Научная статья на тему 'Климатическая (или экологическая?) миграция: проблемы и перспективы'

Климатическая (или экологическая?) миграция: проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1593
258
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗМЕНЕНИЕ КЛИМАТА / КЛИМАТИЧЕСКАЯ МИГРАЦИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ МИГРАЦИЯ / ВНЕШНЯЯ И ВНУТРЕННЯЯ МИГРАЦИЯ / МЕХАНИЗМЫ ЗЕЛЕНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ / ЗЕЛЕНАЯ ЭКОНОМИКА / CLIMATE CHANGE / CLIMATE MIGRATION / ENVIRONMENTAL MIGRATION / EХTERNAL AND INTERNAL MIGRATION / GREEN FINANCING MECHANISMS / GREEN ECONOMY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Зворыкина Ю. В., Тетерятников К. С.

Статья посвящена анализу проблем и перспектив миграции населения, вызванной негативными изменениями климата или окружающей среды. Авторы полагают, что неблагоприятные климатические процессы всегда ведут к негативным изменениям экологии. Поскольку влияние человека на среду обитания (экологию) всегда более конкретно, осязаемо и измеримо, чем на климат в масштабах планеты, то, с точки зрения авторов, было бы целесообразным в дальнейшем говорить об экологической миграции, вызванной различными факторами, в том числе и изменениями климата. Причины экологической миграции во многом зависят от причин изменения климата, которые далеко не всегда носят антропогенный характер. При этом изменение климата может нести как угрозы, так и определенные преимущества для экономики той или иной страны, и в частности, для Российской Федерации. Существенные риски для России с точки зрения рисков внешней экологической миграции представляют приграничные с Россией страны. Авторы предлагают разработать соответствующие программы адаптации российской экономики к рискам изменения климата и возможного роста экологической миграции, а также сконцентрировать усилия ведущих индустриально развитых стран мира не на проблемах принятия углеродного налога или новых квот на выбросы парниковых газов, а на создание механизмов «зеленого финансирования» экологически чистых и эффективных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Зворыкина Ю. В., Тетерятников К. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

СLIMATE (OR ENVIRONMENTAL?) MIGRATION: PROBLEMS AND PROSPECTS

The article covers problems and prospects of human migration, caused by negative climate or environmental changes. The authors believe that unfavorable climate changes always lead to negative environmental changes. Human impact on environment is always more exact, sensible and measurable than on the climate within the planet, that is why it makes sense to use the term of environmental migration caused by various factors including climate specifics. The reasons for environmental migration greatly depend upon the reasons for climate change which in most cases are far from anthropologic ones. The climate change may represent both threats and challenges, as well as certain advantages for a country, in particular, for the Russian Federation. Border states close to Russia may invoke considerable risks for it from the point of view of external environmental migration. The authors suggest that corresponding climate change and environmental migration adaptation programs be developed for Russian economy. The leading industrial countries of the world should concentrate their efforts on green financing mechanisms’ creation in order to promote environmentally friendly, clean and efficient technologies instead of wasting their time on carbon tax or new farmhouse gases quota discussions.

Текст научной работы на тему «Климатическая (или экологическая?) миграция: проблемы и перспективы»

КЛИМАТИЧЕСКАЯ

(ИЛИ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ?) МИГРАЦИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ OLIMATE

(OR ENVIRONMENTAL?) MIGRATION: PROBLEMS AND PROSPECTS

Ю.В. ЗВОРЫКИНА

Генеральный директор АНО «Институт исследований и экспертизы Внешэкономбанка», д.э.н., профессор

J.V. ZVORYKINA

Director General, ANO Research and Expert Analysis Institute of Vnesheconombank (Bank for Development and Foreign Economic Affairs), Doctor of Economics, Full Professor

К.С. ТЕТЕРЯТНИКОВ

Советник АНО «Институт исследований и экспертизы Внешэкономбанка», член Правления Вольного экономического общества, академик Международной академии менеджмента, доктор экономики и менеджмента, к.ю.н.

