УДК 785
Н. В. Калентьева
КЛАВЕСИННОЕ ИСКУССТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ: МАСТЕР-КЛАССЫ И ОТКРЫТЫЕ АКАДЕМИИ
Статья посвящена самой старой за всю историю аутентичного исполнительства форме просветительских мероприятий - мастер-классам и открытым академиям. В эпоху существования многочисленных клавесинных классов консерваторий мастер-классы по-прежнему притягательны, в особенности для молодых исполнителей, которым практические рекомендации великих музыкантов очень важны для будущего становления. В качестве примеров рассматриваются мастер-классы, данные в Санкт-Петербурге американским клавесинистом Эдвардом Парментайером и клавесинистом из Голландии Бобом ван Аспереном.
Ключевые слова: клавесин, аутентика, барокко, мастер-класс, академия
В истории аутентичного исполнительства значительные достижения музыкантов серьезно опередили появление сети классов, кафедр и факультетов исторических инструментов в колледжах, консерваториях и академиях. Первым и долгое время единственным учебным заведением, специализировавшимся на аутентичном исполнительстве, была открытая в 50-х гг. XX в. Schola cantorum в Базеле (Швейцария), в основу программы которой положена триада принципов аутентичной манеры: исторический текст, исторический инструмент, историческая исполнительская манера. Все три составляющих сделались предметом пристального изучения и практического осмысления. В подавляющем большинстве музыкальных образовательных учреждений господствовали такие подходы к музыкальному материалу прошлого, как стилизация и транскрипция. Транскрипция представляет собой исполнение по фортепианной редакции, адаптирующей тексты барочных клавирных произведений к исполнительским нормам романтического фортепианного стиля. Стилизация - исполнение с привнесением отдельных характерных черт стиля барокко на фортепиано либо на модернизированном клавесине (Г. Гульд, Ф. Гульда, А. Брен-дель, Р. Тюрек, Г. Соколов)1. И транскрипция, и стилизация подразумевают изъятие одного из
1 При восстановлении производства клавесинов в начале XX в. делались неоднократные попытки привнесения в их конструкцию технических достижений фортепиано. Об этом подробно пишет В. И. Цуккер-манн в своей книге «Современный клавесин. Инструменты XX века и их создатели» [14].
компонентов триады и подмену его элементами романтического стиля (например, вместо клавесина фортепиано либо модернизированный инструмент, вместо уртекста редактированный текст). Такая подмена лишает смысла оставшиеся компоненты. Во-первых, потому что результат никак не может претендовать на историзм, во-вторых, поскольку нарушается принцип логического осмысления материала. Несомненные успехи музыкантов новой манеры пришлись на 60-70-е гг. XX в. Появление же кафедр регулярного образования, обучения аутентичному исполнительству относится к концу 1980-х гг. До этого момента огромное просветительское значение имели тематические циклы концертов и издания записей, в практическом освоении навыков музицирования огромную роль играли мастер-классы.
Прежде чем Г. Леонхардт получил кафедру в Нидерландской королевской академии, он провел не один десяток мастер-классов. В программах музыкальных фестивалей, во всевозможных студенческих обществах отличие мастер-классов от регулярных учебных классов состоит прежде всего в ограниченности их времени по сравнению с регулярной учебной программой. Следует выбрать тему, в равной степени находящуюся в центре интересов и мастера, и аудиторию и предельно сконцентрироваться на ней. Для аудитории обязательным требованием является подготовленность к работе на избранную тему. Между мастером и аудиторией складываются иные отношения, чем в учебных классах - мастер обращается не к ученикам, а младшим коллегам, не дает точ-
119
Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2014 / 2 (38)
Н. В. Калентьева
Клавесинное искусство Санкт-Петербурга на современном этапе: мастер-классы и открытые академии
ных рекомендаций по решению проблемы, а направляет их к самостоятельному решению. В ходе мастер-классов высказываются многие мысли, не почерпнутые из источников, а явившиеся мастеру в ходе практической работы с материалом. Раскрываются секреты мастерства - психологически для мастера это значительно легче, чем публикация.
