УДК 616.831.31-009.24
КЛИНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА СПЕЛЛИНГА
У БОЛЬНЫХ ЭПИЛЕПСИЕЙ
1 2 Н.Г. Токарева , Е.В. Железнова
1ФБГОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева» Медицинский институт г. Саранск, Россия, 430032 2
Московский НИИ психиатрии — филиал ФГБУ «ФМИЦПН» Минздрава России г. Москва, Россия, 107076
Аннотация. Проведено клинико-психологичекое исследование особенностей правописания и письма у больных эпилепсией с учетом лексико-семантических и сублексических путей правописания.
Спеллинги, вырабатываемые лексико-семантическими и сублексическими путями правописания, содержаться в краткосрочной памяти, в то время, как они конвертируются в производство почерка. Это система рабочей памяти для орфографической информации называется графемным буфером, и он служит связью (интерфейсом) между центральными процессами написания и периферическими процессами, которые способствуют выработке почерка. Понимание природы и степени нарушения специфических процессов письма, а также наличие остаточных способностей дает возможность для планирования и проведения поведенческой реабилитации, соответствующей конкретному пациенту, страдающему эпилепсией.
Ключевые слова: эпилепсия, центрально-периферический интерфейс, афазия, аграфия.
Целью настоящей работы явилось изучение особенностей правописания и письма у больных эпилепсией с выделением факторов риска психологической дезадаптации.
В настоящее исследование были включены 50 больных в возрасте от 18 до 55 лет, с различными формами эпилепсии, в структуре болезни которых преобладали простые, сложные парциальные приступы, с длительностью заболевания до 10 лет. Из исследования исключены пациенты с выраженными нарушениями когнитивной сферы.
Верификация диагноза у обследованных больных осуществлялась на основе результатов клинико-неврологического, психопатологического, социально-психологического, электороэнцефало-графического обследования и данных компьютерной томографии головного мозга.
В работе проведено клинико-психологическое исследование особенностей внимания больных эпилепсией с использованием метода клинического наблюдения, психодиагностических методик: Boston Diagnostic Aphasia Examination (BDAE-3).
Статистическая обработка данных осуществлялась при помощи программы Statistica 6.0.
Исследуемую выборку составили трудоспособные — 28 чел. (56%) и нетрудоспособные — 22 чел. (44%), из них III группа инвалидности — отмечалась у 14 чел. (28%), II группа инвалидности — у 8 чел. (16%). Большинство больных имели средне специальное и среднее образование — 21 чел. (42%) и 15 чел. (30%) соответственно, не окончили обучение в связи с болезнью 14 чел. (28%).
—--—-
~ 31 ~
Журнал включен в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации по отраслям «Медицинские науки» и «Социологические науки»
Since 1999 p-ISSN 2226-7425, e-ISSN 2412-9437
The Journal of scientific articles "Health and Education Millennium", 2016. Vol. 18. No 1
—--—
Спеллинги, вырабатываемые лексико-семан-тическими и сублексическими путями правописания, содержаться в краткосрочной памяти, в то время, как они конвертируются в производство почерка. Это система рабочей памяти для орфографической информации называется графемным буфером, и он служит связью (интерфейсом) между центральными процессами написания и периферическими процессами, которые способствуют выработке почерка.
Целью оценки письма является определение того, может ли пациент удовлетворять свои потребности в письменной речи. Когда аграфия очевидна, необходимо произвести тщательную оценку для определения функциональной целостности различных компонентов обработки, участвующих в написании.
Различные задания могут применяться для оценки процесса написания, и сравнительное выполнение заданий позволяет выделить поврежденные компоненты.
Концептуально опосредствованное написание можно оценить, попросив пациента составить письменный рассказ на определенную тему, или используя задания на описание изображения. Многочисленные исследования свидетельствуют о нечеткости фонематического восприятия и слухопро-износительных дифференцировок при дислексии [2]. Письменные рассказы требуют грамматических и синтаксических знаний, а также высокого уровня концептуальной организации. Письменное называние можно оценивать, применяя нарисованные стимулы. Написание отдельных слов под диктовку позволяет исследовать различные лингвистические переменные, которые влияют на написание, включая длину слов, орфографическую регулярность, частотность слов, правильность, грамматическую категорию, морфологическую сложность и лексический статус. Письменное назывние связано со стоячими оборотами — короткими стереотипными выражениями, однотипными мыслями [3]. Некоторые лингвистические свойства и характерные типы ошибок связаны с нарушением определенных процессов написания и могут привести к специфическим синдромам аграфии. При поражении лобных долей мозга могут возникать персеверации, нарушения произвольной, преимущественно речевой регуляции двигательных функций [4]. Задачи психоневрологической практики тре-
буют более высокой точности топической диагностики и более глубокого понимания патогенеза расстройств высших психических функций при очаговых поражениях мозга. Эти требования времени делают необходимым дальнейшее изучение структурно-функциональной организации высших психических функций [5].