K.S. TETERYATNIKOV

Counsel, ANO Research and Expert Analysis Institute of Vnesheconombank (Bank for Development and Foreign Economic Affairs), Member of the Free Economic Society Management Board, Full Member of the International Academy of Management, Doctor of Economics and Management, LLD

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена анализу проблем и перспектив миграции населения, вызванной негативными изменениями климата или окружающей среды. Авторы полагают, что неблагоприятные климатические процессы всегда ведут к негативным изменениям экологии. Поскольку влияние человека на среду обитания (экологию) всегда более конкретно, осязаемо и измеримо, чем на климат в масштабах планеты, то, с точки зрения авторов, было бы целесообразным в дальнейшем говорить об экологической миграции, вызванной различными факторами, в том числе и изменениями климата. Причины экологической миграции во многом зависят от причин изменения климата, которые далеко не всегда носят антропогенный характер. При этом изменение климата может нести как угрозы, так и определенные преимущества для экономики той или иной страны, и в частности, для Российской Федерации. Существенные риски для России с точки зрения рисков внешней экологической миграции представляют приграничные с Россией страны. Авторы предлагают разработать соответствующие программы адаптации российской экономики к рискам изменения климата и возможного роста экологической миграции, а также сконцентрировать усилия ведущих индустриально развитых стран мира не на проблемах принятия углеродного налога или новых квот на выбросы парниковых газов, а на создание механизмов «зеленого финансирования» экологически чистых и эффективных технологий.

238

ABSTRACT

The article covers problems and prospects of human migration, caused by negative climate or environmental changes. The authors believe that unfavorable climate changes always lead to negative environmental changes. Human impact on environment is always more exact, sensible and measurable than on the climate within the planet, that is why it makes sense to use the term of environmental migration caused by various factors including climate specifics. The reasons for environmental migration greatly depend upon the reasons for climate change which in most cases are far from anthropologic ones. The climate change may represent both threats and challenges, as well as certain advantages for a country, in particular, for the Russian Federation. Border states close to Russia may invoke considerable risks for it from the point of view of external environmental migration. The authors suggest that corresponding climate change and environmental migration adaptation programs be developed for Russian economy. The leading industrial countries of the world should concentrate their efforts on green financing mechanisms' creation in order to promote environmentally friendly, clean and efficient technologies instead of wasting their time on carbon tax or new farmhouse gases quota discussions.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Изменение климата, климатическая миграция, экологическая миграция, внешняя и внутренняя миграция, механизмы зеленого финансирования, зеленая экономика. KEYWORDS

Climate change, climate migration, environmental migration, eхtemal and internal migration, green financing mechanisms, green economy.

Окружающая среда всегда определяла не только жизненный уклад, но и мобильность населения мира, поскольку во все времена люди стремились покинуть места с суровыми или ухудшающимися природными условиями (за исключением случаев, когда суровый климат образует естественную среду обитания отдельных народов, например, чукчей, якутов, эскимосов и т.п.). Однако в последние годы растущая озабоченность проблемами изменения климата привлекла повышенное внимание ученых, представляющих самые различные отрасли науки (экономистов, климатологов, географов и т.д.), к связи между природными и миграционными процессами.

Еще в 1990 году в своем первом оценочном докладе Межправительственная группа экспертов по изменению климата (Intergovernmental Panel on Climate Change, IPCC) отметила, что «одним из самых серьезных последствий изменения климата может быть миграция людей» [1]. Последующие доклады IPCC и другие публикации о последствиях изменения климата утверждают, что в течение следующих десятилетий миграция резко возрастет в результате воздействия таких факторов, как рост интенсивности экстремальных погодных явлений, повышение уровня моря, распространение засухи, изменение характера осадков и т.д. К важным для человечества негативным последствиям изменения климата относится угроза продовольственной безопасности из-за падения урожайности сельского хозяйства (особенно в Азии и Африке) и потеря ареалов обитания людей из-за повышения уровня моря.

Таким образом, можно предположить, что в ближайшем будущем в масштабах планеты климатические особенности будут все больше определять характер человеческой мо-

240

бильности, а также ее гуманитарные аспекты, включая безопасность проживания. Оценки различных исследователей климатической миграции сильно разнятся, варьируясь от 50 миллионов до 1 миллиарда человек к 2050 году. Огромная разница в подсчетах образуется во многом из-за нечеткости терминологии даже на уровне соответствующих международных организаций. Наиболее широко цитируемая цифра — 200 миллионов человек, вынужденных переселиться из-за факторов окружающей среды к середине текущего века.