Первые опыты мастер-классов в Санкт-Петербурге относятся к 1992 г. Тогда вновь организованный факультативный класс клавесина в консерватории посетили профессор музыкального факультета Аугсбургского университета Люси Хальманн-Рассел, профессор Schola Cantorum Даниэла Дольче-Райде-майстер и профессор музыкального факультета Мичиганского университета Эдвард Пар-ментайер. Во всех трех случаях занятия не превышали двух дней, состав участников и темы определялись стихийно и диктовались уровнем и интересами активных участников. По всем правилам жанра провел свои вторые мастер-классы в 1994 г. Эдвард Парментайер.
На этот раз занятия планировались протяженностью в неделю. Репертуар для мастерклассов был отобран и прислан заранее. Его составили произведения из самых различных стилевых направлений клавесинного барокко. Практические занятия предварялись лекциями. По удивительному стечению обстоятельств одновременно с Э. Парментайером в город прибыл замечательный клавесинный мастер Ф. Беттенхаузен со своей передвижной выставкой клавесинов. Два мероприятия естественным образом совпали - занятия происходили в экспозиции выставки.
Эдвард Парментайер, потомок немецких колонистов в Мичигане, в настоящее время является одним из ярчайших представителей школы Г. Леонхардта. Фрэд Беттенхаузен, в последние 15 лет выдвинувшийся в ряды ведущих клавесинных мастеров мира, совершенствовался в мастерстве клавесиностроения, работая с Вольфгангом Цуккерманном.
Многим петербургским музыкантам памятна весна 1994 г. Учебная аудитория, где расположился класс клавесина, с трудом вме-
стила всех желающих и экспонаты выставки. Были представлены два клавесина фламандской модели, французский инструмент и выглядевший совершенной редкостью клави-корд-барокко, вызвавший наибольший интерес, - клавикорд считался в XVIII в. идеальным инструментом для постижения мастерства. Большинство участников мастер-класса впервые вживую услышали звук клавикорда и соприкоснулись с его клавиатурой.
В ходе занятий Э. Парментайер раскрыл участникам мастер-классов много секретов из области интонирования на клавесине, заставил пересмотреть все представления о возможности продления клавесинного звука и мелодической линии. Огромное значение имела информация о мелизмах - они предстали не средствами продления гаснущего звука, а средством подчеркивания пластики мелодической линии, а также приглашением к импровизации. Был провозглашен принцип более тщательной и в то же время более свободной работы с уртекстом, построения исполнительского решения согласно особенностям композиторского письма.
Длительная сессия завершилась концертом мастера. В программе были представлены все смысловые линии, тщательно изученные в ходе мастер-классов. Английская и итальянская музыка XVII в. (П. Филипс, Д. Фрескобальди), венская клавесинная музыка середины XVII в. (И.-Я. Фробергер), высокое барокко Германии и Франции (И.-С. Бах и Ж.-Ф. Рамо).
За период с 1994 по 2012 г. в городе прошло несколько коротких сессий - профессора Брюссельской музыкальной академии Ж. Огга и профессора Высшей школы музыки во Фрайбурге
Р. Хилла. Музыкальные идеи Ж. Огга были представлены лекцией, Р. Хилл провел практические занятия на тему, предложенную участниками. Практические занятия также провел Э. Пармен-тайер, посетивший город в третий раз в 2000 г. И в практических занятиях Р. Хилла и Э. Пармен-тайера, и в лекции Ж. Огга обозначилась проблема свободного отношения к тексту, закон уртек-ста - выведение исполнительского решения из композиторского замысла. Ж. Огг даже познако-
120
Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2014 / 2 (38)
Н. В. Калентьева
Клавесинное искусство Санкт-Петербурга на современном этапе: мастер-классы и открытые академии
мил аудиторию с требованиями импровизационной свободы, изложенными в трактатах XVIII в. скрипача и композитора Д. Тартини, органистов Д. Гаспарини и Л. Пенна. Таким образом, уже во время работы кафедры исторических клавишных инструментов в Санкт-Петербургской консерватории мастер-классы продолжали выполнять свою образовательную роль. Повторение же опыта 1994 г., проведение длительной сессии, в течение которой участники появлялись бы за инструментом по нескольку раз, состоялось в 2012 г.
