Научная статья на тему 'Клиническая эффективность образовательной программы для больных ревматоидным артритом'

Клиническая эффективность образовательной программы для больных ревматоидным артритом Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
799
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕВМАТОИДНЫЙ АРТРИТ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ОБУЧЕНИЕ ПАЦИЕНТОВ / RHEUMATOID ARTHRITIS / EDUCATION PROGRAM / PATIENT EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Орлова Евгения Владиславовна, Денисов Л. Н., Арсеньев А. О., Кошелева Н. М., Каратеев Д. Е.

Цель разработать образовательную программу для больных ревматоидным артритом (РА) и оценить ее эффективность. Материал и методы. В исследование было включено 43 больных РА: 23 пациента основной группы прошли обучение в образовательной программе (школа здоровья «Ревматоидный артрит»), 20 больных составили контрольную группу. Образовательная программа состояла из 4 занятий по 90 мин, проводимых каждый день. Исходно и через 6 мес определяли индексы DAS 28, HAQ, RAPID 3 по анкете MDHAQ (R798—NP2). Результаты. Через 6 мес после обучения в основной группе индекс DAS 28 снизился на 1,33+0,26 балла (р

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Орлова Евгения Владиславовна, Денисов Л. Н., Арсеньев А. О., Кошелева Н. М., Каратеев Д. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Clinical efficiency of an education program for patients with rheumatoid arthritis

Objective: to develop an education program for patients with rheumatoid arthritis (RA) and to evaluate its efficiency. Subjects and methods. The study included 43 patients with RA: 23 study group patients were trained according to an education program (Rheumatoid Arthritis Health School), 20 patients formed a control group. The education program consisted of 4 daily 90-min studies. The MDHAQ (R798—NP2) questionnaire was used to determine DAS 28, HAQ, RAPID 3 scores at baseline and following 6 months. Results. Six months after education, the study group showed reductions in DAS 28 by 1.33+0.26 scores (р

Текст научной работы на тему «Клиническая эффективность образовательной программы для больных ревматоидным артритом»

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Научноисследовательский институт

ревматологии» РАМН, Москва

Research Institute of Rheumatology, Russian Academy of Medical Sciences, Moscow

Контакты: Евгения Владиславовна Орлова

[email protected]

Contact: Evgenia Vladislavovna Orlova [email protected]

Поступила 16.12.2011

Клиническая эффективность образовательной программы для больных ревматоидным артритом

Е.В. Орлова, Л.Н. Денисов, А.О. Арсеньев, Н.М. Кошелева, Д.Е. Каратеев, ЕЛ Насонов

Цель — разработать образовательную программу для больных ревматоидным артритом (РА) и оценить ее эффективность.

Материал и методы. В исследование было включено 4З больных РА: 2З пациента основной группы прошли обучение в образовательной программе (школа здоровья «Ревматоидный артрит»), 2G больных составили контрольную группу. Образовательная программа состояла из 4 занятий по 9G мин, проводимых каждый день. Исходно и через б мес определяли индексы DAS 28, HAQ, RAPID 3 по анкете MDHAQ (R798—NP2). Результаты. Через б мес после обучения в основной группе индекс DAS 28 снизился на 1,33±0,2б балла (р<0,05), HAQ - на 0,91+0,54 (55,2%; р<0,01), RAPID 3 - на 5,9б±0,92 (49,9%; р<0,01), уровень тревоги - на

0,8б±0,32 (54,4%; р<0,05), депрессии - на 0,87+0,б1 (53,4%; р<0,05), утомляемости - на 3,39+1,17 (47,5%; р<0,05), улучшился сон на 0,81+0,3б балла (54,7%; р<0,05). Через б мес после участия в образовательной программе достоверно чаще регистрировался хороший ответ на лечение по DAS 28 по критериям EULAR (52,2% против 30,0% в контрольной группе; р<0,05), а число больных, отметивших улучшение самочувствия, возросло в 8,5 раза (р<0,01). Динамика в контрольной группе носила менее выраженный характер, что определило статистически достоверные различия между группами по большинству показателей (р<0,05). Заключение. Образовательная программа улучшает функциональные возможности, психологический статус, помогает контролировать активность заболевания и повышает качество жизни больных РА.