Согласно же глобальным показателям миграции (The Global Migration Indicators 2018), опубликованным Международной организацией миграции (International Organization of Migration, IOM), на начало 2019 г. количество климатических мигрантов в мире достигло 18,2 млн чел., а к 2050 г., согласно прогнозам Всемирного банка, количество людей, которые будут перемещаться внутри границ своих государств в Африке, Южной Азии и Латинской Америке, по причинам изменения климата, может составить 140 миллионов [2]. Эта цифра равна текущим оценкам общего числа трансграничных мигрантов во всем мире и в десять раз превышает число временно перемещенных лиц в 2018 году. Такой масштаб вполне четко иллюстрирует проблему, которую влекут за собой негативные изменения климата.

Нюансы терминологии

Многие сложности с изучением климатической миграции связаны с базовой терминологией, используемой представителями различных отраслей наук, путающих климат, экологию и окружающую среду, климатические изменения и глобальное потепление. В этой связи будем опираться на

определение климата, данное IPCC еще в 2007 году, — это статистическое описание состояния климатической системы, выраженное соответствующими количественными параметрами (температура, атмосферное давление, осадки, ветер и пр.) в течение определенного периода времени. Изменение климата может быть определено (например, с помощью статистических испытаний) через изменения средних значений и/или изменчивость его свойств, которые сохраняются в течение длительного периода, обычно несколько десятилетий или больше [3]. По положению Всемирной метеорологической организации классическим периодом для усреднения этих переменных считается 30 лет.

Одним из первых ученых в мире, опубликовавших еще в начале 1970-х годов целый цикл книг о проблемах изменения климата и взаимовлиянии климата на человечество и наоборот, стал выдающийся советский климатолог и геофизик академик Михаил Иванович Будыко (1920-2001) [4]. Его зарубежным последователем, во многом развившим идеи М.И. Будыко в направлении создания геоинженерии, стал американский профессор кафедры геологии и окружающей среды Колумбийского университета Уоллес Смит Брокер (Wallace «Wally» Smith Broecker, 1931-2019). Он стал автором и популяризатором термина «глобальное потепление» (Global Warming), который он впервые употребил в статье «Изменение климата: Находимся ли мы на пороге резкого глобального потепления?» (Climatic Change: Are We on the Brink of a Pronounced Global Warming?) в журнале Science в 1975 году [5].

У. Брокер разорвал шаблон, существовавший примерно с 1957 года. Более ранние исследования воздействия человека на климат назвали «непреднамеренным изменением кли-

242

мата» (Inadvertent Climate Modification). До Будыко и Брокера многие ученые признавали, что человеческая деятельность может вызывать изменение климата, однако они не знали, в каком направлении могут идти эти изменения. Промышленные выбросы мельчайших воздушно-капельных частиц, называемых аэрозолями, могут вызывать охлаждение, в то время как выбросы парниковых газов вызывают потепление. И Будыко, и Брокер независимо друг от друга пришли к мнению, что потепление будет доминировать.

Термин «глобальное потепление» стал на многие годы доминирующим в июне 1988 года, когда в то время руководитель Института космических исследований имени Годдарда NASA Джеймс Эдвард Хансен (James Edward Hansen; 1941 г.р.) выступил на заседании Конгресса США по климату, заявив: «Глобальное потепление достигло такого уровня, что мы можем с высокой степенью уверенности приписать причинно-следственную связь между парниковым эффектом и наблюдаемым потеплением» [6]. Однако со временем стало ясно, что повышение температуры воздуха само по себе не является единственным серьезным эффектом изменения климата. Изменение характера осадков и уровня моря, возможно, окажет гораздо большее воздействие на человечество, чем просто более высокие температуры. По этой причине уже в 2000-х глобальное потепление сменил термин «глобальное изменение климата» (Global Climate Change), который, пожалуй, является более всеобъемлющим и научно обоснованным понятием.