Зимой 2012 г. не стало Густава Леонхардта. Для одних исполнителей и слушателей музыки эпохи барокко оборвался счастливый период ученичества, уже казавшийся бесконечным, для других он так и не начался. На внезапный уход Мастера коллеги отреагировали по-разному. «Все идет к концу! Как же мы сможем работать дальше? Как посмеем?» - ужасались одни. «Нет, именно сейчас и нужно играть, еще более часто, еще более неистово, хотя бы для того, чтобы не предать его дела!» - были уверены другие1. И вот продолжать просветительский путь Г. Леон-хардта стал его близкий друг, любимый ученик, единомышленник и последователь - Боб ван Асперен2. Многие отмечали удивительное сходство внешности, манер, стиля речи двух музыкантов, да и исполнительский стиль Асперена считают смягченным, более лирическим вариантом стиля учителя. Для других это основание отказать Асперену в индивидуальности. И совершенно напрасно. Путь Асперена - путь индивидуальных открытий.
Уже в конце 1960-х гг., когда аутентичное исполнительство ассоциировалось у слушате-
1 Напомним об огромной просветительной деятельности Г. Леонхардта, о том, скольких музыкантов увлек его пример. Об этом повествует статья Д. Мороньи «Густав Мария Леонхардт» [13], говорит и сам Г. Леонхардт в своем интервью [12]. Упомянем статьи В. Радченкова «Голос эпохи» [7], Н. Кувшинниковой и А. Павлова «Он любил наш город» [5].
2В числе ближайших ярких последователей Г. Леонхардта Асперена упоминает В. Шекалов в своей книге «Возрождение клавесина» [10]. Деятельности Асперена в Санкт-Петербурге посвящена статья Н. Кувшинниковой и А. Павлова «Боб ван Асперен во главе знатоков и любителей» [6].
лей в основном с камерными оркестрами, исполняющими музыку Вивальди, Генделя и Баха, Асперен предложил иной путь. Его ансамбль «Квадро Оттетер» первым привлек внимание слушателей к камерно-инструментальной музыке и обратил внимание на имена вновь открываемых авторов - Ж. Отте-тера, И. Маттезона, братьев Перселл. Впоследствии Асперен много сотрудничал с музыкантами из Каталонского университета, в частности, со скрипачом Э. Морена, лютнистом А. Морена, итальянскими музыкантами из Малой академии города Мунтиньи.
Сольная деятельность Асперена также изобилует открытиями. Именно он первым обратил внимание на творчество наиболее почитаемых и любимых в наши дни мастеров клавесина XVII в. И. Фробергера и Л. Куперена. Немало его программ посвящено виртуозам клавесина Испании и Англии XVI в., от которых пошло клавесинное барокко. На рубеже веков Асперен приступил к записи монументального цикла учебно-методических сочинений И.-С. Баха, вновь обратив внимание на яркость стиля, глубину мыслей и силу чувств прелюдий, преамбул и симфоний, которые то и дело начинают восприниматься как упражнения.
Во главе оркестра «Меланте Амстердам» Асперен осуществил премьеру Шести гамбургских концертов К.-Ф.-Э. Баха - в этой записи он выступил как дирижер и солист и представил публике один из последних опытов клавесинного концерта зрелого классицизма. Перечень далеко не полон.
Впервые Асперен оказался в Санкт-Петербурге в начале 1970-х гг. в качестве участника конференции по вопросам органного исполнительства. «Мой доклад о новой исторически ориентированной манере был встречен снисходительными усмешками; попытки же пройти к органу и продемонстрировать достоинства нового стиля решительно пресекались», - рассказывал Асперен впоследствии. «Так же было и с самим городом: нас до изнеможения водили по революционным местам, не давая свернуть в сторону. Создавалось ощущение, что настоящий город, с его историей и дей-
121
Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2014 / 2 (38)
Н. В. Калентьева
Клавесинное искусство Санкт-Петербурга на современном этапе: мастер-классы и открытые академии
ствительной музыкальной жизнью находится рядом». Увидеть этот настоящий город Аспере-ну довелось лишь в 1999 г.