Ключевые слова: ревматоидный артрит, образовательная программа, обучение пациентов

CLINICAL EFFICIENCY OF AN EDUCATION PROGRAM FOR PATIENTS WITH RHEUMATOID ARTHRITIS

E.V. Orlova, L.N. Denisov, A.O. Arsenyev, N.M. Kosheleva, D.E. Karateyev, E.L. Nasonov

Objective: to develop an education program for patients with rheumatoid arthritis (RA) and to evaluate its efficiency. Subjects and methods. The study included 43 patients with RA: 23 study group patients were trained according to an education program (Rheumatoid Arthritis Health School), 20 patients formed a control group. The education program consisted of 4 daily 90-min studies. The MDHAQ (R798—NP2) questionnaire was used to determine DAS 28, HAQ, RAPID 3 scores at baseline and following 6 months.

Results. Six months after education, the study group showed reductions in DAS 28 by 1.33+0.26 scores (p < 0.05), HAQ by 0.91+0.54 (55.2%; p < 0.01), and RAPID 3 by 5.96+0.92 (49.9%; p < 0.01), anxiety level by 0.86+0.32 (54.4%; p < 0.05), depression by 0.87+0.61 (53.4%; p < 0.05), fatigability by 3.39+1.17 (47.5%; p < 0.05); sleep improved by 0.81+0.36 scores (54.7%; p < 0.05). Six months following education program participation, there was significantly more frequently a good DAS 28 response to treatment according to the EULAR criteria (52.2% versus 30.0% in the control group; p < 0.05), and the number of patients who reported health improvement increased by 8.5 times (p < 0.01). The changes in the control group were less pronounced, which determined statistically significant differences between the groups in most indicators (p < 0.05).

Conclusion. The education program improves functional capacities and psychological status, assists in controlling the disease activity, and enhances the quality of life in patients with RA.

Key words: rheumatoid arthritis, education program, patient education

Ревматоидный артрит (РА) характеризуется тяжелым поражением опорно-двигательного аппарата, прогрессирующим течением, высокой частотой поражения лиц трудоспособного возраста, рано возникающим снижением функциональных способностей, потерей профессиональных и социальных навыков, трудностью физического и психологического приспособления больного к нарушениям двигательных функций, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности [1—3]. Таким образом, заболевание приводит к различным нарушениям во всех сферах жизнедеятельности человека и значительному ухудшению качества жизни [4].

Эффективная терапия РА невозможна без активного и грамотного участия пациента в этом процессе, что требует проведения образовательных программ, основанных на реальных потребностях больного.

Системы обучения больных основными хроническими неинфекционными заболеваниями стали внедряться в здравоохранение нашей страны достаточно давно и традиционно назывались «школы здоровья». Школа здоровья — это особый вид взаимодействия врача и пациента, в основе которого лежит обучение, так как только информированное, добровольное и активное участие человека с его личной внутренней мотивацией является залогом успешного лечения [5]. В 70-х годах XX в. началось активное использование в клинической практике школ сахарного диабета и бронхиальной астмы. Этот опыт показал, что информированность пациента о своем заболевании в значительной мере повышает эффективность лечебных мероприятий, уменьшает число осложнений, улучшает качество жизни, социальную адаптацию и, как следствие, ведет к снижению затрат на лечение [6, 7].

Деятельность школ здоровья регламентирована приказом МЗ РФ от 16.07.2001 г. №269 «О введении в действие отраслевого стандарта ” Сложные и комплексные медицинские услуги”» [8]. Обучение в школе здоровья определяется как помощь пациентам в приобретении и поддержании навыков, необходимых им для эффективного управления собственной жизнью и здоровьем в условиях хронического заболевания либо в определенные периоды жизни (беременность, кормление новорожденного) [9]. Цели образовательных программ состоят в следующем:

1. Обеспечить пациентов необходимой информацией об их состоянии, исходящей от лучших специалистов и адаптированной к общему образовательному уровню больных, в том числе предоставить современные данные

о медикаментозном лечении, номенклатуре лекарственных средств, их побочных эффектах, противопоказаниях к их назначению и др.

2. Мотивировать больных к выполнению врачебных рекомендаций (повысить приверженность лечению), изменению поведения, привычек и отношения к своему заболеванию в пользу активного подхода.

3. Обучить пациентов основным навыкам самонаблюдения в домашних условиях и принципам доврачебной помощи при возникновении острых ситуаций.

4. Способствовать психологической адаптации больных к новым условиям жизни с хроническим заболеванием или другой проблемой медицинского характера.

5. Осуществить контроль усвоения необходимой информации пациентами.

6. Повысить степень доверия больных к системе здравоохранения [9].