Феномен миграции в силу климатических изменений существует в мире уже давно, однако лишь относительно недавно, в хоте работы над Парижским соглашением, ученые и политики стали задумываться над его причинами и спо-

собами решения данной проблемы. Для обозначения данного вида миграции в англоязычной научной литературе используется большое количество разнообразных терминов: Environmental migrant, Forced environmental migrant, Environmentally induced migrant, Environmentally motivated migrant, Environmentally displaced person, Environmental displacee, Environmental refugee, Environmental-refugee-to be Climate (change) migrant, Climate (change) refugee, Climate-change-induced migrant, Disaster refugee, Eco-refugee, Ecologically displaced person и даже очень длинное название, используемое Нансеновской инициативой (Cross-border Displaced Persons in the Context of Disasters and Climate Change — лица, перемещенные за границу в связи с природными бедствиями и изменениями климата) [7]. Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев считает, что действующие в настоящее время международные правовые акты в отношении беженцев не распространяются на климатических/экологических мигрантов, поэтому необходим новый правовой механизм регулирования.

10 декабря 2018 года на межправительственной конференции ООН в городе Марракеш (Марокко) представители более 150 государств утвердили Глобальный пакт безопасной, упорядоченной и легальной миграции (The Global Compact for Safe, Orderly and Regular Migration — GCM) [8]. Документ нацелен на улучшение регулирования миграционных потоков на локальном, национальном и глобальном уровнях и направлен на снижение уязвимости мигрантов и беженцев, в том числе и оказавшихся в этом статусе из-за изменений климата и экологии. Однако документ не является юридически обязывающим. Кроме того, ряд государств не поддержали документ. Соединенные Штаты вышли из

244

обсуждения пакта еще в конце 2017 года. Кроме того, Австралия, Нидерланды, Австрия, Болгария, Венгрия, Чехия, Польша, Доминиканская Республика, Чили, Латвия, Словакия, Эстония и Италия либо отказались принимать участие в конференции, либо исключили возможность подписания соглашения. Россия подписала Пакт с оговоркой относительно «совместной ответственности».

Хотя в п. 18 Пакта в разделе «Стихийные бедствия, негативные последствия изменения климата и ухудшение состояния окружающей среды» и описан порядок действий стран-подписантов в отношении климатических мигрантов и беженцев, тем не менее их точное название и статус так и не определен. Перспективы использования данного документа ООН на практике, учитывая его юридическую необязательность, остаются сомнительными. Таким образом, помимо заявлений многочисленных международных организаций и региональных объединений, встреч на высшем уровне и только начальной стадии разработки программ нет четко определенной политики в отношении экологических мигрантов, которые стали, по своей сути, заложниками в собственных государствах из-за глобальной проблемы, затрагивающей все человечество.

В законодательстве большинства стран мира, включая Российскую Федерацию, понятия экологический мигрант (англ. «environmental migrant») или экологический беженец (англ. «environmental refugee»), равно как и климатический мигрант (англ. «climate (change) migrant») или климатический беженец (англ. «climate (change) refugee») по-прежнему отсутствуют. По-видимому, неблагоприятные климатические процессы всегда ведут к негативным изменениям экологии, кроме того, климатического законодательства,

в отличие от экологического, нет ни в одной стране мира, да и в отличие от климата, влияние человека на среду обитания (экологию) всегда более конкретно, осязаемо и измеримо. Поэтому, с точки зрения авторов, было бы целесообразным в дальнейшем говорить об экологической миграции, вызванной в том числе и изменениями климата.

Причины экологической миграции

Причины экологической миграции во многом зависят от причин изменения климата. Извержения вулканов, дрейф континентов, многовековые циклы оледенения и постепенное смещение полюсов Земли — важнейшие факторы, влияющие на климат Земли. Изменения климата обусловлены также переменами в атмосфере, земной и водной поверхности планеты, а также антропогенными факторами, хотя их влияние отнюдь не столь однозначно, как зачастую представляется международными чиновниками и связанными с ними научными центрами, зарабатывающими немалые деньги за счет манипулирования цифрами и общественным мнением.