Те, кто уже был знаком с творчеством музыканта по записям или даже смог посетить его концерты в Европе, признали: даже в ряду прочих концертов Асперена концерт в программе фестиваля «Early music» был совершенно выдающимся. Запомнился он не столько виртуозным блеском, сколько удивительной страстностью, предельным эмоциональным градусом, на котором музыкант исполнил программу И.-С. Баха. Многие после этого концерта признавались, что открыли себе Асперена заново.
Продолжение, обещанное артистом после концерта 1999 г., последовало лишь в марте 2012 г. Совершенно особым был жанр масштабного мероприятия, в центре которого оказался Асперен. Не просто концерт или мастер-классы, а серия многодневных лекций и мастер-классов, завершившаяся концертом. Организаторы программы озаглавили ее «Открытая музыкальная академия»1.
Асперен построил программу мастерклассов несколько иначе, чем в свое время Парментайер. Не было заранее составленного репертуара - вместо этого был ограничен период времени, от второй половины XVII до первой половины XVIII в., и объявлена тема занятий: теснейшая взаимосвязь между клавесинной музыкой французского и немецкого барокко. В центре внимания оказались четыре фигуры. И.-Я. Фробергер оказал огромное влияние на парижских органистов и прежде всего - своего друга Л. Куперена, основоположника знаменитой артистической династии2, самым
1 Первоначальный смысл слова академия - собрание знатоков и любителей.
2О связи творчества этих двух музыкантов и о глубоком влиянии Фробергера как на немецкую, так и на французскую музыку подробно говорится в книге М. Друскина «Клавирная музыка Испании, Англии, Нидерландов, Франции, Италии, Германии XVI - XVIII веков» [1], во вступительных статьях Н. Копчевского к нотной антологии «Клавирная музыка Западной Европы» [2], а также в его работе «Клавирная музыка. Вопросы исполнения»
[3]. Об этом пишет и А. Любимов во вступитель-
ярким представителем которой стал Франсуа Куперен Великий. А опыт этих трех музыкантов можно назвать бесценным для формирования личности И.-С. Баха, объединившего в своей индивидуальной манере высочайшие достижения старших мастеров Германии и Франции.
Во вступительной лекции Асперен, изложив основную идею классов, раскрыл ряд общих черт в особенностях фактурного, гармонического, полифонического и прежде всего ритмического письма всех четырех авторов. Участники классов узнали много нового о технике фундаментального такта и ритмической свободе исполнения безударных нот, о взгляде на фактуру как на сумму мелодических линий, о необходимости сочетать целеустремленность всей формы с тщательно исполняемыми подробностями.
Впечатляет количество активных участников мастер-классов и список городов, откуда они прибыли, - Санкт-Петербург, Москва, Нижний Новгород, Киев, Одесса... В течение занятий сам Асперен садился за инструмент крайне редко, но всякий раз, как только это происходило, становилось ясно: высшая школа - это пример большого мастера.
Центральным событием был концерт в Малом зале Филармонии, основу драматургии которого составила линия непрерывной мастерской преемственности, обозначенная в ходе мастер-классов: И.-Я. Фробергер - Л. Куперен - Ф. Куперен - И.-С. Бах. По косвенным данным, И.-С. Бах состоял в переписке с Ф. Купереном, в его личном архиве оказалось немало автографов и рукописных копий композиций Ф. Куперена, он часто исполнял их и сделал органную транскрипцию фрагмента ансамблевой сонаты «Исцеление»3.
Музыка этих четырех авторов составила программу концерта. Соната «Исцеление», исполненная по версии манускрипта, принад-
ной статье к нотному сборнику «Французская клавесинная музыка» [4].