Одной из наиболее детально разработанных и широко применяемых в клинической практике образовательных программ является «школа здоровья для пациентов с артериальной гипертонией (АГ)» академика Р.Г. Оганова [5]. Порядок организации школы регламентируется приказом Минздрава РФ №4 от 21.01.2003 г. [10]. Необходимыми условиями организации школы являются наличие в учреждении обученного персонала и методическое обеспечение, включенное в организационно-методическое письмо Минздрава России от 02.08.2002 г. «Организация школ здоровья для пациентов с артериальной гипертонией в первичном звене здравоохранения», содержащее комплект материалов для врача и пациента (дневник) [5]. Опыт внедрения этой школы в практику продемонстрировал реалистичность достижения единой методологии выполнения образовательной технологии при условии соответствующей подготовки врача (медицинского работника) [9]. При этом унификация системы обучения позволила существенно повысить эффективность работы с пациентами. Проведение школ для больных АГ показало, что улучшение информированности о заболевании повышает полноту и точность выполнения врачебных назначений, изменяет стиль жизни пациентов с учетом индивидуально значимых факторов риска, что ведет к снижению сердечно-сосудистых осложнений [6, 11—13].

В рамках школ для больных с заболеваниями суставов и позвоночника (шифр 04.040.01, где 04 — медицинские услуги по профилактике; 040 — ревматология; 01 — школа для больных с заболеваниями суставов и позвоночника как вид услуги) О.М. Лесняк и соавт. разработаны образовательные программы для пациентов с остеопорозом

и остеоартрозом [14, 15]. Было показано, что школа для больных остеоартритом способствует повышению информированности пациентов о своем заболевании, снижению массы тела, приверженности немедикаментозным методам терапии (выполнению физических упражнений и ортопедической коррекции), улучшению профиля фармакологического лечения и клинических показателей (боль, скованность и функциональная недостаточность по индексам WOMAC и Лекена, выраженность симптомов депрессии) [16-18].

В настоящее время в нашей стране не существует единой оптимальной модели образовательной программы для больных РА, разработанной в соответствии с требованиями общей методологии проведения школ здоровья.

Цель данного исследования — разработать образовательную программу для больных РА и оценить ее эффективность.

Задачи исследования:

1. Создать оптимальную унифицированную модель проведения образовательной программы (школы здоровья) для пациентов с РА.

2. Оценить влияние образовательной программы на активность заболевания, функциональный статус и качество жизни больных РА.

Материал и методы

Критериями включения больных в исследование были: диагноз РА, соответствующий критериям Европейской антиревматической лиги/Американской коллегии ревматологов (EULAR/ACR) 2010 г., возраст 18—65 лет, I—III функциональный класс, отсутствие хирургического лечения РА до и на протяжении исследования, тяжелой сопутствующей патологии (почечная, печеночная, сердечная недостаточность, высокая неконтролируемая АГ, деком-пенсированный сахарный диабет и др.), злокачественных новообразований, в том числе в анамнезе за 5 лет, злоупотребления алкоголем, психических заболеваний, в том числе деменции и нарушения восприятия информации.

Было обследовано 43 больных РА (39 женщин и 4 мужчины) в возрасте от 20 до 65 лет, с длительностью заболевания от 3 мес до 11 лет. У 9 (21%) пациентов была очень ранняя стадия заболевания, у 16 (37%) — ранняя, у 11 (26%) — развернутая, у 7 (16%) — поздняя. 37 (86%) больных были серопозитивными по ревматоидному фактору. Активность РА определялась по индексу DAS 28 в соответствии с классификацией Ассоциации ревматологов России (АРР) 2007 г. [19]. Первая (1-я) степень активности имела место у 9 (21%) пациентов, 2-я — у 29 (67%), 3-я — у 5 (12%).

1 рентгенологическая стадия определялась у 9 (21%) больных, II — у 27 (63%), III — у 7 (16%). I функциональный класс был у 11 (26%) пациентов, II — у 24 (56%), III — у 8 (18%).

В исследование были включены две группы больных. В основную группу вошли 23 пациента, прошедших обучение в образовательной программе (школа здоровья «Ревматоидный артрит»); контрольную группу составили 20 больных, которые не проходили такого обучения. Медикаментозная терапия в обеих группах включала базисные противовоспалительные препараты (БПВП): метотрексат (МТ) 10—20 мг в неделю, или МТ 20—25 мг в неделю в сочетании с инфликсимабом 200 мг внутривенно капельно (по схеме) либо с адалимумабом 40 мг подкожно 1 раз в

2 нед (по схеме), или лефлуномид 20 мг в день, или сульфа-

Ор игинальные иссле д о в а н и я

салазин 1—2 г в день; нестероидные противовоспалительные препараты, глюкокортикоиды. Пациенты обеих групп не имели значимых различий в длительности и активности заболевания, рентгенологической стадии, функциональной недостаточности и проводимой медикаментозной терапии (табл. 1).