Многочисленные исследования геофизиков позволяют сделать вывод о том, что основными причинами изменения климата являются:

• изменение размеров, рельефа, взаимного расположения материков и океанов;

• изменение светимости (количества энергии, выделяемой в единицу времени) Солнца;

• изменения параметров орбиты и оси Земли;

• изменение прозрачности и состава атмосферы, в том числе повышение концентрации парниковых газов (СО2 и СН4);

246

• изменение отражательной способности поверхности Земли;

• изменение количества тепла, имеющегося в глубинах океана;

• тектоника (строение земной коры в связи с геологическими изменениями, происходящими в ней) литосфер-ных плит;

• циклическая природа солнечной активности;

• изменения направления и угла оси Земли, степень отклонения от окружности своей орбиты.

ООН выделяет шесть основных причин экологических миграций:

• элементарные разрушения (циклоны, вулканы, землетрясения и другие естественные бедствия);

• биологические разрушения (насекомые, вредители, флора);

• техногенные разрушения, вызванные взаимодействием экологических и человеческих действий в течение длительного периода (вырубка лесов, деградация земли, эрозия почвы, опустынивание и т.д.);

• случайные разрушения как побочные продукты индустриальной революции (например, отравления при использовании химикатов и т.д.);

• разрушения, вызванные развитием и урбанизацией;

• разрушения, вызванные военными действиями.

Согласно Программе ООН по окружающей среде климатические изменения приведут к формированию нескольких основных типов экологических мигрантов:

1) Глобальное потепление в некоторых районах постепенно снизит производительность сельского хозяйства и приведет к снижению качества таких экосистемных ре-

сурсов, как чистая и питьевая вода, а также плодородная почва. Некоторые страны из-за повышения влажности и высокой средней температуры к 2100 году вообще могут стать непригодными для жизни. Согласно исследованию американских ученых-экологов, в группу риска попадают Катар, Саудовская Аравия, Бахрейн, ОАЭ и другие страны Ближнего Востока.

2) Все более частые чрезвычайные погодные явления, особенно ливни и следующие за ними наводнения в тропических регионах, будут затрагивать все более широкий ареал обитания людей, что приведет к массовой миграции. Эксперты ООН предупреждают, что потепление отрицательно скажется на урожайности, особенно в слаборазвитых странах Африки, Азии и Латинской Америки, что приведет к продовольственным проблемам. По данным экономистов, к 2080 году число людей, сталкивающихся с угрозой голода, может увеличиться на 600 млн человек. Другим важным последствием климатических изменений может стать нехватка питьевой воды. В регионах с засушливым климатом (Центральная Азия, Средиземноморье, Южная Африка, Австралия и т.п.) ситуация еще более усугубится из-за сокращения количества осадков.

Голод, нехватка воды, а также миграция насекомых может привести к увеличению эпидемий и распространению в северных районах таких тропических болезней, как малярия и лихорадка. Изменения климата могут коснуться не только здоровья людей, но также повысить риск политических разногласий и межгосударственных конфликтов, связанных с поиском и добычей биоресурсов и энергоносителей, использованием океанских, морских и речных транспортных путей, с дефицитом питьевой воды и продовольствия.

248

3) Повышение уровня моря навсегда уничтожит обширные низменные прибрежные районы, что повлечет за собой переселение миллионов людей. В этом случае наиболее уязвимыми окажутся низменности, прибрежные территории и небольшие острова. Первыми в зону риска попадают Нидерланды, Бангладеш и малые островные государства, такие как Багамы, Мальдивы. Значительные территории могут быть затоплены в таких странах, как Россия, США, Великобритания, Италия, Германия, Дания, Бельгия, Ирак, Таиланд и Вьетнам. Серьезный ущерб грозит Китаю, где около 140 млн человек могут лишиться крова, и Японии, где может затопить дома более 30 млн человек — четвертой части населения страны.

Кстати, учет мигрантов, чье передвижение вызвано указанными выше обстоятельствами, официальными органами статистики РФ осуществляется по статье «Экологическое неблагополучие». Раздел «изменение климата» российской статистикой не предусмотрен.