3 Высочайшая оценка творчества Ф. Куперена, интерес к французской музыке и к музыке И.-Я. Фробергера содержится в письмах и высказываниях И.-С. Баха, вошедших в книгу «Документы жизни и деятельности И.-С. Баха» [11].
122
Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2014 / 2 (38)
Н. В. Калентьева
Клавесинное искусство Санкт-Петербурга на современном этапе: мастер-классы и открытые академии
лежащего И.-С. Баху, оказалась смысловым центром программы, а эмоциональной кульминацией стала все та же «Чакона» И.-С. Баха. На бис прозвучала одна из хоральных прелюдий композитора, удивительный пример немецкого хорала, органично украшенного французской орнаментикой1.
Огромное достоинство жанра мастерклассов заключается в демонстрации индивидуального подхода к материалу и в требовании эмоционального осмысления от участников. Если учебное занятие строится на прямых рекомендациях, то в процессе мастер-класса
участники учатся не только выполнять стилистические нормы, но и мыслить ими, свободно ориентируясь в стиле. Отсутствует эффект «ответа в конце учебника» - участники мастер-класса достигают не канонического, а своего собственного результата на основе сведений, предоставленных мастером. В наши дни, с ростом количества учебных кафедр клавесина в консерваториях и возрастающим объемом доступной информации, циклы концертов и мастер-классы не теряют своей актуальности, обладая уникальной спецификой передачи информации.
1. Друскин, М. Клавирная музыка Испании, Англии, Нидерландов, Франции, Италии, Германии XVI -XVIII веков / М. Друскин. - Санкт-Петербург: Композитор - Санкт-Петербург, 2007.
2. Клавирные пьесы западноевропейских композиторов. Вып. 1-3 / вступ. ст. и коммент. Н. Копчевского. -Москва: Музыка, 1975-1977.
3. Копчевский, Н. Клавирная музыка. Вопросы исполнения / Н. Копчевский. - Москва: Музыка, 1986.
4. Любимов, А. Французская клавесинная музыка XVIII века / А. Любимов. - Москва: Музыка, 1988.
5. Павлов, А. Он любил наш город / А. Павлов, Н. Кувшинникова // Санкт-Петербургский музыкальный вестник. - 2012. - № 3 (87). - Март. - С. 3.
6. Павлов, А. Боб ван Асперен во главе знатоков и любителей / А. Павлов, Н. Кувшинникова // Санкт-Петербургский музыкальный вестник. - 2012. - № 5 (89). - Май. - С. 3.
7. Радченков, В. М. Голос эпохи / В. М. Радченков // Скрипичный ключ: петербургский музыкальнокритический журнал. - 2002. - № 8. - С. 8.
8. Розанов, И. Традиция альтерации ритма в музыке Германии XVIII века / И. Розанов. - Санкт-Петербург, 1991.
9. Розанов, И. Лекции по орнаментике / И. Розанов. - Санкт-Петербург: Издательство политехнического университета, 2009.
10. Шекалов, В. Возрождение клавесина / В. Шекалов. - Санкт-Петербург, 2008.
11. Шульце, Х.-Й. Документы жизни и деятельности И.-С. Баха / Х.-Й. Шульце; пер. В. Ерохина. - Москва: Музыка, 1980.
12. Leonhardt, G. An Interview / G. Leonhardt // The English Harpsichord Magazine. - 1974. - Vol. 1. - № 2. - Apr.
13. Moroney, D. Gustav Maria Leonhatdt. A Personal Tribute by Davitt Moroney. Westfield / D. Moroney // Newsletter of the Westfield Center, Volume XXIII. - Number IA. - Special Issue (March 2012).
14. Zuckermann, W. I. The Modern Harpsichord. Twentieth-Century Instruments and Their Makers / W. I. Zuck-ermann. - October House Inc, New-York 10011, 1969.