Школа для больных РА была разработана нами согласно техническому заданию «Подготовка информационно-методического обеспечения системы медико-санитарного просвещения и обучения здоровому образу жизни населения Российской Федерации» (2007), по общим требованиям, единой методологии и содержала следующие разделы:

1. Теоретическая часть курса (не более 40% всего объема материала).

1.1. Начальные сведения о заболевании — симптомы, осложнения, приводящие к инвалидизации и/или смерти пациента, медицинские термины и понятия, знание которых необходимо при данном заболевании.

1.2. Лабораторные и другие показатели, за которыми должен следить пациент.

1.3. Влияние образа жизни на развитие заболевания, существующие методы коррекции поведенческих привычек и образа жизни (физическая активность, питание и др.).

1.4. Основные сведения о методах лечения и лекарственных средствах, применяемых при данном заболевании.

2. Практическая часть.

2.1. Обучение пациента навыкам, необходимым для самонаблюдения, самоконтроля и интерпретации результатов (практические навыки формирования правильных поведенческих стереотипов, оптимизации режимов и пр.).

2.2. Действия пациента в зависимости от полученных данных (результатов самоконтроля и пр.).

2.3. Информация о неотложных состояниях и оказании доврачебной помощи при их возникновении [9].

Школа здоровья «Ревматоидный артрит» состояла из четырех занятий продолжительностью по 90 мин каждое, проводимых каждый день (табл. 2). Вся предлагаемая информация основывалась на современных клинических рекомендациях, метаанализах, рандомизированных клинических исследованиях и была представлена ведущими специалистами ФГБУ «НИИР» РАМН по данным проблемам.

M. Kaariainen и соавт. [20] показали, что качество образовательных программ при РА можно повысить, используя печатные материалы, поэтому после обучения пациенты получали методическое пособие, содержащее основные аспекты диагностики, фармакологического и немедикаментозного лечения РА, указания по рациональному питанию, а также описание комплексов упражнений [21].

Обучающая программа проводилась во время стационарного лечения пациентов в клинике ФГБУ «НИИР» РАМН. Наблюдение больных осуществлялось в течение 6 мес на амбулаторном этапе. Обе группы исследовали по одному и тому же протоколу: исходное обследование, далее — участие (или неучастие) в образовательной программе, через 6 мес — очный визит. Всем пациентам во время госпитализации было проведено стандартное комплексное клинико-лабораторное обследование [2]. Исходно и через 6 мес определяли индекс активности болезни DAS 28, индекс состояния здоровья по анкете Stanford Health Assessment Questionnaire (HAQ), индекс качества жизни Rheumatology Assessment Patient Index Data (RAPID 3) с использованием многомерного опросника MultiDimensional Health Assessment Questionnaire (MDHAQ) (R798—NP2) [22].

Таблица 1 Клиническая характеристика больных РА

Параметры Основная группа Контрольная группа

1 1 u Uu IVI1 UDI число больных % число больных %

Стадия РА:

очень ранняя 5 22 4 20

ранняя 8 35 8 40

развернутая 6 26 5 25

поздняя 4 17 3 15

Активность (по DAS 28):

1-я степень 4 17 5 25

2-я степень 16 70 13 65

3-я степень 3 13 2 10

Рентгенологическая стадия:

I 5 22 4 20

II 14 61 13 65

III 4 17 3 15

Функциональный класс:

I 6 26 5 25

II 13 57 11 55

III 4 17 4 20

Базисная медикаментозная терапия:

МТ 10-20 мг в неделю 14 61 13 65

сульфасалазин 1-2 г в день 2 9 2 10

лефлуномид 20 мг в день 4 17 3 15

инфликсимаб 200 мг внутривенно капельно 2 9 1 5

(по схеме) + МТ 20-25 мг в неделю

Адалимумаб 40 мг подкожно 1 раз в 2 нед 1 4 1 5

(по схеме) + МТ 20-25 мг в неделю

Ор игинальные иссле д о в а н и я

Таблица 2 Программа занятий в школе здоровья «Ревматоидный артрит»