Экологическая миграция и Европейский союз

Разработанный учеными индекс уязвимости к изменениям климата (Climate Change Vulnerability Index, CCVI) свидетельствует, что наибольшим рискам экологической миграции подвержены развивающиеся страны, однако повышение уровня моря на 1-2 м неизбежно затронет и страны Евросоюза. Будут затоплены обширные территории в Европе (Великобритания, Нидерланды, страны северного побережья Средиземного моря, а повышение уровня моря в 1 м затронет население южного побережья Средиземного моря вокруг дельты Нила, где проживают свыше 6 млн человек. Таким образом, можно предположить возможность суще-

ственного увеличения числа экологических мигрантов из стран Северной Африки и Ближнего Востока, соседствующих с ЕС. Осознавая опасность очередного наплыва эмигрантов, в том числе экологических, Евросоюз в период с января 2014 по март 2017 года успешно осуществил проект «Миграция, окружающая среда и изменение климата: доказательства эффективной политики» ("Migration, Environment and Climate Change: Evidence for Policy", MECLEP), целью которого было определить, может ли миграция быть успешной адаптационной стратегией в условиях изменения климата. Проект проводился в 6 странах: Доминиканская Республика, Гаити, Кения, Маврикий, Папуа — Новая Гвинея, Вьетнам [9].

Экологическая миграция и Россия

По данным российских ученых, климат в России также заметно меняется. Чаще наблюдаются резкие изменения погоды, аномально высокие и аномально низкие температуры. По расчетам Росгидромета, в России средняя годовая температура растет в 2,5 раза быстрее, чем в остальном мире. Наиболее активно потепление идет в северных районах РФ, где, например, в Арктической зоне к концу XXI века температура может вырасти на 7°С. Уже к середине XXI века средняя температура зимой на всей территории России может увеличиться на 2-5°С. Повышение летних температур будет менее выраженным и составит 1-3°C к середине столетия, полагают аналитики МЧС России. По оценке Всемирного банка, ежегодный ущерб от воздействия опасных гидрометеорологических явлений на территории России составляет 30-60 млрд рублей.

К угрозам для экологии и экономики России в целом можно отнести:

• рост интенсивности и продолжительности засух в одних регионах, экстремальных осадков, наводнений, случаев опасного для сельского хозяйства переувлажнения почвы — в других;

• повышение пожароопасности в лесах и на торфяниках;

• нарушение привычного образа жизни коренных северных народов;

• деградация вечной мерзлоты с ущербом для строений и транспортных коммуникаций, включая Северный железнодорожный путь, БАМ и Транссиб;

• нарушение экологического равновесия, вытеснение одних биологических видов другими;

• увеличение расходов электроэнергии на кондиционирование воздуха в летний сезон для значительной территории страны [10].

С другой стороны, не исключено, что изменение климата может также иметь и положительные последствия для российской экономики:

• потепление в Арктической зоне увеличит продолжительность навигации по Северному морскому пути и облегчит освоение шельфовых нефтегазовых месторождений;

• сократится отопительный сезон и, соответственно, снизится расход энергии и себестоимость продукции;

• граница земель сельскохозяйственного назначения сместится на север, благодаря чему существенно вырастет площадь сельскохозяйственных угодий, особенно в Западной Сибири и на Урале, расширится ассортимент и объем сельхозпродукции и продуктов питания.

В 2009 году Президент РФ утвердил Климатическую доктрину Российской Федерации, в которой содержатся

принципиальные элементы, предусматривающие совершенствование системы наблюдений за климатом, оценки климатических рисков и разработку мер адаптации к последствиям изменения климата, в 2011 году был принят соответствующий план действий по реализации данной Доктрины [11]. В последние годы наметилась тенденция к проведению пилотных проектов, направленных на минимизацию негативного влияния изменений климата в некоторых регионах. Так, например, с 1 марта 2017 г. реализуется трехлетний проект «Решения относительно климатически «умного» землепользования в сухостепных регионах России» (Solutions for climate-smart land use in the dry steppes of Russia — CLIMASTEPPE), профинансированный через программу Horizon 2020 ERA.Net Russia Plus. Российская сторона профинансирована Уральским отделением РАН, а координатором проекта является Институт степи УрО РАН.