Сдано 18.01.2013 N. V. Kalentyeva
MODERN HARPSICHORD PERFORMING ART IN SAINT PETERSBURG:
MASTER CLASSES AND OPEN ACADEMIES
Abstract. This article is devoted to master classes and open academies, which are the oldest form of educational activities in the history of authentic performance. Master classes and open academies exist in the epoch of
гХорал из «Органной книжечки» И.-С. Баха «Wenn nur den lieben Gott lasst walten», BWV 691. Подобные примеры немецких тем, орнаментированных во французской манере, упоминаются И. В. Розановым в работе «Традиции альтерации ритма в музыке Германии XVIII века» [8], а впоследствии в его же «Лекциях по орнаментике» [9].
123
Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2014 / 2 (38)
Н. В. Калентьева
Клавесинное искусство Санкт-Петербурга на современном этапе: мастер-классы и открытые академии
numerous harpsichord classes of conservatories. Despite this, they are still attractive, especially for young performers. Practical recommendations of great musicians are very important for professional development of young performers. As examples, the article discusses the master classes, which gave in Saint-Petersburg American harpsichordist Edward Parmentayer and harpsichordist from Holland Bob van Asperen.
Keywords: Harpsichord, authentic, Baroque, master class, academy
References
1. Druskin, M. Klavirnaya musika Ispanii, Anglii, Niderlandov, Franzii, Italii, Germanii XVI - XVIII vekov [The clavier music of Spain, England, Netherlands, France, Germany in XVI - XVIII centuries] / M. Druskin. -Saint-Petersburg: The composer - Saint-Petersburg, 2007.
2. Klavirnie piesi zapadnoevropeyskih kompozitorov [The clavier pieces of West-european composers]. Vol. 1-3 / introd. article and comments of N. Kopchevsky. - Moscow: Music, 1975-1977.
3. Kopchevsky, N. Klavirnaya musika. Voprosi ispolneniya [Clavier music. Problems of performing art] / N. Kopchevsky. - Moscow: Music, 1986.
4. Lubimov, A. Franzuzskaya klavesinnaya musika XVIII veka [French harpsichord music of XVIII century] / A. Lubimov. - Moscow: Music, 1988.
5. Pavlov, A. He loved our city / A. Pavlov, N. Kuvshinnikova // Sankt-Peterburgskiy musikalniy vestnik [Musical Herald of Saint-Petersburg]. - 2012. - № 3 (87). - March. - P. 3.
6. Pavlov, A. Bob van Asperen is headed by experts and fans / A. Pavlov, N. Kuvshinnikova // Sankt-Peterburgskiy musikalniy vestnik [Musical Herald of Saint-Petersburg]. - 2012. - № 5 (89). - May. - P. 3.
7. Radchenkov, V. M. The voice of the epoch / V. M. Radchenkov // Skripichniy kluch [Treble clef]: Petersburg musical-critical magazine. - 2002. - № 8. - P. 8.
8. Rozanov, I. Tradizii alterazii ritma v musike Germanii XVIII veka [Traditions of alterations in rhythm in German music of XVIII century] / I. Rosanov. - Saint-Petersburg, 1991.
9. Rosanov, I. Lekzii po ornamentike [Lectures on ornamentation] / I. Rosanov. - Saint-Petersburg: Publishing house of the Polytechnic University, 2009.
10. Schekalov, V. Vozrogdenie klavesina [The revival of harpsichord] / V. Schekalov. - Saint-Petersburg, 2008.
11. Schulze, H.-I. Dokumenti gizni i deyatelnosti I.-S. Baha [I.-S. Bach: Life and work in documents] / H.-I Schulze; transl. by V. Erohin. - Moscow: Music, 1980.
12. Leonhardt, G. An Interview / G. Leonhardt // The English Harpsichord Magazine. - 1974. - Vol. 1. - № 2. - Apr.
13. Moroney, D. Gustav Maria Leonhatdt. A Personal Tribute by Davitt Moroney. Westfield / D. Moroney // Newsletter of the Westfield Center, Volume XXIII. - Number IA. - Special Issue (March 2012).
14. Zuckermann, W. I. The Modern Harpsichord. Twentieth-Century Instruments and Their Makers / W. I. Zuck-ermann. - October House Inc, New-York 10011, 1969.
Received 18.01.2013
124
Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2014 / 2 (38)