№ Тематические разделы Время, мин

Занятие 1. Понятие РА. Медикаментозное лечение больных РА 90, в том числе

1 Что такое РА? Как часто встречается и почему возникает заболевание? 10

2 Что происходит в суставах при РА? Деформации и изменения подвижности суставов 10

З Какие другие органы поражаются при РА? Остеопороз, амилоидоз, заболевания сердечно-сосудистой системы и сухой синдром 10

4 Как начинается и как протекает заболевание? 10

5 Как врач диагностирует РА? 10

6 Каков прогноз РА? 5

7 Что опаснее: не лечить РА или лекарства? Цели терапии. Программа «Treat to target» («Лечение до достижения цели») 5

8 Базисные противовоспалительные препараты 15

9 Нестероидные противовоспалительные препараты 5

10 Глюкокортикоиды 5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11 Оценка эффективности и контроль безопасности терапии 5

Занятие 2. Восстановительное лечение и реабилитация больных РА. Формирование правильного 90, в том числе

функционального стереотипа, ортезирование, вспомогательные средства и методы защиты суставов.

1 Восстановительное лечение и реабилитация больных РА 10

2 Физиотерапия 5

З Трудотерапия 5

4 Формирование правильного функционального, двигательного и поведенческого стереотипов 15

5 Ортезирование, вспомогательные средства и методы защиты суставов для пациентов с проблемами рук 15

6 Ортезирование, вспомогательные средства и методы защиты суставов для пациентов с проблемами ног 15

7 Как правильно выбрать обувь? 10

8 Формирование правильного функционального стереотипа и советы пациентам с проблемами в шейном отделе позвоночника 15

Занятие 3. Диета при РА. Курение, ожирение и другие факторы риска. 90, в том числе

Беременность и планирование семьи при РА

1 Диетическая терапия РА 10

2 Лечебное питание (варианты меню) у больных РА 10

З Критская диета 5

4 Пищевой статус и ожирение 10

5 Алкоголь, чай и кофе в диете больных РА. Влияние курения на развитие РА и организм человека 10

6 Диета в профилактике остеопороза и сердечно-сосудистых заболеваний 15

7 Как РА влияет на беременность, развитие плода и ребенка? 10

8 Как контролировать активность РА при беременности? 10

9 Возможен ли прием лекарств при беременности и лактации? 10

Занятие 4. Лечебная физкультура (ЛФК). 90, в том числе

Основные комплексы упражнений с элементами обучения пациентов

1 ЛФК и физическая активность при РА 5

2 Развитие выносливости (аэробные нагрузки) 5

З Тренировка мышечной силы 5

4 Тренировка баланса 5

5 Механотерапия 5

6 Как избежать перегрузки и что учитывать во время тренировки? 5

7 Упражнения для крупных суставов рук (плечевых и локтевых) 15

8 Упражнения для кистей 15

9 Упражнения для крупных суставов ног (тазобедренных и коленных) 15

10 Упражнения для стоп 15

Результаты

Изначально обе группы не имели значимых различий по показателям активности заболевания, функционального статуса и качества жизни (р>0,05) (табл. 3).

Через 6 мес в обеих группах наблюдалось достоверное снижение активности заболевания, при этом статистически значимых различий между группами по индексу DAS 28 отмечено не было (р>0,05). Однако в основной группе пос-

Таблица 3 Динамика показателей у больных ревматоидным артритом (М±а)

Показатель Исходные значения, баллы Значения через 6 мес, баллы

основная группа контроль основная группа контроль

Индекс DAS 28 4,46±1,52 4,29±1,З1 З,1З±0,89* З,55±0,76*

Индекс HAQ 1,65±0,8З 1,59±0,78 0,74±0,45* 1,25±0,56*, **

Индекс RAPID 3 11,95±7,89 12,27±7,З2 5,99±2,12* 9,75±5,25*, **

Уровень тревоги 1,58±0,З9 1,55±0,З6 0,72±0,28* 1,10±0,З1*, **

Уровень депрессии 1,6З±0,41 1,65±0,З8 0,76±0,ЗЗ* 1,48±0,41**

Нарушения сна 1,48±0,52 1,47±0,51 0,67±0,З9* 1,ЗЗ±0,22**

Уровень утомляемости 7,14±2,54 6,95±З,02 З,75±1,6З* 5,89±2,25**

Примечание. *- достоверность различий с исходными данными внутри группы, р<0,05, **- достоверность различий данных между группами, р<0,05.