Однако несмотря на данный проект, единая государственная стратегия в области адаптации к климатическим изменениям так и не была разработана. В этой связи, на наш взгляд, необходимо определить территории, производственные комплексы и группы населения страны, особо уязвимые к климатическим изменениям, а также разработать программные меры по смягчению последствий и адаптации к этим изменениям, включая создание финансовых и институциональных механизмов и технологий снижения миграционных рисков. Не исключено, что имеет смысл использовать индекс уязвимости к изменениям климата, о котором шла речь ранее. Практически параллельно Климатической доктрине шла работа над Основами государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года. В настоящее время Правительство РФ активно

252

приступило к реализации национального проекта «Экология», на 11 подпроектов которого в течение 6 лет предполагается потратить свыше 4 трлн рублей.

К счастью, пока в России мест, где природа разрушена человеком полностью, не так много, поэтому число экологических мигрантов не столь велико, как в некоторых других государствах, о которых шла речь выше. Но тем не менее и в нашей стране обширные территории становятся практически непригодными для проживания в связи с серьезным ухудшением экологической обстановки. Несмотря на программу одного гектара в частную собственность, продолжается стабильный отток населения из Дальневосточного федерального округа. К сожалению, до сих пор в законодательстве Российской Федерации отсутствует как само понятие «экологическая миграция», так и концепция государственной политики помощи переселенцам в случае природных катастроф, подобно землетрясению в районе города Нефтегорска на Сахалине в 1994 году, когда в зоне природного бедствия оказалось 55 тыс. человек, из которых 1995 погибло. Возможно, из-за отсутствия уверенности в помощи со стороны государства россияне, как правило, не спешат покидать экологически неблагополучные районы, осознавая, что в случае переезда их не ждут ни гарантированное жилье, ни работа.

В отличие от России, индекс уязвимости населения которой к изменениям климата не так высок, в зоне существенного риска находятся приграничные с Россией страны — Казахстан, Туркмения, Таджикистан, Киргизия. В случае негативных климатических изменений потоки вполне легальных мигрантов хлынут в Россию из стран ЕАЭС, а нелегальных — из остальных приграничных государств Средней

Азии, испытывающих проблемы с комфортной жизненной средой (обеспеченность жильем, пресной водой, пахотными землями и т.д.). В условиях сокращения рабочих мест для россиян за последние 10 лет на 6,5 млн будет крайне трудно обеспечить возможность трудиться зарубежным экологическим мигрантам. Потребуются длительные и дорогостоящие программы социальной и трудовой адаптации.

Тем временем в условиях обострения торговых споров между США и Китаем и политической нестабильности в Европе серьезными факторами риска для экономического развития мировой экономики, рост которой в 2019 году может замедлиться до 2,7% в (в 2018 году — 3%), являются крайняя политическая неопределенность, снижение доверия со стороны деловых кругов, стремительное сокращение международной торговли, ухудшение ситуации на фондовых площадках и все более очевидные последствия изменения климата.

Замедление экономики происходит во всех крупных развитых странах как из-за внешних, так и из-за внутренних факторов, включая экологическую миграцию. По словам главного экономиста ООН и помощника Генерального секретаря по экономическому развитию Эллиота Харри-са (Elliott Harris) из Тринидада и Тобаго, миру необходимо отказаться от использования ископаемого топлива и ввести плату за выбросы углерода. По мнению экономистов ООН, монетизация эмиссий СО2 вынудит правительства учитывать экологические издержки, связанные с производством и потреблением. В обзоре «Положение и перспективы мировой экономики по состоянию на середину 2019 года» (World Economic Situation and Prospects as of mid-2019) [13] прямо увязываются вопросы глобальной политики в сфере

254

изменения климата с углеродными выбросами, что создает непосредственные угрозы экономике нефтегазодобывающих стран, включая Россию и США.