Результаты изучения особенностей письма у больных эпилепсией выявили следующие значимые (р < 0,01) закономерности. Амнестическая аграфия выявлена у 37% больных, затруднения возникали главным образом, при спонтанном письме и письме под диктовку, тогда как списывание остается более сохранным. Больные путают порядок букв в словах, часто пропускают буквы или заменяют их другими, трудности в перекодировании фонем в графемы. В связи с этим больные часто не могут найти графему, соответствующую заданной фонеме, происходит отчуждение графического образа буквы от ее фонетического значения. Поэтому при задании написать под диктовку определенную букву больные долго ищут соответствующую графему и часто ошибаются.
При апраксической аграфии больные (18%) не знают, как придать своей руке положение, необходимое для письма: правильно взять ручку или карандаш. Больной не способен развернуть в должной последовательности серию двигательных актов, осуществить двигательную программу. При письме искажаются и неправильно соотносятся в пространстве отдельные элементы букв, некоторые буквы изображаются зеркально. В тяжелых случаях полностью распадается рисунок буквы, больной может изобразить только отдельные черточки, пересекающиеся друг с другом.
При конструктивной аграфии у больных (12%) отмечается нарушенная структура слова, пропущены целые слога, буквы. При этом не имеется нарушений интеллекта, а навыки письма нормально выработаны.
Таким образом, в основе клинико-психологи-ческой оценки письма является исследование статуса компонентных процессов, необходимых для поддержания письменной коммуникации.
Понимание природы и степени нарушения специфических процессов письма, а также наличие остаточных способностей дает возможность для планирования и проведения поведенческой реабилитации, соответствующей конкретному пациенту, страдающему эпилепсией.
—--—-
~ 32 ~
Журнал включен в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации по отраслям «Медицинские науки» и «Социологические науки»
Since 1999 p-ISSN 2226-7425, e-ISSN 2412-9437
Токарева Н.Г., Железнова Е.В. Клиническая оценка спеллинга у больных эпилепсией
ЛИТЕРАТУРА
1. Goodglass, Kaplan, Barresi Boston Diagnostic Aphasia Examination (BDAE-3), 2000.
2. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. СПб,, 1997.
3. Иванец Н.Н., Тюльпин Ю.Г., Кинкулькина М. А. Психиатрия и наркология. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006.
4. Хомская Е.Д. Нейропсихология. СПб.: Питер,
2011.
5. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. М., 2000.
CLINICAL ASSESSMENT OF EPILEPSY PATIENTS' SPELLING
N. G. Tokareva1, E. V. Zheleznova2
1Mordovia Ogarev State University Medical Institute Saransk, Russia, 430032 2
Moscow Research Institute of Psychiatry Moscow, Russia, 107076
Annotation. Clinic and psychological studies of the peculiarities of spelling and writing of epilepsy patients have been held taking into account lexical and semantic, and sublexical ways of spelling. Spellings worked out by lexico-semantic and sublexical ways of orthography are contained in short-term memory while they are converted into formation of handwriting. This system of the working memory for orthographic information is called graphemic buffer and it serves as an interface between the central processes of writing and peripheral processes which make for formation of handwriting. Understanding the nature and extent of breaking specific processes of writing, as well as the presence of remaining abilities make it possible to plan and conduct behavioral rehabilitation corresponding to the concrete epilepsy patients.
Key words: epilepsy, cenrally-peripheral interface, aphasia, agraphia.
REFERENCES
1. Goodglass, Kaplan, Barresi Boston Diagnostic Aphasia Examination (BDAE-3), 2000.
2. Kornev A.N. Violations of reading and writing in children: Study guide. St. Petersburg, 1997.
3. Ivanec N.N., Tyulpin Y.G., Kinkulkina M.A. Psychiatry and Narcology. Moscow, GEOTAR-Media, 2006.
4. Khomskaya E.D. Neuropsychology. St. Petersburg, Peter, 2011.
5. Luriya A.R. Higher cortical functions of man and their disturbances in local brain lesions. Moscow, 2000.
РЕЦЕНЗЕНТЫ:
Зорькина Ангелина Владимировна — д.м.н., профессор, заведующий кафедрой поликлинической терапии и функциональной диагностики ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н.П. Огарева», г. Саранск
Бойнова Ирина Владиславовна — д.м.н., профессор, кафедра нервных болезней и психиатрии ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н.П. Огарева», г. Саранск