ле обучения уменьшение DAS 28 превысило 1,2 балла: ADAS 28 было 1,33+0,26 (р<0,05) против 0,74+0,19 (р<0,05) в контрольной группе, — ив среднем отмечалась низкая активность РА (см. табл. 3, рис. 1). Кроме того, в основной группе через 6 мес после участия в образовательной программе достоверно чаще регистрировался хороший ответ на лечение по DAS 28 по критериям эффективности терапии EULAR (52,2% против 30,0% больных в контрольной группе; р<0,05; рис. 2). Следовательно, образовательная программа помогала более эффективно контролировать активность болезни на протяжении всего периода наблюдения.

Через 6 мес отмечалось статистически значимое улучшение функционального статуса по индексу HAQ в обеих группах. При этом положительная динамика в основной группе носила более выраженный характер. К концу наблюдения в основной группе индекс HAQ уменьшился на 0,91+0,54 балла (55,2%; р<0,01 — выраженное клиническое улучшение, AHAQ >0,80), а в контрольной — на 0,34+0,21 балла (21,4%; р<0,05 — слабое клиническое улучшение, 0,22<AHAQ<0,36), что определило достоверные различия (р<0,05) между группами по данному показателю (см. табл. 3, рис. 1).

Через 6 мес статистически достоверное улучшение качества жизни по опроснику оценки здоровья MDHAQ (R798—NP2) наблюдалось в обеих группах. Однако эта динамика была более выраженной в основной группе. Через 6 мес после обучения в школе здоровья индекс RAPID 3 снизился на 5,96+0,92 балла (49,9%; р<0,01), что соответствовало хорошему ответу на лечение (ARAPID 3 >3,6, итоговый RAPID 3 <6 — см. табл. 3, рис. 1). В контрольной группе разница индекса RAPID 3 с исходным значением составила 2,52+0,36 балла (20,5%; р<0,05), что говорило об удовлетворительном ответе на лечение (ARAPID 3 >3,6, итоговый RAPID 3 >6 или 1,8< ARAPID 3 <3,6 балла, итоговый RAPID 3 <12). При этом к концу наблюдения отмечались статистически достоверные различия между группами по интегральному показателю оценки качества жизни (р<0,05).

Через 6 мес после участия в образовательной программе в основной группе достоверно уменьшились уровень тревоги — на 0,86+0,32 балла (54,4%; р<0,05), депрессии по субъективной оценке пациентами — на 0,87+0,61 балла (53,4%; р<0,05), утомляемости — на 3,39+1,17 балла (47,5%; р<0,05), улучшился сон — на 0,81+0,36 балла

12

11

10

9

8

ллы 7

Ба 6

5

4

З

2

1

п—--------^----------1—----------^^---------------1—-----

До обучения 6 мес До обучения 6 мес До обучения 6 мес

DAS 28 HAQ RAPID З

□ Основная группа □ Контрольная группа

Рис. 1. Показатели активности заболевания, функционального статуса, качества жизни и общей утомляемости у больных РА до и через 6 мес после образовательной программы

%

100-

90-

80-

70

60

50-

40-

З0-

20-

10

Основная группа Контроль

□ Эффект □ Хороший □ Умеренный

отсутствует эффект эффект

Рис. 2. Эффективность терапии через 6 мес после образовательной программы по критериям БиЬДЯ (процент пациентов)

0

Ор игинальные иссле д о в а н и я

1,5

з 1 л л а

0,5

0

До обучения 6 мес До обучения 6 мес До обучения 6 мес

Тревога Депрессия Нарушения сна

□ Основная группа □ Контрольная группа

Рис. 3. Уровни тревоги, депрессии и нарушения сна у больных РА до и через 6 мес после образовательной программы

%

100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

Рис. 4. Субъективная оценка самочувствия больными РА до и через 6 мес после образовательной программы (процент пациентов)

Основная группа Контроль Исходно

□ Хуже

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Лучше

Основная группа

Через 6 мес □ Так же

Контроль

(54,7%; р<0,05) по опроснику MDHAQ (Я798—NP2) -рис. 3, см. табл. 3, рис. 1. В контрольной группе статистически значимая положительная динамика наблюдалась только в отношении симптомов тревоги — снизились на 0,45+0,22 балла (29,0%; р<0,05); депрессивные расстройства, утомляемость и нарушения сна оставались примерно на том же уровне (р>0,05) с достоверными различиями между группами по данным показателям (р<0,05).