Особую опасность представляют планы введения дополнительного налога на выбросы углеродов (carbon tax) по результатам Всемирного климатического саммита в сентябре 2019 года под эгидой ООН. Такая мера лишь усилит рецессию во многих развитых экономиках мира, зависимых от производства и потребления углеводородов. В свою очередь, мировая рецессия лишь даст мощный толчок развитию экологической миграции. В этой связи, по-видимому, вопросы рисков изменения климата и экологической миграции нуждаются в дальнейшем более глубоком изучении. Возможно, было бы целесообразным сконцентрировать усилия ведущих индустриально развитых стран мира не на проблемах принятия налога или новых квот на выбросы парниковых газов в том или ином регионе, а на создание механизмов «зеленого финансирования» экологически чистых и эффективных технологий, которые бы обеспечивали прогресс человечества при условии сохранения комфортной жизненной среды, минимизирующей риски экологической миграции.

Библиографический список

1. IPCC First Assessment Report (1990) at p. 103, para. 5.0.10.

2. World Bank, Groundswell: Preparing for Internal Climate Migration, Washington: World Bank, 2018. Available at: http://www.worldbank.org/en/news/infographic/2018/03/19/ groundswell---preparing-for-internal-climate-migration.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. IPCC (2007): Climate Change 2007: Synthesis Report. Contribution of Working Groups I, II and III to the Fourth Assessment Report of

the Intergovernmental Panel on Climate Change. IPCC. — Geneva. Switzerland. 104 pp. IPCC (2012). Managing the Risks of Extreme Events and Disasters to Advance Climate Change Adaptation. A Special Report of Working Groups I and II of the Intergovernmental Panel on Climate Change. — Cambridge University Press, Cambridge, UKand New York, NY, USA. 582 pp.

4. Будыко М.И. Влияние человека на климат. Л.: Гидрометеорологическое издательство. 1972. — 46 с.; Будыко М.И. Изменения климата. Л.: Гидрометеоиздат, 1974. — 280 с.; Будыко М.И. Глобальная экология. М.: Мысль, 1977. — 328 с.

5. Wallace S. Broecker. Climatic Change: Are We on the Brink of a Pronounced Global Warming? Available at: https://blogs.ei.columbia. edu//files/2009/10/broeckerglobalwarming75.pdf.

6. См.: Sheppard Kate. A voice in the wilderness. Available at: https:// www.theguardian.com/commentisfree/2008/jun/23/climatechange. carbonemissions.

7. The Nansen Initiative — AGENDA FOR THE PROTECTION OF CROSS-BORDER DISPLACED PERSONS IN THE CONTEXT OF DISASTERS AND CLIMATE CHANGE. Available at: https:// www.nanseninitiative.org/wp-content/uploads/2015/02/PROTEC-TION-AGENDA-VOLUME-1.pdf.

8. Глобальный договор о безопасной, упорядоченной и легальной миграции. Электронный ресурс. Режим доступа: https://www. un.org/en/ga/search/view_doc.asp?symbol=A/RES/73/195&Lang=R.

9. Migration, Environment and Climate Change: Evidence for Policy (MECLEP). Available at: https://environmentalmigration.iom.int/ migration-environment-and-climate-change-evidence-policy-meclep.

10. Стратегия экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 г., утвержденная Указом Президента РФ от 19 апреля 2017 г. № 176.

11. Распоряжение Президента Российской Федерации от 17 декабря 2009 г. № 861-рп «Об утверждении Климатической доктрины Российской Федерации на период до 2020 года»; Распоряжение Правительства РФ от 25.04.2011 № 730-р (ред. от 31.01.2017) «Об утверждении комплексного плана реализации Климатической доктрины Российской Федерации на период до 2020 года».

12. Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденные Президентом Российской Федерации 30.04.2012; План действий по реализации Основ государственной политики в области экологического развития РФ на период до 2030 г., утвержденный распоряжением Правительства РФ от 18 декабря 2012 г. № 2423-р.

13. World Economic Situation and Prospects as of mid-2019. Available at: https://www.un.org/development/desa/dpad/wp-content/uploads/ sites/45/WESP2019MYU_Report.pdf.

14. Оценка макроэкономических последствий изменений климата на территории Российской Федерации на период до 2030 г. и дальнейшую перспективу. (2011). /под ред. д.ф.-м.н. В.М. Катцова, д.э.н., проф. Б.Н. Порфирьева. - М: Д'АРТ. 252 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.