущение собственной несостоятельности, неспособности разрешить возникшие проблемы.
Ко второй группе можно отнести тех пациентов, у которых пограничные психические расстройства возникли преимущественно под действием факультативных факторов. К этой группе можно отнести 39% обследованных. Эти люди в начале хорошо адаптировались к новым условиям жизни, психическая дезадаптация возникала, как правило, позже, чем в первой группе, на 4-7-м году обучения.
У 13% обследованных причиной астеноневротических реакций являлись психотравмирующие обстоятельства, обусловленные личными и семейными проблемами, в этом случае психическая травма была достаточно острой и массивной. В клинической картине преобладала депрессивная симптоматика. Больные жаловались на тревогу, тоску, подавленность, сниженное настроение, потерю сна, аппетита, слезливость, постоянно думали о травмирующей ситуации, не могли учиться .
В 15% случаев депрессия сопровождалась истерическими расстройствами. Эти расстройства чаще возникали у акцентуированных личностей истерического склада. Больные считали, что окружающие явно недооценивают их «муки» или не понимали «трагизма» переживаемой ими ситуации. В высказываниях больных преобладали мотивы жалости к себе, незаслуженности обрушившегося на них несчастья. К особенностям истерических проявлений относится также выраженность соматовегетативных расстройств, нарушения аппетита, сна .
У 13% обследованных наблюдалось сочетание астении с ипохондрическими расстройствами. У этих пациентов было выявлено резидуально-органическое поражение ЦНС вследствие перенесенных тропических заболеваний, ЧМТ . Личностные особенности таких студентов характеризовались стремлением к достижению поставленной цели, склонностью к педантизму, добросовестностью. Ипохондрические нарушения сопровождались тревогой и являлись причиной фиксации на соматическом состоянии. Пациенты жаловались на неприятные ощущения в области головы, которые характеризовались жжением, жаром, тяжестью, сжатием, а также на тремор, потливость. Соматические жалобы расценивались как ведущая патология [4].
Лечебная тактика при ПОР у студентов представляла собой комплексную систему диагностики, медикаментозного и психотерапевтического воздействия.
Литература:
I Александровский Ю А. Пограничные психические расстройства. М., Зсвс 1997
2. Коркина М.В., Лакосина Н.Д., Личко А.Е. Психиатрия, М., Медицина 1995.
3.Леонгард К. Акцентуированные личности, Ростов-на-Дону, Феникс 1997.
4. Соколова О.Н. Астенические состояния различного генезау студентов. Автореф. дисс. канд. мед. наук. М., 1994.
PECULIARITY OF CLINICS OF BORDERLINE MENTAL DISORDERS IN STUDENTS
1M.A.TSYVILKO), M.A.ILINA
Department of psychiatry and medical psychology RJPFU. Moscow. 117198. M-Mak.la.ya
st. 8. Medical faculty
Dynamic clinical-abnormal psychological, clinical follow-up, experimental-psychological examination of 54 of RPFU, especially foreigners and migrants with borderline mental disorders (BLMD) gave an opportunity of studying the correlation between the clinical peculiarities of the the process of BLMD and the factors causing them. Under the influence of obligatory factors (social-cultural changes, the changes of climate and geographical conditions) the manifestation of BLMD were asthenia and vegetative crises. Under the mutual influence of obligatory and compulsory factors (psycho injuries) the manifestation of BLMD were not only asthenia and vegetative crises, but also depressive , hysterical, obsessive and compulsive disorders. Under the influence of compulsory factors the BLMD took there cause as psychogenetic disorders.
Key words : students, borderline mental disorders.