Изначально на вопрос анкеты оценки здоровья MDHAQ (R798—NP2): «Как Вы себя чувствуете сегодня по сравнению с тем, как Вы себя чувствовали до госпитализации?» — 18 (78,3%) пациентов основной группы ответили «так же», 2 (8,7%) — «лучше», 3 (13,0%) — «хуже». Через 6 мес после участия в образовательной программе число больных, отметивших улучшение самочувствия, достоверно возросло в 8,5 раза (р<0,01) от исходного уровня. Ответ «так же» указали 5 больных (21,7%), «лучше» — 17 (74,0%),

«хуже» — 1 (4,3%) (рис. 4). В контрольной группе доля больных, отметивших пункт «лучше», также достоверно увеличилась (в 3,0 раза; р<0,01), но менее значимо, чем в основной группе (р<0,05).

Обсуждение

Существует небольшое число зарубежных исследований, касающихся оценки эффективности образовательных программ для пациентов. В кокрановском обзоре было показано, что обучение больных РА имеет краткосрочное благоприятное воздействие на продолжительность нетрудоспособности, функциональный и психологический статус, суставной счет, оценку пациентами общего состояния и выраженность депрессии [23]. Наблюдалось положительное влияние образовательной программы на показатели болевого синдрома. Уровень тревоги и активность болезни не показали значимой динамики.

Ор и г и н а л ь н ы е иссле д о в а н и я

F. Abourazzak и соавт. изучили долгосрочные эффекты образовательных программ для больных РА [24]. 39 пациентов, разделенные на группы по 4—5 человек, участвовали в трехдневной образовательной программе. Через 3 года знания пациентов о болезни были значительно лучше по сравнению с первоначальными и с группой контроля. Снизилась активность болезни в основной группе (DAS 28 — 3,1 против 3,8). Статистически значимой динамики индекса HAQ и качества жизни по AIMS 2 (Arthritis Impact Measurement Scale 2, краткий вариант) не наблюдалось. Отмечался высокий уровень удовлетворения образовательной программой среди пациентов.

Как известно, тяжесть течения РА приводит к изменению психоэмоционального состояния, развитию синдрома реактивной тревожности, депрессивных расстройств [25]. Элементы психологической реабилитации, саморегуляции необходимы большинству больных [26]. Они оказывают положительное влияние на боль, другие симптомы РА, социальную активность [27].

ЛИТЕРАТУРА

1. Насонов Е.Л., Каратеев Д.Е., Балабанова Р.М. Ревматоидный артрит. В кн.: Ревматология. Национальное руководство.

Под ред. Е.Л. Насонова, В.А. Насоновой. М.: ГЭОТАР-Ме-диа, 2008;290—331.

2. Ревматология. Клинические рекомендации. Под ред.

Е.Л. Насонова. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010;752 с.

3. Насонова В.А., Насонов Е.Л., Алекперов Р.Т. и др. В кн.: Рациональная фармакотерапия ревматических заболеваний. Под ред. В.А. Насоновой, Е.Л. Насонова. М.: Литтерра, 2010;448 с.

4. Амирджанова В.Н. Ревматоидный артрит с позиций оценки качества жизни больных. Тер арх 2007;79(5):9—15.

5. Школа здоровья для пациентов с артериальной гипертонией: Информационно-методическое пособие для врачей. Под ред. Р.Г. Оганова. М., 2002;62 с.

6. Калинина А.М., Еганян Р.А., Стоногина В.П. и др. Оценка эффективности школ здоровья для больных с артериальной гипертонией как профилактической медицинской услуги

в первичном звене здравоохранения: пособие для врачей.

М.: МЗ РФ, 2003;18 с.

7. Михайлова Н.В., Калинина А.М., Олейников В. Г. и др. Школа здоровья для пациента — важнейший фактор качества медицинской помощи. Профил забол и укреп здор 2004;2:3-10.

8. О введении в действие отраслевого стандарта «Сложные

и комплексные медицинские услуги». Приказ МЗ РФ №269 от 16.07.2001. М.: МЗ РФ, 2001.

9. Подготовка информационно-методического обеспечения системы медико-санитарного просвещения и обучения здоровому образу жизни населения Российской Федерации: Техническое задание. М.: МЗиСР РФ, Ассоциация медицинских обществ по качеству, 2007;48 c.

10. О мерах по совершенствованию организации медицинской помощи больным с артериальной гипертонией в Российской Федерации. Приказ МЗ РФ №4 от 24.01.2003. М.: МЗ РФ, 2003.

11. Орлова Е.В., Тишкина Н.В. Школа здоровья «Артериальная гипертония». X международный конгресс «Здоровье и образование в XXI веке. Инновационные технологии в биологии и медицине»: Сб. тезисов. М., 2009:268 с.

12. Орлова Е.В., Тишкина Н.В. Клиническая эффективность школ здоровья в первичной и вторичной профилактике артериальной гипертонии у работников железнодорожного транспорта. Кардиология: реалии и перспективы: Российский национальный конгресс кардиологов: Матер. конгресса. Кардиоваск тер и профил 2009;8(6, прил. 1):263—4.

13. Орлова Е.В., Тишкина Н.В. Оценка влияния школы здоровья на модифицируемые факторы риска артериальной гипертонии. Вестн нов мед технол 2010;17(2):293—5.

Результаты данного исследования продемонстрировали, что после участия в образовательной программе пациент осознает свои возможности в отношении самоконтроля над заболеванием, происходит улучшение функционального и двигательного статуса, способности к самообслуживанию, социальной адаптации. Все это способствует улучшению субъективной оценки больными своего состояния, психоэмоционального статуса, нормализации сна, снижению симптомов депрессии, беспокойства, тревоги и общей утомляемости.

Результаты проведенного исследования показали, что образовательная программа для больных РА, разработанная в соответствии с общими требованиями и единой методологией проведения школ здоровья, улучшает функциональные возможности, дает пациентам необходимые механизмы и инструменты для формирования ежедневной стратегии борьбы со своим заболеванием, помогает контролировать его активность и, в итоге, повышает качество жизни.

14. Лесняк О.М., Пухтинская П.С. Школа здоровья. Остеоартрит: Руководство для врачей. Под ред. О.М. Лесняк.

М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008;104 с.

15. Лесняк О.М., Евстигнеева Л.П., Кузнецова Н.М. и др. Школа здоровья. Остеопороз: Руководство для врачей. Под ред.

О.М. Лесняк. М.: ГЭОТАР-Медиа,2008; 64 с.

16. Пухтинская П.С. Клиническая эффективность образовательной программы для пациентов с остеоартритом (остеоартрозом) коленных и тазобедренных суставов. Урал мед журн 2009;56(2):56—61.

17. Пухтинская П.С., Лесняк О.М. Коррекция индекса массы тела как результат обучения в Школе остеоартроза. V съезд ревматологов России: Сб. матер. съезда (тезисы). М., 2009;93.

18. Пухтинская П.С., Лесняк О.М. Влияние обучения пациентов

в Школе остеоартроза на уровень знаний о заболевании. V съезд ревматологов России: Сб. матер. съезда (тезисы). М., 2009;93.

19. Каратеев Д.Е., Олюнин Ю.А. О классификации ревматоидного артрита. Науч-практич ревматол 2008;1:5-16.

20. Kaariainen M., Kukkurainen M.L., Kyngas H. et al. Improving the quality of rheumatoid arthritis patients’ education using written information. Musculoskeletal Care 2011;9(1):19—24.

21. Сигидин Я.А., Балабанова Р.М., Муравьев Ю.В. и др. Ревматоидный артрит: Методическое пособие по материалам Всероссийской конференции в рамках «12 октября — Всемирный день борьбы с артритом» World Arthritic Day. Под ред.

Е.Л. Насонова. М., 2010;26 с.

22. Старкова А.С., Амирджанова В.Н. Валидация русскоязычной версии опросника RAPID-3. Науч-практич ревматол 2011;4:36-40.

23. Riemsma R.P., Kirwan J.R., Taal E. et al. Patient education for adults with rheumatoid arthritis. Cochrane Database Sys Rev 2003;2:CD003688.

24. Abourazzak F., El Mansouri L., Huchet D. et al. Long-term effects of therapeutic education for patients with rheumatoid arthritis.

Joint Bone Spine: Revue du Rhumatisme 2009;76(6):648—53.

25. Григорьева В.Д. Медицинская реабилитация больных с воспалительными заболеваниями суставов. В кн.: Медицинская реабилитация: Рук-во в 3-х т. Под ред. В.М. Боголюбова. Мо-сква—Смоленск, 2007;2:207—76.

26. Knittle K., Maes S., de Gucht V. Psychological interventions for rheumatoid arthritis: examining the role of self-regulation with a systematic review and meta-analysis of randomized controlled trials. Arthr Care Res (Hoboken) 2010;62:1460-72.

27. Barsky A.J., Ahern D.K., Orav E.J. et al. A randomized trial of three psychosocial treatment for the symptoms of rheumatoid arthritis. Semin Arthr Rheum 2010;40(3):222-32.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.